орлов вузовский учебник по истории
Читать онлайн «История России»
Автор Александр Орлов
Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова
А. С. Орлов, В. А. Георгиев,
Н. Г. Георгиева, Т. А. Сивохина
ИСТОРИЯ
РОССИИ
Научно-методическим советом университетов
Российской Федерации по истории
в качестве учебника для вузов
УЧЕБНИК
переработанное и дополненное
«ПРОСПЕКТ»
Москва
2001
А. С. Орлов, В. А. Георгиев, Н. Г. Георгиева, Т. А. Сивохина
ИСТОРИЯ РОССИИ С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН ДО НАШИХ ДНЕЙ
А. С. Орлов, В. А. Георгиев, Н. Г. Георгиева, Т. А. Сивохина. История России с
древнейших времен до наших дней. Учебник. Издание второе, переработанное и
дополненное. — М. : ПБОЮЛ Л. В. Рожников, 2001.
В учебнике изложена история России с древнейших времен до наших
дней с учетом новейших данных, накопленных исторической наукой.
Учебник предназначен для студентов высших учебных заведений, всех
интересующихся историей Отечества и тех, кто хочет успешно подготовиться
к экзамену по данному предмету.
Лицензия ИД № 00643 от 05. 01. 2000 г.
Подписано в печать 13. 08. 2001. Формат 60×90
Печать офсетная. Печ. л. 32,5. Тираж 40 000 экз. Заказ №0111270.
ПБОЮЛ Л. В. Рожников.
107207, г. Москва, Уральская, 6-3-4.
Отпечатано в полном соответствии с качеством
в ОАО «Ярославский полиграфкомбинат»
150049, Ярославль, ул Свободы, 97
© Коллектив авторов, 2001
ВВЕДЕНИЕ
Прошлое не исчезает, а продолжает жить в накопленном опыте
социальной жизни. Обобщение и обработка накопленного человече
ского опыта — первейшая задача истории.
«Historia est magistra vitae» («История — наставница жизни»),— го
ворили древние. И действительно, люди всегда, особенно в перелом
ные периоды жизни человечества, в гигантской лаборатории мирового
социального опыта пытаются найти ответ на жгучие вопросы совре
менности. На исторических примерах люди воспитываются в уваже
нии к вечным, непреходящим человеческим ценностям: миру, добру, справедливости, свободе, равенству, красоте.
Выдающийся русский историк, профессор Московского универси
тета В, О. Ключевский остроумно заметил в одной из своих дневни
ковых записей, что, хотя и говорят о том, что история никого и ни
чему не научила, жизнь, однако, еще больше мстит тому, кто совсем
не знает истории. Знаменитый ученый, великолепный лектор и ост
рослов писал: «Не цветы виноваты в том, что слепой их не видит.
История учит даже тех, кто у нее не учится: она проучивает их за
невежество и пренебрежение». Хотелось бы напомнить еще один
афоризм: ч Перейти на страницу
Орлов вузовский учебник по истории
А. С. Орлов, А. Ю. Полунов, Ю. Я. Терещенко
ОСНОВЫ КУРСА ИСТОРИИ РОССИИ
© Коллектив авторов, 2008
История России является частью всемирной истории, под которой понимается путь, пройденный человечеством в целом за многие тысячелетия своего существования.
Предмет исторической науки
В современном мире специалисты насчитывают более 2,5 тыс. наук. Их обычно делят на науки, изучающие природу (естественные) и общество (общественные или гуманитарные). Сразу же подчеркнем условность такой классификации научного знания, необходимой больше для удобства объяснения. Многие науки изучают процессы, происходящие на стыке наук как в природе, так и в обществе. Например, философия изучает наиболее общие законы как природы, так и общества.
Как объект изучения человеческое общество исследуют и экономисты, и юристы, и филологи, и социологи, и политологи, и, конечно, историки. Каждая из этих наук имеет свой предмет изучения. Экономика изучает хозяйственный механизм, юристы — правовые институты, филологи — язык и т. д. Что же изучает история?
Термин, давший название истории как одной из наук, изучающих человеческое общество, греческого происхождения. Он имеет несколько значений. В дословном переводе он означает повествование, рассказ о том, что было узнано, исследовано. В обыденной жизни его употребляют как синоним слова «рассказ» или «происшествие». Употребляют этот термин и как обозначение всякого процесса в природе и обществе (все, что претерпевает изменения, развивается во времени, имеет свою историю).
Термин «история» используется также для названия одной из гуманитарных наук, изучающих человеческое общество. История — это наука, исследующая прошлое человеческого общества во всей пространственной его конкретности и многообразии с целью понимания настоящего и тенденций развития в будущем. История пытается воскресить прошлое, изучить его в движении, открыть законы этого движения.
Музой — покровительницей истории называют дочь Зевса и богини памяти Мнемозины — Клио, которую изображают со свитком в руках. «Отцом истории» считают древнегреческого писателя Геродота, жившего в V в. до н. э. Труд Геродота «История» был посвящен греко-персидским войнам, борьбе греческого и восточного мира. Он начинался знаменательными словами о необходимости всестороннего изучения прошлого: «Здесь Геродот из Геликарнаса излагает то, что ему удалось узнать, дабы дела человеческие не были повергнуты в забвение временем и дабы великие, дивные деяния, совершенные как эллинами, так и варварами, не утратили своей славы».
«Historia est magistra vitae» («История — наставница жизни»), говорили древние. И действительно, люди всегда, особенно в переломные периоды жизни человечества, в гигантской лаборатории мирового социального опыта пытаются найти ответы на жгучие вопросы современности. На исторических примерах люди воспитываются в уважении к вечным, непреходящим человеческим ценностям.
Знание прошлого своего народа и всего человечества — необходимое условие, характеризующее человека образованного, культурного, цивилизованного. История — фундамент гуманитарного образования, одна из важнейших форм самосознания людей.
Опытом истории стремятся воспользоваться противоборствующие политические силы. Ссылками на историю они обосновывают свои действия. Поэтому в истолковании тех или иных исторических событий наблюдается непрекращающаяся борьба различных идей и мнений. Заинтересованность людей в результатах изучения своего прошлого дает основания для скептического отношения к истории как к науке, объективно оценивающей события и законы исторического развития. Часто можно услышать справедливые слова о том, что каждое поколение, каждая партия переписывает историю заново, что это «политика, опрокинутая в прошлое».
Скептики также утверждают, что в век научно-технической революции история только тогда станет наукой, когда примет методы и математическую точность естественных наук. При этом обычно ссылаются на Леонардо да Винчи, который считал, что степень научности знания соотносится с мерой ее математизации. Существует и прямо противоположное утверждение: между методами истории и естественными науками нет ничего общего. По этой точке зрения, если естественные науки объясняют мир, то историки пытаются его понять путем сопереживания и проникновения в психику людей. В этом случае история понимается как субъективный взгляд на прошлое, которое не может быть достоверно научно воссоздано.
История России. Учебник. 4-е издание
Возрастное ограничение: | 0+ | |
Жанр: | История | |
Издательство: | Проспект | |
Дата размещения: | 08.02.2013 | |
ISBN: | 9785392025015 | |
Язык: | | |
Объем текста: | 713 стр. | |
Формат: |
|
Оглавление
Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу
ВВЕДЕНИЕ
Прошлое не исчезает, а продолжает жить в накопленном опыте социальной жизни. Обобщение и обработка накопленного человеческого опыта — первейшая задача истории.
«Historia est magistra vitae» («История — наставница жизни»),— говорили древние. И действительно, люди всегда, особенно в переломные периоды жизни человечества, в гигантской лаборатории мирового социального опыта пытаются найти ответ на жгучие вопросы современности. На исторических примерах люди воспитываются в уважении к вечным, непреходящим человеческим ценностям: миру, добру, справедливости, свободе, равенству, красоте.
Выдающийся русский историк, профессор Московского университета В. О. Ключевский остроумно заметил в одной из своих дневниковых записей, что, хотя и говорят о том, что история никого и ничему не научила, жизнь, однако, еще больше мстит тому, кто совсем не знает истории. Знаменитый ученый, великолепный лектор и острослов писал: «Не цветы виноваты в том, что слепой их не видит. История учит даже тех, кто у нее не учится: она проучивает их за невежество и пренебрежение». Хотелось бы напомнить еще один афоризм: «Ложь в истолковании прошлого приводит к провалам в настоящем и готовит катастрофу в будущем».
История — одна из важнейших форм самосознания людей. Опытом истории стремятся воспользоваться противоборствующие политические силы. Ссылками на историю они обосновывают свои действия. Поэтому в истолковании тех или иных исторических событий наблюдается непрекращающаяся борьба различных идей и мнений.
Заинтересованность людей в результатах изучения своего прошлого дает определенные основания для скептического отношения к истории как к науке, объективно оценивающей события и законы исторического развития. Часто можно услышать слова о том, что история используется для обоснования целей политической борьбы, что каждое поколение, каждая партия переписывают историю заново, что это «политика, опрокинутая в прошлое». Высказывается точка зрения, что прошлое можно объективно познать, лишь изолировавшись от современности. Скептики также утверждают, что в век научно-технической революции история только тогда станет наукой, когда примет методы и математическую точность естественных наук. Наконец, в качестве аргумента о несостоятельности истории как науки приводится мысль о невозможности реконструкции безвозвратно исчезнувшего прошлого из-за непрезентативности (непредставительности) сохранившихся источников о реально происходивших событиях.
История России. Учебник. 4-е издание
Читать фрагмент.
Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. История России. Учебник. 4-е издание
Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. История России. Учебник. 4-е издание
Читать фрагмент.
Внимание! Авторские права на книгу «История России. Учебник. 4-е издание» (Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А.) охраняются законодательством!
Александр Орлов: Основы курса истории России (Учебник. 2-е издание)
Здесь есть возможность читать онлайн «Александр Орлов: Основы курса истории России (Учебник. 2-е издание)» весь текст электронной книги совершенно бесплатно (целиком полную версию). В некоторых случаях присутствует краткое содержание. Город: Москва, год выпуска: 2008, ISBN: 978-5-900451-40-4, издательство: Проспект, категория: История / sci_textbook / на русском языке. Описание произведения, (предисловие) а так же отзывы посетителей доступны на портале. Библиотека «Либ Кат» — LibCat.ru создана для любителей полистать хорошую книжку и предлагает широкий выбор жанров:
Выбрав категорию по душе Вы сможете найти действительно стоящие книги и насладиться погружением в мир воображения, прочувствовать переживания героев или узнать для себя что-то новое, совершить внутреннее открытие. Подробная информация для ознакомления по текущему запросу представлена ниже:
Основы курса истории России (Учебник. 2-е издание): краткое содержание, описание и аннотация
Предлагаем к чтению аннотацию, описание, краткое содержание или предисловие (зависит от того, что написал сам автор книги «Основы курса истории России (Учебник. 2-е издание)»). Если вы не нашли необходимую информацию о книге — напишите в комментариях, мы постараемся отыскать её.
Александр Орлов: другие книги автора
Кто написал Основы курса истории России (Учебник. 2-е издание)? Узнайте фамилию, как зовут автора книги и список всех его произведений по сериям.
Возможность размещать книги на на нашем сайте есть у любого зарегистрированного пользователя. Если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия, пожалуйста, направьте Вашу жалобу на info@libcat.ru или заполните форму обратной связи.
В течение 24 часов мы закроем доступ к нелегально размещенному контенту.
Основы курса истории России (Учебник. 2-е издание) — читать онлайн бесплатно полную книгу (весь текст) целиком
Ниже представлен текст книги, разбитый по страницам. Система сохранения места последней прочитанной страницы, позволяет с удобством читать онлайн бесплатно книгу «Основы курса истории России (Учебник. 2-е издание)», без необходимости каждый раз заново искать на чём Вы остановились. Поставьте закладку, и сможете в любой момент перейти на страницу, на которой закончили чтение.
При работе с книгой рекомендуем пользоваться Атласом по истории России. Границы государств, города, торговые пути, транспортные артерии, природно-климатические зоны, промышленные и хозяйственные районы, места сражений и социальных конфликтов, названные в книге, необходимо отыскать на карте, что позволит лучше понять ход исторического процесса.
Введение, главы 1–15 написаны А. С. Орловым, главы 16–34 — А. Ю. Полуновым, главы 35–45 — Ю. Я. Терещенко. Хронологические таблицы, схемы составлены А. С. Орловым, А. Ю. Полуновым, Ю. Я. Терещенко.
Издательство выражает огромную признательность академику И. Д. Ковальченко, поддержавшему идею создания данной книги. Авторы благодарят также коллег по кафедрам отечественной истории исторического факультета Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова, которые своими советами, замечаниями, рекомендациями содействовали подготовке книги к изданию.
РАЗДЕЛ I. РОССИЯ С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН ДО КОНЦА XVIII В
ГЛАВА 1. ПЕРВОБЫТНО-ОБЩИННЫЙ СТРОЙ И РАБОВЛАДЕЛЬЧЕСКИЕ ГОСУДАРСТВА НА ТЕРРИТОРИИ НАШЕЙ СТРАНЫ
Современная наука утверждает, что все многообразие нынешних космических объектов возникло около 20 млрд лет назад. Солнце возникло 10 млрд лет назад. Наша Земля имеет возраст 4,6 млрд лет. Примерно через один миллиард лет на Земле появились микроорганизмы. Ученые полагают, что рыбы существуют около 500 млн лет, первые растения на суше — около 450 млн лет, млекопитающие — 150 млн лет.
В результате археологических раскопок на территории Восточной Африки были обнаружены останки человека, жившего около 3 млн лет назад. Сейчас принято считать, что человек именно тогда начал выделяться из животного мира.
Древнейшие предки современного человека походили на человекообразных обезьян. Однако в отличие от животных они умели производить орудия труда. В научной литературе этот тип человека-обезьяны получил название homo habilis — человек умелый. Условия жизни заставляли людей объединяться в первобытные стада. От «человека умелого» до «человека разумного» (homo sapiens) лежит длительный исторический период. Последний сложился примерно 40–30 тыс. лет назад.
Это было время формирования человека (антропогенез, от греч. «антропос» — человек, «генезис» — происхождение) и формирования человеческого общества (социогенез, от лат. «социетас» — общество). Периодизация истории человечества на стадии первобытнообщинного строя довольно сложна, известно несколько ее вариантов.
Чаще всего пользуются археологической схемой ее периодизации. В соответствии с этой схемой история человечества делится на три больших этапа в зависимости от материала, из которого изготовлялись используемые человеком орудия труда (каменный век: 3 млн лет назад — конец III тысячелетия до н. э.; бронзовый век: с конца III тысячелетия до н. э. — I тысячелетие до н. э.; железный век — с I тысячелетия до н. э.).
Первобытнообщинный строй — самый длительный период истории человечества. Он начинается с первых шагов формирования на Земле человеческого общества и завершается у различных народов в разное время складыванием классового общества и возникновением государства. Эпоха первобытнообщинного строя — это время, когда люди использовали орудия труда, изготовленные главным образом из камня. Первобытнообщинную стадию характеризуют весьма низкий уровень развития производительных сил, примитивные формы коллективного хозяйства, родовые отношения, отсутствие классов, классовой борьбы и государства, зарождение первых, еще смутных, религиозных представлений.
Ход и этапы заселения территории нашей страны могут быть рассмотрены применительно к общей периодизации истории первобытнообщинного строя.
Становление первобытно-общинного строя
Ранний палеолит. Древнейший период в истории каменного века получил название «палеолит» (от греч. «палайос» — древний, «литос» — камень). Следующие периоды — мезолит, неолит («мезос» — средний, «неос» — новый). В период палеолита первобытные люди занимались охотой и собирательством и пользовались примитивными орудиями труда из дерева и камня — ручными рубилами и осколками камней.
Настоящее пособие написано специалистами по различным периодам отечественной истории — преподавателями и аспирантами исторического факультета Московского государственного университета им. М.В.Ломоносова.
Пособие составлено в соответствии с современными требованиями к вступительному экзамену по истории Отечества. В книгу включены основные факты, знание которых необходимо для абитуриента. Оценка событий приводится на основе идей, разделяемых большинством ученых. В пособии учтены изменения, произошедшие в последние годы в подходе к российской истории. В то же время авторы стремились держаться максимально сбалансированных точек зрения на важнейшие события и процессы.
Пособие снабжено вспомогательными материалами, облегчающими работу абитуриента. Это хронологические и династические таблицы, списки руководителей Советского государства, схемы устройства государственных органов России и другие. В тексте выделены основные понятия и даты.
Помимо помощи абитуриенту настоящая книга может послужить ключом к более глубокому изучению истории.
В пособии кратко характеризуются наиболее важные исторические источники, знакомство с которыми позволяет, проникнуть в творческую лабораторию историка, узнать, на основании каких данных реконструируются различные эпизоды, насколько обоснованно ученые могут судить об исторических событиях и процессах.
В ряде случаев приводятся замечания историографического плана, излагаются различные мнения, существующие в науке по наиболее спорным вопросам отечественного прошлого.
Скачать doc
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России. Купить эту книгу
ДРЕВНЯЯ РУСЬ
Источники
Тема I. ВОСТОЧНЫЕ СЛАВЯНЕ В ДРЕВНОСТИ
I. Происхождение восточных славян
2. Хозяйство
3. Социальный строй
4. Культура восточных славян
ТЕМА II. ДРЕВНЕРУССКОЕ ГОСУДАРСТВО
1. Образование Древнерусского государства
2. Социально-экономическое развитие
3. Политика первых киевских князей
4. Раннефеодальная монархия
5. Внешняя политика
6. Культура
Тема III. РУСЬ В ПЕРИОД ФЕОДАЛЬНОЙ РАЗДРОБЛЕННОСТИ
1. Причины перехода к феодальной раздробленности
2. Крупнейшие земли Руси в эпоху феодальной раздробленности
3. Культура
Тема IV. БОРЬБА РУСИ С ВНЕШНИМИ ВТОРЖЕНИЯМИ В XIII в.
1. Борьба против вторжений с Запада
2. Образование Монгольской державы
3. Монголо-татарское нашествие на Русь
4. Ордынское иго
ТЕМА VI. РОССИЯ В XVI в.
I. Социально-экономическое развитие
2. Внутренняя политика
3. Внешняя политика.
4. Опричнина
5. Культура
Тема VII. РОССИЯ НА РУБЕЖЕ XVI-XVII вв. СМУТНОЕ ВРЕМЯ
1. Россия накануне смуты
2. Россия в годы смуты
РОССИЯ В XVII-XVIII вв.
Источники
Тема VIII. РОССИЯ В XVII В.
1. Социально-экономическое развитие
2. Народные движения. Утверждение крепостного права
3. Внутренняя политика
4. Внешняя политика
5. Культура
Тема IX. ПЕТРОВСКИЕ РЕФОРМЫ
I. Внешняя политика
2. Социально-экономические преобразования
3. Административные реформы
РОССИЯ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX В.
Источники
Тема XI. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РОССИИ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX В.
1. Территория и население
2. Экономика
Тема XII. ОБЩЕСТВЕННОЕ И ПОЛИТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РОССИИ В ПЕРВОЙ ЧЕТВЕРТИ XIX в.
1. Внутренняя политика
2. Внешняя политика
3. Движение декабристов
Тема XIV. КУЛЬТУРА РОССИИ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX в.
1. Просвещение и наука
2. Литература и искусство
РОССИЯ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX В.
Источники
Тема XV. ОБЩЕСТВЕННОЕ И ПОЛИТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РОССИИ В 1855-1881 гг.
1. Внутренняя политика. Великие реформы
2. Общественное движение
3. Внешняя политика
Тема XVI. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РОССИИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX в.
1. Сельское хозяйство
2. Промышленность и торговля
3. Социальный строй
Тема XVII. ОБЩЕСТВЕННОЕ И ПОЛИТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РОССИИ в 1881- 1894 г.г.
1. Внутренняя политика
2. Общественное движение
3. Внешняя политика
Тема XVIII. КУЛЬТУРА РОССИИ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX в.
1. Просвещение и печать
2. Наука
3. Литература и искусство
Тема XX. Русская культура начала XX в.
1.Просвещение
2.Литература
3.Живопись
4.Музыка
5.Архитектура
НАШЕ ОТЕЧЕСТВО В 1917-1991 гг.
Источники
Тема XXI. РЕВОЛЮЦИОННЫЙ 1917 ГОД: ОТ ФЕВРАЛЯ К ОКТЯБРЮ
1. Позиции политических партий России
2. Первые действия Временного правительства
3. Обострение политической ситуации летом 1917г.
4. Выступление генерала Корнилова
5. Большевики берут власть
Тема XXIII. РОССИЯ В ГОДЫ ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ
1. Военные действия
2. Советский тыл
3. Политика белых правительств
Тема XXIV. СОВЕТСКОЕ ГОСУДАРСТВО В ПЕРИОД НЭПа.1920-е годы
1. От «военного коммунизма» к новой экономической политике
2. Политическое развитие и внутрипартийная борьба в 20-е годы
3. Внешняя политика в 20-е годы
Тема XXV. СССР В ЭПОХУ «БОЛЬШОГО СКАЧКА», КОНЕЦ 1920-Х-1941 гг.
1. Индустриализация
2. Коллективизация сельского хозяйства
3. Политическое развитие и внутрипартийная борьба в 1930-е годы
4. Развитие культуры в 30-е годы
5. Внешняя политика
6. СССР накануне войны
Тема XXVI. ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА 1941-1945гг.
1. Боевые действия на фронте
2. Борьба в тылу врага
3. Советский тыл в годы войны
4. Внешняя политика СССР в годы войны
Тема XXVII. СССР В 1945-1953 гг.
1. Международное положение и внешняя политика СССР
2. Экономика
3. Общественно-политическая и культурная жизнь
Тема XXVIII. СССР В 1953-1964 гг.
1. Экономика
2. Общественно-политическое развитие
3. Внешняя политика СССР
Тема XXIX. СССР В 1964-1985 гг.
1. Экономика
2. Общественно-политическое развитие
3. Международное положение и внешняя политика СССР
Тема XXX. СССР В 1985-1991 гг. ПЕРЕСТРОЙКА
1. Экономические преобразования
2. Политическое развитие
3. Национальный вопрос
4. Внешняя политика
РОССИЯ в 1992-2002 гг.
Источники
Тема XXXI. РОССИЯ В ПЕРИОД РЫНОЧНОЙ РЕФОРМЫ. 1992-2002 гг.
1. Социально-экономическое развитие
2. Общественно-политическое развитие
3. Внешняя политика
ХРОНОЛОГИЧЕСКАЯ ТАБЛИЦА
РУКОВОДИТЕЛИ СОВЕТСКОГО ГОСУДАРСТВА И РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Субъекты Российской Федерации