опишите основные этапы истории своего города
Этапы развития городов: история и современность
Особенность города, как среды развития общества. Характеристика исторического формирования селений России. Обзор социальных процессов в столицах в IX-XIX веках. Социальные перемены в местах в ХХ столетии. Современное состояние российских городских улиц.
Рубрика | Краеведение и этнография |
Вид | реферат |
Язык | русский |
Дата добавления | 29.05.2015 |
Размер файла | 29,2 K |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Казанский государственный архитектурно-строительный университет
Кафедра профессионального обучения, педагогики и социологии
на тему “Этапы развития городов: история и современность”
студент группы 3ПГ205
Никонова Элина Ильдусовна
1. Город как среда развития общества
2. Историческое развитие городов России
2.1 Обзор социальных процессов в городах в IX-XIX веках
2.2 Социальные перемены в городе в ХХ веке
Список использованной литературы
Данная работа посвящена исследованию общественных процессов в такой среде человеческого обитания, как город. Исследование производится на примере городов России в их историческом развитии и современном состоянии. Актуальность работы обуславливается непреходящим интересом к социологии города среди исследователей широкого спектра: историков, философов, социологов, культурологов. Высока степень изученности этой темы: труды, посвященные социокультурным процессам в городе, созданы институтами географии и истории мировой культуры Российской Академии наук, Л. А. Зеленовым, А. С. Сенявским. Историческое развитие городов России представлено в данной работе по материалам трудов С. Г. Пушкарева.
1. Город как среда развития общества
2. Историческое развитие городов России
2.1 Обзор социальных процессов в городах в IX—XIX веках
Но такое положение не может обеспечить долговременной стабильности, поэтому возникает необходимость централизации русских земель. Центром должен стать сильный и влиятельный город. По ряду исторических причин таким городом стала Москва: она выгодно располагалась на пересечении всех торговых путей, привлекая население из других земель, управлялась предприимчивыми князьями, которые имели поддержку духовенства. Значительную роль в возвышении Москвы сыграла победа московского князя Дмитрия над татарами на Куликовом поле (1380 г.). город селение российский улица
В Смутное время произошло сильное изменение народного сознания, особенно в среде городского населения. В ходе постоянных политических и социальных столкновений сильно выросла гражданская активность горожан и всех слоев русского общества в целом. Русский народ осознал свою ответственность за судьбу страны и, проявив высочайший духовный и патриотический подъем, освободил ее, восстановив прежнее государственное устройство.
Время исторического развития городов России после смерти Петра I вплоть до XX века можно охарактеризовать как развитие в продолжение импульса, данного обществу императором-реформатором. Успешно развивается в среде интеллигенции светская культура, отодвигая на второй план религиозную. Русские императоры заботятся о росте городского класса, примером тому является «Грамота на права и выгода городам Российской Империи», данная Екатериной II. Но городское население так и не достигает уровня буржуазии европейских стран. Вместе с тем увеличивается пропасть между городской и деревенской культурой. Радикальным образом дифференцируются слои общества, что породило многочисленные социальные проблемы, связанные с крепостным правом и необходимостью его отмены. Раздробленность общественной жизни в городе и ее разрыв с деревней набирают ускорение к началу XX века, ознаменовавшемуся стремительной динамикой общественных процессов.
2.2 Социальные перемены в городе в ХХ веке
Таким образом, общественные перемены двадцатого столетия отражались на существовании русских городов. Советская власть просуществовала относительно недолго, но успела оказать значительное влияние на общественную жизнь. Последствия этих перемен мы наблюдаем и пытаемся разрешить в настоящее время.
Современное состояние городов в России
Список использованной литературы
7. Федеральный закон о свободе совести и религиозных объединениях (26 сентября 1997 года №125-ФЗ).
История развития городов
Санкт-Петербургский государственный инженерно-экономический университет Филиал в городе Череповце
Кафедра «Экономика и управление»
По дисциплине «История»
Тема№6 «История развития городов»
1 Исторические этапы становления и развития городов и ГХ
1.2 Города в средневековье
1.3 Города в период эпохи Возрождения и промышленного развития
1.4 Города в постиндустриальный период
2 Становление и развитие систем ГХ в России
3 Развитие систем ГХ в советский и постсоветский период
1 Исторические этапы становления и развития городов и ГХ
Древние города занимали значительные территории. Большинство древних городов были окружены стенами. Центральное место в городах древнего мира занимали дворцы и храмы.
По мере развития городов и выполняемых ими функций появилась потребность в системах городского хозяйства и градостроительной планировке. По мере расслоения древнего общества происходила и дифференциация жилищ: наряду с дворцами и роскошными особняками власть имущих имелись невзрачные лачуги, в которых ютилась беднота.
По мере развития городов и выполняемых ими функций появилась потребность в системах городского хозяйства и градостроительной планировке.
Первыми элементами городского хозяйства явились централизованное водоснабжение и канализационные сооружения, крупные бани, замощение площадей и центральных улиц, содержание общественных зданий, санитарная очистка и уборка территорий. Первые водопроводные сооружения возникли еще в городах древнего Египта и Месопотамии и представляли собой глубокие колодцы и открытые каналы для подведения воды жителям. Первые канализационные сооружения также возникли в глубокой древности, но вначале представляли собой открытые канавки, отводившие дождевые воды и хозяйственные отходы. Они отводились на поля, в огороды, сады и реки.
Замощение площадей перед дворцами и храмами существовало еще в древних городах Двуречья, Египта и Греции, но лишь в Риме и других городах римской империи оно приняло столь значительные размеры.
1.2 Города в средневековье
В первые века нашей эры произошло крушение рабовладельческих государств и империй, а вместе с ними были разрушены и многие города, составляющие некогда славу и достижение цивилизации. Нашествие варваров не пощадило даже Рим, который был сильно разрушен и надолго утратил свою ведущую роль в истории. Одновременно с гибелью городов уничтожались системы городского хозяйства. Процесс опустения городов и ликвидации городских систем был повсеместным.
Основой возникающего феодализма стали не города, а деревня. Мелкие крестьянские хозяйства и общины. Поэтому в ранний период феодализма города практически отсутствуют. Но постепенно в обществе возникает потребность в развитии ремесел и торговле, то есть тех функций, которые лучше всего развиваются в условиях города, и вскоре начинается процесс образования городов феодального типа. Города стали возникать вокруг замков феодалов, монастырей, на пересечение торговых путей и пр. Именно так возникли и стали развиваться многие европейские города: Венеция, Пиза, Тулуза, Гамбург и другие.
Средневековые города были немногочисленны по населению и невелики по занимаемой территории. Так, из германских городов, лишь несколько имели более 10 тыс. жителей.
Развитие городов в средневековый период почти не сопровождалось созданием систем городского хозяйств. В результате планировка городов не осуществлялась. Санитарное состояние и благоустройство находились на зачаточном уровне, водопровода в большинстве городов не было, не было и канализации. Освещение улиц отсутствовало, замощение городских дорог и тротуаров практически не проводилось, а условия жизни для населения были явно не благоприятными. Отдельные элементы городского хозяйства в некоторых городах не имели широкого распространения и не решали проблему в целом. Так, лишь в 15 веке в Любеке и Нюрнберге впервые появились мостовые и службы по уборке улиц. Именно тогда в ряде европейских городов возникают цехи ассенизаторов и появляются первые элементы городского хозяйства.
1.3 Города в период эпохи Возрождения и промышленного развития
Развитие науки и культуры в период эпохи Возрождения, расширения торговли, переход к мануфактурному и промышленному производству в 17-18 в., оживление общественной жизни в Европе дали мощный импульс формированию городов и городских поселений. Изобретение машин и переход к машинному производству резко усвоил процесс роста городов в Англии, Франции, Германии и других стран.
Быстрый рост городского населения и потребность в городских землях для строительства привели к соответствующему росту земельной ренты и арендной платы за жилые и нежилые помещения. В центре крупных городов селились обеспеченные слои населения, а бедняки ютились на окраинах. В связи с ростом численности городского населения в 19 в. обострилась жилищная проблема. Беднота жила в убогих помещениях, а плата за жилье была достаточно высокой.
Большинство жилых домов строилось частными застройщиками, которые возводили их как для собственного проживания, так и для сдачи в наем. Кроме того, собственники фабрик, заводов строили бараки для рабочих, имело место кооперативное и незначительно муниципальное строительство. В целом жилищный вопрос оставался острым во всех промышленно развитых странах, но по мере увеличения объемов строительства, жилищные условия значительной части горожан постепенно улучшались.
Лишь в 17-18 вв. появились первые системы городского хозяйства, которые получили значительное развитие в 19 в.
Первоочередной системой развития городского хозяйства стала водопроводно-канализационная сфера, так как обеспечение населения водой и отвод сточной жидкости является наиболее насущной коммунальной потребностью жителей города.
В конце 19 в. в Милане построена мусоросжигательная станция, а в Париже с 1893 г. стали использоваться уличные моечные машины. В некоторых городах начали обращать внимание на развитие садово-паркового хозяйства.
Важное значение для функционирования городов имеет коммунальная энергетика. Ее возникновение также началось в 19 в. Так, уже в начале века возникло газовое освещение улиц. Затем для этой цели стали использовать спиртовые керосиновые фонари. И только к концу 19 в. начало применяться электроосвещение улиц. Именно тогда стали использоваться теплофикационные установки для централизованного теплоснабжения жилых и общественных зданий, применяться газогенераторы и бытовые электроприборы. Районные электростанции и теплоэлектроцентрали для коммунальных нужд впервые стали применяться в начале 20 в.
1.4 Города в постиндустриальный период
С развитием пассажирского личного транспорта расширяются границы расселения жителей по отношению к городскому ядру. Центры городов становятся менее привлекательными для постоянного проживания. Появляются новые престижные районы, которые нередко располагаются в пригородах или на других территориях, отвечающих требованиям безопасности, экологичности и комфортабельности проживания для состоятельных горожан. Одновременно активно развиваются районы для средних слоев населения, которые в развитых странах составляют большинство жителей. Во многих крупных городах имеются также районы для расселения социально неблагополучных категорий граждан, но в условиях относительного достатка городской казны и поддержки государства их жизнедеятельность также обеспечивается на необходимом уровне. И хотя проблемы городов, особенно крупных, существуют везде, но в развивающихся странах оно проявляются более остро, а пути их решения крайне затруднены.
Особенностью данного периода является активное развитие всех систем городского хозяйства, которые входят в число приоритетных сфер развития как основа инфраструктуры города и важнейшая составляющая качества жизни населения.
2 Становление и развитие систем ГХ в России
Более 1,5 тыс. лет назад территория Восточной Европы была населена славянскими племенами, которые стали создавать свои поселения на берегах рек и пересечении торговых путей. С течением времени эти поселения постепенно разрастались и стали выполнять некоторые городские функции. Но в города они превратились лишь в 19-20 веке, одновременно с возникновением древнерусского государства. Именно так возникли Киев, Смоленск, Новгород, Псков, и некоторые другие города на Руси.
В 19 в. развитие систем городского хозяйства приобретает широкий размах, хотя большинство технических новинок в данной сфере было впервые применено в городах Европы и Америки. Но и в крупнейших городах России оперативно осваивали новшества и внедряли их в жизнь. Так, уже в первой половине 19 в. в Петербурге, в Москве и некоторых других городах стало применяться газовое освещение улиц, появились первые виды общественного транспорта- омнибусы, использовались паровые двигатели в водопроводном хозяйстве, появились первые элементы благоустройства, несколько улучшилось санитарное состояние городов, в результате очистки территорий от грязи и мусора. Но в большинстве малых и средних городов перемены практически не ощущались.
При этом надо иметь в виду, что к началу 20 в. водопроводы имелись лишь в 20% городов. Среднее потребление воды в городах составляло не более 40 л/сут. На одного человека. Качество подаваемой воды во многих случаях было невысоким, т.к. 42% всех водопроводов не имели очистных сооружений. Канализационные системы с очисткой отводящихся токов имелись лишь в 23 городах. В целом в городах России канализационная сеть составляла лишь 18 % от общей длины водопроводной сети. В то же время, большое распространение имела ассенизация, которая существовала в 45% городах страны.
Первые электростанции появились в России в конце 19 в. и вскоре получили широкое распространение для обеспечения электричеством жилых и общественных зданий.
В 1891 г. первая трамвайная сеть стала функционировать в Киеве, затем появились трамваи в других крупных городах, заметно оживив городскую жизнь.
Замощение улиц и проездов в городах постепенно развивалось, но в целом находилось на низком уровне. Основную часть мощения составляли булыжные мостовые.
В развитие инфраструктуры городов вкладывались и бюджетные средства. Основными источниками доходов города на 1870 г являлись:
Сбор с недвижимых имуществ
Сборы с торговой и промышленной деятельности, с трактирного промысла
Доходы от городских (коммунальных) предприятий
Доходы от использования городского имущества
Пособия из государственной казны на покрытие обязательных расходов города.
Структура доходов городов постепенно менялась и, если в конце 19 в ведущее
значение имели доходы от использования городского имущества и сборы с торговли, промыслов, трактиров, то уже в начале 20 в. наибольшую значимость стали приобретать доходы городских предприятий.
Таким образом, уровень развития городского хозяйства к началу 20 в. был недостаточен, но имел устойчивую тенденцию к развитию.
3 Развитие систем ГХ в советский и постсоветский период
В начале 20-х годов в советском государстве был осуществлен переход к нэпу, суть этой политики заключалась в частичном возврате к рыночным механизмам. Определенное экономическое оживление и некоторое упорядочение общественной жизни создали условия для возрождения крупных городов и для восстановления городских хозяйственных систем. Для решения хозяйственных вопросов в НКВД, пришедшего на смену ВЧК, было создано управление коммунального хозяйства, которое и взяло на себя функции координатора восстановления хозяйственных объектов в городах. Допускались различные формы собственности на жилье и коммунальные объекты, была восстановлена квартплата за пользование жилищно-коммунальными услугами. В 1926-1928 гг. были приняты важные решения по введению обоснованной системы оплаты за жилье и коммунальные услуги, которая являлась сравнительно прогрессивной для того времени, так как учитывала не только количество жилья и потребляемых услуг, но и качественные параметры жилых помещений, а также уровень дохода жителей. Получили развитие децентрализованные системы коммунального управления и жилищные товарищества, что было вполне целесообразным в рамках существующего строя.
На втором этапе наиболее характерным было становление жесткой командно-административной системы, в рамках которой не допускались никакие альтернативные формы собственности и хозяйственные уклады.
Все материальные и финансовые потоки были сосредоточены на государственном уровне и в руках ведомств. Получили развитие ведомственный жилищный фонд и ведомственные объекты городского хозяйства.
Система управления в городском хозяйстве строилась на принципе двойного подчинения: центральным органам власти и местным Советам в лице соответствующих исполкомов городов и районов. В данной схеме четко прослеживается строгая подчиненность предприятий и организаций жилищно-коммунального хозяйства вышестоящим управленческим звеньям с выделением их ведомственного звена.
Республиканские министерства ЖКХ и соответствующие управления ЖКХ области и города практически не имели права распоряжаться ресурсами. А предприятия и организации данной сферы были полностью лишены самостоятельности в принятии решений и в большинстве своем являлись планово-убыточными. Тарифы на оплату жилищно-коммунальных услуг имели чисто символическое значение и не отражали сущности экономических процессов в данной сфере. Финансирование предприятий городского хозяйства осуществлялось в виде бюджетных дотаций.
В то же время созданная тоталитарная система остро нуждалась в промышленных центрах городского типа и потому уже в 30-е гг. города получают определенное развитие и тенденция урбанизации, ослабевшая в послереволюционный период, опять стала набирать силу.
После принятия в 1957 г. знаменитого постановления ЦК КПСС о переходе к типовому проектированию и строительству в стране начался строительный бум. Возникали новые города, расширялись действующие, активно сооружались объекты городского хозяйства. Именно на этом этапе возникла новая технология индустриального домостроения, предусматривающая производство строительных деталей и конструкций в заводских условиях и достаточно быстрый монтаж зданий на строительной площадке.
Параллельно с ростом городов и городского населения активно развивались системы городского хозяйства, включая содержание и ремонт жилья, водопроводно-канализационное хозяйство, комплекс коммунальной энергетики, благоустройство территории, городской пассажирский транспорт и др. Несмотря на отдельные технические достижения (развитие метрополитена в крупнейших городах страны, мусороперерабатывающее предприятие в Ленинграде, дешевый столичный транспорт в городах и т.д.) общий уровень развития систем городского хозяйства и жилищно-коммунального обслуживания населения оставался весьма низким. Кроме того, в период застоя научно-технический прогресс в городском хозяйстве не только не развивался, но даже деградировал, а сложившийся хозяйственный механизм не стимулировал его развитие. В результате система стала функционировать вхолостую и не обеспечивала реальные потребности жителей. В городах постоянно нарастали многочисленные проблемы и сбои в работе систем городского хозяйства. К числу наиболее актуальных из них является жилищная, транспортная, водообеспечения и водоотведения, техническое и санитарное содержание территории и ряд других. Все эти проблемы существовали длительное время и носили хронический характер, но их решение в рамках советской системы оказалось невозможным.
Урок 1. Краткая история урбанистики, возникновение, развитие и классификация городов
Чтобы понимать все нюансы урбанизации и поставить урбанистику на службу людям, следует обратиться к первоистокам. Другими словами, сделать небольшой экскурс в историю развития городов, который покажет, как зарождалась и развивалась урбанистика, как появились города, как формировались крупнейшие городские агломерации и как на этот процесс влияло экономико-географическое положение населенных пунктов.
Кроме того, нужно иметь представление, что такое классификация и типология городов, каковы основные принципы возникновения и формирования городских агломераций, какие тренды возможны в рамках развития агломераций.
Содержание:
Итак, приступим, и начнем с краткого исторического экскурса.
Краткая история урбанистики
Первым «урбанистом» условно можно считать древнегреческого философа Платона (428-347), жившего в эпоху до нашей эры в Афинах и уже тогда задумавшегося об оптимизации численности городского населения с целью наиболее эффективного управления городом. В своих трудах Платон чаще использует термин «государство», поскольку для Древней Греции было типично именно такое административное устройство территорий, как город-государство или полис [Платон, 1990].
По мнению Платона, численность населения полиса должна была составлять не более 5040 человек без учета рабов, женщин и детей. «Излишек» людей он предлагал выселять в колонии, а детей, родившихся с физическими недостатками, вне брака или даже в браке, но от пожилых родителей, попросту утилизировать. Детородный возраст для мужчин Платон предлагал установить в пределах от 30 до 55 лет. В этом случае, полагал Платон, можно будет оптимальным образом организовать управление и защиту города.
Крупнейшие города, расположенные на этой территории и впоследствии обнаруженные археологами, являют собой пример продуманного планирования застройки с учетом «розы ветров» для данной местности и прокладки основных коммуникаций – водовода и канализации. Так, система водоснабжения и водоотведения в Мохенджо-Даро является предметом пристального внимания уже далеко не первого поколения ученых [R. Kondo, T. Morioka, 1995].
Мнения ученых относительно эффективности обнаруженной на территории хараппской цивилизации системы водопользования расходятся, что видно, к примеру, из названия научного исследования The drainage systems at Mohenjo-Daro and Nausharo: A technological breakthrough or a stinking disaster? («Дренажные системы в Мохенджо-Даро и Наушаро: технологический прорыв или ужасная катастрофа?») [S. Ratnagar, 2014].
Однако то, что система застройки и коммуникаций была тщательно спланирована, не вызывает никаких сомнений. Строения достаточно хорошо сохранились, и то, что застройка носила системный характер, видно невооруженным глазом:
Родоначальником градостроительных традиций в Европе считается древнегреческий архитектор Гипподам Милетский (498-408 до н.э.) Созданная им система застройки по кварталам используется по сей день как наиболее удобная и выдержавшая проверку временем.
Изначально «параллельно-перпендикулярное» расположение улиц задумывалось для обеспечения естественной вентиляции: прямая без изгибов улица лучше продувалась ветрами, что весьма актуально для жаркого климата Греции. В частности, Гипподам предложил такую планировку для Фурий и Пирея:
Помимо этого, именно Гипподам придумал зонирование города на жилой, торговый и административный массивы, что стало прообразом будущих спальных, промышленных и торговых районов. Ему же принадлежит идея располагать рядом главное административное здание города, где заседают градоначальники, и большую квадратную городскую площадь. Его градостроительное наследие до сих пор является предметом научных изысканий [D. Gill, 2006].
В эпоху Средневековья наметилась иная закономерность развития городов и системы расселения внутри города. Так, в центре находились главная площадь, рынок и церковь, а горожане застраивали своими домами пространство вокруг церкви и площади концентрическими кругами.
Планирование городской застройки вернулось в повестку дня с началом промышленной революции. Нарождающееся производство требовало огромного притока рабочих, которым нужно было где-то жить и как-то организовывать свой быт. Кроме того, особое внимание стали уделять застройке столичных городов.
Так, наиболее яркими примерами планирования столичной городской застройки в 18 столетии являются Вашингтон (столица США) и Санкт-Петербург (российская столица в 1712-1728 годах). Тендер на разработку генерального плана Вашингтона выиграл архитектор французского происхождения Пьер Ланфан (1754-1825). Его идеи легли в основу всей будущей застройки Вашингтона:
Генеральный план Санкт-Петербурга представил приглашенный из Италии архитектор Доменико Андреа Терзини (1670-1734). Согласно плану, все застройщики получали четкие предписания относительно размеров своих будущих строений:
С целью скорейшего строительства столицы в остальной России было временно запрещено возведение каменных зданий, а все каменщики были откомандированы в Санкт-Петербург. Обращает на себя внимание и то обстоятельство, что архитекторы в разных странах и на разных континентах придерживались квартальной застройки, которую предложил много столетий тому назад древнегреческий архитектор Гипподам Милетский.
Интересно, что первоначальные версии планов застройки не были в полной мере воплощены в жизнь ни в Вашингтоне, ни в Санкт-Петербурге. Однако, безусловно, дали толчок традициям планирования городской застройки как таковой.
В 19 веке масштабной перестройке подвергся Париж. Архитектор по специальности, член Академии изящных искусств и государственный деятель Жорж Осман (1809-1891), можно сказать, воспользовался своим положением государственного служащего и инициировал масштабные изменения в градостроительном облике французской столицы.
Так, в Париже было реорганизовано, реконструировано, снесено и отстроено заново порядка 60% всех объектов недвижимости, перепланирована сеть улиц, появились широкие бульвары, а городские парки и Булонский лес были обустроены для прогулок.
Еще один наимасштабнейший проект 19 века – это район Эшампле в Барселоне, который спроектировал испанский архитектор Идельфонс Серда (1815-1876). Его идеи дают пищу для размышлений спустя столетия [J. Sabaté, 2009]. А район Эшампле по сей день восхищает своей красотой и креативностью:
Эти проекты поистине предвосхитили время. Города, перестроенные по новым планам, оказались единственными готовыми к буму автомобилестроения, настигнувшего Европу и Америку в 20 веке. Прочим городам, сохранившим средневековые традиции градостроительства, пришлось быстрыми темпами перестраиваться, дабы соответствовать веяниям времени и обеспечить возможность передвижения автотранспортом.
Показательно то, насколько разными путями стали решать назревшую проблему в Европе и США. Если в США начали массово строить широкополосные дороги и транспортные развязки, в Европе предпочли развивать общественный транспорт. Правда, в Европе тоже звучали призывы расширить дорожное строительство. В частности, от французского архитектора Ле Корбюзье (1887-1965).
В Европе его идеи не нашли поддержки, однако оказались востребованы в Индии. Так, в 50-е годы 20 века Ле Корбюзье, по заказу правительства Индии, разработал генеральный план города Чандигарх – новой столицы штата Пенджаб. А также спроектировал несколько зданий в Чандигархе и Ахмадабаде.
Современная урбанистика ведет свой отсчет с 1996 года, когда была принята Хартия нового урбанизма [CNU, 1996]. Основные положения хартии следующие:
Заметим, что сегодня можно встретить множество вариаций изложения основных положений хартии. Это вполне объяснимо, потому что Хартия нового урбанизма включает 27 пунктов высокой степени детализации. Мы сосредоточились на самом главном, что касается непосредственно урбанистики.
В продолжение идей, заложенных в хартии, впоследствии были разработаны «Каноны устойчивой архитектуры и урбанизма» [CNU, 2008]. В новом документе нашли отражение проблемы изменения климата и прочие экологические вызовы, а также тема необходимости консолидации усилий в деле сохранения невозобновляемых ресурсов, которая обрела особую актуальность в процессе урбанизации.
Уточним, что урбанизация в широком понимании – это процесс роста значения городов в жизни общества. В более узком значении словом «урбанизация» обозначают процесс увеличения численности городского населения.
Итак, мы совершили краткий экскурс в историю урбанистики и, в целом, получили представление, как развивались города в разные исторические эпохи. Однако не менее интересным является вопрос: как и почему возникали города? На каком историческом этапе появлялась необходимость в поселениях такого типа? Насколько однородными или неоднородными были тренды развития городов внутри той или иной исторической эпохи? Давайте рассмотрим подробнее процессы возникновения и развития городов.
Процессы возникновения и развития городов
Понять, как и почему возникали города, будет намного проще, если разобраться, что же такое город. Существуют самые разные определения, что значит «город». И это вполне естественно, потому что города тоже весьма различны по своему размеру, площади, численности населения, градообразующим сферам деятельности, административной специализации.
Так, есть многомиллионные мегаполисы, и есть город Чекалин в Тульской области, где, по ситуации на 2021 год, проживает всего 866 человек. Есть столицы государств, областные центры, районные центры, а есть города, которые не относятся ни к одной из этих административных категорий. Тем не менее для такого типа населенного пункта, как город, существуют единые критерии.
Город – это, прежде всего, поселение с преобладанием несельскохозяйственных функций. Город может быть преимущественно курортным или промышленным, иметь одно или несколько градообразующих предприятий, однако ключевым моментом, позволяющим назвать город городом, является несельскохозяйственный характер занятости абсолютного большинства населения.
Помимо этого, во многих странах критерием отнесения населенного пункта к городу является численность проживающих внутри границ населенного пункта людей. Нижнюю границу численности населения каждое государство определяет на свое усмотрение. В скандинавских странах это 200-250 человек, в Австралии и Канаде – 1 тысяча человек, в США и Мексике – от 2500 человек, в Италии, Греции, Испании, Украине – от 10 тысяч человек, в Японии – от 50 тысяч человек.
Формально такой критерий действует и в России. В Российской Федерации городом может считаться поселение с населением от 12 тысяч человек. Но, как мы уже говорили выше, статус города в порядке исключения могут присвоить и поселению с количеством жителей меньше тысячи человек. Есть множество стран, где формальных количественных ограничений на численность городского населения не предусмотрено вовсе. Например, в Бразилии, Боливии, Эквадоре, Коста-Рике и других странах.
Теперь собственно к вопросу, почему и как появились города. Городские поселения начали образовываться, когда занятые в сельском хозяйстве люди научились производить значительно больше продуктов, чем требовалось для личного потребления. В то же время, прогресс сельскохозяйственного производства требовал новых орудий труда и технических приспособлений, а растущие требования к комфорту стимулировали производство все более качественных и изысканных предметов домашней утвари: посуды, ковров, занавесей и прочего.
Постепенно массовое ремесленное производство начало территориально дистанцироваться от сельскохозяйственных районов, а ремесленники стали главными покупателями продукции сельского хозяйства. Сельхозпроизводители свозили продукцию на продажу к местам массового поселения ремесленников, поэтому со временем стало традицией в местах такого массового поселения предусматривать площадь под ярмарку-продажу. А сами поселения ремесленников по мере разрастания начали превращаться в города в понимании, близком к современному.
Выбор места под городское поселение предопределяли такие экономико-географические факторы, как наличие источника пресной воды, стратегически выгодное расположение и возможность организовать оборону города, пересечение транспортных путей. Большинство городов располагается на берегах крупных рек. Например, Москва – на Москве-реке, Санкт-Петербург – на Неве, Париж – на Сене и т.д.
Были и исключения. Так, Одесса находится в нескольких десятках километрах от реки Днестр, откуда поступает питьевая вода в город. А самые первые поселенцы на этой территории вынуждены были копать колодцы и отстраивать системы сбора дождевой воды в специальные резервуары.
Уточним, что Одесса – относительно молодой по историческим меркам город, основанный в 1794 году. В 18 веке было уже достаточно технических возможностей и для добычи воды из-под земли, и для проектирования и строительства каналов и резервуаров для сбора дождевой воды. Города, возникшие в намного более ранние периоды, всегда располагались ближе к легкодоступному источнику воды.
Заметим, что сегодня можно встретить множество рейтингов и топ-10 старейших городов мира, и они могут отличаться между собой. И даже для вышеназванных нами городов могут встречаться разные даты с момента образования. Это связано с различиями в системе подсчета возраста города. Некоторые эксперты отсчитывают дату возникновения города с момента первых следов поселения, некоторые считают только время непрерывного существования и функционирования поселения.
Так или иначе, трансформация города происходит на протяжении всего времени его существования. Города подвержены влиянию самых разных внешних факторов: войны, землетрясения, изменения политической карты региона, смещения основных торговых путей, появления более молодых и быстро растущих городов-конкурентов, куда устремляется часть населения уже сложившегося города.
При благоприятных факторах, таких как рост промышленного производства, торговли, получение статуса столицы или административного центра региона, город разрастается и процветает. Городское население увеличивается как за счет естественного прироста, так и за счет миграции из сельских районов, других городов и стран.
Кроме того, распространенной практикой является включение ближних пригородов в состав города, что автоматически приводит к увеличению населения. Поговаривают, что к 2050 году население Москвы увеличится до 70 миллионов человек за счет микрорайонов, примыкающих к Средней Азии (это шутка, если что).
Так или иначе, урбанизация проходит определенные стадии вплоть до развития агломераций. Ученые в разное время пытались исследовать и систематизировать эти процессы. Наибольшей популярностью исследователей пользуется модель стадий урбанизации, разработанная американским урбанистом Джэком Джиббсом и изложенная в его книге The Evolution of Population Concentration («Эволюция концентрации населения») [J. Gibbs, 1963].
Стадии урбанизации по Дж. Джиббсу:
1 | Рост городов отстает от роста сел. |
2 | Рост городов опережает рост сел. |
3 | Города растут за счет миграции сельского населения. |
4 | Растут только большие города. |
5 | Рост больших городов замедляется, а население перетекает в малые города и села. |
«Переток» населения из больших городов в ближний пригород обозначается термином «субурбанизация». Обычно под этим явлением подразумевается стремление состоятельного населения быть «ближе к природе», дышать более чистым воздухом, пить более чистую воду и т.д.
Однако для обозначения оттока городского населения в сельскую местность и малые города используется еще один термин «рурализация». Это более широкое понятие, которое не имеет в виду ситуацию, когда люди живут за городом по собственной прихоти.
Скорее, это те случаи, когда уменьшается количество возможностей, которые открывает жизнь в большом городе. Например, из-за кризиса, закрытия предприятий и потери рабочих мест люди вынуждены возвращаться на свою «малую родину» в село, поселок, райцентр. Подробнее можно почитать в статье «Рурализация: сущность, проявления, классификация» [А. Павлов, 2017].
В идеале город и село должны взаимодействовать между собой, быть взаимно полезными друг для друга, а не просто по очереди «вытягивать» друг из друга ресурсы. Такой формат сосуществования и взаимодействия получил название «городская агломерация». В отличие от официального административного деления территорий, агломерация складывается естественным образом, не подчиняется административному регулированию, а факторы возникновения агломерации не всегда самоочевидны и легко объяснимы.
Такая агломерация может иметь один центр притяжения. Например, как Москва и Московская область. А может иметь несколько примерно равновеликих центров притяжения. Второй вариант получил название «конурбация» или городская агломерация полицентрического типа. В Российской Федерации насчитывается четыре крупных конурбации:
Отметим, что городские агломерации тоже проходят определенные стадии развития. О них подробно рассказывается в книге The Future of Large Towns [L. Klaassen, J. Paelinck, 1979].
Стадии развития агломераций по Л. Классену:
Применительно к процессу реурбанизации иногда можно встретить термин «джентрификация», под которым подразумевается реконструкция или ревитализация пришедших в упадок частей города посредством благоустройства и привлечения состоятельных жителей. Впрочем, реурбанизация может начаться и без каких-либо дополнительных организационных мер, а исключительно по причине возобновления производства или оживления торговли.
Оценивать шансы на реурбанизацию, прогнозировать прочие процессы в развитии городов и агломераций помогают различные системы классификации городов, наработанные на данный момент.
Классификация городов
Как мы уже разобрались, города бывают разными. Они различаются по величине, функциям и многим другим показателям. В связи с этим, существует несколько основных классификаций: