ос багатар аланский царь
Ос багатар аланский царь
Ос- Багатар (Багъатыр)
Из исторических источников :
Упорство алан в попытках вернуть хотя бы часть северокавказской равнины объясняется желанием сохранить основы государственности. На Центральном Кавказе это невозможно без равнинной территориально-хозяйственной базы и городских центров. Чтобы не допустить новых выступлений, татары ввели на аланскую равнину дополнительный тумен (десятитысячный корпус). Алания была включена в личные владения хана и стала местом его летней ставки.
Неудачи на севере заставили аланскую элиту переместить центр своей борьбы в Закавказье. В 1292 г. осетины во главе с царевичем Багатаром захватили город-крепость Гори с прилегающими землями, крепостями и поселениями. К независимой горной Алании была присоединена территория закавказской равнины вплоть до реки Куры. Эта попытка создания новой Аланской державы длилась более 30 лет. Багатар изгонял из завоеванных владений грузинских феодалов. Он сделал своим союзником ксанского эристава и умело использовал борьбу между претендентами на подчиненный Хулагидам грузинский престол. В 1306 г. Багатар погиб. Грузинский царь Георгий V, объединив своих вассалов, повел борьбу с осетинами. В 1326 г. после трехлетней осады он занял Гори. Преследуя осетин, Георгий V совершил поход в горы, дошел до Дарьяла, Арагвского и Ксанского ущелий.
Багатар похоронен в Нузале, знаменитая Нузальская часовня является мавзолеем над его могилой. В общеосетинском святилище Реком (у селения Цей Алагирского общества) хранились боевые доспехи Багатара. После него неизвестно более попыток возродить Аланскую державу.
М.Блиев, Р.Тотров. ИСТОРИЯ ОСЕТИИ
Газета «Терские ведомости». 1870. № 51
По словам С. Н. Какобадзе, в 1936 г. в одном старинном грузинском селении Вахтанг Судадзе записал фольклорный текст, очень близкий к Нузальской надписи, и в нем, в частности, есть мотив убийства Багатара Вахтангом путем предательства (Кокабадзе С. Н. Вахтанг Горгасали. Тбилиси, 1959. С. 17 (на груз. яз). Перевод К. Булкаты).
С. Н. Кокабадзе публикует и другой текст, записанный в 1904 году по инициативе епископа Кириони, в котором подробно говорится о нарушении Вахтангом клятвы. «Когда Вахтанг предложил Ос-Багатару переплыть реку Арагви, тот сказал:
—Хорошо, я переплыву, но дай слово, пока я не переплыву, ты не по
шевельнешь даже пальцем.
—Нет,— перебил Багатар,— не клянись крестом, а поклянись богом,
—Клянусь,— сказал Вахтанг.
Но когда конь Багатара достиг середины реки, его начали одолевать волны. Желая спасти коня, Багатар поднял правую руку, чтобы ударить лошадь кнутом, и в это время Вахтанг выпустил стрелу, которая попала ему под мышку
Народ не простил Вахтангу Горгаслану нарушения клятвы, и хотя образ его в грузинском фольклоре дан весьма положительным, но причиной его смерти в некоторых устных произведениях считается то, что он изменил клятве в битве с Ос-Багатаром. Так, в легенде «Вахтанг Горгасал» сказано: «Могучим был он царем и таким благим, что с неба слышался ему благовест. Да жена попалась ему дурного нрава, и сам он однажды изменил данному слову, поэтому и ждал его дурной конец».
Салагаева З.М. “От Нузальской надписи к роману”
Ос-Багатар. Попытка возрождения Алании
В истории Осетии всегда были периоды, когда страна и народ находились на грани исчезновения. Это нашествие гуннов и монголо-татар, это эпидемия XVII века и карательные экспедиции последующего столетия, это геноцид 1920 года и нашествие грузинских фашистов в новое время. Территория и население сокращались до минимума гибли ремесленные и культурные центры, терялась письменность. Но высшие силы всегда останавливали губительную волну у невидимой черты. И после этого вновь начиналось возрождение.
В судьбе народа всегда значимую роль играют отдельные личности, в руки которых Бог вручает силы и возможности для того, чтобы народ и страна могли вновь обрести свое могущество. В XIII веке мир средневековья подвергся величайшему испытанию – нашествию орд Чингисхана. Под ударами свирепых кочевников пала Китайская империя, среднеазиатские ханства, русские княжества, монгольская конница вытоптала европейские степи… Были разрушены и основы средневекового Аланского государства: сожжены десятки городов и сотни селений, разорены сельскохозяйственные угодья, которые превратились в пастбища для монгольских коней и скота, погибли или были уведены в рабство сотни тысяч людей, среди которых были просветители и мастера. Равнинная часть постепенно обезлюдела, только в предгорной и горной части сохранились очаги аланского населения. Экономика и культура страны, ее государственность были подорваны. Алания окончательно распалась на отдельные области, находящиеся в той или иной степени в вассальной зависимости от монголо-татарской Орды.
Конечно, народ и его вожди не могли мириться со злым роком. Возрождение Отечества всегда оставалось важной частью национального самосознания. Упорство алан в попытках вернуть хотя бы часть северокавказской равнины объясняется желанием восстановить основы государственности. На Центральном Кавказе это невозможно без равнинной территориально-хозяйственной базы и городских центров. Чтобы не допустить новых выступлений, татары ввели на аланскую равнину дополнительный тумен (десятитысячный корпус). Французский монах Вильгельм де Рубрук, посетивший Аланию в 1253 г., писал: «Аланы в этих горах все еще не покорены, так что из каждого десятка людей Сартаха (монгольский правитель — ред.) двоим надлежало караулить горные ущелья, что бы аланы не выходили из гор для похищения их стад на равнине…». Вскоре Алания была включена в личные владе ния хана и стала местом его летней ставки. Понятно, что при таком «соседстве», ни о каком национально-государственном строительстве не могло быть и речи.
Неудачи на севере заставили аланскую элиту сосредоточить центр своей борьбы в Закавказье. Эти планы во многом опирались на все возрастающие противоречия в среде монгольского военно-административного объединения – Золотой Орды. Наследники Чингисхана начали делить его империю, что неизбежно приводило к трениям, переходящим зачастую к вооруженным стычкам. Нужно было только умело использовать эти про-
тиворечия. А для этого были необходимы обстоятельства и люди, могущие этими обстоятельствами воспользоваться.
Исторические предания донесли до нас имя и деяния осетинского военного и политического деятеля Ос-Багатара. Являясь владетелем стратегического Алагирского ущелья, он смог достаточно долгое время сохранить самостоятельность от монгольских правителей. Этому способствовали не только труднодоступность ущелья, но и наличие больших запасов золотоносных руд. «Руды золота и серебра имею в таком обилии, как вода» – гласит надпись на стене часовни в селе Нузал, где, как предполагают, и погребен этот легендарный предводитель. Очевидно, что наличие таких «золото-валютных» запасов позволяло откупаться от монгольских мурз. Эти же средства давали возможность и для осуществления главного плана – возрождения Алании.
Ос-Багатар несомненно понимал, что эту сложную задачу невозможно решить только военными и дипломатическими методами. Важно было собрать и нацелить на новые свершения сам народ. А сделать это было непросто. Механизмы консолидации аланского общества в значительной степени были разрушены во время военного вторжения. Не сохранилось ни одного общенационального института. Самоорганизация существовала только в виде отдельных ущельных сегментов и в изолированном состоянии. Аланские князья, все еще удерживающие власть в предгорной и горной зоне Алании не были связаны едиными общественно-социальными связями. Каждый жил и выживал по отдельности. Поэтому было важно объединить разрозненный народ Алании. Вселить в сердца людей надежду и уверенность в то, что страна непременно возродится. Труды по собиранию народа оказались успешными. Однако обстановка вокруг страны была непростой. На Северном Кавказе все еще были сильны позиции монгольского хана Берке, в Закавказье активно утверждался другой монгольский предводитель ильхан Хулагу.
В то время ни одному правителю нельзя было существовать без прямой или косвенной поддержки монгольской власти. В ответ требовалось внешнее проявление покорности и сбор фиксированного объема дани. Все остальное не осо бенно волновало людей, периодически сменявшихся в ханских юртах. Поэтому сквозь пальцы монгольские ханы смотрели и на региональный передел власти. Надо было только одной из сторон добиться большего расположения монгольского властителя. Поэтому русские князья при формальном господстве монголов могли отнимать друг у друга вотчины, выжигать города и деревни, угонять соотечественников в рабство. То же самое происходило и на территории современной Грузии, где владетельные князья-азнауры в борьбе за власть использовали не только покровительство монгольских ильханов, но и монгольские войска. В конце-концов, монгольской ставке в Золотой Орде было все равно, кто привезет ежегодную дань к ханскому двору. Такова была реальность тех лет, и Ос-Багатар решил использовать эту систему.
В этот период представители монгольской династии Хулагидов вели борьбу за утверждение своей власти на территории, которую на сегодняшний день частично занимает современная Грузия. Этим решил воспользоваться Ос-Багатар, поддержав их усилия. К этому времени в его владениях было установлено внутреннее равновесие, народ и знать были организованы на возрождение могущества страны, золотые и серебряные рудники давали возможность для материального обеспечения военной кампании, дипломатические связи со ставкой монголов также были успешно налажены.
База для возрождения части страны на южном склоне Кавказского хребта у Ос-Багатара имелась. Здесь, на территории современной Южной Осетии, уже с IV века существовали аланские укрепленные пункты. Так, рядом с селением Едыс Дзауского района существовал один из аланских городов, известный в исторической науке как «Царциаты Калак». Союзниками Ос-Багатара были и Ксанские эриставы, сами являвшиеся выходцами из аланской среды и занимавшие важное место в военно-политической среде грузинской знати.
Одним из первых успехов Ос-Багатара был захват стратегических пунктов в грузинских исторических областях Раче и Имерети, для того, чтобы обеспечить контроль над горными перевалами из Алании в Грузию. Здесь было основано несколько крепостей. Развалины одной из них на берегу реки Риони и сегодня, по прошествии семисот лет, известны у грузин под названием «Ос-Багатрис дзегли» (букв. крепость Ос-Багатара), что несомненно свидетельствует о том значении, которое эти события имели в истории края. В течение нескольких лет в сфере влияния Ос-Багатара оказалась значительная территория. При этом в ее состав помимо северо-осетинских владений входила не только современная Южная Осетия, но и территория известная у осетин как «Южная Осетия от Они до Душети». В подтверждении последнего говорит не только указанное выше предание, сохранившееся в памяти самих грузин в Раче и Имерети, но и находки аланских захоронений в районе города Душети. Именно в таких границах Южная Осетия понималась вплоть до 1922 года, когда была образована Юго-Осетинская Автономная область и часть национальной территории (на западе и востоке) оказались за границами страны.
В 1292 г. аланы во главе с царем Ос-Багатаром заняли город-крепость Гори с прилегающими землями, крепостями и поселениями. Он сделал своим союзником Ксанского эристава Шалву, и умело использовал борьбу между монгольскими ильханами из династии Хулагидов за грузинский престол. К независимой горной Алании была возвращена территория Закавказской равнины вплоть до реки Куры и южная граница Алании вновь обозначилась современным городом Мцхета. Впрочем, эта территория традиционно входила в сферу интересов скифо-аланского мира. Попеременно в Закавказье отмечается господство скифов и аланов. Но только при Ос-Бага-таре это присутствие обретает форму государственности.
В 1306 г. при загадочных обстоятельствах Ос- Багатар погибает. Причины этой таинственной смерти до сих пор не установлены. Хроники говорят об этом скупо и туманно: «…Ос-Багатар помер».
Ос-Багатар был похоронен в Нузале, знаменитая Нузальская часовня является мавзолеем над его могилой. В общеосетинском святилище Реком (у селения Цей Алагирского общества) хранились боевые доспехи Ос-Багатара, как особая, священная реликвия.
После смерти Ос-Багатара на протяжении множества веков неизвестно более попыток возродить Аланскую державу. К тому же вскоре началось вторжение Тимура, которое привело Аланию к окончательной катастрофе и потере не только большей части национальной территории и населения, но и затуханию культуры. На несколько столетий Алания впала в забвение и небытие. Однако наследие великого деятеля не кануло в историю. Сегодня южные осетины фактически живут на территории, пусть и заметно усеченной, которая оформилась в границах, утвержденных этим великим политическим и военным деятелем. Ос-Багатар был одним из первых осетинских правителей, который понял, что для достижения успеха государственного строительства необходимы не только военная сила и материальные ресурсы, но и национальный дух. И самое важное то, что для достижения этого он действовал целенаправленно и осознанно. Не призывами, а конкретными планами, направленными, в том числе, и на консолидации народа на основе общенациональных целей.
В оформлении материала использована Репродукция картины Григория Котаева «Ос-Багатар»
Алания от А до Я. Ос-Багатар
Ос-Багатар – один из самых известных военачальников средневековой Алании. Его жизнь и деятельность приходятся, пожалуй, на самый тяжелый и трагический период истории аланов-овсов – XIII в. С 30-х гг. этого столетия шла упорная борьба с монголо-татарскими завоевателями, и не только за территорию, не только за независимость, но и за само существование аланов. В том, что они сохранились как этнос, велика заслуга Багатара.
Слово «багатар», напомним, означает «храбрый», «богатырь». Первоначально этим термином аланы обозначали высший слой военной аристократии, предводителей дружин. Позднее, с развитием социальных отношений, «багатарами» стали именовать и царей, подчеркивая тем самым их происхождение из военно-аристократической элиты. Так, например, согласно Ибн-Рустэ (X в.) царь аланов назывался «багатар» – «каковое имя прилагается к каждому из их царей». В отдельных случаях рассматриваемый термин использовался как антропоним. В нашем случае Багатар – т. н. говорящее имя, указывающее на полководческий талант его носителя. Своды грузинских летописей Багатара причисляют к аланскому царскому роду Ахсартагатов. Его отец в середине ХIII в. возглавил сопротивление соплеменников золотоордынским ханам. В этой борьбе царь аланов опирался на помощь ильханов – правившей в Закавказье династии монголов, соперничавших с Беркеем – владыкой Золотой Орды.
Играя на внутримонгольских противоречиях, аланская аристократия в 60-х гг. XIII века пыталась воспользоваться вторжением ильханов на Северный Кавказ и покончить с господством Золотой Орды. Союзу аланской аристократии с ильханами поспособствовало и то обстоятельство, что Хулагу (хан закавказских владений татаро-монголов) поддерживал христиан всех исповеданий. Первоначально ему сопутствовал успех, в 1262 г. его нойоны одержали ряд крупных побед. Хулагу согласно Рашид ад-Дину приказал отправиться за врагом и забрать «жилища воинов Беркея. В силу (этого) указа они переправились через реку Терек. Жилища всех эмиров, вельмож и воинов Беркея сияли в той степи. Кипчакская степь была сплошь в кибитках и больших шатрах, а земля та полна мулов, лошадей, верблюдов, коров и овец, а работных людей их ни одного не было в жилищах. Все бежали, бросив жен и детей». Три дня пировали нойоны Хулагу.
После этой битвы аланским сторонникам ильханов, преследуемым Берка-ханом, пришлось бежать в Грузию. Аланских князей с их дружинами царь благоразумно разместил в различных районах страны – Тифлисе, Дманиси и Жинвали. В 1268–1269 гг. аланский отряд был переведен в Гори для отражения возможных нападений из Западной Грузии, но вскоре выведен из него. В 1292 г. аланы вновь заняли Гори, на сей раз при поддержке монголов.
Во второй половине XIII в. в Грузии разгорелась острая борьба за царский престол. По летописям, аланские царевичи Фареджан и Багатар поддержали Давида VI. Во многом благодаря помощи аланов Давид утвердился на престоле. Однако вскоре, как утверждают те же источники, монголы заставили Давида VI пойти с ними в поход на крепость Тангузала. После месячной осады город пал. Так как в нем находился Фареджан, «сын царя осетинского, то осетины ожесточились, начали грабить Карталинию и убивать жителей, взяли город Гори и укрепились в нем». Во главе аланских дружин стоял Багатар.
Как видно, монголам удалось столкнуть Давида VI и аланов. Багатар «разорял Картли, Триалети, сгонял с вотчин азнауров и были беды великие среди жителей Картлийских». Он же захватил крепость Дзами в ущелье внутренней Грузии. В начале XIV в. аланы, по словам летописцев, стали наиболее активной силой, выступавшей против Давида. В целом источники свидетельствуют об их больших возможностях в Грузии как в политической, так и в экономической сфере.
Таким образом, Фареджан и особенно Багатар фактически спасли аланов от полного уничтожения монголо-татарами. Именно они укрыли в горных районах у своих земляков остатки равнинных соплеменников и возглавили борьбу за независимость. Не случайно многие горные районы отождествляются с именем Багатара. Его деятельность связана с защитой Уалладжира, Туалгома, Ксани и других территорий, заселенных аланами.
Обстоятельства гибели Багатара, изложенные грузинскими летописцами, более чем туманны. Правда, в одном источнике говорится, что он был убит двумя стрелами, когда переправлялся через реку. В древней Нузальской часовне сохранилась эпитафия (надпись на стене), посвященная Багатару. Первое известие о ней принадлежит протопопу И. Болгарскому, который 18 июля 1780 г. в донесении Астраханскому и Ставропольскому епископу Антонию писал: «В Олагирском уезде близ деревни Дагом церковь святыя Троицы развалившаяся, в деревне Мизур целая, в деревне Нузал целая ж, в которой видно отчасти стенное изображение святых великомучеников Георгия и Федора Тирона и архистрага Михаила, а в чие имя неизвестно. » Далее он указал «несколько образов, у которых видны надписи грузинскими литерами».
В 30-х гг. XIX в. М. Броссе дважды опубликовал на французском языке текст Нузальской надписи. Вторая публикация (1838 г.) отличается от первой (1830 г.) примечаниями М. Броссе и некоторыми уточнениями, поэтому мы приводим второй перевод: «Нас было девять братьев (в версии А.С. Хаханова говорится о семи братьях) из семьи Чарджонидзе-Дчархилан: Ос-Багатар, Давид-Сослан, Сокур и Георгий, которые бросали на врага взгляд гнева. Трое из наших братьев – Исак, Романоз и Василии – были монахами, верными служителями Христа. Мы были хозяевами узких дорог, которые вели в четыре стороны. У нас в Касаре крепость и таможня, и мы занимаем переднюю часть моста. Надейтесь на доброе отношение на той стороне, если вы повели себя хорошо на этой стороне. У нас столько же золота и серебра, сколько и воды. Я завоевал Кавказ и покорил четыре царства. Верный своим привычкам, я похитил сестру принца Картли (по публикации текста 1830 г.: «Похитил я сестру князя Картли, не приняв ее, однако, в свой род (не примкнув, однако, к ее роду)». Он, настроенный против меня и обманувший в клятве, взял на себя мои грехи. Багатара бросили в воду и истребили армию Оссов. Вы, читающие эти строки, помолитесь за меня».
Одним из первых русский перевод надписи привел А. Головин (1852 г.): «Мы были 9 братьев Чараджоновы и Сахиловы: Ос-Багатар, Давид-Сослан, с 4 царствами боровшиеся, Фидарос, Жада рос, Сокор и Георгий, для врагов страшный. Наши братья Исаак, Роман и Василий сделались верными рабами Христу (монахами). Мы имеем с 4 сторон пути охранные: в Кассарском ущелье замок (где брали плату с прохожих), мостовые ворота; я в ожидании будущего века жил здесь. Золотой и серебряной руды имеем столько же довольно, как воды. Кавказ покорил, с 4 царствами боролся, у грузинского царя (Вахтанга) сестру отнял, не теряя своего достоинства и обычаев, но он настиг, нарушил клятву и взял на себя мой грех. Багатара утопили и истребилось войско Оса. Кто эти стихи будет читать, пусть помянет меня».
В делах «Комиссии для разбора сословных прав горцев Кубанской и Терской областей» сохранился документ, датированный августом 1860 г. и содержащий «надпись на Нузальской Царазонской церкви». Она представляет собой 9 четверостиший на грузинском языке с синхронным переводом на русский. Так как данный вариант отличается от всех опубликованных версий, то мы приведем перевод эпитафии:
«1) Нас было 9 братьев Царазоновы-Цахиловы: Ос-Багатар, Давид и Сослан с 4-мя царствам борющиеся;
2) Фидарос, Доладороз, Сокур-Георгий, с презрением на врагов взирающие;
3) братья наши Исаак, Романоз и Басил сделались добрыми рабами Христа (монахами);
4) мы содержали в 4-х углах узкие проходы дорог;
5) в Касаре имели укрепление и сабаж (заставу), здесь содержу двери моста, о будущем обнадежен, в настоящем благополучен;
6) руды золота и серебра имею в таком изобилии, как вода.
7) покорил Кавказцев, противостоял 4-м царствам (народам);
8) у грузинского (Батони) князя похитил сестру, не оставил своего рода; постиг меня, клятвою обманул, наложил на себя вину мою (грех);
9) Багатар утонул в воде, войско осетин истреблено».
Данный вариант отличается от известных ранее тем, что и грузинский текст, и русский перевод представляют собой 9 неслитных куплетов, а не простое повествование. В делопроизводстве комиссии стихотворение препровождено следующей записью: «Копия с надписи, сохранившейся и поныне на стене Нузальской Царазонской церкви, при сем прилагается для дальнейшего исследования как достопримечательный памятник».
Эпитафия не случайно появилась именно в Нузале. Деятельность Багатара, во всяком случае в последние годы его жизни, была направлена на защиту Туалгома и Уалладжира. Главным звеном в системе оборонительных сооружений в Касарском ущелье являлась мощная крепость «Нузалы фидар». По оценке военных специалистов XIX в., «у Нузала крепкая позиция для обороны входа в Касарское ущелье». Вполне закономерно, что именно этот аул стал «гнездом» аланской аристократии, эмигрировавшей в горы в бурные годы татаро-монгольской экспансии.
В Уалладжире долгое время хранились царские реликвии аланов-овсов. В 1869 г. жители ущелья уверяли В. Б. Пфаффа, что в Рекоме хранятся шлем, колчан и копье Багатара. Отправившись туда, он «действительно нашел эти вещи, зарытыя под кучею стрел и пиков». Суеверие местного населения приписывало названным вещам чудотворную силу; если «кто-нибудь унес их, в том месте, где они будут храниться, непременно появится моровая язва». В доказательство этому алагирцы поведали В. Б. Пфаффу о том, как «несколько лет тому назад, когда шлем Оси-Багатара для лучшего сохранения был перевезен в Нузал, там появилась повальная болезнь, вследствие чего шлем, по решению народного собрания, был перевезен обратно в Реком». В «Описи имущества часовни Реком», составленной в мае 1903 г., под инвентарными номерами 46 и 49 значатся «шлем с кольчужной сеткой» и «остатки колчана со стрелами». Участники экспедиции А. А. Миллера летом 1928 г. среди предметов Рекома обратили внимание на «один из древних шлемов с кольчужной сеткой и околышком», поразившим «орнаментом, очень напоминавшим средневековую корону западноевропейских феодалов». В 1935 г. доспехи Багатара из Нузальской часовни перевезли в Музей краеведения г. Алагира, откуда они исчезли во время фашистской оккупации в 1942 г.
В народной памяти сохранилось много рассказов о Багатаре. Отдавая должное его таланту, устная традиция вместе с тем подчеркивает роль Багатара в сохранении аланов как этноса. Далеко не случайно во многих преданиях Багатар предстает как этнарх, от которого произошли аланы-осетины. В такой образной форме народная традиция воздает должное герою, который в тяжелейший период сделал все возможное для сохранения народа.