описание персонажей мертвые души

Николай Гоголь — Герои «Мертвые души»:
Краткое содержание

Список героев с характеристикой

Павел Иванович Чичиков – коллежский советник, чиновник в отставке, средних лет и полноты, дворянин, выпускник училища. Холостяк, друзей не имеет. Жулик, взяточник (из-за чего потерял работу в канцелярии и на таможне), психолог, лицемер, льстец. Фамилия «птичья». Нет имения, есть бричка с 3 лошадьми и 2 крепостных: лакей Петрушка и кучер Селифан. Он задешево скупает мертвые души, оформляет на себя почти 400 душ, чтобы заложить их в Опекунский совет как живых людей, и получить за них ссуду (деньги). Потом купить имение и жениться. Его афера не удалась из-за болтливости Коробочки и Ноздрева. После скандала покидает город.

Манилов – помещик средних лет, офицер в отставке, женат на Лизаньке, отец Фемистоклюса и Алкида. Дом богатый, но неухоженный. Мечтатель, бездельник, вежливый до приторности, скучный, но незлой человек. Его фамилия от слова «манить, обманывать». Хозяйством не занимается, крестьяне его обманывают. Бесплатно отдает Чичикову около 100 мертвых душ.

Настасья Петровна Коробочка – пожилая мелкая помещица, владелица около 80 крепостных, вдова коллежского секретаря. Недоверчивая, неумная, простодушная. Ее фамилия – символ накопительства. Крепко ведет хозяйство, крестьяне ее живут хорошо. Живет продажей продуктов из имения. Продает Чичикову 18 душ за 15 рублей. Из ее слов весь город узнает об афере Чичикова.

Ноздрев – 35-летний помещик, весельчак, драчун, картежник, охотник, коллекционер курительных трубок. Находится под судом за побои. Вдовец, отец 2 детей. Дома почти не бывает. Плохой хозяин имения. Дом неухоженный, грязный. Его друг – муж сестры Мижуев. Играет с Чичиковым на души в шашки, жульничает, лезет драться. Чичиков ушел от него ни с чем. Распускает сплетни о Чичикове, выдает его аферу.

Михаил Семенович Собакевич – грубый помещик средних лет, похожий на медведя. Любит поесть. Женат. Хороший хозяин имения, крестьяне его живут крепко. Дом мощный и неуклюжий. Продает Чичикову около 100 мертвых крестьян как ценных мастеров (сапожник, плотник) по 2,5 рубля за каждого.

Степан Плюшкин – пожилой вдовец, помещик с тысячью крепостных. Из жадности живет как бедняк, морит голодом крестьян, в ссоре с 2 дочерьми и сыном. При жене был хорошим хозяином. Чичиков не сразу понял, кто перед ним – баба или мужик. Он – «прореха на человечестве». Дом ветхий и заброшенный, внутри все в пыли и беспорядке. Продает Чичикову 120 умерших крепостных и 78 беглых по 32 копейки за каждого.

Губернатор – немолодой, учтивый мужчина, награжденный орденом святой Анны. Женат, есть 16-летняя дочь. Увлекается вышиванием. Устраивает балы. Делами губернии интересуется мало. Очарован Чичиковым. После разоблачения дел Чичикова боится за себя.

Губернаторша – немолодая кокетливая жена губернатора, мать 16-летней дочери. Подпала под обаяние Чичикова.

Губернаторская дочка – 16-летняя миловидная блондинка, выпускница благородного института. Экипаж Чичикова столкнулся с ее экипажем по дороге к Собакевичу. Второй раз он видит ее на балу. Она ему нравится.

Иван Григорьевич – председатель палаты, статский советник, масон. Помогает Чичикову оформить на себя мертвые души, поверенный Плюшкина при совершении купчей. После разоблачения дел Чичикова в страхе за свое место.

Прокурор – немолодой полный праздный человек. Женат. Помогает Чичикову совершить купчую. После разоблачения аферы Чичикова, слухов о назначении нового генерал-губернатора, скоропостижно умирает от страха. Чичиков видит его похороны на выезде из города.

Алексей Иванович – полицеймейстер, чиновник, взяточник. Оказывает помощь Чичикову с купчей на крестьян. Дрожит за свое место после разоблачения аферы.

Иван Андреевич – почтмейстер со стажем 30 лет, глава почты города N. Женат. Уверен, что Чичиков – это капитан Копейкин.

Петрушка – 30-летний лакей Чичикова, крепостной с грубой внешностью. Грамотный, молчаливый, ленивый (спит не раздеваясь), редко моется и имеет «особенный запах».

Селифан – бестолковый кучер Чичикова, добродушный человек, уважает барина, заботится о лошадях. Любит выпить и поболтать.

Копейкин – капитан, бедный офицер, участник войны 1812 года. Инвалид без правой руки и ноги. Безуспешно добивается пенсии у чиновников Петербурга. Его силком выпроваживают ждать решения «домой». Вскоре в лесах под Рязанью появляется шайка, во главе которой – Копейкин.
Почтмейстер уверен, что Чичиков и есть капитан Копейкин.

Источник

«Мёртвые души» (Н. В. Гоголь) — характеристики героев

Главные герои

Чичиков Павел Иванович

Чичиков Павел Иванович — коллежский советник, чиновник в отставке. Он человек среднего возраста, целеустремлённый, осмотрительный, рассудительный. Поставив себе цель разбогатеть, он самоотверженно и терпеливо двигается к ней, угождая начальству, проявляя деловую хватку. Выходить сухим из воды ему помогает его осторожность и ловкость. Он умеет произвести на всех приятное впечатление, знает, как нужно вести себя с разными людьми, чтобы получить от них то, что ему нужно. Не смог он понять сразу только характер Ноздрёва, поэтому еле унёс от него ноги.

Подробная характеристика Павла Ивановича Чичикова здесь.

Другие персонажи

Манилов

Манилов — помещик, который производит вначале приятное впечатление. Он культурен, деликатен, вежлив, обходителен, учтив. Но немного пообщавшись с ним, человек начинает ощущать неприятное чувство от приторной слащавости этого героя. Манилову чужда любая деятельность, он проводит время в мечтах о бессмысленных, неосуществимых проектах.

Подробная характеристика Манилова здесь.

Лизонька Манилова

Лизонька Манилова — жена Манилова, молодая любезная дама приятной наружности.

Фемистоклюс Манилов

Фемистоклюс Манилов — старший сын Манилова (8 лет). Отец хвалит его за сообразительность и прочит ему карьеру дипломата.

Алкид Манилов

Алкид Манилов — младший сын Манилова (6 лет), которого обижал старший брат.

Коробочка Настасья Петровна

Коробочка Настасья Петровна — небогатая помещица, пожилая вдова, самостоятельно управляющая своим имением. Она бережлива, умело управляется со своим хозяйством, живёт в довольстве, но жалуется Чичикову на убытки. Своих крепостных крестьян она знает отлично, и они в её деревне не бедствует.

Подробная характеристика Настасьи Петровны Коробочки здесь.

Ноздрёв

Подробная характеристика Ноздрёва здесь.

Мижуев Алексей

Мижуев Алексей — зять Ноздрёва, высокий, белокурый, худощавый. У него флегматичный темперамент, он всегда спокоен, медлителен. Мижуев спорит с Ноздрёвым, отстаивая своё мнение, но затем соглашается с ним, хотя сомневается в правдивости Ноздрёва.

Собакевич Михаил Семёнович

Собакевич Михаил Семёнович — человек неуклюжий, громоздкий, внешне похожий на медведя. Этот помещик является очень расчётливым хозяином. В его деревне дома прочны, добротны, каждого из своих крепостных мужиков он отлично знает, ценит тех из них, кто обладает отличным мастерством. Собакевич презирает просвещение и городских жителей. Отличительные черты его характера — прижимистость и цинизм.

Подробная характеристика Михаила Семёновича Собакевича здесь.

Собакевич Федулия Ивановна

Собакевич Федулия Ивановна — жена Собакевича, высокая, степенная, спокойная женщина. Супруга она называет душенькой, как и он её.

Плюшкин Степан

Плюшкин Степан — богатый помещик, который довёл своё имение до запустения из-за своей непомерной скупости. Он не обращает внимания на то, что у него гниёт зерно, портятся припасы. Главное для него — подобрать на улице валяющиеся негодные вещи да следить за тем, чтобы никто не пил наливку из графинчика. Людей он подозревает в воровстве и мошенничестве и старается оберегать от них свои вещи и припасы.

Подробная характеристика Степана Плюшкина здесь.

Слуги Чичикова и тройка коней

Петрушка — лакей «малый лет тридцати», немного суровый, с крупными губами и носом. Он молчалив, любил читать, причём любые книги, так как ему нравился просто процесс чтения. Читал он лёжа, спал, не раздеваясь, и носил всегда с собой какой-то особенный запах, «отзывавшийся несколько жилым покоем».

Кони: чубарый, гнедой и каурый Заседатель. Гнедой был коренным, вёл, по мнению Селифана, себя хорошо, пристяжного коня Заседателя он тоже хвалил, а пристяжного чубарого стыдил за хитрость и лукавство, так как тот показывал только для вида, будто бы везёт бричку.

Губернатор

Губернатор — ни толст, ни тонок, имеет орден Анны на шее. Он большой добряк и даже иногда вышивает по тюлю.

Губернаторша

Губернаторша — «первая в городе дама», поверила в то, что дочь собиралась убежать с Чичиковым и стала её упрекать.

Дочь губернатора

Дочь губернатора — молоденькая девушка 16 лет. У неё беленькое лицо, золотистые волосы, тоненькие черты лица и тоненький стан. Она только что выпущена из института для благородных девиц.

Вице-губернатор

Вице-губернатор имеет чин статского советника, любит льстецов.

Председатель палаты

Почтмейстер

Почтмейстер — невысокий человек, остряк и философ.

Прокурор

Прокурор — человек серьёзный и молчаливый, с густыми чёрными бровями и слегка подмигивающим левым глазом.

Городские сплетницы, пустившие слух, что Чичиков хочет увезти губернаторскую дочку

Анна Григорьевна — дама приятная во всех отношениях.

Софья Ивановна — просто приятная дама.

Дядя Митяй и дядя Миняй

Дядя Митяй и дядя Миняй — мужики, которые помогали развести коней, когда на тройку Чичикова наскакала коляска с шестериком коней. Дядя Митяй был длинный и сухощавый, а дядя Миняй — широкоплечий и пузатый. Помочь они не смогли, и кучер их прогнал.

Источник

«Мертвые души» главные герои

описание персонажей мертвые души. Смотреть фото описание персонажей мертвые души. Смотреть картинку описание персонажей мертвые души. Картинка про описание персонажей мертвые души. Фото описание персонажей мертвые души

Поэма Николая Васильевича Гоголя «Мертвые души» была задумана в качестве масштабной картины всего российского общества. Черты характеров главных героев «Мертвых душ» представлены писателем таким образом, что в них находит свое отражение каждое сословие России образца 19 века. В своем произведении Гоголь откровенно высмеивает продажность чиновничества, невежество помещиков. Был издан только первый том произведения: от второго тома, уничтоженного самим Гоголем, осталось лишь несколько глав в черновиках.

Характеристика героев «Мертвые души»

Главные герои

Чичиков

Чиновник, удачливый аферист, молодой мужчина.

Павел Иванович – принципиально новый образ в русской литературе, представитель зарождающегося класса предпринимателей и «ловкачей». Коллежский советник в отставке, он зарабатывает себе на жизнь авантюрными махинациями, водя за нос доверчивых обывателей. Тщательно следит за своим внешним видом: модно одевается, всегда чист, опрятен. Отличается многоликой, переменчивой натурой и способностью моментально подстраиваться под обстоятельства.

Манилов

Помещик, мужчина средних лет.

Собирательный образ помещичьего класса, для которого характерны бесплотные фантазии, сентиментальность и отсутствие деятельности. Это добрый, скромный и приятный человек, который отчаянно стремится понравиться окружающим людям. Он молчалив, задумчив, доверчив. В жизненных ситуациях Манилов теряется и конфузится. Предпочитает витать в облаках, нежели заниматься ведением хозяйства. Стремится сделать свою жизнь похожей на роман или сентиментальный рассказ, в котором нет места суровой реальности.

Коробочка

Помещица, болезненная старуха.

Настасья Петровна – мелкая помещица, одинокая вдова, живущая в небольшой деревушке. Это аккуратная и рачительная хозяйка, которая содержит свое поместье в полном порядке. Коробочка не стремится развиваться духовно, ее ничего не интересует, кроме собственного хозяйства. В каждом человеке она видит лишь потенциального покупателя, который может принести ей прибыль. Несмотря на стабильное финансовое положение, в разговоре любит прибедняться и жаловаться на жизнь.

Ноздрев

Помещик, азартный игрок, 35 лет.

Молодой мужчина, свежий и румяный на вид. Это лихой прожигатель жизни, любитель вкусно поесть и отменно выпить. Обладая деятельной натурой, не в состоянии усидеть дома более одного дня. Однако всю свою неуемную энергию направляет не на благо хозяйства, а на поиск новых источников удовольствия. Вдовец, отец двоих детей, воспитанием которых совершенно не интересуется. Его также мало занимает судьба поместья и живущих в нем крестьян. Способен с легкостью проиграть крупную сумму денег в карты, совершенно не заботясь о том, на какие средства придется жить.

Собакевич

Помещик, физически сильный мужчина средних лет.

Михаил Семенович – зажиточный помещик преклонных лет, отличающийся крепким телосложением и отменным здоровьем. Это прямолинейный, грубый и неуклюжий человек. Во внешности помещика присутствует неуловимое сходство с диким зверем: сила, неповоротливость, скрытая угроза. Собакевича мало беспокоит внешняя привлекательность вещей: куда больше он ценит надежность и практичность. Несмотря на некоторую тяжеловесность, это весьма изворотливый и хитрый человек.

Плюшкин

Помещик, худой старик лет 60.

Невероятно скупой старик, который отличается удивительной жадностью не только по отношению к зависимым от него крестьянам, но, прежде всего, к самому себе. Он ходит в обносках, не доедает, не выбрасывает даже самый обветшавший хлам. Однако чрезмерная экономия на всем не делает его счастливым человеком. Болезненная скаредность Степана Плюшкина не дает ему шанса обрести семью.

Второстепенные персонажи

Петрушка

Лакей Чичикова, молодой мужчина 30 лет.

Слуга Чичикова. Отличается необщительным характером, однако при случае не прочь прихвастнуть своими путешествиями с барином. Большой любитель выпить и посидеть в доброй компании в кабаке. Носит старую барскую одежду, крайне редко моется из-за своей нелюбви к бане.

Селифан

Слуга Чичикова, кучер, большой знаток лошадей. Безответственный, простодушный, открытый мужик, невероятно преданный своему барину. Не прочь выпить и поводить хороводы с красивыми девками.

Капитан Копейкин

Офицер, ветеран Отечественной войны 1812 года, инвалид, мужчина средних лет.

Обедневший русский офицер, потерявший во время войны с Наполеоном правую руку и ногу. Будучи инвалидом, остается без малейшей помощи от государства, за которое в свое время отважно воевал. Устав ждать положенную ему пенсию, становится, по слухам, предводителем разбойничьей шайки.

Чиновничество

Чиновники города N.

Служащие города N: губернатор, прокурор, полицмейстер, председатель палаты и почтмейстер. Автор в деталях описывает негативные черты российских чиновников, но вместе с тем не останавливается на раскрытии их личных качеств.

В поэме «Мертвые души» герои наделены яркими чертами, присущими помещичьему и чиновничьему сословию в России. В таблице приведено краткое описание характеристик героев, которое позволит провести качественный анализ произведения.

Источник

Главные герои произведения Мертвые души (характеристика)

Цель создания бессмертной поэмы Николая Васильевича Гоголя «Мёртвые души» – отразить всю сущность и масштабность бытия русского общества. Описывая каждого героя произведения «Мертвые души», его черты, характер, поведение, автор вложил в них особенную черту – принадлежность к определенному сословию.

Н. В. Гоголь в своей сатирической поэме отразил всю сущность и проницаемость проблемы «продажности» государственных служащих и безнравственности помещиков.

В замыслах автора было написание трех томов классического произведения, но, к сожалению, ни вторая, ни третья часть не увидела свет. От уничтоженного самим автором второго тома остались лишь очерки в черновике.

Характеристика главных героев поэмы Мёртвые души

В произведении Н.В. Гоголя «Мёртвые души» небольшое количество главных героев.

Одним из центральных персонажей является Павел Иванович Чичиков. Это хорошо воспитанный, деликатный, приятный молодой человек из среднего класса, но в тоже время нечестный и лицемерный господин, который пытается обманным путем обогатиться. В погоне за «мертвыми души» он не перестает быть циничным, корыстным человеком, имеющим низкие моральные качества. Однако такое поведение можно объяснить, ведь порядочные и честные бедняки не пользуются почетом, да и никто не хочет проживать жизнь в нищете, поэтому приходится нормы морали отодвигать на второй план. В этом и есть вся проблема Чичикова, ведь ему, простому по происхождению человеку, очень трудно заработать состояние, поэтому приходится проявлять смекалку и обман.

Помещик Манилов один из неплохих образов произведения. Он достаточно обеспеченный и с простой душой человек. Достаточно воспитанный, уступчивый человек, с окружающими добр и почтив. Но имеет и отрицательные качества, такие как безынициативность и ленивость. Манилов никогда не выражает своего истинного мнения, по какому либо поводу, он привык подстраиваться под обстоятельства.

Образ помещицы Коробочки воспринимается читателями как очень приятный и веселый. Эта женщина не обладает особым умом, не образована, но отлично справляется с делами усадьбы и имеет хороший доход. Ее жизнь довольна простая и даже напоминает крестьянские будни, но она счастлива и благополучно управляет хозяйством.

Помещик Ноздрев – не состоявшийся ни в чем человек. Он плохой отец, друг и хозяин. Делами своего имения предпочитает не заниматься и поручает их другому человеку. Сам же проводит время, спуская все заработанные деньги на алкоголь, женщин и карты.

Помещик Собакевич вызывает неоднозначное мнение. С одной стороны он грубый, черствый человек, а с другой довольно простой – наравне трудиться с крестьянами, не считая это зазорным. Собакевич хитрый и предприимчивый человек, живет прошлым и отрицает какие-либо новшества.

В своем произведении Гоголь описал «хозяев жизни», существование которых бессмысленное и жалкое, они зависимы от пороков, которые ведут их к деградации.


Второстепенные персонажи

Петрушка

Лакей Чичикова, молодой мужчина 30 лет. Отличается необщительным характером, однако при случае не прочь прихвастнуть своими путешествиями с барином. Большой любитель выпить и посидеть в доброй компании в кабаке. Носит старую барскую одежду, крайне редко моется из-за своей нелюбви к бане.

Селифан

Кучер Чичикова, большой знаток лошадей. Безответственный, простодушный, открытый мужик, невероятно преданный своему барину. Не прочь выпить и поводить хороводы с красивыми девками.

Капитан Копейкин

Обедневший русский офицер, потерявший во время войны с Наполеоном правую руку и ногу. Будучи инвалидом, остается без малейшей помощи от государства, за которое в свое время отважно воевал. Устав ждать положенную ему пенсию, становится, по слухам, предводителем разбойничьей шайки.

Плюшкин

Последний помещик, с которым знакомится Чичиков, — старик по фамилии Плюшкин. В отличие от вышеперечисленных персонажей, его жизнь скорее трагична, нежели комична. Некогда имение Плюшкина было богатейшим, и он жил в нём с обожаемой супругой и тремя детьми.

Но добрая хозяйка умерла. [Старшая дочь] Александра Степановна скоро убежала с штабс-ротмистром, зная, что отец не любит офицеров по странному предубеждению, будто бы все военные картежники и мотишки. Сын, будучи отправлен в губернский город с тем, чтобы узнать в палате, по мнению отца, службу существенную, определился вместо того в полк. Наконец последняя дочь, остававшаяся с ним в доме, умерла, и старик очутился один сторожем, хранителем и владетелем своих богатств.

Человек, больше всего на свете ценивший свою семью, остался совсем один. Теперь он целые дни проводит в поисках всякого сора, такого как старая подмётка или клочок бумаги, который складывает в углу одной из комнат. В доме не осталось еды, которую можно было бы предложить гостям, кроме засохшего кулича; а Чичиков, впервые увидев Плюшкина, принял его за старуху-ключницу. Имение пришло в запустение, и крепостные теперь «мрут как мухи» либо убегают.

Глава 6

Чичиков, размышляя о прозвищах, которые дали мужики Плюшкину, подъезжает к его деревне. Большое село встретило гостя бревенчатой мостовой. Бревна поднимались как клавиши фортепиано. Редкий ездок мог проехать без шишки ли синяка. Все строения были ветхими и старыми. Чичиков рассматривает село с признаками нищеты: прохудившиеся дома, застарелые скирды хлеба, ребра крыш, заткнутые тряпьем окна. Дом хозяина выглядел еще более странным: длинный замок напоминал инвалида. Окна кроме двух были закрыты или заставлены. Открытые окна не выглядели привычно. Исправлял странный вид сад, расположившийся позади господского замка. Чичиков подъехал к дому и заметил фигуру, у которой было сложно определить пол. Павел Иванович решил, что это ключница. Он поинтересовался, дома ли барин. Ответ был отрицательный. Ключница предложила зайти в дом. В доме было также жутко, как и снаружи. Это была свалка мебели, куч бумажек, ломаные предметы, тряпки. Чичиков увидел зубочистку, которая пожелтела так, как будто пролежала здесь не один век. На стенах висели картины, с потолка свисала люстра в мешке. Было похоже на большой кокон из пыли с червяком внутри. В углу комнаты лежала куча, понять, что было в ней собрано, вряд ли бы удалось. Чичиков понял, что ошибался в определении пола человека. Вернее это был ключник. У мужчины была странная борода, как скребница из железной проволоки. Гость, долго прождав в молчании, решил спросить, где барин. Ключник ответил, что это он. Чичиков опешил. Внешность Плюшкина его поразила, одежда изумила. Он был похож на нищего, стоявшего у дверей церкви. С помещиком не было ничего общего. Плюшкин имел больше тысячи душ, полные кладовые и амбары зерна, муки. В доме множество изделий из дерева, посуды. Всего, что было накоплено Плюшкиным, хватило бы не на одну деревню. Но помещик выходил на улицу и тащил в дом все, что находил: старую подошву, тряпку, гвоздь, битый кусок посуды. Найденные предметы складывал в кучу, которая располагалась в комнате. Он прибирал к рукам то, что оставляли бабы. Правда, если его в этом уличили, не спорил, возвращал. Он был просто бережливым, а стал скупым. Характер менялся, сначала проклял дочь, сбежавшую с военным, затем сына, проигравшегося в картах. Доход пополнялся, но расходы Плюшкин все время сокращал, лишая даже себя мелких радостей. Помещика проведывала дочь, но он подержал внуков на коленях, а денег дал.

На Руси таких помещиков немного. Большинство больше желают жить красиво и широко, а съеживаться, как Плюшкин, могут единицы.

Чичиков долго не мог начать разговор, в голове не находились слова, объясняющие его визит. В конце концов, Чичиков заговорил об экономии, которую он хотел посмотреть лично.

Плюшкин не угощает Павла Ивановича, объясняя, что у него прескверная кухня. Начинается разговор о душах. У Плюшкина больше сотни мертвых душ. Люди умирают с голоду, от болезней, некоторые просто сбегают подальше. К удивлению скупого хозяина Чичиков предлагает сделку. Плюшкин неописуемо рад, он считает гостя глупым волочилой за актрисами. Сделку оформили быстро. Обмыть сделку Плюшкин предложил ликером. Но когда он описал, что в вине были козявки и букашки, гость отказался. Переписав на куске бумаги мертвых, помещик поинтересовался, не нужны ли кому беглые. Чичиков обрадовался и купил у него после небольшой торговли 78 беглых душ. Довольный приобретением 200 с лишком душ, Павел Иванович вернулся в город.

Ноздрёв

Дворянин с забавной фамилией Ноздрёв — полная противоположность прилежного семьянина Манилова. Он — кутила и озорник, страстный охотник и карточный шулер. А ещё он, кажется, страдает синдромом Мюнхгаузена, то есть не отличает в собственном воображении правды от вымысла.

Ноздрев был в некотором отношении исторический человек. Ни на одном собрании, где он был, не обходилось без истории. Или выведут его под руки из зала жандармы, или принуждены бывают вытолкать свои же приятели. Или нарежется в буфете таким образом, что только смеется, или проврется самым жестоким образом, так что наконец самому сделается совестно. И наврет совершенно без всякой нужды: вдруг расскажет, что у него была лошадь какой-нибудь голубой или розовой шерсти.

Чичиков и не собирался ехать к Ноздрёву, но встретил его в трактире, и тот чуть не силой увёз Павла Ивановича к себе в поместье. Естественно, новый приятель вскоре устраивает безобразный скандал. Чичиков и у него пытается выторговать мёртвых душ, но тот не согласен продавать: он убеждает Павла Ивановича выиграть у него в шашки и начинает откровенно жульничать. Главный герой объявляет, что не согласен играть на таких условиях, и Ноздрёв называет того подлецом и бросается в драку. Чичикова спасает только то, что в тот же миг в дверь стучится капитан-исправник и объявляет, что Ноздрёв взят под суд «по случаю нанесения помещику Максимову личной обиды розгами в пьяном виде».

Глава 3

Герой в отличном расположении духа направляется к Собакевичу. Погода испортилась. Дождь сделал дорогу похожей на поле. Чичиков понял, что они заблудились. Когда казалось, что положение становится невыносимым, послышался лай собак, и появилась деревня. Павел Иванович попросился в дом. Он мечтал только о тёплом ночлеге. Хозяйка не знала никого, чьи фамилии называл гость. Ему расправили диван, и он проснулся только на следующий день уже достаточно поздно. Одежда была вычищена и высушена. Чичиков вышел к хозяйке, он общался с ней более свободно, чем с прежними помещиками. Хозяйка представилась – коллежская секретарша Коробочка. Павел Иванович выясняет, не умирали ли у нее крестьяне. Коробочка говорит, что осьмнадцать человек. Чичиков просит их продать. Женщина не понимает, она представляет, как мертвецов выкапывают из земли. Гость успокаивает, объясняет выгоду сделку. Старушка сомневается, она никогда не продавала мертвых. Все доводы о пользе были понятны, но сама суть сделка удивляла. Чичиков про себя назвал Коробочку дубинноголовой, но продолжал убеждать. Старушка решила подождать, вдруг покупателей будет больше и цены выше. Разговор не получался, Павел Иванович начал ругаться. Он так разошелся, что пот катился с него в три ручья. Коробочке понравился сундук гостя, бумага. Пока оформляли сделку, на столе появились пироги и другая домашняя еда. Чичиков поел блинов, велел закладывать бричку и дать ему провожатого. Коробочка дала девчонку, но попросила не увозить ее, а то одну уже купцы забрали.

Жанр и композиция

Изначально произведение зарождалось как авантюрно — плутовской роман. Но широта описываемых событий и историческая правдивость, будто «спрессованные» между собой, дали повод «заговорить» о реалистическом методе. Делая точные замечания, вставляя философские рассуждения, обращаясь к разным поколениям, Гоголь насыщал «своё детище» лирическими отступлениями. Нельзя не согласиться с тем мнением, что творение Николая Васильевича — комедия, так как в ней активно используются приемы иронии, юмора и сатиры, наиболее полно отражающие абсурд и произвол «эскадрона мух, господствующего на Руси».

Композиция кольцевая: бричка, въехавшая в город NN в начале повествования, покидает его после всех перипетий, произошедших с героем. В это «кольцо» вплетаются эпизоды, без которых целостность поэмы нарушается. В первой главе даётся описание губернского города NN и местного чиновничества. Со второй по шестую главы автор знакомит читателей с помещичьими усадьбами Манилова, Коробочки, Ноздрева, Собакевича и Плюшкина. Седьмая – десятая главы — сатирическое изображение чиновников, оформление состоявшихся сделок. Вереница перечисленных событий завершается балом, где Ноздрев «повествует» об афёре Чичикова. Реакция общества на его заявление однозначна — сплетни, которые, как снежный ком, обрастают небылицами, нашедшими преломление, в том числе, в новелле («Повесть о капитане Копейкине») и притче (о Кифе Мокиевиче и Мокии Кифовиче). Ввод этих эпизодов позволяет подчеркнуть, что судьба отчизны напрямую зависит от людей, в ней проживающих. Нельзя равнодушно взирать на творящиеся вокруг безобразия. Определённые формы протеста в стране зреют. Одиннадцатая глава — биография образующего сюжет героя, разъясняющая, чем он руководствовался, совершая то или иное деяние.

Связующей композиционной нитью является образ дороги (вы можете больше узнать об этом, прочитав сочинение « »

), символизирующий собой путь, который проходит в своём развитии государство «под скромным названием Русь».

Почему Гоголь сжег второй том «Мертвых душ»?

В какой-то момент в сознании писателя начинает преобладать мысль о мессии, позволяющая «предвидеть» возрождение Чичикова и даже Плюшкина. Прогрессирующее «превращение» человека в «мертвеца» Гоголь надеется повернуть вспять. Но, столкнувшись с реальностью, автор переживает глубокое разочарование: герои и их судьбы выходят из-под пера надуманными, безжизненными. Не получилось. Надвигающийся кризис в мировосприятии и стал причиной уничтожения второй книги.

В сохранившихся отрывках из второго тома отчетливо видно, что писатель изображает Чичикова не в процессе раскаяния, а в полете к пропасти. Он все-таки преуспевает в авантюрах, облачается в дьявольски-красный фрак и преступает закон. Его разоблачение не предвещает ничего хорошего, ведь в его реакции читатель не увидит внезапного прозрения или краски стыда. Ему даже не верится в возможность существования таких фрагментов хоть когда-либо. Гоголь не хотел жертвовать художественной правдой даже ради воплощения собственного замысла.

История создания

«Мертвые души» — поэма, которой Гоголь посвятил значительную часть своей жизни. Автор неоднократно менял концепцию, переписывал и переделывал произведение. Изначально Гоголь задумал «Мертвые души» как юмористический роман. Однако, в итоге решил создать произведение, которое обличает проблемы российского общества и послужит его духовному возрождению. Так и появилась ПОЭМА «Мертвые души».

Гоголь хотел создать три тома произведения. В первом автор планировал описать пороки и разложение крепостнического общества того времени. Во втором дать своим героям надежду на искупление и возрождение. А в третьем намеревался описать дальнейший путь России и ее общества.

Однако, Гоголь успел закончить лишь первый том, который появился в печати в 1842 году. До самой своей смерти Николай Васильевич работал над вторым томом. Однако, перед самой смертью автор сжег рукопись второго тома.

Третий том «Мертвых душ» так и не был написан. Гоголь не смог найти ответ на вопрос, что будет дальше с Россией. А, может быть, просто не успел об этом написать.

Описание произведения

Однажды, в городе NN появился очень интересный персонаж, сильно выделяющийся на фоне других старожил города — Павел Иванович Чичиков. После своего приезда он начал активно знакомиться с важными лицами города, посещал пиры и обеды. Спустя неделю приезжий уже был на «ты» со всеми представителями городской знати. Все были в восторге от нового человека, внезапно появившегося в городе.

Павел Иванович отправляется за город, чтобы нанести визиты знатным помещикам: Манилову, Коробочке, Собакевичу, Ноздреву и Плюшкину. С каждым помещиком он любезничает, к каждому пытается найти подход. Природная изворотливость и находчивость помогают Чичикову получить расположение каждого помещика. Помимо пустых разговоров, Чичиков беседует с господами о крестьянах, которые умерли после ревизии («мертвые души») и изъявляет желание их купить. Помещики не могут взять в толк, зачем Чичикову нужна такая сделка. Однако, соглашаются на нее.

описание персонажей мертвые души. Смотреть фото описание персонажей мертвые души. Смотреть картинку описание персонажей мертвые души. Картинка про описание персонажей мертвые души. Фото описание персонажей мертвые души

В результате своих визитов Чичиков приобрел более чем 400 «мертвых душ» и торопился быстрее закончить дела и уехать из города. Полезные знакомства, заведенные Чичиковым по приезду в город, помогли ему уладить все вопросы с документами.

Через некоторое время помещица Коробочка проговорилась в городе, что Чичиков скупает «мертвые души». Весь город узнал о делах Чичикова и недоумевал. Зачем такому уважаемому господину покупать умерших крестьян? Бесконечные толки и домыслы пагубно действуют даже на прокурора, и от страха он умирает.

Поэма заканчивается тем, что Чичиков спешно уезжает из города. Покидая город, Чичиков с грустью вспоминает свои планы покупки мертвых душ и залога их в казну в качестве живых.

Анализ произведения

В основу сюжета «Мертвых душ» заложена авантюра, задуманная Павлом Ивановичем Чичиковым. На первый взгляд план Чичикова кажется невероятным. Однако, если разобраться, российская действительность тех времен с ее правилами и законами давала возможности для всевозможных махинаций, связанных с крепостными крестьянами.

Дело в том, что после 1718 года в Российской империи была введена подушная перепись крестьян. За каждого крепостного крестьянина мужского пола барин должен был платить налог. Однако, перепись проводили достаточно редко — раз в 12-15 лет. И если кто-то из крестьян сбежал или умер, помещик был вынужден все равно платить за него налог. Умершие или сбежавшие крестьяне становились обузой для барина. Это и создавало благоприятную почву для различного рода махинаций. Провести такого рода аферу надеялся и сам Чичиков.

Николай Васильевич Гоголь отлично знал, каким образом устроено российское общество с ее крепостнической системой. И весь трагизм его поэмы заключен в том, что афера Чичикова абсолютно не противоречила действующему российскому законодательству. Гоголь обличает искаженные отношения человека с человеком, а также человека с государством, говорит об абсурдных законах, действующих в то время. Из-за таких искажений становятся возможными события, которые противоречат здравому смыслу.

«Мертвые души» — классическое произведение, которое как никакое другое написано в стиле Гоголя. Достаточно часто Николай Васильевич в основу своего произведения закладывал какой-то анекдот или комичную ситуацию. И чем более смешна и необычна ситуация, тем трагичнее представляется реальное положение вещей.

Поэма Гоголя «Мертвые души» не лишена значительного количества действующих персонажей. Всех героев по их значимости и временном промежутке действия в поэме можно поделить на три категории: главные, второстепенные и третьестепенные.

Коробочка

После Манилова Чичиков посещает помещицу по фамилии Коробочка. Она предлагает Чичикову купить у неё пеньки, ржаной муки или крупы, но главный герой отклоняет все эти предложения. Павел Иванович настаивает на том, что ему нужны «мёртвые души», и только. Дворянка пугается и думает, что Чичиков предлагает откапывать их из земли, но затем сразу же начинает торговаться.

Коробочка жутко боится продешевить, и вскоре читатель понимает, что всё её время занято мелкой торговлей и накоплением денег. Зачем они ей нужны — неясно: крепостные обеспечивают хозяйку всем необходимым, предметы роскоши старушку не интересуют, а оставлять наследство некому (детей у неё не уродилось). Однако Коробочка настолько бережлива, что предусмотрела разные мешочки для монет разного номинала:

В один мешочек отбирают всё целковики, в другой полтиннички, в третий четвертачки, хотя с виду и кажется, будто бы в комоде ничего нет, кроме белья, да ночных кофточек, да нитяных моточков, да распоротого салопа, имеющего потом обратиться в платье, если старое как-нибудь прогорит во время печения праздничных лепешек со всякими пряженцами или поизотрется само собою. Но не сгорит платье и не изотрется само собою; салопу суждено пролежать долго в распоротом виде, а потом достаться по духовному завещанию племяннице внучатной сестры вместе со всяким другим хламом.

Именно Коробочка впоследствии, сама того не желая, раскроет замысел Чичикова: она поедет в город и станет выведывать цену на мёртвые души, желая убедиться, что не продешевила. Также в обличении Павла Ивановича сыграет значительную роль следующий помещик.

Смысл названия

Название произведения вызывает противоречивые толкования. Использованный приём оксюморона рождает многочисленные вопросы, на которые хочется поскорее получить ответы. Заголовок символичен и многозначен, поэтому «тайна» открывается не каждому.

В прямом значении, «мертвые души» — это представители простого народа, ушедшие в мир иной, но ещё числящиеся за своими хозяевами. Постепенно происходит переосмысление понятия. «Форма» как бы «оживает»: реальные крепостные, со своими привычками и недостатками, предстают перед читательским взором.

Зачем Чичикову мертвые души?

Чичиков не просто хитрый, но и прагматичный. Его изощрённый ум готов из ничего «слепить конфетку». Не имея достаточного капитала, он, будучи неплохим психологом, пройдя хорошую жизненную школу, владея искусством «польстить каждому» и выполняя завет отца «беречь копейку», затевает великую спекуляцию. Она заключается в простом обмане «власть имущих», чтобы «нагреть руки», иначе говоря, выручить огромную сумму денег, обеспечив тем самым себя и свою будущую семью, о которой Павел Иванович мечтал.

Имена купленных за бесценок мертвых крестьян заносились в документ, который Чичиков мог отвести в казенную палату под видом залога в целях получения кредита. Он заложил бы крепостных, как брошь в ломбарде, и мог перезакладывать их всю жизнь, благо никто из чиновников не проверял физического состояния людей. За эти деньги делец купил бы и настоящих работников, и имение, и зажил бы на широкую ногу, пользуясь благосклонностью вельмож, ведь богатство помещика представители знати измеряли в количестве душ (крестьян тогда на дворянском сленге именовали «душами»). Кроме того, герой Гоголя рассчитывал снискать доверие в обществе и выгодно жениться на богатой наследнице.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *