орган музыкальный инструмент история
История органа
Возникновение органа
Прародителем современного органа считают флейту Пана, которая впервые появилась в Древней Греции. Существует сказание, что бог дикой природы, пастушества и скотоводства Пан придумал себе новый музыкальный инструмент, соединив несколько тростниковых трубочек разного размера, чтобы извлекать чудесную музыку, развлекаясь с веселыми нимфами в роскошных долинах и рощах. Чтобы успешно играть на таком инструменте, требовались большие физические усилия и хорошая дыхательная система. Поэтому для облегчения работы музыкантам во ІІ веке до нашей эры, грек Ктесибий, изобрел водяной орган или гидравлос, который считается прототипом современного органа.
Развитие органа
Орган постоянно усовершенствовался и в ХІ веке его стали строить по всей Европе. Наибольшего расцвета органостроение достигло в XVII-XVIII веках в Германии, где музыкальные произведения для органа создавали, такие великие композиторы как Иоганн Себастьян Бах и Дитрих Букстехуде, непревзойденные мастера органной музыки.
Органы отличались не только по красоте и разнообразию звучания, но и по архитектуре и декору — каждый из музыкальных инструментов обладал индивидуальностью, создавался под конкретные задачи, гармонично вписывался во внутреннюю среду помещения. Для органа подходит только такое помещение, которое обладает отменной акустикой. В отличие от других музыкальных инструментов особенность звучания органа зависит не от корпуса, а от пространства, в котором он находится.
Звуки органа никого не могут оставить равнодушным, они проникают глубоко в сердце, вызывают самые разнообразные чувства, заставляют задумываться о бренности бытия и устремлять свои помыслы к Богу. Поэтому в католических церквях и соборах повсеместно стояли органы, лучшие композиторы писали духовную музыку и собственноручно играли на органе, например, Иоганн Себастьян Бах.
В России орган относился к светским инструментам, так как традиционно в православных храмах было запрещено звучание музыки во время богослужения.
Современный орган
Сегодняшний орган представляет собой сложную систему. Это одновременно духовой и клавишный музыкальный инструмент, имеющий педальную клавиатуру, несколько ручных клавиатур, сотни регистров и от сотен до более чем тридцати тысяч труб. Трубы бывают разнообразными по длине, диаметру, типу строения и материалу изготовления. Они могут быть медными, свинцовыми, жестяными или из разных сплавов, например, свинцово-оловянными. Сложное строение позволяет органу иметь огромный диапазон звучания по высоте и тембру и обладать богатством звуковых эффектов. Орган может имитировать игру других инструментов, поэтому его нередко приравнивают к симфоническому оркестру. Самый большой орган находится в США в концертном зале Бордуок города Атлантик-Сити. У него 7 ручных клавиатур, 33112 труб и 455 регистров.
Звучание органа нельзя сравнить ни с каким другим музыкальным инструментом и даже симфоническим оркестром. Его мощные, торжественные, неземные звуки действуют на душу человека мгновенно, глубоко и ошеломляющее, кажется, что сердце вот-вот разорвется от божественной красоты музыки, небо разверзнется и откроются, до этого момента непостижимые, тайны бытия.
Музыкальный инструмент орган
Орган – воплощение грандиозности и величия, его справедливо называют «королем» в мире музыки. Это единственный инструмент, резонатором которого зачастую служит само помещение, а не деревянный корпус. Его ближайшими родственника являются не фортепиано и рояль, как может показаться, а флейта и баян.
Этот потрясающий инструмент великолепен во всем: мощный звук — не оставляющий слушателя равнодушным, внушающий внешний вид — поражающий своими масштабами, необычностью и неким шармом антиквариата, а также сложностью и замысловатостью конструкции.
Устройство органа
Инструмент имеет достаточно сложную структуру, состоящую из огромного количества различных элементов: трубы, мануалы, педальная клавиатура, меха, фильтра и электрические компрессоры (в былые времена их заменяли люди – до 10 человек), регистры с переключателями и многое другое.
Пульт, или кафедра – место, с которого музыкант управляет инструментом, содержит мануалы, педальную клавиатуру, различные переключатели и прочее.
Мануал – ручная клавиатура. Один орган может иметь до семи таких мануалов.
Регистр – определенное количество труб относящихся к одному «семейству», их объединяет тембровая схожесть. Регистровые комбинации называют «копулами» (с лат — «связки», «соединения»). По желанию заказчиков, мастера могут добавлять в орган отдельные регистры, имитирующие звук какого-то определенного инструмента.
Педальная клавиатура – ножная, выглядит так же, как и ручная. С ее помощью исполнитель управляет басовыми трубами. Для игры на педальной клавиатуре, органисты надевают специально изготовленную «чувствительную» и тесную обувь с очень тонкой подошвой.
Трубы органа – металлические, деревянные и деревянно-металлические полые трубы разной длинны, диаметра и формы. По способу звукоизвлечения разделяются на «язычкое» и «лобиальные». Инструмент может содержать до 10 тыс. таких труб, самые большие из них – басовые, их высота может достигать до 10 метров, а вес – до 500 кг. Иногда самым низким звукам инструмента дается название, например «голос кита».
А также орган содержит ножной ролик, подключающий и отключающий регистры, таким образом можно сыграть крещендо или диминуэндо, так как сами мануалы органа не чувствительны – громкость звука не зависит от силы нажатия клавиши, как например в фортепиано.
Фасадная, видимая зрителям сторона органа – только небольшая его часть, остальное же «содержимое» находится за стеной. Несмотря на внешнюю прочность органных труб, их все же достаточно легко погнуть, поэтому посторонних редко допускают «внутрь» инструмента. Абстракты – специальные тонкие деревянные рейки, которые соединяют клавиши с трубными клапанами. Некоторые из них могут достигать в высоту 13 метров.
Самый большой орган в мире находится в американском городе Atlantic Сity в концертном зале Боардволк Холл. Инструмент имеет тридцать три тысячи труб и тысячу двести клавиш. Воздух в трубы нагоняют вентиляторы, которые вращают электромоторы мощностью в 600 л. с. Состояние органа на данный момент не рабочее. В 1944 году он был поврежден во время урагана, а в 2001 году рабочие по халатности уничтожили часть основных труб. Орган подлежит реставрации, но для этого необходимо несколько лет.
Этимология названия инструмента
В переводе с древнегреческого «organum» означает «орудие», или «инструмент». А в средневековой Руси «органом» называли «всякий звучащий сосуд».
Исторические сведения
Орган – один из самых древних инструментов. Точную дату его возникновение определить невозможно. Во II в. до н.э. греческим мастером Ктесебием, был изобретен орган, играющий при помощи гидравлики – нагнетание воздуха водяным прессом. А в римской империи времен правления императора Нерона (I в.), инструмент изображался на монетах.
Древнейшим предшественником органа считается флейта Пана, имеющая схожее строение – соединенные трубки различной длины, каждая из которых издает звук определенной высоты. Затем, решив усовершенствовать систему, к ним добавили меха, нагнетающие воздух и клавиатуру, в которой количество клавиш совпадало с числом труб.
Это были ручные органы, которые музыканты носили на плечевом ремне, одной рукой нагнетая воздух в меха, а другой — играя мелодию, рядом, на специальном подставке стояли трубы, в которые под давлением подавался воздух.
Средневековые органы не отличались тонкостью изготовления – размер клавиш достигал 5-7 см, а расстояние между ними порой было по 1,5 – 2 см.
Поэтому играли на такой клавиатуре не пальцами, как на современном инструменте, а кулаками и локтями, прилагая немалое усилие. Широко распространенным инструментом орган стал после введения его в VII в. католическую богослужебную практику. В этот же период, органы из небольших транспортировочных инструментов, перевозимых на телегах, превратились в большие стационарные музыкальные «орудия»– устанавливаемые в церквях.
В последующие эпохи орган постепенно совершенствовался, (особый вклад в его развитие внесли итальянские и немецкие мастера), что происходит и до сегодняшнего дня – внедряются новые разработки, с целью сделать инструмент еще более удобным для исполнения и увеличить его функциональные возможности.
Разновидности
В зависимости от принципа работы, выделяют слеедующие разновидности органов:
Роль «короля» инструментов в музыкальном искусстве
Со времен своего происхождения, орган занимал определенное место в культурной жизни человечества, имея различные степени популярности и важности в зависимости от исторической эпохи. Временем расцвета, или «золотым веком органа», считается эпоха Барокко – XVII-XVIII ст. В этот период творили такие великие композиторы как Бах, Букстехуде, Фрескобальди и др.
Также, разную роль исполняет орган в Восточной и Западной Европе, или же, если быть точнее – в православных и католических странах.
Если в западноевропейских католических странах, в каждом городе может насчитываться до нескольких сотен органов, находящихся в костелах, то в православных странах – это концертный инструмент, который есть далеко не в каждом городе. Зато здесь, во время органных выступлений залы переполнены желающими насладиться роскошным органным звучанием.
Двух одинаковых органов найти не возможно, поэтому этот инструмент в прямом смысле слова — уникален. Трубы некоторых экземпляров способны издавать не улавливаемые человеческим слухом ультра и инфразвуки.
Орган — инструмент, имеющий настолько уникальные и неповторимые возможности имитации и сочетания разных тембров, что даже самая простая мелодия «в его исполнении» превращается в шикарное музыкальное произведение, яркость восприятия которого усиливается мощностью звучания и завораживающим внешним видом инструмента.
Видео
Посмотрите видео ниже чтобы послушать и насладиться звучанием инструмента.
Орган
Орган – музыкальный инструмент, поражающий не только звучанием, но и размерами. Его называют королем в мире музыки: он настолько монументален и величественен, что никого не оставляет равнодушным.
Основные сведения
Группа инструментов, к которой относится орган – духовые клавишные. Отличительная особенность – огромные размеры конструкции. Самый большой орган в мире находится в США, городе Атлантик-Сити: включает более 30 тысяч труб, располагает 455 регистрами, 7 мануалами. Самые тяжелые органы, сделанные руками человека, весили более 250 тонн.
Орган в концертном зале Boardwalk Hall (Атлантик-Сити)
Звучит инструмент мощно, многоголосо, вызывая бурю эмоций. Нотный диапазон данного ограничен пятью октавами. В реальности звуковые возможности гораздо шире: переключая регистры органа, музыкант спокойно переносит звучание нот на одну-две октавы в любую сторону.
Возможности «короля музыки» практически безграничны: ему доступны не только всевозможные стандартные звуки, от самых низких до невероятно высоких. В его власти воспроизводить звуки природы, пение птиц, звон колоколов, грохот падающих камней.
Устройство органа
Устройство достаточно сложное, включающее многообразие элементов, деталей, частей. Основными составляющими являются:
История
История инструмента охватывает не века – тысячелетия. «Король музыки» появился до наступления нашей эры, его прародителем называют вавилонскую волынку: она обладала мехом, надувающимся воздухом через трубочки; на конце находился корпус с дудочками, оснащенными язычками, отверстиями. Еще одним предком инструмента называют панфлейту.
Орган, действующий при помощи гидравлики, придумал древнегреческий умелец Ктесебием во II веке до н.э.: воздух внутрь нагнетался водяным прессом.
Средневековые органы не отличались изящным строением: обладали толстыми, неудобными клавишами, располагавшимися на некотором расстоянии друг от друга. Играть пальцами не представлялось возможным – исполнитель ударял по клавиатуре локтем, кулаком.
Расцвет инструмента начался в момент, когда им заинтересовались церкви (VII в. н.э.). Глубокие звуки идеально сопровождали богослужения. Началось усовершенствование конструкции: легкие органы превратились в огромные орудия, занимающие существенную часть помещения храма.
В IX веке лучшие органные мастера работали в Италии. Затем лидерство перехватила Германия. К XI веку каждое европейское государство освоило производство популярной вещицы.
Клавиатура современного органа
XIV век – период расцвета инструмента: конструкцию усовершенствовали, уменьшили размер клавиш, педалей, разнообразили регистры, расширили диапазон. XV век – время появления таких модификаций, как маленький орган (переносной), стационарный (средних размеров).
«Золотым веком» органной музыки считается рубеж XVII-XVIII веков. Конструкцию усовершенствовали до предела: инструмент мог заменить целый оркестр, издавал невероятное разнообразие звуков. Композиторы Бах, Свелинк, Фрескобальди создавали произведения специально для этого инструмента.
ХХ век отодвинул громоздкие инструменты в сторону. На смену пришли компактные конструкции, удобные в использовании, не требующие сложных телодвижений. Эра «короля музыки» закончилась.
Сегодня органы можно увидеть, услышать в католических храмах, на концертах камерной музыки. Инструмент используется в роли аккомпанемента, исполняет соло.
Разновидности
Органы классифицируют по нескольким признакам:
Устройство: духовой, электронный, цифровой, язычковый.
Функционал: концертный, церковный, театральный, камерный.
Диспозиция: классический, барочный, симфонический.
Число мануалов: одно-двух-трех-мануальный и т.д.
Наиболее распространенные виды органов:
Применение
Сегодня инструмент активно применяется протестантами, католиками – сопровождает богослужения. Его устанавливают в светских залах для сопровождения концертов. Возможности органа позволяют музыканту играть сольно или стать частью оркестра. Встречается «король музыки» в ансамблях, аккомпанирует хорам, вокалистам, изредка участвует в операх.
Как играть на органе
Стать органистом сложно. Потребуется работать руками и ногами одновременно. Стандартной схемы игры нет – каждый инструмент оснащен разным числом труб, клавиш, регистров. Овладев одной моделью, невозможно пересесть на другую, понадобится заново изучить устройство.
Игра ногами – дело особенное. Потребуется специальная, чувствительная обувь. Манипуляции производятся носком, пяткой.
Музыкальные партии пишутся отдельно для ножной клавиатуры и мануалов.
Композиторы
Произведения для «короля музыки» писали талантливые композиторы прошлого и позапрошлого веков:
История создания органа
«Король музыкальных инструментов» – орган – создавался не один век, и даже не одно тысячелетие. Он является родственником и клавишным инструментам, и ударным, и духовым. Одной из необычных особенностей органа является то, что на нём нужно играть не только руками, но и ногами. История создания органа продолжительна и многообразна. Не сразу он обрёл колоссальные размеры и внушительный диапазон звучания. Следы возникновения органа прослеживаются в Древней Греции. Мифы рассказывают о том, что бог дикой природы и плодородия Пан изобрёл флейту-сиринкс, состоявшую из нескольких тростниковых трубочек разной длины. Каждая трубочка многоствольной флейты давала один тон. Количество трубок достигало 17-ти, для исполнения на таком инструменте требовалось обладать недюжинными физическими данными. Поэтому на помощь музыкантам пришла сложная система с использованием давления воды. Так появился прототип органа – гидравлос.
Первые упоминания
Сообщения об инструменте, называемом «гидравлос», впервые мы находим у римских писателей первых веков нашей эры: Вергилия, Корнелия Севера, Гая Петрония. Христианский писатель и философ Тертуллиан пишет о мощных звуках гидравлоса, которые были слышны на всём пространстве античных амфитеатров и цирков. Этот инструмент завоевал признание в Риме не только по причине своей необычности, но и потому, что Италия испытывала влияние Греции. То есть увлечение гидравлосом стало одним из модных веяний эпохи римских завоеваний.
На Руси орган стал известен в X веке. Это был уже более совершенный инструмент со сложной механикой. Пришёл он к нам из Византии, и быстро прижился в среде скоморохов. Назывался этот орган – портатив, потому что он действительно представлял собой небольшое (портативное) устройство, которое можно было носить через плечо и играть на нём, держа на коленях.
Такой орган можно видеть на фреске Софийского собора в Киеве, которая датируется XI веком. Органист – крайний справа в первом ряду.
Как изобрели орган?
Первые версии
Многих занимает история возникновения органа, его истоки. Доподлинно она неизвестна, однако согласно античным данным, мы можем проследить некоторые моменты прошлого этого инструмента.
Появление прообраза органа в Древней Греции связано с достижениями механики той поры. Однако Балканский полуостров — это не то место, где изобрели орган. В Александрии Египетской, бывшей тогда частью империи Александра Македонского, жил изобретатель и математик Ктесибий. Он известен тем, что создал водяные часы – клепсидру. Заинтересовавшись изучением свойств воздуха, учёный решил на практике доказать, что воздух обладает качествами упругости и сжимаемости. Результатом стало изготовление пожарного насоса, а спустя несколько лет неутомимый Ктесибий использовал своё устройство в неожиданном ключе – в создании музыкального инструмента.
Таким образом, Ктесибий и есть тот человек, кто изобрёл орган. Он облегчил музыкантам процесс игры на инструменте, включавшем в себя несколько труб. Благодаря нестандартному решению изобретателя, лёгкие исполнителя заменил насос, а воздух стал нагнетаться специальным устройством. Ктесибий назвал его «гидравлос», то есть водяной авлос (вид свирели). Воздух перекачивался из одной части деревянной ёмкости с водой в другую с помощью рычага и поршня. Так создавалось необходимое давление. Музыкант нажимал на клавиши, клапаны открывались, и воздушная струя поступала в нужную трубу, извлекая звуки. Скорей всего, рычагом управлял механик.
На вопрос – когда изобрели орган – точного ответа не существует. Но можно предположить, что это случилось около 250 года до н. э. Спустя два столетия конструкцию Ктесибия усовершенствовал мастер из той же Александрии – Герон. Он решил исключить присутствие механика и добавил к гидравлосу ветряную мельницу, которая и приводила в движение помпу.
Пневматический (современный) инструмент
История инструмента органа на этом только начинается. Подлинный орган, то есть пневматический, появился в IV веке. Давление в нём создавалось посредством кузнечных мехов. Имя изобретателя потерялось в глубине веков, но остались свидетельства очевидцев, говорящие о том, что инструмент был очень звучным. Музыкант нажимал на клавиши, а воздух, вырывающийся из мехов, приводил в действие полированные трубы, которые издавали приятную мелодию.
Изображение пневматического органа можно увидеть на барельефе восточной стороны обелиска, сооружённого в Константинополе в 382 году н. э. Обелиск посвящён победе императора Феодосия Великого над готами. Император держит в руках лавровый венок, которым он наградит победителя состязаний на колесницах. В нижнем ярусе барельефа помещены танцоры и музыканты, участвующие в церемонии награждения. С правой стороны в руках одного из музыкантов находится орган.
Принцип работы
Пройдя многовековой путь, орган претерпел множество изменений. История создания органа уникальна и обширна. В разных странах Европы на протяжении веков изобретатели и музыканты пытались создать всё более совершенный инструмент. Его механика усложнялась, увеличивалось количество элементов и вместе с ними – масса конструкции. В нынешних моделях воздух в мехах нагнетает электромотор. Во времена Средневековья это делали рабочие-кальканты.
Современный орган – это сложная система, состоящая из множества труб. Их число колеблется от нескольких сотен до 30 тысяч. Органные трубы разнокалиберны: они отличаются длиной, диаметром, материалом изготовления. Есть трубы жестяные, свинцовые, медные, все они дают разные по тембру и высоте звуки. За долгую историю изобретения органа его научили звучать голосами других инструментов. Так что можно сравнить его с симфоническим оркестром.
У органа насчитывается от одного до семи мануалов (клавиатур). Диапазон каждого достигает четырёх-пяти октав, общий объём инструмента достигает девяти с половиной октав.
Регистром называют набор труб одинакового тембра, которые управляются боковыми кнопками. Их количество варьируется от двух (чаще от восьми) до трёхсот. В нотных текстах название регистра указывается прямо над тем местом, с которого должно начинаться звучание этого регистра.
Расположение мануалов представляет собой террасу, то есть одна клавиатура над другой. Помимо мануалов, у органа имеется педальная клавиатура, состоящая из 5-32 клавиш. Партия для неё пишется на отдельном нотном стане. Играют на педали обеими ногами. Если у органа отсутствует педальная клавиатура, он называется позитивом.
Для облегчения игры органиста существуют вспомогательные устройства:
Наличие нескольких мануалов, рычагов и тумблеров делает процесс игры на органе трудоёмким. В связи с этим рядом с исполнителем находится помощник.
История развития инструмента
Обращаясь к истории появления органа, можно заметить, что его прародители времён античности отличались и конструкцией, и размерами, и внешним видом. Первые органы (гидравлосы) были переносными. Этот инструмент быстро завоевал популярность в цивилизованном мире и начал распространяться по странам Востока и Европы. Древние записи сообщают, что в Иерусалимском храме ещё в первые века нашей эры присутствовал инструмент «маграффа». Он обладал десятью трубами и был настолько громкоголосым, что его было слышно на большом расстоянии.
В средние века органы строились в Западной Европе и Византии, их устройство становилось более совершенным, а сам инструмент – всё более звучным и богатым по тембрам. В середине VII века орган был введён в католическое богослужение Папой Римским Виталианом.
Искусство строить органы оформилось в Италии в IX веке. Отсюда эти гигантские инструменты попадали во Францию и в Германию. Затем и другие страны переняли опыт итальянцев, особенно отличились в искусстве построения органов немецкие мастера. Вот, например, Орган во Фрайбергском соборе, 1714 г.
С XIV века «король инструментов» начинает своё победное шествие по Европе. Он обзавёлся педальной клавиатурой, увеличилось количество труб, клавиши мануалов стали более удобными.
XVI век дал органу пять мануалов с диапазоном каждого в 4-5 октав. Переключатели регистров способствовали расширению тембровых возможностей: нажимая всего одну клавишу, исполнитель приводил в рабочее состояние десятки труб, имеющих одну высоту, но разный состав обертонов.
Золотым веком органа по праву считается период XVII–XVIII веков – эпоха барокко. Уникальное богатство тембров, чистота звучания сделали орган идеальным инструментом для исполнения произведений полифонического склада. Расцвет органостроения привёл к появлению огромного количества музыки, написанной специально для органа. Нам известны имена И. С. Баха, Д. Букстехуде, Г. Генделя, Дж. Фрескобальди – непревзойдённых мастеров полифонии.
Каждый орган той поры создавался не только, как музыкальный инструмент, но и как произведение искусства. Модели тщательно декорировались, их изготавливали так, чтобы они хорошо вписывались в окружающую обстановку храма. Архитектура тоже имела большое значение, ведь звучание органа зависит не от его корпуса, а от акустики окружающего пространства.
В XIX и XX вв. стали строить инструменты огромных масштабов и мощного звучания, по своим исполнительским свойствам они могут заменять симфонический оркестр. Однако история органа – музыкального инструмента, на этом не заканчивается, она продолжается до сих пор.
История знаменитого органа в Пицунде
Один из уникальных инструментов находится на территории Абхазии, это знаменитый на весь Советский Союз орган в Пицунде. Он был открыт в 1975 году в соборе Андрея Первозванного. Построен этот инструмент был известным органным мастером из Германии Гансом Шуке (представитель фирмы «А. Schuke»), которым были установлены органы в Москве, Иркутске, Вильнюсе, Алма-Ате.
Сооружение получилось внушительным: высота органа в Пицунде – целых 11 метров, а его масса — около 20 тонн. Инициатива постройки инструмента именно в этом городе принадлежит тогдашнему председателю Совета Министров СССР А. Н. Косыгину. Ведь Абхазия была одним из самых любимых и посещаемых курортов страны.
Открыли орган концертом, на котором выступили почётные немецкие гости – профессор Лейпцигской консерватории В. Шетелих и органист Лейпцигского храма Х. Кестнер. Они отметили, что инструмент обладает серебристым мягким тембром, а сочетание с храмовой архитектурой и фресками XIV века будет настраивать слушателей на возвышенный лад.
С того времени в Пицунде стали проводиться органные и фестивали классической музыки, на которые съезжались советские и зарубежные органисты.
Во время грузино-абхазской войны чудо-орган был повреждён. Музыканты давали благотворительные концерты, собирая деньги на его восстановление. В 2011 году инструмент реставрировали мастера той же фирмы «А. Schuke». И инструмент вновь зазвучал!