организация высшей государственной власти московской руси
Органы власти и управления в Московском государстве
Главой государства являлся Великий князь Московский (с 1547 г. – царь). В его компетенцию входило издание распоряжений законодательного характера, право назначения на высшие государственные должности, ведение великокняжеского суда – высшей судебной инстанции. Он возглавлял наиболее значительные военные походы.
Тем не менее, царь не был абсолютным, т.е. неограниченным монархом. Он не столько возвышался над удельными и прочими князьями, сколько был первым среди равных. Во всех государственных делах царь координировал свои действия с Боярской думой – совещательным органом. В конце XV в. Дума состояла из двух чинов: бояр и окольничих. Ее численный состав был небольшим: 10-12 бояр, 5-6 окольничих. Боярство в Думе было представлено людьми из старых московских боярских фамилий. В среде этих бояр в XV в. сложились местнические отношения.
Местничество – это право на занятие той или иной должности в государстве в зависимости от знатности и служебного положения предков. Царь был обязан назначать на высшие государственные должности только в соответствии с этим принципом, что сильно ограничивало его власть. Существовала даже такая формула: «Царь решил, а бояре приговорили». Но царь не был игрушкой в руках бояр, думный чин окольничих появился как первая попытка обойти обычай местничества и назначать на должность самостоятельно, из числа лиц незнатного происхождения.
Численный состав Боярской думы не был фиксированным, в XVI-XVII вв. он увеличивается за счет новых чинов – думных дворян и думных дьяков. К концу XVII в. численность Думы составляет почти 100 человек.
Исполнительными органами власти были приказы. Они зародились в недрах княжеской системы управления из временных поручений, как правило, даваемых боярам. Приказная система выросла из двух общегосударственных ведомств: Дворца и Казны. Дворец управлял землями великого князя, Казна ведала финансами.
В середине XVI в. возникают важнейшие приказы. Приказы были двух видов: отраслевые и территориальные. Первые занимались определенной отраслью управления. Например, Поместный приказ ведал делами поместного землевладения. Разрядный приказ обеспечивал сбор дворянского ополчения и назначал воевод. Стрелецкий приказ ведал созданным в 1550 г. войском стрельцов. Были и другие отраслевые приказы.
Территориальные приказы занимались управлением определенной территории. Например, с присоединением Казанского и Астраханского ханств создается приказ Казанского дворца. Полномочия между приказами не были четко прописаны, что вело к путанице и неразберихе. Во главе приказов находились бояре или дьяки.
В 1547 г. впервые созывается Земский собор – сословно-представительный орган. В его работе участвовали представители различных сословий (за что и получил такое название). В состав Земских соборов входили Боярская дума, Освященный собор — представители высшего духовенства; на совещаниях присутствовали также представители дворянства и верхушки посада. Изредка, на самые важные соборы приглашались крестьяне. Созывался собор нерегулярно, по инициативе царя или митрополита (патриарха) для решения важных вопросов: присоединения новой территории, начала войны, принятия Судебника и т.п. Численность собора тоже колебалась. Стоит отметить, что Земские соборы, скорее не ослабляли царскую власть, а укрепляли ее. При отсутствии надежной опоры в каком-либо сословии, царь опирался на широкое сословное представительство. Последний собор был созван в 1683 г., когда нужда в нем к тому времени отпала.
Местное управление. Пока шло простое расширение территории Московского княжества, вновь присоединенные княжества становились уездами, а их князья – служебными князьями, зависимыми от московского правителя. С превращением Московского княжества в централизованное государство в XV в. уезды подразделялись уже на станы и волости. Власть в уезде принадлежала наместнику, а в станах и волостях – волостелям. Наместники и волостели присылались из Москвы. Они получали управление территориями «в кормление» (отсюда их обобщенное название – кормленщики).
Кормления состояли из судебных пошлин и части налогов. Кормления являлись вознаграждением – но не за исполнение настоящих административных и судебных обязанностей, а за прежнюю военную службу. Поэтому кормленщики относились к своим обязанностям небрежно и передоверяли их своим тиунам – управителям. Не было строгой системы ни в самих назначениях кормленщиков, ни в размерах пошлин и налогов. В целом система кормлений являлась неэффективной, порождая поборы с населения и взяточничество.
Определенную роль в управлении государством играла русская церковь. Обладая большим земельным фондом, она была экономически могущественной. В 1448 г. после избрания митрополитом рязанского епископа Ионы русская церковь стала автокефальной (независимой от византийского патриарха). Вплоть до церковного раскола в середине XVII в. цари были вынуждены считаться с влиянием церкви. За редким исключением в Московском государстве главы светской и духовной властей поддерживали друг друга. Это был взаимовыгодный союз.
Наиболее яркое воплощение он нашел в религиозной идее «Москва – третий Рим», согласно которой Россия считалась последним оплотом православия в мире, что давало возможность обосновывать свои притязания во внешней политике. Светская власть помогала бороться с ересями:стригольниками (они полагали, что вера станет крепче, если будет опираться на разум) и жидовствующими (они отрицали власть священников, требовали равенства всех людей, считали, что монастыри не имеют право владеть землей и крестьянами). В борьбе иосифлян (последователи Иосифа Волоцкого, отстаивали право церкви владеть землей и крестьянами) и нестяжателей (последователи Нила Сорского, возражали против накопления богатств и земельных владений церкви) Иван III поддержал иосифлян.
Власть и общество в Московской Руси:
Формирование сословной системы организации русского общества XV—XVII вв. За период развития русской государственности с XV-XVII вв. была законодательно закреплена система сословной организации общества. Это было связано с необходимостью скорейшей мобилизации экономических и людских ресурсов в экстремальных условиях хозяйственной разобщенности регионов, низкого уровня развития товарно-денежных отношений, рассредоточения населения при постоянной угрозе со стороны внешних врагов. Для решения этих задач была создана особая служилая система, при которой каждый слой общества имел право на существование лишь потому, что нёс определённый круг повинности – тягло.
Основой сословной системы стало предоставление земли, при условии несения службы. Т.о. формирование сословий происходило под влиянием государства, которые имели перед ним строго определенные обязанности. Важнейшей особенностью сословного строя Московского государства была его корпоративность. Власть имела дело не с гражданами, а с корпоративными структурами разного вида и соподчинения. Общественная иерархия выстраивалась в рамках сословий.
Высший слой – боярство – родовые корпорации знати. Статусное положение рода зависело от древности рода и его знатности (причем знатность имела преимущество перед древностью) и записывалось в специальных «местнических книгах». В соответствии с записью род получал и своё служебное место, потерять которое означало опозорить весь род. Наличие местнических списков приводило к соперничеству среди боярских родов и не создавало условий для консолидации боярского сословия, чем активно пользовалась верховная власть, манипулируя боярами себе в угоду.
В конце XV в. в Московском государстве выделяется ещё одна корпорация землевладельцев – служилого дворянства, которое по своему статусу стояло ниже боярства и целиком зависело от власти. К привилегированному сословию относилось и духовенство.
Самодержавие, монархическая форма правления в России, при которой носителю верховной власти — царю, императору — принадлежали верховные права в законодательстве (утверждение законопроектов), в верховном управлении (назначение и увольнение высших чиновников, верховное руководство центральными и местными учреждениями и органами управления, верховное командование армией и флотом, заведование финансами и др.), в высшем суде (утверждение приговоров, помилование).
Преследование бояр начались ещё при Иване III. Им была ликвидирована самостоятельность многих княжеских уделов, немало бояр потеряли свои родовые вотчины, особенно из тверских и новгородских. Политику отца по ликвидации частного землевладения продолжил сын Ивана III Василий III. Бояр обличали в измене, отнимали земли, казнили. Одновременно шёл активный процесс формирования нового сословия землевладельцев – дворян, которые получали землю на условиях несения службы, земли по наследству не передавали и находились в полной зависимости от власти, став главной опорой формирующегося самодержавия.
Иван IV Грозный: Поиски альтернативных путей развития. Укрепление самодержавия. Политику укрепления самодержавия продолжил и Иван Грозный (1547-1584 гг.) Совершенствуя систему управления молодого государства, на первом этапе своего правления (1549-1562 гг.) первый русский венчанный царь (1547 г.) руководствовался принципами сословно-представительной монархии
При нём был созван первый Земский собор 1549 г., укрепилась вертикаль власти, проведена была реформа местного управления, созданы исполнительные органы – приказы, что одновременно не противоречило принципам самодержавия, т.к. в основном, все нити управления сосредотачивались в руках монарха. Однако в середине 60-х г. XVI в. вошедший во вкус власти царь решается на уничтожение системы представительной власти.
Погромы привели к разорению и запустению центральных областей России. Хозяйственная разруха приняла катастрофические масштабы. В 1584 году в Московском уезде под пашней сохранилось лишь 10% земель, 84% пустовало.
Таким образом, к концу XVI века Россия вплотную подошла в своей общественной организации к восточной деспотии. Общество было малоподвижным, развивалось медленно, ощутимо отставало от Западной Европы. Разрыв в уровне развития все нарастал. Растеряв во время опричнины результаты, достигнутые в ходе реформ 1550-х гг., власть обрекла себя на нестабильность. Здание самодержавной монархии, воздвигнутое Иваном Грозным, оказалось непрочным. Когда московский престол перешел к сыну Ивана IV Федору – слабому, болезненному, не готовому к самостоятельному управлению, деспотическая система стала давать сбои. От его имени правил Борис Годунов. Федор умер бездетным, а царевич Дмитрий (последний сын Ивана IV) погиб при загадочных обстоятельствах еще раньше. Династия потомков Калиты прервалась, а вопрос престолонаследования стал формальной причиной бурных событий этого периода. Неурожаи, эпидемии, разорение народа Ливонской войной и опричниной вызывали недовольство в обществе. Начались распри между аристократическими родами. Страна неотвратимо скатывалась в бездну гражданской войны, получившей в исторической науке название «Смутное время».
Первый этап Смуты 1698-1605 гг. Кризис возник в 1598 г., когда встал вопрос о новом царе. В этой ситуации необходимо было согласовать интересы различных социальных групп. Политическая борьба и интриги претендентов на русский престол выдвинули в первые ряды Бориса Годунова. Впервые в истории он был избран на царство Земским собором. Борис Годунов был выдающимся государственным деятелем, чутко реагировал на многие новые веяния эпохи, но его политические воззрения носили отпечаток опричных времен.
Целью политики Годунова была стабилизация страны после опричных потрясений. Он сократил налоговое бремя, основал единственный порт допетровской Руси – Архангельск. Во внешней политике действовал расчетливо и решительно: заключив мир со Швецией и Речью Посполитой, Борис решительно обратился к делам на востоке. Началось строительство городов-крепостей на южных и юго-восточных границах страны: Воронежа, Ливен, Ельца, Белгорода, Оскола, Самары, Уфы, Саратова, Царицына. Усиливалось присутствие России в Сибири: была основана ее русская столица Тобольск, а к началу XVII в. окончательно разгромлен хан Кучум. Был заключен союз с Персией, под русское покровительство перешла Большая Ногайская орда, появилась первая русская крепость на Северном Кавказе. Борис Годунов стал целенаправленно приглашать в Россию иностранных специалистов, послал нескольких дворянских детей учиться за границу, хотел даже основать университет.
Вместе с тем Борис ужесточил политику по отношению к крестьянству: повсеместно запрещался крестьянский выход, а в 1597 г. был установлен пятилетний срок сыска беглых крестьян. Все это закладывало основу для будущих потрясений. Кроме того, Годунов чувствовал себя на троне не слишком уверенно и, опасаясь заговоров, поощрял доносы, затевал интриги, прибегал к открытым репрессиям. Однако стремление единолично властвовать не позволило Борису вовремя сделать необходимые уступки социально-политическим интересам различных общественных групп и сословий.
Полоса относительно спокойного развития событий была прервана страшным голодом 1601–1603 гг. Попытки организовать помощь голодающим привели к скоплению в столице огромного количества людей, которые тысячами погибали от голода. Катастрофическое положение заставило царя восстановить Юрьев день для крестьян провинциальных помещиков. Беглые крестьяне и холопы собирались в крупные отряды, против которых приходилось посылать войска. В 1603 г. опять отменили Юрьев день. Колебания и нерешительность властей стали гибельными для новой династии, которая не устраивала все сословия.
В это время в Польше объявился человек, выдававший себя за царевича Дмитрия, якобы спасшегося от рук наемных убийц. Этим авантюристом, по мнению историков, был Григорий Отрепьев – бывший дворянин на службе бояр Романовых. Польско-литовская шляхта и часть русской знати поддержали самозванца, преследуя свои корыстные интересы. Было собрано войско (вначале 4 тыс. человек, а по мере продвижения по территории России оно значительно возросло) из русских, бежавших в соседнюю страну, польских шляхтичей, казаков.
Соглашаясь на правление Лжедмитрия, аристократия и столичное дворянство надеялись упрочить свое положение, но самостоятельная политика нового царя, его нежелание считаться с Боярской думой опрокинули все их планы. Падала популярность самозванца среди простого населения Москвы (особенно раздражало москвичей большое количество польской шляхты в окружении царя, а также его женитьба на Марине Мнишек). Все это дало возможность группе бояр во главе с Василием Шуйским спровоцировать низы на восстание против Лжедмитрия. В мае 1606 г. самозванец был убит, а после бунта, поднятого москвичами, оставшиеся в живых поляки спешно покинули Москву.
Боярский заговор и мятеж москвичей привели к тому, что на троне оказался один из вдохновителей заговора – Василий Шуйский (1606–1610), заслуживший репутацию боярского царя. Он письменно заверил свое окружение, что наиболее важные судебные дела будут рассматриваться совместно с Боярской думой; обещал не подвергать опале бояр без согласия Думы. Эти заверения Шуйского стали первой попыткой построения государственной власти на основе ограничения самодержавия. Другие же слои не получили никаких выгод от перемены власти, и это не принесло успокоения обществу. Не только крестьяне и холопы, но и дворяне выступили против «неистинного царя». В России началась гражданская война.
Самозванство вновь послужило удобной формой организации массового антиправительственного движения. Объявился новый самозванец – Лжедмитрий II. Центром движения становится Северская земля, поддержавшая в 1604 г. первого самозванца. Представителем нового самозванца был Иван Болотников, назначенный «большим воеводой». Болотников прибыл в Путивль и стал одним из руководителей мятежников. Другим сторонником самозванца был И. Пашков.
Летом и осенью 1606 г. войска Болотникова и Пашкова захватили большинство северских городов-крепостей. Рязанские, тульские, калужские дворяне большими отрядами переходили на сторону самозванца. Правительственные войска отступили на север, а осенью 1606 г. оставили окрестности Калуги и Тулы. В октябре того же года войска Болотникова и Пашкова подошли к Москве. Однако сил для штурма города оказалось недостаточно. Кроме того, в их лагере не было единства. Обращение Болотникова к «черному люду» столицы насторожило дворян и привело к глубокому разладу в его войске. 15 октября во время битвы в Замоскворечье на сторону Шуйского перешли дворяне во главе с Ляпуновым, а в декабре – отряды Пашкова. Впервые войска Болотникова были разбиты и отступили в Калугу, а затем в Тулу, где после длительной осады сдались под обещание не выдавать их обратно господам.
Победа правительственных войск оказалась недолговечной. Под началом Лжедмитрия II собралось разношерстное воинство: польская шляхта, сохранившаяся часть болотниковского войска, а также бояре Салтыковы, Черкасские, ростовский митрополит Филарет Романов, запорожские казаки и татары. Ряд побед позволил ему подойти к Москве и в начале июня 1608 г. разбить лагерь у деревни Тушино (отсюда и прозвище Лжедмитрия II «тушинский вор»). Сюда стали стекаться все недовольные правлением Шуйского. Началась долгая осада Троице-Сергиева монастыря. В стране оказалось две столицы – Москва и тушинская ставка Лжедмитрия, два правительства и два патриарха – законный Гермоген и Филарет – митрополит Ростовский, которого насильно привезли в Тушино и «нарекли» патриархом. Многие уезды и города неоднократно переходили из рук в руки.
Бессилие перед Смутой заставило царя обратиться за помощью к Швеции (Швеция и Польша тогда враждовали). Это стало для Польши удобным поводом начать открытые военные действия против России.
Осенью 1609 г. польский король осадил Смоленск. В событиях Смутного времени появился новый фактор – иностранная интервенция. С помощью шведских войск воеводам царя Василия удалось нанести ряд поражений мятежникам и изгнать их из Тушина. Самозванец был уже не нужен полякам, которые вступили в прямые переговоры с русскими тушинцами.
Русское посольство договорилось с польским королем об избрании на московский трон королевича Владислава (сына польского короля). Вскоре идея о призвании на русский трон Владислава нашла поддержку и в Москве. В июле 1610 г., после разгрома армии Шуйского под Смоленском, сам царь был свергнут и отправлен в монастырь.
Третий этап Смуты 1610-1613 гг. Власть временно перешла в руки Боярской думы (так называемой «семибоярщины»), которая поспешила предложить трон Владиславу при соблюдении следующих условий: не строить католических церквей, не назначать поляков на должности, сохранять существующие порядки и менять законы только с санкции Земского собора. После гибели Лжедмитрия II Тушинский лагерь распался, а в Москву вошел польский гарнизон.
Против поляков, засевших в столице, образовалось Первое ополчение во главе с Прокопием Ляпуновым. Несколько месяцев осады Кремля и Китай-города не привели ни к каким результатам, за исключением ссоры казаков и дворян. Казаки разогнали рязанских ополченцев. Так бесславно завершилась борьба Первого ополчения с польскими захватчиками.
После освобождения Москвы руководство ополчения разослало по всем землям России приглашения на Земский собор (открылся в начале 1613 г.). Это был первый всесословный собор. На нем присутствовали даже представители посадских людей и части крестьян. Собор избрал царем Михаила Федоровича Романова. Михаил получил престол из рук представителей почти всех сословий России. При этом учитывалось, что он был племянником Ивана Грозного. Выбор определялся и чисто практическими соображениями: Михаил был политически нейтральной фигурой, не склонен к своеволию и был сыном влиятельного политического и церковного деятеля – патриарха Филарета.
Книги по истории для студентов
§ 2. Политический и социальный строй Московского государства
Служилое и тяглое население
В XIV—XV вв. на Руси идет бурное развитие феодализма. В сфере хозяйственных интересов знати оказалась земля. Феодальное землевладение — главная форма богатства князей, бояр, духовенства — быстро укрепляется. Все больше крестьян подвергается феодальной эксплуатации. Этому способствовали частые набеги врагов, приводившие к массовому разорению и активной миграции. В таких условиях сами крестьяне нуждались в поддержке и покровительстве со стороны хозяев земли, что, естественно, было связано с процессом закрепощения землевладельцев.
В феодальной России существовали две формы крупного землевладения: вотчина и, с XV в., поместье, различавшиеся по объему владельческих прав. В вотчине земля принадлежала феодалу по праву наследственного пользования: вотчинник мог завещать, продавать, дарить свою землю. Чтобы успешнее эксплуатировать свою вотчину, иметь военную поддержку, владелец часть земли передавал своим вассалам на определенных условиях («условное землевладение»). Поместьем нельзя было распоряжаться без разрешения собственника-сюзерена. В XV в. поместный принцип утвердился как основной во взаимоотношениях государства и его служащих.
Формирование поместной системы шло следующим образом. Часть вотчинных и общинных земель присоединенных удельных княжеств и республик конфисковывалось в пользу государственного фонда земель, что позволило сосредоточить в руках государства огромные материальные ресурсы. Этот государственный фонд и стал основой поместной системы.
Наряду с ростом боярского землевладения в XV в. шел процесс дробления вотчин, так как боярские семьи были многодетными. К концу XV в. старое боярство разделилось на собственно бояр и «детей боярских», младших в семье. Они имели мало земли или были совсем безземельными. Иван III как раз и стал раздавать государственные земли «детям боярским», «испомещать» их на землю. Эти земли получались не в наследственное, но в пожизненное владение при условии несения военной службы дворянина «конно, людно и оружно». Такая система условного (поместного) землевладения позволяла государству всегда иметь в своем распоряжении значительную военную силу в лице дворянского ополчения, не затрачивая на ее содержание никаких средств. К концу XV в. поместная система становится ведущей формой землевладения, а дворяне главное свое занятие видят в военной службе.
Основную массу жителей России составляли крестьяне. В стране были «черные волости» — земли, не попавшие в частновладельческое подчинение. На них жили черносошные (государственные) крестьяне-общинники, строившие свою жизнь на принципах общинного самоуправления и платившие налоги только великому князю. Оценивая аграрную политику «государя всея Руси», многие современные исследователи отмечают, что в конце XV — начале XVI в. великокняжеская власть была заинтересована в сохранении и умножении фонда черных и дворцовых земель. Крестьянство же способствовало сохранению материального перевеса великокняжеской власти над ее противниками.
Ко второй группе относились владельческие крестьяне, платившие в пользу землевладельцев — дворца, вотчинников, помещиков — натуральный оброк, который с конца XV в. начинает заменяться денежным. В это же время появляется и более тяжелая повинность — барщина.
В конце XV в. резко растет число российских городов. В отличие от древнерусских, они были не только административными центрами, но и средоточием торговой и ремесленной жизни. Основную часть населения составляли лично свободные граждане — торговцы и ремесленники, несущие «тягло». Городское сословие получило наименование «посадские люди». «Лучшими» людьми города была купеческая верхушка, в руках которой сосредоточивалась основная власть на посаде.
Что касается казачества, то одни авторы относят его к особому социальному сословию, состоявшему на службе у государства и получавшему за это чины и звания, другие видят в казаках этническую группу в составе русского народа или даже самостоятельный этнос, третьи считают, что казачество складывалось из людей, уходивших из Западных и восточных русских земель на неосвоенные территории, смешивавшихся с кочевниками и приобретавших постепенно этнические и социокультурные особенности. Вероятно, казачество можно характеризовать как этносословные группы, компактно и относительно автономно (как самоуправляющиеся области) проживавшие на границах российского государства и несшие военную службу.
Высший слой общества, сложившийся на Руси в XIII—XIV вв., состоял из князей, бояр, слуг вольных и слуг подворских. Все они были феодалами. Князь не мог служить боярином у другого князя, а бояре не могли быть князьями. Боярин волен был покинуть князя без предупреждения в любое время. (После становления Московского государства они потеряют это право.) В XV в. появилась новая иерархия. Поначалу, став подданными государя, удельные князья и их многочисленные потомки имели законное право проживать и служить где и кому хотят. Постепенно права потомков местных княжеских династий начинают сужаться, их социальный статус понижается. В XV в. понятие «боярин» превратилось в титул, которым великий князь наделял своих советников. Княжеская знать могла сразу получить боярство. Таким образом, верхушку боярства составляли титулованные княжеские рода, потерявшие свои великокняжеские и удельные «столы» и перешедшие на службу к московскому государю. В основном это были ветви древнего рода Рюриковичей и литовского княжеского рода Гедиминовичей. Переходя в разряд московских бояр, они занимают высшие государственные должности.
Основную часть помещиков (дворян) составляли мелкие служащие великих князей, потомки вотчинных родов, переселенцы из других княжеств в Московское. Все дворяне, пользовавшиеся землей постольку, поскольку они служили государю, зависели от трона.
Привилегированным сословием было духовенство, владевшее огромной земельной собственностью. В конце XV—начале XVI в. монастырские земли занимали треть территории государства, на них трудились так называемые монастырские крестьяне. Церкви жертвовали земли и великие князья, и бояре, часть переходила по завещанию тогда, когда прерывался род. На Западе духовенство, стремившееся к автономии от светской власти, как отмечает Р.Г. Скрынников, консолидировалось ранее других сословий. На Руси процесс консолидации затронул дворянство раньше, чем духовенство. В целом же процесс формирования сословий в России протекал медленно. Однако в XV— XVI вв. сословная система в основном была сформирована (завершение этого процесса относится к XVII в.), обязанности сословий — определены. Характер социальной структуры общества определяли обязательное подчинение сословных интересов государственным, четкость и закрытость сословных границ.
Государство и его институты
Центральную власть в Московской Руси осуществляли великий князь, Боярская дума и дворцовые учреждения. В функции великого князя входило: издание распоряжений законодательного характера, право назначения на высшие государственные должности, ведение великокняжеского суда — высшей судебной инстанции. Он же возглавлял важнейшие военные походы.
В правление Ивана III при дворе стал создаваться пышный церемониал, великий князь стал именовать себя «самодержцем», появились регалии в виде золотой шапки, скипетра и державы, герб государства и проч. Полагают, что все эти атрибуты власти создавались не без влияния его второй жены — Зои (Софьи) Палеолог, племянницы последнего византийского императора. В современной исторической литературе широко распространена точка зрения, что с Ивана III на Руси начинается абсолютная монархия, что царь-деспот уничтожил последний очаг российской демократии — Новгородскую республику. Однако и В.О. Ключевский, и А.А. Зимин, и И.М. Дьяконов полагали, что ни Иван III, ни Иван IV не обладали неограниченной властью самодержца, поскольку не было социальных групп, которые могли бы стать надежной опорой абсолютной монархии. Более того, удельным князьям предоставлялась довольно большая свобода действий во внутренних делах, полная подчиненность московскому князю устанавливалась только во внешней политике. Власть великого князя, по мысли Зимина, ограничивалась прочными традициями, и он, и окружение желали жить «как отцы и деды».
Все важнейшие дела в государстве Иван III решал, согласуя их с мнением Боярской думы — совещательного органа, имевшего постоянный состав из 10—12 бояр и 5—6 окольничих. Боярство было представлено людьми из старых московских боярских фамилий, а старомосковская нетитулованная знать обычно начинала службу в чине окольничих. При Василии III в нее стали входить «думные дьяки» — неродовитые, но грамотные чиновники, и «думные дворяне», являвшиеся представителями московского дворянства. Они первоначально составляли аппарат Боярской думы, а позднее стали выполнять работу управленцев в новых высших исполнительных органах — приказах. Первые приказные ведомства — Казна и Дворец. Казна была хранилищем сокровищ и денег, здесь же находился архив великого князя; казначей ведал финансами и возглавлял княжескую канцелярию. Дворец управлял землями великого князя.
Централизация власти выразилась и в изменении порядка управления территориями. Удельные княжества были ликвидированы, страну разделили на уезды, включавшие в себя станы и волости. Служилые князья жили в усадьбах и держали вооруженную свиту. Знатные бояре управляли городами и уездами в качестве наместников. Дворяне руководили волостями. Все они получали управление территориями «в кормление»: ведали судом и управлением, «кормились» за счет собранных налогов и судебных пошлин. Кормления предоставлялись как вознаграждение не за выполнение административных обязанностей, а за прежнюю военную службу. Строгой системы в назначениях кормленщиков, определении налогов и пошлин не было. В целом такая система была малоэффективной, и в середине следующего века ее отменили.
Вопрос о том, кто какую должность будет занимать в государственном управлении, решался через систему так называемого местничества. Все боярские фамилии распределялись по ступеням иерархической лестницы, и все их служебные назначения должны были соответствовать родовитости и древности рода. Так постепенно в Московии стал складываться централизованный аппарат управления.
Из всех новшеств Ивана III наиболее значительным, пожалуй, была судебная реформа. В 1497 г. был издан первый русский законодательный сборник — Судебник.
Как в центре, так и на местах было создано три типа судов: суд великого князя, суд бояр и окольничьих, суд наместников и волостелей. Судебник в законодательной форме выражал интересы господствующего слоя общества, в первую очередь в сфере земельной собственности. Он установил единый для всей страны срок перехода крестьян от одного феодала к другому — Юрьев день, когда крестьянин мог покинуть своего хозяина после уплаты долгов и «пожилого» — платы за проживание на земле феодала. Введение в закон Юрьева дня закрепляло сложившиеся традиции взаимоотношений землевладельца и крестьянина, поскольку этот день издавна был естественным регулятором экономических отношений в деревне.
Судебник Ивана III запретил «посулы» (взятки) за судопроизводство и «печалование» (ходатайство), установил единообразные судебные пошлины за все виды судебной деятельности. Хотя судебник еще не был общим сводом законов абсолютно для всего русского государства, но организация суда и размер судебных штрафов признавались общими на всей территории русского государства.
К началу XV в. Русь преодолела раздробленность. Вместо княжеств, раздираемых междоусобными войнами, появилось единое централизованное государство. Московская Русь развивалась в целом как часть мировой цивилизации. Однако условия ее развития были весьма своеобразны.