оператор павел лебешев биография
Биография Павла Лебешева
Российский кинооператор, народный артист России Павел Тимофеевич Лебешев родился 15 февраля 1940 года в Москве. Его отец — Тимофей Лебешев (1905-1981), оператор, заслуженный деятель искусств РСФСР.
В 1972 году окончил заочное отделение операторского факультета ВГИКа (мастерская Анатолия Головни).
C 1957 года Павел Лебешев работал на киностудии «Мосфильм» сначала механиком, потом ассистентом оператора, оператором-постановщиком. Работал со многими советскими операторами, в том числе со своим отцом.
В 1967 году Павел Лебешев в качестве оператора-постановщика принимал участие в создании фильма Андрея Смирнова «Ангел», вышедшего на экраны лишь через двадцать лет.
Первой заметной работой Павла Лебешева стала драма Андрея Смирнова «Белорусский вокзал» (1970). В дальнейшем он был оператором-постановщиком фильмов таких российских режиссеров, как Никита Михалков («Свой среди чужих, чужой среди своих», 1974; «Раба любви», 1975; «Неоконченная пьеса для механического пианино», 1977; «Несколько дней из жизни И.И. Обломова», 1980), Сергей Соловьев («Спасатель», 1980; «Наследница по прямой», 1982; «Избранные», 1983; «Асса», 1988), Лариса Шепитько («Восхождение», 1976), Георгий Данелия («Кин-дза-дза», 1986). Работал он также с Вячеславом Криштофовичем, Романом Балаяном, Дмитрием Месхиевым, Сергеем Бодровым-старшим, Эльдаром Рязановым.
Как актер, Павел Лебешев снялся в эпизодах нескольких фильмов: «Свой среди чужих, чужой среди своих» (1974), «Родня» (1981), «Тюремный романс» (1993), «Кавказский пленник» (1996), «Привет, дуралеи!» (1996), «Мама» (1999), «Чек» (2000), «Побег из Гулага» (2001) и др.
Павел Лебешев был удостоен званий заслуженного деятеля искусств России (1965), народного артиста России (1992), лауреата Государственных премий России (1997,1999). Награжден орденами «Знак Почета» (1986), «За заслуги перед Отечеством» III (2000) и IV (1996) степеней. Являлся лауреатом премий «Ника» (1995), «Золотой Овен» (1995), «ТЭФИ» (2002).
В 1980 году в Великобритании ему был присужден приз «Серебряный щит Оксфорда» за лучшую операторскую работу в фильме «Несколько дней из жизни И.И. Обломова».
Павел Лебешев скончался 26 февраля 2003 года от острой сердечной недостаточности. Похоронен в Москве на Кунцевском кладбище.
Материал подготовлен на основе информации РИА открытых источников
Павел Лебешев. Эпикуреец с камерой
Наши представления о мире в значительной степени изменили создатели квантовой физики — когда переосмыслили функцию наблюдения. По мнению Нильса Бора, окружающая среда представляет собой всего-навсего вероятностную форму, и лишь с приходом «смотрящего», «наблюдателя» образуется конкретная, данная нам в ощущениях, реальность. Запутанная, неочевидная для обывательского сознания теория проясняется в общих чертах, если применить к ней художественный метод Павла Лебешева.
Он придумал и осуществил в своих лучших картинах такую систему съемки, которая присутствию человека с киноаппаратом придает совершенно особый, поистине демиургический статус. Оператор при этом остается вне поля нашего зрения, не отражается в каком-нибудь зеркале или стекле, однако его манера «быть здесь и сейчас», наблюдать актеров в сопутствующем им антураже настолько активна, изобретательна и продуктивна, что оказывает сильнейшее влияние на саму суть картины.
КАЗАЛОСЬ бы, любой мастеровитый кинооператор целенаправленно обслуживает сценарную и режиссерскую идеи, укрупняя значимые детали и не беря во внимание те, что на фабуле, настроении эпизода никак не сказываются. Но в том-то и дело, что Лебешев не «обслуживал»: топографически и ритмически выверенная слежка за действующими лицами продумывалась — в тесной компании с режиссером и художником — так же тщательно, как и сценарные ходы с мизансценами.
У его камеры со сверхширокоугольным объективом всегда было много работы, что позволяло проецировать на экран невероятно сложные, порой причудливые, но в то же время четко сбалансированные амплитудные движения. Налицо парадокс: постоянно ощущаемое присутствие оператора-наблюдателя, с одной стороны, обнажает условность игрового сюжета, а с другой, обеспечивает едва ли не хроникальный характер съемки. Созданное большим художником напряжение дополняет весьма эффектная, сугубо эстетская двойственность.
В биографии мастера были картины, где авторам, причем весьма талантливым, создать понятную для зрителей систему координат почему-то не удалось. Тогда Павел Тимофеевич ставил перед собой задачу прикрывать смысловые прорехи, и теперь, по прошествии многих лет, бывает, совершенно не помнишь ни проблематики, ни коллизий, ни героев, зато изобразительное пиршество имени Лебешева по-прежнему явлено внутреннему взору и все так же волнует. Он и в Южной Америке, при ином свете солнца, в другой воздушной среде и совершенно чужой социальной обстановке делал привычную работу: показывал человеческую вселенную как предельно осязаемую данность, хотя и со сновидческими обертонами.
В знаменитой работе теоретика кино Зигфрида Кракауэра вынесено в заглавие ключевое понятие — «Реабилитация физической реальности». Метод Лебешева характеризуется этим термином очень точно. Первой полностью самостоятельной работой стала для него короткометражка Андрея Смирнова «Ангел». Режиссера на тот момент завораживало аномально достоверное черно-белое оформление бергмановских картин, и он стал искать для экранизации рассказа Юрия Олеши профессионала, который был бы готов снимать «на натуре, только без света». Имелись в виду источники искусственного освещения, без коих даже на природе лица людей обычно не снимают. Все подряд операторы от такого эксперимента отказывались, и только молодой Павел Лебешев согласился, даже не поморщился: «Да хоть без пленки!»
В дальнейшем он доведет свое умение до совершенства. Сергей Соловьев, удачно сотрудничавший с ним во время работы над «Спасателем», «Наследницей по прямой» и «Ассой», отмечает: «Его световые решения исходили из крайне низких величин освещенности, поскольку он стремился сохранить всю красоту и прелесть естественного освещения, всю красоту и прелесть того, как живет свет вместе с нами в этом своем пространстве».
Гипертрофированное внимание Лебешева к естественному порядку вещей позволяет отнести его к романтикам (в строго искусствоведческом смысле слова), ведь романтизмом утверждается культ натуры, чувств, природного начала в человеке. Манера этого кинохудожника всегда узнаваема именно потому, что твердость характера обеспечивала незыблемость его мировоззренческих установок даже при взаимодействии с режиссерами средней руки, не особо интересовавшимися тонкими материями. Эдуард Гимпель, много лет сотрудничавший с ним как второй оператор, специалист по обработке пленки, припоминает: «Звонил и спрашивал: «Ты материал видел?» — «Да». — «Ну как, это «наше» изображение?!»
То есть в точности по Бору — Гейзенбергу: тонкий, зоркий, изобретательный «наблюдатель» добивался совершенно определенной картины мира!
В профессию его привел отец, Тимофей Павлович, большой, известный в нашем кинематографе специалист. На съемках «Тишины» Владимира Басова Павел был ассистентом Лебешева-старшего, а в команде, трудившейся над лентой «Щит и меч», уже вторым оператором. Самостоятельно прославился всего через пару лет, сделав с Андреем Смирновым легендарный «Белорусский вокзал». Впрочем, фирменный стиль там еще не проявился.
Настоящий прорыв был осуществлен в фильмах Никиты Михалкова: «Свой среди чужих, чужой среди своих», «Раба любви», «Неоконченная пьеса для механического пианино», «Пять вечеров», «Несколько дней из жизни И. И. Обломова», «Родня» — шесть огромных творческих удач всего за семь лет. Оператор там не только решил все поставленные режиссером художественные задачи, но и придумал гениальный, по-советски хитрый способ: предварительно засвечивая дешевую отечественную «Тасму», подтянул ее до уровня дефицитного «Кодака». Более того, снялся в нескольких потешных эпизодах и, наконец, выдал блистательный набор глубоко новаторских приемов.
На какое-то время расставшись с Михалковым, был нарасхват у таких мастеров, как Георгий Данелия («Кин-дза-дза», «Настя»), Роман Балаян («Леди Макбет Мценского уезда») и Сергей Бодров-старший («Кавказский пленник»). Воссоединился с Никитой Сергеевичем в дни съемок «Сибирского цирюльника», при этом уверенно освоил новую для себя аппаратуру, сохранив в полной мере легкое дыхание и уникальное зрение, удивив в очередной раз и постановщика, и просто понимающих толк в киноискусстве людей.
«Дар Божий — он был им переполнен. И он не профессионал в холодном смысле слова. Эпикуреец, который, однако, на площадке умел полностью сконцентрироваться на пластике, на образе картины», — эта емкая характеристика отнюдь не выглядит дифирамбом.
Родион Нахапетов говорил, что на съемочной площадке фильма «Раба любви» он вообще не замечал оператора. Ясное дело, ведь Лебешев с легким сердцем тушил агрессивно бьющий по глазам луч осветительного прибора — лишь бы артистам было удобно. В его лексиконе не было стандартных операторских фразочек наподобие «Туда не вставай!», «Там не останавливайся!».
Самый невероятный трюк заключался в том, чтобы расставить как положено аппаратуру, аккуратно и надежно все вокруг подсветить, но буквально за полсекунды до команды «Мотор!» дать решительную отмашку ассистентам: «Гасите!» Те в тревожном недоумении выполняли, а Павел Лебешев снимал дальше на честном слове, интуиции, импровизации, согласуясь во всем с новой, вдруг возникшей атмосферой, которую он внезапно ощутил, глянув в глазок кинокамеры. Если бы подобную штуку выдал кто-нибудь другой, про него, вероятно, сказали бы: «Самонадеянный фанфарон и бракодел».
После проявки материала результат, к изумлению съемочной группы, всегда получался потрясающе выразительным. Посему окружающие, как правило, ограничивались банальным словечком «гений».
Материал опубликован в журнале «CВОЙ» Никиты Михалкова. Февраль, 2020
Лебешев П.
Павел Тимофеевич Лебешев
Ле́бешев Па́вел Тимофе́евич (1940—2003) — советский и российский кинооператор. Заслуженный деятель искусств РСФСР.
Содержание
Биография
Павел Тимофеевич Лебешев родился 20 февраля 1940 в Москве, в 1972 году окончил ВГИК. Первым фильмом, работа над которым принесла Лебешеву известность, стал «Белорусский вокзал» режиссёра Андрея Смирнова. Работал оператором—постановщиком киностудии «Мостехфильм», затем — «Мосфильм». Лебешев работал с такими режиссёрами, как Никита Михалков, Сергей Соловьёв, Лариса Шепитько, Георгий Данелия.
Награды и достижения
Фильмография
Кинооператор
Актёрские работы
Ссылки
Полезное
Смотреть что такое «Лебешев П.» в других словарях:
Лебешев — фамилия. Известные носители: Лебешев, Павел Тимофеевич Лебешев, Тимофей Павлович … Википедия
ЛЕБЕШЕВ — Павел Тимофеевич (род. 1940), кинооператор, заслуженный деятель искусств РСФСР (1980). В кино с 1957. Фильмы: Свой среди чужих, чужой среди своих (1974), Раба любви (1976), Неоконченная пьеса для механического пианино (1977), Спасатель (1980),… … Русская история
Лебешев П. Т. — Павел Лебешев Имя при рождении: Павел Тимофеевич Лебешев Дата рождения: 20 февраля 1940 Место рождения: Москва … Википедия
ЛЕБЕШЕВ Павел Тимофеевич — (15 февраля 1940, Москва 23 февраля 2003, там же), российский кинооператор, заслуженный деятель искусств РСФСР (1980), лауреат Государственных премий России (1997, «Кавказский пленник»; 1999, «Сибирский цирюльник»). Сын Тимофея Лебешева (см.… … Энциклопедия кино
ЛЕБЕШЕВ Павел Тимофеевич — (р. 1940) российский кинооператор, заслуженный деятель искусств Российской Федерации (1980). Оператор постановщик многих фильмов Н. С. Михалкова: Свой среди чужих, чужой среди своих (1974), Раба любви (1976), Неоконченная пьеса для механического… … Большой Энциклопедический словарь
ЛЕБЕШЕВ Тимофей Павлович — (20.02.1905 01.08.1981), оператор. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1965), заслуженный деятель искусств Бурятской АССР (1976). Окончил Государственный техникум кинематографии (ГТК). Оператор постановщик киностудии «Мостехфильм», затем… … Энциклопедия кино
Лебешев, Павел Тимофеевич — Павел Лебешев Церемония вручения Государственных премий в области литературы и искусства за 1999 год. Имя при рождении … Википедия
Лебешев, Павел — Павел Лебешев Имя при рождении: Павел Тимофеевич Лебешев Дата рождения: 20 февраля 1940 Место рождения: Москва … Википедия
Лебешев Павел Тимофеевич — Павел Лебешев Имя при рождении: Павел Тимофеевич Лебешев Дата рождения: 20 февраля 1940 Место рождения: Москва … Википедия
Лебешев П. Т.
Павел Тимофеевич Лебешев
Ле́бешев Па́вел Тимофе́евич (1940—2003) — советский и российский кинооператор. Заслуженный деятель искусств РСФСР.
Содержание
Биография
Павел Тимофеевич Лебешев родился 20 февраля 1940 в Москве, в 1972 году окончил ВГИК. Первым фильмом, работа над которым принесла Лебешеву известность, стал «Белорусский вокзал» режиссёра Андрея Смирнова. Работал оператором—постановщиком киностудии «Мостехфильм», затем — «Мосфильм». Лебешев работал с такими режиссёрами, как Никита Михалков, Сергей Соловьёв, Лариса Шепитько, Георгий Данелия.
Награды и достижения
Фильмография
Кинооператор
Актёрские работы
Ссылки
Полезное
Смотреть что такое «Лебешев П. Т.» в других словарях:
Лебешев — фамилия. Известные носители: Лебешев, Павел Тимофеевич Лебешев, Тимофей Павлович … Википедия
ЛЕБЕШЕВ — Павел Тимофеевич (род. 1940), кинооператор, заслуженный деятель искусств РСФСР (1980). В кино с 1957. Фильмы: Свой среди чужих, чужой среди своих (1974), Раба любви (1976), Неоконченная пьеса для механического пианино (1977), Спасатель (1980),… … Русская история
Лебешев П. — Павел Лебешев Имя при рождении: Павел Тимофеевич Лебешев Дата рождения: 20 февраля 1940 Место рождения: Москва … Википедия
ЛЕБЕШЕВ Павел Тимофеевич — (15 февраля 1940, Москва 23 февраля 2003, там же), российский кинооператор, заслуженный деятель искусств РСФСР (1980), лауреат Государственных премий России (1997, «Кавказский пленник»; 1999, «Сибирский цирюльник»). Сын Тимофея Лебешева (см.… … Энциклопедия кино
ЛЕБЕШЕВ Павел Тимофеевич — (р. 1940) российский кинооператор, заслуженный деятель искусств Российской Федерации (1980). Оператор постановщик многих фильмов Н. С. Михалкова: Свой среди чужих, чужой среди своих (1974), Раба любви (1976), Неоконченная пьеса для механического… … Большой Энциклопедический словарь
ЛЕБЕШЕВ Тимофей Павлович — (20.02.1905 01.08.1981), оператор. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1965), заслуженный деятель искусств Бурятской АССР (1976). Окончил Государственный техникум кинематографии (ГТК). Оператор постановщик киностудии «Мостехфильм», затем… … Энциклопедия кино
Лебешев, Павел Тимофеевич — Павел Лебешев Церемония вручения Государственных премий в области литературы и искусства за 1999 год. Имя при рождении … Википедия
Лебешев, Павел — Павел Лебешев Имя при рождении: Павел Тимофеевич Лебешев Дата рождения: 20 февраля 1940 Место рождения: Москва … Википедия
Лебешев Павел Тимофеевич — Павел Лебешев Имя при рождении: Павел Тимофеевич Лебешев Дата рождения: 20 февраля 1940 Место рождения: Москва … Википедия
Он был великий оператор
Страшная потеря для нашего кинематографа — на 63-м году жизни умер Павел Лебешев. Знаменитый оператор. Легендарная личность. Его имя держало высокую марку отечественной операторской школы.
Это произошло внезапно.
— Мы позавтракали, Паша сел смотреть свой любимый фильм “Два бойца”, — рассказывает жена Лебешева Наталья. — Он повернулся, и я услышала: “Мне плохо”. Я к нему — он положил голову на руки и уже не дышал. Врачи потом сказали: “Остановилось сердце”. А он просто закрыл глаза. Я не могу в это поверить.
Так, как снимал он, никто не мог снимать. Светопись на экране — от нежной пастели до тщательной, детальнейшей проработки кадра — делала любой фильм неповторимым. Поэтому с ним работали режиссеры экстра-класса: Лариса Шепитько, Никита Михалков, Сергей Соловьев, Георгий Данелия в России, Ежи Гоффман — в Польше. Свой последний фильм Павел Лебешев сделал именно с ним — историческую ленту “Старая башня”.
Хорошо, что он успел еще доснять картину, хотя летом прошлого года приступил к ней сразу же после выхода из больницы. Ему было трудно ходить, и Ежи Гоффман, с которым Павел Лебешев дружил много лет, создал все условия, чтобы оператор мог снимать. Хотя картина была очень сложная — с панорамной съемкой, батальными сценами. Он снял ее! Кто видел смонтированный материал, уверяет, что у Лебешева получилась поразительная работа. Впрочем, как и все его картины, на которых выросло не одно поколение зрителей: “Восхождение”, “Свой среди чужих, чужой среди своих”, “Раба любви”, “Неоконченная пьеса для механического пианино”, “Несколько дней из жизни И.И.Обломова”, “Спасатель”, “Наследница по прямой”, “Асса”, “Кин-дза-дза”. В 1995 г. за операторскую работу в фильме “Первая любовь” Лебешев получил премию “Ника”. Он, по всеобщему признанию, был великий оператор — и это главная его награда.
В тот день Павел Тимофеевич был в отличном настроении, строил планы, готовился через несколько дней улететь в Варшаву, где уже печатали копии “Старой башни”. Из Варшавы позвонил режиссер Ежи Гоффман, они обо всем договорились.
Похороны Павла Лебешева состоятся 26 февраля. В 10 утра в церкви на Воробьевых горах — отпевание, с 12 до 14.30 — гражданская панихида в Доме кино. Похоронят Павла Лебешева на Кунцевском кладбище.