ороктойский мост горный алтай история
Ороктойский мост
Ороктойский мост — автомобильный мост через Катунь в 40 километрах от Чемала. Мост расположен между населёнными пунктами Ороктой и Эдиган. Самый «инстаграмный» мост Горного Алтая.
История Ороктойского моста
Современная история «Ороктойского» моста берёт своё начало в 90-х годах XX века, когда после наводнения был разрушен старый деревянный мост через Катунь. Какое-то время жители села Ороктой переправлялись через реку на люльке, прицепленной к натянутым канатам. Кстати, если внимательно присмотреться к руслу реки, то можно увидеть остатки опоры предыдущего моста.
И только в 1997 году администрация республики Алтай выделила средства на строительство нового, современного моста. Возглавил строительство моста Яныканов В.Л. Мост имеет «подвесную» конструкцию, его длинна составляет 121 метр, а главный и основной пролёт достигает 70 метров.
Во время очень сильного паводкового наводнения в 2014 году, которое унесло за собой множество Алтайских мостов, «Ороктойский» мост выстоял, хотя частично уходил под воду.
Ороктойский мост Горный Алтай
Инженерное сооружение получило своё название от алтайского горного села Ороктой, которое находится в 12 км от моста на левом берегу Катуни. Население Ороктоя составляет менее 200 человек. Словосочетание «орок-той» дословно переводится с алтайского как «свадьба в яме», характеризуя старинную традицию жителей поселка проводить общий обряд для всех молодоженов. Перевод села Эдиган звучит еще интереснее — «пьяная деревня». Несмотря на говорящее название поселения, алкоголь здесь даже не продают.
Глубина катуни под Ороктойским мостом составляет 70 метров — самое глубокое место на реке. Кроме того, здесь еще и самое узкое место Катуни. Ширина русла от 20 до 45 метров.
Тельдекпенские пороги — еще одна уникальное творение природы, которым вы можете полюбоваться с Ороктойского моста. Пороги находятся в длинном скальном коридоре, представляющем собой глубокую тектоническую трещину, образовавшуюся в известняках кембрия. Высота отвесных скальных стенок черного цвета достигает 5-10 м. Сила и мощность порогов могут сильно варьироваться: в период таяния ледников — в мае-июне — они представляют немалую опасность, по малой воде хорошо проходимы. Тельдекпенские пороги относятся к III-ей категории сложности, водные туристы подразделяют их на Тельдекпень 1 и Тельдекпень 2 (иногда их называют попросту — «Пнями»). Для них характерно наличие мощных подводных течений, водоворотов, турбулентности, «водяных грибов», «бочек».
У местных жителей есть легенда о происхождении Тельдекпенских порогов. Согласно легенде камни являются строительным материалом, которые принес алтайский богатырь Сартыкпай в подоле лисьей шубы. Силач хотел помочь людям и возвести переправу через Катунь, но попытка оказалась неудачной. В сердцах горе-строитель раскидал камни во все стороны, в результате чего и появились Тельдекпенские пороги (в народе «Пни»).
Ороктойский мост на карте
Ороктойский мост как доехать
Доехать до Ороктойского моста очень просто. От Чемала двигаемся в сторону села Еланда. Не доезжая 3 км до него будет живописное ущелье Че-Чкыш. Проезжаем Еланду по главной дороге и продолжаем свое движение в направлении села Куюс. Покрытие — асфальт, сменяющийся гравийной дорогой. Будьте аккуратны! Местами дорога сужается и разъехаться двум машинам непросто. Учтите, что связь после Чемала может не работать.. Вы проедете Еландинские пороги, петроглифы, несколько штольней. Вся дорога пролегает вдоль Катуни — пейзажи не передают радовать глаз, а еще можно устроить отличный пикник прям на берегу реки. В период цветения маральника поездка на Ороктойский мост порадует вас большим количеством цветущих кустарников.
Координаты Ороктойского моста 51.123001° 86.165294°
Расстояние от Чемала до Ороктойского моста составляет 40 километров.
Расстояние от Аи до Ороктойского моста составляет 129 километров.
Расстояние от Горно-Алтайска до Ороктойского моста составляет 150 километров.
Расстояние от Бийска до Ороктойского моста составляет 250 километров.
Ороктойский мост фото
Любители и любительницы похвастаться красивыми фотографиями Алтая не пропускают это по истине дивное место.
Невероятно красивый ландшафт вулканического происхождения окружает данное место. Застывшая вулканическая лава придала этому месту особенную красоту, второго такого места на Алтае просто нет.
Фотосессия на Ороктойском мосту может занять значительное время в вашем путешествии. Имейте ввиду, что в дневное время тут может быть большое количество туристов и сделать красивые кадры может быть довольно проблематично.
Здесь красиво в любое время года
Что ж, надеемся наша статья была полезна для вас! Ороктойский мост и Тельдекпенские пороги очень популярные локации для самостоятельного путешествия и различных туров, ведь добраться сюда очень легко! Приятной поездки!!
Ороктойский мост
Висячий автомобильный Ороктойский мост соединяет два берега реки Катунь в самом узком и глубоком ее месте. На данный момент является единственным «связующим звеном» между деревнями Ороктой и Эдиган, которые находятся на расстоянии 37 км друг от друга. К мосту съезжаются туристы со всех уголков Алтая — из Чемала, Бийска, Горно-Алтайска. Изящная переправа включена практически во все автобусные и водные туры по Горному Алтаю.
Ороктойский мост был построен, торжественно открыт и введен в эксплуатацию в 1997 году, спустя несколько лет после разрушения половодьем предыдущего мостового перехода. Строительством руководил инженер Яныканов В. Л. Висячая конструкция опирается на железобетонные опоры, закрепленные в отвесных скалах высотой около 10 м. Основной пролет имеет длину 70 м, тогда как все сооружение — 120 м.
До появления нового моста жителям Ороктоя и Эдигана долгое время приходилось переправляться через Катунь в металлической люльке, которая перемещалась между скалистыми берегами по натянутым канатам.
Ороктойский мост на карте
Ороктойский мост находится в Горном Алтае в Чемальском районе рядом с Чемальским трактом. Ближайшие населенные пункты — Эдиган, Ороктой, Еланда, Куюс, Толгоек, Уожан, Чемал и Аюла. Расстояние от Барнаула составляет 410 км, от Бийска — 250 км, от Горно-Алтайска — 150 км, от Чемала — 40 км. Достопримечательность находится в 40 км от проходящего параллельно Катуни Чуйского тракта. За селом Ороктой расположен Ороктойский перевал и две Ороктойские пещеры — ледяная и карстовая.
Инженерное сооружение получило свое название от алтайского горного села Ороктой, которое находится в 12 км на левом берегу Катуни. Его население составляет менее 200 коренных жителей, занимающихся охотой и шишкарством (сбором кедровых шишек). Словосочетание «орок-той» дословно переводится с алтайского как «свадьба в яме», характеризуя старинную традицию жителей поселка проводить общий обряд для всех молодоженов. Перевод села Эдиган звучит еще интереснее — «пьяная деревня». Несмотря на говорящее название поселения, алкоголь здесь даже не продают.
Местные жители перегоняют через Ороктойский мост скот, ходят пешком и с осторожностью ездят на легковых авто и УАЗиках. Автомобильное движение возможно только в какую-либо одну сторону. По документам конструкция выдерживает до 8 тонн, но проверять максимальную грузоподъемность моста никто не решается из-за его достаточно «преклонного» возраста. В 2019 г. правительство приняло решение взять столь важное сооружение Чамальского района на баланс, что позволит провести обследование и необходимые ремонтные работы.
Маршрут от Эдигана до Ороктоя через Ороктойский мост на Google-карте
Катунь под Ороктойским мостом
Внизу бурлит своенравная Катунь, способная снести любую преграду на своем пути. Менее надежного деревянного предшественника Ороктойского моста река смела во время одного из наводнений, которые время от времени случаются по весне или после сильных дождей. В один из таких паводков в мае 2014 г. вода полностью закрыла мост, который выдержал мощный натиск и устоял.
Под мостом находится самое узкое место Катуни, которой приходится буквальным образом протискиваться сквозь «бутылочное горлышко» Тельдекпенских порогов. Ширина каменистого коридора составляет всего 20 м. Дальше по течению река расширяется до 40–50 м. Самое глубокое место реки так же находится здесь.
Стоит отметить, что это далеко не мировой рекорд, он принадлежит реке Конго (наибольшая глубина 220 м).
Берега Катуни в районе Ороктойского моста — черные лавовые скалы причудливой формы, появившиеся здесь тысячелетия назад после извержения вулкана. На некоторых скальных участках есть «ванночки» — заполненные водой выемки, в которых любят купаться туристы и местные жители.
Тельдекпенские пороги
Под Ороктойским мостом то и дело проплывают байдарочники-экстремалы, которые яростно сражаются с мощными водоворотами Тельдекпенских порогов (IV категория сложности). Естественные препятствия образованы узким скальном коридором, который представляет собой трещину в отроге Куминского хребта. Во время прохождения этого участка реки водные туристы сталкиваются со всеми «прелестями» водных порогов Катуни, в числе которых — ямы со встречным током воды (бочки), воронки, шиверы и «водяные грибы».
Панорама Ороктойского моста и Тельдекпенских порогов на Google-картах
Легенда
У местных жителей есть своя версия о происхождении скального коридора под Ороктойским мостом. Согласно легенде камни являются строительным материалом, которые принес алтайский богатырь Сартыкпай в подоле лисьей шубы. Силач хотел помочь людям и возвести переправу через Катунь, но попытка оказалась неудачной. В сердцах горе-строитель раскидал камни во все стороны, в результате чего и появились Тельдекпенские пороги (в народе «Пни»).
Как добраться
До Ороктойского моста можно добраться на автомобиле из Бийска или Горно-Алтайска. Из Бийска необходимо двигаться по Чуйскому тракту около 150 км через населенные пункты Сростки, Майма и Манжерок до развилки перед поселком Усть-Сема.
Далее следует съехать с трассы на Чемальский тракт (идет через поселок). Дальнейший путь пролегает через Чемал и Еланду до Ороктоя, а оттуда — 12 км до пункта назначения. Маршрут пролегает мимо урочища Чечкыш, называемого «Долиной горных духов». От Еданды придется ехать по достаточно узкой гравийной дороге, некоторые участки которой проходят вдоль скал.
Автомобильный маршрут от Бийска до Ороктойского моста на Google-карте
Ороктойский мост и Катунь на видео
В долинах Чемала.Часть 3. Ороктойский мост.Тельдекпенские пороги
Продолжаем ездить по Чемальскому тракту.Путь лежал на Ороктой.Ехать по километражу недолго.Мне хотелось чаще останавливаться,поскольку пейзажей очень много:
Остановился Рядом с Катунью.Отмечу,что она все быстрее и быстрее по течению,а также очень порогая.Тут есть,где разгуляться
Я заметил пещеру.К ней вела в вверх тропа.Внизу был,судя по всему,»пункт оплаты».Однако сегодня точно бесплатно.Я слышал про пещеру за Еландой,но забегать не удавалось.Что,надо глянуть!
Ненавижу,когда на скалах,природных объектах,пещерах все изрисовано всякими «художниками».Это не только противно,но и портят кадры на память!Руки бы отрубить по самую майку..
Ладно.Зашел внутрь.Прохладно,темно.Пещера небольшая,и сквозная
Одному как-то в облом ходить.Ладно.Спускаюсь к авто.Нужно ехать дальше
Буквально через километр снова появился асфальт.Хорошо.Надолго ли?
Обожаю такие кадры! Останавливаться даже не хочется! Вот снова гравийка,и я думаю,она до конца пути.
Скорость я снизил еще,хотя и не торопился.По навигации ехать до моста несколько километров
Дорога начала сужаться и немного ухудшаться,я был аккуратен,следил за дорогой,но поглядывал по сторонам
Вдалеке я увидел очертания моста.По карте я понял,что это и есть мост на Ороктой.
Ну вот! Доехал! Передохнем,перекусим.Заодно и посмотрим окрестности!Народ немного был.Я огляделся
Этот подвесной мост соединяет село Ороктой с дорогой на Чемал.Был построен в 1997 году после паводка,когда старый мост снесло.Само село Ороктой недалеко от сюда-километров 12.
Что еще тут интересного? А то,что под мостом расположены Тельдекпенские пороги!
Красота невероятная! Река шумит,волны налетают на пороги,вода закручивается..Нужно видеть! Ширина реки здесь небольшая-20-40 метров.
Я представил,что я сплавляюсь прямо здесь на рафтах..Зная,какая здесь глубина! Какой температуры вода..Нет,наверное,не буду
Вокруг виды тоже огонь!
Побыл я здесь около часа.Походил,полазил маленько по берегам.Хорошо тут! Услышал жужжание сверху- О! квадрокоптер запустили!Вот с него наверное виды? Надо брать срочно!
Ну что,пора дальше! Еду до села Куюс.Там за селом есть археологический памятник Айрыдаш,а на самом конце тракта-водопад Бельтертуюк!
Ороктойский мост
Ороктойский мост(«Ороктой» алт. — «котловина, впадина с тропкой диких зверей») — автомобильный висячий мост через реку Катунь в Чемальском районе Республики Алтай.
В 1990-х годах старый деревянный мост снесло половодьем, и в результате жители села Ороктой переправлялись через реку на люльке по натянутым канатам. В 1997 году администрация района изыскала ресурсы для наведения новой переправы и построили Ороктойский мост.
Село Ороктой расположилось на левом берегу Катуни, в Чемальском районе Республики Алтай. После пересечения моста до села остается 12 км. Жители села разводят скот, маралов и ведут подсобное хозяйство.
Через мост гонят скот на новые пастбища.
Не оставили жители и мост без легенды.
Решил богатырь Сартыкпай возвести мост через Катунь, дабы облегчить общение между людьми, что живут на противоположных берегах реки. Собрал силач большие камни и скалы в подол лисьей шубы и взялся за строительство. вонзал камни один в другой, и камни покорно лепились друг к другу. Только положили последний ряд, мост вдруг обрушился. Разозлился Сартыкпай и выбросил камни, что собирал для моста, из подола. Громко посыпались валуны, и завалили берег устья Чобы до берега устья Эдигана. Там и лежат до сих пор.
Последователи Сартыкпая сооружали в этом месте еще мосты, но снесла их своенравная Катунь. Только один Ороктойский мост устоял.
Сразу за селом начинается Ороктойский перевал. В сухую погоду этой дорогой на полноприводных машинах проезжают до села Нижняя Талда Онгудайского района и на Чуйский тракт. Часто река или дождь подмывают дорогу и проезда нет. Сам перевал крутой, длинный. Путь идет по скотопрогонной тропе, периодически попадаются глинистые участки, трава, грязевые топи.
Этот район — находка для спелеологов. Провалы — Юниор, Пасхальный и Табунный. Пещеры — Ороктойская ледяная и Ороктойская карстовая пещера — шахта. Карьеры — Агайринска и Ороктойский мраморный.
На Катуни, вблизи села Ороктой, туристы ставят палаточные лагеря на каменно-песчаных пляжах. Песчаные берега и березовые рощи— сказочное место для отдыха. После спада воды в реке, меж камней, появляются «ванночки» для купания, в которых летом вода прогревается. В 2004 году на Ороктойской поляне проводился Фестиваль электронной музыки SunVibes.
Ороктойский мост входит в число наземных и водных экскурсионных маршрутов по горному Алтаю. Живописное ущелье реки привлекает туристов-водников порогами 3-й категории сложности — Тельдекпенскими или попросту «Пнями». С алтайского языка «Тельдекпень» переводится как «поднявшаяся дорога». Это суровый скальный коридор, по которому мчится огромная масса воды с хаотичными подводными течениями, водоворотами, «водяными грибами» и «бочками».
Ороктойский мост через Катунь
Ороктойский мост — современный автомобильный мост через р. Катунь в 38 километрах от Чемала вверх по Катуни, на 77 км Чемальского тракта. См. также Тельдекпень
Туристский район: Нижняя Катунь и Чемальский район и Средняя Катунь
Вопрос о строительстве моста в районе сел Ороктой и Эдиган поднимался еще в алтайских сказках о богатыре Сартакпае, который строил мост в районе реки Чеба.
На сельском совете села Ороктой в двадцатых годах прошлого века также ставился вопрос о строительстве моста или паромной переправы через Катунь. Паромная переправа была возведена и действовала длительное время. Она располагалась выше современного моста и Тельдекпенских порогов.
Сначала паром был деревянный, но потом его заменили на металлический, привезенный из с. Платово.
Всё, что осталось от него сегодня — две металлические трубы, торчащие из земли, а напоминают о нём подъездные дороги.
Позднее, в самом узком месте скалистого ущелья Тельдекпень 1 сооружали подвесные мосты, но и они были снесены своенравной Катунью. Сегодня бетонные основания и искореженные металлические конструкции старого моста можно увидеть при тщательном осмотре порогов.
1995-1996 гг. начато строительства современного Ороктойского моста, который был введен в эксплуатацию в 2000 году, что заметно облегчило жизнедеятельность селян левобережья Катуни. Руководитель строительства — Яныканов В. Л.
Протяжённость мостового перехода — 95 м, ширина — 3 м. Максимальная грузоподъемность — 10 т.
Место для его строительства современного выбрано не случайно: это самое узкое место (74 метра) реки с высоким скалистым берегом.
Введение в эксплуатацию нового моста — было радостным событием для жителей села Ороктой. Освятить мост по алтайским обычаям пригласили А. К. Бардина, а по православным — отца Феодосия (Новосибирск).
Сегодня еще существует трос, натянутый через порог, к которому крепилась люлька для переправы через реку. На левом берегу у моста стоит раскидистая сосна — это, так называемое, шаман-дерево, где повязываются белые ленты в знак преклонения перед грозными силами природы.
С Ороктойского моста хорошо просматривается Тельдекпенский порог, который является самым мощным на Средней Катуни. Интересно то, что единственным памятником архитектуры Республики Алтай является подвесной мост, сооруженный в сталинскую эпоху над рекой Катунью по Чуйскому тракту у села Иня.