опричнина это в истории россии
Опричнина: что это (определение) в истории, начало проведения политики и причины возникновения
Что представляла собой опричнина Ивана Грозного: кратко и понятно, самое важное. Что это за явление в истории? Мы дадим определение, расскажем про начало проведения политики опричнины, причины его возникновения и уничтожения. В конце вы узнаете про последствия этого явления для Московского государства.
Опричнину Ивана Грозного как явление нельзя недооценивать, ведь эти события повлияли и на характер правления царя, и на его окружение, и на все государство в целом. Опричнина проводилась с 1565 по 1572 годы.
Иван Грозный ощущал нехватку своего царского авторитета и пытался сделать все возможное, чтобы укрепить власть. Именно с этой целью и была проведена опричнина.
Почему у русского царя вдруг возникли проблемы с авторитетом? Участились измены со стороны приближенных царя и большинство бояр замышляли заговоры. Иван Грозный расправлялся с изменщиками грубо и агрессивно – массовыми расправами, достаточно жестокими, чтобы в конце концов и получить прозвище «Грозный».
Почему появилась опричнина?
Ивана Грозного еще при жизни называли мнительным, таким он и остался для потомков. Конечно, не беспочвенно, но заговоры он видел на каждом шагу. Насколько известно истории, первые звоночки появились после Казанского похода, после которого царь (хотя тогда он еще назывался великим князем) вернулся в столицу в 1553 году.
Он серьезно заболел и тут же заметил предательские настроения бояр, которые хватались за любые возможности сохранить свое положение у кормушки. Чтобы не допустить предательств с их стороны, Иван Грозный приказал всем подданным присягнуть на верность своему младшему сыну Дмитрию, который на тот момент был еще младенцем.
Боярам не понравился указ: негоже присягать пеленочнику, а потому многие нашли способ уклониться от присяги. Смелости они набрались по простой причине – слабые позиции царя, который сам по себе болел, а от младенца большого ущерба не будет, а значит, можно претендовать на власть.
Картина П.Павлова. Бояре
Когда Иван Грозный выздоровел, он запомнил отношение бояр – осторожничал, обозлился на окружающих и не смог простить отказа присягнуть Дмитрию.
События, которые окончательно повлияли на формирование такого явления как опричнина, случились позже. Ощущение, что кругом собрались одни враги, укрепилось у Ивана Грозного на фоне двух факторов:
На фоне этих событий Иван Грозный принял решение лишить бояр их независимости. До этих пор каждый боярин мог владеть землями, содержать собственную армию, казну, двор и людей. Теперь же Иван Грозный собирался ликвидировать силы внутренних противников.
В чем заключалась сущность опричнины?
В 1564 году у стен московского Кремля случилось странное событие. Вдруг появилось много саней, в которые вся семья царя разместилась, прибрав утварь, иконы, казну, платья, и просто выехала из столицы. По масштабам действия было понятно, что это не увеселительная прогулка и не богомольная, а самое настоящее переселение. Москва осталась в недоумении.
Через месяц из Александровской слободы царь прислал в столицу две грамоты.
Александровской слободой называют Александровский кремль, древнерусскую крепость (царская резиденция), находящуюся в городе Александров (Владимирская область).
Одна из грамот раскрывала все беззаконие со стороны духовенства и бояр, которые, со слов Ивана IV, не заботились о защите государя, расхищали казну и земли, покрывая виновных. Не стерпев сего, государь покинул царство, полагаясь на силу своей власти в простом народе.
Как раз к простонародью (купцам и тяглым людям) была обращена вторая грамота. Ее зачитали всенародно на площади: «царской опалы на них нет, и сомнений держать не стоит».
Москва замерла: приказы опустели, лавки закрылись. Бояр и епископов просили ехать в Александровскую слободу, бить челом и просить государя не покидать их.
«Опричнина» произошло от древнерусского слова «опричь» — «особый», «кроме». Царь заимствовал этот термин из старого удельного языка. До событий при Иване IV опричниной считались выделенные для княгинь-вдов владения.
Депутация отправилась в Александровский кремль во главе с Пименом (архиепископом новгородским). Среди прочих здесь были купцы, призывавшие государя вернуться, править, как будет угодно его царской воле. Царь обещал воротиться, но на своих условиях.
Возвращение случилось в 1565 году, зимой. Иван Грозный собирает совет, где обещает казнить изменников, а их имущество забрать в казну. Если мешаться никто не будет, царь продолжит править.
Сложившаяся ситуация – это и есть опричнина. Все земли страны разделились на две категории:
Чтобы осуществить свой план по разделению земель, Иван Грозный поручил создать отряд опричников – специальных людей, которые занимались контролем деления территорий. Изначально в отряд входила тысяча человек, которые стали тайной полицией царя, наводя нужный царю порядок и подчиняясь ему непосредственно.
Опричниной стали земли Москвы, Вологды, Костромы, Можайска и др. городов.
Кстати, самим опричникам отвели особенные улицы – Пречистенка, Арбат, Сивцев Вражек, Никитская вплоть до Новодевичьего монастыря. Прежние же жители этих улиц и слобод были переселены на другие улицы Москвы. Чтобы содержать свой обиход и двух своих сыновей, царь выделил 20 городов, уезды и волости, земли с которых были поделены и розданы опричникам, а прежние владельцы этих земель перемещены, земли им дали из других уездов.
Той зимой 12 000 выселенцев со своими семействами выселялись из своих усадеб и отправлялись на новые отдаленные поместья в глухие глубинки.
Картина Н.В. Неврева. Опричники. Казнь боярина Фёдорова
Стоит отметить, что опричнина не была цельной областью или сплошной территорией. Она рассеялась по центральным и северным уездам. Остальная же земля, с судами, воинством и управой, была отведена боярам, которым было приказано, как и раньше, «ведать дела земские». Так появилась земщина. Центральные учреждения, приказы – все действовало «по старине», по-прежнему, обращаясь к земским боярам и докладывая государю только о самых важных земских делах или военных вопросах.
Государство разделилось на две части: опричнину и земщину, где в первой части правил царь, а во второй – дума земских бояр.
Чтобы вернуть себе власть, как можно сильнее ее укрепляя, царь экономически ослабил бояр, забрав у них лучшие земли.
Устроение
С этих пор царь спешно выехал из Кремля и приказал обустроить Александровскую слободу. Именно она стала «столицей» опричнины, где Иван Грозный и разместился, приезжая в Москву лишь на короткое время.
Опричнина воспринималась царем как частные владения, выделенные из государства Московского, ограждающие его личную безопасность. Это было его политическим убежищем, куда он хотел спрятаться от своего боярства. Сама Александровская крепость напоминала своим устроем закрытый монастырь, а царь считал себя изгнанником.
Опричник
Целью опричнины было создание высшей полиции по делам государственной измены. Тысяча человек быстро превратилась в 6 тысяч, у которых были свои особые мундиры: к седлу привязывали голову собаки и метлу, знаки, указывающие на то, что опричник вынюхивает, выслеживает и выметает измену.
Опричники ездили в черных одеждах на вороных конях, потому опричнину окрестили «тьмой кромешной». Это было что-то вроде ордена отрекшихся отшельников.
Ключевский В.О. в своем курсе русской истории, ссылаясь на московскую летопись, говорит о потере нравственного равновесия царя, что повлекло за собой возникновение опричнины как социального явления. По словам историка, политического смысла в опричнине не было, так как она не позволяла разрешить проблему боярской измены. Будучи в прошлом (при отце и деде царя Ивана) абсолютной монархией, Московское государство наполнилось самодовольными бояринами, возомнившими себя «властными советниками государя всея Руси». Опричнина была своеобразным ответом Ивана Грозного на возникшую неизвестную ему и Руси новую силу.
Конечно же, бояре остались недовольны. Те, кто и до этого стремился захватить власть, стали более активными. Но опричники быстро вычисляли недовольных, отправляя их в ссылку или прямо на плаху.
В ходе очередного Земского собора, который прошел в 1566 году, царю передали обращение с просьбой отказаться от опричнины и ликвидировать саму структуру. Но Иван Грозный не только не проигнорировал сообщение, более того – он казнил всех, кто имел отношение к передаче этого прошения и составлению документа.
Недовольных стало больше. Среди них оказался и митрополит Афанасий, сложивший с себя духовный сан. На его место стал новый митрополит Филипп Колычев, еще более ярый противник опричнины. С таким отношением он задержался на своем месте несколько дней и тут же отправился в ссылку. Так Иван Грозный теперь расправлялся с врагами.
В тот же 1569 год Иван Грозный отправился поход на Великий Новгород. В те времена этот город стоял особняком – оставался независимым, подчиняясь только самому себе и имея уникальный статус. Удержаться в роли самодержца Ивану Грозному нельзя было без подчинения Новгорода, потому в декабре царь и его войско вошли в город и казнили тысячи недовольных. Покорение Великого Новгорода продлилось до 1571 года и закончилось для царя победой – он укрепил здесь свою власть.
Конец опричнине
Пока Иван Грозный занимался Новгородом, на Москву совершил набег крымский хан Девлет-Гирей. Его войско подожгло столицу, не встретив сопротивления, ведь все царское войско в это время было сосредоточено в Новгороде, а бояре не захотели предоставить своих людей.
Скороспешно вернувшись в Москву, Иван Грозный хотя бы временно решился отказаться от опричнины, только бы спасти государство. Он объединяет свои войска с земскими, чтобы выступить сообща против врага. Крымского хана с его войском разбили всего в 50 км от столицы.
Картина В. М. Васнецова. Царь Иван Грозный
Надеясь вскоре вернуть систему опричнины, Иван Грозный все же в итоге вовсе отказался от этой идеи по ряду причин:
В таких условиях опричники не могли справиться с контролем нужного царю порядка и уже осенью 1972 года опричнина перестала существовать. Иван Грозный распустил людей, объявив их вне закона, а само слово и упоминание опричнины было под большим запретом.
Значение опричнины в истории России
Несмотря сравнительно короткий срок существования, опричнина имела серьезные последствия для дальнейшей судьбы государства. В результате опричнины:
Из-за опричнины произошло еще одно знаковое явление, которое повлияло на судьбы людей того времени: царь ввел Заповедные лета. Это произошло в 1581 году. Согласно Заповедным летам, крестьянам запрещено было переходить от одного землевладельца к другому, в итоге народ массово мигрировал на юг, где можно было спастись от агрессивных действий царя. Масштабное переселение людей не могло не сказаться на экономике и общем благосостоянии русского народа, но это тема уже для отдельной статьи.
На этом у нас все. Такой была в истории опричнина Ивана Грозного. Кратко и понятно, самое важное теперь у вас есть в конспекте. Что это за явление, каково его определение, годы возникновения и ликвидации, а также начало проведения политики опричнины и основные последствия. Если у вас еще остались вопросы по этой теме, задавайте их в комментариях.
Опричнина
СТРАННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
Василий Осипович Ключевский более ста лет тому назад написал об опричнине: «Учреждение это всегда казалось странным как тем, кто страдал от него, так и тем, кто его исследовал». За последние сто лет ситуация в науке мало изменилась. Степан Борисович Веселовский писал по поводу изучения эпохи Грозного: «Созревание исторической науки подвигается так медленно, что может поколебать нашу веру в силу человеческого разума вообще, а не только в вопросе о царе Иване и его времени».
Чтобы понять, что такое опричнина, для чего ее создавал герой нашего повествования, каковы были ее результаты, имела ли она какой-нибудь смысл, и если имела, то какой, нужно сначала познакомиться с основными фактами, с канвой событий.
Кобрин В. Иван Грозный
ПОСЛАНИЕ ИВАНА IV
ЖЕРТВЫ ОПРИЧНИНЫ
Численность жертв опричнины за 7 лет только ее «официального» существования составила в общей сложности до 20 тыс. (При общей численности населения Московского государства к концу 16 в. около 6 млн.).
Из восточных и юго-восточных европейских государств Россия была единственной страной, не только сумевшей отстоять свою государственную независимость (в отличие от Болгарии, Сербии, Великого княжества Литовского, Венгрии, Чехии и других), но и уверенно продвигавшейся по пути централизации.
ВЫДЕРЖКА ИЗ СИНОДИКА ИВАНА ГРОЗНОГО
Избиенныя в опришнину, а поют по них понахидоу на 7 недели в четверг по пасце. Помяни, господи, душа оусопших раб своих и рабынь, оубиенных князей и княгинь и всех православных христиан мужска полу и женска и коих имена и не писаны…
ИССЛЕДОВАНИЕ СИНОДИКА
Эти «книги», вместе с указом Ивана IV об обязательном поминовении за богослужением убиенных в опричнину единоверцев и щедрыми вкладами по их душам, рассылались по монастырям России, где книжники-черноризцы перерабатывали полученные росписи казненных в хорошо известные ныне местные Синодики опальных. К примеру, поминальный вклад по опальным (90 рублей) получили даже чернецы такого крохотного и малозначительного монастырька, как Успенская Шаровкина пустынь на реке Жиздре. Не исключено, что и туда были отправлены из столичной канцелярии «государские книги» с именами казненных и только случай не сохранил до нашего времени тамошний Синодик опальных.
Как отмечалось ранее, настоятели и старшая братия иноческих обителей получали списки «государских книг» и материальные пожертвования, минуя канцелярии всероссийского митрополита и епархиальных архиереев, непосредственно из рук светских бюрократов, служивших, вероятно, в Панихидном приказе или даже в царской канцелярии. Именно этим объясняется шокирующее несовпадение текстов Синодиков опальных 1583 года между собой, которое может указывать на абсолютно произвольное редактирование на местах, по всей видимости, единственного варианта перечня жертв опричного террора из-за его очевидной непригодности для богослужебного поминания. Дело в том, что составители «государских книг» записали в них не только многих казненных соотечественников под их мирскими, а не крестильными именами, но и «баб»-ведуний, и западных христиан, и мусульман. Если поминовение последних на храмовом богослужении оказывалось недопустимым по догматическим причинам, то поминовение православных христиан по мирским именам было изначально лишено всякого практического смысла. Как известно, имянаречение новорожденного на восьмой день являет собой «знак посвящения его Богу и будущих обязанностей к Нему и к церкви», а мирское имя или прозвище не имеет ни малейшего отношения ни к Господу, ни к церкви.
Курукин И., Булычев А. Повседневная жизнь опричников Ивана Грозного
ИСТОЧНИКИ ОБ ОПРИЧНИНЕ
Скрынников Р. Иван Грозный
КАК ПОСЛЕ ВОЙНЫ
Конечно, в этом страшном разорении повинна не только опричнина, иногда мы имеем дело лишь с косвенными ее последствиями. Дело в том, что в годы опричнины резко вырос налоговый гнет. 100 тысяч рублей, которые Иван IV взял с земщины за свой «подъем», были только началом. Нельзя, впрочем, забывать и о том, что в 1570-1571 годах в России свирепствовала эпидемия чумы, унесшая множество человеческих жизней. Ее, разумеется, не поставишь в счет опричнине.
Что такое опричнина
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. В российской истории есть немало знаковых событий, оказавших влияние на судьбу страны.
Одно из них — это опричнина Ивана Грозного, которая способствовала укреплению власти царя и одновременно ослабила позиции боярства, что негативно отразилось на нашем государстве в Смутное время.
Предлагаю вместе разобраться с причинами, ходом и итогами опричнины.
Опричнина — это.
Опричнина — это государственная политика России в период 1565—1572 годов, связанная с использованием мер репрессивного характера против бояр, конфискацией их имущества, а также применением пыток и казней.
Фактически в это время царская власть облачилась в форму террористической деспотии.
В другом смысле опричнина Ивана 4 представляет собой особый удел царя с госаппаратом и войском, доходы от которого направлялись в казну государства.
Он существовал наряду с другой частью страны — земщиной, где главенствовало боярское сословие.
Причины опричнины Ивана Грозного
Причины опричнины связаны со сложной внутриполитической обстановкой в стране в конце 1550-х начале 1560-х годов. В это время возникает серьезное противостояние между царем и боярами.
Оно было вызвано несколькими эпизодами:
Все это вызывало огромные подозрения в верности подданных. Также на обострение борьбы с боярством и учреждение опричнины повлияло стремление царя к неограниченной власти, так как он полагал, что перерос формат сословно-представительской монархии.
Учреждение и ход опричнины
Что такое опричнина, отчасти характеризует ее ход.
Все началось в начале декабря 1564 года, когда царь неожиданно для всех покинул Москву и перебрался в летнюю резиденцию Александровскую слободу. Ситуация прояснилась примерно через месяц в начале января 1565 года, когда в столицу пришли послания Ивана IV.
В первом он отказался от престола за себя и своих сыновей, обвинял бояр в измене, а церковных иерархов в попустительстве. Во втором, адресованном москвичам, монарх признавался, что не гневается на них.
Если намерения царя были бы исполнены, страну ожидал тяжелейший политический кризис. Поэтому представители духовенства и светской политической элиты направились уговаривать царя вернуться.
Иван Грозный готов был это сделать, но выдвинул требование править, как ему будет угодно, и бояре согласились с этим условием.
Царю удалось добиться реализации цели опричнины — получения неограниченных полномочий для последующей расправы с боярами.
Долее царь издает указ о введении опричнины как особого удела и устранении себя от управления земщиной. В него вошли в основном высокодоходные территории страны, в том числе земли с промыслами и соледобычей.
Одновременно в годы опричнины формировался Опричный двор, члены которого отбирались по очень жестким критериям.
Опричники давали клятву верности царю, обязывались доносить обо всех изменах, давали обет отречься от семьи и не иметь никаких дел с представителями земщины. В эту новую для страны категорию входили князья, бояре, иностранные наемники и служилые люди.
Опричнина в истории — это фактически государство в государстве со своими органами управления, в число которых входили:
Опричников можно было узнать по темным одеждам и символам — собачьей пасти и метле, которые символизировали, соответственно, преданность царю и готовность выметать любую измену из государства.
Опричный террор
Если кратко говорить об опричнине Ивана Грозного — это террор, ссылки и казни, которые затронули большую часть страны.
В столице был убит В.Старицкий, двоюродный брат монарха, который был претендентом на престол. В Твери один из главных опричников М.Скуратов расправился с митрополитом Филиппом, получившим известность за изобличение злодеяний опричников.
В 1570 году был организован карательный поход на Новгород с участием Ивана IV. Город заподозрили в намерении отойти под власть Литвы. Жертвами погрома по разным оценкам стали от 1 до 5 тыс.человек.
По дороге в Новгород опричники устроили беспорядки и убийства в Клине, Твери, Торжке — всего погибло более 1500 человек. В связи с этим одним из итогов опричнины стало ослабление экономической самостоятельности крупных городов.
Окончание кровавой политики было также неожиданным, как и утверждение опричнины.
Итоги опричнины
Последствия опричнины оказались тяжелыми для Российского государства.
Расправившись с частью оппозиции, царь сильно ослабил боярскую прослойку, которая была хорошо образована, могла давать советы и принимать правильные политические решения. Подобная уязвимость неоднократно проявится в дальнейшей истории страны.
Если сказать кратко, опричнина привела к серьезному экономическому упадку.
В 1581 году вводятся заповедные лета, во время которых не действовало «правило Юрьева Дня». Это означало полный запрет на уход крестьян от помещиков в такой год. Одной из причин их появления стал массовый исход людей из северных и центральных районов на юг.
Были разгромлены крупные имения бояр, чье имущество было передано под контроль государства. При этом до конца уничтожить боярско-княжеское землевладение у Ивана IV не получилось.
Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru
Эта статья относится к рубрикам:
Комментарии и отзывы (3)
Василий:это Вам кто сказал, про Сталина и Грозного? Либералы отчечественного разлива? Так не верьте им, ибо они лгут, как дышат (все ради высокой цели).
Даже, если допустить, что это так, то Иван Грозный просто ангел, по сравнению с его современниками, правящими в Европе (особенно в Англии). Вот там тираны был, так тираны. Никакая опричнина не сравнится с их беспределом.
В современном лексиконе это слово не встречается, попадалось несколько раз при чтении литературы, но я не особо вникала в его суть, если честно. Теперь же все ясно, буду знать, что именно оно означает.
Опричнина
Введение опричнины
В декабре 1564 года, неожиданно для своих подданных, царь Иван IV оставил Москву и спрятался со своей семьей в Александровской Слободе, находившейся где-то в сотне километров от столицы. Оттуда он послал гонцов с грамотами в столицу. Первая грамота выносила обвинение высшему духовенству и боярам в заговоре и измене против царя. Вторая, которая была адресована жителям города, говорила о том, что царь не держит на них «гневу и опалы». Таким ловким образом Иван думал приобрести союзников среди населения. Через несколько дней царь принял у себя делегацию высшего духовенства и Боярской думы. Как условие для своего возвращения на престол, Иван назвал необходимость учреждения опричнины (рисунок 1). Опричнина, которая просуществовала очень короткое время (1565–1572), несмотря на это, оставила глубокий след на истории России и вызвала большое количество споров среди ее исследователей.
Рисунок 1 – Возникновение опричнины
Само понятие «опричнина» произошло от слова «опричь», что означало «кроме». Оно существовало в феодальном праве еще до Ивана Грозного. Некогда так называли земельный удел, который выделялся княжеской вдове. Царь же истолковал данное слово иначе. Опричниной называли как земельный удел, выделенный царю, так и штат его приближенных, а также особое войско.
В опричные владения входил ряд уездов и городов в центральной части страны (Можайск, Суздаль, Вязьма), богатые земли русского Севера, а также некоторые уезды на южных границах государства. Остальную территорию называли земщина. Таким образом, весь государственный аппарат разделили на опричную и земскую части. Даже в столице возникли опричные и земские улицы и слободы. Первоначально в опричнину вошла 1 тыс. феодалов, а к 1572 году их стало уже 6 тыс. Опричники носили специальную униформу – черную островерхую шапку и черный кафтан. В качестве символа готовности «вымести и выгрызть» изменников к колчанам для стрел и шеям лошадей привязывали собачьи головы и метлы.
В первые же месяцы опричнины было совершено множество жестоких казней людей, которые были неугодны царю. Жертвами кровавой расправы стали бояре и государственные деятели с семьями и слугами, которые были заподозрены в измене. Двоюродного брата царя Владимира Старицкого, его жену, дочь и мать также казнили по обвинению в заговоре.
Одним из самых жутких преступлений Ивана Грозного стала карательная экспедиция в Новгород зимой 1570-го года. Из-за ложного доноса об измене новгородского духовенства и бояр были убиты тысячи ни в чем не повинных жителей города. Жестокие опричники не жалели ни детей, ни женщин. Как писал летописец, несчастные люди гибли на глазах царя «в лютых и неисповедимых муках». Далее такая же судьба ждала Псков. Как говорит предание, город спас юродивый Никола, который устыдил царя – «долго ли тебе лить неповинную кровь христианскую, царь-кровопийца?».
При этом опричное войско, которое было непобедимо в войне с собственным народом, было не способно противостоять внешней угрозе. Крымский хан Девлет-Гирей летом 1571 года пошел на Москву и опустошил ее. Крымским татарам удалось поджечь московский посад и увести в рабство более 100 тысяч русских. Набег повторился следующим летом. В этот раз врага остановили и разбили небольшим войском, в составе которого были земские бояре, опричники и дворяне. Командование войском взял на себя М.И. Воротынский. Однако, судьба его была трагична – он попал в опалу вскоре после победы над крымским ханом и был казнен.
Цели опричнины
Самый важный вопрос – с какой целью создавалась опричнина? Зачем царю были необходимы массовые казни и убийства? Не одно поколение исследователей пыталось найти ответ на данные вопросы, их основные мнения представлены на рисунке 2.
Рисунок 2 – Сущность опричнины в оценках историков
Историки XVIII-XIX веков часто говорили при объяснении внутренней политики Ивана Грозного о его личностных качествах. Н.М. Карамзин утверждал, что у Ивана IV было психическое расстройство. Однако, еще С.М. Соловьев обратил внимание на то, что опричнину нельзя объяснить одной лишь жестокостью царя. Историк увидел в действиях Ивана борьбу за то, чтобы утвердить новые государственные начала против старых родовых. С.Ф. Платонов считал, что опричнина была целенаправленной государственной реформой, цель которой была в крушении политического и экономического могущества потомков удельных князей и бояр-вотчинников.
Р.Г. Скрынников, другой современный историк, считал, что опричнина должна была уничтожить экономическое могущество боярско-княжеской знати. В.Б. Кобрин, серьезный исследователь русского средневековья, был с ним категорически не согласен. Он развивал положения работ А.А. Зимина и считал, что опричнина не поменяла структуру и характер земельной собственности феодалов. Княжескому и боярскому землевладению удалось пережить опричнину. Как считал В.Б. Кобрин, не было никакого противостояния дворянства и боярства. По его мнению, главная цель опричнины – это укрепить личную власть царя.
Последствия опричнины
У опричнины были серьезные и далеко идущие последствия, которые кратко отражены на рисунке 3.
Рисунок 3 – Последствия опричнины
Опричнина привела к тому, чтобы ликвидированы пережитки удельного времени и укреплен режим личной власти царя. Ее социально-экономические порядки были разрушительными. Она вкупе с затянувшейся Ливонской войной разорила страну. В 1570-х годах Россию охватил глубокий экономический кризис, который современники назвали «порухой». Закрепощение русского крестьянства стало одним из самых пагубных последствий внутренней политики Ивана Грозного. В 1581 году установили «Заповедные лета». С тех пор до их отмены крестьянам было запрещено покидать своих владельцев. На самом деле это значило, что крестьяне были лишены древнего права перехода к другому хозяину в Юрьев день. Однако, формально закона об отмене Юрьева дня, вероятнее всего, не было.