осман основатель османской империи биография жены
Осман I Гази: что известно о легендарном основателе Османской империи
Осман I Гази: YouTube/Тайны Востока
Осман I основал одно из самых грандиозных и долговечных государств в мировой истории — Османскую империю. Она существовала более 500 лет, а имя Османа стало легендарным. Подтвержденной информации о правителе крайне мало. Попробуем выяснить, каким человеком и политиком был Осман I.
Происхождение Османа и биографические факты
Кто такой Осман I? Основатель империи и родоначальник правящей династии Османов — личность легендарная. Он был правителем маленького скромного государства — бейлика, но стал создателем одной из самых мощных и больших держав Средневековья.
Достоверной информации об Османе I Гази крайне мало. По словам доктора исторических наук Наталии Басовской, большинство сведений о правителе — это не более, чем миф. Многие поколения окутывали его имя легендами. Все потому, что османы до XV века не документировали историю, и достоверных письменных источников с тех времен практически нет.
Известно, что Осман родился в 1250-х гг. в городе Сёгут — небольшом окраинном удже Сельджукского султаната. Его отцом был Эртугрул — правитель бейлика, известный как отважный и мудрый предводитель. По мнению доктора наук Залины Адобашевой, именно он оказал влияние на Османа как на будущего политика:
Распространено мнение, что при рождении отец назвал сына не Османом, а Атманом или Атаманом на турецкий манер. Вероятно, много лет спустя правитель сам изменил свое имя на мусульманское.
Осман I Гази: YouTube/Тайны Востока
Исследователь и переводчик Булат Ногманов упоминает известную легенду, связанную с именем Османа. Она гласит, что молодой правитель увидел свою судьбу в снах, когда гостил у влиятельного шейха Эдебали. Ему явился ангел и поведал о грядущих военных победах. После этого Осман принял ислам, примеру правителя последовало и его племя. Также в одном из снов он увидел будущую империю.
Осман I Гази умер в 1324 году. Расширять территории империи продолжил его сын, но именно Османа считают отцом империи, которая просуществовала более 500 лет.
Политическая деятельность Османа І Гази
Когда правил султан Осман I? Эртугрул умер в начале 1280-х, когда его сыну было около двадцати лет. Юноша имел значительную поддержку, но даже ему пришлось бороться с родственниками за право принять власть. Осман стал вождем племени кайы и вскоре получил от султана титул бея. Он воспользовался тем, что соседняя Византия ослабела, и направил все силы на завоевания ее территорий.
Сёгут имел крайне удачное географическое положение. На этих территориях пересекались несколько государств, византийские границы были рядом. Набеги на христианские земли считались для последователей ислама священным делом. Поэтому войско Османа постоянно росло, пополнялось преданными борцами за ислам. К слову, арабский титул «гази», который правитель получил за свои военные достижения, означает ‘борец за веру’.
Осман I Гази: YouTube/Тайны Востока
Чем известен султан Осман I? В 1299 году, когда сельджукский султан бежал из столицы, Осман Гази объявил свой бейлик независимым государством. К этому времени были захвачены Ярхисар, Биледжик, Инегёль и Енишехир. Тогда Осман приказал читать пятничную молитву от своего имени — имени нового правителя. Хотя до обретения окончательной независимости от сельджуков были еще десятки лет, именно 1299-й считают годом основания Османской империи.
Осман был захватчиком, но не разорителем. Академик Федор Успенский в «Истории Византийской империи» писал о его щадящей политике:
Осман захватывал территории с развитыми городами, что заставило его столкнуться с новой системой социального устройства. Заручившись поддержкой образованных людей, он переводил племена из кочевого образа жизни в оседлый.
Семья Османа І Гази
Историки тщетно пытались изучить родословную Османа. Письменных источников, на которые можно сослаться, тогда попросту не было. Даже о том, кто был отцом и дедом завоевателя, достоверно известно только благодаря найденным монетам с надписью «Отчеканена Османом, сыном Эртугрула, сыном Гюндуз Альпа».
Осман I Гази: YouTube/Тайны Востока
Мать Османа — фигура мифологическая. О ней нет ни единого документального упоминания, но в народных преданиях она носит имя Халиме-хатун. Предположительно она была туркменкой.
Не много данных сохранилось и о женах Османа:
Легенды называют Рабию матерью Алаэддина-паши — сына Османа, который стал влиятельным визирем. Считается, что он командовал войсками в битве с византийским императором Андроником III при Алтепе. Впрочем, точных сведений о том, что Алаэддин был сыном Османа, не сохранилось.
История об их родстве может быть лишь легендой, в которой упоминается реально существовавший визирь Алаэддин-паша Кемаледдиноглу. Есть предположение, что чиновник был влиятельным и султан Орхан Гази мог называть его братом, чтобы подчеркнуть его высокий статус. Помимо этого, у Османа было еще по меньшей мере шесть сыновей и дочь Фатьма.
В биографии основателя великой династии трудно отличить вымысел от правды. Его имя обрастало легендами сотни лет, а из-за скудных данных выявить факты теперь практически невозможно. Осман вошел в историю как талантливый дипломат, мудрый правитель и отважный завоеватель. Он в разы увеличил территории, которые получил в наследство от отца, и стоял у истоков одного из самых мощных государств за всю историю.
Уникальная подборка новостей от нашего шеф-редактора
Жены основателя Османской империи. Кто они?
Осман I Гази был не только выдающимся воином, искусным политиком и талантливым дипломатом, вождь отличался, по описанию очевидцев, и прекрасными внешними данными. Будучи высоким, хорошо сложенным, широкоплечим, с «золотой» кожей мужчиной, он явно должен был пользоваться успехом у женщин своего времени.
Известно, что от него родилось шестеро сыновей и одна дочь, однако количество его жен и наложниц доподлинно не знает никто. Ислам позволяет иметь до четырех жен и не ограничивает количество наложниц. Две известные жены Османа Малхун-хатун и Рабия Бала-хатун вошли в историю благодаря его потомку Мехмеду II, взявшему Константинополь и объявившему Османский султанат империей.
Для того, чтобы подвести «духовную» базу под родословную османских правителей, в роду должен был быть известный праведник. Таким человеком стал Шейх Эде Бали, родство с ним позволяло считать династию Османа потомками и духовными наследниками известного подвижника ислама того времени. Однако не все было гладко, поэтому легенды и правда переплелись в повествованиях вокруг имен этих женщин – жен Османа Малхун-хатун и Рабия Бала-хатун.
Легенды о любви, снах, мечтах и подвигах Османа
О любви Османа рассказывает легенда о «Снах Османа», записана она Ашикпашадзе. С момента кончины Османа прошло примерно 160 лет, он в свою очередь ссылается на хроники Яхши Факыха, «Описания подвигов дома Османов до Йылдырым-хана».
Оригиналов этих рукописей не осталось, однако их содержание содержит многие трактаты османских письменных источников более позднего периода. Время жизни Яхши Факых конец XIV столетия и он был сыном имамама служившем при султане Орхане (сыне Османа), соответственно он не мог лично свидетельствовать о ранних годах жизни Османа.
Паоло Веронезе «Султан Осман I»
По легенде Осман полюбил всем сердцем и душою дочь Шейха Эде Бали, но отец не хотел отдавать ему её в жены, потому как род Османа был не таким знатным. Однако Шейх Эде Бали дружил с отцом Османа и с ним самим и часто принимал его у себя в доме. Беседовал о вере, политическом устройстве мусульманских государств и прочих вещах. Шейх Эде Бали был почитаемым у мусульман праведником ислама суннитского направления и одним из лидеров движения ахи (прообраз торгово-ремесленых республик Востока, на подобии Венеции и Генуи).
Однажды Осман спал в доме Эде Бали и ему виделись два сна, в первом сне ему виделось «как полная луна (прообраз дочери шейха), вышла из груди шейха и погрузилась в грудь Османа».
«из союза луны и Османа произрастает большое подобие древа, охватывающее территорию всего мира и в виде опор имеющее четыре горы под своей кроной производило богатые урожаи, великолепные города с источниками чистых вод, берущие начало от рек выходящих из этих гор…Налетевший вихрь сорвал листья древа и понёс в Константинополь, а сам город превратился в драгоценное кольцо которое Осман одел на палец»
Увиденное во снах Осман пересказал Шейху Эде Бали и тот, будучи праведником, истолковал их так, что из союза его дочери и Османа произойдет династия, которая создаст Великую Империю. После чего влюбленные, наконец получили благословение и стали жить вместе и родили сына Орхан–бея, продолжателя Османской династии.
Тема великой любви и долгой борьбы Османа за руку и сердце дочери шейха особенно широко раскрыта в произведении средневековых лириков «Османская мечта». И всё бы хорошо, но летописцы не договорились об имени дочери шейха, и по одним данным её звали Малхун-хатун, а по другим Рабия Бала-хатун. В чем же дело?
Власть, политика, реальность и потомки Османа
Правда, о настоящем положении дел в семейных вопросах Османа, до конца всё же неизвестна. Но благодаря свидетельству византийских летописцев, в частности Пахимера, современным историкам стало понятно, что в угоду идеи союза дочери высокородного праведника и Османа образ Малхун был составлен на объединении двух биографий, реальной матери наследника Османской династии Орхана и дочери Шейха Эде Бали — ещё одной жены Османа, Рабии.
На этапе становления бейлика, как независимого государственного объединения Османа, незнатный потомок простого воина-вождя, владевшего подчиненным уделом, не мог породниться с главами соседних эмиратов, заключив междинастийный союз. Выбирать жен он мог только среди равных ему по статусу мусульман или дочерей наместников соседних византийских территорий.
Статуя Малхун-хатун в Эскишехире / © Basak / ru.wikipedia.org
Брак между христианской и мусульманской знатью тогда был рядовым явлением. Имя матери Орхан–бея, Малхун-хатун более созвучно с именем дочери Умур–бея. Из летописей, уже известного летописца Пахимера, сын Умур–бея участвовал вместе с Османом в его первых военных походах против Византии, что вполне реально объясняет брак с Малхун–хатун как подкрепление военно-политического соглашения между двумя вождями.
Титул же бей – использовался среди военных вождей Малой Азии и означал, что отец и мать Мал Хатун обладали определенным статусом власти. Имеется письменное подтверждение, датированное 1324 годом о передаче неких материальных ценностей на благотворительность, перечисляющего семью Османа, в нём отцом Малхун–хатун назван Умур – бей.
Умур-бей управлял бейликом Умари, к северо-востоку от разрастающихся владений Османа, который позже был полностью поглощен ими. Малхун–хатун пережила мужа, так как её похоронили в семейной гробнице не далеко от могилы мужа в Бурсе. Известно, что сам Осман умер когда Бурсу только взяли и был погребен рядом с отцом в Согуте, а уже позже перезахоронен в Бурсе. Точная дата смерти Малхун-хатун не известна.
Образ одной из жен в сериале «Основание: Осман Гази»
Значительно же позже, когда под властью Османа оказались многочисленные города и встал вопрос о переходе к новой, для Османа, форме социального устройства, он стал руководствоваться советами шейха Эде Бали. И брак с его дочерью укрепил этот, опять же, политический союз.
Эди Бали наставлял Османа по вопросам исламизации племен, но главным образом по организации управления городами, налогообложении и продвижением идей сообщества ахи – одним из руководителей которого он являлся. Именно шейх Эде Бали опоясал легендарным мечом Гази Османа и сподвиг на войну с неверными.
Дочь Эди Бали, которая стала женой Османа, звали Рабия Бала-хатун. Брак состоялся в 1289 году. И она тоже родила ему сына, известного как Алаеддин-бей. Несколько лет до своей смерти она прожила с отцом. Её сын не имел отношение к продолжению династии. Считается, что путаница могла возникнуть ещё и потому, что в некоторых источниках эту жену Османа называли Малхун.
Умерла Рабия в 1324 году в Биледжике и погребена возле гробницы своего отца.
Захоронение Рабии Бала Хатун / © Retrieverlove / ru.wikipedia.org
Воистину, как сказано: «Когда говорят пушки – музы молчат». Зато когда они умолкают, музы принимаются за работу с удвоенной силой. И истории о политических и военных союзах государственных мужей того сурового времени войн и сражений начинают обрастать романтическими легендами и сказочными преданиями о великих откровениях.
Не минула чаша сия и династию Османов. Благодаря усилиям его потомков, турецкая литература позднего средневековья Востока, обогатилась множеством любовных эпосов, описывающих чувства великого основателя династии Османов и его прекрасных жен.
Литература
Жены основателя Османской империи. Кто они?
Осман I Гази был не только выдающимся воином, искусным политиком и талантливым дипломатом, вождь отличался, по описанию очевидцев, и прекрасными внешними данными. Будучи высоким, хорошо сложенным, широкоплечим, с «золотой» кожей мужчиной, он явно должен был пользоваться успехом у женщин своего времени.
Известно, что от него родилось шестеро сыновей и одна дочь, однако количество его жен и наложниц доподлинно не знает никто. Ислам позволяет иметь до четырех жен и не ограничивает количество наложниц. Две известные жены Османа Малхун-хатун и Рабия Бала-хатун вошли в историю благодаря его потомку Мехмеду II, взявшему Константинополь и объявившему Османский султанат империей.
Для того, чтобы подвести «духовную» базу под родословную османских правителей, в роду должен был быть известный праведник. Таким человеком стал Шейх Эде Бали, родство с ним позволяло считать династию Османа потомками и духовными наследниками известного подвижника ислама того времени. Однако не все было гладко, поэтому легенды и правда переплелись в повествованиях вокруг имен этих женщин – жен Османа Малхун-хатун и Рабия Бала-хатун.
Легенды о любви, снах, мечтах и подвигах Османа
О любви Османа рассказывает легенда о «Снах Османа», записана она Ашикпашадзе. С момента кончины Османа прошло примерно 160 лет, он в свою очередь ссылается на хроники Яхши Факыха, «Описания подвигов дома Османов до Йылдырым-хана».
Оригиналов этих рукописей не осталось, однако их содержание содержит многие трактаты османских письменных источников более позднего периода. Время жизни Яхши Факых конец XIV столетия и он был сыном имамама служившем при султане Орхане (сыне Османа), соответственно он не мог лично свидетельствовать о ранних годах жизни Османа.
Паоло Веронезе «Султан Осман I»
По легенде Осман полюбил всем сердцем и душою дочь Шейха Эде Бали, но отец не хотел отдавать ему её в жены, потому как род Османа был не таким знатным. Однако Шейх Эде Бали дружил с отцом Османа и с ним самим и часто принимал его у себя в доме. Беседовал о вере, политическом устройстве мусульманских государств и прочих вещах. Шейх Эде Бали был почитаемым у мусульман праведником ислама суннитского направления и одним из лидеров движения ахи (прообраз торгово-ремесленых республик Востока, на подобии Венеции и Генуи).
Однажды Осман спал в доме Эде Бали и ему виделись два сна, в первом сне ему виделось «как полная луна (прообраз дочери шейха), вышла из груди шейха и погрузилась в грудь Османа».
Увиденное во снах Осман пересказал Шейху Эде Бали и тот, будучи праведником, истолковал их так, что из союза его дочери и Османа произойдет династия, которая создаст Великую Империю. После чего влюбленные, наконец получили благословение и стали жить вместе и родили сына Орхан–бея, продолжателя Османской династии.
Тема великой любви и долгой борьбы Османа за руку и сердце дочери шейха особенно широко раскрыта в произведении средневековых лириков «Османская мечта». И всё бы хорошо, но летописцы не договорились об имени дочери шейха, и по одним данным её звали Малхун-хатун, а по другим Рабия Бала-хатун. В чем же дело?
Власть, политика, реальность и потомки Османа
Правда, о настоящем положении дел в семейных вопросах Османа, до конца всё же неизвестна. Но благодаря свидетельству византийских летописцев, в частности Пахимера, современным историкам стало понятно, что в угоду идеи союза дочери высокородного праведника и Османа образ Малхун был составлен на объединении двух биографий, реальной матери наследника Османской династии Орхана и дочери Шейха Эде Бали — ещё одной жены Османа, Рабии.
На этапе становления бейлика, как независимого государственного объединения Османа, незнатный потомок простого воина-вождя, владевшего подчиненным уделом, не мог породниться с главами соседних эмиратов, заключив междинастийный союз. Выбирать жен он мог только среди равных ему по статусу мусульман или дочерей наместников соседних византийских территорий.
Статуя Малхун-хатун в Эскишехире
Брак между христианской и мусульманской знатью тогда был рядовым явлением. Имя матери Орхан–бея, Малхун-хатун более созвучно с именем дочери Умур–бея. Из летописей, уже известного летописца Пахимера, сын Умур–бея участвовал вместе с Османом в его первых военных походах против Византии, что вполне реально объясняет брак с Малхун–хатун как подкрепление военно-политического соглашения между двумя вождями.
Титул же бей – использовался среди военных вождей Малой Азии и означал, что отец и мать Мал Хатун обладали определенным статусом власти. Имеется письменное подтверждение, датированное 1324 годом о передаче неких материальных ценностей на благотворительность, перечисляющего семью Османа, в нём отцом Малхун–хатун назван Умур – бей.
Умур-бей управлял бейликом Умари, к северо-востоку от разрастающихся владений Османа, который позже был полностью поглощен ими. Малхун–хатун пережила мужа, так как её похоронили в семейной гробнице не далеко от могилы мужа в Бурсе. Известно, что сам Осман умер когда Бурсу только взяли и был погребен рядом с отцом в Согуте, а уже позже перезахоронен в Бурсе. Точная дата смерти Малхун-хатун не известна.
Образ одной из жен в сериале «Основание: Осман Гази»
Значительно же позже, когда под властью Османа оказались многочисленные города и встал вопрос о переходе к новой, для Османа, форме социального устройства, он стал руководствоваться советами шейха Эде Бали. И брак с его дочерью укрепил этот, опять же, политический союз.
Эди Бали наставлял Османа по вопросам исламизации племен, но главным образом по организации управления городами, налогообложении и продвижением идей сообщества ахи – одним из руководителей которого он являлся. Именно шейх Эде Бали опоясал легендарным мечом Гази Османа и сподвиг на войну с неверными.
Дочь Эди Бали, которая стала женой Османа, звали Рабия Бала-хатун. Брак состоялся в 1289 году. И она тоже родила ему сына, известного как Алаеддин-бей. Несколько лет до своей смерти она прожила с отцом. Её сын не имел отношение к продолжению династии. Считается, что путаница могла возникнуть ещё и потому, что в некоторых источниках эту жену Османа называли Малхун.
Умерла Рабия в 1324 году в Биледжике и погребена возле гробницы своего отца.
Захоронение Рабии Бала Хатун / © Retrieverlove / ru.wikipedia.org
Воистину, как сказано: «Когда говорят пушки – музы молчат». Зато когда они умолкают, музы принимаются за работу с удвоенной силой. И истории о политических и военных союзах государственных мужей того сурового времени войн и сражений начинают обрастать романтическими легендами и сказочными преданиями о великих откровениях.
Не минула чаша сия и династию Османов. Благодаря усилиям его потомков, турецкая литература позднего средневековья Востока, обогатилась множеством любовных эпосов, описывающих чувства великого основателя династии Османов и его прекрасных жен.
«Их нравы»: Осман Гази — первый падишах Османской империи
Когда основателя государства османов признали султаном не благодаря завоеваниям, а после проповеди имама с минбара
Казанский исследователь Булат Ногманов, публикации которого читает Минтимер Шаймиев, продолжает знакомить читателей «Реального времени» со своими наблюдениями о культуре и истории Турции. После путевых заметок, написанных по итогам поездки к мавзолею отца основателя Османской династии Османа I — Эртугрула Гази, он переходит к рассказу о первом падишахе империи.
Первые 10 султанов лично воевали, а потом…
Продолжая тему истоков, становления и формирования государства османов в полноценную империю, как было обещано в предыдущую субботу, сегодня поговорим об Османе Гази, он же Кара Осман, он же Фахруддин (поклонники фильма «Москва слезам не верит» могли бы продолжить этот список словами «он же Григорий Иванович»). Однако будем придерживаться официальной историографии. Большое количество имен и псевдонимов было распространенным явлением того времени, ведь правитель был не только правителем, но и воином, имамом и поэтом одновременно.
Звание Гази, как и его отец, он получил благодаря участию в многочисленных битвах и сражениях, которые в ту пору вело государство сельджуков. Напомним, что и Эртугрул, и Осман были беями, которые находились на службе у сельджукского государя и за ратные подвиги получили свои земельные наделы. Примечателен тот факт, что, начиная с Османа Гази, первые 10 султанов Османской империи, в качестве главнокомандующего, принимали участие во всех войнах и сражениях. Славную традицию первым прервал султан Селим II (он же Сары Селим). После него личное участие в войнах приняли лишь пять султанов, а всего их было 36, точнее 39, просто некоторые султаны правили несколько сроков с перерывами. Пока наш дорогой читатель окончательно не запутался в султанской арифметике Османской империи, переходим к сути.
В мавзолее Дурсуна Факиха
Началось с проповеди
Официально годом основания Османской империи считается 1299 год, когда Дурсун Факих после завоевания Караджахисара (хотя Краджахисар был завоеван Османом Гази в 1288 году) впервые прочитал пятничную проповедь от имени Османа Гази. До этого все пятничные проповеди читались от имени правителя государства Сельджуков. Этот факт свидетельствовал о том, что государство османов отныне являлось независимым и самостоятельным государственным образованием. Можно сказать, что окончательную независимость от сельджуков государство обрело в 1308 году, когда правитель ильханидов Ахмед Газан Хан, скажем так, завершил земное существование государства сельджуков. Тут необходимо сказать несколько слов о том, кем же был этот Дурсун Факих, который по сути объявил о независимости новоявленного Османского государства?
Дурсун Факих был одним из выдающихся тюркских исламских ученых, последователем шейха Эдебали, о котором мы упоминали в предыдущем очерке. Также он был другом, соратником и свояком Османа Гази. После становления государства османов, Дурсун Факих стал первым имам-хатибом и кадием государства. Кроме того, жены Османа Гази и Дурсуна Факиха были сестрами и дочерьми того самого шейха Эдебали. Дата смерти Дурсун Факиха не установлена, принято считать, что он умер после 1352 года. Его могила находится в Биледжике в мавзолее шейха Эдебали, кроме того есть два мавзолея, которые носят его имя. Первый находится в Караджахисаре, а второй — на возвышении, недалеко от деревушки Кюре. Местные жители говорят, что какой бы сильный ветер не дул в низовьях этой возвышенности, наверху, рядом с мавзолеем, всегда тихо и спокойно. Конечно же, мы не стали верить на слово и решили проверить, на вершине нас ждал удивительный вид и легкий осенний ветерок…
Официально годом основания Османской империи считается 1299 год, когда Дурсун Факих впервые прочитал пятничную проповедь от имени Османа Гази. Фото wikipedia.org
А любовь как сон.
Кроме официальной версии основания Османской империи, как это принято на Востоке, существует легенда. Легенда связана с Османом Гази, вернее со сном, который он увидел, находясь в дергахе шейха Эдебали. Во сне к нему явился шейх Эдебали, из его груди вышла луна, стала возвышаться и перешла в объятия Османа Гази. После этого, из живота Османа Гази начало произрастать дерево, оно выросло большим, и тень от ветвей его покрыла всю землю. Он спросил о значении сна у шейха Эдебали. После небольшой паузы шейх ответил: «Возрадуйся, о Осман! Аллах даровал тебе и твоему сыну царствие. Весь мир перейдет под опеку твоего сына, а моя дочь станет твой женой». Таким образом, шейх стал родственником правящей династии, а его внук Орхан Гази стал вторым султаном Османской империи. Историки были бы не историками, если бы не разошлись в мнениях относительно родства Орхана Гази и шейха Эдебали, так как дочь шейха Мала Хатун была второй женой Османа Гази, а Орхан Гази родился от первого брака…
Справка
Булат Ногманов — исследователь, переводчик.