оркестр имени курмангазы история создания
Он поэтично описал родную землю Курмангазы, вспомнив, что там появилось еще много других славных казахских деятелей:
«Урочище Жидели в Западном Казахстане – край плавных рек и задумчивых озер, неоглядных далей Нарын-песков и ковыльных степей. Это земля сильных и смелых людей: Исатая Тайманова и Махамбета Утемисова, колыбель прославленных Даулеткерея Шигаева, Мухита Мералиева, Сейтека Уразалиева и Дины Нурпеисовой… Это родина выдающегося кюйши Курмангазы. Жизнь его была воспета в легендах, в которых порой трудно отделить действительные события от мудрого вымысла о замечательном казахском домбристе-кюйши».
Кюи Курмангазы составляют не только большое наследие для казахской и мировой культуры, но также они запечатлели тяжелые периоды казахской истории и личные факты нелегкой судьбы музыканта. В его произведениях чувствуется борьба казахского композитора против несправедливости в лице официальной власти, его несломленный дух. Есть кюи, в которых отразились размышления Курмангазы о жизни, а также яркое изображение казахской степи, народных гуляний.
Большое значение в творчестве Курмангазы занимает кюй «Кишкентай». Последователи великого кюйши и исследователи его творчества считали, что кюй посвящен восстанию Исатая Тайманова. Являясь свидетелем восстания в Букеевской орде, Курмангазы сочинил композицию, в которой мотивы глубокого эпического раздумья сменяются напряженной темой борьбы. В конце кюя возвращается тема суровой скорби, и кюй оканчивается как бы трагическим реквиемом погибшему батыру.
Апогеем творчества Курмангазы считается кюй «Сары Арка». Он трогает слушателей светлой тональностью, рисующей картину широких просторов казахской степи. Важное место в создании образа степи занимает богатая мелодика, энергичная ритмика, душевная бодрость, динамичность и волнующая эмоциональность, свойственные подлинному народному творчеству Курмангазы. К раннему периоду творчества Курмангазы относятся кюи на социально-бытовые темы. Он высмеивал в своих сочинениях такой социальный порок, как невежество.
Курмангазы был свидетелем народного восстания казахов Букеевской орды (1836-1837) под руководством Исатая Тайманова и Махамбета Утемисова. Махамбет зажигал бунтарских дух в народе своими обличающими песнями, а вдохновляющие кюи Курмангазы быстро разносились по степи, увеличивая число повстанцев. За бунтарские взгляды и неподчинение властям Курмангазы не раз подвергался преследованиям и арестам. Он был вынужден часто покидать родные места и жить вдали от родных и друзей.
фото: nur.kz
Большой гуманизм Курмангазы выразился и в создании им галереи женских образов. В кюях «Назым», «Кайран шешем» («Милая мама») и других отражены лучшие черты казахской женщины: ум, красота, мудрость, нравственная чистота, благородство, доброта. Композитор средствами музыкальной выразительности с особой любовью рисует образ матери.
На протяжении всего творческого пути, а также на склоне лет Курмангазы окружали многочисленные ученики – домбристы, которым он, по сложившейся веками традиции, передавал свои сокровища – кюи и учил тонкостям исполнительского мастерства.
Уникальные приемы игры Курмангазы, во многом предвосхитившие музыкальную технику того времени, бережно переняли и развивали его ученики и последователи.
Продолжателями традиций народной домбровской школы Курмангазы стали последующие поколения кюйши, донесшие до современного поколения ценное наследие выдающегося народного композитора.
Музыкальное наследие Курмангазы творчески используется в оперных, симфонических, инструментальных, песенно-хоровых и фортепианных произведениях композиторов Казахстана.
Большая роль в сохранении и популяризации кюев Курмангазы Сагырбаева принадлежит заслуженному коллективу республики – Казахскому академическому оркестру народных инструментов его имени. С первых дней творческого пути оркестр разучивал кюи Курмангазы без нот, в унисон, а затем в процессе роста исполнительской культуры и развития музыкального образования в республике оркестр уже исполнял кюи по нотам в специальной гармонизации и инструментовке по партитуре. Этот процесс обогатил казахскую народную инструментальную музыку, вывел ее на большую концертную эстраду, на мировую сцену, благодаря чему кюи приобрели интернациональный характер.
Великое наследие Курмангазы сохранилось благодаря ценителям его творчества, которые на протяжении долгих лет хранили звучание его кюев в памяти, передавая из поколения в поколение в устной форме. В 1920-е годы нотную запись кюев Курмангазы сделал советский музыкант, этнограф А. Затаевич. Позже они вошли в его сборник «500 казахских песен и кюев», а в 30-е годы творчеством Курмангазы заинтересовались исследователи и фольклористы Казахстана Л. Хамиди, А. Жубанов, Б. Ерзакович, Е. Брусиловский, Д. Мацуцин, С. Шабельский и другие.
В 1961 году Ахмет Жубанов составил сборник, состоящий из 51 кюя, комментариев к ним, а также биографической статьи о Курмангазы. Сборник получил название «Кюи».
В 1973 году во время III Международного музыкального симпозиума стран Азии, проходившего в Алматы, жюри приняло решение транслировать кюй «Сары-Арка» по всем радиостанциям государств трех материков – Азии, Африки и Латинской Америки. Это еще одно подтверждение значительности созданного народным кюйши. Кюям его многократно аплодировали в Румынии, Китае, Чехословакии, Польше Финляндии, Италии, Португалии, Афганистане, Турции и других зарубежных странах.
Сочинения Курмангазы и сегодня способствуют формированию высоких нравственных качеств человека, пробуждают его творческие силы.
Как сказал Бисенгали Гизатов: «Курмангазы Сагырбаев остается нашим современником, потому что он – певец человеческого духа». Это высказывание актуально и по сей день.
Из ансамбля во всемирно известный коллектив — история оркестра им. Курмангазы
Академический оркестр народных инструментов им. Курмангазы был создан в далеком 1933 году. За короткий срок он сумел стать самым лучшим в СССР, покорив вершину музыкального Олимпа. Как творческому коллективу удалось заработать всемирную известность?
Сегодня свой военный оркестр имеет почти каждая современная армия. А был ли у древних воинов музыкальный сопроводительный отряд? Конечно! В стародавние времена у казахских полководцев были в своих войсках «взводы», которые вдохновляли джигитов на победу.
Казахские полководцы еще за полвека до Суворова уже имели в своих войсках музыкальные «взводы» или эскадроны. Сейчас трудно найти название этому подразделению конников с домбрами через плечо. Но именно они перед наступлением лихо и бравурно исполняли зажигательный кюй. От их игры и джигиты, и кони обретали воинственный неугасимый дух и смело бросались в бой.
Как это было на деле и где располагался — на левом или правом фланге конницы — ансамбль домбристов? Увы, ответов на эти вопросы пока не найдено. Но прежде чем пуститься в исторический экскурс, как домбра и кобыз оказались в оркестре, неискушенному в музыковедении читателю необходимо дать разъяснения. Речь, конечно же, не об оркестре как специфическом музыкальном коллективе, а о домбровом ансамбле.
Несколько ниже, на примере нашего выдающегося коллектива — оркестра казахских народных музыкальных инструментов им. Курмангазы — всякий желающий в этих различиях разберется без труда. Мы же заглянем в историю.
Модернизация домбры
Александр Затаевич, первый исследователь и собиратель казахской музыки, писал, что еще в свитах Абулхаир и Абылай ханов наличествовали конники-домбристы, нечто вроде военного оркестра. Но для создания музыкально-инструментального коллектива с неограниченными возможностями, способного исполнять произведения как народного, так и классического плана, был нужен не домбровый ансамбль, а оркестр — собрание музыкантов, играющих на различных, а не на одинаковых инструментах.
Значит, оркестр — это музыкально-художественный коллектив со всеми общепринятыми в мировой практике атрибутами и набором музыкальных инструментов, обладающих большой широтой диапазона, глубиной и силой звучания, многокрасочностью тембров. Это и было сделано в начале 20 века в Алматы.
Не будем вдаваться в музыкально-теоретические подробности реконструкции для оркестровой специфики домбр, кобызов и других казахских народных инструментов. Вместо этого предлагаем вам выдержку из воспоминаний Ахмета Жубанова.
Ахмет Жубанов. Фото: turkaramamotoru.com
«В первые годы работы в музыкально-экспериментальной мастерской и кабинете по записи и обработке народного творчества в решении проблемной задачи-исследования и усовершенствования народных музыкальных инструментов встречались большие трудности.
Не было современных казахских музыкальных мастеров-профессионалов, кроме отдельных кустарей-инкрустаторов, которые могли бы изготовлять домбры и кобызы на основе закона акустики.
Сотрудники музыкально экспериментальной мастерской на примере В. В. Андреева
с помощью русских мастеров — братьев Романенко — приступили к усовершенствованию казахской домбры
Были разработаны ее форма и размер, и по чертежам, выполненным в музыкально-экспериментальной мастерской через несколько месяцев, братья Романенко представили образец новой домбры. Началась работа по подбору материалов для производства целой серии домбр.
На корпус инструмента подходил набор ореховых планок, на гриф шла береза, а дека изготовлялась из тянь-шаньской ели, растущей в предгорьях Алатау. Своим овальным корпусом и длинной шейкой новый инструмент напоминал домбру, распространенную в Западном Казахстане.
На грифе замен передвижных перне установлены закрепленные в определенном интервальном соотношении лады. Струны на домбру натягивались не самодельные — это были фабричные кетгуты, выдерживающие высокую настройку. Что способствовало чистому сильному звучанию инструмента и переходу от нетемперированного строя к темперированному.
Первый экземпляр братьев Романенко была передан на испытание домбристу Махамбету Букейханову, который принимал активное участие в работе экспериментальной мастерской по усовершенствованию казахских народных инструментов».
Самобытный оркестр
Параллельно с работой над инструментами шел поиск репертуара — вернее, его оркестровая огранка. Споров, что основу произведений для исполнения будущим оркестром составят казахские песни и кюи, не было. Как не было их и по поводу того, что большая часть репертуара будет составлена из произведений гениального самородка — домбриста и композитора Курмангазы Сагырбаева (1818-1879).
Почти все кюи Курмангазы — образцы казахской классической домбровой музыки
Курмангазы Сагырбаев. Фото: astrakhan-musei.ru
И по сей день благодаря «огранке» этих музыкальных бриллиантов такими мастерами, как А. Жубанов, Ш. Кажгалиев, Н. Тлендиев и другими руководителями оркестра его произведения, достигшие истинного симфонического звучания, являются основой репертуара коллектива.
Об оркестре имени Курмангазы за годы его существования написано немало. Где бы ни выступал коллектив со своими обширными разножанровыми концертными программами, равнодушных не оставалось.
Результат — обязательные рецензии в прессе — как правило, хвалебные. Что ж, похвалы оркестр был достоин всегда. И тому причиной крепкий, профессионально выверенный фундамент, заложенный Ахметом Жубановым в первые дни основания.
В поисках истоков
А случилось это в начале 1930-х годов. Музыковед Бисенгали Гизатов написал и издал монументальный труд-очерк творческого пути «Казахский оркестр им. Курмангазы».
«Издревле у казахов, — пишет он, — наличествовало большое количество и разнообразие музыкальных инструментов — музыкант или певец был принадлежностью каждой семьи.
До наших дней сохранились домбра, кобыз, сыбызгы, шанкобыз, сырнай, даулпаз. Эти музыкальные инструменты, пройдя через лабораторные исследования и претерпев необходимые для оркестрового исполнительства преобразования, составили костяк оркестра казахских инструментов».
На их, так скажем, подгонку и модернизацию Ахмет Жубанов потратил несколько лет. Для этого при Алматинском музыкально-драматическом техникуме были созданы музыкально-экспериментальная мастерская, научно-исследовательский кабинет и приглашены мастера — братья Романенко, имевшие богатый опыт в изготовлении русских музыкальных инструментов.
Казалось бы, зачем было изобретать новое, когда достаточно собрать два-три десятка умеющих хорошо играть на инструментах, настроить их по камертону и… В поисках истоков возникновения идеи организации оркестра музыковед Б. Гизатов отправляет нас к 1923 году.
«В октябре 1923 года, — пишет он, — в Москве «Обществом изучения Казахстана» был организован первый показательный концерт, благодаря которому общественность столицы впервые познакомилась с музыкальным наследием казахского народа… В 1927 году на концерте в Малом зале Московской консерватории казахские кюи «Сары-Арка», «Аксак кулан» и «Косбасар» в обработке А. Затаевича впервые прозвучали в исполнении оркестра русских народных инструментов…»
Впоследствии председатель общества напишет в Совнарком КазССР:
«Если возможно было создание оркестра из русских домр, значит, возможно создание оркестра и из казахских домбр
Время для организации национального казахского оркестра пришло».
Прорыв к Олимпу
Как видим, с момента первой задумки до первого, полновесно прозвучавшего оркестрового аккорда — это случилось в июне 1934 года на Первом всеказахстанском слете деятелей народного искусства — прошло целое десятилетие. На первом официальном выступлении домбровый ансамбль нового качества исполнил кюи «Кенес», «Би-кюй», «Карабас», «Айжан-кыз» и казахские народные песни «Бал-курай» и «Карагаш».
Наркомпрос КазССР на основании постановления КазЦИК издал приказ:
«…Считать с 25 июня организованным при музыкально-драматическом техникуме 1-й казахский национальный оркестр имени КазЦИК…»
Дирижером и художественным руководителем оркестра был назначен Ахмет Куанович Жубанов. В это детище, равного которому нет по сей день, он вложил душу, сердце, талант и силы. Творческий рост коллектива не прекращался все эти 85 лет.
Уже в 1935 на базе оркестра была создана Казахская государственная филармония им. Жамбыла. В мае 1936 оркестр с успехом выступил в Большом театре в Москве. В том же году коллектив разучил и исполнил фрагменты из опер М. Глинки «Руслан и Людмила», П. Чайковского «Пиковая дама», «Музыкальный момент» Ф. Шуберта и другие произведения классиков. И этот период в истории оркестра можно считать прорывом по завоеванию Олимпа мировой музыкальной культуры.
За 5 предвоенных лет оркестр добился признания на всей территории Советского Союза и стал лучшим творческим коллективом
среди подобных в союзных республиках. В 1944 году он будет переименован в оркестр казахских народных инструментов имени Курмангазы и ни разу не посрамит этого великого имени. В 1944-45 гг. коллектив разучил и представил на суд слушателей Первую симфонию Л. Бетховена.
«Олимп завоеван!» — скажут те, кто первыми услышит это.
Курмангазы Сагырбайулы: биография
Курмангазы Сагырбайулы (Құрманғазы Сағырбайұлы) — выдающийся казахский домбрист и композитор. В его творческом наследии около 60 кюев. Он воспевал жизнь казахского народа и постиг его душу. Поэтому и в наши дни музыкант пользуется заслуженным уважением потомков.
Курмангазы Сагырбайулы: биография композитора и домбриста
Курмангазы (Құрманғазы) появился на свет в 1818 году на территории нынешнего Жангалинского района Западно-Казахстанской области.
Две знаковые встречи определили его музыкальную судьбу. Когда Курмангазы было 8 лет, в его аул приехал Узак — знаменитый народный исполнитель. Встреча оказалась судьбоносной для мальчика. У него в душе навсегда поселилась страсть к музыке и желание играть на домбре.
Следуя за мечтой, Курмангазы покинет свой аул, когда ему исполнится 18 лет. Он станет странствующим музыкантом.
Вторая встреча произойдет много лет спустя. В 1862 году встретятся два великих музыканта — Курмангазы и Даулеткерей. Оба получат бесценный опыт от общения друг с другом и создадут новые произведения.
Курмангазы унаследовал великолепную музыкальную память от матери Алки. Благодаря этому дару он смог легко перенимать знания у известных народных кюйши своего времени.
У великих музыкантов не бывает легкой судьбы. Много испытаний выпало и на долю Курмангазы. Он стал свидетелем народных восстаний, природных катастроф, жертвой несправедливости.
В 1857 году власти обвинили его в конокрадстве и посадили в каземат. В суде рассмотрение дела затягивалось, и музыкант бежал из-под стражи. Существует предание, что осуществить побег ему помог надзиратель. Последнего до глубины души тронула музыка Курмангазы.
После долгих скитаний в 1864 году музыкант вернулся в родные края. Его снова арестовали, но к тому времени в Российской империи произошла судебная реформа, изменилось законодательство, так что обвинения с Курмангазы сняли. В 1866 году его выпустили из заключения.
В 1880-х годах музыкант поселяется недалеко от Астрахани. К тому времени у него появляются ученики, которые постигают его мудрость и талант, а известные домбристы исполняют его произведения.
Великий композитор скончался в 1889 году. Его похоронили на территории села Алтынжар, которое расположено на территории современного Володарского района Астраханской области в России.
Фото: astana.bnews.kz: UGC
Кюи Курмангазы очень разнообразны по содержанию. Среди них специалисты выделяют несколько групп:
Это, например, «Балбырауын» («Медовый настрой»), «Адай», «Машина» и ряд других.
Так, кюй «Кишкентай» («Меньшой») повествует о восстании Мухамбета Утемисова и Истая Тайманова в 30-х годах ХІХ века на территории Букеевской орды, откуда был родом композитор.
«Кобик шашкан» («Бушующий вал») рассказывает о наводнении 1879 года в Приморском округе, свидетелем которого был Курмангазы.
Среди них самые известные — кюй «Кайран шешем» («О, моя мать!») и «Аман бол, шешем, аман бол!» («До свидания, мама, до свидания!»).
Курмангазы Сагырбайулы: память
Курмангазы оставил после себя не только множество произведений.
«Школа Курмангазы», к которой относят всех его последователей, подарила миру четыре поколения талантливых казахских домбристов.
В 30-е годы ХХ века исследователи обратили внимание на творчество Курмангазы, стали собирать и изучать его кюи.
Тогда же был создан оркестр Курмангазы — первый домбровый коллектив в истории казахской музыки, который исполнял произведения великого кюйши.
Фото: coins-mos.ru: UGC
Как народ Казахстана хранит память о знаменитом музыканте прошлого сегодня?
Композиторы Казахстана используют жизнь и произведения известного музыканта как основу для своего творчества и вдохновения.
Еще в 60-е годы прошлого века Евгений Брусиловский создал симфонию «Курмангазы». За свое произведение композитор отмечен Государственной премией Казахстана.
В репертуаре Академического театра оперы и балета имени Алабая с конца 80-х годов ХХ века есть опера «Курмангазы», которая пользуется неизменным успехом у зрителей. В основу либретто легли истории о деятельности знаменитого домбриста. Их собрал музыковед Ахмет Жубанов.
В конце ХХ в. на месте погребения кюйши возведен мавзолей, а в XXI веке появились памятники на улицах и площадях Атырау, Актау и Алматы.
Правительство Казахстана подарило Астрахани в честь ее 450-летия скульптуру, которая изображает музыканта сидящим на коне и с домброй в руках.
В 1993 году Казахстан впервые в новейшей истории выпустил национальную валюту. На банкноте достоинством 5 тенге было изображение Курмангазы. А в 1998 году появилась казахская почтовая марка с его портретом.
Так, именем Курмангазы в современном Казахстане названы Государственный академический оркестр и консерватория, конкурс традиционных музыкальных исполнителей, музыкальные школы для детей и конкурсы юных талантов.
В Астрахани с 2017 г. проходит региональный конкурс юных исполнителей на домбре.
В Южной столице Казхстана Алматы, в Уральске, Астрахани и Атырау есть улицы и площади, которые носят имя Курмангазы.
Народ Казахстана свято хранит память о великом домбристе Курмангазы Сагырбайулы, а произведения великого кюйши и в наши дни считаются шедеврами народной музыки, которые вдохновляют различные поколения казахов.
Уникальная подборка новостей от нашего шеф-редактора
Домбра Курмангазы
Имя Курмангазы Сагырбаева (1823-1896) дорого нам прежде всего тем, что в нём сочеталось слово и дело. Он был и великим кюйшистом – поэтом и музыкантом, композитором, и национальным героем. Песни его звали на подвиг, и в этом подвиге по освобождению своего народа он участвовал лично.
“В истории каждого народа есть имена, одно упоминание о которых рождает у человека необъяснимый трепет сердца, светлые чувства, полет мысли к возвышенному. Таково имя классика казахской музыкальной культуры, композитора-самородка, человека-бунтаря Курмангазы Сагырбаева.
Не случайно современные поэты Астрахани посвящают Сагырбаеву стихи. Одним из таких посвящений стало стихотворение «Чародей из Алтынжара» Владимира Ерофеева:
Курмангазы в моей судьбе,
В судьбе простых людей.
Здесь, на холме Ата-тюбе,
Вознёсся мавзолей.
Он белым лебедем летит
Над степью, над рекой.
Народы наши он роднит,
Мир бережёт, покой.
Наш композитор-чародей
С аула Алтынжар
Оставил жар души своей,
Тепло и песни в дар.
И песни те нашли приют
В святых людских сердцах,
Их нынче с гордостью поют
И русский, и казах.
Край Астраханский – дружбы стан,
Согласия исток.
Поют Россия, Казахстан,
И Запад, и Восток.
Чарующие звуки струн
Мир покорить смогли.
Он жив. Он с нами. Вечно юн –
Великий сын земли.
Цвети, мой край, в веках живи,
Не знай беды-грозы.
Пой, пой о счастье, о любви,
Домбра Курмангазы!
В музыкальной культуре современности первым поднял на щит имя Сагырбаева советский музыковед, композитор, дирижёр, народный артист Казахской ССР, академик АН Казахской ССР Ахмед Жубанов (1906 – 1968). Он был первым руководителем оркестра народных инструментов Алматы.
Такие произведения Жубанова, как «Струны столетий», «Соловьи столетий», «Курмангазы», «Жизнь и творчество казахских народных композиторов», «Музыкальная культура казахского народа», «Ан кюй сапары» («Путешествие по песням и кюям») можно встретить в домашней библиотеке любого исследователя, интересующегося вопросами казахской народной музыки. Труды Жубанова давно стали необходимым источником и для литературной работы. Ахмет Жубанов, ревностно оберегавший наследие народной музыки, до самого последнего дня своей жизни ни на мгновенье не переставал думать о её судьбе, судьбе музыки, ставшей идеалом его жизни.
По меткому выражению Ахмета Жубанова, «Курмангазы был художником современным, в лучшем смысле этого слова, певцом силы и красоты человека, борющегося за свои права и не склонившего головы перед испытаниями, таким, каким был в поэзии великий Абай» («Струны столетий»).
И действительно, Курмангазы, пройдя тяжёлый жизненный путь казаха-бедняка, не смирился со своим бесправным положением и оставался певцом силы и красоты человека, борющегося за свои права.
Так в тёмные годы царского угнетения, в годы гонения, преследования и ареста местными властями, композитор Сагырбаев ни на минуту не оставлял свою любимую домбру, не переставал сочинять кюи.
В трудные минуты прощания с родными, в застенках тюремных камер, в дни побега и в дни отчаяния, в часы тревоги и гнета родились и быстро разнеслись по казахской степи кюи Курмангазы «Кайран шешем» («О моя мать»), «Лаушкеи» («Лавочкин»), «Аман бол, шешем, аман бол» («До свидания, мама, до свидания»), «Турмеден кашкан» («Бегство из тюрьмы»), «Ксен ашкан» («Освобождение из цепей»), «Арба соккан» («Тряска телеги»), «Бозшолак» («Сивый куцый»), «Терезсден, есиктен» («Ни из окна, ни из дверей»), «Перауски марш» («Перовский марш»), «Ак-бай», «Ертен кетем» («Завтра убегу») и другие.
Хранителями традиций народной домбровой школы Курмангазы явились последующие поколения кюйши, донесшие до нашего времени богатое наследие выдающегося народного композитора.
Музыкальное наследие Курмангазы творчески используется в оперных, симфонических, инструментальных, песенно-хоровых и фортепианных произведениях композиторов Казахстана.
Одним из главных хранителей и популяризаторов кюев Курмангазы Сагырбаева является заслуженный коллектив Республики Казахский Академический оркестр народных инструментов, названный его именем.
В 1961 г. были изданы отдельным сборником сочинения Курмангазы под названием «Кюи», составителем и музыкальным редактором которого был профессор А. Жубанов. В сборник вошел пятьдесят один кюй, комментарии к этим кюям. Когда отмечалось 175-летие со дня рождения знаменитого народного композитора, издательство «Онер» подготовило второй сборник его кюев под названием «Сары-Арка», куда помимо ранее изданных вошли около двадцать кюев, записанных за последние годы.
Музыкальное искусство Курмангазы Сагырбаева сегодня живёт и на земле астраханской. В областной государственной филармонии регулярно проводятся концерты домбристов наших дней. Сольные выступления под названием «Золотая домбра» домбриста-виртуоза, лауреата международных, всероссийских и региональных конкурсов Бийсолтана Джамалова в городе и области проходят с большим успехом.
Однажды взяв в руки домбру, Бийсолтан Джамалов ещё не подозревал, что свяжет с ней свою судьбу, что станет она для него не только профессией и любимым инструментом, но и большим другом, которому он будет доверять все свои чувства и переживания, выражать с её помощью мысли и настроение.
Домбра на таких вечерах звучит по-разному – лирично и темпераментно, мощно и проникновенно, рассказывает она зрителям о бескрайних казахских степях, о жизни кочевников, думах и чаяниях степного народа. В степных напевах домбры можно уловить шелест трав и звон ручьев, ликование птичьих хоров, ржание лошадей и стук копыт. Мастерски владея всеми приёмами, талантливый музыкант показывает виртуозную игру на этом истинно народном инструменте, демонстрируя домбровую музыку во всём её многообразии.
Апофеозом таких концертов становятся выступления этнофольклорного ансамбля нового времени «Алтын орда» (Золотая орда), созданного Бийсолтаном Джамаловым. Участники проекта показывают великолепную игру на старинных национальных музыкальных инструментах: шын-кобыз, сазсырнай, кыл кобыз, бубен, дауллаз, которые сегодня незаслуженно забыты. Публике представляется уникальная возможность услышать и увидеть воочию продолжение дела великого Курмангазы, приобщиться к древней культуре кочевого казахского народа. Так не прерывается связь истории и современности казахского народа.
Аудио: звучит «Коныл Толкыны» Курмангазы Сагырбаева: