орган власти в древней руси 4 буквы
История государства и права России. Шпаргалка
Пособие содержит информативные ответы на вопросы экзаменационных билетов по учебной дисциплине «История государства и права России». Доступность изложения, актуальность информации, максимальная информативность, учитывая небольшой формат пособия, – все это делает шпаргалку незаменимым подспорьем при подготовке к сдаче экзамена. Данное пособие не является альтернативой учебнику, но станет незаменимым помощником для студентов в закреплении изученного материала при подготовке к сдаче зачета и экзамена.
Оглавление
Приведённый ознакомительный фрагмент книги История государства и права России. Шпаргалка предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
6. Государственный строй Древнерусского государства
Форма правления Древнерусского государства — раннефеодальная монархия.
Признаки раннефеодальной монархии:
1) переход власти в порядке наследования сначала по старшинству в роде, а в последующем — от отца к старшему сыну;
2) отсутствие юридической ответственности главы государства;
3) несформированные институты власти;
4) неустановленные полномочия и статус совета при правителе;
5) народное собрание (вече) не постоянный представительный орган.
Глава Древнерусского государства — великий князь (киевский князь), который являлся сюзереном (старшим) по отношению к князьям (вассалам) удельных княжеств. Вассалы великого князя были сюзеренами по отношению к своим служилым людям. Великий князь был обязан защищать и оказывать помощь вассалам, которые должны были помогать великому князю. Взаимоотношения закреплялись в крестных грамотах, содержащих права и обязанности великого князя и права и обязанности князей-вассалов.
В функции великого князя входили:
1) организация и командование вооруженными силами;
3) налаживание внешней торговли;
4) назначение местного управления, княжеских агентов;
5) законодательная и судебная деятельность;
6) руководство внешними отношениями.
В своей деятельности великий князь опирался на дружину и совет старейшин, осуществляющих совещательную функцию в вопросах управления, внешней политики, принятия законов. Народным собранием было вече, которое собиралось для решения вопросов общегосударственного значения (вопросов мира и войны).
Вооруженные силы Древнерусского государства составляли дружины великого князя, дружины местных князей и народное ополчение, основанное на десятичной системе управления, которая впоследствии была заменена на дворцово-вотчинную, когда политическая власть стала принадлежать боярину-вотчиннику. Наместники князя (в городах) и волостели (в сельской местности) осуществляли управление на местах. Они собирали дань и пошлины, судили, устанавливали и взимали штрафы.
Судебные функции в Древнерусском государстве осуществляли органы власти и управления на местах (князья, посадники, волостели, представители княжеской власти), так как судебных органов как особых учреждений не существовало. Церковь также имела функции судебных органов. Она могла судить зависимое население своих земель по делам о преступлениях против религии, нравственности и семьи.
Форма государственного устройства Древнерусского государства — относительно единое унитарное государство. Политический режим Киевской Руси неопределен: присутствуют признаки демократии (народное собрание) и в то же время признаки авторитаризма (власть великого князя).
История государства и права России. Ответы на экзаменационные билеты
В настоящее пособие включены краткие ответы на вопросы по истории государства и права России. Пособие составлено в соответствии с программой курса «История государства и права России». Целью настоящего пособия является оказание помощи в изучении истории государства и права, подготовке к сдаче курсовых экзаменов. Книга предназначена для студентов всех форм обучения высших и средних специальных учебных заведений юридического профиля.
Оглавление
Приведённый ознакомительный фрагмент книги История государства и права России. Ответы на экзаменационные билеты предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
8. Система государственных органов власти Древней Руси
Систему государственных органов власти в Древнерусском государстве составляли:
1) великий киевский князь — глава Древнерусского государства, выполняющий следующие функции:
а) защиту Русской земли от вторжений;
б) организацию и командование вооруженными силами;
в) сбор дани с населения;
г) налаживание внешней торговли;
д) судебные полномочия.
Призвание князя оформлялось договором между вече и князем. Доходы великого князя состояли из феодальных повинностей с собственных земель, дани (подати), судебных пошлин, уголовных штрафов. Великокняжеский престол передавался по наследству. Изгнание великого князя осуществлялось в форме «выреда», т. е. уничтожения ранее подписанного договора по решению вече;
2) вече — всенародное собрание, образованное из племенных собраний славян и обладающее силой высшего органа власти. Вече созывалось в Древнерусском государстве для разрешения важнейших государственных вопросов, таких как: война и мир, оборона города, организация военных походов, избрание и изгнание князей, налогообложения и др. Вече обладало также высшими судебными полномочиями. Исполнительный орган вече состоял из городского патрициата и старейшин;
3) совет старейшин — совещательный орган при великом князе, в который входили родственники князя, представители дружины и племенной знати;
4) дружина — вооруженный отряд, состоящий из объединявшихся вокруг князя воинов. Эти воины участвовали в войнах, управлении княжеством и личным хозяйством князя. Дружина составляла привилегированный слой общества;
5) снема — феодальный съезд, который созывался для решения вопросов войны и мира, разделения земель, вассалитета;
6) совет крупных феодалов — орган, состоящий из бояр и княжих мужей. Совет участвовал в решении вопросов управления, внешней политики, законодательства;
7) посадники великого князя — наместники древнерусских князей, управляющие городом или областью. Посадники являлись представителями князя в городе и избирались из знатных бояр на вече. Посадники великого князя собирали в городе дань и пошлины, судили, устанавливали и взимали штрафы. Жалование за службу посадники не получили, т. к. имели право на часть собранного с населения сбора (на часть «корма» с населения);
8) волостели — представители великого князя в сельской местности, которые ведали административными и судебными делами. Волостели жалованья от великого князя не получали, а кормились, как и посадники, за счет сбора с населения волости;
9) доверенные люди князя, его сыновья, осуществляющие местное управление, опираясь на военные гарнизоны, которыми руководили тысяцкие, сотники и десятские, т. к. в этот период еще продолжала существовать численная и десятичная система управления;
10) вервь — территориальная община, которая являлась органом местного крестьянского самоуправления. В функции верви входили:
а) земельные переделы (перераспределение земельных наделов);
б) полицейский надзор;
в) налогово-финансовые вопросы, которые были связаны с обложениями населения податями и их распределением;
г) решение судебных споров;
д) расследование преступлений и исполнение наказаний;
11) дворцовые слуги — чины, ведавшие хозяйством князя и государственными делами. Дворцовыми слугами являлись дворецкий (дворский), управляющий княжеским двором, возглавляющий вооруженные силы воевода, конюший, который обеспечивал княжеское войско конями. Высшим княжеским чинам подчинялись различные слуги (тиуны). Судебные функции выполняли князья, посадники, волостели, представители княжеской власти, т. к. судебных органов не было.
История государства и права России. Шпаргалка
Пособие содержит информативные ответы на вопросы экзаменационных билетов по учебной дисциплине «История государства и права России». Доступность изложения, актуальность информации, максимальная информативность, учитывая небольшой формат пособия, – все это делает шпаргалку незаменимым подспорьем при подготовке к сдаче экзамена. Данное пособие не является альтернативой учебнику, но станет незаменимым помощником для студентов в закреплении изученного материала при подготовке к сдаче зачета и экзамена.
Оглавление
Приведённый ознакомительный фрагмент книги История государства и права России. Шпаргалка предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
8. Система государственных органов власти Древней Руси
В систему государственных органов власти в Древнерусском государстве входили:
1) великий киевский князь — глава Древнерусского государства. Призвание князя оформлялось договором между вечем и князем. Доходы великого князя состояли из феодальных повинностей с собственных земель, дани (подати), судебных пошлин, уголовных штрафов, а также других поборов. Изгнание великого князя осуществлялось в форме «выреда» — уничтожения договора по решению вече;
2) вече — всенародное собрание, образованное из племенных собраний славян и обладающее силой высшего органа власти. Вече созывалось для разрешения важнейших государственных вопросов, таких как: война и мир, оборона города, организация военных походов, избрание и изгнание князей, налогообложения. Вече обладало высшими судебными полномочиями. Исполнительный орган вече состоял из городского патрициата и старейшин;
3) совет старейшин — совещательный орган при великом князе, в который входили родственники князя, представители дружины и племенной знати;
4) дружина — вооруженный отряд, состоящий из объединявшихся вокруг князя воинов. Воины участвовали в войнах, в управлении княжеством и личным хозяйством князя. Дружина составляла привилегированный слой общества;
5) «снема» — феодальный съезд, который созывался для решения вопросов войны и мира, разделения земель, вассалитета;
6) совет крупных феодалов — орган, состоящий из бояр и княжих мужей. Совет участвовал в решении вопросов управления, внешней политики, законодательства;
7) посадники великого князя — наместники древнерусских князей, управляющие городом или областью. Посадники были представителями князя в городе и избирались из знатных бояр на вече. Жалование за службу посадники не получали, они имели право на часть собранного с населения сбора;
8) волостели — представители великого князя в сельской местности, которые ведали административными и судебными делами. Волостели жалованья от великого князя не получали, а кормились, как и посадники, за счет сбора с населения волости;
9) доверенные люди князя, его сыновья, осуществляли местное управление, опираясь на военные гарнизоны;
10) вервь — территориальная община, которая являлась органом местного крестьянского самоуправления. В функции верви входили перераспределение земельных наделов, полицейский надзор, решение судебных споров, расследование преступлений, исполнение наказаний;
11) дворцовые слуги — чины, ведавшие хозяйством князя и государственными делами. Дворцовыми слугами являлись дворецкий (дворский), управляющий княжеским двором, возглавляющий вооруженные силы воевода, конюший, который обеспечивал княжеское войско конями.
История государства и права России. Ответы на экзаменационные билеты (3 стр.)
11) номоканоны и кормчие книги – сборники византийских церковных норм, повлиявшие на многие сферы общественных отношений (греческий номоканон, Эклог);
12) акты юридического быта, представляющие собой междукняжие ряды (договоры) о браке, купле-продаже, дарственные акты;
13) судебный прецедент, объединяющий решения княжеского суда, растолковывающие или уточняющие обычные правовые нормы, некоторые из которых вошли впоследствии в текст Русской правды;
14) юридические пословицы и поговорки, свидетельствующие об отношении населения к праву и государственной системе.
6. Государственный строй древнерусского государства
По форме правления Древнерусское государство является раннефеодальной монархией.
Различают следующие признаки раннефеодальной монархии:
1) переход власти в порядке наследования сначала по старшинству в роде, а в последующем от отца к старшему сыну;
2) отсутствие юридической ответственности главы государства (правителя);
3) несформированные институты власти;
4) неустановленные полномочия и статус совета при правителе;
5) народное собрание (вече) не было постоянным представительным органом.
Главой Древнерусского государства был великий князь (Киевский князь), являющийся сюзереном (старшим) по отношению к князьям (вассалам) удельных княжеств. Вассалы великого князя в то же время были и сюзеренами по отношению к своим служилым людям. Отношения между великим князем и удельными князьями строились по принципу «сюзеренитета – вассалитета», т. е. феодальной зависимости. Великий князь был обязан защищать и оказывать помощь вассалам, которые должны были помогать и великому князю. Взаимоотношение великого князя и удельных князей закреплялись в крестных грамотах, содержащих права и обязанности великого князя и права и обязанности князей-вассалов.
В функции великого князя входило следующее:
1) организация и командование вооруженными силами;
3) налаживание внешней торговли;
4) назначение местного управления, княжеских агентов;
5) законодательная и судебная деятельность;
6) руководство внешними сношениями.
В своей деятельности великий князь опирался на дружину и совет старейшин, осуществляющих совещательную функцию в вопросах управления, внешней политики, принятия законов. В процессе укрепления княжеств стали созывать феодальные съезды, на которых решались вопросы о разграничении власти между князьями-вассалами, разделения земель, а также вопросы войны и мира. Народным собранием было вече, которое собиралось для решения глобальных вопросов общегосударственного значения (вопросов мира и войны). На первых этапах развития Древнерусского государства сохранялась десятичная система управления, суть которой состояла в том, что десятские, сотские, тысяцкие получали некоторые функции государственного управления.
Вооруженные силы Древнерусского государства составляли дружины великого князя, дружины местных князей и народное ополчение, основанное на десятичной системе управления, которая впоследствии была заменена на дворцово-вотчинную, когда политическая власть стала принадлежать боярину-вотчиннику. Наместники князя (в городах) и волостели (в сельской местности) осуществляли управление на местах. Они собирали дань и пошлины, судили, устанавливали и взимали штрафы.
Судебные функции в Древнерусском государстве осуществляли органы власти и управления на местах (князья, посадники, волостели, представители княжеской власти), т. к. судебных органов как особых учреждений не существовало. Церковь также имела функции судебных органов. Она могла судить зависимое население своих земель по делам о преступлениях против религии, нравственности и семьи.
Форма государственного устройства Древнерусского государства – относительно единое унитарное государство.
Политический режим Киевской Руси четко не определен. С одной стороны, она имеет признаки демократии (наличие в государстве народного собрания), а с другой – и признаки авторитаризма (власть великого князя по отношению к населению с элементами принуждения).
7. Правовое положение населения Киевской Руси
В IX в. в Древнерусском государстве установилось феодальное общество и сложились классы господствующих феодалов-землевладельцев и зависимого населения. К господствующему классу относились:
2) местные князья и общинная знать (бояре) – крупные феодалы-землевладельцы, бояре – вотчинники, обладающие значительной властью в пределах собственной вотчины, которая впоследствии послужила одной из причин феодальной раздробленности на Руси. Бояре в XI–XII вв. участвовали в боевых походах князя, управлении и судопроизводстве;
3) верхушка служилых людей (составляли удельные князья, служилые люди, обеспечивающие работу государственного аппарата);
4) дружины князей, непосредственно подчиняющиеся либо великому князю, либо удельному князю.
К зависимому населению относятся:
1) смерды (крестьяне) – это лично свободные крестьяне, имевшие свой дом, хозяйство, участок земли в пользовании, а также право участвовать в военных походах в качестве ополченцев. Смерд мог передавать свое имущество по наследству. Зависимость смердов от князей выражалась в обязанности платить князьям дань, подати. Личность и имущество смерда защищались законом. Смерд нес имущественную ответственность за совершенные им проступки и преступления, по обязательствам и договорам. В судебном процессе смерд мог выступать полноправным участником;
2) закупы – смерды, которые взяли у хозяина в долг какое-либо имущество под проценты, гарантировав его возвращение своим самозакладом. Закуп отрабатывал свой долг у хозяина и не мог его покинуть, пока не рассчитается, иначе его обращали в холопство. Закон охранял личность и имущество закупа, запрещая господину беспричинно наказывать его и отнимать имущество. За правонарушение закупа хозяин уплачивал штраф потерпевшему, но закупа могли обратить в холопство. В судебном процессе закуп мог выступать в качестве свидетеля только в особых случаях;
3) рядовичи – это крестьяне, работающие у землевладельцев по договору (ряду);
4) изгои – это люди, которые вышли из общины и находятся вне социальных групп;
5) прощенники – это лица, попавшие под покровительство церкви, монастырей или светских феодалов и обязанные за это отработать в их хозяйствах;
6) холопы (челядины) – это лица, попавшие в рабство в результате самопродажи, рождения от рабыни, купли-продажи, брака с рабом (рабыней), поступления в ключничество, совершения преступления, а также плена. Холоп не защищался законом. За его убийство хозяину выплачивался штраф, как за уничтожение имущества. В судебном процессе холоп не мог выступать в качестве стороны;
7) докладные холопы – это княжеские или боярские слуги, которые ведали отдельными отраслями хозяйства (ключники, тиуны, огнищане, конюшие, старосты, пашенные). Со временем такие холопы могли получить свободу;
Помимо господствующего класса и зависимого населения, существовали также промежуточные и переходные категории, такие как городское население, которое делилось на :
4) «низы» (ремесленники, мелкие торговцы, рабочие и др.)
Особую категорию населения составляли церковные служители, которые в период раннефеодальной монархии имели значительную власть, т. к. церковь была одним из самых крупных феодалов-землевладельцев.
8. Система государственных органов власти Древней Руси
Систему государственных органов власти в Древнерусском государстве составляли:
1) великий киевский князь – глава Древнерусского государства, выполняющий следующие функции:
а) защиту Русской земли от вторжений;
б) организацию и командование вооруженными силами;
в) сбор дани с населения;
г) налаживание внешней торговли;
д) судебные полномочия.
Призвание князя оформлялось договором между вече и князем. Доходы великого князя состояли из феодальных повинностей с собственных земель, дани (подати), судебных пошлин, уголовных штрафов. Великокняжеский престол передавался по наследству. Изгнание великого князя осуществлялось в форме «выреда», т. е. уничтожения ранее подписанного договора по решению вече;
2) вече – всенародное собрание, образованное из племенных собраний славян и обладающее силой высшего органа власти. Вече созывалось в Древнерусском государстве для разрешения важнейших государственных вопросов, таких как: война и мир, оборона города, организация военных походов, избрание и изгнание князей, налогообложения и др. Вече обладало также высшими судебными полномочиями. Исполнительный орган вече состоял из городского патрициата и старейшин;
3) совет старейшин – совещательный орган при великом князе, в который входили родственники князя, представители дружины и племенной знати;
4) дружина – вооруженный отряд, состоящий из объединявшихся вокруг князя воинов. Эти воины участвовали в войнах, управлении княжеством и личным хозяйством князя. Дружина составляла привилегированный слой общества;
История государства и права России
Студенту без шпаргалки никуда! Удобное и красивое оформление, ответы на все экзаменационные вопросы ведущих вузов России. Информативные ответы на все вопросы курса «История государства и права России» в соответствии с Государственным образовательным стандартом.
Оглавление
Приведённый ознакомительный фрагмент книги История государства и права России предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
4. Государственный строй Древнерусского государства. Система государственных органов власти Древней Руси. Правовое положение населения Киевской Руси
Древнерусское государство было монархией, во главе которой стоял великий князь. Ему принадлежала верховная законодательная, а также исполнительная власть. Выполняли князья и судебные функции. Власть великого князя передается по наследству, по прямойнисходящей линии.
При великом князе состоял княжеский совет, имевший серьезное влияние. Иногда созывались феодальные съезды, решавшие междукняжеские споры и иные важнейшие дела. Существовало также вече, выросшее из древнего народного собрания. Основу военной организации составляла княжеская I дружина. Дружинники жили обычно на княжеском дворе или вокруг и были также советниками князя. Старшая дружина представляла собой верхушку феодалов, которая в большой мере определяла политику князя. Важным элементом политической системы стала церковь, тесно связанная с государством. Первоначально Владимир Святославич упорядочил языческий культ, затем в 988 г. он крестил Русь, введя христианскую религию, проповедующую божественное происхождение власти монарха, покорность государству и т. д.
Первоначально существовала десятичная система управления. Впоследствии тысяцкий сохранил функции военачальника, сотский стал городским судебно-административным должностным лицом. Изначально десятичная система не отделяла центральное управление от местного, позже такая дифференциация возникает.
В центральном управлении складывается дворцово-вотчинная система — соединение управления великокняжеским дворцом с государственным управлением. Со временем князья поручают своим дворцовым слугам какие-либо сферы управления, связанные с их первоначальной деятельностью.
На местах управляли удельные князья, а также представители центральной власти — наместники и волостели.
Специальных судебных органов не существовало, их функции выполнялись представителями администрации. Однако имелись специальные должностные лица, помогавшие в осуществлении правосудия, например вирники. Судебные функции осуществляли церковные органы, действовал также вотчинный суд.
Русская Правда прямо предусматривала неравноправие людей, принадлежащих к разным социальным группам.
Правом и привилегией феодалов было право на землю и эксплуатацию крестьян, защищались также жизнь и здоровье феодала. За посягательство на них устанавливалась высокая мера наказания, дифференцированная в зависимости от положения потерпевшего.
Основную массу трудящегося населения составляли смерды, которые жили общинами-вервями. Вервь была связана круговой порукой, системой взаимопомощи.
Феодально-зависимые крестьяне («закупы») имели свое собственное хозяйство, но при этом брали у феодала «купу» — денежную сумму или натуральную помощь и в силу этого обязаны были работать на хозяина.
Существовала также «невольная челядь»: несвободные мужчины — «холопы» или «челядины» — и несвободные женщины — «рабы». Челядь была почти полностью бесправной, Русская Правда приравнивает ее к скоту.