определите главную причину расхождения целей воспитания на протяжении истории развития общества
2. Проблема целей воспитания в педагогике. Историческая динамика целей воспитания.
Человеческое общество в своей практической воспитательной деятельности всегда преследует определенные цели – даже если они не осознаются на уровне общественного сознания. Рассмотрим это на примере нескольких этапов истории человечества.
Выживание в условиях противоборства с дикой природой
«Искусственный» отсев слабых – инициации; культ функцио-нальных характеристик (первобытные «Венеры»)
В Спарте – воспитание воина-захватчика.
Жесткость отбора, жестокость общественного воспитания, жестокие эксперименты по выявлению лидеров
В Афинах – идеи совершенного государства для совершенного человека
Впервые(хотя и на весьма ограниченном социальном пространстве) осуществляется попытка воспитаниягармо-нически развитой личности
Дуализм сознания приводит к распаду воспитания на религиозное и светское
Два основных типа воспитания осуществляются в рамках двух не совпадающих вариантов содержания образования
Воспитание в соответ-ствии с новыми иде-алами общества: гармо-ничность, предприим-чивость, оптимизм
Возникновение университетов. Рост интереса к уникальной личности педагога. Поощрение самообразования.
Воспитание гражданина, ставящего общественные интересы выше личных
Просвещение максимально широких слоев населения: обеспечение всеобщей грамотности, образование женщин
Разработка разноуров-невых взаимосвязанных систем образования и воспитания
Поиски адекватного для каждого уровня содержания, форм и методов. Активизация изучения психологии детства
Социальная эволюция постиндустри-ального общества
Поиски модели саморазвивающегося общества
и гармоничной личности в нем
Осознание неизбежной динамики целей и средств воспитания теоретиками и практиками педагогического процесса
Интересно сравнить законодательно оформленные цели воспитания двух наиболее интенсивно развивавшихся в ХХ веке стран США и Японии. По решению Конгресса США цель воспитания в этой стране:
Японское правительство выработало не столь чеканную, зато отвечающую важнейшим тенденциям национальной идеологии формулу:
Человек, открытый мировому опыту, но ориентирующийся на национальные духовные ценности.
Анализируя взаимосвязь целей и средств воспитания и их зависимость от своеобразия исторической эпохи, мы вплотную подошли к важнейшим закономерностям воспитания.
ЗАКОНОМЕРНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА позволяют понять сущность и взаимосвязь педагогических явлений, выявить типичные ошибки воспитания и предложить пути их преодоления.
Связь воспитания и социальной системы: характер воспитания в конкретных исторических условиях определяется потребностями общества.
Процесс воспитания определяется и взаимообусловливается развитием личности. Целесообразно воздействовать на актуальные зоны развития: «не плестись в хвосте психического развития ребенка, а, забегая вперед этого развития, вести его за собой, целенаправлять, организовывать его, управлять им».(Л.С.Выготский).
Связь воспитания и деятельности: воспитывать – значит включать ребенка в различные виды деятельности.
Взаимосвязь деятельности воспитателя и воспитанников; в т.ч. влияние на процесс воспитания межличностного общения.
Преемственность и взаимосвязь между частными процессами и субъектами воспитания в целостном педагогическом процессе.
ЗАДАЧИ ВОСПИТАНИЯ В СВЕТЕ ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ЦЕННОСТЕЙ
Формирование гуманистического мировоззрения(человек, его жизнь, свобода, счастье – главная ценность и богатство)
В решении этой задачи огромную роль играет искусство, ибо оно всегда личностно, субъективно, эмоционально. Проживая чужую жизнь, мы усваиваем ее социальный опыт, наша личность формируется под воздействием заразительных примеров, почерпнутых не только из жизни, но и из произведений искусства. перефразируя пушкинского Годунова, можно сказать, что не только науки, но и искусство «…сокращает нам опыты быстротекущей жизни».
Важным компонентом мировоззрения являются ценностные ориентации личности. Культуру можно представить как систему ценностей. Таким образом, культурологи имеют аозможность воздействовать на весь спектр ценностных ориентаций в сфере
с
рекреационных ценностей и т.д.
Формирование социального опыта.В процессе приобретения социального опыта складываются интересы, потребности, мотивация деятельности личности.
Формирование активности личностипутем стимулирования ее поведения и деятельности.
Современная отечественная система воспитания руководствуется следующими принципами:
Принцип ненасилия и толерантности (при условии опоры на положительное в личности);
Принцип связи воспитания с жизнью;
Принцип открытости воспитательных систем;
Принцип вариативности деятельности.
Поясните на примерах, в чем суть современных принципиальных требований к организации воспитания.
Приведите примеры несоблюдения указанных требований.
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНАМ
Выполните письменно задания, содержащиеся в тексте лекции.
Дайте определение понятию «воспитание» в широком и узком понимании этого термина.
Докажите на примерах, что содержание и средства воспитания на разных этапах развития общества соответствовали его целям.
Как задачи воспитания на современном этапе развития общества соотносятся с методами воспитания?
Поясните понятие «принципы воспитания» на примерах из сферы вашей будущей профессиональной деятельности
Тут вы можете оставить комментарий к выбранному абзацу или сообщить об ошибке.
Цели воспитания в историческом развитии
Цель воспитания — это то, к чему стремится воспитание, будущее, на достижение которого направляются его усилия. Любое воспитание — от мельчайших актов до широкомасштабных государственных программ — всегда целенаправленно; бесцельного, ни к чему не стремящегося воспитания не бывает. Целям подчиняется все: содержание, организация, формы и методы воспитания. Поэтому проблема целей воспитания относится к числу наиболее важных в педагогике. Вопросы — к чему должны стремиться школы и воспитатели в своей практической деятельности, каких результатов добиваться — можно назвать ключевыми.
Выделяются общие и индивидуальные цели воспитания. Цель воспитания выступает как общая, когда она выражает качества, которые должны быть сформированы у всех людей, и как индивидуальная, когда предполагается воспитание определенного (отдельного) человека. Прогрессивная педагогика выступает за единство и совмещение общих и индивидуальных целей.
Задач, определяемых целью воспитания, обычно много — общих и конкретных. Но цель воспитания в пределахотдельновзятой воспитательной системы всегда одна. Не может быть, чтобы в одном и том же месте, в одно и то же время воспитание стремилось к различным целям. Цель — определяющая характеристика воспитательной системы. Именно цели исредства их достижения отличают одни системы от других.
Как появляются цели воспитания? В их формировании находят отражение многие объективные причины. Закономерности физиологического созревания организма, психическое развитие людей, достижения философской и педагогической мысли, уровень общественной культуры задают общую направленность целей. Но определяющим фактором всегда является идеология, политика государства. Поэтому цели воспитания всегда имеют ярко выраженную классовую направленность. Нередки случаи, когда цели воспитания маскируются, прикрываются общей туманной фразеологией для того, чтобы скрыть от людей их истинную сущность и направленность. Но не существует ни одного государства, пусть самого демократичного, где цели воспитания в школе не направлялись бы на укрепление сложившихся общественных отношений, были оторваны от политики и идеологии правящего класса.
Не все педагоги согласны отводить воспитанию роль прислужницы идеологии, хотя история человеческих цивилизаций знает немало свидетельств, когда политику направляли умные и достойные деятели, сумевшие обратить воспитание на пользу всему народу. Но в ряде стран, к сожалению, воспитание отражало волюнтаристские устремления политиканов, государственные амбиции, не развивало, а оболванивало целые поколения. Крах антинародных воспитательных систем в бывшем СССР и странах Восточной Европы — один из свежих примеров вечного торжества гуманистических целей воспитания и одновременно еще одно доказательство того, что любой государственный строй стремится прежде всего монополизировать воспитание. Вот почему в последнее время в мировой педагогике крепнет Идея независимости воспитания от политики и идеологии, выведения его целей из общечеловеческих законов жизни, потребностей, прав и свобод. Человек не может рассматриваться как средство для достижения цели: он сам — эта цель.
История педагогики — это длинная цепь зарождения, осуществления и отмирания целей воспитания, а также осуществляющих их педагогических систем. Из этого следует, что Цели воспитания не являются раз и навсегда заданными, не существует и формально-абстрактных целей, одинаково пригодных для всех времен и народов. Цели воспитания подвижны, изменчивы, имеют конкретно-исторический характер.
История общественного развития подтверждает, что произвольное выведение целей воспитания недопустимо. При выборе, постановке и формулировке целей воспитания необходимо опираться на объективные закономерности развития природы, общества, человека.
Установлено, что определение цели воспитания обусловлено рядом важных причин, комплексный учет которых выводит на формулировку закономерности формирования цели. Какие же факторы определяют ее выбор? Кроме уже известного нам фактора — политики, идеологии государства важное значение имеют потребности общества. Цель воспитания выражает исторически назревшую потребность общества в подготовке подрастающего поколения к выполнению определенных общественных функций. При этом чрезвычайно важно определить, действительно ли потребность назревшая или только предполагаемая, кажущаяся. Многие воспитательные системы терпели крах именно потому, что опережали свое время, принимали желаемое за действительное, не учитывали реальностей жизни, надеясь воспитанием преобразовать жизнь людей. Но лишенное объективности воспитание не выдерживает напора действительности, удел его заранее предрешен.
История насчитывает пять общественно-экономических формаций, определяемых различными типами производственных отношений между людьми: первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, посткапиталистическая.
При первобытнообщинном строеклассовогоделения не было. Все дети получали одинаковую трудовую подготовку: их обучали охоте, рыбной ловле, изготовлению одежды. Воспитание было призвано обеспечивать существование людей, его цель — вооружать человека опытом выживания, т. е. знаниями и умениями, необходимыми в суровой повседневной жизни. Специальных воспитательных учреждений не было, школы лишь зарождались. Как видим, способ производства и цель воспитания находятся между собой в согласии.
При рабовладельческом строе воспитание стало уже особой функцией государства. Появились специальные учреждения, занимающиеся воспитанием. Наличие двух классов привело к появлению различий в характере цели воспитания. Она становится дуалистической. Целью воспитания детей рабовладельцев была подготовка их к роли господ, наслаждающихся искусствами, приобщающихся к наукам. Они должны были вести захватнические войны с целью порабощения других народов и приобретения богатств, уметь защищать свои государства. Воспитание (если его можно так назвать) детей рабов заключалось в подготовке их к выполнению приказаний господ. Детей приучали к смирению и покорности. И здесь уровень развития производительных сил, характер производственных отношений диктуют именно эти, а не иные цели.
На примере античного воспитания видим также, что классовый характер общества породил классовую дифференциацию целей воспитания. В соответствии с различными целями велась подготовка к жизни, дифференцировалось мировоззрение, формировалась психология.
При феодализме основные классы — феодалы и крепостные крестьяне. Цели воспитания остаются дифференцированными: для детей феодалов — рыцарское воспитание, а для детей крестьян — трудовое, в «школе» под открытым небом. Первые наслаждаются искусствами и науками, овладевают «рыцарскими добродетелями», вторые в подавляющем большинстве никаких учебных заведений не посещают. Характер производственных отношений не требует от низших слоев населения ни общей, ни специальной подготовки, поэтому раздвоение целей, которое мы наблюдаем и в этом обществе, выражает не только классовую направленность целей в классовом обществе, но и зависимость их от способа производства.
Капиталистический строй характеризуется наличием двух основных классов — буржуазии и пролетариата. Характер развития производства, для которого требуются уже более образованные работники, вынуждает правящий класс создавать систему учебных заведений, дающих знания рабочим. Одновременно с этим буржуазия дает хорошее воспитание своим детям, чтобы они были в состоянии осуществлять управление государством, направлять развитие экономики, общественных процессов. Создается сеть частных привилегированных учебных заведений. Классовая дифференциация, дуализм целей воспитания сохраняются, как сохраняется и общая зависимость целей от способа производства.
На смену раннему (классическому) капитализму идет (пришел) развитый капиталистический строй, называемый посткапиталистическим (рыночным, демократическим и т. п.). Этот строй характеризуется более высоким уровнем развития производственных и общественных отношений. В русле исторического процесса попытку построения социализма и коммунизма в нашей стране также можно рассматривать как не увенчавшийся успехом способ перехода к более совершенным общественным отношениям. При всем многообразии посткапиталистических форм и отношений, существующих в мире, общая зависимость целей воспитания от способа производства сохраняется.
Цель и характер воспитания соответствуют уровню развития производительных сил и типу производственных отношений, свойственных каждой общественно-экономической формации.
Но не только способом производства определяются цели воспитания. Немаловажное влияние на их формирование оказывают и другие факторы. Среди них — темпы научно-технического и социального прогресса, экономические возможности общества, уровень развития педагогической теории и практики, возможности учебно-воспитательных учреждений, воспитателей, учителей и т. п.
Таким образом, можно сделать вывод: цель воспитания определяется потребностями развития общества и зависит от способа производства, темпов социального и научно-технического прогресса, достигнутого уровня развития педагогической теории и практики, возможностей общества, учебных заведений, учителей и учеников.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Цели воспитания в разные исторические периоды
Вы будете перенаправлены на Автор24
Воспитание в Древности и Новое время
Достаточно изучена система воспитания в Спарте и Афинах (VII-IV вв. до н.э.). Целью спартанского воспитания было формирование физически крепкого, храброго и дисциплинированного воина, законопослушного гражданина, преданного государству. А из девушек готовили физически крепкую будущую мать, умелую и экономную хозяйку. Рабы же, ни в каких учебных заведениях не учились. Такое положение вполне соответствовало общественному устройству Спарты.
Система афинского воспитания имела целью сочетать умственное и нравственное (мусическое) и физическое (гимнастическое) воспитание.
Идея гармонического развития личности зародилась еще у мыслителей Древней Греции, потом варьировалась в разное время и педагогами-гуманистами, и социалистами-утопистами, и педагогами-марксистами.
Эпоха средневековья характеризуется господством церкви и феодалов. Цель воспитания была разная для рыцарей, крестьян и ремесленников. В эпоху Возрождения социалист-утопист Томас Мор (1478-1535) мечтал о равном для всех воспитании и участии в труде всех граждан. Ставя такую цель воспитания, он намного опередил свою эпоху. В Новое время великий славянский педагог Я.А. Коменский (1592-1670) целью воспитания считал всеобщее образование и подготовку к загробной жизни. В воспитании джентльмена видел цель воспитания Д. Локк (1632-1704). Свободное воспитание характерно для Ж.-Ж. Руссо (1712-1778). По мнению А. Дистервега (1790-1866), целью воспитания является подготовка молодежи к счастливой жизни — пожелание хорошее, но весьма неопределенное.
Цели воспитания в российской педагогике
Из отечественных педагогов назовем Н.И. Пирогова (1810-1881), который видел цель в воспитании гражданина Отечества. По К.Д. Ушинскому (1823-1870), цель — это воспитание труженика и патриота. Л.Н.Толстой (1828-1910) полагал важнейшей задачей развитие творческих дарований крестьянских детей, он мечтал «Об университете в лаптях». О развитии всех человеческих способностей и соединении обучения с производительным трудом мечтали социалисты-утописты К. Маркс и Ф. Энгельс (XIX вв.).
КПСС провозгласила целью воспитание «поколения, способного окончательно установить коммунизм», «подготовку всесторонне развитых членов коммунистического общества». На практике эта идея о всестороннем развитии молодежи не была реализована. Представляют интерес взгляды современных педагогов-исследователей на формулировку целей воспитания. Проф. А.А. Радугин берет за идейную основу всей системы воспитания принцип гуманизма. С позиции гуманизма, по его мнению, конечная цель воспитания состоит в том, чтобы каждый человек мог стать полноценным субъектом деятельности, познания и общения; свободным и самодеятельным, ответственным за все происходящее в этом мире.
Б.Т. Лихачев считает также, что помимо общечеловеческих демократических целей и идеалов воспитания реально существуют и другие, имеющие негативный, нежелательный характер. Это цели авторитарные, мелкобуржуазные, националистические, буржуазно-космополитические, религиозные, анархически-разрушительные, монархические, преступно-романтические, неофашистские. Анализируя их, автор считает, что они порождают в детской среде «растерянность, скептицизм, индифферентность к общечеловеческим идеалам, цинизм, отчужденность от подлинной культуры»». Коммунистическое воспитание как средство достижения идеала личности советского общества не оправдало тех надежд, которые на него возлагались. Следовательно, определение и формулировка цели — это очень существенный исходный элемент начала педагогической деятельности, но не единственный и не решающий. Кроме цели, как уже сказано, есть и средства ее достижения, которые либо обеспечивают необходимый результат (ожидаемый продукт), либо нет. На основе краткого обзора и анализа постановки целей воспитания в различные исторические периоды развития общества И.П. Подласый делает вывод:
Готовые работы на аналогичную тему
«Разумной альтернативы всестороннему и гармоническому воспитанию нет. Оно по-прежнему остается идеалом, к достижению которого с учетом допущенных ошибок (в советский период) будет стремиться новая отечественная школа России. Это не отдаленный идеал, а вполне достижимая при разумной организации и поддержке всего общества цель».
Цели воспитание в западных странах
В США и некоторых странах Западной Европы традиционно придерживаются концепции воспитания «адаптация личности к жизни». Например, в США эта концепция под влиянием философии и педагогики прагматизма (инструментализма) Д. Дьюи (1857-1952) существует с 20-х годов до настоящего времени, правда, в измененной форме. Его идеи поддерживают и другие деятели психологии и педагогики — А. Маслоу, Л. Комбс, Э. Колли, К. Роджерс и др. По этой концепции цели образования сводятся к тому, чтобы выпускник средней школы был эффективным производителем, ответственным гражданином, разумным потребителем и хорошим семьянином. Эти идеи оказали значительное влияние на педагогику многих зарубежных стран. На идеях педагогов-прагматистов (Е. Херст, Р. Финли, М. Уорнок и др.) определилась основная цель воспитания: формирование чувства собственного достоинства гражданина и самоутверждение личности каждого (США).
Школа выполняет еще одну задачу по подготовке гражданина: воспитание законопослушного патриота, который гордится своей страной. В последнее время в большинстве стран мира утверждается еще одна концепция и цель воспитания — гуманизация воспитательной системы. Это проявляется в утверждении идеи педоцентризма, культа ребенка, в защите его прав. (Идея педоцентризма имеет, как известно, многовековую историю, яркими представителями ее были, например, Ж.-Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци и др. В соответствии с необихевиористской концепцией в психологии и педагогике выдвигается задача формирования «управляемого индивида». Известно, что в основе учения бихевиористов лежит идея реакции человека на соответствующие стимулы. Путем организации серии стимулов можно добиться поведения индивида по заданной программе. Но авторы этой концепции совершенно не учитывают, что личность — существо сознательное, самоактивное и вряд ли она согласится быть только объектом манипулирования ею, разве что в состоянии внушения. Например, мы сами ищем в интернет магазин парфюмерии нужные нам вещи, никто не может навязать свою волю.
Надо сказать также о целях воспитания, опирающихся на различные религиозные философские учения. В соответствии с учением педагогов-неотомистов, задача заключается в воспитании богобоязненной личности. Через христианскую этику формируется истинно добродетельная личность. Так, идеалом воспитания в Англии является джентльмен, физически крепкий и закаленный, ответственный, с высокой культурой поведения. В Германии и северных странах Европы стало традицией воспитание аккуратности, дисциплинированности, трудолюбия. В Японии и Китае особое внимание уделяется развитию группового духа, сотрудничества, послушания старшим. В США характерно развитие самостоятельности, независимости, деловитости, индивидуализма. Таковы особенности целей воспитания в некоторых зарубежных странах.
Цели воспитания в разные исторические периоды развития общества
Вы будете перенаправлены на Автор24
Цель воспитания – это итоги воспитательного процесса, которых требуется достигнуть при его реализации.
Цель воспитания отражает то, на что направлен этот процесс. К примеру, воспитание может быть нацелено на формирование личности, наделенной какими-то качествами, на ее социальное становление, на гуманистическое развитие.
Процесс воспитания имеет длительное историческое развитие. Его цели менялись на каждом этапе общественного строя.
Цели воспитания первобытнообщинного строя
В первобытнообщинном строе начинает постепенно формироваться организованная система воспитания.
В этот период, воспитание имело свои особенности организации, обусловленные устройством общества. Поскольку, человек жил в природной среде, то процесс воспитания был обусловлен необходимостью приспособления к ее условиям. Если ты не соблюдаешь определенные правила, отклоняешься от каких-то действий, то выживание тебе не светит. А это значит, что цели воспитания этого периода полностью соответствовали его методам и средствам, а итоги воспитания отвечали его целевому назначению.
Воспитание в первобытном обществе было нацелено на:
Процесс воспитания реализовывался на основе подражания. По сути, дети выполняли те же действия, что и взрослые. В этот период начинают складываться традиционные формы воспитания, когда мальчиков обучали охоте и собирательству, земледелию и скотоводству. Им привали такие качества, которые способствовали бы обеспечению семьи, ее защите и выживанию. Девочки осваивали ведение домашнего хозяйства, уход за детьми.
Процесс воспитания первобытного общества строился, основываясь на природных потребностях человека к получению новых знаний и навыков, формированию коллектива и построению в нем оптимальной системы взаимодействия.
Ребенок с раннего детства приучался к коллективу и его правилам. Он сталкивался с ограничениями, которые были обязательными и отвечали нормам и укладу коллектива. Так, ребенок приобщался к соблюдению норм социального поведения и усвоению навыков, которые были жизненно важными и необходимыми для выживания.
Готовые работы на аналогичную тему
Система воспитания в античном мире
Первые теоретические основы воспитания были заложены в Древнем Риме и Древней Греции.
Эпоха античности ставила новые цели воспитания. Они состояли в формировании идеального человека, наделенного, определенными нравственными ориентирами деятельности, физическими качествами и интеллектуальными способностями.
В разных городах античного мира складывались свои модели воспитания, имеющие определенные цели и задачи.
Так, целью воспитания в Спарте было создание воина, наделенного определенными физическими качествами: силой, выносливостью, стойкостью. Кроме того, спартанцы должны были стать рабовладельцами, а значит учились управлению рабами и их содержанию с раннего детства. Дети воспитывались очень строго. Ограничения затрагивали все сферы жизнедеятельности. Будущие воины должны были быть неприхотливыми в еде, терпеть любую нужду, уметь преодолевать трудности, терпеть неудачи, сражаться из последних сил. Воспитание спартанцев реализовывалось в специальных учреждениях, в которые помещались мальчики с семи лет. В 18 лет мальчики проходили военное обучение. Что касается девочек, то, как ни странно, в их воспитании особое внимание уделялось физическому развитию. Девочки сидели дома, учились заниматься домашним хозяйством и управлять рабами.
Целью воспитания в Афинах было формирование идеального человека. Таким человеком афиняне видели всесторонне развитого индивида, наделенного умственными способностями, физическими качествами, нравственными установками. Особое внимание, уделялось физическому развитию детей, особенно мальчиков. Также, детям читали литературу, обучали игре на музыкальных инструментах, счету, грамоте. Девочки воспитывались в семье и учились ведению домашнего хозяйства.
Целью воспитания Древнего Рима было формирование всесторонне развитой и гармоничной личности. Воспитание в Риме имело свои особенности, состоящие в том, что в каждой семье оно реализовывалось, исходя из ее статуса и социального положения. Так, знатные семьи обучали своих детей на дому, им преподавалась грамота, математика, философия, языки, литература. Мальчики обучались мужским занятиям, а девочки рукоделию и ведению домашнего хозяйства. В крестьянских семьях, обучением детей занимались, как правило, родители. Они передавали им свой опыт и знания, учили их земледелию. Никакие науки дети не изучали.
Цели средневекового воспитания
Воспитание в эпоху Средневековья имело свои особенности:
Целью воспитания во времена Средневековья было развитие покорного, во всем послушного, смиренного гражданина.
Воспитание реализовывалось в религиозном духе, с освоением религиозной нравственности. Дети учили закон Божий, молитвы, обучались чтению и письму на латинице.
Воспитание в эпоху Возрождения
Эпоха Возрождения заложила основы гуманистического подхода к воспитанию. Оно было нацелено на формирование разносторонне развитой личности, обладающей творческой и познавательной активностью, жизненной энергией.
В эпоху Возрождения личность ребенка становится главной фигурой в воспитательном процессе. Наблюдается уход от жестких воспитательных мер Средневековья и развивается внимательное отношение к каждому ребенку, его потребностям и особенностям.
По сути, воспитание на дальнейших этапах исторического развития общества, опиралось на гуманистические идеи. Оно было ориентировано на формирование в человеке гуманистических начал и нравственных принципов. Развитию личности уделялось особое внимание. Считалось, что воспитание всесторонне развитого индивида, наделенного физическими качествами, нравственными принципами, эстетическими установками, следующего моральным принципам социального поведения способствует прогрессу общества.