опыт работы по развитию коммуникативных навыков у дошкольников

Опыт работы «Формирование социально-коммуникативных навыков дошкольников посредством сюжетно-ролевой игры»

опыт работы по развитию коммуникативных навыков у дошкольников. Смотреть фото опыт работы по развитию коммуникативных навыков у дошкольников. Смотреть картинку опыт работы по развитию коммуникативных навыков у дошкольников. Картинка про опыт работы по развитию коммуникативных навыков у дошкольников. Фото опыт работы по развитию коммуникативных навыков у дошкольников Копнина Екатерина
Опыт работы «Формирование социально-коммуникативных навыков дошкольников посредством сюжетно-ролевой игры»

Опыт работы по теме «Формирование социально-коммуникативных навыков дошкольников через сюжетно-ролевую игру»

Когда мне пришлось выбирать тему по самообразованию, мой выбор не заставил себя ждать, меня привлекла тема Сюжетно-ролевая игра. Т. к. игра- это ведущий вид деятельности дошкольников, она полностью пронизывает все «пространство» ребенка.

Направление, в котором я начала свою работу, это формирование социально-коммуникативных навыков дошкольников через сюжетно-ролевую игру.

Этому поспособствовали мои наблюдения за детьми. :

Списочная численность группы 19 человек.

— 4 ребенка оказались застенчивыми в силу своего характера.

— 3 детям сложно обратиться за помощью к взрослому.

— некоторые ребята отмечаются повышенной конфликтность в общении друг с другом и испытывают трудности в усвоении нравственных норм.

— некоторым детям трудно уступать или договариваться.

— так же дети предпочитают воспроизводить в своих играх сюжеты, заимствованные из современных телевизионных сериалов или компьютерных игр (черепашки нинзя, майнкрафт, феи, зомби и т. д.)

— у 6 детей недостаточно развита речь.

Так же я провела анкетирование для родителей, провела личные беседы. Поступали вопросы от родителей за консультацией по выше перечисленным проблемам, что подтвердило мои наблюдения.

Сюжетно-ролевая игра является наиболее важным средством для развития коммуникативных способностей дошкольников. В этой игре эффективно воспитывается умение жить и действовать сообща, оказывать помощь друг другу, развивается чувство коллективизма, ответственности за свои действия. Дети учатся играть не рядом с другими детьми, а вместе с ними, формируется умение слушать собеседника, решать конфликтные ситуации. Организация сюжетно-ролевой игры уже подразумевает вступление детей в контакт, в общение, как со сверстниками, так и с взрослым, и чем чаще организуется игра, тем больше возникает желание поиграть еще и еще.

Для ее реализации определила задачи:

— учить детей принимать игровые задачи поставленные сверстниками, договариваться по поводу игрового взаимодействия;

— учить детей анализировать причины конфликтов и вырабатывать умение самостоятельно их регулировать;

— обучать детей позитивным приёмам общения;

— воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.

На первом этапе своей работы изучила:

задачи, методические и практические подходы к сюжетно-ролевой игре по программе «От рождения до школы» под редакцией Николая Евгеньевича Вераксы;

опыт работы коллег в периодической печати, в сети интернет.

Создала игровой центр:

— литературу по теме.

— обновлению перспективного плана сюжетных игр на год.

— обновлению и дополнению картотеки игр.

Как показала практика, игра будет насыщенно яркой, продолжительной, если спланировать работу по всем четырем компонентам, предложенных комплексным методом руководства игрой, разработанныйгруппой авторов под руководством Светланы Леонидовны Новоселовой:

1. Обогащение опыта, ознакомление с окружающим в активной деятельности (для переноса знаний в игру).

2. Обучение детей способам игрового воспроизведения действительности.

3. Организация предметно-игровой среды.

4. Активизирующее общение взрослого с ребенком в процессе игры.

На начальном этапе разучивания игры старюсь расширить представления детей об окружающем мире.Использую методы и приемы: беседы, чтение художественной литературы, загадывание загадок, наблюдение, целевые прогулки, экскурсии, встреча с интересными людьми.

Работа на этом этапе проводится со всей группой.

Для расширения представлений детей использовала:

— чтение произведений художественной литературы.

Обращение к предметам-заместителям ставит детей перед необходимостью переименовать данный предмет, а затем сообщить об этом другим играющим. Таким образом, в игре появляется речь, функцией которой является согласование совместных действий.

Работа с детьми на данном этапе проводится подгруппами и индивидуально с учетом детских интересов.

В совместных играх с детьми на этом этапе решаютя задачи социально-коммуникативного развития: формирование знаний норм и правил в общении с другими людьми, обучение детей позитивным приёмам общения.

Это способствует формированию у детей организованности и ответственности, умения контролировать свои действия и согласовывать их с другими детьми, они учатся ориентироваться на партнеров-сверстников, прислушиваться к их мнению (ведь они могут предложить другие события).

с куклами,например: «День рождения куклы», «Приход гостей», «Столовая»,

«Кафе»— эффективно воспитание гостеприимства, чуткости, доброжелательности. Включаясь в игру вместе с детьми, показываю пример приветливой встречи гостей, посетителей, умения их угостить.

В процессе своей работы уделяю большое внимание формированию дружеских и тёплых отношений детей друг к другу.

Когда дети уже самостоятельно играют в сюжетную игру, для поддержания интереса ребят к игре,использую: проблемные ситуации, поощрения, вопросы, подсказки, советы.

Например, в игре «Автобус» предложила проблемную ситуацию «В автобус пытается зайти пожилая женщина с тяжелой сумкой».

Предоставление свободы в организации игровой деятельности способствует налаживанию дружеских отношений между детьми. В таких условиях дети меньше конфликтуют друг с другом, более того, начинают участвовать в решении общих проблем.

На заключительном этапе прорабатываю задачи по социально-коммуникативному развитию: упражнять детей принимать игровые задачи поставленные сверстниками, договариваться по поводу игрового взаимодействия; упражнять детей в умении анализировать причины конфликтов и вырабатывать умение самостоятельно их регулировать.

Постоянно ведется работа с родителями:

Оформляются консультации

Перспективы работы:

-продолжить обновлять старую картотеку сюжетно-ролевых игр.

— создать условия для организации сюжетно-отобразительных игр

оформить альбом совместно с родителями «Игры нашего детства»,

-включить родителей в совместную проектную деятельность по теме.

Для проведения анализа сформированностикоммуникативной компетенции у детей дополнительно я провела пару диагностических методик:

1. Наблюдение за деятельностью детей во время сюжетно-ролевых игр;

2. Методика «Два домика» (Ц. Д. Марцинковская);

3. Методика «Лесенка» (В. Г. Щур);

Анализ данных полученных в результате проведенного исследования

дал возможность выявить некоторые нюансы и скорректировать следующий этапы нашей работы, учитывая индивидуальные особенности детей и скоординировать его направление на развитие коммуникативных навыков в сюжетно-ролевой игре.

Так же в начале учебного года был проведен мониторинг по образовательным областям и уровень овладения навыками и умениями по образовательной области «Социализация» в 100% детей на среднем уровне. В результате проведения промежуточного мониторинга, можно отметить, что этот уровень повысился у 30% детей до уровня развития выше среднего. Это говорит о положительной динамике развития социально-коммуникативных способностей.

Подводя итог, необходимо еще раз обратить внимание, что сюжетно-ролевые игры являются эффективным средством формирования коммуникативной компетенции дошкольников, помогают не только адаптироваться в коллективе, но и активно его осваивать через формирование и развитие коммуникативной компетенции.

Свое выступление хочу закончить словами специалиста в обл. дошкольного образования; канд. педагогических наук Деборы Владимировны Менджерицкой

«Игра не пустая забава. Она необходима для счастья детей, для их здоровья и правильного развития».

Спасибо за внимание!

Формирование навыков здорового образа жизни у дошкольников через систему оздоровительной работы в ДОУ Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 5» г. Сыктывкара Творческий отчет «Формирование навыков.

опыт работы по развитию коммуникативных навыков у дошкольников. Смотреть фото опыт работы по развитию коммуникативных навыков у дошкольников. Смотреть картинку опыт работы по развитию коммуникативных навыков у дошкольников. Картинка про опыт работы по развитию коммуникативных навыков у дошкольников. Фото опыт работы по развитию коммуникативных навыков у дошкольниковФормирование коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности Актуальность. Многие дошкольники испытывают серьёзные трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками. Причины возникновения.

Опыт работы «Формирование патриотических чувств у старших дошкольников в группе компенсирующей направленности» по теме «Россия, Славься Своими героями!» Великой победе посвящается Славим светлый День Победы Всех, кто в бой великий шли! Подвиг,.

Обобщение опыта работы «Формирование экологического сознания у старших дошкольников посредством ознакомления с природой» Меня зовут Пошивалова Наталья Юрьевна. Я работаю воспитателем в МБДОУ детский сад №12 «Светлячок», городской округ г. Бор. Стаж работы –.

опыт работы по развитию коммуникативных навыков у дошкольников. Смотреть фото опыт работы по развитию коммуникативных навыков у дошкольников. Смотреть картинку опыт работы по развитию коммуникативных навыков у дошкольников. Картинка про опыт работы по развитию коммуникативных навыков у дошкольников. Фото опыт работы по развитию коммуникативных навыков у дошкольниковОпыт работы «Развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности» Научись любить и понимать людей и рядом с тобой всегда будут друзья! Способность общаться — это дар или то, чему можно научиться? Общение.

опыт работы по развитию коммуникативных навыков у дошкольников. Смотреть фото опыт работы по развитию коммуникативных навыков у дошкольников. Смотреть картинку опыт работы по развитию коммуникативных навыков у дошкольников. Картинка про опыт работы по развитию коммуникативных навыков у дошкольников. Фото опыт работы по развитию коммуникативных навыков у дошкольниковОпыт работы по теме: «Формирование сенсорных эталонов у детей дошкольного возраста посредством игр с блоками Дьенеша» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №13 «Колокольчик»» городского округа город Шарья Костромской.

Развитие социально-коммуникативных навыков у старших дошкольников в процессе игровой деятельности с учетом ФГОС ДО «Развитие социально-коммуникативных навыков у старших дошкольников в процессе игровой деятельности с учетом ФГОС ДО» 1. Общие положения.

Проект «Формирование навыков мыслительной деятельности дошкольников посредством развивающих игр» Данный проект ориентирован на формирование навыков мыслительной деятельности детей старшего дошкольного возраста посредством развивающих.

опыт работы по развитию коммуникативных навыков у дошкольников. Смотреть фото опыт работы по развитию коммуникативных навыков у дошкольников. Смотреть картинку опыт работы по развитию коммуникативных навыков у дошкольников. Картинка про опыт работы по развитию коммуникативных навыков у дошкольников. Фото опыт работы по развитию коммуникативных навыков у дошкольниковСюжетно-ролевая игра как средство развития коммуникативных навыков Сюжетно-ролевая игра как средство развития коммуникативных навыков. Назарова Т. А. С первых дней жизни ребёнка общение является одним из.

Источник

Развитие коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности (из опыта работы)

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад №12 города Шебекино Белгородской области»

Развитие коммуникативных навыков

у детей дошкольного возраста посредством

Научись любить и понимать людей и рядом с тобой всегда будут друзья!

Счастье – когда ты умеешь быть понятым и самим собой, и людьми. Вся наша жизнь проходит в общении с собой и людьми. От того, как мы умеем общаться, выражать свои просьбы и чувства, понимать чужие и реагировать на них – зависит очень многое. Ребенок, который мало общается со сверстниками и не принимается ими из-за неумения организовать общение, быть интересным окружающим, чувствует себя уязвленным, отвергнутым. Это может привести к резкому понижению самооценки, возрастанию робости в контактах, замкнутости. Общение – основное условие развития ребенка, важнейший фактор формирования личности, один из главных видов деятельности человека. Все без исключения хотят видеть детей счастливыми, улыбающимися, умеющими общаться с окружающими людьми. Но не всегда это получается, и одна из проблем, стоящих перед взрослыми – помочь ребенку.

Итоги наблюдений за детьми в период их адаптации к условиям детского сада показывают, что ребята испытывают серьезные трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками: это дети суетливые, крикливые, или наоборот пассивные, общающиеся короткими, искаженными фразами, застенчивые, конфликтные, дети с заниженной самооценкой, эмоциональной неустойчивостью, агрессивностью. Чтобы помочь таким детям необходимо как можно раньше планомерно и целенаправленно вести работу по формированию у них коммуникативных навыков. От того, как сложатся отношения ребенка в первом его жизни коллективе – группе детского сада, во многом зависит его дальнейшая судьба. Это актуализируется и в Федеральном государственном образовательном стандарте ДО к структуре основной образовательной программы дошкольного образования в образовательной области «Социально-коммуникативное развитие».

В настоящее время коммуникативное развитие детей вызывает серьезную тревогу. Ни для кого не секрет, что лучший друг для современного ребенка – это телевизор или компьютер, а любимое занятие – просмотр мультфильмов или компьютерные игры. Родители пытаются заменить непосредственное общение с ребенком дорогими игрушками, планшетами, телефонами. Дети стали меньше общаться не только со взрослыми, но и друг с другом. А ведь живое человеческое общение существенно обогащает жизнь детей, раскрашивает яркими красками сферу их ощущений.

Работая с детьми не один год, общаясь с ними изо дня в день в процессе своих наблюдений, выявила, что развитие коммуникативных навыков необходимо рассматривать в качестве одной из наиболее значимых, можно сказать – приоритетных задач воспитания, которые являются и важнейшей частью социализации ребенка. Поэтому, решая проблему коммуникативной сферы детей, пришла к выводу, что основным и наиболее доступным средством становится игра как ведущий вид деятельности.

Перед собой поставила цель: выявить влияние игровой деятельности на развитие коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста.

Для достижения этой цели определила ряд следующих задач:

Обучить детей речевым средствам общения.

Развивать творческие способности и воображение в процессе игрового общения.

Развивать навыки общения в различных жизненных ситуациях со сверстниками, педагогами, родителями и другими окружающими людьми.

Формировать умения и навыки практического владения выразительными движениями (мимикой, жестами, пантомимикой).

Способствовать развитию эмоциональной сферы ребенка, доброжелательного отношения к окружающим.

Воспитывать у детей интерес к окружающим людям, желание и умение сотрудничать, учитывать и уважать интересы других, умение находить общее решение в конфликтных ситуациях, чувство понимания и потребности в общении.

Я провела мониторинг развития коммуникативных навыков ребенка в процессе общения со сверстниками, используя метод наблюдения «Капитан корабля», диагностики: «Варежка», «Картинки» Е.О. Смирновой, Е.О. Калягиной. Сделала выводы о необходимости помочь детям наладить отношения с окружающими, чтобы этот фактор не стал тормозом на пути развития детей.

Свою работу с детьми начала строить так, чтобы к старшему дошкольному возрасту, дети смогли сотрудничать, слушать и слышать сверстников и взрослых, обмениваться информацией. Кроме этого, у дошкольников должно сформироваться умение распознавать эмоциональные переживания и состояния окружающих людей и взрослых, выражать собственные эмоции вербальными и невербальными способами.

На подготовительном этапе работы подобрала и изучила необходимую литературу, провела анкетирование родителей «Ваши взаимоотношения с детьми», «Об отношениях их ребенка к сверстникам», обновила развивающую предметно-пространственную среду в группе (новые игры, активизирующие познавательную активность детей, материалы и оборудование для конструирования, рисования, ручного труда, экспериментирования и театрально- игровой деятельности), что способствует обогащению игрового опыта детей.

Пространство группы разделила на игровые зоны: интеллектуальную, театрально-игровую, творческую, сюжетно-ролевые игры, строительно-конструктивную, игры с двигательной активностью, уголок уединения. Это позволило детям организовать одновременно разные игры в соответствии со своими интересами и замыслами, не мешая друг другу.

Неоспорим тот факт, что игра, как ведущая форма деятельности в дошкольном возрасте оказывает качественно и решающее воздействие на формирование личности ребенка, на развитие общения в частности. Во время игр происходит социальное, эмоциональное и психическое становление ребенка. Игра дает детям возможность воспроизвести взрослый мир и участвовать в воображаемой социальной жизни. Дети учатся разрешать конфликты, выражать эмоции и адекватно взаимодействовать с окружающими. Именно совместная игра – главное содержание общения. Это сюжетно-ролевые, театрализованные, дидактические, подвижные.

Театрализованные игры создают благоприятные условия для развития чувства партнерства, осваиваются способы позитивного взаимодействия. Участвуя в театрализованной игровой деятельности, дети познают мир, учатся связно рассказывать, чувствовать, передают интонацию, активно пользуются движениями, мимикой и жестами. Велика роль театрализованной деятельности и в речевом развитии ребенка. Театрализованные игры детей способствуют активизации разных сторон их речи – словаря, грамматического строя, диалога, монолога, совершенствования звуковой стороны.

Также развивают коммуникативные навыки у дошкольников подвижные игры, пальчиковые игры, самостоятельные игры, дидактические игры. Во всех этих играх необходимо договариваться между собой, уступать друг другу, вести диалог между собой. Играя в дидактические игры, у детей вырабатывается понимание общности некоторых проблем, а совместное решение в процессе игры помогает лучше овладевать навыками общения, при этом дети учатся выполнять четкие правила игры, что дисциплинирует, дает возможность общаться в коллективе, слушать товарища.

Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи ребенка, в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов с использованием «пальчиковой» гимнастики стимулирует развитие речи, пространственного мышления, внимания, воображения, воспитывает быстроту реакции и эмоциональную выразительность. Ребенок лучше запоминает стихотворные тексты; его речь делается более выразительной. Дети охотно общаются с педагогом, делясь своими переживаниями, новостями, задают вопросы познавательного характера, вовлекают в свои игры и в процессе игры ведут с ним диалог — ролевой и по поводу игры. Дошкольники делятся с воспитателем своими впечатлениями о событиях дома, об увиденном, прочитанном, о своих игрушках и т. п.

Коммуникативные игры использую не только в организованно образовательной деятельности, но и включаю во все режимные моменты каждый день, в зависимости от цели и их предназначения. В нашей группе есть традиционные, любимые игры такие как «Клубочек», «Доброе утро», «Назови ласково», «Комплименты», «Волшебные конфеты» и др. Они создают такую обстановку, что каждый ребенок чувствует, что именно его ждут и с радостью встречают. Каждое утро начинается с «Утреннего приветствия», где мы можем приветствовать друг друга не только вербальным, но и невербальным способом.

В группе создан уголок примирения. «Мирилка» помогает дошкольникам разрешить конфликтные ситуации, возникающие в ходе подвижных или сюжетно-ролевых игр.

Но одной работы воспитателя недостаточно для полноценного развития ребенка дошкольного возраста. Очень важно иметь тесную связь с семьей, чтобы возникло взаимопонимание, доверие. Параллельно веду работу с родителями, как информационную, так и практическую. Консультации, индивидуальные беседы, родительские собрания, проводимые в нетрадиционной форме «Учим детей общению», «Играем вместе с детьми», «Воспитание культуры общения в семье», мастер-класс «Игры с пальчиками». Совместные праздники помогают родителям глубже узнать своего ребенка и помочь ему стать увереннее, наладить отношения с друзьями, справиться с застенчивостью, а также принимать активное участие в делах группы и сада, в воспитательно-образовательном процессе вместе с детьми. Родители, несмотря на свою занятость, совместно с детьми стали активными участниками муниципальных конкурсов. А также, с огромным увлечением дети и родители участвуют в театрализованном представлении проводов Русской зимы, празднования Рождества Христова.

По итогам диагностики у детей старшего дошкольного возраста сформировано положительное отношение к миру, к другим людям и самому себе, дети обладают чувством собственного достоинства; активно взаимодействуют со сверстниками и взрослыми, участвуют в совместных играх. Дети способны договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляют свои чувства, в том числе чувство веры в себя, умеют подчиняться разным правилам и социальным нормам.

Таким образом, можно сделать вывод, что чем раньше педагоги начнут работу с детьми по развитию их коммуникативных навыков, тем более продуктивным будет личностное развитие детей. Для этого необходимо сделать среду для воспитанников интересной и содержательной, наполненной радостью творчества, чтобы полученные навыки дети смогли применять в повседневной жизни, что будет способствовать дальнейшей успешной социализации. Систематическая работа по развитию коммуникативных навыков посредством игровой деятельности способствует улучшению социального статуса ребенка. От того, как сформированы навыки общения, умения управлять своими эмоциями, во многом зависит характер будущих отношений дошкольников в социуме. Поэтому я полагаю, что данное направление работы поможет детям в будущем безболезненно адаптироваться в новых для них условиях школьной жизни, а приобретенный опыт в детском саду позволит успешно решать социальные задачи.

Источник

Инновационный педагогический опыт «Развитие коммуникативных компетенций детей дошкольного возраста»

опыт работы по развитию коммуникативных навыков у дошкольников. Смотреть фото опыт работы по развитию коммуникативных навыков у дошкольников. Смотреть картинку опыт работы по развитию коммуникативных навыков у дошкольников. Картинка про опыт работы по развитию коммуникативных навыков у дошкольников. Фото опыт работы по развитию коммуникативных навыков у дошкольников Ольга Туганова
Инновационный педагогический опыт «Развитие коммуникативных компетенций детей дошкольного возраста»

«Ввести ребенка в мир человеческих отношений – одна из важных задач воспитания личности ребенка дошкольного возраста»

Работая воспитателем в детском саду на протяжении многих лет, я не раз замечала, что дети, приехавшие из города, отличаются от наших детей: они более раскрепощенные, общительные, легко вступают в разговор и совместную деятельность с ровесниками и взрослыми, способны поддерживать беседу, предлагают большое разнообразие игровых ситуаций.

Это заинтересовало меня, заставило искать объяснение, выявить что влияет на развитие коммуникативных компетенций детей дошкольников.

Я поняла, что одной из задач дошкольного периода является социализация ребенка и важнейшая ее часть – развитие коммуникативности, то есть умения общаться со сверстниками и взрослыми.

По определению известного психолога Р. С. Немова, коммуникативные способности – это умения и навыки общения человека с людьми, от которых зависит его успешность.

Общительность, потребность в эмоциональном контакте во многом зависит от того опыта, который сложился у человека.

Если в семье, во дворе, в группе отношения напряженные – ребенок может уйти в себя и замкнуться. Всем нам приходится иметь дело с детьми, которые в силу своих личностных особенностей, таких как застенчивость, замкнутость, нерешительность, робость, испытывают сложности при общении со сверстниками и взрослыми.

Последствия этих личностных особенностей могут быть удручающими: отказ от встреч с новыми людьми, ограничение круга друзей и знакомых; невозможность выразить свое мнение и отстоять свои права; боязнь людей, особенно тех, от которых исходит, по мнению ребенка, какая-то эмоциональная угроза и т. д.

Помочь ребенку преодолеть это, сформировать у него желание общаться – задача психолога, воспитателя и родителей.

Основная цель,которую я ставлю перед собой: формирование коммуникативных навыков через игру.

Поэтому задачи моей работы:

1. Помочь ребенку осознать свои характерные особенности, приобрести уверенность в себе;

2. Учить согласовывать свои действия с действиями партнера;

3. Развивать умение устанавливать и поддерживать контакты;

4. Воспитывать самостоятельность в бытовой деятельности, в игре.

Практически в каждой группе детского сада разворачивается сложный и порой драматичный сценарий межличностных отношений детей. Дошкольники дружат, ссорятся, мирятся, обижаются, ревнуют, помогают друг другу, а иногда делают мелкие пакости. Все эти отношения остро переживаются ребенком и окрашены массой разнообразных эмоций. Для разговоров со сверстниками, как правило, характерны резкие интонации, крик, смех. Эмоциональная напряженность и конфликтность детских отношений значительно выше, чем среди взрослых.

Родители и воспитатели иногда не подозревают о той богатейшей гамме чувств и отношений, которую переживают их дети и не придают особого значения детским дружбам, ссорам, обидам. Между тем, опыт первых отношений со сверстниками и является тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности ребенка. Мотивы, побуждающие ребенка вступать в общение,связаны с тремя его главными потребностями: потребностью во впечатлениях, потребностью в активной деятельности, потребностью в признании и поддержке.

Работу по развитию коммуникативных навыков детей я начинаю с раннего возраста, потому что потребность в общении со сверстниками возникает у ребенка очень рано, впервые заявляя о себе на третьем году жизни. Тогда же появляются и первые проблемы в общении.

Работая с детьми, я замечала, что малыш быстро сворачивает игру с другими детьми, если возникает «угроза» его благополучия, никак не желает делиться игрушками, реагирует агрессивно или плачет. Для малыша – это нормально. С такого противоречивого поведения обычно и начинаются детские контакты. Ребенок тянется к своему сверстнику, но пока не в состоянии преодолеть свой детский эгоизм. В этом возрасте контакты детей ситуативны, малосодержательны и часто конфликтны. Они скорее играют каждый в свое, лишь изредка оценивая игру соседа или ненадолго подключаясь к ней.

Вторая важная черта контактов детей – нестандартность и нерегламентированность.Их движениям свойственна особая раскованность и естественность: дети прыгают, принимают причудливые позы, кривляются, визжат, бегают друг за другом, передразнивают друг друга, изобретают новые слова, придумывают небылицы и т. д.

Такое свободное поведение дошколят утомляет взрослых, и они стремятся прекратить это «безобразие». Однако, для самих детей такая свобода очень важна. Общество сверстников помогает ребенку проявить свою оригинальность.

Ребенок не может обойтись без сверстников,но иногда в их отношения необходимо вмешиваться напрямую: ребенка нужно учить, как достойно выходить из конфликтной ситуации, мириться.

Детская компания – довольно жестокое сообщество. Не способный вписаться в группу – безжалостно изгоняется.

С помощью взрослого малыш усваивает правила совместной игры: в игре нужно договариваться, распределять роли. Любимая игрушка в руках другого ребенка уже не вызывает панического страха ее потерять. Усвоив закон «очередности» и отдавая на время свое «сокровище» товарищу, он и сам может претендовать на его игрушку (я предлагаю к грузовику приятеля добавить свой кубик – получится загрузка транспорта, и можно строить домик). Так возникающая сюжетная игра становится настолько привлекательной, что играющие вместе дети преодолевают каждый свой эгоизм, начинают согласовывать свои действия по заранее оговоренным правилам.

Именно поэтому, я считаю, что в игре дети учатся общению друг с другом, умению подчинять свои интересы интересам других. Механизм управления своим поведением, подчинения правилам складывается именно в сюжетно – ролевой игре.

В соответствии с Федеральными Государственными требованиями основным видом деятельности должна стать игра. Поэтому в процессе развития коммуникативных компетенций игре я уделяю особое внимание.

В развитии общения очень важен индивидуальный подход к детям.

Каждого ребенка учу ясно и четко произносить слова,предлагаю изобразить: как шумит море, каким голосом говорит Баба – Яга, Золушка и др. сказочные герои.

Несогласованность коммуникативных действий часто порождает конфликты, протесты, обиды, поэтому анализирую с детьми такие ситуации, которые имели место в прошлом опыте детей. Для этого использую аналогичное поведение известных им сказочных персонажей.

Если ребенок вел себя по отношению к другому очень жестоко, то его поведение сравнивают с поведением Карабаса – Барабаса, Бармалея и т. д.

Я считаю,что мало научить детей просто общению, важно развить у них сопереживание, постижение эмоционального состояния, проникновение в переживания друг друга, т. е. эмпатии.

Для развития у детей эмпатии и эмпатийного поведения, я предлагаю им участие в кукольном спектакле, драматизации сказок не только в качестве зрителей, но и в качестве актеров – это помогает научить детей видеть эмоциональное отношение к тому или иному персонажу.

Для закрепления коммуникативных умений у детей я предлагаю им такую форму общения, как общение с малышами. С детьми старшей группы мы показываем им театрализованные представления. После показа нередко дети изъявляют желание поиграть с малышами, проявляют свои организаторские способности, коммуникативные навыки.

Учитывая, что дети любят рисовать, вместе с родителями и детьми сочиняем сказки и рисуем иллюстрации к ним.

Так анализ рисунков на темы: «Нарисуй семью», «Нарисуй своего друга», «Дружба – это хорошо» дает возможность выявить особенности взаимоотношений между детьми.

В ходе совершенствования коммуникативных навыков детей следует, прежде всего, учитывать, что в этом процессе принимает участие не только педагог, но и родители.

Ориентиры в чувствах, переживаниях ребенка должны быть сформированы взрослым. Уже в раннем детстве начинает развиваться самооценка.Часто мы слышим: «Ты уже такой большой, а завязывать шнурки так и не научился!». Родители не задумываются над тем, что именно из их оценок, в первую очередь, и складывается мнение ребенка о себе. Потом, в школьном возрасте, они научатся сами оценивать свои возможности, успехи и неудачи. Но именно в семье ребенок узнает, любят ли его, принимают ли таким, каков он есть, сопутствует ему успех или неудача.

Вместе с родителями ходим в походы, где организовываем спортивные состязания, жжем костры, накрываем общий стол, много общаемся, рассказываем интересные истории.

Такие совместные праздники как «Зов джунглей», «Яблочный спас», «Бал цветов», «Папа, мама, Я – спортивная семья» и др. способствуют укреплению коммуникативных навыков, повышают самооценку детей.

Можно играть в «Прятки», «Магазин», и просто надувать шары, кто быстрее. Главное, чтобы ребенок успешно справлялся с заданием и учился достойно проигрывать.

Для того, чтобы определить насколько свободно ребенок общается с окружающими его детьми, я использовала тест «Лесенка», который помогает выявить уровень самооценки у детей. Это важно, так как чем выше самооценка у детей, тем более непринужденно и раскрепощено дети общаются между собой и взрослыми.

После проведения теста я выяснила:

26% детей – с завышенным уровнем – эти дети активно общаются с другими детьми, однако, иногда они вступают в конфликтные ситуации с некоторыми своими сверстниками, например, из-за игрушек.

У 13% детей – заниженный уровень самооценки. Эти дети чаще пассивны, играют в одиночестве, неохотно идут на контакт с другими детьми.

Вывод: Преобладание детей с хорошим уровнем самооценки показывает, что они, соответственно, свободны в общении.

Мне бы очень хотелось, чтобы моя работа по развитию коммуникативных компетенций была эффективной. Дети не просто научились навыкам общения, а умели бы легко ориентироваться в любой жизненной ситуации, вступать в общение с людьми любого возраста, чтобы не было различий в общении наших и городских детей.

Педагогический опыт работы «Развитие логического мышления детей дошкольного возраста посредством дидактических игр» Видео Педагогический опыт работы Тема: «Развитие логического мышления детей дошкольного возраста посредством дидактических игр».

Инновационный опыт «Развитие базовой способности у воспитанников дошкольного возраста» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 18 «Журавлик»» Инновационный опыт на тему «Развитие.

Инновационный опыт работы «Развитие мелкой моторики как один из способов речевого развития детей дошкольного возраста» Инновационный опыт работы «Развитие мелкой моторики как один из способов речевого развития детей дошкольного возраста» О. Л. Чикина, воспитатель.

Инновационный педагогический опыт по театрализованной деятельности МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «Школа №48» структурное подразделение детский сад ИННОВАЦИОННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ.

Инновационный педагогический опыт по теме: «Воспитание экологической культуры в ДОУ» Инновационный педагогический опыт работы воспитателя МБДОУ Теньгушевский детский сад комбинированного вида «Солнышко» Загрековой Юлии.

Инновационный педагогический опыт работы «Роль музыки в патриотическом воспитании дошкольников» Инновационный педагогический опыт работы «Роль музыки в патриотическом воспитании дошкольников» Родина, Отечество… В корнях этих слов.

«Воспитание нравственно-патриотических чувств у дошкольников». Инновационный педагогический опыт «Воспитание нравственно-патриотических чувств у дошкольников» Обоснование актуальности и перспективности опыта. Актуальность проблемы.

Инновационный педагогический проект «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры» 1. Актуальность и перспективность. «Самые далеко идущие успехи науки и техники рассчитаны не только на мыслящего, но и ощущающего человека».

Педагогический опыт работы «Развитие коммуникативных качеств посредством театрально-игровой деятельности» БАЗОВАЯ МОДЕЛЬ ОБОБЩЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА Воспитателя МДОУ «Детский сад № 22» Щелоковой Тамары Николаевны ТЕМА: «Развитие.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *