основатель валберис история успеха

Дикие ягоды. Как семья преподавателя создавала интернет-магазин Wildberries

К безлюдной площадке с видом на ночные «Лужники» подъезжает черный внедорожник. Из салона громко звучит музыка, вокруг танцуют девушки, за которыми наблюдают несколько мужчин. Вечеринку прерывает появление девушки-зомби со спутавшимися волосами и в рваной одежде. От страха вся компания бросается врассыпную, а через пару секунд стилисты интернет-магазина Wildberries преображают незваную гостью в красавицу.

Сердце, мозг и мышцы

Сооснователь Wildberries Татьяна Бакальчук однажды призналась: они с мужем Владиславом никогда не предполагали, что создадут суперпроект. Компания всегда была очень закрытая, как и они сами. «Интроверты» — чуть ли не единственное объяснение, которое слышишь от близких знакомых Бакальчуков. Ответы для Forbes предприниматели дали письменно, но на фотосъемку согласились.

Единственный раз Forbes удалось поговорить с Татьяной Бакальчук в 2012 году. Тогда стало известно, что свой небольшой бизнес супруги начали у себя в квартире, до этого Владислав занимался бизнесом по продаже компьютеров и предоставлению доступа в интернет, его жена преподавала иностранные языки. С рождением первой дочери (сейчас в семье четверо детей) преподавать стало невозможно, возникла потребность в новом заработке, и решили попытаться продавать одежду из немецких каталогов Otto Group.

В России такая модель уже работала. В конце 1990-х немецкий концерн хотел закрепиться в РФ, но помешало полное отсутствие у россиян опыта покупок на расстоянии, а также проблемы в работе почты и ценовая адаптация. Долгое время Otto вел торговлю только через агентов. Бакальчуки и стали одним из них, поставили агентское вознаграждение 10% и цены по курсу ЦБ. Продавать начали через сайт, домен wildberries.ru зарегистрировали 30 марта 2004 года на частное лицо.

Осенью 2004-го интернет-магазин начал принимать заказы. Поначалу Бакальчуки обрабатывали и доставляли вещи своими силами, но примерно через год потребовались дополнительные ресурсы и больше места. Тогда же Владислав познакомился с будущим партнером Сергеем Ануфриевым, они ходили в один тренажерный зал. «Компания Wildberries только начинала развиваться, мы были, как это модно говорить, стартапом», — вспоминает Бакальчук. По его словам, Сергею проект понравился, и он «начал его развивать». Как именно, Бакальчуки не уточняют, но источник, близкий к компании, утверждает, что это было что-то наподобие венчурных инвестиций: «Бизнес у Бакальчуков очень быстро рос, нужны были офис и склад, а оборотных средств не было». В начале 2005 года арендовали помещение побольше, наняли программистов, операторов кол-центра и курьеров.

Cобеседник Forbes говорит, что без Сергея компания не состоялась бы или как минимум не имела бы такого масштаба: «Если Влад — это мозг компании, Татьяна — сердце, то Сергей — мышцы». По его словам, Ануфриев всегда отвечал за работу службы безопасности, курьерскую службу и логистику, за Владиславом оставалась стратегия и IT-направление, а Татьяна занималась коммерцией, ассортиментом, переговорами с поставщиками.

По данным СПАРК, Татьяна Бакальчук является генеральным директором и владельцем 100% ООО «Вайлдберриз». Знакомый с владельцами предприниматель говорит, что «по экономическому участию» каждому партнеру может принадлежать по 30–35%. Владислав владеет курьерской компанией «Атолл», сотрудничающей с Wildberries, а также долей в «Юнионтеле» (интернет-провайдер iFlat в Москве и Московской области). Сергею Ануфриеву принадлежит «ВБ Технологии» — компания по разработке компьютерного ПО приоритетно для собственного интернет-магазина, зарегистрированная в мае 2017 года. Между владельцами Wildberries нет четкого распределения ролей и зон ответственности. «Мы все делаем сообща, в операционном и стратегическом управлении задействованы все», — говорит Татьяна.

Первопроходцы

До появления Wildberries одежда в Рунете практически не продавалась. По данным «Яндекс.Маркет», в 2004 году популярностью пользовались электроника, книги, товары для дома — вещи, которые не требуют детального рассмотрения или примерки. «Тогда в принципе не было такого понятия, как онлайн-рынок, — вспоминает Татьяна Бакальчук. — Кроме Boutique.ru, с которым мы практически не конкурировали, никто не продавал одежду в сети».

Для владельцев Wildberries решение немецкого партнера стало вызовом. В 2006 году оборот интернет-магазина составил 14 млн рублей. Сотрудничество с Otto почти достигло потолка, рассказывает Анатолий Мохов, который несколько лет дистанционно консультировал Wildberries по юридическим и налоговым вопросам, а позже стал работать в команде: «Любой рынок имеет свой предел при любых расходах на маркетинг». Кроме того, изменились и ожидания клиентов: онлайн-покупки стали воспринимать уже не как развлечение, а как полноценный сервис. Исполняемость заказов по каталогам сильно варьировалась: от 80% в начале сезона до 30% в конце, объясняет Владислав Бакальчук. Пора было переходить на прямые контракты с брендами, которые продавались у нас через каталоги, и расширять портфель в целом. «Тогда никто не понимал, что, как и в каких объемах можно продавать через интернет, — вспоминает сооснователь. — И заключение каждого крупного договора было для нас важным событием».

За 2007–2008 годы Wildberries удалось договориться со многими крупными поставщиками, постепенно в ассортимент вошли Tom Farr, s’Oliver, Tom Tailor (даже одежда Otto до сих пор представлена среди 10 500 марок). В числе первых крупных брендов был Adidas. Из-за кризиса 2008-го у немецкого производителя спортивных товаров образовались большие остатки на складах. Источник, знакомый с ситуацией на рынке, уверяет: «От крупной партии на €1 млн отказался «Спортмастер», а Wildberries взял этот невыкупленный товар в кредит». Продать 3000 пар одной модели кроссовок удалось за два года. Так в Wildberries появилось спортивное направление, через какое-то время — электроника, мелкая бытовая техника и автоаксессуары, партию которых, уточняет источник, Бакальчуки купили в 2015 году у испытывавшего трудности «Сотмаркета».

Тот же источник утверждает, что Wildberries часто выкупал стоковые товары. Хотя в самой компании уверяют, что «всегда были нацелены на актуальные коллекции». В среднем закупка стокового ассортимента могла обходиться интернет-магазину значительно дешевле и экономить до 40–50% затрат, оценивает один из бывших менеджеров интернет-магазина KupiVip. «Это нормальная практика, — говорит совладелец «Юлмарта» Дмитрий Костыгин. — Мы, например, недавно выкупили крупную партию батареек, которую не реализовал «Эльдорадо», и хорошо продали ее». А бывшие лидеры Рунета в категории одежды и обуви — KupiVip и Boutique.ru — с самого начала продавали вещи премиум-брендов со стоков из Европы.

Помощь конкурентов

Поздним вечером после работы 26-летний консультант Boston Consulting Group Оскар Хартманн спешил домой, чтобы рассказать, что решил уволиться и начать свой бизнес — интернет-магазин одежды. Узнав, что супруг бросает престижную работу ради авантюры, жена проплакала всю ночь, рассказывал Хартманн на конференции Conde Nast. 29 октября 2008 года на рынок вышел KupiVip.ru — проект, скопированный Хартманном с успешной французской интернет-компании Vente Privee. Теперь Бакальчуки со своим Wildberries были на рынке не одни.

C ростом числа заказов увеличилась нагрузка на кол-центр, а с ней и расходы. При подтверждении заказа оператор должен был рассчитать стоимость доставки исходя из региона. «Нужно было сократить время для подтверждения заказа, и мы ввели единую стоимость доставки по всей России — 300 рублей», — объясняет Татьяна. Темп развития бизнеса заставлял предпринимателей постоянно расширяться. Владислав говорит, что, как только заканчивались свободные площади, приходилось снова переезжать. Так было раза два-три, пока в 2009 году они не осели в деревне Мильково, где до сих пор находится офис компании (планируется переезд в бизнес-центр на «Автозаводской»). С 2010 года поставки Wildberries измерялись фурами.

Один из бывших сотрудников вспоминает, что операционной деятельностью всегда занимались Бакальчуки: «Обороты росли, бизнес показывал первую прибыль, и третий партнер начал активнее участвовать в процессах: присутствовал на планерках, интересовался ходом переговоров с поставщиками». Ему же принадлежала идея ролика на Воробьевых горах и рекламная кампания в 2012–2013 годах в регионах — Тамбове, Саратове, Выборге, Липецке.

В 2011 году на российский рынок вышел еще один игрок, проект немецкого инкубатора Rocket Internet — Lamoda. Запустив масштабную маркетинговую кампанию, стартап быстро вырос в разы, оборот по итогам 2013 года превысил 5 млрд рублей. «Когда появилась Lamoda, мы уже стали закаленными бойцами и были рады новому игроку, который, как и мы, начал развивать российский интернет-рынок», — говорит Татьяна.

Источник

Учитель английского ушла в декрет и стала богатейшей женщиной России. История успеха Татьяны Бакальчук

В России впервые за много лет — новый лидер списка самых богатых женщин от журнала Forbes. Супругу экс-мэра Москвы Елена Батурину с первой позиции сместила основатель и генеральный директор компании Wildberries Татьяна Бакальчук. Ее состояние за последний год увеличилось вдвое и составляет 1,4 млрд долларов.

Самый популярный интернет-магазин в мире

Международный интернет-магазин одежды, обуви, электроники, детских товаров, товаров для дома и других товаров Wildberries был основан в 2003 году Татьяной Бакальчук и ее супругом Владиславом.

«Я помню состояние, которое было. У нас родился ребенок, ей было примерно около месяца, и я хотела опять начать работать. Я пыталась вернуться к своей прежней деятельности, я преподавала, занималась репетиторством иностранных языков. У меня не получилось, потому что ребенок не позволял выстроить расписание. У меня было сильное желание сделать что-то такое, чем бы я могла заниматься, и плюс внутренняя потребность, потому что достаточно тяжело куда-то с ребенком пойти, что-то купить. На тот момент у нас бизнес не был ориентирован на мам с детьми», — вот как рассказывала Татьяна Бакальчук о старте своего бизнес-проекта интервью «Retail Life».

В 2012 году Wildberries вышел на рынок Белоруссии, еще через два года начал принимать заказы и доставлять товары в Казахстан. Сейчас компания работает еще и в Армении, а с января 2020 года — в Польше. Сегодня в компании работают более 32 тыс. сотрудников.

В России Wildberries стал самым популярным интернет-магазином еще в 2015-м. Через год компания вышла на первое место на рынке отечественных онлайн-продаж.

За 2019 год оборот Wildberries вырос на 88%. В конце прошлого года Wildberries возглавили список самых популярных интернет-магазинов в мире. Стоимость компании в прошлом году, по оценкам экспертов, достигла 1,2 млрд долларов.

Эксперты компании SEMrush, занимающейся маркетинговой аналитикой, проанализировали запросы пользователей и пришли к выводу, что самым популярным интернет-магазином в 2019 году в мире стал Wildberries. Сайт проекта за год посетили 78,4 млн пользователей. Российский онлайн-ритейлер обогнал H&M на 14 млн запросов, а Macy’s — на 26 млн.

«Люблю делать людей счастливыми»

Генеральному директору Wildberries Татьяне Бакальчук 44 года. Она родилась в Подмосковье. В 1992 году получила диплом преподавателя английского языка и до создания собственного бизнеса подрабатывала репетитором.

Татьяна руководит бизнесом вместе с супругом Владиславом — радиофизиком по образованию. Считается, что Татьяна занимается товарным рядом магазина, социальными сетями, взаимодействием с сотрудниками, а Владислав — вопросами продаж, маркетинга и закупок.

До недавнего времени семья Бакальчуков избегала публичности. Но потом случилось так, что Татьяна стала лицом Wildberries. В февральском интервью Forbes она объясняла это так: «Мы оба интроверты и не стремимся к публичности. Предыдущий год стал временем большой работы над собой: я не люблю интервью и выступления на бизнес-конференциях. Я понимала, что это стало моим следующим вызовом. Владислав публичность не любит еще больше, чем я. Поэтому здесь стоял вопрос, скорее всего, кому правильнее идти в информационное поле. И теперь публичность — мероприятия, интервью и конференции — рассматриваю как обязательную часть моей работы. Без камер и интервью люблю общаться с людьми, часто многие отличные идеи приходят именно в этот момент».

Принципы руководства компанией характеризуют три цитаты Татьяна Бакальчук из того же интервью:

Говоря о вкладе супруга в проект, Татьяна указывает на его нестандартный подход к бизнесу: «Владислав недавно признался: то, что мы можем стать лидирующей компанией на рынке, он просчитал еще в 2006 году. Многие предлагаемые им решения были сложными для понимания, но в итоге они все сработали. Один наш хороший знакомый однажды пошутил: «У меня все время ощущение, что все бегут-бегут-бегут, а Владислав — раз! — и сойдет с общей дорожки, чтобы потом неожиданно вынырнуть из-за угла и оказаться первым».

Занимаясь бизнесом 16 лет, Татьяна только недавно осознала масштаб гендерного неравенства в компаниях. «Я не знала, что в компаниях на таком уровне есть гендерное неравенство. Просто у нас в Wildberries такого никогда не было. И дело не в том, что я руководитель компании, — у нас достаточно новый, молодой бизнес, и гендерного вопроса никогда не возникало. У нас в целом, если мы не говорим о тяжелой физической работе на складах, соотношение мужчин и женщин 50 на 50», — пояснила Forbes гендиректор Wildberries.

Татьяна Бакальчук воспитывает троих детей. В свободное время любит заниматься бегом.

По признанию Татьяны, ей очень хочется создать компанию, «в которой сотрудники чувствовали бы заботу о себе. «Я люблю делать людей счастливыми. Думаю, благодаря этому стремлению 16 лет назад и появилась идея создания интернет-магазина», — считает предприниматель.

Источник

Муж-предприниматель и связи: настоящая история крупнейшей сети Wildberries

основатель валберис история успеха. Смотреть фото основатель валберис история успеха. Смотреть картинку основатель валберис история успеха. Картинка про основатель валберис история успеха. Фото основатель валберис история успеха

основатель валберис история успеха. Смотреть фото основатель валберис история успеха. Смотреть картинку основатель валберис история успеха. Картинка про основатель валберис история успеха. Фото основатель валберис история успеха

Семья основательницы крупнейшей в России компании по онлайн-продажам Wildberries Татьяны Бакальчук возглавила рейтинг богатейших семей России 2021 года по версии Forbes. Как мы уже писали вчера, состояние семьи составляет 13,1 миллиарда долларов. Татьяну Бакальчук СМИ обычно представляют женщиной, которая сделала себя сама с нуля и всего добилась сама. Издание The Bell считает иначе. По их информации, в этой истории далеко всё не так однозначно.

Компания Wildberries была основана в 2004 году. У мужа Татьяны — Владислава — уже был предпринимательский опыт, ранее им и его партнерами был продан интернет-провайдер, средства от продажи которого стали первыми инвестициями. Также издание указывает на то, что у Бакальчук есть родственные связи с топ-менеджментом «Роснефти».

По мнению автора расследования, образ женщины, которая сделала себя сама, появился в 2017 году, и это часть маркетинговой стратегии компании. На самом деле во главе бизнеса была не только супружеская чета, но и третий партнер, о котором мало кто знает, — Сергей Ануфриев.

— Такие большие компании обязательно строятся в партнерстве: один человек — системный менеджер (это Владислав [Бакальчук]), второй — душа, вибрация мира (это Татьяна), — рассуждал Рыбаков в беседе с The Bell. — Люди вокруг Татьяны сплачиваются, объединяются. Она заряжает их идеей, и каждый чувствует себя важным для достижения цели. Это семейный бизнес. Почему-то принято считать, что там один лидер. На самом деле их два, и оба выполняют критически важные роли.

Издание указывает, что в 2017 году у Wildberries разгорелся конфликт с поставщиками. За неполный год компания получила от партнеров больше двух десятков исков. Поставщики стали обсуждать отказ от маркет-плейса, но почитав публикации в СМИ, подготовленные пиарщиками, стали лояльнее. Постепенно Татьяна втянулась в эту пиар-кампанию, стала участвовать в светской жизни. Созданный пиарщиками образ благотворно сказался на развитии компании. Издание также не исключает, что за таким бурным развитием компании стоят неплохие инвестиции и сотрудничество с государством.

Так, чиновники и министры открыто поддерживают Wildberries. В 2019 году министр промышленности и торговли Денис Мантуров лично объявил об открытии сайта для торговли в Европе и строительстве распределительного центра в Словакии. В том же году Михаил Мишустин (тогда еще глава налоговой службы) объявил, что Wildberries станет первой компанией, которая перейдет на систему налогового мониторинга. В 2020 году уже сама Татьяна Бакальчук попросила Владимира Путина на совещании с ним поддержать создание технопарков для малого и среднего бизнеса в России.

В ответ и компания оказывает «услуги» власти. С этим связывают недавнее нововведение — скидка при оплате заказов российскими платежными системами, в том числе картой «Мир».

Источник

История успеха Wildberries: как преподаватель стала миллиардером

Лента новостей

Все новости »

Forbes назвал Татьяну Бакальчук второй женщиной-миллиардером России. Как небольшой бизнес, начинавшийся с доставки товаров из немецких каталогов, стал корпорацией на миллиард долларов?

В России появилась вторая женщина-миллиардер. По данным Forbes, это основательница и владелец интернет-магазина Wildberries Татьяна Бакальчук.

Стоимость самой площадки издание оценило в 1,2 млрд долларов. По информации СПАРК, 100% компании принадлежит Татьяне Бакальчук, однако на самом деле это семейный бизнес. Начинался он с продажи одежды из немецких каталогов, которую супруги Бакальчук забирали и развозили сами. За 15 лет подработка стала бизнесом на миллиард долларов.

В семье преподавателя иностранных языков, выпускницы Московского государственного областного социально-гуманитарного института Татьяны и радиофизика Владислава, торговавшего компьютерами, в начале 2000-х родилась дочь. Нужны были деньги, и супруги решили продавать одежду из немецких каталогов Otto и Quelle. Заказы Бакальчуки принимали и развозили сами. Бизнес начинался в их квартире.

Как пишет Forbes, через год Владислав познакомился с Сергеем Ануфриевым, с которым они ходили в один тренажерный зал. Ануфриев в итоге присоединился к Бакальчукам, и они стали развивать компанию втроем. Знакомый с владельцами предприниматель говорит, что «по экономическому участию» каждому партнеру может принадлежать по 30-35%. Таким образом, на сегодняшний день партнеры владеют крупнейшим в стране интернет-магазином, продающим почти все, от одежды до гаджетов. О том, как сами бизнесмены объясняли успех проекта, рассказывает обозреватель Forbes Елена Ганжур.

Елена Ганжур обозреватель Forbes «Они сами рассказывают о том, что вовремя подключили новые категории товаров: детское питание, спортивные товары, электронику, книги, и получилось, что они создали такой симбиоз между ретейлерами, которые в России традиционно по вертикалям сильны. То есть Ozon — это книги, компакт-диски, какие-то детские порталы тоже продают одежду достаточно хорошо — типа «Детского мира», например, в онлайне. А здесь, возможно, синергия нескольких направлений дала такой эффект».

При этом Бакальчуки, по крайней мере до сегодняшнего дня, старательно избегали публичности и крайне редко общались со СМИ. «Интроверты», — говорят о супругах их знакомые. По некоторым данным, в Wildberries успешно пользовались проблемами, возникавшими на рынке. Так, по сведениям источников все того же Forbes, в 2008 году из-за кризиса у Adidas образовались большие складские остатки. От крупной партии на 1 млн евро отказался «Спортмастер», и ее якобы выкупила компания Wildberries.

Примерно по той же схеме интернет-магазин выкупил мелкую бытовую технику, электронику и автоаксессуары у испытывавшего трудности «Сотмаркета». Теперь Wildberries — это уже не интернет-магазин, а практически маркетплейс, говорит президент Ассоциации компаний интернет-торговли Артем Соколов.

Артем Соколов президент Ассоциации компаний интернет-торговли «На Wildberries сейчас размещается огромное количество производителей; российские предприниматели — их больше пяти тысяч. Wildberries не просто интернет-магазин, он уже стал маркетплейсом. Что это дает покупателю? То, что у покупателя просто широченный выбор, у него доступ к огромному товарному ассортименту. Wildberries это дает возможность получать новый трафик, новые посещения. Самим предпринимателям это дает возможность вообще не заботиться о логистике, о рекламе, потому что все это за них делает маркетплейс. По сути, эти качества и вывели площадку вперед, потому что сейчас именно такая бизнес-модель самая эффективная на рынке».

По словам эксперта, аналогичной стратегии придерживается, в частности, Amazon. В российском рейтинге долларовых миллиардеров 105 человек. До появления в списке соосновательницы Wildberries Татьяны Бакальчук среди них была только одна женщина — Елена Батурина, жена бывшего мэра Москвы Юрия Лужкова.

В 2017 году MasterCard провела исследование, по результатам которого выяснилось, что Россия заняла четвертое место в мире по числу женщин — владельцев бизнеса. Согласно индексу женского предпринимательства MasterCard, 32,6% владельцев бизнеса в России — женщины. Опередили РФ по этому показателю Уганда, Ботсвана и Новая Зеландия (33,3%).

Источник

Рабство, суды и звездная родня: малоизвестные истории о Wildberries

основатель валберис история успеха. Смотреть фото основатель валберис история успеха. Смотреть картинку основатель валберис история успеха. Картинка про основатель валберис история успеха. Фото основатель валберис история успеха

основатель валберис история успеха. Смотреть фото основатель валберис история успеха. Смотреть картинку основатель валберис история успеха. Картинка про основатель валберис история успеха. Фото основатель валберис история успеха

В самом маркетплейсе по традиции все отрицают.

Сначала основательница Wildberries Татьяна Бакальчук стала самой богатой женщиной России, а потом вместе с мужем, которому принадлежит 1% компании, возглавила рейтинг Forbes богатейших семей страны, опередив владельцев «Фосагро» Гурьевых и знаменитое семейство Ротенбергов.

Но время от времени в СМИ всплывают истории о компании, которые не укладываются в чудесную историю успеха. Собрали самые громкие из них.

основатель валберис история успеха. Смотреть фото основатель валберис история успеха. Смотреть картинку основатель валберис история успеха. Картинка про основатель валберис история успеха. Фото основатель валберис история успеха© Предоставлено: MAXIM

Первый капитал

Издание The Bell выяснило, что муж Татьяны Бакальчук Владислав на момент запуска Wildberries был вовсе не ноунейм-радиофизиком, а вполне себе успешным бизнесменом. С конца девяностых он продавал компьютеры, а в 2002 году основал провайдер UTech в партнерстве со своим знакомым Алексеем Фадеевым. По данным системы СПАРК, в 2006 году выручка UTech составила около 30 миллионов рублей, прибыль — 1,2 миллиона.

«Все, что удалось выручить, вложили в компанию. Точную сумму не вспомню. Кажется, 3 миллиона рублей», — говорила Татьяна Бакальчук.

Однако в том же СПАРК продажа доли не отражена, а в 2007 году Владислав Бакальчук еще числился владельцем 50% бизнеса.

Семейное дело

Команда в Wildberries подобралась что надо. Вот, например, запуск собственной торговой марки компании курировала сестра Татьяны Бакальчук Марина Андреева (Ким). И здесь начинаются незамысловатые семейные хитросплетения, как в какой-нибудь пьесе. Вот ее главные действующие лица.

Марина Андреева (Ким) — сестра Татьяны Бакальчук, родственница Альбины Цой.

Альбина Цой — сестра Юрия Цоя.

Юрий Цой — племянник Сергея Цоя.

Сергей Цой — муж Аниты Цой, пресс-секретарь экс-мэра Москвы Юрия Лужкова с 1991 по 2010 год. С 2010 года — первый вице-президент и статс-секретарь компании «РусГидро». Вице-президент «Роснефти» по материально-техническому обеспечению. По информации РБК, финальный босс «Роснефти» Игорь Сечин знаком с Цоем еще со времен его работы у Лужкова, и ему «важно иметь на хозяйственной должности, связанной с распоряжением деньгами, человека, которому можно доверять».

Анита Цой (Анна Ким) — российская певица, композитор, телеведущая и филантроп, друг семьи Игоря Сечина, финального босса «Роснефти».

Но в Wildberries, конечно, говорят, что ни Сергей Цой, ни Анна Ким никакого отношения к развитию компании не имеют.

основатель валберис история успеха. Смотреть фото основатель валберис история успеха. Смотреть картинку основатель валберис история успеха. Картинка про основатель валберис история успеха. Фото основатель валберис история успеха© Предоставлено: Woman’s Day

Судьбоносный Adidas

Наблюдатели за становлением Wildberries говорят, что Бакальчуки в свое время управляли секонд-хендом в ТЦ «Динамит» в Выхино-Жулебино. В Wildberries причастность магазина к компании отрицают, но в 2003 году адрес «Динамита» был указан в контактах каталога D-Luxe, сделанного той самой студией UT Design. Ладно, спишем это на банальное совпадение.

Вот еще одно совпадение. В «Динамите» тогда располагался фитнес-клуб Universal Gym человека и Тарзана Сергея Глушко, где работал нынешний бизнес-партнер Владислава Бакальчука Сергей Ануфриев (в 2012 году РБК сообщало, что он паритетно владеет Wildberries с супругами Бакальчук). Именно он предложил новым знакомым купить крупную партию вещей Adidas. По данным российского Forbes, из-за финансового кризиса в 2008 году у немецкого производителя осталась нереализованной партия одежды и обуви на сумму больше 1 миллиона евро. И если другие компании отказывались от такой солидной сделки в такое непростое время, то Wildberries взяла остатки в кредит и продала за следующие два года. Так в компании появилось спортивное направление.

Проблемы с поставщиками

По итогам 2016 года Wildberries становится крупнейшим российским онлайн-ритейлером (по версии агентств Data Insight и Ruwards). Аналитики оценивают продажи компании в 45,6 миллиарда рублей. А в 2017 году у Wildberries начинаются сложности в отношениях с контрагентами. К октябрю 2017 года компания получила от партнеров 22 судебных иска, в том числе банкротный. Общая сумма исковых требований превысила 283 миллиона рублей. (За предыдущие три года ритейлер выступал ответчиком в 40 разбирательствах, сумма исковых требований партнеров составляла чуть больше 146 миллионов рублей.)

Поставщики стали жаловаться на маленькую выручку, были недовольны тем, как ставят скидки на их товар, как он отгружается со складов. Появилось напряжение. Например, в ноябре 2015 года Wildberries заключила договор поставки обуви с фэшн-дистрибьютором United Fashion Group, а уже через год, по данным UFG, ритейлер стал «систематически препятствовать отгрузке товара» и задерживать платежи, несмотря на согласованные сроки и условия. По словам представителей компании, Wildberries сначала требовали 80 миллионов рублей в качестве торговой премии (поставщик выплачивает ее продавцу за продвижение товара), а после отказа предоставить скидку ритейлер пригрозил возвратом сезонного товара на сопоставимую сумму. И вернул. На 41 миллион рублей.

В январе 2017 года UFG направил Wildberries письменную претензию с требованием погасить задолженность, но компания письмо проигнорировала. Тогда поставщик обратился в суд. В июле 2017 года Арбитражный суд Московской области удовлетворил иск UFG и обязал Wildberries выплатить дистрибьютору 31 миллион рублей за поставленный товар, 420 тысяч рублей в качестве компенсации убытков, возникших из-за непринятого товара, и 200 тысяч рублей на покрытие расходов по оплате госпошлины.

При этом из-за закрытости компании от СМИ и вообще начали появляться слухи о банкротстве Wildberries. Тогда основатели онлайн-магазина наняли профессиональных пиарщиков, которые решили, что надо раскручивать историю Татьяны Бакальчук — простой учительницы английского языка, которая в декрете решила заняться своим делом и стала успешной бизнес-леди. Материал пульнули в Forbes, и публикация сработала — поставщики стали лояльнее.

основатель валберис история успеха. Смотреть фото основатель валберис история успеха. Смотреть картинку основатель валберис история успеха. Картинка про основатель валберис история успеха. Фото основатель валберис история успеха© Предоставлено: MAXIM

Массовые увольнения

В ноябре 2020 года сотрудники Wildberries стали жаловаться на увольнения «целыми командами „по собственному желанию“». Руководительница группы мобильной разработки компании Татьяна Аверьянова рассказала у себя в «Инстаграме», что маркетплейс при этом не выплачивая компенсации, не набирает новых сотрудников, а действующим задерживает зарплату.

«Моей команде сообщили, что проект закрыт, бюджета на содержание команды нет и все должны написать заявление на увольнение по собственному желанию. Мой проект далеко не первый. Несколько сотрудников мне удалось перевести на другие проекты, но потом стало известно, что эти проекты тоже закрывают или максимально урезают. Тем, кто отказывается писать заявление по собственному желанию и ждет официального сокращения, просто ничего не отвечают», — написала Татьяна.

В Wildberries тогда заявили, что информация о массовых увольнениях не соответствует действительности, а в компании открыто более трех тысяч вакансий, да и вообще это просто релокация торговых объектов — «закрываются неэффективные, но и открываются новые».

Кстати, еще сотрудники Wildberries, которые работают на выдаче, часто жалуются, что на них вешают вещи, которые по тем или иным причинам отказались брать покупатели, в том числе бракованный товар.

Штрафы для продавцов

В марте 2021 года в чате маркетплейс-торговцев появился скриншот официального письма от Wildberries одному из продавцов:

Нами выявлено 52 фейковых (заказных) отзывов с Вашей стороны на свои товары. Вынуждены наложить на Вас штрафную санкцию в размере 100 000 рублей. Во вложении ДС+Акт. Вам нужно заполнить реквизиты в ДС и загрузить документ.

Ждем от вас обратной связи.

В службе поддержки подтвердили, что это реальное письмо, а сумму штрафа натурально взяли с потолка.

«Нет правил и нет коэффициентов. Накрутка отзыва как факт — запрещена. Это репутация площадки и имидж для покупателей. Такая вещь как накрутка нигде не приветствуется и, соответственно, пресекается, и Вам должно быть об этом известно. Если это Ваш товар, то это не значит, что Вы можете на нем отзывы крутить, а потом удивляться, что за это штраф выставили, владелец площадки за собой право оставляет устанавливать действующие правила и санкции», — объяснили в службе поддержки.

Украинские санкции

Осенью 2020 года Wildberries начинает работать в Украине и тут же сталкивается с критикой. Стоило только директору по развитию Wildberries Вячеславу Иващенко заикнуться, что жители Украины «получат доступ к широкому ассортименту товаров от десятков тысяч брендов», а в стране откроют 800 партнерских пунктов выдачи заказов, как министр культуры Украины Александр Ткаченко предлагает ввести санкции против Wildberries. Все силы страны брошены на поиски на сайте чего-нибудь этакого противозаконного. А кто ищет, тот, ты знаешь, всегда найдет футболки с портретами Владимира Путина, одежду с символикой российской армии и полиции и «значительное количество книг ярко выраженного антиукраинского содержания». За все за это летом 2021 года Украина вводит санкции против всея Wildberries и против Татьяны Бакальчук лично. Украинский президент Владимир Зеленский одной подписью блокирует активы компании, запрещает транзит ресурсов через территорию Украины и призывает всеми способами мешать выводу капиталов из страны.

основатель валберис история успеха. Смотреть фото основатель валберис история успеха. Смотреть картинку основатель валберис история успеха. Картинка про основатель валберис история успеха. Фото основатель валберис история успеха© Предоставлено: MAXIM

Комиссии за покупки

В августе 2021 года Wildberries предложил покупателям разные условия при платежах картами разных платежных систем. Например, картой «Мир», по QR-коду через систему быстрых платежей товар можно оплатить без комиссии, а вот при оплате картами Visa или Mastercard появилась комиссия «иностранной платежной системы» в размере 2% от стоимости покупки. В Wildberries это объяснили тем, что компания снизила все цены на те же 2%, тем самым «благодаря новой опции россияне, оплачивающие товары через отечественные платежные системы, смогут ежедневно экономить около 40 миллионов рублей».

Логика (с точки зрения интернет-магазина) простая: показать клиенту стоимость товара, «очищенную» от комиссии за транзакцию, и предоставить выбор, как платить. Если у клиента есть карта «Мир» или он заплатит через систему быстрых платежей, стоимость покупки для него останется прежней. Если такой возможности нет и у клиента карта Visa, Mastercard или Maestro, с него возьмут еще 2% — столько в среднем для самой площадки стоит оплата картой иностранных платежных систем.

Но международные платежные системы нововведение Wildberries не обрадовало. Представитель Visa заявил, что расследует решение интернет-магазина взимать комиссию за оплату их картой: у потребителей должна быть возможность выбирать наиболее удобный для себя способ оплаты. В Mastercard анализируют ситуацию и обеспокоены возможной дискриминацией миллионов держателей карт — активных участников рынка электронной коммерции. По словам генерального директора Mastercard в России Алексея Малиновского, платежная система не взимает напрямую никаких комиссий ни с торговых предприятий, ни с держателей карт, а все транзакции на территории России обрабатываются Национальной системой платежных карт.

Рабство

16 августа 2021 года в «Инстаграме» движения «Альтернатива» (освобождает людей из рабства по всему миру) появилось сообщение о Владимире Ильине (имя изменено) из Пскова, которого неизвестные пообещали подбросить до дома, а подбросили до одного из складов Wildberries в Подмосковье.

«Владимир оказался в подвале, откуда его и еще нескольких мужчин вывозили на рабочие точки — утепление кровли складов Wildberries. Сегодня наши сотрудники освободили Владимира. Сейчас он на свободе и уже направляется домой. Надеемся, на этом его полоса невезения закончилась. К сожалению, в последнее время крупные компании гонятся за дешевой рабочей силы и не проверяют своих подрядчиков. В результате на объекте Wildberries оказались самые настоящие рабы, у которых отобрали документы, и которых избивали и заставляли работать за еду», — рассказали активисты движения в «Инстаграме».

В пресс-службе Wildberries «Афише Daily» рассказали, что все это черный пиар, речь идет о подрядной организации, в логистических центрах самой компании «всегда присутствует руководство, которое разрешает возникающие вопросы, а весь персонал находится под круглосуточным наблюдением».

А еще Wildberries уверенно держит флаг самой закрытой от СМИ компании. Возможно, оно и к лучшему. Ученые вот считают, что богатые люди, как правило, плохо понимают, о чем говорят.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *