оружейное ремесло на руси

Художественный обзор ремесел Древней Руси: от ткачества до ювелирного дела

оружейное ремесло на руси. Смотреть фото оружейное ремесло на руси. Смотреть картинку оружейное ремесло на руси. Картинка про оружейное ремесло на руси. Фото оружейное ремесло на руси

Труд, который приносит доход – такое краткое определение можно дать ремеслу. От латинского «ремес» (плотник) появилось это слово, но обозначало оно разные виды ручных работ. Промысел же связан со словом «промыслить», т.е. подумать. Ремесло становилось промыслом, когда мастер создавал предметы не в собственное пользование, а на продажу. Ремесла Древней Руси – вот о чем пойдет речь в этом обзоре.

Вы узнаете, как связан ручной труд с сакральными смыслами, что становилось предпосылкой развития того или иного ремесла и как традиция прорастает в современных трендах.

История

Человек имеет природную потребность окружать себя прекрасным. Она естественна и органична. Владимир Стасов, известный художественный критик, говорил, что настоящее народное искусство рождается там, где красив каждый предмет – от лестницы до чашки. То есть дело в потребности человека декорировать свой быт, окружение, эстетически осмыслить довольно прозаические вещи и предметы.

оружейное ремесло на руси. Смотреть фото оружейное ремесло на руси. Смотреть картинку оружейное ремесло на руси. Картинка про оружейное ремесло на руси. Фото оружейное ремесло на руси

Если же говорить о высоком уровне развития ремесленного дела, то датироваться оно будет 13 столетием – технологии усложнились, самих видов ремесел стало больше. Согласно раскопкам до 60 ремесленных специальностей было в то время. В летописях город предстает ремесленно-торговым центром, а отдельные объединения даже напоминают западноевропейские цеха. Нельзя сказать, что Русь была впереди всей Европы, но активно заимствовала технологические новинки времени, так как само географическое положение тому способствовало.

7 тезисов о художественном ремесле Древней Руси:

Виды ремесел на Руси

То, что появилось в древности, не осталось сугубо историческим артефактом. Ремесленники не просто существуют сегодня, они востребованы, их труд жив и имеет своего почитателя. И если даже не называть громко это одной из национальных скреп, то совершенно точно это одна из базовых потребностей эволюции человека – продолжать отображать мир художественно, пусть даже это касается декорирования предметов быта.

Предлагаем посмотреть видео-обзор главных русских ремесел:

Прядение и ткачество

Например, простая льняная ткань, из которой делали рубашки, полотенца, убрусы, именовалась полотном. Грубую ткань именовали вотолой. Грубая шерсть – ярига и сермяга, а для верхней одежды предназначалось сукно.

оружейное ремесло на руси. Смотреть фото оружейное ремесло на руси. Смотреть картинку оружейное ремесло на руси. Картинка про оружейное ремесло на руси. Фото оружейное ремесло на руси

Технически ремесло было очень развито: ткачи использовали несколько систем переплетений, они изготавливали и несколько сортов тканей. На все был спрос, ведь именно ткачество и прядение обеспечивало человека одеждой и разными предметами быта. Старинный промысел имеет современный отклик – и хотя легкая промышленность практически оставила ткачей не у дел, ремесло возрождаются. Мастера покупают и делают станки (иногда – по старинным чертежам), занимаются ткачеством и ковроткачеством. А тканые вручную ковры сегодня являются пиковым интерьерным трендом.

Работа с деревом

Главный материал производства в России – дерево. Из него строили дома, мастерские, укрепления для города, хозпостройки, корабли, сани, даже водопроводы и мостовые… Особенно преуспели в обработке дерева центральные и северные регионы страны, где много лесов.

оружейное ремесло на руси. Смотреть фото оружейное ремесло на руси. Смотреть картинку оружейное ремесло на руси. Картинка про оружейное ремесло на руси. Фото оружейное ремесло на руси

Виды деревообрабатывающих ремесел:

Запрос на продукты обработки дерева у общества всегда был высок. И одно ремесло способствовало развитию другого. Например, мастера делали деревянные прялки. Когда возникла потребность в украшении прялок, сначала для этого использовали резьбу, а потом – роспись по дереву. Так появилась городецкая роспись.

Если сегодня открыть странички ремесленников в соцсетях, можно увидеть, как популярны интерьерные деревянные игрушки, декор для дома и посуда из дерева, различные панно. Ну а тренд на стол, сделанный своими руками из дерева, только набирает обороты. Мастера делают и фотофоны для блогеров. А значит, работа с деревом все так же популярна у ремесленников.

оружейное ремесло на руси. Смотреть фото оружейное ремесло на руси. Смотреть картинку оружейное ремесло на руси. Картинка про оружейное ремесло на руси. Фото оружейное ремесло на русиДеревянная игрушка, XXI в.

Кузнечное дело

Кузнецы пользовались в поселении особым почетом, считалось, что далеко не всякий справится с таким делом.

Отметим, что на Руси металлургия быстро отделилась от кузнечного дела. Производили железо сельские металлурги, добыча руды приходилась на межсезонье.

Кузнецы пользовались в поселении особым почетом, считалось, что далеко не всякий справится с таким делом. В хозяйстве трудно было обойтись без кузнечной продукции – от ножей и игл до рыболовных крючков и замков с ключами. Сегодня кузнецов гораздо меньше, но спрос на ручную продукцию существует.

О кузнечном деле вы узнаете немного больше, после просмотра этого видео.

Гончарное дело

Глины, годные для лепки посуды, находили во множествах регионов страны. Но в городах гончарство было более развито, чем на селе. Помимо посуды делали детские игрушки, а еще плитку для облицовки, кирпичи. Они могли выполнить светильник или рукомойник. На днище сосуда мастер оставлял уникальное клеймо.

оружейное ремесло на руси. Смотреть фото оружейное ремесло на руси. Смотреть картинку оружейное ремесло на руси. Картинка про оружейное ремесло на руси. Фото оружейное ремесло на руси

В 9-10 веках случился переход от лепной керамики к гончарной, круговой. Пока это не случилось, лепкой занимались женщины. Но уже с кругом стали работать мужчины. Сегодня гончарное дело тоже не дремлет: открываются маленькие семейные мастерские, студии для всех желающих научиться керамике. И хотя такая продукция будет дороже посуды массового производства, люди любят покупать теплые гончарные чашки, миски, фигурки и т.д.

Скорняжное дело

Скорняками называли мастеров, которые занимались выделкой и обработкой животных шкур (подробнее о выделке шкур). Кожаные изделия и пушнина шли на производство одежды, одно был один из самых выгодных товаров, которыми можно было торговать.

оружейное ремесло на руси. Смотреть фото оружейное ремесло на руси. Смотреть картинку оружейное ремесло на руси. Картинка про оружейное ремесло на руси. Фото оружейное ремесло на руси

Мастера на мясную часть шкуры наносили состав из овса, оставляли его для размягчения на несколько дней. Потом специальным ножом они снимали размокшее мясо, шкуру обрабатывали мелом, удаляли влагу. Потом ее выбивали и вытягивали, после чего она готова была к изготовлению изделия. Труд серьезный, кропотливый, но очень выгодный по тем временам.

Обработка кости

Из кости в древности резали гребни и пуговицы, делали рукоятки для ножей, ручки для зеркал, шахматы, иконки. Косторез использовал в своем деле ножи и сверла, резцы и пилы, а также токарный станок. В 9-13 веках ассортимент изделий костореза был широк.

оружейное ремесло на руси. Смотреть фото оружейное ремесло на руси. Смотреть картинку оружейное ремесло на руси. Картинка про оружейное ремесло на руси. Фото оружейное ремесло на русиКостяной гребень (фрагмент) XI-XIII вв. с городища Старая Рязань

Сырьем служили кости крупного домашнего скота, а также рога лосей, оленей. Немалую часть косторезных изделий составляли и поделки, имевшие большее художественное предназначение – различные пластинки для декора шкатулок, навершия посохов, которые могли выглядеть как головы зверей и птиц.

Плетение

«Лапотная» Россия – немного обидное название, характеризовавшее страну отсталой и примитивной. Но лапти и впрямь были востребованы простым людом, и в них ходила почти вся русская деревня. Так как плели лапти из разных пород, они называли дубовиками, ракитниками, берестяниками, вязовиками.

оружейное ремесло на руси. Смотреть фото оружейное ремесло на руси. Смотреть картинку оружейное ремесло на руси. Картинка про оружейное ремесло на руси. Фото оружейное ремесло на руси

Занимались на Руси и лозоплетением. Из нее делали домашнюю утварь, разные емкости (корзины, короба, вазы). Лозой называли любой природный растительный материал, который мог после обработки гнуться и держать форму. Например, Одинцовский район Московской области ассоциируется именно с лозоплетением – целыми поселениями там плели корзины.

Сегодня плетение более ассоциируется с макраме и бисероплетением. Это заимствованные ремесла, которые обрели большую популярность в 20 веке у славян. Макраме и вовсе стало одним из самых востребованных занятий среди ремесленников наших дней – наверное, потому что плетеные поделки невероятно удачно вписываются в современные луки и интерьеры.

Роспись

Художественная роспись на Руси занимает особое место. Это один из самых популярных видов декоративно-прикладного искусства Древней Руси. В русском творчестве разновидностей и школ росписи немало: какие-то потеряны в дымке лет, но многие остались и их традицию продолжают современные мастера или целые фабрики.

оружейное ремесло на руси. Смотреть фото оружейное ремесло на руси. Смотреть картинку оружейное ремесло на руси. Картинка про оружейное ремесло на руси. Фото оружейное ремесло на руси

Золотой фонд русской росписи:

Мастера вдохновлялись природой, с которой жили в тесной связи, в почитании и уважения. Глубокий символизм позволял иначе относиться к вещи, считая ее или оберегом, или пожеланием, или тем, что помогает человеку осмыслить мироздание.

Ювелирное дело

Золотари и серебрянники – так звали ювелиров в древности. Преимущественно ювелирное дело процветало в крупных городах. Долю изделий отправляли в широкий сбыт, многое делали на заказ. У ювелиров были высокопоставленные покровители. Самыми крупными ювелирными центрами Руси можно считать Новгород, Рязань, а еще Полоцк и Киев.

оружейное ремесло на руси. Смотреть фото оружейное ремесло на руси. Смотреть картинку оружейное ремесло на руси. Картинка про оружейное ремесло на руси. Фото оружейное ремесло на русиУкрашение, XIII в.

12-13 столетия стали пиком развития ювелирного искусства на Руси. Мастера овладели такими техниками как «зернь», «филигрань», «скань». Они создавали невероятной красоты украшения. Еще одна излюбленная техника – «чернь» (чернение). Из олова, меди, серы и серебра создавали фон для выпуклого изображения. Причем, там могли изображаться как Христос и Богородица, так и фантасмагорические чудища и языческие празднества.

Даже когда в один век ремесленничество начало вытеснять фабричное производство, было ясно, что многовековые народные традиции не могут быть забыты в один день.

Даже когда в один век ремесленничество начало вытеснять фабричное производство, было ясно, что многовековые народные традиции не могут быть забыты в один день. Какие-то виды ремесел стали не более чем историческим фактом. Но многие виды не просто сохранены, они живут и сегодня. Стоит сказать, что заслуга в этом и конкретных людей, сподвижников, которые через время и меняющийся политический строй смогли пронести наследие предков.

И сегодня ремесленные мастерские, проекты конкретных мастеров находят своих поклонников. А все потому, что ручной труд по нельзя сопоставить с промышленным. И эта великая ценность ремесленничества, душевное наполнение продукта, не просто держит его на плаву, а смело расправляет ему паруса.

Источник

ДРЕВНЕРУССКИЕ ОРУЖЕЙНИКИ

По следам древних культур. Древняя Русь

Технику производства клинков мечей мы также изучали путем металлографических анализов. На основании обнаруженных структурных схем технология производства клинка меча представляется в следующем виде.

Основа клинка меча делалась из железа или сваривалась из нескольких (трех) полос стали и железа (рис. 9). Когда основа клинка сваривалась только из стали, брали малоуглеродистый металл. Довольно широко применялась и узорчатая сварка.В этом случае основа клинка сваривалась из средней железной и двух крайних; специально сваренных узорчатых

оружейное ремесло на руси. Смотреть фото оружейное ремесло на руси. Смотреть картинку оружейное ремесло на руси. Картинка про оружейное ремесло на руси. Фото оружейное ремесло на руси

Рис. 9. Технологическая схема лезвия меча: /, 2> о, 4 наварка стального острия

полос. Последние в свою очередь были сварены из нескольких прутьев с разным содержанием углерода, несколько раз перекрученных и раскованных в полосу. К предварительно сваренному и подготовленному бруску основы клинка наваривали в торец стальные полосы — будущие лезвия. После сварки клинок выковывали таким образом, чтобы стальные полосы вышли на лезвие. Отковав клинок заданного размера, вытягивали черенок рукоятки. Следующей механической операцией было выстругивание долов. Затем клинок шлифовали и подвергали термической обработке. После этого клинок полировали и, если основа клинка делалась из узорчатой стали, травили. Кузнец же делал и основу перекрестья и навершия рукоятки.

Иногда наваренные стальные лезвия подвергались перед термической обработкой дополнительной цементации. Сталь на лезвия клинков бралась высокоуглеродистая, с содержанием углерода от 0,85 до 0.9 процента. На двух клинках лезвия, подвергнутые дополнительной цементации, имели 1,1—1,2 процента углерода. Таким образом, перед ‘нами опять типичная древнерусская технология изготовления качественного изделия — сварка мягкой вязкой основы клинка меча с стальными лезвиями и последующая термическая обработка всего клинка.

Очень интересные сведения о технике производства мечей мы находим в книге, написанной в 1048 году современником наших мастеров, упомянутым уже ученым-энциклопедистом хорезмийцем Ал-Бируни. В трактате «Книга собрания (очерков) о познании драгоценных камней» Бируни писал: «Русы выделывали свои мечи из шапуркана (стали. — Б. а долы посредине их из нармохана (железа. —Б. К.), чтобы придать им прочность при ударе, предотвратить их хрупкость. Ал-фулад (сталь тигельная. — Б. К.) не выносит холода их зим и ломается при ударе. Когда они познакомились с фарандом (то есть с узорчатым булатом. — Б. К-), то изобрели для долов плетение из длинных проволок (изготовленных) из обеих разновидностей железа — шапуркана и женского (то есть железа. — Б. К-). И стали получаться у них на сварных плетениях при погружении (в травитель) вещи удивительные и редкостные, такие, какие они желали и намеревались получить. Ал-фаранд же (рисунок на булатной стали. — Б. К.) не получается соответственно намерению при изготовлении (меча) и не приходит по желанию, но он случаен». Этот текст для нас важен с двух сторон. Во-первых, он подтверждает наши выводы о технике производства клинков мечей. Технология наварки стальных («из шапуркана») лезвий на железную («из нармохана») основу клинка является, как мы видим, общерусской. Во-вторых, Бируни говорит о превосходстве русских оружейников в технике изготовления узора на клинках мечей.

При соответствующей комбинации железных и стальных полос на основе клинка древнерусский кузнец мог получить любой заданный ри- сунок с одинаковым ритмом по всей полосе, что особенно и удивляло Бируни. Булатный же рисунок, как мы знаем из опытов великого русского металлурга П. П. Аносова (1791—1851 годы) и сочинения ученого

хорезмийца Бируни (972—1048 годы), случаен, так как при кристаллизации тигельной стали в каждом отдельном случае получается свой рисунок структурной неоднородности (то есть узор на стали).

Итак, мы видим, что древнерусские кузнецы, ковавшие для своих соотечественников-воинов мечи, владели сложной технологией кузнечной ковки, узорчатой сварки и термической обработки и в технике производства и художественной отделки не уступали ни западным, ни восточным мастерам. В искусстве отделки клинков мечёй они даже превосходили знаменитых восточных оружейников, делавших мечи из булатной стали. Добротные мечи с «удивительными и редкостными» узорами, изготовленные русскими кузнецами, пользовались широким спросом и на внешних рынках: в Византии, Средней Азии и других странах. Арабский писатель Ибн-Хордадбех в середине IX века писал: «Что же касается купцов русских — они же суть племя из Славян — то они вывозят меха выдры, меха лисиц и мечи из дальнейших концов Славонии к Румейскому морю».

Форма и размеры наконечников стрел были очень разнообразны. Среди боевых господствовала ромбовидная форма, но применялись и другие типы (например, бронебойные различных форм.) Размеры наконечников варьировали от миниатюрных длиной 50 мм до больших, массивных длиной 175 мм. По сечению лезвия стрелы делались овальные, ромбовидные, квадратные, круглые, треугольные. В наконечниках стрел нас поражает высокая техническая культура кузнечного производства, тонкая обработка конструктивных и орнаментальных элементов.

Наконечники стрел часто покрывали цветными и благородными металлами. В «Слове о полку Игореве» мы встречаем выражение «злаченые стрелы». Такой наконечник железной стрелы ланцетовидной формы с позолоченной поверхностью был найден археологами на Райковец-ком городище. Вероятнее всего золотились парадные стрелы наподобие парадных инкрустированных боевых топориков.

Кольчуга делалась из железных колец. Сплетение состояло из ряда целых колец и ряда колец на заклепках или на штифтах, то есть половина колец были целые, а половина разводные, которые после сборки соединялись заклепкой или штифтом. Каждое кольцо охватывало четыре соседних кольца: целое кольцо охватывало четыре разъемных, а разъемное — четыре целых. Иногда в качестве декоративного элемента в кольчугу вставляли несколько рядов медных колец.

В технологии производства древнерусских кольчуг нас поражают миниатюрность, тонкость и огромная трудоемкость кузнечных работ, например операция склепывания кольца заклепкой диаметром около 0,75 мм. Нужно заметить, что эта операция производилась не на отдельно лежащем кольце, а на уже вплетенном в кольчугу. И склепать нужно было около 10 000 колец.

Замки, появляющиеся в обиходе всех народов с возникновением частной собственности, в древнерусском городе и деревне широко встречаются уже в IX—X веках. В древнерусском археологическом материале особенно много замков встречается в городских слоях XI—XIII веков.

В обиходе древнерусских людей имелось множество систем и видов замков, сделанных из железа и стали. Мы встречаем большие врезные замки для дверей, маленькие врезные замки для сундуков, ларцов и множество систем висячих замков разных размеров. Ниже мы опишем конструкцию и технику производства цилиндрического пружинного замка, наиболее распространенного среди русских археологических древностей.

Прежде чем описывать технику изготовления замка, рассмотрим схему его конструкции. На рис. 10 изображена конструктивная схема цилиндрического пружинного замка. Фигура А показывает устройство корпуса замка и дужки. Корпус состоит из двух соединенных между собой цилиндров. Большой цилиндр имеет два донышка. В верхнем донышке имеется прямоугольный вырез (соответствующий размерам стальных пружин на дужке), а в нижнем прорез для ввода ключа. Малый цилиндр имеет только нижнее донышко. Дужка на одном утолщенном конце имеет специальный стержень (один или несколь-

оружейное ремесло на руси. Смотреть фото оружейное ремесло на руси. Смотреть картинку оружейное ремесло на руси. Картинка про оружейное ремесло на руси. Фото оружейное ремесло на руси

Рис. 10. Схема устройства пружинного замка

оружейное ремесло на руси. Смотреть фото оружейное ремесло на руси. Смотреть картинку оружейное ремесло на руси. Картинка про оружейное ремесло на руси. Фото оружейное ремесло на руси оружейное ремесло на руси. Смотреть фото оружейное ремесло на руси. Смотреть картинку оружейное ремесло на руси. Картинка про оружейное ремесло на руси. Фото оружейное ремесло на руси

Рис. 11. Устройство пружинного замка (XI век)

ко), на который в нижней его части прочно прикреплены две пружины с расходящимися кверху концами. Фигура Б показывает момент начала вдвигания дужки в корпус. Один конец дужки свободно входит в малый цилиндр, другой — пружинами в прямоугольный вырез в верхнем конце большого цилиндра. По мере углубления дужки пружины все более и более сжимаются. Фигура В изображает момент, когда вся дужка вставлена в корпус и пружины свободно разошлись, заперев тем самым замок. Фигура Г изображает момент ввода ключа в корпус замка и сжатие пружины. В таком состоянии дужка может быть свободно вынута из корпуса. Фигура Д изображает вынутую — отпертую дужку и корпус замка с невынутым еще ключом. Количество стержней с пружинами и их расположение на крышке дужки в зависимости от формы и размеров замка сильно варьируются. Число стержней с многообразным расположением пружин часто доходило до четырех.

Конструкция и технология замков были подробно изучены на ряде экземпляров из Новгорода, Райковецкого городища, Старой Рязани, Кня-жей Горы и других мест. В качестве примера подробно опишем технологию трубчатого пружинного замка с Княжей Горы (рис. 11). Замок состоит из 35 деталей. Ключ к этому замку является Зб-й деталью. Материалом для замка везде служит железо, а на пружинах — железо и сталь.

Корпус замка и дужку с пружинным механизмом замочник изготовлял отдельно, как две самостоятельные части замка. Корпус состоит из 14 деталей. Замочник после заготовки листового железа толщиной от 1 до 2,5 мм изготовлял каждую деталь отдельно. Все детали изготовлялись в холодном состоянии из железных заготовок путем обрубки зубилом и дальнейшей опиловки напильником. Возьмем, наприм;ер, деталь К-2— дно верхнее и деталь К-3 — дно нижнее. Прежде всего бросается’ в глаза правильность их круга и чистота отделки торцов. После изготовления такой шайбы мастер, разметив вырезы, вырубал их зубилом. Стенки вы

Интересно разобрать каждую деталь со стороны конструктивной целесообразности. Детали К-1 и К-8, большой и малый цилиндры, являются основами корпуса. Деталь К-2— верхнее дно служит для упора пружины дужки. Деталь К-3 — нижнее дно закрывает отверстие большого цилиндра, препятствуя тем самым возможности отпирания замка без ключа. Но так как тонкое дно, ослабленное ключевым вырезом, очень легко выломать, его усиливают деталью К-6 — ребром и затем все оставшееся пространство заливают медью. Большой цилиндр делают из тонкого листа толщиной 1 мм и в целях усиления корпуса цилиндр в четырех местах охватывают поясами (деталь К-4) из железа толщиной 1,5 мм. Края нижнего бокового выреза в цилиндре для ключа также в целях предохранения от разрыва и вмятин усиливают деталями К-5 — полосками железа толщиной около 1,5 мм. Деталь К-7 служит для соединения большого и малого цилиндров. Верхние края цилиндров усиливают и взаимно связывают специальной деталью К-9, которая, обхватив большой цилиндр, идет вдоль верха детали К-7 и обхватывает цилиндр К-8. Низ’ малого цилиндра заливают медью. Итак, наши наблюдения показали, что в корпусе цилиндрического пружинного замка мастером предусмотрены все необходимые элементы и не сделано ни одной лишней, конструктивно ненужной детали.

Изготовив все детали корпуса, замочник приступает к их сборке и спайке. Все детали замка были спаяны твердым припоем на медной основе. Затем поверхность корпуса была обмеднена.

Дужка с пружинным механизмом состоит из 21 детали. Замочник после заготовки материала каждую деталь изготовлял отдельно. Здесь так же, как и в корпусе замка, основная работа выполнялась зубилом и напильником. После изготовления всех деталей дужки их начинают последовательно собирать. Сначала соединили — спаяли — деталь Д-1 — скобу дужки и деталь Д-6 — центральную планку. Для этого в скобе сделали вырез, в который вставили планку и затем спаяли. Потом к планке на заклепке присоединили две детали Д-7. После этого замочник приступал к сборке другого пружинного узла дужки. В маленькие отверстия детали Д-2 он вставлял шпенечки стержней — деталь Д-4 — и их расклепывал. Потом вставлял между стержнями вторую крышку — деталь Д-3. Собрав этот узел, мастер продевал его через тонкий конец скобы дужки и, доведя до необходимого положения, припаивал, а пространство между первой и второй крышками заливал медью. Затем припаивалась к крышке дужки деталь Д-11. После этого скоба дужки и верхнее донце обмед-нялись. Последней операцией была приклепка пружин.

1 То есть внакладку один лист на другой.

Уже упоминалось, что все детали замка изготовлялись из обычного кричного железа. Исключение представляет пружина. Полоска пружины по толщине сваривалась из двух, примерно одинаковых по толщине половинок. Одна половинка, как правило, была железная, другая стальная (рис. 12). После сварки пружины термически обрабатывались. Следует отметить тонкость и миниатюрность кузнечной работы при изготовлении пружины. Толщина пружин колеблется от 0,8 до 2 мм. По толщине она сваривалась из двух полос, следовательно, каждая половинка имеет толщину от 0,4 до 1 мм. Если считать, что мастер сваривал болванки пружин более толстого сечения и потом их вытягивал, то все же железные и стальные заготовки пружин не могли превышать по толщине 2—5 мм. А сваривать такие тонкие полосы железа и высокоуглеродистой стали технически чрезвычайно трудно.

Резкого различия в технике изготовления замков в X—XII веках не было. Основное различие наблюдалось лишь в разнообразии форм и конструкций замков. Если в IX—X веках бытовал один тип кубического замка, то к концу XII—XIII веков замочники изготовляли уже около 12 типов замков разнообразного назначения и сложных конструкций. В замочном ремесле появляется серийность производства. В замках с Княжей Горы и особенно Райковецкого городища можно выделить экземпляры замков с совершенно одинаковыми основными деталями; они различались лишь рисунком ключа. Это позволяет нам предполагать, * что замочник изготовлял сразу несколько замков, большинство деталей которых имело стандартную форму, а следовательно, они могли изготовляться сразу большой партией, что облегчало технологию и повышало производительность.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *