описание внешности царя давида в библии
Царь Давид в Библии
Что значит имя Давид
Имя Давид означает «возлюбленный». В Библии Давид — второй царь народа Израиля после Саула, младший сын Иессея (Ишая) из Вифлеема (Бет-Лехема), возлюбленный Богом. Давиду довелось стать автором Библейской книги Псалмов.
Кто такой Давид в Библии: жизнеописание
Царь Давид постоянно упоминается в Священном Писании, как один из самых важных персонажей Библейской истории. О Давиде можно прочитать в:
Родился Давид в Вифлееме, его отца звали Иессей. Отмечается, что у Давида была приятная наружность, белокурый мальчик, младший сын в семье пас овец. Когда Самуил впервые увидел Давида, ему явился глас Божий со словами «Встань, помажь его, ибо это он». Речь шла о помазании на царство. Самуил взял рог, чтобы помазать лоб Давида со словами «Господь будет с тобой во всех твоих делах». Это пророчество сбылось.
При дворе первого израильского царя Саула прекрасному юноше довелось стать музыкантом и оруженосцем, Давид искусно играл на гуслях.
Давид и Голиаф
Царь Саул был далеко не немощным. Писание описывает его широкоплечим и высоким, но все же не превосходящим по силе филистимлянина Голиафа. На поле боя Голиаф вышел бы победителем. Во время одного из сражений Голиаф попросил в противники одного воина и, если тот победит, пообещал, что филистимляне станут рабами, если же воин проиграет Голиафу, рабами придется стать израильтянам. Все испугались этих слов, Давид же услышал это и выразил желание сразиться с великаном Голиафом.
Все были поражены и озадачены: молодой Давид еще не обучался военному искусству. Но слова «Господь будет с тобой во всех твоих делах» были сказаны не напрасно. Будучи пастухом, Давид побеждал даже львов и медведей, покушавшихся на стадо.
Против Голиафа Давид вышел даже без шлема и брони, которые показались ему излишне тяжелыми. Подбежав к Голиафу, он бросил в него камнем, выхватил из ножен великана меч и его же мечом отсек ему голову. Филистимляне в ужасе бежали. Народ Израиля был спасен.
Царство Давида
Когда умерли Саул и его наследник Иевосфей, старейшины Израиля пришли в Хеврон, заключили с Давидом завет и помазали его в царя над всем Израилем (2 Цар. 5:3). Наступило время царства Давида. Давид «царствовал над Иудою семь лет и шесть месяцев, и в Иерусалиме царствовал тридцать три года над всем Израилем и Иудою» (2 Царю 5:5).
Царь Давид – рыжий?
Храм Христа Спасителя. «Помазание Давида на царство пророком Самуилом». Ниша. Художник Владимир Соковнин
В Священном Писании нет ничего лишнего или случайного. Когда повествование идет о такой яркой личности, как царь Давид, то значение имеет даже такой фактор, как внешность царя. Дважды (!) этому вопросу в Писании уделяется внимание, а именно:
1 Цар 16:12. И послал Иессей и привели его. Он был белокур, с красивыми глазами и приятным лицем. И сказал Господь: встань, помажь его, ибо это он.
1 Цар 17:42. И взглянул Филистимлянин и, увидев Давида, с презрением посмотрел на него, ибо он был молод, белокур и красив лицем.
Таким образом, согласно синодальному переводу, Давид был белокурым. Однако если проанализировать другие тексты, то слово «белокур» можно считать не совсем точным. Если обратиться к Масоретскому тексту, 1 Цар 16:12, то там вместо слова «белокур» присутствует אַדְמֹונִי (адмони), что ближе всего к значению «красный».
МТ: וְהוּא אַדְמֹונִי עִם־יְפֵה עֵינַיִם וְטֹוב רֹאִי
В симфонии Стронга это слово имеет номер 132 и его значение – «красноватый» (однако же, указывается и вариант именно синодального перевода – белокур). Можно привести ряд слов, родственных слову «красноватый», например, דָם – кровь (дам), אָדוֹם – красный (адом). Аналогичный анализ можно сделать и для 1 Цар 17:42. Если обратиться к греческому варианту LXX, то и для этих текстов перевод ближе к слову «красный». Отрывок из стиха 1 Цар 16:12 с описанием внешности царя на греческом языке из LXX:
καὶ οὗτος πυρράκης μετὰ κάλλους ὀφθαλμῶν καὶ ἀγαθὸς ὁράσει κυρίῳ
Здесь вместо белокур применено слово πυρράκης – красный. В церковнославянском переводе читаем:
и то́й че́рменъ, до́брыма очи́ма, и бла́гъ взо́ромъ Го́сподеви.
И здесь опять появляется слово красный (чермный – красный). Если такой облик царя Давида, как белокурый, вызывает сомнение, то возникает вопрос, как же трактовать такое описание, как «красный»? И в этой ситуации весьма интересным представляется посмотреть на современные переводы ТаНаХа указанных стихов с МТ на русский язык. В качестве примера можно представить современный перевод ТаНаХа, сделанный Михаилом Ковсаном, раввином общины Йовель (Иерусалим), преподавателем ряда дисциплин иудаизма, в институте им. Шехтера. Перевод ТаНаХа представлен в сетевом журнале «Заметки по еврейской истории». Стихи 1 Цар 16:12 и 1 Цар 17:42 представлены в указанном журнале в № 5-6(175) за май-июнь 2014 года.
1 Цар 16:12. Послали, привели, он – рыжий, с глазами прекрасными, чудный.
1 Цар 17:42. Взглянул плишти, увидев Давида, над ним издевался: юный, рыжий, видом прекрасен.
Дополнительно можно привести отрывок из книги замечательного израильского писателя Меира Шалева «Библия сегодня». В данном фрагменте повествуется о покупке царем Давидом участка для жертвенника. События эти описаны во 2 Цар 24:16,18,20-24. Меир Шалев почти дословно излагает историю покупки гумна Орны Иевусеянина, но добавляет еще один штрих – внешность Давида. Цитата:
«Три тысячи лет назад иевусей по имени Орна трудился на своем гумне. Оно находилось у вершины невысокого холма на западном берегу Кедрона. Деревянную волокушу, на которой он стоял, тащили два вола. Песчинки липли к его коже, заставляя слезиться глаза. И он с тоской думал о прохладной воде источника Гион, клокочущего у подножья холма. Внезапно до него донеслись голоса, переговаривающиеся на языке еврейских завоевателей Иерусалима. Он поднял голову и увидел, что к нему приближается небольшая группа людей. Среди них были воины и священнослужители, и узнать рыжеволосого мужчину, который шел во главе их, было совсем не трудно. Кровь Орны похолодела у него в жилах.
Израильтяне подошли и остановились у гумна. Главный среди них весело улыбнулся, и Орна подбежал к нему, почтительно склоняясь. Однако мальчишеская улыбка рыжего царя ни на секунду не обманула Орну. Иевусеи много чего рассказывали о царе Давиде, первом, кому удалось взять их город-крепость. Орна простерся у ног царя, в глубине души уже зная, что больше ему никогда не молотить зерно на гумне его предков».
Таким образом, можно констатировать, что царь Давид был рыжим. Здесь необходимо сказать, что именно рыжему цвету была придана необъяснимая сакральность. В Чис 19:2 повествуется о рыжей телице. Особо выбранная рыжая телица сжигается вне стана, и вода, в которой растворен ее пепел, становится «водой очищения». В 17-м стихе эта вода названа «живой водой» (дословно מַיִם חַיִּים – водой жизни). Особенно важно, что только этой водой смывалась нечистота от прикосновения к мертвому телу. Однако причина, по которой для обряда очищения должна быть выбрана именно рыжая телица, окутана тайной. В Библейском словаре Эрика Нюстрема так сказано об этом: «Замечено, что это единственная жертва, где обращено внимание на масть жертвенного животного. … «Но даже Соломон не знал определенно причины этого» (цвета), – говорят раввины». И даже в Кумранских рукописях поведано об «эсхатологической мессианской фигуре» с рыжими волосами. В книге И.Р. Тантлевского «Загадки рукописей Мертвого моря. История и учение общины Кумрана» приведен Мессианский арамейский текст (4QMess ar=4Q534) из кумранских рукописей. Речь идет о «гороскопе Мессии». Цитата: «По мнению ряда исследователей, он был создан в форме гороскопа Мессии. Во фрагментах первых трех сохранившихся строк данного произведения содержится описание физиологических особенностей новорожденного «Избранника Бога», вплоть до формы и расположения маленьких родимых пятен и цвета волос («рыжие»)».
В Священном Писании нет ничего лишнего или случайного. Двойное упоминание о необыкновенной внешности царя, очевидно, несет в себе глубокий смысл, но тем более странным и необъяснимым является тот факт, что один из персонажей имеет точно такую же внешность. Других нет. И персонаж этот не вызывает симпатии. Это – Исав (Эсав), брат Иакова, продавший свое первородство за чечевичную похлебку. По легкомыслию он совершает непоправимую ошибку, но вину за нее возлагает на другого. Внешность Исава описана с самого первого момента появления в этот мир:
Быт 25:25. Первый вышел красный, весь, как кожа, косматый; и нарекли ему имя Исав.
Здесь слова «красный» (для Исава) и слово «белокурый» (для Давида) представлены одним и тем же прилагательным – אַדְמֹונִי. Точное описание во всех 3-х источниках:
МТוַיֵּצֵא הָרִאשֹׁון אַדְמֹונִי כֻּלֹּו כְּאַדֶּרֶת שֵׂעָר ׃
LХХ: ἐξῆλθεν δὲ ὁ υἱὸς ὁ πρωτότοκος πυρράκης ὅλος ὡσεὶ δορὰ δασύς
Церковнославянский: изы́де же сы́нъ пе́рвенецъ че́рменъ, ве́сь, я́ко ко́жа, косма́тъ.
Библия. Пискатор. Чечевичная похлебка. Продажа первородства
Если проанализировать все приведенные тексты, то можно увидеть, что описания внешности царя и внешности Иасава идентичны, и, следовательно, оба были рыжими. Здесь можно вновь обратиться к замечательной книге Меира Шалева, в той ее части, где описывается встреча Иакова и Рахиль. Цитата: «Вот тут мы и застаем его. Юный наивный обитатель шатров стоит у колодца, куда пастухи пригнали свои стада на водопой. Иаков не был ни охотником (в отличие от своего огненно-рыжего брата), ни любителем приключений». Однако если признать, что ярко рыжий цвет волос Давида есть некий знак отличия от окружающих его людей, то следует согласиться, что таким знаком отличия еще ранее был отмечен и Исав. В этом, возможно, кроется еще одна неразгаданная тайна Священного Писания. В Писании почти не подробных описаний индивидуальной внешности людей, поэтому таким значимым является тот факт, как присутствие однотипного описания для двух таких разных персонажей. Возможно, что некая общность этих двух людей может быть обнаружена через много-много лет. Небольшая подсказка содержится в 49 главе Книги Бытия. Иаков призывает всех своих сыновей и благословляет каждого из них. Иуде посвящены стихи 8-12. Иуда – царь, но царство его прекратится, когда придет Примиритель.
Быт 49:10. Не отойдет скипетр от Иуды и законодатель от чресл его, доколе не приидет Примиритель, и Ему покорность народов.
Евсевий Памфил уточняет: «Тогда над народом иудейским получил впервые царскую власть чужеземец» (Церковная история Евсевия Памфилла, книга первая, 6:2). О каком чужеземце говорит кесарийский епископ, когда «скипетр власти» отошел от Иуды? Об Ироде Великом, идумеянине, потомке Исава. В краткий миг времени его потомки, выходцы из Едома, стали властителями Иудеи. Они встретились с тем Примирителем, с потомком царя Давида, с «отраслью от корня Иессеева», о котором пророчествовал Иаков. Спаситель пришел в мир, изменив его судьбы и преобразив весь ход человеческой истории.
Иаков благословляет детей. К. Штейбен. Исаакиевский собор
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
К портрету Белого царя: сводим вместе Кумранские и Русские пророчества
В предыдущей публикации («Найдено самое древнее пророчество о Белом царе«) я обещал привести это пророчество еще раз — в контексте других имеющихся пророчеств о Белом царе. Выполняю свое обещание. Напомню, что речь идет о фрагменте, который классифицирован в Библиотеке Кумранских рукописей как манускрипт 4Q534 Frag. 1. Col. 1. Хочу отметить, что пророчество это чрезвычайно ценное и редкое, поскольку есть много пророчеств, которые говорят о том, что Белый царь сделает, но очень немногие пророчества позволяют идентифицировать его. Возможно, это сделано затем, чтобы его раньше времени не обнаружили охотящиеся за ним.
Давайте кратенько поставим этот фрагмент в одну линию с другими имеющимися — перекликающимися — пророчествами, которые были написаны независимо от этого пророчества, в другие эпохи. Я не буду приводить здесь все пророчества о Белом царе: для того, чтобы это сделать хотя бы кратко, нужна отдельная большая публикация. Здесь же я лишь приведу пророчества из различных эпох, соприкасающиеся с Кумранским пророчеством. Буду идти строка за строкой, ничего не пропуская, с начала:
1) «… на руке и на его обеих коленях«…
Не совсем понятно из этой обрывочной строки — какие «особые приметы» грядущего Белого царя находятся на его руке и обеих коленях. Но в нашем распоряжении есть Рукописный Греческий Лицевой Сборник Проречений (РГЛСП) (1584-1595) в котором говорится:
«… на правой руке у него два состава…»
Я здесь не буду приводить толкование, хотя оно имеется (это сделаю вмесе с толкованиями на другие части пророчества), а укажу лишь на сходства в пророчествах — дополняющие и проясняющие друг друга. Что касается особых отметин на ногах (или на коленях), то в том же РГЛСП мы читаем, что это, по всей видимости, родинки и родимые пятна:
«на обеих лопатках багряные цепочки и багряные кресты; на груди же и на затылке цельное; на ребрах у него цепочки, и на шее, и на бедрах, и на верхней части рук…»
Таким же образом и пророческое видение Монаха Даниила говорит нам о том, что Белый царь будет:
«среднего верстою (среднего роста), имеюща на десной нозе (правой ноге), посреди голени, белег (знак)…»
Но читаем Кумранское пророчество далее — следующую уцелевшую строку:
2) И на его голове будет пометина. Волосы его будут светлого цвета, и родимое пятно будет на (…)
Касательно пометины на голове мы только что читали в РГЛСП: «на обеих лопатках багряные цепочки и багряные кресты; на груди же и на затылке цельное«… Это может быть только родовое пятно.
Что касается светлого цвета волос, то я уже много писал о царе Давиде как прототипе Белого царя. Интересно, что Библия фактически не дает описания внешности своих героев, но почему-то делает исключение для царя Давида, которого представляет неожиданно… блондином:
«И взглянул Филистимлянин и, увидев Давида, с презрением посмотрел на него, ибо он был молод, белокур и красив лицом» 1 Царств 17:42.
Переходим к третьей строке Кумранского пророчества:
3) …и маленькие отметины на его бедрах, и они будут отличаться друг от друга…
РГЛСП: «на обеих лопатках багряные цепочки и багряные кресты; на груди же и на затылке цельное (?); на ребрах у него цепочки, и на шее, и на бедрах…»
Тут, кажется, все чрезвычайно ясно: одной из отличительных примет государя будут цепочки родинок, описанные в обоих пророчествах. Идем далее и приходим более к внутренним приметам:
4) И знание будет в сердце его. В юности своей он уверует, но будет как будто незнающий, доколе он не познает три книги. Тогда он станет мудр и познает (…)
Эти и дальнейшие характеристики грядущего государя относятся уже не к его внешности, но к его характеру и внутреннему духовному и интеллектуальному миру. И тут свидетельства из русских пророчеств дают нам очень много материала, который весь я приводить здесь не буду, а приведу лишь некоторые примеры, особо даже и не выбирая:
Святитель Феофан Полтавский (1930 г): «…Он будет большим реформатором… Он низринет неверных иерархов Церкви, он сам будет выдающейся личностью, с чистой, святой душой. У него будет сильная воля».
РГЛСП: «… Он будет кроток и человеколюбив, общителен, великодушен, страшен, благороден.»
А о Трех Книгах Белого царя, которые он изучит, и которые подготовят его к царствованию, я надеюсь рассказать в одной из ближайших публикаций. Это очень интересно и важно, поэтому не отходите далеко.
5) …видения придут к нему, когда он будет на коленях, и через своего отца, и своего предка долгий век будет дарован ему, и благоразумие, и мудрость, (и) ему будут ведомы секреты человеков, и его мудрость придет ко всем людям, и он познает секреты живущих. Все их планы против него не состоятся, и их…
Блаженный старец, отец Иосиф Ватопедский, писал: «А царь же наш будет очень светлым, сильным, талантливым человеком, правящий с любовью и мудростью… В этом наша надежда, наше утешение».
Сергий Радонежский (1387 г): «Придет время Моё, когда небесное Светило к Земле устремится, и тогда придешь ты исполнить волю сроков. И ненавистные будут спасителями, и побежденный будет вести победивших… И невидимо видимый станет у престола, облеченный Венцами и Перстнем. И где приложишь Перстень, там будет Рука Моя и Владык».
6) (…) ото всех живущих существ будет велик…
Преподобный Лаврентий Черниговский: Житие, Акафист, Поучения: «Русского Православного Царя будет бояться даже сам антихрист. При антихристе будет Россия самое мощное Царство в мире. А другие все страны, кроме России и славянских земель, будут под властию антихриста и испытают все ужасы и муки, описанные в Священном Писании. Россия, кайся! Прославляй, ликуя, Бога и пой Ему: Аллилуиа».
7) (…) его намерения, потому что он избранник Божий. Его рождение и дыхание его (…)
РГЛСП: «И откроется помазанный; имеющий открыться проявится радугами и знамениями [Господа; Христа]… Кого люди считали за ничто и за ни на что не годного, тому на главу возложит Господь Свою руку и помажет его елеем в конце дней.»
8) дела его будут пребывать вовек (…)»
С этой частью Кумранского пророчества соглашаются и перекликаются не только пророчества, данные известным Божиим людям, но и множество записей различных провидцев, начиная от Ванги и заканчивая Кейси. Я не буду приводить здесь эти слова, поскольку статья и без ого получилась длинная. Напомню лишь главную и единственную причину, по которой дела Белого царя будут пребывать вовек: Белый царь есть никто иной, как предтеча. За ним следует Царь царей — Иисус Христос — и Его Вечное, святое, Счастливое Царство. Задача предтечи в том, чтобы ввести людей, как можно более людей, в это грядущее Царство, которое вечно. Потому и дела его, и последствия их — вечны.
Выводы
Кумранское пророчество, найденное совсем недавно, было придержано Богом до сего времени, чтобы подтвердить другие имеющиеся у нас пророчества о Белом царе. Оно никак не могло повлиять на формирование корпуса русских пророчеств о Белом царе. Тем интереснее для нас читать древние Кумранские пророчества и видеть, насколько они близки и схожи с пророчествами, полученными независимо от них на Руси.
Хотя Кумранские пророчества во многом перекликаются и во всем находятся в полной гармонии с имеющимися на Руси пророчествами о Белом царе, они, тем не менее, проливают новый свет на какие-то вещи и помогают понять пророчества лучше. К примеру, упоминание о Трех Книгах, которое дается в Кумранском пророчестве, великолепным образом суммирует и конкретизирует все русские пророчества о мудрости государя и о направленности его мудрости. Но об этом, как и обещал — в последующей публикации.
Поделитесь своими мыслями ниже в комментариях.
Царь Давид и вся кротость его
Читатели нашего журнала уже знакомы с протоиереем Леонидом Грилихесом — ученым-семитологом, заведующим кафедрой библеистики МДА, преподавателем древних восточных языков, поэтом и переводчиком. Продолжая наши беседы о Ветхом Завете, мы поговорим сегодня о Давиде — царе Израиля, псалмопевце, воине, одной из самых замечательных личностей ветхозаветной истории.
Пророк Нафан обличает Давида. Парижская псалтирь |
— В Ветхом Завете очень много незабываемых людей, ярких, мощных личностей — что отличает Давида от всех прочих, в чем его особенность? Почему именно он, точнее, его голос, его псалмы стали совершенно неотъемлемой частью православного богослужения и нашей христианской жизни?
— Давид — удивительная личность не только в библейской, но и в мировой истории. Во-первых, с его именем связано все, что мы видим сегодня в Иерусалиме. Именно Давид дал Иерусалиму тот духовный толчок, который сделал его священным городом трех религий. В начале X века до Рождества Христова Давид завоевал эту небольшую крепость у подножия горы Сион и сделал ее столицей объединенного под его властью Израиля. И с этого момента началась история Иерусалима как священного города — города, который не только принадлежал царю, но стал местом пребывания Господа. Духовная мощь этого города, мощь, которую и сегодня ощущают все приезжающие в Иерусалим, заквашена на личности Давида.
Во-вторых, к Давиду восходит гимнографическая традиция Церкви. Следует помнить, не все псалмы, содержащиеся в Псалтири, написаны Давидом; но именно Давид — родоначальник такого рода поэзии. Вся библейская поэзия и в конечном счете вся церковная гимнография восходит к песням, которые слагал Давид. Вся она выросла на его слове, на его преданности Богу, доверии к Богу, уверенности, что с Богом он пройдет сквозь стену, если это будет необходимо.
И третье, что особенно важно и что, может быть, важнее всего прочего,— то, что к Давиду восходит мессианская линия; Христос — потомок Давида, еще при жизни царя пророк Нафан сказал ему, что от него произойдет Мессия (см.: 2 Цар. 7, 14–16). Таким образом, и город, посвященный Богу, и гимнография, обращенная к Богу, и, наконец, сам Господь, воплотившийся и родившийся в роде Давидовом,— все это сходится в одной личности.
|
— Давид — царь, второй царь в истории Израиля; первый из царей, Саул, оказался недостойным помазания, и его сменил Давид. Кончилась эпоха Судей, началась эпоха Царств. Хотелось бы спросить о духовном смысле царствования, помазания на царство. Почему Господь велит пророку Самуилу дать израильтянам царя, как бы снисходя к их неспособности без царя обойтись? Получается, что это вовсе не великое событие в жизни Израиля, а, наоборот — свидетельство некоего падения, слабости.
— Это действительно совершенно уникальное событие, по своей уникальности оно не уступает единобожию. Во всех восточных и не только восточных религиях царская власть превозносится и обожествляется, и только в Библии говорится, что династическая царская власть — это снисхождение Бога к слабости людей, к их маловерию, малодушию. Обращаясь к пророку Самуилу с просьбой: поставь над нами царя (1 Цар. 8, 5), израильтяне отвергают судей, которые избирались непосредственно Богом, и хотят иметь более стабильный, как им кажется, институт власти. Господь нисходит к их просьбе (см.: 1 Цар. 8, 7–9) и в конце концов по Своей милости ставит Израилю такого царя, который сам становится символом преданности Богу. Первый Израильский царь Саул теряет власть именно потому, что не был покорен Богу, он не хочет подчиниться словам пророка Самуила. Но Господь увидел подлинного царя в Давиде, мальчике-пастухе, музыканте, младшем из восьми сыновей Иессея.
— Бог ведь всегда один и тот же. И в Ветхом Завете, и в Новом — один и тот же Бог. Просто люди не одинаково близки или далеки от Него. Новый Завет открывает эпоху предельной близости между Богом и человеком. В Ветхом же Он не открывается в такой полноте. Но в тех, к кому Он приближался, кому открывался — в Аврааме, Иакове, Моисее, Давиде,— мы действительно находим немало новозаветного. Это проблески грядущего Нового Завета. Давид очень мужественный человек, воинственный, он страшен для тех, с кем он воюет, но почему-то мы по сей день читаем: Помяни, Господи, Давида и всю кротость его (Пс. 131, 1). В чем кротость Давида? В том, что на первом месте у него то, что открывает ему Бог, и вот здесь Давид, действительно, кротчайший человек. Кроток он был — перед словом Божиим, которое было для него непререкаемым указом, даже если никак не сочеталось с его интересами в земном понимании. И именно потому Давид двигался в самом правильном направлении. Заметьте, в отличие от других древних владык, которые видели себя земными богами, Давид всегда знал, что он всего лишь человек. Что дни его — яко цвет сельный (Пс. 102, 15). Он никогда не надмевался. Не терял правильного, трезвого видения самого себя. Власть и слава меняют человека, много ли найдется в истории человечества людей, способных выдержать испытание властью и славой? Давид — один из немногих.
— Всегда ли, однако, он это выдерживает? А история с Урией Хеттеянином и женой его, Вирсавией (см.: 2 Цар. 11)?
— Есть такая метафора судьбы и личности Давида: солнце прорывается сквозь плотные тучи то здесь, то там и слепит людей своими лучами. Она отражает истину?
— Давид очень противоречив. И здесь мы вновь должны поблагодарить древнеизраильских хронистов: обычно придворные хроники выглядят совершенно иначе, перечисляют лишь великие заслуги царя. Мы говорили о том, что он отказался покарать Семея, публично его оскорблявшего, но ведь перед смертью своей он все-таки велел Семея казнить (см.: 3 Цар. 2, 8–9). А Давид эпохи Саула, молодой Давид — это командир такого отряда из беглых людей, по сути, скрывающейся в горах вооруженной банды, и то, что он делает, каким образом он выживает — это очень похоже на современный рэкет, практику «крышевания» богатых людей, вспомним хотя бы историю с Навалом и супругой его Авигеей (см.: 1 Цар. 25). Более того, какое-то время Давид служит исконным врагам Израиля филистимлянам, Анхусу, царю Гефскому (см.: 1 Цар. 27). Давид вынужден жить по законам того времени, которые, впрочем, мало отличаются от сегодняшних. Но в Давиде при этом бьется совершенно удивительное сердце, в нем живет удивительная душа, нечто такое, что опережает его самого. Бог выбрал Давида, и Давид оказался отзывчивым. Причина его противоречивости — именно в том, что он не тождествен самому себе, в том, что Бог как бы приподнимает его над ним же самим. Люди, которые записали хронику Давидова царствования, это чувствовали, и для них это было наиболее значимым. И это осталось в веках.
|
— Многим памятны ахматовские строчки: «Во мне печаль, которой царь Давид По-царски одарил тысячелетья». Но ведь он еще и радостью одарил нас по-царски — радостью о Господе…
— Да, действительно, многие псалмы являются выражением радости, ликования, хвалы. Это ликование порой захлестывает Давида. Библия изображает, как, забыв о своем царском достоинстве, Давид плясал перед Ковчегом Завета, когда Ковчег переносили в Иерусалим (см.: 2 Цар. 6, 5). За что, кстати говоря, он удостоился презрения со стороны своей собственной жены Мелхолы, которая слышит от него ответ: пред Господом играть и плясать буду (2 Цар. 6, 21).
— Почему Архангел Гавриил предрекает Младенцу Христу престол Давида, отца Его (Лк. 1, 32)? Казалось бы, что общего между престолом (властью) Давида, земного царя, племенного вождя — и Престолом Сына Божия?
— Нужно понимать, что в эпоху Второго Храма сложился особый богословский язык, и выражение «престол Давида» нельзя понимать буквально. Ожидали Мессию из рода Давида. И поэтому выражение «престол Давида» служило указанием на мессианское достоинство.
— Образ царя Давида, по всей видимости, очень много значил для наших предков; храмы Владимирской Руси, Димитриевский собор, Покров на Нерли украшены барельефами царя Давида с псалтирью. Это ведь не случайно?
— В понимании наших предков Давид — это идеальный царь, который, с одной стороны, сохраняет верность Богу, а с другой — объединяет народ. Для князей эпохи разобщенной Руси, для Андрея Боголюбского и Всеволода Большое Гнездо, Давид был прежде всего царем-объединителем, ведь под властью Давида объединились два царства, северное и южное. Израиль времен Давида, а затем Соломона был большой, крепкой, мощной империей, объединяющей не только израильские колена, но и соседние племена. Вот почему на западном фасаде Димитриевского собора мы видим у ног Давида двух львов. Князь Всеволод, воспитывавшийся в Греции, мог воспринимать Давида как своего покровителя еще и вот почему: он — младший из сыновей Юрия Долгорукого, от второй уже его жены, и он, тем не менее, был призван на княжение. Поэтому Давид, младший из сыновей Иессеевых, Давид, которому поклонились братья его, много значил для Всеволода. На северном фасаде Димитриевского собора есть еще одно изображение: сидит человек, и на коленях у него маленький мальчик в сапожках, это говорит о княжеском достоинстве, а перед ним еще по два отрока с двух сторон — кланяются ему. По всей видимости, это изображение Иессея и Давида. Для князя Всеволода это было своего рода парадигмой — избранность Богом вопреки человеческим установлениям.
— Почему нет ни одного православного храма, освященного во имя Давида? Ведь память Давида совершается Церковью (10 января), и Псалтирь читается и поется в каждом храме.
— Не знаю. Почему-то нет такой традиции. Я был в Грузии, встречался со Святейшим Патриархом Илией, и первое, что он сказал мне: во всей России нет ни одного храма во имя Давида Псалмопевца, а мы освятили такой храм. Патриарх пригласил меня в этот маленький храм на берегу Куры, чтобы я читал там псалмы на языке Давида — по-древнееврейски.
— Но Вы ведь еще и переводите псалмы на современный русский язык. Зачем это Вам — священнику? Церковный, церковнославянский вариант Вас не удовлетворяет?
— Мне очень нравится, как звучит Псалтирь по-церковнославянски. Этот текст очень удобен для церковной рецитации. И я знаю, что многие, кто читает, особенно кто начинает читать псалмы в церкви, получают огромное удовольствие от этого чтения. Но я думаю, что в первую очередь — именно от звучания. Потому что смысл остается не совсем внятным. Обычно ухо выхватывает отдельное словосочетание или фразу, затем смысл куда-то уходит, отступает, связь теряется, потом опять наше восприятие выхватывает другую фразу… и в итоге у нас в голове сохраняются лишь отдельные предложения, которые только со временем, при наличии постоянной практики чтения Псалтири, может быть, начнут складываться в определенные образы. Я говорю, конечно, о себе, о своем восприятии, но думаю, что нечто подобное ощущают почти все, кто читает церковнославянскую Псалтирь. Что касается Синодального перевода на русский язык — определенно, он яснее передает значение псалмов (хотя надо иметь в виду, что в нем очень много неточных или даже совсем неверных чтений), но тяжеловесность, безыскусность языка, отсутствие даже намека на поэзию (на ту благозвучность, которой отличается наш славянский текст) отпугивают читателя, который каким-то интуитивным образом понимает, что псалмы должны быть поэзией.
Таким образом, славянский текст звучит красиво, но сложен для понимания, а Синодальный перевод хотя и яснее, но не звучит. В своих переводах я пытаюсь соединить две задачи: предельно точно и понятно передать смысл оригинала, но при этом добиться также и красоты звучания, ориентируясь на богатую традицию русской поэзии. Хотя я стараюсь сохранить характерное для библейской поэзии тоническое стихосложение и предпочитаю внутренние рифмы. Конечно, эти переводы не предназначены для чтения за богослужением, но скорее для домашнего чтения, с целью приблизиться к лучшему пониманию богатого мира псалмической поэзии.
Переводы псалмов протоиерея Леонида Грилихеса
Псалом 41
1 Начальнику хора.
Учение сынов Кореевых.
2 Словно лань, что стремится
в долину к воде
Душа моя, Боже, стремится к Тебе.
3 Бога жаждет душа моя —
Бога живого.
Когда же приду и увижу зрак Божий?
4 Слезы мои днем и ночью —
мне хлеб.
Целый день мне твердят:
«Бог твой где?»
5 Но душа моя тает во мне
Лишь припомню, как шел я в толпе
Как вошел я в дом Божий
с поющей толпой
С криком радости и хвалой
6 Почему же поникла душа?
Почему же ты плачешь во мне?
Понадейся на Бога, я буду еще
Славословить Его за спасенье своё,
Он — моё Божество.
7 Душа моя, Боже, поникла
Потому что я вспомнил Тебя
В земле Иорданской,
На кряжах Хермонских,
С вершины горы Мицар
8 Бездна взывает к бездне,
Струи грохочут Твои,
Все Твои волны и валы
Надо мною прошли.
9 Днем мне Господь явит милость,
Песнь Ему ночью сложу —
Богу жизни моей мольбу —
10 Скале моей, Богу скажу:
Почему позабыл Ты меня?
Почему я под гнетом врага?
Почему я угрюмый хожу?
11 Словно кости ломают мне
Когда дразнят меня враги
Целый день мне твердят:
«Бог твой где?»
12 Почему же поникла, душа
Почему же ты плачешь во мне
Понадейся на Бога, я буду еще
Славословить Его за спасенье своё
Он — моё Божество.
Псалом 42
1 Рассуди меня, Боже,
Мой спор разреши,
От жестоких, от лживых,
От подлых спаси!
2 Боже мой, Ты — опора моя!
Почему Ты покинул меня?
Почему я под гнетом врага?
Почему я угрюмый хожу?
3 Свет Твой и правду пошли,
Пусть направляют меня,
Приведут меня в гору святую Твою,
Туда, где скиния Твоя.
4 И когда я достигну
жертвенник Божий,
Под кифару хвалу я Тебе вознесу,
Богу радости и веселья —
Богу и Божеству.
5 Почему же поникла, душа
Почему же ты плачешь во мне
Понадейся на Бога, я буду еще
Славословить Его за спасенье своё
Он — моё Божество.