организационные навыки и компетенции будут получены в ходе реализации проекта

Модель компетенций. Часть 1: как составить и оценить модель компетенций

Организация – это место, где все должно быть максимально предсказуемо.

Конечно, с этим утверждением можно поспорить, особенно учитывая современную моду на изменения. Однако когда вы едете по незнакомой дороге, внезапными могут быть повороты, а не реакция педали тормоза на нажатие. И поверьте, вы не захотите проехаться по такой дороге, не будучи уверенными в том, что все работает нормально.

Так же и в компаниях. Чем более изменчив рынок, тем более предсказуемой и слаженной должна быть работа всех внутренних механизмов. А так как основу организационных механизмов составляют люди, которые, по сути своей, далеко не всегда предсказуемы и способны на нерациональные действия, то возникают трудности при диагностике и исправлении «слабых мест».

Чаще всего эту проблему стараются решить с помощью описания бизнес-процессов и формирования подробных инструкций для руководителей и исполнителей.

Однако правильно описанные бизнес-процессы должны выполняться правильными людьми.

Здесь мы сталкиваемся с трудностью. Дело в том, что традиционная система образования и профессиональной стандартизации не устанавливает нормы в тех областях, от которых напрямую зависит эффективность организации: принятии решений, достижении договоренностей, ответственности и т.п. Соответственно, пользуясь стандартными способами оценки, мы можем определить, насколько профессионален человек в узкоспециализированной области, но не можем сказать, насколько он эффективен в организации.

Для решения этой задачи нужен специальный инструмент – модель компетенций.

Компетентностный подход

По своей сути, компетентностный подход – это способ описания поведения человека.

В отличие от традиционных систем оценки «знает – не знает», «умеет – не умеет», при описании компетенций, мы оперируем только поведением человека по принципу «делает – не делает». Такой способ позволяет избежать субъективных оценок и догадок. Также, исходя из предположения, что способ мышления человека проявляется в его действиях, мы можем оценить, как думает человек и предсказать, что он будет делать в различных ситуациях.

Поведенческий индикатор

Основой описания является поведенческий индикатор – наблюдаемый элемент поведения человека, указывающий на наличие у него определенных знаний, навыков, умений, опыта и убеждений (которые еще называют психологическими установками). То есть, проще говоря, именно поведение отвечает нам на вопросы: что человек умеет и во что он верит.

Для примера возьмем индикатор «приходит на работу вовремя». Вроде бы простейшее действие. А на самом деле для того, чтобы оно было осуществлено, должно быть выполнено несколько условий. Человек должен знать адрес офиса и расписание рабочего дня. Обладать рядом навыков, в том числе, просыпаться от звонка будильника. Уметь выбрать маршрут. Иметь опыт прохождения этого маршрута, так как именно опыт позволяет выявлять риски и избегать непредвиденных ситуаций. И, что очень важно, он должен верить в то, что прийти на работу вовремя нужно и полезно для него лично. Иначе поведение не проявится.

Компетенция

Естественно, что в различных организационных ситуациях любой сотрудник проявляет большое количество поведенческих индикаторов. Поэтому, для того чтобы составить комплексное описание желательного поведения, мы выделяем ситуации, эффективное решение которых выгодно организации. К ним можно отнести участие в совещаниях и их ведение, принятие решений, общение с коллегами, руководителем и подчиненными и т.п. Некоторые действия людей в этих ситуациях приводят к успеху, некоторые к затягиванию времени и неудачам. Соответственно, мы анализируем, какие именно действия оказывают влияние, и описываем их с помощью индикаторного подхода.

Далее индикаторы объединяются в группы по принципу достижения результата в определенной области: коммуникации, мышлении и принятия решений, управлении людьми и т.п. Таким образом, получается описание комплекса поведенческих проявлений в одной области, которое называется компетенцией.

Важно, чтобы каждая компетенция имела свою цель. То есть, ее проявление должно отражаться на конкретных производственных процессах и, как следствие, экономить или зарабатывать деньги для компании.

Например, для эффективности компании критически важно, чтобы сотрудники качественно обменивались информацией. Поэтому мы сводим в компетенцию «Коммуникация» поведение, которое способствует такому обмену: высказываться, применять общедоступную терминологию, задавать вопросы, отвечать на вопросы.

Виды компетенций

Описание требований к поведению сотрудников с помощью индикаторов оказалось настолько удобным и объективным, что постепенно к компетентностному способу переходят и создатели профессиональных стандартов. Сейчас появляются модели компетенций инженеров, юристов, бухгалтеров и т.д. Такие компетенции, имеющие прямое отношение к определенной профессии, называют «техническими» или «профессиональными».

Другую группу компетенций называют «корпоративными». Эти компетенции устанавливают стандарт того, как сотрудники должны вести себя по отношению к компании, руководителям, подчиненным и друг другу.

Иногда в отдельную группу выделяют «личностные» или «базовые» компетенции, которые описывают способ мышления человека и то, как он принимает решения.

Следующим шагом является объединение компетенций в единую систему, которая называется моделью компетенций.

Например, работая над моделью управленческих компетенций, мы стремились описать аспекты, которые определяют качество руководителя и отражаются на том, как работает подчиненная ему система. В итоге мы выделили следующие компетенции:

На что стоит обратить внимание

Модель компетенций – это инструмент, который имеет большое количество применений во всех областях, где нам нужно работать с качеством людей. Поэтому пользоваться ей могут не только специалисты по персоналу. По-настоящему внедренная модель компетенций – это рабочий инструмент каждого руководителя и сотрудника организации.

Правда, работает это утверждение при одном условии – поведенческие индикаторы должны быть описаны таким образом, чтобы непосвященный человек мог понаблюдать за собственными действиями и действиями других людей и соотнести их с моделью. Для того чтобы отвечать такому требованию, модель не должна содержать индикаторов, которые невозможно определить без применения специальных методов.

Например, если в модели мы используем индикатор «обладает стратегическим видением», то понять, проявляется ли он, можно только с помощью глубинного интервью и тестирования. А это значит, что без специального образования нельзя определить наличие или отсутствие этого качества и степень его проявления. Соответственно, человеку, проводящему оценку, придется судить субъективно. А это, в свою очередь, может привести к злоупотреблениям.

Значит, индикатор должен быть сформулирован в более простой форме. Например, «Предлагает мероприятия, затрагивающие деятельность всей компании или основных подразделений в горизонте от 3-х лет. Объясняет получаемые выгоды. Обосновывает возможности и риски реализации таких инициатив». На такое описание мы потратили больше слов, однако теперь можем четко определить по поведению человека, а не по догадкам, проявляется он или нет. Потому, что человек либо «предлагает», либо «не предлагает». Либо делает предложение, срок реализации которого меньше трех лет, либо больше.

*прим. Конечно, этот индикатор не описывает компетенцию «Стратегическое видение» полностью. Он приведен исключительно с целью демонстрации.

Рабочий инструмент или идеологическое средство?

Иногда модель компетенций воспринимается не как рабочий инструмент, а как дополнительное средство идеологической работы с сотрудниками. Это выливается в то, что появляются индикаторы, которые очень сложно расшифровать и оценить. Например, «ставит амбициозные цели». Звучит красиво. Однако, как именно будет оцениваться этот параметр, совершенно непонятно. На взгляд одного эксперта, цели, поставленные сотрудником, будут «амбициозными», а для другого «ординарными» или даже «недостойными».

Если все-таки в описание компетенции введены такие индикаторы, то, чтобы добиться объективности, к модели должна прилагаться шкала «амбициозности». То есть, все цели, которые человек может поставить перед собой, подразделением или компанией, должны быть описаны и разделены по уровням. Работа, которую провести почти невозможно. С другой стороны, если ее не сделать, то оценка будет сугубо эмоциональной, но никак не объективной.

К подобным случаям можно отнести и такие индикаторы как: «вдохновляет на достижения», «ведет за собой», «мыслит стратегически», «думает позитивно», «высказывается смело и открыто» и т.п.

Способы описания компетенций

На рынке представлено несколько видов моделей компетенций. Они отличаются своей структурой и тем, как именно представлены индикаторы.

Мы не будем проводить полного обзора существующих моделей, а рассмотрим только два варианта описания на примере компетенции «Постановка задачи и обеспечение исполнения». В первом случае индикаторы представлены статично и являются простым перечислением действий.

Компетенция: Постановка задачи и обеспечение исполнения

Иногда, для того чтобы компенсировать такую статичность, к каждому индикатору добавляют цифровую шкалу. Например, так:

Другой способ построения модели, это распределение индикаторов по уровням, отражающим степень развития компетенций у сотрудника.

При таком подходе, каждый индикатор, при повышении уровня компетенции, «улучшает» качество действий сотрудника. В качестве примера приведем компетенцию «Постановка задачи и обеспечение исполнения» из модели управленческих компетенций «Эрбитек Консалтинг».

Компетенция: Постановка задачи и обеспечение исполнения

Формулирует задачи в форме, обеспечивающей качественное исполнение. Мотивирует. Заранее определяет процедуру контроля.

В таком описании компетенций индикаторы распределены по уровням от «негативного» до «продвинутого». Индикаторы 0 уровня – это поведение, приносящее вред компании, индикаторы 4-го – наиболее желательное поведение сотрудника, приводящее к повышению системной эффективности.

Обратите внимание на то, что ознакомившись с таким описанием компетенции, любой руководитель может довольно легко провести самооценку и увидеть, что именно ему требуется для того, чтобы проявить компетенцию на более высоком уровне.

При применении такого метода нужно потратить больше усилий на описание компетенций. Но это полностью окупается значительным упрощением оценки и повышением ее объективности.

Итак, в этой части статьи, мы рассмотрели основные принципы построения модели компетенций. Дальше мы разберемся, как именно ее использовать и какие задачи можно решить с помощью этого инструмента.

Прямо сейчас заберите у «Клерка» 4 000 рублей при подписке на « Клерк.Премиум» до 12 ноября.

Подробности и условия самой обсуждаемой акции «Клерка» здесь.

Источник

Навыки для управления проектами

организационные навыки и компетенции будут получены в ходе реализации проекта. Смотреть фото организационные навыки и компетенции будут получены в ходе реализации проекта. Смотреть картинку организационные навыки и компетенции будут получены в ходе реализации проекта. Картинка про организационные навыки и компетенции будут получены в ходе реализации проекта. Фото организационные навыки и компетенции будут получены в ходе реализации проекта

организационные навыки и компетенции будут получены в ходе реализации проекта. Смотреть фото организационные навыки и компетенции будут получены в ходе реализации проекта. Смотреть картинку организационные навыки и компетенции будут получены в ходе реализации проекта. Картинка про организационные навыки и компетенции будут получены в ходе реализации проекта. Фото организационные навыки и компетенции будут получены в ходе реализации проекта

организационные навыки и компетенции будут получены в ходе реализации проекта. Смотреть фото организационные навыки и компетенции будут получены в ходе реализации проекта. Смотреть картинку организационные навыки и компетенции будут получены в ходе реализации проекта. Картинка про организационные навыки и компетенции будут получены в ходе реализации проекта. Фото организационные навыки и компетенции будут получены в ходе реализации проекта

организационные навыки и компетенции будут получены в ходе реализации проекта. Смотреть фото организационные навыки и компетенции будут получены в ходе реализации проекта. Смотреть картинку организационные навыки и компетенции будут получены в ходе реализации проекта. Картинка про организационные навыки и компетенции будут получены в ходе реализации проекта. Фото организационные навыки и компетенции будут получены в ходе реализации проекта

организационные навыки и компетенции будут получены в ходе реализации проекта. Смотреть фото организационные навыки и компетенции будут получены в ходе реализации проекта. Смотреть картинку организационные навыки и компетенции будут получены в ходе реализации проекта. Картинка про организационные навыки и компетенции будут получены в ходе реализации проекта. Фото организационные навыки и компетенции будут получены в ходе реализации проекта

Планируешь ли ты стать проджект-менеджером или уже движешься в этом направлении, имей в виду: чтобы успешно запустить проект, нужно обладать массой навыков, как профессиональных, так и универсальных (по моим подсчётам их там под 50). Я выбрала 19 самых важных.

Hard skills

Эти навыки заточены под определённые профессии (поэтому их называют «профессиональными»), а получить их можно в процессе обучения или во время работы. Например, умение кодировать и верстать сайты, проводить сквозную аналитику и так далее. У менеджера проектов навыки свои.

Управление процессами

Создание, запуск и развитие проекта — совокупность множества процессов (от планирования и бюджетирования до реализации и отчётности), за которыми нужно постоянно следить. Если, при прочих равных, будешь уметь не только управлять процессами, но и оптимизировать их (есть много методов и методик: от Lean до теории ограничений), цены тебе, как менеджеру проектов, не будет.

Управление задачами

Работа над любым проектом — это череда задач разного масштаба, которые нужно сделать, чтобы достичь поставленных целей. Тебе нужно уметь грамотно ставить задачи и следить за их выполнением.

Знание методологий управления

Говорят, хороший менеджер проекта должен знать хотя бы одну методологию по управлению (например, Agile и Waterfall)и уметь применять её в работе. Я бы добавила к необходимости знания методологий ещё и методики, типа Scrum, и различные методы управления проектами.

Управление командой

Менеджер проектов должен уметь объединять команду, чтобы проект двигался в едином направлении, распределять работы, анализировать результаты и управлять HR-процессами — нанимать и увольнять сотрудников. Без навыков управления командой менеджеру будет очень сложно скоординировать работу и довести проект до благополучного финала.

Но управлять командой это не только давать всем указания, что делать, но и решать межличностные проблемы в коллективе. Менеджеру проекта важно создать комфортную рабочую атмосферу и не допускать внутренних конфликтов.

Техническая экспертность

Один из самых важных жёстких навыков — умение не только управлять процессом, но и разбираться в самом продукте и всех аспектах его разработки (хотя бы частично), чтобы отслеживать эффективность развития продукта, уровень подготовки проекта и многое другое. Согласись, трудно оценить, скажем, дизайн, если ты в этом вообще не разбираешься.

Введение документооборота

Отчётность, отчётность, отчётность — это будни любого менеджера.

На своей первой серьёзной работе я занималась документооборотом, и не сказать, чтобы бумажки и договора приводили меня в восторг. Это монотонный и тяжёлый труд. Но для менеджера проектов он неизбежен, потому что любые действия над проектом, любые отношения с подрядчиками и клиентами, любые расходы и приходы нужно фиксировать.

организационные навыки и компетенции будут получены в ходе реализации проекта. Смотреть фото организационные навыки и компетенции будут получены в ходе реализации проекта. Смотреть картинку организационные навыки и компетенции будут получены в ходе реализации проекта. Картинка про организационные навыки и компетенции будут получены в ходе реализации проекта. Фото организационные навыки и компетенции будут получены в ходе реализации проекта

Планирование

Планирование подразумевает создание стратегии присутствия проекта на рынке — определение бюджетов и необходимых ресурсов (в том числе временных и человеческих), распределение актуальных и важных задач. Кроме, собственно, создания плана, тебе нужно также следить за процессом и контролировать результаты.

Риск-менеджмент

Нас повсюду окружают риски и опасности. Особенно их много в работе над любым проектом — всегда есть шанс допустить серьёзную ошибку, которая ударит по проекту, его репутации или бюджету. Проджект-менеджер должен предвидеть любые риски, уметь их избегать и брать на себя ответственность за ошибки.

Управление бюджетами и затратами

У каждого проекта есть бюджетные ограничения, в которые проджект-менеджер должен уметь укладываться без вреда рабочим процессам.

Soft skills

Гибкие навыки зависят от черт характера и личных качеств. Это универсальные компетенции, которые можно приобрести и путём целенаправленного их освоения и просто с жизненным опытом: коммуникабельность, стрессоустойчивость и т. д.

Лидерство

Важный навык любого менеджера проектов — умение быть авторитетом и вести команду за собой к успеху. Для этого нужно принимать волевые решения, идти на риски, брать ответственность за свои ошибки, обладать харизмой и силой убеждения.

Организованность

Когда есть список задач и всё распланировано, начинается самое сложное — нужно фокусироваться на делах и не отвлекаться. Важно дисциплинировать не только себя, но и других людей, чтобы команда не сбивалась с рабочего ритма.

Тайм-менеджмент

Время всегда ограничено, поэтому им нужно уметь управлять. Для этого существует множество различных методик: GTD, метод Помодоро, тайм-боксинг и другие. Обязательно ознакомься и протестируй их в своей работе.

Дальновидность

Ты должен уметь следить за трендами целевой аудитории, анализировать конкурентов, рынки и положение дел в стране и мире, чтобы понимать, какой у проекта потенциал, и куда его можно двигать даже в кризисной ситуации.

Умение решать проблемы

Хороший менеджер проектов умеет искать решения и решать все возникшие проблемы без нервов и лишних эмоций. Для этого нужна стрессоустойчивость, которая поможет преодолевать все трудности, а не сдаваться, когда что-то идёт не так.

Ведение переговоров

Менеджеру проектов часто придётся вести переговоры, проводить питчи (короткие презентации продукта), договариваться с поставщиками и так далее. Нужно уметь расположить человека к себе, «продавать себя и продукт». Для этого нужна харизма, навыки делового общения и убеждения.

Расстановка приоритетов

Если команда много работает, но прогресса у проекта нет, наверняка есть проблемы с постановкой целей и приоритезацией задач. Ты должен уметь расставлять приоритеты, не распыляя ресурсы на всё сразу. Мне в этом очень помогает матрица Эйзенхауэра.

Критическое мышление

Будь готов столкнуться с недостоверной информацией. Для этого ты должен любые данные оценивать объективно — анализировать полученную информацию, всегда прибегать к фактчекингу.

Тебе нужно развивать критическое мышление, учиться задавать уточняющие вопросы, проводить фактчекинг и анализировать полученную информацию, чтобы стараться смотреть на вещи объективно.

Адаптивность

Технологии, мода, рынок — словом, весь мир меняется очень быстро, и нужно уметь подстраивать проект под современные реалии.

Работа в команде

Управлять командой сложно, а быть командным игроком, будучи главой проекта — ещё сложнее. Но это необходимо, потому что каждый сотрудник вносит свой вклад в разработку продукта, мнение и действия каждого — ценны. Действовать только в своих интересах недопустимо.

Запустить проект сложно, но реально. На тебе лежит вся ответственность, поэтому нужно подойти к процессу со всем профессионализмом, быть готовым принимать рисковые решения и т. д.

Если ты ещё не освоил какие-то из перечисленных навыков, не страшно. Главное, теперь ты знаешь, какие скиллы нужно прокачивать, чтобы стать идеальным менеджером проектов.

Источник

Стандарты по компетенциям в области управления проектами

Введение

Управление проектами рассматривается ведущими компаниями как один из важнейших факторов эффективного развития. Количество одновременно реализующихся проектов в компаниях может измеряться десятками и даже сотнями. Проекты могут быть краткосрочными и долгосрочными, типовыми и уникальными, реализующимися собственными силами или с участием многих внешних исполнителей.

Для обеспечения своевременного и успешного выполнения проектов компаниям необходимо создавать или развивать корпоративные системы управления проектами – механизмы, позволяющие “поставить на поток” процессы развития бизнеса, гарантировать эффективное достижение целей проектов.

Корпоративная система управления проектами (КСУП) – комплексная система, имеющая в своем составе несколько элементов, формализующих основные вопросы управления: “Чем управляем?”, “Кто управляет?”, “Как управляет?”, находящих воплощение в нормативно-методической документации, ИТ-системе, автоматизирующей процессы управления и обученном, компетентном персонале.

организационные навыки и компетенции будут получены в ходе реализации проекта. Смотреть фото организационные навыки и компетенции будут получены в ходе реализации проекта. Смотреть картинку организационные навыки и компетенции будут получены в ходе реализации проекта. Картинка про организационные навыки и компетенции будут получены в ходе реализации проекта. Фото организационные навыки и компетенции будут получены в ходе реализации проекта

В статье проводится анализ стандартов в области компетенций участников проектной деятельности, существующих на сегодняшний день, их особенностей и применимости для компаний на разных стадиях зрелости системы управления проектами.

Стандарты в области проектных компетенций

Мировые стандарты в области проектных компетенций обобщают опыт, накопленный при реализации проектов в различных отраслях, и устанавливают требования к составу и уровню владения компетенциями (речь идет о компетенциях, необходимых для успешного участия в проектной деятельности – прим. авторов) сотрудников, участвующих в проектной деятельности компании путем назначения на роли:

Перечень существующих стандартов в области проектных компетенций приведен в таблице 1.

Таблица 1. Стандарты в области проектных компетенций

организационные навыки и компетенции будут получены в ходе реализации проекта. Смотреть фото организационные навыки и компетенции будут получены в ходе реализации проекта. Смотреть картинку организационные навыки и компетенции будут получены в ходе реализации проекта. Картинка про организационные навыки и компетенции будут получены в ходе реализации проекта. Фото организационные навыки и компетенции будут получены в ходе реализации проекта

Компетентность и компетенции

Прежде чем перейти к обзору мировых стандартов и практик в области компетенций участников проектной деятельности, необходимо определить сами термины “компетенция” и “компетентность”. Под словом “компетенция” мы будем понимать знания, умения и опыт в определенной сфере, требуемые от участника проектной деятельности, и необходимые для эффективного выполнения участником своих функций.

В существующих стандартах термин “компетентность” определяется по-разному:

Если проанализировать эти определения, мы можем зафиксировать разницу в определении понятий: “компетенции” – это требования к знаниям, навыкам, качествам сотрудника, “компетентность” же – это продемонстрированные (определенные оценкой или фактическими результатами проекта) способности применять собственные знания и навыки для выполнения функций проектной роли.

Ключевые компетенции

В таблице 2 сгруппированы все профессиональные (относящиеся к управлению проектами, например, “управление сроками”, и встречающиеся в стандартах более 3 раз) и поведенческие компетенции (относящиеся к личным качествам сотрудника, исполняющего проектную роль, встречающиеся более 2-х раз).

Таблица 2. Частота появления компетенций в стандартах

Профессиональные компетенции
Название компетенцииЧастота появления в стандартах
Мониторинг и контроль проекта15
Интеграция и Управление содержанием13
Управление заинтересованными лицами10
Управление человеческими ресурсами8
Управление коммуникациями7
Планирование проекта6
Закрытие проекта6
Управление стоимостью5
Управление закупками5
Инициация проекта4
Управление сроками3
Управление изменениями3
Управление качеством3
Управление рисками3
Поведенческие компетенции
Название компетенцииЧастота появления в стандартах
Эффективность5
Лидерство4
Обучение и развитие2
Переговоры2
Профессионализм2
Управление конфликтами2
Этика2

Существующие стандарты в области проектных компетенций требуют от Руководителя проекта умений контролировать состояние проекта (т.е. обладать актуальной, полной и непротиворечивой информацией о ходе реализации проекта, проблемных зонах, потенциальных рисках и возможностях, а также о ключевых параметрах проекта – сроках, стоимости и выполнении содержания), а также умений взаимодействовать с людьми, вовлеченными в проект, или имеющих влияние на него. Поведенческие компетенции стандартны для любого управленца, и здесь мировые стандарты подтверждают эту тенденцию, выделяя эффективность и лидерство как главенствующие компетенции.

Далее мы рассмотрим каждый из существующих стандартов подробно на предмет того, какие компетенции, уровни их измерения и уровни компетентности специалистов они выделяют.

Международная инициатива GAPPS Performance Based Competency Standards for Global Level 1 and 2 Project Managers

GlobalAllianceforProjectPerformanceStandards (GAPPS) — Международное объединение по разработке Стандартов управления проектами — организация, объединившая множество волонтеров из разных стран, созданная в 2006 году. Организация занимается разработкой квалификационных стандартов для проектных менеджеров (Global Performance Based Standards for Project Managers).

В настоящее время действующей версией данного стандарта является версия 1.7а, выпущенная в октябре 2007 года.

Данный Стандарт определяет два уровня компетентности:

Данные уровни соответствуют разным уровням сложности реализованных проектов, по результатам одного из которых и производится оценка компетентности руководителя проектов.

Сложность проекта оценивается с использованием метода CIFTER (Сrawford-Ishikura factor table for evaluating roles) – метода оценки факторов сложности управления проектом по 4-х бальной шкале.

Основная часть указанного выше стандарта GAPPS — это подробное описание шести областей компетенции (units), соответствующих определенным областям профессиональной деятельности руководителя проекта. Каждая область компетенций содержит от трех до шести элементов (elements), определяющих ключевые требования к работе и описывающих, что именно должно делаться менеджером в данной области. Каждому элементу компетенции стандарт сопоставляет несколько критериев выполнения (performancecriteria), подтверждение реализации каждого из которых представляет собой необходимое условие сертификации руководителя проекта.

Сертификация GAPPS предполагает представление соискателем одного из реализованных им проектов. Менеджер должен собрать и предоставить документальные подтверждения того, что каждый из критериев выполнения был реализован в ходе управления представленным проектом. Именно портфель таких свидетельств и является основным материалом, с которым работают асессоры GAPPS, оценивая уровень компетентности соискателя.

Американский институт управления проектами PMI PMCDF – Project manager competency development framework

ProjectManagementInstitute — это старейшая некоммерческая профессиональная ассоциация, основанная в США в 1969 году и объединяющая в своих рядах свыше 285 тыс. специалистов в области управления проектами из более чем 170 стран мира PMI занимается разработкой стандартов в различных областях управления проектами. Стандарты сгруппированы в рамках библиотеки стандартов по управлению проектами в три категории:

Стандарт Project Management Competency Development Framework (PMCDF) относится к категории практических, рамочных стандартов.

Согласно стандарту PMCDF, компетенции менеджера проекта имеют следующую структуру (табл. 3):

Таблица 3. Структура компетенций руководителя проекта

Компетенции руководителя проекта
Знания по управлению проектамиПрактика применения знаний для управления проектамиПерсональные компетенции (Поведенческие + Контекстуальные)
Компетенции по девяти областям знаний проектного управленияКомпетенции по пяти группам процессов выполнения проектаПерсональные компетенции (напр. Коммуникативность и т.д.)
Детально не описываются стандартом, требования к элементам устанавливает PMP Examination Specification30 элементов компетенций25 элементов компетенций
Критерии выполнения каждого элементаДоказательства владения элементомКритерии выполнения каждого элементаДоказательства владения элементом

Стандарт PMCDF не устанавливает требования к знаниям по управлению проектами, а ссылается на PMP Examination Specification. Данный документ описывает требования к уровню владения знаниями в области управления проектами, описанными в стандарте PMBOK 4th (Project Management Body of Knowledge 4th). Это знания по процессам из девяти областей знаний и пяти групп процессов управления проектом. Требования структурированы в пять доменов, повторяющих группы процессов управления проектом (инициация, планирование, выполнение, мониторинг и контроль и закрытие проекта). В каждом домене содержится от 6 до 12 задач (tasks), от выполнения которых зависит итоговый процент владения знаниями стандарта PMBOK 4th и решение о присвоении статуса PMP – Project Management Professional.

Международная ассоциация по управлению проектами IPMA ICB 3.0 (Российская ассоциация по управлению проектами СОВНЕТ НТК 3.0, Российский представитель IPMA)

International Project Management Association (IPMA) была основана в 1965 году в Цюрихе как некоммерческая профессиональная ассоциация. В настоящее время IPMA объединяет 50 национальных ассоциаций по управлению проектами со всех континентов. Россия в IPMA представлена национальной ассоциацией управления проектами СОВНЕТ.

Основным стандартом IPMA по управлению проектами является ICB – IPMA Competence Baseline 3.0, описывающий требования к компетенциям, необходимым менеджерам проектов и членам проектных команд для управления проектами, программами и портфелем проектов. Для оценки компетенций используется четырехуровневая система сертификации IPMA (модель 4-L-C):

В третьем издании стандарта ICB 3.0 от 2006 года было выделено 46 элементов компетенций по управлению проектами, программами и портфелями проектов, все они были разделены на три группы: технические, поведенческие и контекстуальные компетенции.

В России СОВНЕТ разработал соответствующий стандарт для сертификации российских специалистов — “Основы профессиональных знаний и Национальные требования к компетентности специалистов по управлению проектами” (НТК 3.0). В июне 2010 года вышло последнее издание стандарта НТК Версия 3.0, который выделяет 55 элементов компетенций по управлению проектами, программами и портфелями проектов по четырем группам компетенций (см. Рисунок 2. “Глаз компетенций” НТК 3.0):

организационные навыки и компетенции будут получены в ходе реализации проекта. Смотреть фото организационные навыки и компетенции будут получены в ходе реализации проекта. Смотреть картинку организационные навыки и компетенции будут получены в ходе реализации проекта. Картинка про организационные навыки и компетенции будут получены в ходе реализации проекта. Фото организационные навыки и компетенции будут получены в ходе реализации проекта

Международная инициатива GAPPS: Performance Based Competency Standards for Program Managers

В 2010 году GAPPS разработала и представила стандарт — A Framework for Performance Based Competency Standards for Program Managers (“Стандарт оценки практической компетентности менеджеров программ”),

Основная часть стандарта GAPPS — это подробное описание восьми областей компетенции (units), соответствующих определенным областям профессиональной деятельности руководителя программы проектов. Стандарт разделяет руководителей программ на шесть групп в зависимости от сложности программы, контекста ее выполнения и тех эффектов, на получение которых, она в конечном итоге направлена. К каждой группе предъявляются соответствующие требования по уровню владения компетенциями, а сами компетенции делятся на ключевые (для роли руководителя программы) и дополнительные (табл. 4):

Таблица 4. Компетенции руководителя программы

Ключевые компетенцииОбеспечение руководства программой (Provide Leadership for the Program)
Обеспечение взаимодействия с Заинтересованными сторонами (Facilitate Stakeholder Engagement)
Выполнение программы (Craft the Program)
Организация получения преимуществ (эффектов) программы (Orchestrate the Attainment of Benefits)
Поддержка хода реализации программы (Sustain Program Progress)
Дополнительные компетенцииУправление организационными изменениями (Manage Organizational Change)Прямое управление контрактами (Direct the Management of Contracts)Управление организационными изменениями (Manage Organizational Change)Управление организационными изменениями (Manage Organizational Change)Прямое управление контрактами (Direct the Management of Contracts)Дополнительные компетенции отсутствуют (None)
Прямое управление контрактами (Direct the Management of Contracts)
Участие в совместных альянсах (Engage in Collaborative Alliances)Участие в совместных альянсах (Engage in Collaborative Alliances)Прямое управление контрактами (Direct the Management of Contracts)

Каждая компетенция содержит от двух до шести элементов компетенции, которые оцениваются критериями выполнения (Performance Criteria).

Австралийский институт управления проектами AIPM CPPD – Certified Practiсing Project Director

Австралийский институт управления проектами AIPM (AustralianInstituteofProjectManagement) – профессиональная организация, занимающаяся исследованиями и разработкой стандартов по управлению проектами на территории Австралии. AIPM входит в состав IPMA с 2009 года, а также имеет согласованную с IPMA модель сертификации специалистов в области управления проектами, состоящую из трех уровней:

Стандарт по уровню CPPD (высший уровень компетентности) определяет девять ключевых компетенций Директора проектов, в состав каждой компетенции входят четыре элемента компетенции, которые детализируются с помощью критериев выполнения каждого элемента. Также, для каждой компетенции, стандарт определяет набор индикаторов выполнения, объем знаний и навыков, требуемых для демонстрации компетенции и доказательную базу (конкретные документы, заполненные оцениваемым сотрудником), подтверждающую наличие компетенции и выполнения предъявляемых требований.

APM – Association for Project Management (Великобритания)

Association for Project Management (APM) — это Ассоциация по управлению проектами Соединенного Королевства, которая является самой крупной в Европе независимой национальной организацией в области управления проектами. В состав Ассоциации входят более 19 700 индивидуальных и 500 корпоративных членов из Соединенного Королевства и других стран Европы.

Основным стандартом APM является The APM Body of Knowledge. Стандарт описывает 52 области знания, которые необходимы для успешного управления проектами. Дополнением к данному стандарту является The APM Competence Framework (2008) — структура компетенций APM, которое является руководством для ранжирования и оценки индивидуальных компетенций. The APM Competence Framework согласована с ICB v3.0 IPMA и выделяет те же самые три группы компетенций — технические, поведенческие и контекстуальные, но отличный (от ICB v3.0 / НТК v3.0) состав и количество элементов компетентности:

В основе групп компетенций, согласно стандарту, лежат пять ключевых концепций (5 Key concepts), относящихся к окружению проекта. К этим концепциям относится:

Группы компетенций и ключевые концепции образуют модель – “Колесо компетенций” (The wheel of competence), которая заложена в основу стандарта (рис. 3. Колесо компетенций)

организационные навыки и компетенции будут получены в ходе реализации проекта. Смотреть фото организационные навыки и компетенции будут получены в ходе реализации проекта. Смотреть картинку организационные навыки и компетенции будут получены в ходе реализации проекта. Картинка про организационные навыки и компетенции будут получены в ходе реализации проекта. Фото организационные навыки и компетенции будут получены в ходе реализации проекта

APM Competence Framework использует такую же четырехуровневую модель, что и IPMA для сертификации специалистов по управлению проектами:

Прочие стандарты и практики в области управления проектами

Стандарт The Office of Government Commerce (OGC) Project In Controlled Environment (PRINCE2 TM )

Для каждой из входящих в состав команды управления проектом ролей, PRINCE2 TM в разделе Appendix C: Roles and responsibilities устанавливает требования к общим обязанностям (General Responsibilities) на разных этапах выполнения проекта и умениям (Competencies), необходимые для того, чтобы успешно выполнять функции соответствующей проектной роли.

организационные навыки и компетенции будут получены в ходе реализации проекта. Смотреть фото организационные навыки и компетенции будут получены в ходе реализации проекта. Смотреть картинку организационные навыки и компетенции будут получены в ходе реализации проекта. Картинка про организационные навыки и компетенции будут получены в ходе реализации проекта. Фото организационные навыки и компетенции будут получены в ходе реализации проекта

Project Management Association of Japan (PMAJ) – The Guidebook for Project and Program Management for Enterprise Innovation (P2M) — Руководство по управлению проектами и программами для внедрения инноваций на предприятиях

Project Management Associationof Japan (PMAJ) — Ассоциация по управлению проектами Японии. К 2001 году был разработан стандарт по управлению проектами — The Guidebook for Project and Program Management for Enterprise Innovation (P2M) — Руководство по управлению проектами и программами для внедрения инноваций на предприятиях.

Стандарт P2M в настоящее время является базовым стандартом PMAJ для управления проектами и программами. На его основе было разработано руководство для оценки способностей и сертификации специалистов по управлению проектами — Capability Based Professional Certification Guidelines (CPC Guidelines).

Японская ассоциация управления проектами создала четырехуровневую систему сертификации руководителей проектов по модели P2M. Уровни, в модели сертификации, распределяются следующим образом:

Модель компетенций в Р2М состоит из 10 элементов:

“Guidance on project management”

На сегодняшний день, организация ISO – International Organization for Standardization, является самой крупной международной организацией, разрабатывающей стандарты, в состав которой входят множество национальных организаций по стандартизации, а работа по подготовке международных стандартов обычно осуществляется через технические комитеты.

3 сентября 2012 года был издан стандарт ISO 21500:2012 «Guidance on project management», обеспечивающий общее руководство по процессам управления проектами, которые представляют особую важность и влияют на достижение проектами результатов.

Таким образом, стандарт устанавливает только общие рамки для разработки модели компетенций участников проектной деятельности, не детализируя каждую из указанных групп.

Данное разделение похоже на то, которое приводится в стандартах ICB 3.0, APM Competence Framework и НТК 3.0. Это объясняется тем, что рабочие группы учитывали наработанный опыт национальных организаций по управлению проектами: Института управления проектами PMI, Британского института стандартов BSI и Международной ассоциации управления проектами IPMA.

Автор: К.Дмитриев, А.Филимонов

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *