оператор павел лебешев биография

Биография Павла Лебешева

оператор павел лебешев биография. Смотреть фото оператор павел лебешев биография. Смотреть картинку оператор павел лебешев биография. Картинка про оператор павел лебешев биография. Фото оператор павел лебешев биография

Российский кинооператор, народный артист России Павел Тимофеевич Лебешев родился 15 февраля 1940 года в Москве. Его отец — Тимофей Лебешев (1905-1981), оператор, заслуженный деятель искусств РСФСР.

В 1972 году окончил заочное отделение операторского факультета ВГИКа (мастерская Анатолия Головни).

C 1957 года Павел Лебешев работал на киностудии «Мосфильм» сначала механиком, потом ассистентом оператора, оператором-постановщиком. Работал со многими советскими операторами, в том числе со своим отцом.

В 1967 году Павел Лебешев в качестве оператора-постановщика принимал участие в создании фильма Андрея Смирнова «Ангел», вышедшего на экраны лишь через двадцать лет.

Первой заметной работой Павла Лебешева стала драма Андрея Смирнова «Белорусский вокзал» (1970). В дальнейшем он был оператором-постановщиком фильмов таких российских режиссеров, как Никита Михалков («Свой среди чужих, чужой среди своих», 1974; «Раба любви», 1975; «Неоконченная пьеса для механического пианино», 1977; «Несколько дней из жизни И.И. Обломова», 1980), Сергей Соловьев («Спасатель», 1980; «Наследница по прямой», 1982; «Избранные», 1983; «Асса», 1988), Лариса Шепитько («Восхождение», 1976), Георгий Данелия («Кин-дза-дза», 1986). Работал он также с Вячеславом Криштофовичем, Романом Балаяном, Дмитрием Месхиевым, Сергеем Бодровым-старшим, Эльдаром Рязановым.

Как актер, Павел Лебешев снялся в эпизодах нескольких фильмов: «Свой среди чужих, чужой среди своих» (1974), «Родня» (1981), «Тюремный романс» (1993), «Кавказский пленник» (1996), «Привет, дуралеи!» (1996), «Мама» (1999), «Чек» (2000), «Побег из Гулага» (2001) и др.

Павел Лебешев был удостоен званий заслуженного деятеля искусств России (1965), народного артиста России (1992), лауреата Государственных премий России (1997,1999). Награжден орденами «Знак Почета» (1986), «За заслуги перед Отечеством» III (2000) и IV (1996) степеней. Являлся лауреатом премий «Ника» (1995), «Золотой Овен» (1995), «ТЭФИ» (2002).

В 1980 году в Великобритании ему был присужден приз «Серебряный щит Оксфорда» за лучшую операторскую работу в фильме «Несколько дней из жизни И.И. Обломова».

Павел Лебешев скончался 26 февраля 2003 года от острой сердечной недостаточности. Похоронен в Москве на Кунцевском кладбище.

Материал подготовлен на основе информации РИА открытых источников

Источник

Павел Лебешев. Эпикуреец с камерой

оператор павел лебешев биография. Смотреть фото оператор павел лебешев биография. Смотреть картинку оператор павел лебешев биография. Картинка про оператор павел лебешев биография. Фото оператор павел лебешев биография

Наши представления о мире в значительной степени изменили создатели квантовой физики — когда переосмыслили функцию наблюдения. По мнению Нильса Бора, окружающая среда представляет собой всего-навсего вероятностную форму, и лишь с приходом «смотрящего», «наблюдателя» образуется конкретная, данная нам в ощущениях, реальность. Запутанная, неочевидная для обывательского сознания теория проясняется в общих чертах, если применить к ней художественный метод Павла Лебешева.

Он придумал и осуществил в своих лучших картинах такую систему съемки, которая присутствию человека с киноаппаратом придает совершенно особый, поистине демиургический статус. Оператор при этом остается вне поля нашего зрения, не отражается в каком-нибудь зеркале или стекле, однако его манера «быть здесь и сейчас», наблюдать актеров в сопутствующем им антураже настолько активна, изобретательна и продуктивна, что оказывает сильнейшее влияние на саму суть картины.

КАЗАЛОСЬ бы, любой мастеровитый кинооператор целенаправленно обслуживает сценарную и режиссерскую идеи, укрупняя значимые детали и не беря во внимание те, что на фабуле, настроении эпизода никак не сказываются. Но в том-то и дело, что Лебешев не «обслуживал»: топографически и ритмически выверенная слежка за действующими лицами продумывалась — в тесной компании с режиссером и художником — так же тщательно, как и сценарные ходы с мизансценами.

У его камеры со сверхширокоугольным объективом всегда было много работы, что позволяло проецировать на экран невероятно сложные, порой причудливые, но в то же время четко сбалансированные амплитудные движения. Налицо парадокс: постоянно ощущаемое присутствие оператора-наблюдателя, с одной стороны, обнажает условность игрового сюжета, а с другой, обеспечивает едва ли не хроникальный характер съемки. Созданное большим художником напряжение дополняет весьма эффектная, сугубо эстетская двойственность.

В биографии мастера были картины, где авторам, причем весьма талантливым, создать понятную для зрителей систему координат почему-то не удалось. Тогда Павел Тимофеевич ставил перед собой задачу прикрывать смысловые прорехи, и теперь, по прошествии многих лет, бывает, совершенно не помнишь ни проблематики, ни коллизий, ни героев, зато изобразительное пиршество имени Лебешева по-прежнему явлено внутреннему взору и все так же волнует. Он и в Южной Америке, при ином свете солнца, в другой воздушной среде и совершенно чужой социальной обстановке делал привычную работу: показывал человеческую вселенную как предельно осязаемую данность, хотя и со сновидческими обертонами.

В знаменитой работе теоретика кино Зигфрида Кракауэра вынесено в заглавие ключевое понятие — «Реабилитация физической реальности». Метод Лебешева характеризуется этим термином очень точно. Первой полностью самостоятельной работой стала для него короткометражка Андрея Смирнова «Ангел». Режиссера на тот момент завораживало аномально достоверное черно-белое оформление бергмановских картин, и он стал искать для экранизации рассказа Юрия Олеши профессионала, который был бы готов снимать «на натуре, только без света». Имелись в виду источники искусственного освещения, без коих даже на природе лица людей обычно не снимают. Все подряд операторы от такого эксперимента отказывались, и только молодой Павел Лебешев согласился, даже не поморщился: «Да хоть без пленки!»

В дальнейшем он доведет свое умение до совершенства. Сергей Соловьев, удачно сотрудничавший с ним во время работы над «Спасателем», «Наследницей по прямой» и «Ассой», отмечает: «Его световые решения исходили из крайне низких величин освещенности, поскольку он стремился сохранить всю красоту и прелесть естественного освещения, всю красоту и прелесть того, как живет свет вместе с нами в этом своем пространстве».

Гипертрофированное внимание Лебешева к естественному порядку вещей позволяет отнести его к романтикам (в строго искусствоведческом смысле слова), ведь романтизмом утверждается культ натуры, чувств, природного начала в человеке. Манера этого кинохудожника всегда узнаваема именно потому, что твердость характера обеспечивала незыблемость его мировоззренческих установок даже при взаимодействии с режиссерами средней руки, не особо интересовавшимися тонкими материями. Эдуард Гимпель, много лет сотрудничавший с ним как второй оператор, специалист по обработке пленки, припоминает: «Звонил и спрашивал: «Ты материал видел?» — «Да». — «Ну как, это «наше» изображение?!»

То есть в точности по Бору — Гейзенбергу: тонкий, зоркий, изобретательный «наблюдатель» добивался совершенно определенной картины мира!

В профессию его привел отец, Тимофей Павлович, большой, известный в нашем кинематографе специалист. На съемках «Тишины» Владимира Басова Павел был ассистентом Лебешева-старшего, а в команде, трудившейся над лентой «Щит и меч», уже вторым оператором. Самостоятельно прославился всего через пару лет, сделав с Андреем Смирновым легендарный «Белорусский вокзал». Впрочем, фирменный стиль там еще не проявился.

Настоящий прорыв был осуществлен в фильмах Никиты Михалкова: «Свой среди чужих, чужой среди своих», «Раба любви», «Неоконченная пьеса для механического пианино», «Пять вечеров», «Несколько дней из жизни И. И. Обломова», «Родня» — шесть огромных творческих удач всего за семь лет. Оператор там не только решил все поставленные режиссером художественные задачи, но и придумал гениальный, по-советски хитрый способ: предварительно засвечивая дешевую отечественную «Тасму», подтянул ее до уровня дефицитного «Кодака». Более того, снялся в нескольких потешных эпизодах и, наконец, выдал блистательный набор глубоко новаторских приемов.

На какое-то время расставшись с Михалковым, был нарасхват у таких мастеров, как Георгий Данелия («Кин-дза-дза», «Настя»), Роман Балаян («Леди Макбет Мценского уезда») и Сергей Бодров-старший («Кавказский пленник»). Воссоединился с Никитой Сергеевичем в дни съемок «Сибирского цирюльника», при этом уверенно освоил новую для себя аппаратуру, сохранив в полной мере легкое дыхание и уникальное зрение, удивив в очередной раз и постановщика, и просто понимающих толк в киноискусстве людей.

«Дар Божий — он был им переполнен. И он не профессионал в холодном смысле слова. Эпикуреец, который, однако, на площадке умел полностью сконцентрироваться на пластике, на образе картины», — эта емкая характеристика отнюдь не выглядит дифирамбом.

Родион Нахапетов говорил, что на съемочной площадке фильма «Раба любви» он вообще не замечал оператора. Ясное дело, ведь Лебешев с легким сердцем тушил агрессивно бьющий по глазам луч осветительного прибора — лишь бы артистам было удобно. В его лексиконе не было стандартных операторских фразочек наподобие «Туда не вставай!», «Там не останавливайся!».

Самый невероятный трюк заключался в том, чтобы расставить как положено аппаратуру, аккуратно и надежно все вокруг подсветить, но буквально за полсекунды до команды «Мотор!» дать решительную отмашку ассистентам: «Гасите!» Те в тревожном недоумении выполняли, а Павел Лебешев снимал дальше на честном слове, интуиции, импровизации, согласуясь во всем с новой, вдруг возникшей атмосферой, которую он внезапно ощутил, глянув в глазок кинокамеры. Если бы подобную штуку выдал кто-нибудь другой, про него, вероятно, сказали бы: «Самонадеянный фанфарон и бракодел».

После проявки материала результат, к изумлению съемочной группы, всегда получался потрясающе выразительным. Посему окружающие, как правило, ограничивались банальным словечком «гений».

Материал опубликован в журнале «CВОЙ» Никиты Михалкова. Февраль, 2020

Источник

Лебешев П.

Павел Тимофеевич Лебешев

оператор павел лебешев биография. Смотреть фото оператор павел лебешев биография. Смотреть картинку оператор павел лебешев биография. Картинка про оператор павел лебешев биография. Фото оператор павел лебешев биография

оператор павел лебешев биография. Смотреть фото оператор павел лебешев биография. Смотреть картинку оператор павел лебешев биография. Картинка про оператор павел лебешев биография. Фото оператор павел лебешев биография

оператор павел лебешев биография. Смотреть фото оператор павел лебешев биография. Смотреть картинку оператор павел лебешев биография. Картинка про оператор павел лебешев биография. Фото оператор павел лебешев биография

Ле́бешев Па́вел Тимофе́евич (1940—2003) — советский и российский кинооператор. Заслуженный деятель искусств РСФСР.

Содержание

Биография

Павел Тимофеевич Лебешев родился 20 февраля 1940 в Москве, в 1972 году окончил ВГИК. Первым фильмом, работа над которым принесла Лебешеву известность, стал «Белорусский вокзал» режиссёра Андрея Смирнова. Работал оператором—постановщиком киностудии «Мостехфильм», затем — «Мосфильм». Лебешев работал с такими режиссёрами, как Никита Михалков, Сергей Соловьёв, Лариса Шепитько, Георгий Данелия.

Награды и достижения

Фильмография

Кинооператор

Актёрские работы

Ссылки

Полезное

Смотреть что такое «Лебешев П.» в других словарях:

Лебешев — фамилия. Известные носители: Лебешев, Павел Тимофеевич Лебешев, Тимофей Павлович … Википедия

ЛЕБЕШЕВ — Павел Тимофеевич (род. 1940), кинооператор, заслуженный деятель искусств РСФСР (1980). В кино с 1957. Фильмы: Свой среди чужих, чужой среди своих (1974), Раба любви (1976), Неоконченная пьеса для механического пианино (1977), Спасатель (1980),… … Русская история

Лебешев П. Т. — Павел Лебешев Имя при рождении: Павел Тимофеевич Лебешев Дата рождения: 20 февраля 1940 Место рождения: Москва … Википедия

ЛЕБЕШЕВ Павел Тимофеевич — (15 февраля 1940, Москва 23 февраля 2003, там же), российский кинооператор, заслуженный деятель искусств РСФСР (1980), лауреат Государственных премий России (1997, «Кавказский пленник»; 1999, «Сибирский цирюльник»). Сын Тимофея Лебешева (см.… … Энциклопедия кино

ЛЕБЕШЕВ Павел Тимофеевич — (р. 1940) российский кинооператор, заслуженный деятель искусств Российской Федерации (1980). Оператор постановщик многих фильмов Н. С. Михалкова: Свой среди чужих, чужой среди своих (1974), Раба любви (1976), Неоконченная пьеса для механического… … Большой Энциклопедический словарь

ЛЕБЕШЕВ Тимофей Павлович — (20.02.1905 01.08.1981), оператор. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1965), заслуженный деятель искусств Бурятской АССР (1976). Окончил Государственный техникум кинематографии (ГТК). Оператор постановщик киностудии «Мостехфильм», затем… … Энциклопедия кино

Лебешев, Павел Тимофеевич — Павел Лебешев Церемония вручения Государственных премий в области литературы и искусства за 1999 год. Имя при рождении … Википедия

Лебешев, Павел — Павел Лебешев Имя при рождении: Павел Тимофеевич Лебешев Дата рождения: 20 февраля 1940 Место рождения: Москва … Википедия

Лебешев Павел Тимофеевич — Павел Лебешев Имя при рождении: Павел Тимофеевич Лебешев Дата рождения: 20 февраля 1940 Место рождения: Москва … Википедия

Источник

Лебешев П. Т.

Павел Тимофеевич Лебешев

оператор павел лебешев биография. Смотреть фото оператор павел лебешев биография. Смотреть картинку оператор павел лебешев биография. Картинка про оператор павел лебешев биография. Фото оператор павел лебешев биография

оператор павел лебешев биография. Смотреть фото оператор павел лебешев биография. Смотреть картинку оператор павел лебешев биография. Картинка про оператор павел лебешев биография. Фото оператор павел лебешев биография

оператор павел лебешев биография. Смотреть фото оператор павел лебешев биография. Смотреть картинку оператор павел лебешев биография. Картинка про оператор павел лебешев биография. Фото оператор павел лебешев биография

Ле́бешев Па́вел Тимофе́евич (1940—2003) — советский и российский кинооператор. Заслуженный деятель искусств РСФСР.

Содержание

Биография

Павел Тимофеевич Лебешев родился 20 февраля 1940 в Москве, в 1972 году окончил ВГИК. Первым фильмом, работа над которым принесла Лебешеву известность, стал «Белорусский вокзал» режиссёра Андрея Смирнова. Работал оператором—постановщиком киностудии «Мостехфильм», затем — «Мосфильм». Лебешев работал с такими режиссёрами, как Никита Михалков, Сергей Соловьёв, Лариса Шепитько, Георгий Данелия.

Награды и достижения

Фильмография

Кинооператор

Актёрские работы

Ссылки

Полезное

Смотреть что такое «Лебешев П. Т.» в других словарях:

Лебешев — фамилия. Известные носители: Лебешев, Павел Тимофеевич Лебешев, Тимофей Павлович … Википедия

ЛЕБЕШЕВ — Павел Тимофеевич (род. 1940), кинооператор, заслуженный деятель искусств РСФСР (1980). В кино с 1957. Фильмы: Свой среди чужих, чужой среди своих (1974), Раба любви (1976), Неоконченная пьеса для механического пианино (1977), Спасатель (1980),… … Русская история

Лебешев П. — Павел Лебешев Имя при рождении: Павел Тимофеевич Лебешев Дата рождения: 20 февраля 1940 Место рождения: Москва … Википедия

ЛЕБЕШЕВ Павел Тимофеевич — (15 февраля 1940, Москва 23 февраля 2003, там же), российский кинооператор, заслуженный деятель искусств РСФСР (1980), лауреат Государственных премий России (1997, «Кавказский пленник»; 1999, «Сибирский цирюльник»). Сын Тимофея Лебешева (см.… … Энциклопедия кино

ЛЕБЕШЕВ Павел Тимофеевич — (р. 1940) российский кинооператор, заслуженный деятель искусств Российской Федерации (1980). Оператор постановщик многих фильмов Н. С. Михалкова: Свой среди чужих, чужой среди своих (1974), Раба любви (1976), Неоконченная пьеса для механического… … Большой Энциклопедический словарь

ЛЕБЕШЕВ Тимофей Павлович — (20.02.1905 01.08.1981), оператор. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1965), заслуженный деятель искусств Бурятской АССР (1976). Окончил Государственный техникум кинематографии (ГТК). Оператор постановщик киностудии «Мостехфильм», затем… … Энциклопедия кино

Лебешев, Павел Тимофеевич — Павел Лебешев Церемония вручения Государственных премий в области литературы и искусства за 1999 год. Имя при рождении … Википедия

Лебешев, Павел — Павел Лебешев Имя при рождении: Павел Тимофеевич Лебешев Дата рождения: 20 февраля 1940 Место рождения: Москва … Википедия

Лебешев Павел Тимофеевич — Павел Лебешев Имя при рождении: Павел Тимофеевич Лебешев Дата рождения: 20 февраля 1940 Место рождения: Москва … Википедия

Источник

Он был великий оператор

Страшная потеря для нашего кинематографа — на 63-м году жизни умер Павел Лебешев. Знаменитый оператор. Легендарная личность. Его имя держало высокую марку отечественной операторской школы.

Это произошло внезапно.

— Мы позавтракали, Паша сел смотреть свой любимый фильм “Два бойца”, — рассказывает жена Лебешева Наталья. — Он повернулся, и я услышала: “Мне плохо”. Я к нему — он положил голову на руки и уже не дышал. Врачи потом сказали: “Остановилось сердце”. А он просто закрыл глаза. Я не могу в это поверить.

Так, как снимал он, никто не мог снимать. Светопись на экране — от нежной пастели до тщательной, детальнейшей проработки кадра — делала любой фильм неповторимым. Поэтому с ним работали режиссеры экстра-класса: Лариса Шепитько, Никита Михалков, Сергей Соловьев, Георгий Данелия в России, Ежи Гоффман — в Польше. Свой последний фильм Павел Лебешев сделал именно с ним — историческую ленту “Старая башня”.

Хорошо, что он успел еще доснять картину, хотя летом прошлого года приступил к ней сразу же после выхода из больницы. Ему было трудно ходить, и Ежи Гоффман, с которым Павел Лебешев дружил много лет, создал все условия, чтобы оператор мог снимать. Хотя картина была очень сложная — с панорамной съемкой, батальными сценами. Он снял ее! Кто видел смонтированный материал, уверяет, что у Лебешева получилась поразительная работа. Впрочем, как и все его картины, на которых выросло не одно поколение зрителей: “Восхождение”, “Свой среди чужих, чужой среди своих”, “Раба любви”, “Неоконченная пьеса для механического пианино”, “Несколько дней из жизни И.И.Обломова”, “Спасатель”, “Наследница по прямой”, “Асса”, “Кин-дза-дза”. В 1995 г. за операторскую работу в фильме “Первая любовь” Лебешев получил премию “Ника”. Он, по всеобщему признанию, был великий оператор — и это главная его награда.

В тот день Павел Тимофеевич был в отличном настроении, строил планы, готовился через несколько дней улететь в Варшаву, где уже печатали копии “Старой башни”. Из Варшавы позвонил режиссер Ежи Гоффман, они обо всем договорились.

Похороны Павла Лебешева состоятся 26 февраля. В 10 утра в церкви на Воробьевых горах — отпевание, с 12 до 14.30 — гражданская панихида в Доме кино. Похоронят Павла Лебешева на Кунцевском кладбище.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *