осеева динка история создания
LiveInternetLiveInternet
—Рубрики
—Фотоальбом
—Метки
—Цитатник
Малоизвестные цитаты великого русского писателя Федора Достоевского в день памяти Ф. М. Дос.
Бал – настоящая находка Для юных франтов и для дам. Román Ribera Cirera АукционноЖанровое.
Позабыть нельзя.. А.Г.Новиков Анатолий Григорьевич Новиков (18 (30) октября 1896, Скопин &mda.
—Видео
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Интересы
—Друзья
—Постоянные читатели
—Сообщества
—Статистика
ДИНКА И ВОЛШЕБНОЕ СЛОВО. ДЕТСКАЯ ПИСАТЕЛЬНИЦА ВАЛЕНТИНА ОСЕЕВА
Однажды на уроке литературы нам задали вопрос: «Как вы считаете, нужно ли читающему книгу знать биографию автора — или же достаточно самого произведения?» Не знаю, как другие, а я для себя этот вопрос решил вполне определенно: вслед за понравившейся книгой должна следовать биография ее автора, предпочтительно в серии ЖЗЛ. Вот только разыскивать ее бывает не так-то просто: есть авторы, что терпеть не могут публичности и закрываются от нее настолько, что информации о них не отыскать и во всезнающем Интернете. И все же.
Валентина Осеева родилась 28 апреля 1902 года в Киеве. Отец ее, Александр Дмитриевич, был инженером по строительству мостов — как сейчас говорят, из «технической интеллигенции», которая, в отличие от нынешних времен, не брезговала революционной деятельностью. В годы борьбы рабочих за свои права Александр Осеев возглавил первую всеобщую стачку в Самаре, его сознательность отмечал в своих письмах не кто-нибудь, а сам Владимир Ильич, когда же беспартийный строитель угодил в тюрьму за случайное убийство полицейского, на его защиту поднялись едва ли не все местные рабочие, и инженера освободили прямо из зала суда. Впрочем, одной лишь революционной сознательностью деятельность Александра Дмитриевича не ограничивалась: переехав в Москву, он построил мост от Ваганьковского кладбища на Беговую и руководил работами на строительстве Пушкинского музея.
Открывшейся в ней страстью мать заразила и дочку: воспитанию малолетних правонарушителей будущая писательница отдала 16 лет. Работая в Даниловском детском приёмнике на территории закрытого Данилова монастыря, Осеева познакомилась с первым мужем: Сергей Хмелев в прямом смысле слова примчался на коне утихомиривать беспризорников, решивших устроить бунт. В 1927 году у пары родился сын Леонид, но сам бракоказался неудачным: как рассказывала невестка писательницы Наталья Осеева-Хмелева, Сергей мог исчезнуть, лишь только увидев красивую девушку.
Спасением от неудачного брака стал труд педагога и литератора: перейдя на работу в детдом, Валентина Александровна сочиняла для ребят сказки, сама писала пьесы и ставила их вместе с воспитанниками. Именно они настояли на том, чтобы в 1937 году Осеева отнесла в редакцию свой первый рассказ «Гришка»: сама же она поступила в Литинститут, где наставником ее стал Самуил Яковлевич Маршак, а сокурсником —Сергей Михалков. Столь солидное соседство не смутило писательницу: цикл рассказов «Волшебное слово» вошел во все хрестоматии для начальной школы и до сих пор может служить образцом краткости «для детей».
В годы Великой Отечественной войны писательница эвакуировалась в Башкирию, где выучила местный язык и впоследствии переводила Мустая Карима. А в 1946 году начала работать над книгой «Васек Трубачев и его товарищи» о борьбе пионеров с фашистами.
Надо сказать, что внешне Осеева не походила на признанного детского автора: по свидетельству родных, из-за хриплого голоса она казалась окружающим строгой, а за столом пела густым басом цыганские романсы. Впрочем, она обожала семейные застолья и любила делать подарки. А хрипота у нее была от курения, которое и стало причиной ее смерти: писательница скончалась 5 июля 1969 года от рака легких. Как нередко бывает, в этот день кончилась жизнь, но не слава: книга о Динке была экранизирована как минимум дважды и до сих пор пользуется такой популярностью, что в Интернете какое-то время существовал сайт, посвященный исключительно этой книге.
Есть, есть в советской литературе книги, неподвластные ни времени, ни конъюнктуре, и в их число, несомненно, входят произведения Валентины Осеевой.
Осеева динка история создания
Осеева Валентина Александровна
Писательница
Лауреат Государственной премии СССР (1952)
Валентина Осеева родилась 28 апреля 1902 года в Киеве.
В юные годы Валентина Осеева мечтала стать актрисой и даже поступила на актерский факультет Института имени Н.В.Лысенко в Киеве.
В 21 год юная Валя Осеева, придя однажды в трудовую коммуну для беспризорных детей, поняла, что ее настоящее призвание — воспитывать детей. Она отдала шестнадцать лет воспитанию детей-беспризорников и малолетних правонарушителей. Мать будущей писательницы была в числе организаторов в 1924 году коммун и колоний для обездоленных детей.
Работая воспитательницей в Даниловском детском приёмнике (на территории тогда закрытого Данилова монастыря), она познакомилась со своим первым мужем в довольно романтичной обстановке: он приехал на коне и помог утихомирить юных бунтовщиков, но брак распался довольно быстро.
Видимо, из-за развода были и проблемы с сыном, мальчик даже пешком уходил к отцу, служащему тогда в Сибири.
На досуге Осеева сочиняла для ребят сказки, сама писала пьесы и ставила их вместе с детьми. Она любила придумывать игры, увлекаясь ими не меньше самих ребят. Именно по требованию своих воспитанников в 1937 году Осеева отнесла в редакцию свой первый рассказ — «Гришка». А в 1940 году вышла ее первая книжка «Рыжий кот».
В годы Великой Отечественной войны они с сыном были в эвакуации в Башкирии, там писательница выучила башкирский, и впоследствии переводила произведения Мустая Карима на русский язык.
Осеева много писала для малышей — стихи, сказки, короткие рассказы. Ее произведения были построены на близких детям сюжетах. Большую любовь у самых маленьких читателей завоевали сборники «Рыжий кот», «Отцовская куртка» и «Мой товарищ».
Маленькие читатели особенно полюбили цикл рассказов «Волшебное слово», в котором в увлекательных историях, в живых характерах даются образцы человеческих отношений.
В 1946 году Осеева начала работать над книгой «Васек Трубачев и его товарищи». Писательница в ней показала, как в безмятежную жизнь мальчишек врывается война, как закаляет их характер, как они учатся дружить, как становятся участниками борьбы с захватчиками. Эта книга была отмечена Государственной премией.
Многие эпизоды нелегкого детства писательницы нашли отражение в ее произведениях. Повесть «Динка» во многом автобиографична.
Умерла писательница 5 июля 1969 года в Москве.
ДИНКА И ЕЕ «ВСАМДЕЛИШНАЯ» СЕМЬЯ
Таких парадоксальных писателей, пожалуй, больше и нет в советской истории. За долгую жизнь она написала всего две большие книги – и получила за одну из них Сталинскую премию. И при этом – ни пафосных интервью в газете «Правда», ни «Голубых огоньков» по телевизору, ни теплых должностей в писательском союзе.
Никто из ее верных поклонников (а это, без преувеличения, все детско-подростковое население СССР 1960-х и 1970-х годов) так и не узнал о ее личной жизни ничего, хотя пытались многие. Пять скупых строчек в Большой советской энциклопедии – и точка.
«Запад гаснет в дали бледно-розовой…»
«Динка» – не просто любимейшая книга моего детства. Это гораздо большее. Я и сейчас ее время от времени перечитываю и до сих смеюсь над «это птичкам» и плачу, когда Ленька, прощаясь на пристани, отчаянно поет: «Запад гаснет в дали бледно-розовой, звезды небо усеяли чистое…» Всем нам, сегодняшним, очень не хватает такой вот доброты, естественности и отзывчивости…»
Но главного: хоть каких-то, пусть крошечных, подробностей о Динкиной «маме», Валентине Осеевой, нет ни в сети, ни даже в каталогах Ленинской библиотеки.
Я стала методично обзванивать архивы и членов Союза писателей того времени, которые могли бы учиться вместе с Осеевой в Литинституте, встречаться с ней в издательствах, дружить семьями. Но, увы – прошло столько лет, что почти все ровесники Осеевой (она родилась в 1902 г.) уже умерли.
И вдруг – удача. Известный советский писатель Анатолий Алексин («В стране вечных каникул», «Мой брат играет на кларнете» и многое другое), ученик Валентины Осеевой, ныне – гражданин Израиля, откликается на мое почти безнадежное обращение к далекому автоответчику после приветствия, записанного на иврите.
К счастью, это понял тогда, в 1959-м, и руководитель издательства «Детская литература» Константин Пискунов – первая часть книги разлетелась миллионными тиражами.
Драма гипертимного ребёнка. Психологический разбор повести В.А. Осеевой «Динка»
У Тома Сойера (1876) был другой пол и похожий характер, и не было ни мамы, ни папы. У ПеппиДлинныйчулок (1945) был похожий характер, мама умерла, а папа был в отъезде. У Динки (1959) были и характер, и мама, и сёстры, и вернувшийся папа.
1. Детство Валентины Осеевой
2. Юность Валентины Осеевой
3. Взрослость Валентины Осеевой
4. Зрелость Валентины Осеевой
5. Автор и его герой
6. Натура Динки
7. Динка и Лёнька
8. «Динка» как автобиографическая повесть, исправляющая неслучившееся
9. Привязанности в мире Динки
10. Национальные игры в скрывать/показывать
В годы войны она написала повесть, за которую получила огромную денежную премию и двухкомнатную квартиру на главной улице столицы, окнами на Моссовет, а переиздания её книг позволили ей навсегда забыть о бедности. Потом она встретила свою любовь и уехала из столицы в Крым.
1. Детство Валентины Осеевой
В браке грека-дедушки и русской бабушки родилось четверо детей: Аристид, Леонид, Ариадна (мать писательницы) и Клеопатра. В книге «Динка» это Динкины мама и тетка, они названы именами Марина и Катя. В повести Марина «служит в газете корректором». В жизни Ариадна Леонидовна, которая отличалась врождённой грамотностью, действительно проработала корректором в газете «Гудок». Отец, Александр Дмитриевич Осеев, был инженером-мостостроителем и, как и книжный персонаж-железнодорожник, сочувственно относился к революционному движению. В 1905 году отец руководил крупной забастовкой на Самаро-Златоустовской железной дороге.
В книге отец Динки работает на элеваторе, помогает забастовщикам и потом вынужден уехать в Финляндию и скрываться от ареста. Это анахронизм, самарский элеватор открылся 21 сентября 2016 года, а действие в книге происходит в 1909. Это было время, когда города соревновались между собой: кто быстрее проведёт трамвайную линию, развернёт телефонную сеть, построит самый длинный мост. Во всех этих начинаниях волжский город Самара оказывался одним из первых. Суперэлеватор в Самаре был создан в рамках столыпинской аграрной реформы. Его строительство велось в 1913-1915 годах, в годы первой мировой войны. Это был не только самый большой в Европе, но и самый современный по технологиям объект, в нём размещалось свыше 3 млн. пудов зерна одновременно.
События 1905 года историки описывают следующим образом. 18 октября в Самаре был получен царский манифест от 17 октября, давший свободу слова, печати, союзов, собраний. По городу распространялась листовка «Что дает нам царь и чего мы добиваемся», которая заканчивалась призывом к вооруженному восстанию. Похороны рабочего Карасева 18 октября превратились в многотысячную манифестацию, прошедшую по улицам города.
25 ноября 1905 года по инициативе самих рабочих в Самаре возник Совет, в который было избрано 40 депутатов. Главной своей задачей Совет считал организацию вооруженного восстания. 8 декабря он дал по линии Самара-Златоустовской железной дороги телеграмму всем рабочим и служащим, предложив приостановить движение и пропускать только воинские поезда с солдатами, возвращавшимися с Дальнего Востока. Железнодорожники тотчас объявили стачку. К ней примкнули рабочие многих предприятий. По решению Совета работали только аптеки, водопровод, пекарни, мясные и молочные лавки. Все предприятия и учреждения закрылись. Стачка стала всеобщей. Она была направлена на поддержку начавшегося в Москве вооруженного восстания.
Рабочие выдвигали экономические требования о десятичасовом рабочем дне, однако стачка быстро приобрела политическую тональность. 23 ноября жители села Никольское, деревень Русская и Мордовская Борковка, Борская Московка Ставропольского уезда разрушили и сожгли близлежащую усадьбу графов Орловых-Давыдовых. В этот же день крестьяне сел Выселки и Васильевка разрушили и сожгли другую усадьбу этих помещиков. Через три дня запылала усадьба Орловых-Давыдовых в селе Большая Рязань. 27 ноября сгорели усадьбы Аржанова, Сосновского и Ярового. Всего в 1905 году крестьяне Самарской губернии разгромили и сожгли более 50 имений.
Потом последовало введение правительственных войск для усмирения бесчинств. Митинг протеста против бесчинств полиции и казаков, созванный 12 декабря 1905 г. социал-демократическим комитетом, полиция разогнала. Рабочие и служащие, принимавшие участие в декабрьской стачке, увольнялись и заносились в «черные списки». Попавших в этих списки рабочих не принимал ни один завод.
Совет рабочих депутатов прекратил свою деятельность. Комитет РСДРП ушел в подполье. Как организатор стачки, Александр Дмитриевич несколько лет скрывался от властей, затем был арестован. Семье пришлось покинуть Самару (в 1910 году 150 тыс человек населения), где прошло детство писательницы, и вернуться в Киев (в 1913 году 520 тыс жителей), где она родилась. Здесь Осеева начала учиться в частной гимназии.
Из-за преследований полиции Ариадна Леонидовна с тремя дочерьми, Галиной, Анжелой и Валентиной, вынуждена была часто переезжать из города в город. Закончила гимназию будущая писательница уже в Житомире.
Незадолго до этого, в 1916 году, отец оставил семью с женой-гречанкой и женился на молдаванке, которую привёз с места службы.
Валентина Осеева
|
Осеева, Валентина Александровна- писательница СССР. Автор: неизвестен, Добросовестное использование, Wikipedia
Приличная советская девочка должна была носить выглаженные платьица, заплетать аккуратные косички и слушаться старших. Но это же так скучно! То ли дело вихрастая Динка, полюбившаяся детям СССР своим непокорным нравом, способностью попадать в переделки и обострённым чувством справедливости. Образ этот его создательница, одна из самых популярных детских писательниц Союза, списывала с себя.
Как Динка простилась с детством
Валентина Александровна Осеева родилась в 1902 году в Киеве. В семье, помимо Вали, было ещё две дочери – Галина и Анжелика – и приёмный сын. Активная деятельность родителей, известных своими революционными взглядами, дала вполне предсказуемые результаты: ими заинтересовалось правительство, отца арестовали – не помогли даже многочисленные переезды. Старшее поколение наверняка узнало сюжет любимой книги про девочку Тинку – точнее, Динку.
Повесть о дочери пламенных революционеров была автобиографичной и важнейшей писательской работой для Валентины Осеевой. История вихрастой Макаки – а именно такое было прозвище у Динки Арсеньевой – начинается на берегу Волги. Лето, дача и друзья – а параллельно готовые в любой момент к обыску взрослые, скрывающийся отец и подготовка к организации побега из тюрьмы революционеров. Динка всё видит и слышит, становится непосредственной участницей событий, но вместе с тем наслаждается беззаботным детством, бегает на утёс встречать корабли и ссорится с тёткой. Ключевым моментом становится её знакомство с сиротой Лёнькой. В дальнейшем мальчика Арсеньевы усыновят – в семье Осеевой тоже был приёмный ребёнок. Нашлось в повести место и сёстрам Валентины, и светлому образу любящей матери, и отцу – семейной легенде. Затем Арсеньевы переедут из Самары в Киев – приключения Динки продолжатся на даче в годы Первой мировой войны, повесть заканчивается одновременно с детством Динки.
По стопам Макаренко
Валентина Осеева вспоминала своё детство как череду бесконечных переездов. После революции матери Вали предложили заняться воспитанием беспризорниц в коммуне имени Клары Цеткин в Солнечногорске. Валентина мечтала стать актрисой и уже училась на драматическом факультете в Киеве, но мать была непреклонна: о продолжении учёбы не может быть и речи – партия сказала «надо!». Пришлось бросить институт и ехать за всеми изображать Макаренко. Перемены в стране прокатились по семьям тяжёлым катком: многие дети лишились родителей и оказались на улице. Организованные коммуны не были детдомами или колониями для несовершеннолетних – они давали приют, еду и хоть какую-то определённость в жизни.
Разумеется, контингент был непростой – хлебнувшие горя дети нуждались в воспитании. И в этом Валентина Осеева увидела своё призвание. Задача такого воспитателя – полностью переформатировать систему в головах бывших беспризорниц, успевших стать волчатами. Назидательные поучения и сказки в пользу бедных в лучшем случае вызывают усмешку. Валентина собирала вокруг себя обитателей коммуны и рассказывала бесконечные истории. Дети слушали затаив дыхание, ведь героями рассказов были они сами. У них были семьи, друзья, но это не спасало их от неверных поступков: кто-то разбил чашку и свалил на собаку, кто-то пожалел подруге карандаши, кто-то наврал. Проступки не комментируются автором, в конце нет нотаций и оценок – вопрос остаётся открытым и побуждает к размышлению.
Болдинская осень в Башкирии Перед войной воспитанники насели на Валентину Осееву, и ей пришлось сдаться и отнести свои рассказы в редакцию. Её истории стали публиковать, но началась война. Валентина, успевшая к тому времени обзавестись семьёй, оказывается с сыном в эвакуации в Башкирии. Трудные годы сопровождало активное литературное творчество – по возвращении в Москву Валентина Осеева уже была состоявшимся детским писателем. Пережившие войну люди пытались прийти в себя, найти силы для новой жизни, делились выпавшими на их долю горестями. Услышанные истории вдохновили Валентину на серию повестей об обычном школьнике, пережившем то, с чем так или иначе столкнулся каждый в СССР. Так на свет появился цикл «Васёк Трубачёв и его товарищи». В первой части перед пионером-четвероклассником стоит задача сохранить дружбу с одноклассниками. Затем он с друзьями отправляется на летний отдых и оказывается в оккупации. Трилогия завершается возвращением возмужавшего Васька в родной город и его участием в восстановлении. Книга заслужила Сталинскую премию и принесла Осеевой всенародную славу – к автобиографической «Динке» писательница приступила через несколько лет. Обе повести впоследствии были экранизированы. Валентина Осеева скончалась в 1969 году. Бывшие советские поклонники её творчества отблагодарили любимую писательницу лучшим способом: они читают «Динку» и «Васька Трубачёва» теперь уже своим детям, так что боровшиеся за правду герои не забыты. Музей СССР в ЭТНОМИРеКалужская область, Боровский район, деревня ПетровоМузей СССР – уникальное место, где каждый совершает путешествие в ещё недалёкие, но стремительно забываемые 60-е, 70-е и 80-е годы ХХ века. С помощью выставленных экспонатов можно легко понять, чем жила огромная многонациональная страна, носившая гордое название «Союз Советских Социалистических Республик». Наш музей – место, где оживают воспоминания людей, чьё детство и юность прошли в стране Советов, и место, где юные посетители могут увидеть относительно недавнее прошлое великой страны. В экспозиции Музея СССР 3 зала: 10. Книга, напоминающая мне о доме. Валентина Осеева. «Динка».В самом деле, ну как так – взять и походя написать про книгу, в которую возвращаешься, как домой? Как вообще написать о доме? Оно не просто счастливое, оно еще и дивно веселое, с целым ворохом приключений, над которыми хохочешь, радуясь буйной фантазии и изобретательности юной Динки. Ее деловая жилка поистине не знает границ – Динка успевает ввязаться в тысячу разных дел, от торговли рыбой на базаре до изгнания теткиного жениха. Динка восхитительно неидеальная, зато совершенно живая героиня. Она строптива настолько, что всерьез обдумывает, не сунуть ли голову в ведро с холодной водой для обуздания характера. Она впечатлительна, скрытна, она иногда совершает до опасного легкомысленные поступки и, как всякий одаренный ребенок, одинока даже в такой дружной семье. Отчасти поэтому ее детство становится не только счастливым, но и тревожным – впрочем, как любое детство. Но тревожно оно еще и из-за лет, в которые происходит действие. Отец Арсеньевых – «политический» – к началу повести находится в бегах, а его родные – на пороховой бочке бесконечного ожидания. Вся суть положения, в котором оказались герои, гениально умещается в одном абзаце: К слову, вообще жутко пошлыми представляются мне те обсуждения книги, где спорят, как же преподносить детям исторический контекст повести. Читателю его преподнесет сам автор – вполне деликатно, но твердо. Перед нами пройдет целая вереница метко набросанных типажей, порожденных тревожными историческими событиями – политические, шпионы, сочувствующее дворянство и т.д., но «Динка» не сведется к какой-нибудь «Судьбе Илюши Барабанова» Леонида Жарикова, крутящейся на двух незатейливых мыслях: «религия – зло» и «революция – хорошо». Она вообще про другое. И главное в ней – не так идеи, как люди. Повесть посвящена родным и близким самой Осеевой, перенесенным порой на книжные страницы вплоть до совпадения имен – даже приемного брата писательницы звали именно Ленькой. Она пронизана таким негасимым светом любви к семье, что его невозможно не преломить через себя. Здесь очень много читают и разговаривают, здесь вместе поют, а мама играет на пианино, здесь не всегда понимают, но всегда стараются понять друг друга, здесь нет сословий и классов. Тепло арсеньевского очага притягивает все новых и новых людей – совершенно разных: деревенскую девушку и дворника-татарина, фанатичного революционера и циничного студента, взрослых и детей, роднит которых то, что все они в чем-то обездолены. Семья, в которую они входят, вытаскивает из их душ на поверхность все самое лучшее. Однако нерушимая семейственность – это не только прекрасно, но и грустно. «Я ненавижу свадьбы, я с детства ненавижу свадьбы» – скажет подросшая Динка, ненавидящая вообще все, что разлучает близких людей. И сквозь всю книгу красной нитью потянется мысль о том, что соединить свою жизнь можно только с по-настоящему родным человеком. Поэтому стержень книги – это история дружбы Динки с волжским сиротой Ленькой – дружбы, а потом и любви (это спойлер ко второй части, но, господи, кто же не догадается!). «Динка» вкупе с продолжением, «Динка прощается с детством», – это, в общем-то, идеальная книга о любви, настоящей, ради которой отдаешь последний кусок сахара и бежишь в грозу через лес, и ползешь по шаткой доске над обрывом – такой, при которой человек становится тебе «лучше, чем брат». Вошедший в жизнь Динки Ленька заслоняет ее от одиночества. И даже самые опасные выходки подруги вызывают у него истовое желание взять ее за руку и увести туда, где ее никто не обидит – на берега «матушки Волженьки». «Волженька» и уединенный утес над ней – это тот рай земной, где начинается дружба героев, где Динка всегда находит понимание и кружку желтого чая с куском сахара, а Ленька – свободу от озверевшего отчима. Но с этим раем оба героя вынужденно разлучаются, чтобы быть вместе. И уносят с собой во взрослую жизнь шум волжских волн, верность и нерушимое душевное родство, которое, как каждый раз надеешься, не разобьют ни время, ни возраст, ни исторические катаклизмы.
|