опишите законы формирования двигательного навыка

Опишите законы формирования двигательного навыка

опишите законы формирования двигательного навыка. Смотреть фото опишите законы формирования двигательного навыка. Смотреть картинку опишите законы формирования двигательного навыка. Картинка про опишите законы формирования двигательного навыка. Фото опишите законы формирования двигательного навыка

опишите законы формирования двигательного навыка. Смотреть фото опишите законы формирования двигательного навыка. Смотреть картинку опишите законы формирования двигательного навыка. Картинка про опишите законы формирования двигательного навыка. Фото опишите законы формирования двигательного навыка

Екатерина Лапинская запись закреплена

формирование двигательного навыка протекает в соответствии с рядом законов:
закон изменения скорости в развитии навыка, закон «плато» (задержки) в
развитии навыка, закон отсутствия предела в развитии навыка, закон угасания,
закон переноса навыка и др.

1. Закон изменения скорости в развитии навыка. Навык формируется не
только постепенно, но и неравномерно, что выражается в разной мере
качественного прироста в отдельные моменты его становления. Неравномерность
имеет две разновидности:
а) в начале обучения происходит сравнительно быстрое овладение действием, а
затем качественный прирост навыка замедля­ется. Подобная неравномерность
характерна для обучения сравнительно легких действий, когда ученик быстро
схватывает основу действия и долго осваивает его детали;
б) в начале обучения качественный прирост навыка незначителен, а затем он
резко возрастает. Подобная неравномерность характерна для обучения

относительно сложным действиям, когда внешне незаметные качественные
накопления только с течением времени могут проявить себя в виде повышения
уровня владения действием.

2. Закон «плато» (задержки) в развитии навыка. Длительность задержки в
развитии навыка может быть самой разнообразной. Она обусловлена двумя
причинами:
а) внутренней, которая характеризуется протеканием незаметных
приспособительных изменений в организме, которые лишь с течением времени
переходят в заметные качественные улучшения навыка;
б) внешней, вызванной неправильной методикой обучения или недостаточным
уровнем развития физических качеств.
Если причина появления задержки в развитии навыка определена правильно, то
для ее преодоления потребуется только время (внутренняя причина) или
существенное изменение средств, методов и методических приемов обучения
(внешняя причина).

3. Закон угасания навыка. Он проявляется, когда длительное время не
повторяется действие. Угасание навыка происходит постепенно. Вначале навык
не претерпевает качественных изменений, но ученик начинает испытывать
неуверенность в своих силах, что иногда приводит к срывам в исполнении
действия. Затем теряется способность к точной дифференцировке движений,
нарушаются сложные координационные отношения между движениями, и, в
конечном счете, ученик теряет способность выполнять некоторые сложные
действия. Однако полностью навык не исче­зает, его основа сохраняется
сравнительно долго, и после повторений он быстро восстанавливается.

4. Закон отсутствия предела в развитии двигательного навыка.
Совершенствование двигательного действия практически продолжается на
протяжении всего времени занятий в избранном направлении физического
воспитания.

5. Закон переноса двигательного навыка. В физическом воспитании и спорте
проявляется положительный и отрицательный перенос навыков.
Положительный перенос – это такое взаимодействие навыков, когда ранее
сформированный навык способствует, облегчает и ускоряет процесс становления
нового навыка. Основным условием положительного переноса навыка является
наличие структурного сходства в главных фазах (отдельных звеньях) этих
двигательных действий.
Отрицательный перенос – это такое взаимодействие навыков, когда,
наоборот, уже имеющийся навык затрудняет образование нового двигательного
навыка. Это происходит при сходстве в подготовительных фазах движений и в его
отсутствие в основном звене.
Отрицательный перенос вызывается распространением возбуждения по коре
головного мозга, недостаточно развитым дифференцировочным торможением в
центральной нервной системе.
Отрицательное взаимодействие навыков можно в значительной мере снизить или
вообще устранить, если преподаватель ука­зывает ученику те основные опорные
точки (ООТ), в которых нежелателен перенос, а ученик осознанно их
отрабатывает.
Закономерности переноса двигательных навыков следует строго учитывать при
определении последовательности (очереднос­ти) освоения техники разнообразных
движений, особенно в таких видах, как легкая атлетика, гимнастика,
акробатика и др.

Источник

ОСНОВНЫЕ ЗАКОНЫ ФОРМИРОВАНИЯ ДВИГАТЕЛЬНОГО НАВЫКА

опишите законы формирования двигательного навыка. Смотреть фото опишите законы формирования двигательного навыка. Смотреть картинку опишите законы формирования двигательного навыка. Картинка про опишите законы формирования двигательного навыка. Фото опишите законы формирования двигательного навыка опишите законы формирования двигательного навыка. Смотреть фото опишите законы формирования двигательного навыка. Смотреть картинку опишите законы формирования двигательного навыка. Картинка про опишите законы формирования двигательного навыка. Фото опишите законы формирования двигательного навыка опишите законы формирования двигательного навыка. Смотреть фото опишите законы формирования двигательного навыка. Смотреть картинку опишите законы формирования двигательного навыка. Картинка про опишите законы формирования двигательного навыка. Фото опишите законы формирования двигательного навыка опишите законы формирования двигательного навыка. Смотреть фото опишите законы формирования двигательного навыка. Смотреть картинку опишите законы формирования двигательного навыка. Картинка про опишите законы формирования двигательного навыка. Фото опишите законы формирования двигательного навыка

опишите законы формирования двигательного навыка. Смотреть фото опишите законы формирования двигательного навыка. Смотреть картинку опишите законы формирования двигательного навыка. Картинка про опишите законы формирования двигательного навыка. Фото опишите законы формирования двигательного навыка

опишите законы формирования двигательного навыка. Смотреть фото опишите законы формирования двигательного навыка. Смотреть картинку опишите законы формирования двигательного навыка. Картинка про опишите законы формирования двигательного навыка. Фото опишите законы формирования двигательного навыка

1. Закон неравномерности развития навыка.

· Быстрое овладение действием в начале и замедление на конечной фазе обучения (при обучении лёгким действиям: быстро усваивается основа действия и долго – его детали);

· Медленное овладение действием в начале и ускорение на конечной фазе обучения (при обучении сложным действиям: незаметные качественные накопления впоследствии проявляются в виде ускорения процесса).

2. Закон «плато» (задержки) в развития навыка.

· Внутренние причины, обуславливающиеся незаметными приспособительными изменениями в организме, переходящие в качество лишь по истечении времени.

· Внешние причины, вызываемые неправильной методикой обучения или же недостаточным уровнем подготовленности занимающегося.

3. Закон угасания навыка (без подтверждения навык постепенно угасает, но его основа сохраняется долго и после повторений быстро восстанавливается).

4. Закон отсутствия предела в развитии двигательного навыка.

5. Закон переносанавыка.

· Положительный (взаимодействие навыков, при котором имеющийся навык ускоряет формирование нового; наблюдается при структурном сходстве в главном звене техники двигательных действий).

· Отрицательный (взаимодействие навыков, при котором имеющийся навык замедляет формирование нового; происходит при сходстве в подготовительных фазах движений и отсутствии его в главных звеньях техники).

ДВИГАТЕЛЬНОЕ УМЕНИЕ ВЫСШЕГО ПОРЯДКА

Двигательное умение высшего порядка – это способность человека выполнить двигательное действие (решить двигательную задачу) в реальных условиях жизни и спортивной деятельности.

Характерные признаки ДУВП:

· Повышенная роль пусковой функции сознания.

· Движения, входящие в состав двигательного действия, могут выполняться автоматизированно, но могут и попадать под контроль сознания при необходимости их коррекции.

· Проявляется всегда в условиях целостной двигательной деятельности.

Значение ДУВП:

· Приспособления сформированного навыка к изменяющимся условиям – процесс творческий, интенсивно развивающий интеллектуальную составляющую двигательной деятельности.

· Выражает прикладной характер физического воспитания, является основой повышения спортивного мастерства.

Разновидности ДУВП:

· Умение эффективно использовать приобретённые навыки параллельно или в разнообразной последовательности.

· Умение одновременно использовать два или несколько сформированных навыков.

· Умение эффективно использовать последовательно два или несколько сформированных навыков.

ДВИГАТЕЛЬНЫЕ (ФИЗИЧЕСКИЕ) КАЧЕСТВА

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ФИЗИЧЕСКИХ (ДВИГАТЕЛЬНЫХ) КАЧЕСТВ

Физические качества – врождённые морфофункциональные качества, благодаря которым возможна физическая активность человека, получающая своё полное проявление в целесообразной двигательной деятельности.

Особенности употребления терминов:

· Термин «двигательное качество» употребляется при необходимости отразить центрально-нервные регуляторные процессы управления движением.

· Термин «физическое качество» употребляется при необходимости выделить биомеханическую характеристику движения.

· Термин «психомоторное качество» употребляется при необходимости выделить особенности физиологического и психологического регулирования двигательного действия.

Выделяют две группы двигательных качеств: кондиционные (сила, быстрота, выносливость, гибкость) и координационные (ловкость).

Особенности возрастного развития двигательных качеств:

· появление сензитивных периодов;

· гетеротропность (разные темпы развития в разных частях тела);

· гетерохронность (разновремённость развития качеств).

ПРИНЦИПЫ РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКИХ (ДВИГАТЕЛЬНЫХ) КАЧЕСТВ

1. Принцип систематичности педагогических воздействий. Выделяют следующие эффекты: срочный, трансформированный и кумулятивный.

опишите законы формирования двигательного навыка. Смотреть фото опишите законы формирования двигательного навыка. Смотреть картинку опишите законы формирования двигательного навыка. Картинка про опишите законы формирования двигательного навыка. Фото опишите законы формирования двигательного навыка

2. Принцип прогрессирования и адаптационно-адекватной предельности в наращивании эффекта педагогических воздействий. Выделяют следующие формы повышения нагрузок:

3. Принцип рационального распределения и сочетания во времени разнонаправленных педагогических воздействий.

· Определить рациональную последовательность нагрузок, содействующих развитию двигательных качеств.

· Выбрать рациональное соотношение объёма и интенсивности нагрузок.

Принцип целенаправленности и адаптивной адекватности воздействия.

Принцип возрастной адекватности состава средств и методики развития качеств.

Принцип опережающего воздействия в развитии двигательных качеств.

Принцип соразмерности в развитии способностей.

Принцип сопряжённости воздействия.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДВИГАТЕЛЬНОГО КАЧЕСТВА «СИЛА»

Сила (как физическое качество) – способность человека преодолевать внешнее сопротивление либо противодействовать ему посредством мышечных напряжений.

Различают преодолевающую силу (сила, направленная против сопротивления) и уступающую силу (сила, действующая по ходу движения)

Режимы проявления силы мышц:

· Статический (изометрический) – без изменения длины мышц.

· Преодолевающий (миометрический) – при уменьшении длины мышц.

· Уступающий (полиометрический) – при удлинении мышцы.

Различают также абсолютную и относительную (сила/вес тела) силу.

Виды силовых способностей:

· при медленных сокращениях мышц с предельными или околопредельными отягощениями;

· при мышечных напряжениях изометрического (статического) типа.

Источник

3. Двигательное умение, двигательный навык: определение понятия, характерные признаки. Законы формирования двигательного навыка

Двигательное умение – способность человека выполнить двигательное действие (решить двигательную задачу) при условии концентрированного внимания на каждом движении, входящем в состав двигательного действия.

Характерные признаки: 1. Управление движениями, составляющими целостное двигательное действие, происходит неавтоматизированно (сознание загружено контролем каждого движения, работа совершается неэкономно).

2. Способ решения двигательной задачи нестабилен, так как идет поиск наилучшего.

3. Длительность этапа зависит от способностей обучаемого и обучающего, сложности двигательного действия и других условий.

Значение: 1. Обладает большими образовательными возможностями.

2. Данный этап невозможно миновать, т.е. он является основой овладения движением на более высоком уровне.

3. Способствует развитию двигательного творчества.

Двигательный навык – способность человека выполнить двигательное действие (решить двигательную задачу) при условии акцентирования внимания на условиях и результатах действия.

Характерные признаки: 1. Отдельные движения, входящие в двигательное действие, выполняются без сосредоточения внимания на них (автоматизация движения).

2. Автоматизация не снимает ведущей роли сознания при выполнении двигательного действия. Автоматизируются не содержание и не смысловая нагрузка движения, а процесс исполнения некоторых элементов их структуры (координационные отношения нервно-мышечных процессов, взаимосвязи двигательных и вегетативных компонентов и др.).

3. Сознание человека направлено, в основном, на узловые компоненты действия, на учет изменений в обстановке и творческое решение двигательной задачи.

4. Обладает высокой устойчивостью.

5. Системность (целостное выполнение без задержек и лишних движений) приводит к повышению точности, совершенствованию ритма, более экономному и быстрому выполнению действия.

6. Перераспределяются функции анализаторов. Повышается роль двигательного и снижается роль зрительного анализаторов при выполнении действия. Повышается роль зрительного анализатора при контроле условий и результативности деятельности.

Значение: 1. Делает работу менее утомительной.

2. Освобождает сознание для творческой деятельности.

Законы формирования двигательного навыка:

1. Закон изменения скорости в развитии навыка. Навык формируется не только постепенно, но и не равномерно. Не равномерность имеет две разновидности:

а) в начале обучение происходит сравнительно быстрое овладение действием, а затем качественный прирост навыка замедляется. Подобная не равномерность характерна для обучения сравнительно легких действий, когда ученик быстро схватывает основу действия и долго осваивает его детали;

б) в начале обучения качественный прирост навыка незначителен, а затем он резко возрастает. Подобная не равномерность характерна для обучения относительно сложным действия.

2. Закон «плато» (задержки) в развитии навыка. Длительность задержки в развитии двигательного навыка может быть самой разнообразной. Она обусловлена двумя причинами:

а) внутренней, которая характеризуется протеканием незаметных приспособительных изменений в организме, которые лишь с течением времени переходят в заметные качественные улучшения двигательного навыка;

б) внешней, вызванной неправильной методикой обучения или недостаточным развитием уровня физических качеств.

3. Закон угасания навыка. Он проявляется, когда длительное время не повторяется двигательное действие. Угасание навыка происходит постепенно. Однако полностью навык не исчезает, его основа сохраняется сравнительно долго, и после повторений он быстро восстанавливается.

4. Закон отсутствия предела в развитии двигательного навыка. Совершенствование двигательного действия практически продолжается на протяжении всего времени занятий в избранном направлении физического воспитания.

5. Закон переноса двигательного навыка. Положительный перенос-это такое взаимодействие навыков, когда ранее сформированный навык способствует, облегчает и ускоряет процесс становления нового навыка. Отрицательный перенос-это такое взаимодействие навыков, когда, наоборот, уже имеющийся навык противодействует образованию нового двигательного навыка.

Источник

Опишите законы формирования двигательного навыка

Двигательный навык в физкультуре. Что это такое, развитие умений, фазы формирования

Двигательный навык в физкультуре. Что это такое, развитие умений, фазы формирования

Человек обладает широким арсеналом врожденных двигательных навыков: сосание и глотание, сгибание и разгибание, моргание и другие. Этими функциями он владеет с рождения. Еще большее количество навыков он приобретает в течение жизни. Двигательная активность помогает сохранять работоспособность и жизненный тонус. У людей, занимающихся физкультурой и спортом морфологические и функциональные показатели здоровья значительно выше, чем у остальной части населения.

Физиология человека

Овладеть новыми формами движений, приспосабливаясь к изменяющимся условиям жизнедеятельности, позволяет пластичность нервной системы. В процессе формирования двигательных навыков имеют значение как врожденные, так и средовые факторы. В структуру навыка входят двигательный, вегетативный и сенсорный компоненты. В зависимости от вида деятельности их соотношения меняются.

опишите законы формирования двигательного навыка. Смотреть фото опишите законы формирования двигательного навыка. Смотреть картинку опишите законы формирования двигательного навыка. Картинка про опишите законы формирования двигательного навыка. Фото опишите законы формирования двигательного навыка

Так, для стайера или тяжелоатлета важнейшими будут двигательный и вегетативный компоненты, а теннисисту и хоккеисту в той же степени важен еще и сенсорный компонент. Двигательные процессы протекают при непосредственном участии центральной нервной системы (ЦНС). Именно в коре больших полушарий образуются кратко- и долговременные связи, составляющие двигательную память.

ЦНС формирует механизм обратных связей с помощью которого организм создает и корректирует программу двигательных действий, решая поставленные задачи.

опишите законы формирования двигательного навыка. Смотреть фото опишите законы формирования двигательного навыка. Смотреть картинку опишите законы формирования двигательного навыка. Картинка про опишите законы формирования двигательного навыка. Фото опишите законы формирования двигательного навыка

Использование информации, поступающей из внутренней и внешней среды путем обратных связей, имеет специфические особенности:

опишите законы формирования двигательного навыка. Смотреть фото опишите законы формирования двигательного навыка. Смотреть картинку опишите законы формирования двигательного навыка. Картинка про опишите законы формирования двигательного навыка. Фото опишите законы формирования двигательного навыка

При организации физкультурных занятий очень важно учитывать фазовые колебания работоспособности человека:

опишите законы формирования двигательного навыка. Смотреть фото опишите законы формирования двигательного навыка. Смотреть картинку опишите законы формирования двигательного навыка. Картинка про опишите законы формирования двигательного навыка. Фото опишите законы формирования двигательного навыка

С учетом этих физиологических фаз выделяют 3 режима двигательной активности:

Что такое двигательный навык в физкультуре?

Двигательный навык в физкультуре – это степень владения техникой действий по перемещению или изменению положения тела, характеризующаяся надежностью и автоматизмом.

опишите законы формирования двигательного навыка. Смотреть фото опишите законы формирования двигательного навыка. Смотреть картинку опишите законы формирования двигательного навыка. Картинка про опишите законы формирования двигательного навыка. Фото опишите законы формирования двигательного навыка

Формирование двигательных навыков подчиняется определенным законам:

опишите законы формирования двигательного навыка. Смотреть фото опишите законы формирования двигательного навыка. Смотреть картинку опишите законы формирования двигательного навыка. Картинка про опишите законы формирования двигательного навыка. Фото опишите законы формирования двигательного навыка

Причины, возникающих задержек в овладении навыком:

Для повышения эффективности спортивных и физкультурных занятий важно учитывать данные закономерности.

опишите законы формирования двигательного навыка. Смотреть фото опишите законы формирования двигательного навыка. Смотреть картинку опишите законы формирования двигательного навыка. Картинка про опишите законы формирования двигательного навыка. Фото опишите законы формирования двигательного навыка

Двигательный навык в физкультуре – это правильно сформированные реакции и действия, имеющие характерные признаки:

Условия и формирования двигательного навыка

Основными понятиями физической активности являются двигательные умения и навыки. Движение составляет основу физической активности человека. Освоение двигательных действий требует первоначального умения его выполнять, которое по мере освоения переходит в навык.

Двигательное умение представляет собой степень овладения действием, имеющую следующие характерные признаки:

опишите законы формирования двигательного навыка. Смотреть фото опишите законы формирования двигательного навыка. Смотреть картинку опишите законы формирования двигательного навыка. Картинка про опишите законы формирования двигательного навыка. Фото опишите законы формирования двигательного навыка

Переход умения в навык достигается путем многократных повторений двигательных действий, приводящих к автоматизации координационных механизмов.

Двигательный навык представляет собой доведенное до автоматизма выполнение не только простых операций, но и сложных, требующих согласованности и скоординированности в действиях. Все это крайне необходимо при занятиях физической культурой.

Процесс трансформации умений в навыки включает 3 этапа:

Стадии формирования двигательных навыков

Двигательный навык в физкультуре – это процесс, в котором можно выделить 3 стадии формирования:

Длительность стадий зависит от:

Этапы обучения двигательным навыкам

Обучение двигательным навыкам представляет собой многоэтапный процесс, направленный на усложнение навыка, доведение его до автоматизма, формирование устойчивости к отвлекающим факторам.

Этапы обучения:

Освоенные двигательные навыки становятся ступенью для формирования новых, более сложных движений.

Способности

Двигательные способности заключаются в индивидуальных качествах, обуславливающих уровень возможностей человека. Они сугубо индивидуальны, в их основе лежат анатомо-физиологические задатки, а на их развитие и проявление оказывают влияние внешняя среда (условия, нагрузки, раздражающие факторы) и психологические особенности (темперамент, тип восприятия, скорость мышления).

Двигательные способности:

СпособностиВидыОписание
СиловыеСпособность противостоять внешнему сопротивлению, преодолевая его за счет усилий мышц.
Собственно-силовыеХарактерно напряжение мышц в статическом и преодолевающем режиме работы. Зависят от строения мышц и функциональных возможностей костно-мышечного аппарата.
Скоростно-силовыеХарактерно напряжение мышц, проявляемое одновременно со скоростью. К разновидностям данных способностей относят «взрывную» силу и быструю силу. Эти способности важны для прыгунов в высоту и длину, при метании спортивных снарядов.
СкоростныеСпособности, обеспечивающие максимальную скорость выполнения двигательных действий за определенный отрезок времени.
Координационные способностиГотовность к управлению и регуляции различными по сложности и срокам возникновения двигательными действиями.
ЭлементарныеКоординирование действий в ходьбе, беге.
СложныеИгры, технические виды спорта.
ВыносливостьСпособность противодействовать утомлению при длительной двигательной деятельности.
ОбщаяХарактеризует выносливость при умеренной интенсивности.
СпециальнаяСоответствует поставленным задачам: силовая, скоростная, координационная.
ГибкостьСпособность, обуславливающая подвижность частей человеческого тела относительно друг друга. По локализации различают общую (все суставы) и специальную (конкретные суставы: тазобедренный, плечевой и другие).
АктивнаяПриложение самостоятельных мышечных усилий.
ПассивнаяПриложение внешних сил.

Развитие умений

Двигательный навык в физкультуре – это не просто раздел в программе обучения. Жизнь человека невозможно представить без движений. Поэтому так важно знать закономерности развития, становления и совершенствования физических умений и навыков.

Диапазон разнообразных двигательных действий формируется в течение человеческой жизни и зависит от внешних (окружающая среда) и внутренних (задатки) факторов. Формирование двигательного навыка проходит в последовательности с ранее описанными стадиями: иррадиации, концентрации, стабилизации.

опишите законы формирования двигательного навыка. Смотреть фото опишите законы формирования двигательного навыка. Смотреть картинку опишите законы формирования двигательного навыка. Картинка про опишите законы формирования двигательного навыка. Фото опишите законы формирования двигательного навыка

Продолжительность образования нового двигательного навыка зависит от:

В процессе формирования двигательных навыков необходимо учитывать физиологические закономерности, в соответствии с ранее описанными стадиями:

1-я стадия характеризуется широкой иррадиацией процессов возбуждения при недостаточности процессов торможения. Во 2-й стадии отмечается стабилизация двигательных рефлексов. 3-я стадия отличается стабилизацией навыка, уточнением динамического стереотипа. Формирование двигательных навыков происходит одновременно с развитием физических качеств.

Часто невысокие результаты в игровых видах спорта, легкой и тяжелой атлетике связаны не с недостаточной освоенностью навыка, а с неудовлетворительным развитием двигательных качеств: силы, координации, скорости, гибкости, выносливости.

Поэтому при обучении новым двигательным навыкам нельзя забывать о развитии и совершенствовании физических способностей. Наибольшую эффективность работа по формированию двигательных навыков и развитию физических качеств имеет при учитывании возрастных и половых особенностей.

Значение двигательных навыков в жизни человека огромно. Занятия физической культурой повышают скорость реагирования в нестандартных ситуациях, позволяют избегать травмирования и, все это вместе взятое, способствует активному долголетию.

Видео о двигательных навыках в физкультуре

Развитие двигательных навыков школьников:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *