органы государственной власти история
История формирования государственных органов России
Немногим менее двенадцати веков существует Российское государство, с момента призвания Рюрика в 862 году и до настоящего времени. Весь этот период превышает время существования всех существующих ныне государственных образований Европы и Америки.
Предпосылки образования русской государственности
Государство появилось из родо-племенного уклада в результате:
Формирование органов управления на Руси вписывается в систему общемировых принципов становления государственного управления, но особенности периодов развития страны отмечены своеобразием.
Великокняжеская эпоха
Период надплеменной великокняжеской власти с 862 по 1054 год характеризуются единоначальной властью Великого князя. На вершине иерархии власти находился Великий князь, при нем был боярский совет, а для решения важнейших вопросов созывалось вече. Начинают вводиться письменные законы.
Период великокняжеской удельной власти с 1054 по 1240 годы, отмечен совершенствованием аппарата управления. В ту пору центробежные тенденции, достигли уровня феодальной раздробленности, с фактическим дроблением властных структур в независимых уделах.
Период удельной княжеской власти с 1240 по 1328 годы под игом монголо-татар выполнил главную задачу: сохранение русской власти над возможно большей территорией Руси от посягательств Запада и максимального удаления от государственных структур Золотой Орды.
Период с 1328 по 1472 год, великокняжеская объединительная власть, в лице Ивана Калиты и его потомков, организующей освободительное движение и собирающей под свою руку разрозненные и оторванные от Руси земли, вследствие татарского и литовского нашествия.
От великокняжеской к царской власти
Женитьба Ивана III на византийской царевне Софье Палеолог в 1472 году, наследнице византийского престола дало основание его внуку Ивану IV венчаться на царство в 1547 году и переустроить систему государственного управления в сословно-представительную монархию.
Система отраслевых Приказов структуировала и сделала более стройной власть.
В XVII веке государственное управление эволюционировало к абсолютной монархии путем:
Однако в конце XVII века громоздкая и дезорганизованная приказная система изжила себя и стала тормозом для развития государства.
Имперская эпоха
Преобразования Петра I были устремлены на европеизацию внутреннего уклада жизни европейского общества и модернизацию социально-экономического и государственного устройства страны.
Система государственного управления перестраивалась:
Под стать характеру Петра I, реформа государственного управления проводилась жестким курсом в быстрых темпах, в сильной зависимости всех внутренних преобразований от внешней политики.
Боярская дума была заменена Правительствующим Сенатом с «хвостом» контрольных органов. Вместо приказов, учреждены коллегии, введен «Табель о рангах». По окончании Северной войны царя начали именовать Императором, а страна стала Империей.
В целом система государственного управления с изменением функций и названий основополагающих и второстепенных институтов управления государством просуществовала до 1917 года.
Временное правительство
После отречения императора от престола к власти пришло Временное правительство, провозгласившее республику 1 сентября 1917 года, но полноценных институтов под эту форму не существовало. Созыв Учредительного собрания откладывался, что дало возможности реализации большевистского варианта государственного управления.
Государственное управление Советского периода
Захватив в октябре 1917 года власть, большевики сумели ее удержать и сконструировать принципиально новую государственно-управленческую систему в целом не уступающую, а в каких-то моментах и превосходящую предшествующую.
В целом, для Советской системы государственного управления были характерны черты:
Источником власти были трудящиеся и единство ветвей власти. В числе недостатков числят определяющую роль КПСС и бюрократизацию управления.
Постсоветский период
Концептуальную основу формирования «нового государственного управления» составила одноименная идеология, разработанная в США в последней трети XX века. Суть ее заключена:
Работа государственного аппарата рассматривалась как вид оказания услуг клиентам, в качестве которых рассматривались граждане. Внедрение чужеродной системы завершило построение «пирамиды власти», породившей проблемы коррупции, оффшоризации экономики и кадровых ошибок.
Современный государственный аппарат России не похож ни на гражданскую службу, ни на рациональную бюрократию. Несмотря на усилия высших органов власти, закрытость системы управления от общества на сегодняшний день очень высока.
Таким образом, формы правления и система государственной власти в России органически развивались всю историю существования государства изменяясь под воздействием обстоятельств, последовательно сменявшихся эпох.
Государственный орган это самовоспроизводящаяся субстанция, возникающая из необходимости регулировать ту или иную функцию государства. Каждая эпоха истории России рождала самобытные органы управления, которые стремительно росли и бюрократизировались. Так уж на Руси повелось!
Готовимся к ЕГЭ. История. Органы государственной власти и государственные деятели России. Иностранные ведомства и их главы.
Органы государственной власти и государственные деятели России.
Посольский приказ.
Ведало: отношениями с иностранными государствами, выкупом и обменом пленных, управлением территориями на юго-востоке страны, управлением некоторыми категориями служилых людей и др.
Коллегия иностранных дел.
Коллегия иностранных дел или иностранная коллегия Российской империи — орган центрального управления для заведования отношениями России с иностранными государствами.
Образована в 1718 г. Петром 1. В 1720 г. получила особый регламент.
Во главе коллегии стоял президент коллегии, который именовался канцлером, его заместителем был вице-президент (вице-канцлер).
В последние годы существования Коллегии иностранных дел её президентам титул канцлера не давался.
Министерство иностранных дел Российской империи.
При Николае II сменилось 12 министров иностранных дел. Назовём тех, кто дольше других находился на данном посту.
Министерство иностранных дел в 1917-1920 г.
Временное правительство— высший исполнительно-распорядительный и законодательный орган государственной власти в России в период между Февральской буржуазно-демократической и Октябрьской е социалистической революциями с 2(15) марта- 25 октября (7 ноября) 1917 года.
Российское правительство (Правительство Государства Российского, «Омское правительство», также известно как Правительство Колчака́, Колчаковское правительство) — высший орган государственной власти, образованный в результате событий 18 ноября 1918 года в Омске, во главе с Верховным правителем России адмиралом А.В. Колчаком.
Народный комиссариат по иностранным делам РСФСР.
Центральный исполнительный государственный орган РСФСР, ответственный за проведение внешней политики Советского государства в 1917—1923 гг. и в 1944—1946 гг.
По Конституции СССР 1923 был образован общесоюзный Народный комиссариат иностранных дел СССР. Республиканские наркоматы были ликвидированы.
В 1944 году наркомат был воссоздан под названием Народный комиссариат иностранных дел РСФСР.
15 марта 1946 года НКИД РСФСР был преобразован в Министерство иностранных дел РСФСР.
Министерство иностранных дел СССР.
Центральный орган государственного управления СССР в области внешней политики и международных отношений. Создано 15 марта 1946 года.
Министерство внешний сношений СССР.
Создано 14 ноября 1991 года. Новому ведомству были приданы части внешнеторговых функций. Но Верховный Совет СССР так и не утвердил данный орган власти.
Министерство иностранных дел РФ.
Министерство иностранных дел Российской Федерации (МИД России) — федеральный орган исполнительной власти РФ.
Осуществляет государственное управление в области отношений Российской Федерации с иностранными государствами и международными организациями.
Министерство подведомственно Президенту РФ по вопросам, закреплённым за ним Конституцией, либо в соответствии с законодательными актами Российской Федерации.
МИД России (в 1946—1992 гг. МИД РСФСР) был образован как Народный комиссариат иностранных дел 1 февраля 1944 года, и существовал параллельно с МИД СССР.
Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.
История становления государственного управления в России
Вы будете перенаправлены на Автор24
История становления государственного управления в России – это этапы организации государственной власти в российском государстве в соответствии с его устройством и действующим политическим строем в различные периоды времени.
Зарождение российской государственности
Основы российской государственности формируют два источника:
Наличие несовместимости европейских и восточных ценностей во многом стало причиной неудачного реформирования государственной власти в России. Либеральные реформы вели к столкновениям с восточными менталитетом населения. Западные страны рано освободили общество и личность от влияния государственной власти, сформировали гражданское общество и развивались снизу-вверх, в российской же практике государственного управления государство оказалось над обществом и личностью.
Становление государственной власти в России не обеспечило формирования индивидуальной ответственности, личность была подчинена коллективу, экономические отношения не разделяли власть и собственность. Собственность выступала прерогативой власти.
Особенностью становления российской государственности выступило то, что ее основу составляли отношения власти, а не отношения собственности. Власть выступала основным собственником, что сформировало особенности русского феодализма и выделения сословий в российском обществе.
Существуют разные взгляды на историю зарождения государственной власти на Руси, с одной точки зрения ее рассматривают как результат распада первобытнообщинного хозяйства, имущественной дифференциации и формирования классовых отношений, с другой стороны, существует мнение о принесении государственности извне.
Для российского государства было характерно привлечение правителей со стороны, поскольку система государственного устройства характеризовалась огромным беспорядком. Местные правители, пригласившие князей со стороны, сохраняли за собой государственные доходы.
Готовые работы на аналогичную тему
В XVIII веке немецкими учеными было высказано мнение о неспособности славянских народов самостоятельно формировать государство, о влиянии на становление российской государственности германского народа.
Этапы становления государственного управления в России
В истории становления государственного управления в России можно выделить следующие этапы:
История формирования государственных органов россии
Основные этапы становления и развития российской государственности
ПЛАН-КОНСПЕКТ
проведения занятия по общественно-государственной подготовке
с военнослужащими войсковой части
ТЕМА: «Основные этапы становления и развития российской государственности».
Воспитательные цели:
— отметить военнослужащим, что история отечественного государства и государственности учит нас патриотизму;
— Детально обсудить периоды развития российской государственности.
Учебные цели:
— рассказать о первых четырех периодах развития государственного устройства России;
— отдельно остановиться на настоящем периоде государственного устройства России – Российской Федерации.
Вопросы: 1. Российская государственность: этапы становления и развития.
Время: 1 час.
Место: клуб части.
Дата: __________
Рекомендуемая литература:
«Ориентир» № 12 – 2002.
Метод проведения: лекция
История России насчитывает более тысячи лет. Чтобы осознать, какой это огромный период времени, почувствовать неразрывную связь со своими далекими предками, надо представить, что в течение одного столетия в каждой семье, как правило, одновременно живут три поколения.
Если считать, что происхождение нашего многонационального народа и созданного им государства имело место примерно с середины IX века, то к нынешнему XXI столетию каждый из живущих ныне россиян может легко представить, какие колоссальный труд, исторический опыт, многовековые усилия и мудрость, накопленные более чем тридцатью поколениями наших предков, стоят, если можно так выразиться, за его спиной.
Но прежде чем говорить об истории любого народа и государства, каждому россиянину следует отчетливо знать и понимать, что же лежит в основе его национальной самобытности? Каковы корни этого уникального исторического явления – особой человеческой общности – многонационального российского народа? В чем отличия его от других народов? Какое влияние оказала Россия на историю и культуру всего человечества? Для этого надо отчетливо представлять, какие важнейшие этапы государственно-политического развития прошло наше Отечество за свою многовековую историю. Какие источники питали и питают наше Великое Прошлое.
Каждый народ существует в рамках какого-либо государственного образования, которое и является главным гарантом сохранения его самобытности и независимости. Для обеспечения дальнейшего развития языка и культуры, законов и обычаев и создаются государственные органы власти и управления. Что же представляет собой понятие «государство»?
Государство – это основной институт политической системы любого цивилизованного общества, осуществляющий охрану и функционирование исторически сложившихся политических, экономических и общественных механизмов.
Оно обладает исключительным правом на осуществление от имени всего общества внутренней и внешней политики, издание законов и правил, обязательных для всего населения, взимание налогов и сборов.
Государство возникло в результате общественного разделения труда, появления частной собственности и формирования различных общественных слоев и структур.
Понятие «государство» неразрывно связано и с понятием «государственность», включающим в себя целый ряд относительно самостоятельных элементов.
Во-первых, это определенный тип государственного устройства и соответствующая ему политическая система (режим власти), которая закреплена законодательно.
Во-вторых, это государственный аппарат управления и соответствующая система правоохранительных, судебных органов и учреждений, а также система государственной безопасности и обороны.
В-третьих, это корпус государственных служащих (чиновников), обслуживающих государственную «машину» и тесно связанных с функционированием всего механизма управления. Наконец это идеологическая модель, являющаяся в широком смысле идейным каркасом государственной организации и оформленная в виде государственной идеологии, которая определяет основные цели развития общества.
Государство выполняет важнейшую функцию регулятора взаимоотношений и механизмов взаимодействия различных слоев, групп и партий в рамках данного общественного строя, определяет и контролирует систему законодательства, обязательную для всех граждан (подданных).
Государственная власть является гарантом внутренней и внешней безопасности, социальной стабильности общества и суверенитета (независимости) народа и нации в целом.
В тесной связи с этим находятся проблемы пространственных пределов осуществления государственной власти.
Любые изменения в системе государственной власти являются отражением трансформации отношений в обществе, выступают в роли некого индикатора, указывающего на формирование и развитие определенного типа государственного и общественного строя, призванного обеспечить господство правящего политического слоя (элиты общества).
В определении важнейших этапов государственно-политического развития России с древности до наших дней в качестве основополагающего выступает принцип эволюции государственных и политических институтов, системы власти и управления.
В процессе исторического развития нашей страны именно государство играло главенствующую роль, а его преобразования определяли характер видоизменений, происходивших в общественной сфере, и жестко их регулировали.
Невозможность воздействия общества на государственно-политические органы власти сформировала такой феномен, как российский национальный менталитет (сознание), идеально соответствующий авторитарно-тоталитарной форме правления.
Не случайно, что столь слабый отклик находили в нашей стране идеи давно существующего на Западе гражданского общества, важнейшие институты которого неоднократно пытались ввести в России крупнейшие реформаторы.
Но все попытки реформирования государственных структур, а тем более осуществление коренных преобразований системы государственной власти и управления, оказывались реализованными лишь частично. Характерно, что вслед за реформаторскими усилиями неизбежно следовали так называемые контрреформы.
В соответствии с этим принципом в истории нашего Отечества выделяется пять основных периодов развития государственности: Древнерусское государство (государство Русь), Московское (Российское) государство, Российская империя, Советское государство (Советский Союз) и, наконец, Российская Федерация (Россия) (см. схему).
После распада СССР (декабрь 1991 г.) в истории России начался современный этап развития государственности – жизнедеятельности Российской Федерации.
Причиной распада Советского Союза послужила неспособность Центра решать сложнейшие политические, социальные и национальные проблемы, накопившиеся в стране. Союзные республики стали вести самостоятельный поиск путей выхода из создавшегося положения. Особую роль в этом процессе играла Россия. Именно в ней были сосредоточены основные политические силы, противостоявшие союзному руководству.
В мае 1990 г. на I съезде народных депутатов РСФСР была принята Декларация о суверенитете России, фактически провозгласившая верховенство ее законов над союзным законодательством.
Результатом этого явилась «война законов» между союзным Центром и российскими властями за право распоряжаться собственностью, финансами, административными структурами на территории России. В этих условиях в июне 1991 г. в России был избран первый Президент. Им стал Б.Н. Ельцин.
Августовские события 1991 г. и победа российского руководства коренным образом изменили политическую ситуацию в стране. Фактическая власть к осени 1991 г. сосредоточилась в руках российских лидеров и региональных элит. Беловежское соглашение подвело черту под существованием СССР.
С начала 1992 г. обновленное российское Правительство начало реальные социально-экономические преобразования, начав с либерализации цен в стране, что повлекло за собой инфляцию и обесценивание денежных вкладов большей части населения.
V съезд народных депутатов РСФСР, работавший осенью 1991 г., предоставил Президенту России дополнительные полномочия для проведения реформ в этой области.
Экономические и социальные трудности неизбежно привели к обострению политической борьбы в обществе. Оппозиционные организации, оправившись от августовского шока и сплотившись, развернули массовую пропаганду против нового руководства страны и его курса. При этом в большей степени использовали идеи восстановления союзной государственности, обеспечения порядка и социальной справедливости.
Изменение настроений в обществе уловили и в высших структурах власти. Со стороны Верховного Совета России в адрес Правительства высказывалась критика.
1992 г. и первая половина 1993 г. прошли под знаком углубления экономического и политического кризиса.
Президенту, Правительству и их сторонникам противостояла мощная коалиция представительной власти (съезд, Верховный Совет) и оппозиционных партий и движений. К концу 1992 г. конфликт приобрел открытый характер.
Обе стороны были вынуждены прибегнуть к посредничеству Конституционного суда и подписать Постановление «О стабилизации конституционного строя РФ», что означало временный компромисс между ними.
История государственных органов и учреждений в России
«История государственных органов и учреждений в России» Лекция 1. 1. Власть и общество в Древней Руси (IX –XIII вв. ) (4 часа)
Учебные вопросы: • Предмет, цели и задачи курса. Понятие государственности и государственного управления. • Основные этапы формирования и развития государственных органов и учреждений в России. • Военно-политические основы становления государственности Новгородско-Киевской Руси. • Складывание системы государственных органов и учреждений в Древней Руси.
Предмет, цели и задачи курса. Понятие государственности и государственного управления.
Цель учебного курса — формирование целостного представления об истории становления и эволюции отечественных государственных органов и учреждений с учетом особенностей развития и менталитета российского общества, специфики институционального оформления национальной модели власти и управления в Российской Федерации.
Задачи • вооружить будущих магистров государственного и муниципального управления системным пониманием специфики и содержания динамики социальной модернизации общества и рационализации государственного управления (центрального и местного); • сформировать у магистрантов развитый понятийный аппарат, знания новых концептуальных подходов к осмыслению истории государственных органов и учреждений в России; • развить творческое отношение к освоению отечественного исторического опыта институционализации власти и управления и умению использовать его в современных условиях в своей нынешней и будущей профессиональной деятельности.
Понятие государственности и государственного управления Государство – это всеобщая универсальная политическая форма организации общества, защиту от внешней угрозы, решение экономических, политических, социальных и других задач.
Признаки государства Публичная власть Территория Право Государственный суверенитет Население
Новгород Киев Понятие государственности и государственного управления Территория (суша, недра, водное и воздушное пространство, континентальный шельф и т. д. ); Территория обычно четко определена государственными границами. На своей территории государство поддерживает свою суверенную власть и имеет право защищать ее от внешнего вторжения со стороны других государств и частных лиц.
Суверенитет • государственный суверенитет, который проявляется в двух признаках: • подконтрольности государству всей территории. • полной независимости государства в мировом сообществе (примеры такой зависимости – страны Латинской Америки, находящиеся в многолетней долговой зависимости от США, многие страны Африки, а также Ливия, Ирак и др. );
Славянские племена, населяющие территорию Киевской Руси Понятие государственности и государственного управления Население может быть преимущественно многонациональным (США, Россия и др. ) или мононациональным (Япония);
Понятие государственности и государственного управления • публичная власть – иерархический государственный механизм, который обособлен от общества и наделен функциями управления. Иерархичность означает определенную систему, в которой каждый элемент имеет различный статус, набор полномочий, и нижестоящие подчиняются вышестоящим. Смысл публичности в том, что власть существует не сама по себе, а действует (во всяком случае, должна действовать) в интересах общества;
Понятие государственности и государственного управления — право, т. е. система законодательно определенных правил поведения, которые устанавливаются государством и подкрепляются его принудительной силой
Понятие государственность 1. Форма государства Форма политического режима Форма правления Форма территориального устройства
Понятие государственность 2. Механизм государства, заполненный служащими и функционирующий через государственный аппарат и органы государственной власти. Механизм государства состоит из различных частей, имеющих специфическое устройство и выполняющих свойственные им функции. Основным элементом этого механизма является государственный орган – составная часть, которая имеет собственную структуру, определенные законом полномочия властного характера по управлению конкретной сферой общественной жизни и тесно взаимодействует с другими элементами гос. механизма.
Понятие государственность 3. Система государственного управления, основанная на законодательстве и политической воле руководства. Главными задачами гос. управления являются: обеспечение нормального функционирования общества, защита законных прав и интересов личности, охрана внешней безопасности и территориальной целостности государства.
Понятие государственность 4. Государственность – это система духовных ценностей и идеалов, составляющая духовную основу государства, его идейный каркас.
Вопрос 2. Основные этапы формирования и развития государственных органов и учреждений в России Древняя Русь и русские княжества периода политической раздробленности (вместе – IX–XIV вв. ). Московское государство (XV–XVII вв. ). Российская империя (XVIII – начало XX вв. ). Советский период (1917– 1991 гг. ). Российская Федерация (1992 г. – настоящее время).
Вопрос 3. Военно-политические основы становления государственности Новгородско. Киевской Руси
Родовой строй Формирование социального и финансового расслоения Род Соседская община (вервь, мир) Племя Племенной союз (120150 племен) На рубеже VIII—IX вв. сложилось около 150 племенных союзов — военных объединений. Определились условия для формирования государства как продукта внутреннего развития.
Функции общины Перераспределение земельного надела Решение налоговофинансовых вопросов Разрешение правовых споров, расследование преступлений наказание виновных
Функции вече: решение важнейших вопросов жизни общества (о войне и о мире, выбор старейшин, князя). Старейшины распределяли земельные наделы, разбирали тяжбы. Дружина – воины, защитники. Дружина делилась на старшую и младшую
Возникновение Древнерусского государства Киевской Руси Я правил с 879 по 912 гг. и объединил Русь В 882 г. Олег объявляет себя «великим князем» и обосновывается в Киеве, сделав его столицей древнерусского государства Олег объединил большинство восточнославянских племен и их земли. Победа над древлянами (883 г, ) северянами (884 г. ), радимичами (885 г. ) Подписал торговый договор с Византией на беспошлинную торговлю 911 г.
Образование древнерусского государства Социально-политические предпосылки. Усложнение внутриплеменных отношений Постоянные межплеменные столкновения Становление княжеской власти, Повышение роли князей и дружины, как обороняющих племя от внешних врагов, так и выступающих в качестве арбитра при различного рода спорах Складывание межплеменных союзов во главе с наиболее сильным племенем и его князем
Я княжила 945 по 969 г. И провела первую налоговую и административную реформу и в ХVI причислена к лику святых Княгиня Ольга Восстановила порядок после бунта древлян. 945 г. Основала несколько городов, в том числе Псков (впервые строили из камня. Строила храмы в честь христианских святых). Провела налоговую и административную реформу (подати были заменены фиксированными сборами, выплачиваемые в определенное время, налоги собирали теперь старейшины). Укрепила связи с Византией. Расширила территорию государства присоединив племя вятичей.
Князь Владимир Святославович (Красное Солнышко) Я сделал Русь православной и при этом сохранил независимость В обмен на город Херсонес я потребовал в жены византийскую царевну Анну и священника Основал Белгород, Переяславль и др. В 988 г. Русь была крещена, а языческие идолы уничтожены, но люди еще долгое время до XIII в. избегали новой веры или исповедовали двоеверие Я заменил старейшин племенных союзов наместниками, которыми стали мои сыновья, ему помогала дружина (тысяцкие и сотники) 978 (980)-1015 гг. Внешняя политика Я окончательно покорил радимичей; захватил греческий город Херсонес; завоевал ятвягов (литовские племена), расширил территории
Функции наместника Наместник Производство суда и расправы от имени князя Взыскание пошлины с купцов Сбор дани и податей
Порядок престолонаследования лестничный Порядок престолонаследования престол наследовался следующим по старшинству родственником умирающего князя, остальные получали соответствующие старшинству наделы
Иерархия княжеских наделов Киев Переславль Новгород Смоленск Чернигов Волынь
Социально-политические особенности княжеств Князь Боярство Владимиро. Суздальское княжество Боярство Новгород Вече Князь Вече Галицко-Волынское княжество
Новгородская республика: администрация — Высший орган –вече решало вопросы, о начале войны и мира; избрании князя; избранию высших должностных лиц Посадник – глава города. Функции: управлял городом; возглавлял суд; наблюдал за деятельностью князя; руководил внешней политикой. Тысяцкий –помощник главы города. Функции: осуществлял сбор налогов; ведал торговым судом; возглавлял в походах городское ополчение. Архиепископ –глава церкви. Функции: хранил городскую казну; вершил церковный суд; участвовал во внешней политике.
Налоги • Полюдье — сбор дани со всего свободного населения ( «людей» ), хронологически охватывающее конец VIII — первую половину X вв. В дальнейшем складывалась система разнообразных налогов, торговых, судебных и других пошлин. При этом налоги собирались в основном мехами.
Вира в Древней Руси — это 1) Отряд воинов 2) Народное собрание 3) Штраф в пользу князя 4) Земельное владение
Что стало одним из последствий принятия Русью христианства? 1) Начало раздробления Русских земель 2) Укрепление княжеской власти 3) Возникновение культурных контактов с Византией. 4) Призвание новгородцами варяжских князей.
Какие события (2) относятся ко времени правления князя Олега. 1) Принятие Русью христианства 2) Объединение Киева и Новгорода. 3) Заключение торгового договора с Византией. 4) Первое летописное упоминание о Москве 5) Строительство Софийского собора в Киеве
После смерти князя Игоря остался его малолетний сын Святослав, но от его имени править стала его мать. Ко времени ее правления относится первая государственная реформа на Руси: княгиня упорядочила сбор дани, установила ее точные размеры и места сбора. • Укажите век, к которому относится ситуация • Укажите имя княгини о которой идет речь. • Укажите причину, по которой княгиня изменила порядок сбора дани
Государственная власть
Государственная власть является важнейшим элементом государственного устройства, поэтому вопросы, связанные с формированием, развитием и современным состоянием системы власти нашего государства относятся к числу приоритетных тем Президентской библиотеки.
К 1 сентября 2011 года Президентская библиотека подготовила электронную коллекцию, в состав которой вошли официальные и архивные документы, официальные, научные, научно-популярные и учебные издания, аналитические материалы, фото- и кинохроника, аудио- и видеозаписи, документальные фильмы. Представленные материалы характеризуют особенности государственной власти России в разные исторические периоды, правовые основы её деятельности и современные тенденции развития.
Основу коллекции составляют цифровые копии опубликованных и неопубликованных официальных документов, а также материалов, связанных с развитием отдельных ветвей и органов власти и с жизнью и деятельностью конкретных государственных деятелей. Особо выделены документы, отражающие реализацию идеи электронного государства.
Документы размещены в тематических разделах, снабжённых краткими аннотациями, раскрывающими их содержание.
Каждый раздел открывается материалами общего характера, остальные документы располагаются в соответствии с логикой раздела — в алфавитном порядке, в порядке географических названий или в прямой хронологии описываемых событий.
Описания документов, полные тексты которых в силу ограничений правового характера доступны только в Электронном читальном зале Президентской библиотеки, сопровождаются соответствующей информацией.
Ко Дню знаний посетители Электронных читальных залов и интернет-портала библиотеки могут познакомиться с уже готовой частью коллекции, которая будет последовательно пополняться.
Для формирования коллекции привлекались материалы из фондов Архива внешней политики Российской Федерации; Библиотека Конгресса США; Библиотеки по естественным наукам Российской Академии наук; Владимирской областной универсальной научной библиотеки им. М. Горького; Государственного архива в г.
Тобольск; Государственного архива Российской Федерации; Государственного архива Тюменской области; Государственной публичной исторической библиотеки; Института научной информации — Фундаментальной библиотеки Дальневосточного государственного университета; Иркутской областной государственной универсальной научной библиотеки им. И.И.
Молчанова-Сибирского; Национальной библиотеки Республики Карелия; Национальной библиотеки Республики Коми; Омской государственной областной научной библиотеки им. А. С. Пушкина; Пензенской областной библиотеки им. М. Ю.
Лермонтова; Российского государственного архива кинофотодокументов; Российского государственного исторического архива; Российской государственной библиотеки; Российской национальной библиотеки; Тверской областной универсальной научной библиотеки им. А. М.
Горького; Тюменского государственного историко-архитектурного музея-заповедника; Тюменской областной научной библиотеки имени Д.И. Менделеева; Федеральной службы охраны Российской Федерации; Центра информационных технологий и систем органов исполнительной власти; Центрального государственного архива кинофотофонодокументов Санкт-Петербурга; Центральной военно-морской библиотеки и других организаций.
Президентская библиотека имени Б. Н. Ельцина представляет коллекцию «Государственная власть» : [видеоролик ]. СПб., 2011.
История власти в России
Власть в России на
протяжении всей ее истории (от древнерусского государства до наших дней) всегда
отличалась системной спецификой по сравнению с социумами как Запада, так и
Востока.
Специфика власти русского культурно-исторического типа обусловлена
глубокими системными причинами природного, хозяйственного и исторического
(включая функционирование Руси/России/СССР в качестве элемента более крупных –
макрорегиональных и мировой – систем обмена и производства) порядка.
Особенности власти в Древней Руси
Особенности власти
древнерусской политии («ось» Новгород – Киев – Владимир) были определены следующим.
Во-первых, Рюриковичи
правили Русью не как сумма иерархически организованных индивидов, а как род,
как единое целое.
Отсюда два следствия: 1) постоянный конфликт между
горизонтальной (удельно-лествичной) и вертикальной (от отца к сыну) системами
наследования власти; 2) господство генеалогического вассалитета над
«политическим», тесно связанным с развитием права как властно-социального
регулятора.
Во-вторых, и это, пожалуй,
самое главное, наличие степного кочевого фронтира, соседство сильных хорошо
организованных кочевых племенных союзов (хазары, печенеги, половцы) тормозило
как развитие эксплуататорских отношений, так и формирование власти à la
«франкский» Запад.
Чтобы успешно противостоять степнякам княжеской дружины
(даже в Киеве) было недостаточно, необходима была поддержка основной массы
населения, которое, естественно, должно было быть вооружено. Древнерусское
население (даже в XII – начале XIII в.) – это вооруженная масса.
Таким образом,
в домонгольской Руси не произошло разделения мирных и военных трудовых функций,
как это имело место в Западной Европе в VIII–IX вв., где
рыцарство стало одной из основ сеньориальной революции VIII–IX вв. и генезиса
феодализма. На Руси ничего подобного не произошло. Вооруженный народ – не
лучший объект эксплуатации; в то же время это фактор консервации
поздневарварско-демократических институтов типа вече. Показательно, что только
с началом ордынской эпохи, когда у князей благодаря Орде появилась достаточная
масса насилия по отношению к населению вече исчезает, а слово «вечник»
становится синонимом слова «бунтовщик».
В-третьих, помимо такого
ограничивающего развитие феодальных форм власти и эксплуатации фактора как
вооруженный народ, было еще два фактора – природно-пространственный и
торгово-макрорегиональный. В отличие от Западной Европы, на Руси имелся
огромный массив свободных земель.
Поэтому процесс складывания крупного
землевладения шел здесь не по пути отнятия земли верхами у общин, а главным
образом путем освоения свободных земель и расселения на них полусвободного
населения. К тому же Русь находилась на пути «из варяг в греки» и до середины
XI в.
основой богатства верхушки была не столько эксплуатация населения,
сколько торговля товарами, которые князья получали в виде дани, т.е.
межплеменной формы эксплуатации. И хотя со второй половины XI в. ситуация стала
меняться, перечисленные выше факторы существенно тормозили процесс изменений,
порождая принципиально иную систему власти и общества, чем на Западе.
Значительно
более демократичную, если выражаться современным языком, чем на Западе,
значительно более свободную и пластичную, что в немалой степени обусловливалось
как православием, так и влиянием на него ведической религии.
Ордынский период (середина
XIII – середина XV вв.) внес свою специфику в организацию власти на Руси.
Во-первых, князья получили ту массу насилия, которой у них не было в
домонгольскую эпоху. Во-вторых, существенно изменились отношения между князем и
боярством. Напряженные отношения эпохи древнерусского государства сменились
если не симбиозом, то союзом – только сплоченные, не раздираемые внутренней
борьбой княжества могли преуспеть в борьбе за руководящее положение под
«ордынским зонтиком».
Неудивительно, что именно Москва выиграла в этой борьбе –
именно здесь сложилась княжебоярская, квазиолигархическая по сути система («княжебоярский
комбайн»), окончательно оформившаяся во время правления Василия II Тёмного
(1425–1463 гг.; реформа Фёдора Басёнка). Эта система в объединении/завоевании
Руси использовала ордынскую технологию власти.
Формирование феномена русской власти
Решающие изменения в истории
власти в России, породившие феномен русской власти, произошли в течение
столетия после ухода Орды (1480–1570-е годы). Во-первых, с исчезновением Орды
ушло то внешнее давление, которое делало исторической необходимостью
«княжебоярский комбайн».
Последний мог продолжать свое существование постольку,
поскольку боярство было единственной властно-экономической опорой великого
князя. Однако в конце XV в. с присоединением огромного массива новгородских
земель эта ситуация изменилась: князь начал раздавать эти земли преимущественно
«детям боярским» (формирующееся дворянство) в виде поместий.
В результате
помимо боярства у великого князя появилась вторая опора, пусть не столь мощная
качественно, но весьма многочисленная количественно и объективно находившаяся в
столь остром противоречии с боярством, что в 1550 г. понадобился специальный
«Собор примирения».
В стремлении к централизации
власти, к преодолению квазиолигархической княжебоярской системы, этого реликта
ордынской эпохи теперь князь мог опереться на «детей боярских». Проблема,
однако, заключалась в том, что и боярство не было противником централизации.
Это было обусловлено ещё одной русской спецификой, отличавшей ее от Запада, –
отсутствием примогенитуры.
Если на Западе землю (вообще недвижимость)
наследовал только старший сын, то на Руси наследство делилось между всеми
сыновьями. В результате возникала парадоксальная ситуация: чем древнее и
старше, т.е. знатнее был род, тем, как правило, меньшего размера вотчины были у
его представителей.
Поэтому представители именно старых боярских родов были
заинтересованы в получении дополнительной земли в виде поместий. Если вотчина –
это то, что переходит к человеку от отца, то поместье – это то, что даёт
центральная власть за службу. Отсюда – заинтересованность русского боярства, в
отличие от современной ему западноевропейской знати, в централизации и
отсутствие сепаратистских поползновений с его стороны.
В середине XVI в. не стоял
вопрос «централизация или децентрализация». Он формулировался иначе:
централизация при сохранении княжебоярской системы во главе с царем, т.е.
олигархическая централизация, или единодержавная, в которой великий князь
избавляется от боярской части «комбайна» как субъектной и становится царём,
т.е. самодержцем уже не только де-юре, но и де-факто.
Исход борьбы за
централизацию власти решался под воздействием нескольких факторов. С одной
стороны, на сохранение княжебоярской схемы работали практически все властные
институты того времени и церковь, они защищали эту схему. С другой – формирование
олигархической централизации вступало в противоречие с природно-хозяйственной
спецификой развития Руси.
Дело в том, что русское сельское хозяйство производило
небольшой по объему совокупный экономический продукт – следствие того, что
Центральная Россия это «евразийское неудобье» с урожаями сам-3, сам-4.
В такой
ситуации олигархическая централизация, при которой верхушка практически
бесконтрольно эксплуатирует население, била по интересам не только этого
населения, но также по интересам нижней и даже средней части господствующего
слоя. Все эти группы объективно были заинтересованы в контроле центра над
верхней частью господствующего слоя.
Иными словами, русское хозяйство не могло
позволить себе ни олигархическую централизацию, ни олигархию.
В этом же направлении
работали внешнеполитические факторы – отношения с Западом. С момента появления
России на европейской арене как самостоятельной силы одна из главных задач
Запада – уничтожение этой силы и присвоение ее ресурсов: уже в последней трети
XVI в.
на Западе появились два плана установления контроля над Россией –
габсбургско-католический и английско-протестантский. Противостояние
агрессивному внешнему противнику, как и специфическое сельское хозяйство
требовали единодержавной централизации.
Таким образом, в 1560-е годы
возникла властно-социальная патовая ситуация: объективная необходимость
единодержавной централизации при институциональной защите ее олигархического
варианта.
В условиях системного равновесия ситуации ее мог изменить только
субъектный (не путать с субъективным) фактор, проявленная историческая воля.
Эту волю проявил Иван IV, «отлив» ее в форму опричнины, в которой воля царя
объявлялась источником закона (т.е. становилась над законом) и порядка.
Опричнина представляла собой
чрезвычайный над- и внеинституциональный орган, поставленный над институтами
Московского царства, включая Боярскую думу, церковь и др.
В качестве принципа
(чрезвычайка) опричнина подавила княжебоярский (институциональный) принцип. Из
этого взаимодействия и возникло самодержавие и, соответственно, самодержавный
принцип власти.
Собственно, опричнина и была эмбрионом русской власти, первой
формой которой стало самодержавие.
Самодержавие
Самодержавие не является ни
восточным деспотизмом, ни западным абсолютизмом.
От первого оно отличается тем,
что не ограничено традицией, от второго – тем, что является не просто
единственно значимым властным субъектом (моносубъектность), но субъектом, как
бы порождающим и узаконивающим самого себя (автосубъектом); господствующие
группы выступают не как класс, противостоящий государству, а как функциональные
органы самой власти – автосубъекта – центроверха.
На утверждение самодержавия
ушло несколько десятков лет борьбы, включая период Смуты; формально – до 1650
г., когда Соборное Уложение зафиксировало победу этой формы власти. В то же
время Соборное Уложение зафиксировало и крепостное состояние.
Самодержавная
система предполагала социально-экономическое вознаграждение своей
социально-экономической и военной базе – нижним и средним сегментам
господствующего слоя. Таким вознаграждением стало закрепление за их
представителями крестьян.
Однако Московское самодержавие было слишком
патриархальным для полной реализации крепостнического проекта, господа были
слишком близки социокультурно к прикрепленному населению; прежние технологии
власти были недостаточны, о чем свидетельствует бунташность XVII в.
Нужно было
нечто иное – иной тип самодержавия и иной тип господствующего слоя, максимально
приближённый в русских условиях к тому, что именуют «господствующим классом»,
резко отделённый (вместе с аппаратом власти) от населения и автономный по
отношению к нему, в том числе социокультурно.
Основы такого самодержавия и
были созданы Петром I, а строительство в целом завершили Пётр III (указ «о
вольности дворянской» 1762 г.) и Екатерина II, превратившая крепостных в рабов.
Правление Екатерины II, Павла I и Александра I (1762–1825) – пик развития
самодержавной системы власти, ее апогей.
После наполеоновских войн
резко ускоряется процесс интеграции России в мировую систему, а после Крымской
войны она утрачивает черты «мир-системы» (И. Валлерстайн), какой она была в
1450–1850-е годы, начинает постепенно превращаться в экономическую
полупериферию мировой системы.
Начинается эрозия как крепостнической системы,
так и самодержавия как системы власти, которая оказывается все менее адекватной
капиталистической эпохе.
Функционирование России в
качестве элемента мировой системы резко обострило несколько противоречий,
характерных для самодержавной власти, прежде всего противоречие между властью и
собственностью.
С точки зрения логики и динамики развития русской власти,
господствующий слой каждой последующей структуры самодержавной системы
(боярство, дворянство, пореформенное чиновничество они же – функциональные
органы власти) был многочисленнее предыдущего, т.е. власть как бы разбухала.
По
линии собственности шел противоположный процесс: каждый последующий слой имел
меньше собственности, чем предыдущий и был беднее его. Налицо тенденция к
истончению собственности у привластных слоев.
В то же время, в последней
трети XIX в.
по мере развития капитализма возникает форма собственности
(капитал), мало связанная с властью, автономная от неё и завязанная на мировой
рынок, а не на самодержавную Россию и российское самодержавие. В это же время
само самодержавное государство начинает совместно с капиталом эксплуатировать
население, что ещё более обостряет наличные противоречия: уровень эксплуатации
народных масс увеличивается, поскольку жизнь русских верхов по системе
потребностей верхов западных наталкивается на природно-хозяйственный предел
русской системы работ; процессы социального разрушения в конце XIX – начале ХХ
в. начинают обгонять процессы возникновения нового, самодержавие как форма
организации власти погружается в острый кризис, усиленный растущей сырьевой
специализацией, несовместимой со статусом великой державы, а в самом конце –
мировой войной.
Новая система русской
власти, если ей было суждено состояться, должна была решить на новом уровне те
противоречия, о которые разбилось самодержавие: очистить власть от
собственности; привести в соответствие потребление верхов с возможностями
русской системы работ; создать мощный контролируемый государством
военно-промышленный комплекс; решить аграрно-крестьянскую проблему.
Советская система власти
Советская система
(«советский коммунизм» как система) стала успешным решением всех этих вопросов:
номенклатура – это господствующий слой без собственности на вещественные
факторы производства; его потребление теоретически (а на практике – до середины
1950-х годов) носило ранжированно-иерархический характер и было адекватно
хозяйственным возможностям системы; на основе коллективизации и индустриализации
был создан ВПК, позволивший СССР победить в Великой Отечественной войне и стать
сверхдержавой.
Советский коммунизм как система
властисохранил и воспроизвел в новых условиях (капиталистическая
система, в которой он занял нишу системного антикапитализма) и на новой основе
(индустриальное производство) родовые черты русской власти в том виде, в каком
она возникла при Иване IV и развивалась в форме самодержавия, а именно,
автосубъектный и надзаконный характер (на последний указывает, в частности, В.И.
Ленин, Н.С. Хрущёв и др.). При этом, в
СССР, который был парламентской республикой, формально существовало разделение
ветвей власти, над которыми, однако, возвышалась «блюстительная» (П. Пестель)
неполитическая социально гомогенная власть в виде КПСС. Советская система
власти была неизмеримо демократичнее самодержавия – реально она включила в себя
огромную часть населения. В то же время у советской системы как системного
антикапитализма было два уязвимых места, связь которых друг с другом и погубила
эту систему, несмотря на все ее социальные и материально-технические
достижения, грозившие оставить капитализм в историческом офсайде.
Во-первых, светская власть
имела ту же производственную базу, что и капитализм; чтобы превратиться из
отрицания капитализма на основе и в форме чистой (т.е. очищенной от
собственности) русской власти в посткапитализм, нужен был технико-экономический
прорыв. К такому прорыву советское общество и советская наука подошли в 1960-е
годы. Однако реализация новой, научно-технической системы производства,
переводившая СССР в резкий производственный и военный отрыв от Запада,
противоречила интересам номенклатуры, т.к. сокращала ее численность, урезала
функции и лишала части статуса. Неудивительно, что номенклатура этот прорыв
заблокировала и пошла в своем развитии по другому пути, решая свои проблемы, а
не проблемы системы.
Во-вторых, главной проблемой
номенклатуры как группы было то, что в рамках советской властной системы она не
могла в полной мере транслировать свои привилегии детям, т.к. была не
собственником, а распорядителем, т.е. стояла между народом и собственностью, которой
распоряжалась как часть народа. Перед нами все то же противоречие между властью
и собственностью, но только в новых системных и мировых условиях, на новом
витке развития. И если в 1917 г. оно разрешилось в пользу власти, то в 1991 г.
– в пользу собственности.
Постсоветская власть,
возникшая как результат разложения и отрицания советской власти, воспроизвела
ряд черт, характерных для самодержавия и коммунизма как форм русской власти,
пытаясь облечь их в западоподобные формы. Однако поскольку «эволюция крупных
сложных систем необратима» (А.А.
Зиновьев), содержание и историческая традиция
все больше вступают в противоречие с формой и завязанными на нее интересами и
группами. Этот процесс усиливается и обостряется текущим кризисом мировой
капиталистической системы и нарастающим противостоянием России и Запада,
стремящимся выйти из кризиса «за счет России и в ущерб России» (Зб.
Бжезинский).
Дальнейшее развитие власти в России будет определено ходом борьбы
на мировой арене и внутри страны.
Пути становления государственной власти в современной России
Пути становления государственной власти всовременной России
Егоров Иван Александрович, специалист
Пятигорский комплексный центр социального обслуживания населения (Ставропольский край)
Россия является неповторимым и самобытным государством в мире. История российского государства берет сове начало с приходом варяжских князей в IХ веке и до современности. В этот период прошли разные общественных изменений, прошла целая эпоха смены правителей, государственных режимов; и конечно же менялся сам институт государственной власти.
Современные внутриполитические и международные изменения в стране и в мире, поставили перед российским государством множество сложных, противоречивых, но не менее важных политических и социально-экономических задач, требующих грамотного правового решения. Среди них, можно выделить приоритетную, с точки зрения юриспруденции — необходимость теоретического осмысления существования и функционирования государственной власти в Российской Федерации. [4]
Государственная власть имеет свои неповторимые черты:
публичность — наличие доступных механизмом контроля властвующих структур народом, который ее выбрал, беспрепятственное сотрудничество государственных учреждений с обществом;
легитимность — юридическая обоснованность, наличие как правовой, так и общественной признанности;
наличие юридического аспекта — система государственной власти и механизмы ее функционирования подтверждены и записаны в основных, имеющих высшую юридическую силу правовых актах и документах. [2].
В Российской Федерации законодательная власть выступает гарантом правового государства и олицетворяет демократические основы государства. Ее значимость обусловлена набором властных полномочий и масштабом влияние на всестороннее развитие современного российского государства. Государственная власть в РФ представляет собой разветвлённый аппарат законодательный органов сраны, которые делятся на федеральные, органы субъектов и муниципальные. [5]. Государственная власть делится на — законодательную, исполнительную и судебную. Нельзя не отметить тот факт, что самостоятельность каждой ветви власти не означает ее изолированность или обособленность, а наоборот предполагает их взаимодействие и сотрудничество, как с другими ветвями власти, так и в рамках своей вертикали. В период становления обновленной российской государственности были приняты новые правовые документы, обладающие высшей юридической силой, так, например, Конституция РФ. Согласно Конституции РФ, появились новые законодательные органы государственной власти — Федеральное Собрание РФ, законодательные органы субъектов РФ. Наравне с федеральными, стали функционировать местные органы власти. Данный принцип свидетельствует о функционирование «единой» государственной системы. [7]. Данный процесс является неотъемлемой частью становления парламентаризма. Так, по словам О. О. Миронова, «парламентаризм» — выступает как сложный феномен, школа социальных ценностей, где господствует закон, утвердились принципы верховного права и разделения властей. [3].
В Российской Федерации сложилась смешанная форма правления — президентско-парламентская форма управления. В данной модель государственная власть имеет конституционный статус, который лег в основу жесткого принципа разделения властей. Законодательную власть РФ — представляет Федеральное Собрание (Федеральное Собрание делится на две палаты — Совет Федерации и Государственную Думу), исполнительную власть — Правительство РФ, судебную власть — Верховный суд РФ и Конституционный суд РФ. Государственная власть в РФ представляет систему смешанного типа с атомным принципом внутренних подразделений в рамках публичной власти.
Российская Федерация как государство осуществляет свою власть по средствам государственных органов. Органы государственной власти в РФ являются каналами, через которые народ России осуществляет свою власть, согласно Конституции РФ, ст.3. существует и другой канал — местные органы власти, которые не входят в систему государственных органов РФ. Каждый государственный орган входит в систему органов государственной власти. Каждый орган власти является составной частью единой государственной системы. В еденную систему государственных органов, согласно Конституции РФ, входят федеральные органы Российской федерации и ее субъектов. Каждый орган государственной власти наделен государственно-властными полномочиями, согласно их компетентности. Компетентность органов государственной власти регламентирована в: Конституции РФ, конституциями и уставами субъектов РФ, законами РФ и ее субъектами, указами Президента РФ и другими нормативно- правовыми актами. Согласно конституционным нормам, государственная власть в РФ разделена на законодательную, исполнительную и судебную. В совокупности они являются системой государственной власти РФ. Система управления регламентируется и интегрируется Президентом Российской Федерации, органами власти Российской Федерации, органами власти субъектов Федерации. Они являются органами общей компетентности Президента, Правительства РФ и исполнительные органы субъектов, выполняют задачи, функции и полномочия по руководству экономикой, социально-культурной и иной деятельностью в территориальном, межотраслевом и отраслевом аспектах. Президент Российской Федерации, соблюдая Конституцию и федеральные законы вправе решать различные вопросы по организации и управлению в различных сферах деятельности. Полномочия Президента РФ не конкретизированы в данной области, но на практике издает правовые акты по самым разнообразным вопросам.
Российское государство прошло в своём государственном развитие целые эпохи, отпечаток, который отразился на вид государственной власти. Россия на протяжении множества веков прошла долгий путь развития: раннефеодальное государство, феодально-раздробленное государство, централизованное государство, сословно-педставительая монархия, абсолютная монархия, советский строй, современная федеративная республика. Государство во все время осуществляло, возложенные на него полномочия, его власть распространялась по всем территориям страны через систему государственной власти и органов государственной власти. Естественно, что на протяжении такого длительная времени на территории российского государства не могла действовать едина неизменчивая система территориальной организации органов государственной власти. Каждая историческая эпоха накладывала свой отпечаток на государственную власть: отмирали невостребованные органы государственной власти и появлялись новые. Менялись принципы административно-территориального деления: уезды, волости, губернии, края, области. Постсоветское пространство возникла острая необходимость построить в достаточно сжатый срок новое обновленное государственное объединение, с новой государственной властью. В основу обновленной Российской Федерации легла новая система органов власти, закрепленная нормами конституционного и административного права. Через эти органы власти происходит влияние на все общественные процессы, происходящие в стране.