основание московского университета при ком царе
История Московского университета
Университет сегодня
Сегодня Московский университет — крупнейший классический университет России, в котором обучается более 45 тысяч человек из всех регионов страны (на разных формах обучения). В МГУ 40 факультетов (за последние 20 лет создан 21 факультет), 15 научно-исследовательских институтов, около 750 кафедр, отделов и лабораторий, Медицинский научно-образовательный центр, Научная библиотека, 4 музея, Ботанический сад, Научный парк, филиалы в Севастополе, Ташкенте, Астане, Баку, Душанбе, Ереване.
Федеральным законом от 10 ноября 2009 г. № 259-ФЗ «О Московском государственном университете имени М.В.Ломоносова и Санкт-Петербургском государственном университете» Московскому университету предоставлено право самостоятельно устанавливать образовательные стандарты и выдавать дипломы о высшем образовании собственного образца.
МГУ осуществляет обучение по собственным образовательным уникальным 6‑летним образовательным стандартам, реализуемым в двух формах: интегрированная магистратура (нормативный срок обучения 4 года в бакалавриате и 2 года в магистратуре) и специалитет (нормативный срок обучения 6 лет). Особенностью интегрированной магистратуры является непрерывная подготовка студентов (на протяжении 6 лет обучения) по выбранному направлению, что является гарантией качественной подготовки специалистов в избранной области. В условиях перехода страны на двухуровневую систему высшего образования план приема в бюджетную магистратуру МГУ позволяет продолжить обучение в магистратуре всех выпускников МГУ (бакалавров), способных и готовых к дальнейшему обучению.
В МГУ реализуется 228 основных образовательных программ высшего образования (специалитет, бакалавриат, магистратура), в том числе 139 программ на основе собственных образовательных стандартов.
В Московском университете реализуются Межфакультетские учебные курсы — семестровые курсы лекций, читаемые для студентов вне зависимости от факультета, на котором они обучаются, ведущими профессорами и преподавателями МГУ, другими признанными специалистами в своей области, способными ярко и увлекательно показать связи между различными областями знания: наукой, искусством, политикой, культурой, общественными и социальными процессами. Ряд межфакультетских учебных курсов читается в дистанционном онлайн формате через Интернет на основе специально подготовленных видеозаписей лекций, дополненных различными заданиями, обеспечивающими промежуточную проверку знаний учащихся. Освоение межфакультетских курсов является неотъемлемым элементом обучения студентов в Московском университете и входит в учебный план студентов.
В последние годы в МГУ проводятся следующие олимпиады: Олимпиада школьников «Ломоносов», Всероссийская Интернет-олимпиада «Нанотехнологии — прорыв в будущее», Всероссийский турнир юных физиков, Олимпиада школьников «Государственный аудит», Олимпиада школьников «Покори Воробьевы горы!», Олимпиада школьников «Турнир имени М.В. Ломоносова», Московская олимпиада школьников, Открытая олимпиада школьников по программированию и другие.
Студенты Московского университета — неоднократные победители российских и международных олимпиад по различным предметам, а его выпускники — востребованные на современном рынке труда специалисты.
Активно работает Студенческий совет МГУ — представительный орган студенческого самоуправления Московского университета, способствующий эффективному образовательному процессу, воспитательной работе, профессиональному становлению студенчества. Работа Студенческого совета МГУ нацелена на поддержание творческой инициативы обучающейся молодежи, вовлечение ее в научную жизнь университета, а также на помощь в организации и проведении культурно-массовых, спортивных и досуговых мероприятий. Среди студенческих инициатив особое место занимает участие в назначении стипендий и материальной помощи, контроле обеспечения качества образования, получаемого студентами МГУ.
Большую роль в образовательном процессе в Московском университете играет международное сотрудничество. Ежегодно на включенное обучение в зарубежные вузы-партнеры направляется около 500 студентов и столько же приезжают в МГУ на включенное обучение. География международного сотрудничества охватывает 130 стран из всех регионов мира.
Общая численность научно-педагогических работников МГУ — около 10 тысяч человек, в том числе, более 5 тысяч профессорско-преподавательского состава и более 4 тысяч научных работников. 80% научно-педагогических работников имеют ученые степени кандидата и доктора наук.
В соответствии с принятым в 2016 году законом «О внесении изменений в пункт 4 «Закона о науке и государственной научно-технической политике» Московскому университету предоставлено право самостоятельно формировать диссертационные советы и присуждать ученые степени кандидата наук и доктора наук.
МГУ имени М.В.Ломоносова — ведущий научный центр страны, в составе которого сформировались крупные научные школы, работали и работают Нобелевские лауреаты, лауреаты Государственных премий СССР и России. Из 18 Нобелевских лауреатов — наших соотечественников одиннадцать являлись выпускниками или профессорами Московского университета.
Эффективно работает аналитическая информационная система «Наука-МГУ» («ИСТИНА»),созданной специалистами нашего университета, в которой собирается и анализируется информация об основных достижениях ученых МГУ (публикациях всех видов, учебных курсах и др.).
Московский университет успешно выполняет Программу развития до 2020 года. В Программе зафиксированы такие приоритетные направления развития Московского университета, как космические исследования, стратегические информационные технологии, комплексные исследования человека, био- и нанотехнологии, рациональное природопользование и др.
Специалистами Московского университета созданы спутники («Университетский-Татьяна», «Университетский-Татьяна-2», «Ютсат» (в сотрудничестве с индийскими университетами), «Вернов» и «Нуклон». 28 апреля 2016 года с космодрома «Восточный» запущен спутник «Ломоносов» — настоящая космическая лаборатория для изучения экстремальных явлений в нашей Вселенной.
МГУ располагает самым мощным в России и СНГ супервычислителем. Суммарная пиковая производительность университетского суперкомпьютерного комплекса превышает 4,5 петафлопса.
МГУ ведет активное научно-техническое сотрудничество с различными зарубежными компаниями. Со многими из них МГУ имеет масштабные долговременные отношения: создаются совместные лаборатории, проводятся специальные конкурсы и учебные программы. Среди таких компаний с мировой известностью — Intel, Google, Procter & Gamble, Schlumberger, LG Chem, HP, Samsung, Elsevier.
В Московском университете ведется большое строительство: за последние 10 лет удвоена территория кампуса, построено около 1 млн кв. м учебных и научных площадей. Открыты Интеллектуальный центр — Фундаментальная библиотека, Медицинский научно-образовательный центр, Шуваловский и Ломоносовский корпуса, новое студенческое общежитие, Университетская гимназия. Идет работа по созданию научно-технологической долины «Воробьёвы горы» — университетского кластера, объединяющего на одной территории корпуса для научных исследований и реализации инновационных проектов, для культурно-просветительской деятельности, а также современные спортивные площадки.
Во всех международных университетских рейтингах МГУ всегда признается лучшим среди университетов России.
История Московского университета
Московский университет по праву считается старейшим российским университетом. Он основан в 1755 году. Учреждение университета в Москве стало возможным благодаря деятельности выдающегося ученого-энциклопедиста, первого русского академика Михаила Васильевича Ломоносова (1711-1765). В 1940 году, в дни празднования 185-летнего юбилея, университету было присвоено имя М.В. Ломоносова.
А.С. Пушкин справедливо писал о титане русской и мировой науки XVIII столетия: «Соединяя необыкновенную силу воли с необыкновенною силою понятия, Ломоносов обнял все отрасли просвещения. Жажда науки была сильнейшею страстию сей души, исполненной страстей. Историк, ритор, механик, химик, минералог, художник и стихотворец, он все испытал и все проник. «. В деятельности М.В. Ломоносова отразились вся мощь, красота и жизнеспособность российской науки, вышедшей на передовые рубежи мирового научного знания, успехи страны,сумевшей после преобразований Петра 1 значительно сократить отставание от ведущих держав мира и войти в их число. М.В. Ломоносов придавал огромное значение созданию системы высшего образования в России. Еще в 1724 году при Петербургской Академии наук, основанной Петром 1, были учреждены университет и гимназия для подготовки в России научных кадров. Но академические гимназия и университет с этой задачей не справились. Поэтому М.В. Ломоносов неоднократно ставил вопрос об открытии университета в Москве. Его предложения, сформулированные в письме к И.И. Шувалову, легли в основу проекта Московского университета. И.И. Шувалов, фаворит императрицы Елизаветы Петровны, покровительствовал развитию русской науки и культуры, помогал многим начинаниям М.В. Ломоносова.
Московский университет выделялся демократическим составом студентов и профессоров. Это во многом определило широкое распространение среди учащихся и преподавателей передовых научных и общественных идей. Уже в преамбуле указа об учреждении университета в Москве отмечалось, что он создан «для генерального обучения разночинцев». В университет могли поступать выходцы из различных сословий, за исключением крепостных крестьян. М.В.Ломоносов указал на пример западноевропейских университетов, где было покончено с принципом сословности; «В университете тот студент почтеннее, кто больше научился; а чей он сын, в том нет нужды». За вторую половину XVIII века из 26 русских профессоров, которые вели преподавание, только трое были из дворян. Разночинцы составляли в XVIII веке и большинство учащихся. Наиболее способных студентов для продолжения образования посылали в зарубежные университеты, укрепляя контакты и связи с мировой наукой.
Через год после создания университета первых читателей приняла университетская библиотека. Свыше 100 лет она выполняла функции единственной в Москве общедоступной библиотеки.
В XIX столетии при университете были образованы первые научные общества: Испытателей природы, Истории и древностей российских, Любителей российской словесности.
В XVIII веке в стенах Московского университета учились и работали замечательные деятели русской науки и культуры: философы Н.Н. Поповский, Д.С. Аничков; математики и механики В.К. Аршеневский, М.И. Панкевич; медик С.Г. Зыбелин; ботаник П.Д. Вениаминов; физик П.И. Страхов; почвоведы М.И. Афонин, Н.Е. Черепанов; историк и географ Х.А. Чеботарев; историк Н.Н. Бантыш-Каменский; филологи и переводчики А.А. Барсов, С. Хальфин, Е.И. Костров; правоведы С.Е. Десницкий, И.А. Третьяков; издатели и писатели Д.И. Фонвизин, М.М. Херасков, Н.И. Новиков; архитекторы В.И. Баженов и И.Е. Старов.
Соединение в деятельности Московского университета задач просвещения, науки и культуры превратило его, по выражению А.И. Герцена, в «средоточие русского образования», один из центров мировой культуры.
Вторжение в 1812 году в Россию наполеоновской армии вызвало у студентов университета небывалый патриотический подъем. Многие вступили в ополчение, а труд университетских медиков был особо отмечен М.И. Кутузовым. Во время пребывания наполеоновских солдат в Москве здания университета практически полностью сгорели. Погибли библиотека, архив, музей, научное оборудование. Восстановление университета стало делом всего русского общества. Научные учреждения, ученые, частные лица передавали университету деньги, книги, старинные рукописи, естественно-научные коллекции, приборы.
Только для университетской библиотеки к 1815 году удалось собрать 7,5 тысяч книг. Несмотря на тяжелое положение университета, профессора и студенты уже 1сентября 1813 года приступили к занятиям. К 20-м годам XIX столетия число студентов превысило 500 человек.
В первой половине XIX века Московский университет занимал ведущее место в общественной жизни России. Его питомцами были многие члены декабристских организаций. Традиции свободомыслия продолжали студенческие кружки братьев Критских, Н.П. Сунгурова, В.Г. Белинского, А.И. Герцена и Н.П. Огарева, Н.В. Станкевича. В аудиториях университета кипели споры западников и славянофилов о путях развития России. Публичные курсы лекций и диспуты главы западников, блестящего ученого-историка Т.Н. Грановского собирали всю московскую интеллигенцию 1840-х годов.
Активной была и издательская деятельность университета, которая не ограничивалась печатанием только научных трудов. В университетской типографии впервые увидели свет «Сонеты» А. Мицкевича, «Записки охотника» И.С. Тургенева. Вспоминая годы реакции в царствование Николая I, А.И. Герцен писал об особом значении университета: «Опальный университет рос своим влиянием: в него, как в общий резервуар, вливались юные силы России, со всех сторон, из всех слоев; в его залах они очищались от предрассудков, захваченных у домашнего очага, приходили к одному уровню, братались между собой и снова разливались во все стороны России, во все слои ее».
В дореволюционной России профессура Московского университета много сделала для укрепления связи науки и практики. Университетские ученые писали учебники для школ. Немало воспитанников университета работали учителями, представляя собой наиболее квалифицированную часть русского учительства.
Устав 1863 года, открывший новые возможности для развития отечественного просвещения и науки, просуществовал лишь до 1884 года. После убийства в 1881 году народовольцами царя Александра II правительство возобновило наступление на университетскую автономию, усилило контроль за преподаванием. Тем не менее университет сохранил себя как один из центров передового научного знания и духовной жизни России.
Студенты Московского университета были в первых рядах борцов за свободу в революции 1905-1907гг. На сходке 9 сентября 1905 года студентами была принята резолюция, требовавшая свержения самодержавия и превращения России в демократическую республику.
Пронесшийся над Россией революционный вихрь 1917 года оставил противоречивый след в судьбе высшей школы. С одной стороны, произошла ее глубокая демократизация. Отменялась плата за обучение, студенты обеспечивались государственными стипендиями. С 1919 года университет полностью был переведен на государственное финансирование. Для того, чтобы выходцы из рабочих и крестьянских семей смогли получить необходимую для поступления в вуз сумму знаний, при университете с 1919 года действовал подготовительный Рабочийфакультет (оставался в составе МГУ до 1936 г.). Преподавание в университете в первое послереволюционное десятилетие продолжали ученые с мировым именем: Д.Н. Анучин, Н.Е. Жуковский, Н.Д. Зелинский, А.Н. Северцов, К.А. Тимирязев, С.А. Чаплыгин и др.
Вместе с тем на университетской жизни тяжело отразился раскол общества в ходе революции. Часть студентов и известных ученых, не принявших новые политические порядки, была вынуждена покинуть Московский университет. Определенный ущерб причинили и реорганизации 20-30-х годов, затеянные в погоне за увеличением числа специалистов. Из университета были выведены медицинский, советского права и химический (временно) факультеты и на их базе созданы самостоятельные вузы. В такие же вузы преобразовали геологическое, минералогическое и географическое отделения на естественных факультетах. На основе гуманитарных факультетов в 1931 году открылся Московский институт философии, литературы и истории, слившийся вновь с МГУ только спустя десять лет. Были допущены перегибы и в организации учебного процесса: вводился «бригадно-лабораторный метод» обучения, отменявший лекциии, отдававший проработку материала на самотек студенческим бригадам из 3-5 человек, индивидуальный экзамен заменялся коллективными отчетами бригад.
К счастью, этот период в жизни университета был непродолжительным. В 1932 году «бригадно-лабораторный» метод был отменен, Вводились новые учебные программы, менялся режим работы в высшей школе. В 1934 году в университете были защищены первые за годы Советской власти кандидатские диссертации.
Не обошли стороной университет и трагические события общественной жизни 30-50-х годов. Идеологический и административный диктат со стороны властей препятствовал свободе творчества. Ограничивались контакты с зарубежными научными центрами. Многие ученые подверглись необоснованным репрессиям, целые направления исследований, особенно в общественных науках, филологии, кибернетике, биологии были свернуты.
Великая Отечественная война 1941-1945 годов явилась тяжелым испытанием для нашей страны. Уже 25 июня 1941 года ушла на фронт первая группа студентов и сотрудников МГУ, в основном для пополнения командного и политического состава Красной Армии. Добровольцами МГУ была укомплектована 8 (Краснопресненская) дивизия народного ополчения. Она героически сражалась во время обороны Москвы.
Всего на фронтах войны сражалось более 5 тысяч университетских питомцев, свыше тысячи человек награждены в годы войны орденами и медалями СССР и стран антигитлеровской коалиции, а семь были удостоены звания Героя Советского Союза.
Не вернулись с войны около 3 тысяч студентов, аспирантов, профессоров, преподавателей и сотрудников МГУ. В их честь рядом с 1 учебным корпусом в 1975 году был открыт памятный знак и зажжен Вечный огонь Славы.
Московский университет превратился в крупный международный центр подготовки студентов и аспирантов. Для обучения иностранных граждан русскому языку в 1959 году в университете был образован один из первых в нашей стране подготовительный факультет такого профиля (ныне Центр международногообразования).
Всего с 1917 года по настоящее время Московский университет выпустил около180 тысяч специалистов и около 35 тысяч кандидатов наук для народного хозяйства, культуры и просвещения.
В университете работали многие известные ученые: математики и механики П.С. Александров, В.В. Голубев, Д.Ф. Егоров, М.В. Келдыш, А.Н. Колмогоров, Н.Н. Лузин, И.Г. Петровский, И.И. Привалов, В.В. Степанов, О.Ю. Шмидт; физики В.К. Аркадьев, Л.А. Арцимович, Н.Н. Боголюбов, С.И. Вавилов, В.И. Векслер, А.А. Власов, П.Л. Капица, И.В. Курчатов, Л.Д. Ландау, Г.С. Ландсберг, Я.Б. Зельдович, А.С. Предводителев, Д.В. Скобельцын, И.Е. Тамм, Р.В. Хохлов; химики А.А. Баландин, И.В. Березин, С.И. Вольфкович, Я.И. Герасимов, Б.А. Казанский, В.А. Каргин, А.Н. Несмеянов, А.В. Новоселова, П.А. Ребиндер, Н.Н. Семенов. А.Н. Фрумкин, Н.М. Эмануэль; географы Н.Н. Баранский, А.А. Борзов, К.К. Марков, В.Н. Сукачев, И.С. Щукин; геологи А.Д. Архангельский, Н.В. Белов, А.А. Богданов, А.П. Виноградов, Ю.А. Орлов, М.М. Филатов; биологи и почвоведы А.Н. Белозерский, Д.Г. Виленский, Л.А. Зенкевич, Н.К. Кольцов, Г.В. Никольский, А.И. Опарин, Н.П. Ремезов; историки А.В. Арциховский, Б.Д. Греков, А.А. Губер, Н.М. Дружинин, Н.И. Конрад, М.В. Нечкина, А.М. Панкратова, С.Д. Сказкин, М.Н. Тихомиров, Л.В. Черепнин; искусствоведы В.Н. Лазарев, А.А. Федоров-Давыдов; филологи Д.Д. Благой, С.М. Бонди, В.В. Виноградов, Н.К. Гудзий, Р.М. Самарин, Д.Н. Ушаков; философы В.Ф. Асмус, В.П. Волгин, Г.Е. Глезерман, Э.В. Ильенков, Б.М. Кедров; юристы М.Н. Гернет, П.Е. Орловский, А.Н. Трайнин; психологи А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, С.Л. Рубинштейн; экономисты Л.Я. Берри, А.Я. Боярский, В.С. Немчинов, К.В. Островитянов, С.К. Татур, Н.А. Цаголов и др.
В июне 1992 указом Президента Российской Федереции Московский университет получил статус российского cамоуправляемого (автономного) высшего учебного заведения.
В ноябре 1998 года был принят Устав Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова после широкого обсуждения на Совете Ученых советов МГУ, в состав которого входят члены Ученого совета МГУ, Ученых советов факультетов и институтов, а также советов трудовых коллективов от подразделений, не имеющих Ученых советов.
Совет Ученых советов МГУ в соответствии с Уставом решает стратегические вопросы деятельности университета, выбирает ректора. Общее руководство университетом осуществляет Ученый совет МГУ, в состав которого входят ректор и проректоры, деканы факультетов и директора институтов, выборные представители от научно-педагогических работников факультетов и институтов (по 2-4 человека в зависимости от численности работающих), по одному представителю от студентов и аспирантов каждого факультета; 5 членов Ученого совета выбирается от инженерных и вспомогательных служб университета.
Ученый совет МГУ решает важнейшие вопросы научной и учебной деятельности, международных связей, утверждает структуру и бюджет, присваивает звание профессора, утверждает заведующих кафедрами, рассматривает планы социального и экономического развития университета. Заседания Ученого совета МГУ проводятся не реже одного раза в месяц.
По новому Уставу значительно расширены права факультетов и научно-исследовательских институтов. Они являются самостоятельными учебно-научными организациями, входящими в структуру МГУ. Их управление и деятельность регулируется положением о факультете (институте), которое конкретизирует Устав МГУ применительно к данному подразделению.
Провозглашенные Уставом МГУ идеи демократизации университетской жизни, гласности в принятии решений, самоуправления имеют своей конечной целью обеспечить свободу преподавания, научного исследования и духовного развития человеческой личности. Согласно Уставу основным подразделением университета является кафедра (лаборатория, отдел), работники, студенты и аспиранты которой коллегиально, демократическими методами решают все вопросы организации научной, учебной и общественной жизни своего коллектива.
МГУ является крупнейшим классическим университетом Российской Федерации, особо ценным объектом культурного наследия народов России. Он осуществляет подготовку студентов по 27 направлениям и 57 специальностям, аспирантов и докторантов по 168 научным специальностям, которые охватывают практически весь спектр современного университетского образования. В настоящее время в МГУ обучается более 40 тысяч студентов, аспирантов, докторантов, а также специалистов в системе повышения квалификации. Кроме того, около 10 тыс. школьников занимаются при МГУ. Научная работа и преподавание ведутся в музеях, на учебно-научных базах практики, в экспедициях, на научно-исследовательских судах, в центрах повышения квалификации.
В структуре МГУ 29 факультетов, 15 научно-исследовательских институтов, 4 музея, более 350 кафедр, Научный парк, Ботанический сад, Научная библиотека, имеющая фонд в 9 млн. томов, издательство, типография, культурный центр, школа-интернат, в которой обучается около 300 талантливых ребят со всей России.
В последние годы университет осуществил целый ряд новых программ. Открыто 9 новых факультетов; за последние пять лет создано 47 кафедр и 22 научные лаборатории; введено более 200 новых учебных планов и учебных программ, начаты научные исследования по новым 30 междисциплинарным программам; создан высокопроизводительный вычислительный кластер, первый по мощности в образовательных учреждениях России.
Университет остается крупнейшим инновационным центром. Первый в стране Научный парк, трансформирующий научные достижения в высокие технологии, открылся в МГУ более 10 лет назад. Более двух тысяч ученых МГУ вовлечены там в инновационную деятельность.
Однако даже эти впечатляющие цифры не отвечают требованиям времени, современным тенденциям развития науки и образования. Сегодняшний уровень развития фундаментальных и прикладных научных исследований, их междисциплинарность, а также задачи подготовки специалистов широкого профиля требуют интенсивного развития и модернизации материально-технической базы. В октябре 1987 года правительство приняло решение о строительстве нового комплекса зданий для Московского университета, оборудованных по последнему слову науки и техники. Проект (архитектор Г.Н. Цытович) предусматривает возведение новых учебных и научных корпусов, библиотеки, бассейна, стадиона, дворца культуры, других объектов отдыха и бытового обслуживания. Новый университетский городок расположится на Ломоносовском проспекте между проспектами Вернадского и Мичурина, органически продолжая уже сложившийся комплекс зданий. К январю 2005 года было завершено строительство Фундаментальной библиотеки МГУ. а также начато возведение двух корпусов учебно-научного назначения и университетской клиники, которая станет медицинским центром XXI века.
Огромный научный потенциал, уникальные возможности для междисциплинарных исследований позволяют ученым университета сосредоточиться на приоритетных, пионерских направлениях наук. Последние годы отмечены крупными достижениями в изучении физики высоких энергий, высокотемпературной сверхпроводимости, лазерных систем, математики и механики, возобновляемых источников энергии, биохимии и биотехнологии. В области гуманитарных наук новые направления формируются при разработке актуальных вопросов социологии, политэкономии, истории, психологии, философии, истории культуры. Ежегодно в Московском университете защищается до 800 кандидатских и до 200 докторских диссертаций по различным отраслям знаний.
Дважды в неделю на первых двух курсах предусмотрены обязательные занятия физической культурой и спортом. На старших курсах эти занятия могут быть факультативно продолжены в спортивных секциях, а также в платных оздоровительных группах.
Для обучения в МГУ характерно сочетание учебной и научной работы, фундаментальной подготовки в избранной отрасли науки с узкой специализацией. Обычно фундаментальная основа закладывается на первых двух-трех курсах. Узкая специализация начинается после этого.
Одной из важнейших особенностей учебного процесса в университете является соединение обучения с ведением самостоятельной научной работы, направление которой выбирают сами студенты. Работа в научных кружках, научно-студенческих обществах, участие в студенческих конференциях наряду с занятиями в семинарах, спецсеминарах позволяют студентам сделать правильный выбор. Многие студенческие работы печатаются в научных журналах и сборниках.
Велики международные связи Московского университета. Он входит в Международную ассоциацию университетов, имеет прямые договоры о сорудничестве с более чем 60 зарубежными центрами и объединениями, университетами Европы, США, Японии, Китая, других азиатских стран, Австралии, Латинской Америки, арабских государств.
С 1946 года, когда в университете появились первые иностранные учащиеся, подготовлено свыше 11 тыс. высококвалифицированных специалистов для 150 зарубежных стран. Ежегодно в МГУ обучаются свыше 2 тыс. студентов и аспирантов из многих государств мира. Более 400 человек занимаются на курсах предуниверситетской подготовки для иностранных граждан.
Важнейшими областями научно-технического сотрудничества являются: совместная разработка научных проблем, обмен профессорами и преподавателями для ведения педагогической и научной работы, а также студентами и аспирантами для различных форм стажировок. Каждый год университет принимает на различные краткосрочные формы обучения свыше 2 тыс. иностранцев и направляет примерно столько же своих представителей во все уголки земного шара. В МГУ действуют международные курсы ООН по демографии, гидрологические курсы ЮНЕСКО, Международный центр по биотехнологиии, Международный научно-лазерный центр, система курсов и семинаров по русскому языку для иностранных преподавателей. В 1991 году открыты Французский университетский коллеж, Русско-американский университет, Институт германской науки и культуры. Более 60 ученых, государственных и политических деятелей из зарубежных стран избраны почетными докторами и профессорами Московского университета. В свою очередь многие крупные ученые МГУ являются почетными членами зарубежных академий и университетов.
В январе 2005 года Московский государственный университет им.М.В.Ломоносова отметил свой 250-летний юбилей. План общеуниверситетских мероприятий по подготовке празднования юбилея содержал около 800 крупных позиций.
Два с половиной века истории старейшего российского университета свидетельствуют об огромном вкладе его питомцев в дело служения общечеловеческим идеалам свободы, гуманизма, добра, красоты, истины.