основная мысль произведения кому на руси жить хорошо
Анализ поэмы Кому на Руси жить хорошо Некрасова 10 класс
История создания
Поэму Некрасов начал писать в конце 1850-х, а в 1962 г. после отмены крепостного права и других реформ замысел сложился окончательно. Как гражданский поэт, он не мог обойти вниманием эту тему. В 1866 году в журнале «Отечественные записки» был опубликован пролог, а затем и части «Последыш» и «Крестьянка». По изначальному замыслу, герои поэмы должны были поговорить с попом, крестьянкой, помещиком и в последней части дойти до Петербурга и задать вопрос самому царю. Но в 1877 году Некрасов скончался, не успев закончить произведение.
Жанр, род, направление.
Произведение «Кому на Руси жить хорошо» написано в жанре поэмы. Это самый крупный стихотворный жанр. Поэма относится к лирике. В этом литературном роде автор делится своими личными переживаниями, выражает чувство и эмоции. Направление можно определить как гражданскую лирику. Ведь в поэме поднимаются важные социальные вопросы, представлена реакция Некрасова на социальные преобразования.
Композиция
Поэма состоит из 3-х последовательных частей, объединенных общим сюжетом, и последней части «Пир на весь мир», в которой собраны отдельные зарисовки, крестьянские песни, лирические отступления.
В первой части представлены главные герои, рассказано откуда они, как начался спор и само путешествие. В ней они спрашивают о счастье попа и бывшего помещика.
Во второй части автор немного отступает от основного замысла поэмы и рассказывает о волжских крестьянах и их сумасшедшем барине, который не смог принять новую жизнь и сошел с ума.
Третья часть полностью посвящена судьбе русской крестьянки. Эта часть является уникальной, так как жизнь простой женщины в то время не была показана в литературе.
О чем поэма?
Изначально она задумывалась как поэма о счастье, но на самом деле она о жизни в стране, потрясенной коренными преобразованиями. Некрасов был ярым сторонником отмены крепостного права, но он не мог не видеть, как тяжело такие перемены сказались на жизни в целом, прежде всего, на жизни крестьян, которые оказались самым незащищенным слоем населения.
Главные герои и их характеристика
Главные герои — семь крестьян. Это простые русские мужики, которые, могли бы жить в любой деревне. Роман, Демьян, Иван, Митодор, Пахом, Пров, Лука — эти имена не сообщают ничего особенного. На их характеристику влияют названия деревень: Заплатово, Дыряево, Разутово, Знобишино, Герелово, Неелово. Эти слова указывают на основную национальную черту — бедность. Как и Терпигорев уезд, и Пустопорожняя волость.
Крестьяне работящие, никогда не отказываются помочь тем, кто встречается им на пути, они честны, добродушны, простоваты. У них нет четкого понимания о том, что значит счастливая жизнь, но есть внутреннее чутье, которое всегда подсказывает, что истина еще не найдена.
Тема
Основная тема произведения становится понятна из названия. Есть ли на Руси хорошая жизнь? В стране, где никто не может сказать, что он живет счастливо. Реформы ударили по всем слоям населения, поэтому, после долгожданной отмены крепостного права, крестьянская тема стала еще более актуальной, чем до него.
Проблематика
Основной проблемой является, конечно социальная. То как строятся отношения в крестьянской общине, в которой все еще господствует самосуд, то как строятся новые отношения между бывшими господами и их крестьянами. Ведь изменения в обществе невозможны без изменений в душе каждого человека.
В каждой главе также есть своя ключевая проблема. Это проблема русского духовенства, проблема бывших помещиков, проблема положения женщины в обществе.
Идея произведения
Некрасов задумывал поэму, которая бы как зеркало народной жизни отражало бы все, что происходит в стране. Ведь душа у поэта болела за каждого жителя. Кто знает, возможно, если бы Некрасов успел закончить поэму, может быть, он и дал бы ответ на заглавный вопрос. А так он остается открытым, только напрашивается мысль о том, что за собственное счастье человек должен бороться сам. Но личное счастье невозможно без счастья гражданского.
Конец
Изначально задумывалось, что композиция будет кольцевая и осенью герои вернутся в свои деревни. Но последняя опубликованная часть снова переносит нас на Волгу, где вместе с Последышем, бывшим последним оплотом крепостного мира, поднимаются и бывшие проблемы, упоминаются и другие сословия, жизнь которых была ничуть не легче. В главе «Последыш» на пиру, устроенном после смерти старого помещика, поет Гриша Добросклонов и в своей песне, слова которой пришли ему утром на берегу реки, он выражает мысль о воплощении народного счастья. Это и можно считать логическим финалом, когда народное счастье может выразить в песне простой парень с открытым сердцем.
Вывод
Некрасов трепетно и горячо любил свою страну. Он не мог оставаться в стороне от судеб крестьян, помещиков, попов, бурлаков. Многие из этих людей практически не имели права голоса, поэтому он хотел сказать за них. Герои поэмы так просты и искренни, что читатель сопереживает им с первых строк. Гражданская поэзия для Некрасова — способ сделать что-то на благо страны, от чистого сердца, от бескорыстной любви к своему народу.
2 вариант
Спустя два года после выхода указа об отмене крепостного права Н. А. Некрасов создает поэму «Кому на Руси жить хорошо». Произведение является центральным в творчестве писателя. Оно рассказывает о жизни в пореформенной Руси. Автору удалось задать вопрос, который актуален и по сей день.
В основе сюжета лежит спор семерых мужиков о том, кому же живется на Руси лучше всех. Для того, чтобы ответить на этот вопрос, они отправляются в странствие, во время которого герои знакомятся с разными людьми.
В поэме выделяется образ народа. Это главное действующее лицо произведения. Даже семеро мужиков обобщены в один образ, это аллегория народа. Они не проявляют индивидуальный характер, в них выражены общие черты народного самосознания.
В произведении также поднимаются народные проблемы: пьянство, труд, свобода и несвобода, грех, бунт и терпение, счастье.
Проблема свободы в том, что русский крестьянин не знал, что делать с этой свободой. Он не мог приспособиться к новой действительности. Народ привык трудиться. Только труд способен возвысить нищих героев над порочностью знати. Значение каждого человека определяется не высоким положением, а вкладом в общее дело – процветание родины.
Русь в поэме бедна и измученна. Но Некрасов описывает ее как великую страну. Он жалеет отчизну. Патриотизм автора выражается в образах, живущих для Родины: сильная характером и терпеливая женщина, крестьянин-богатырь и другие герои.
Счастье для каждого персонажа разное. Для властителей это богатство и положение в обществе, а счастье простого мужика состоит из различных несчастий: били, но не убили.
Помещики в поэме представлены в изобилии. Автор изображает их объективно и даже придает некоторым образам положительный характер. С некоторым сострадания Некрасов изображает Гаврилу Оболт-Оболдуева, который хорошо относился к крестьянам, устраивал для них праздники. Однако с отменой крепостного права потерял все, так как привык к старой жизни. В контрасте с этим персонажам создан образ Последыша-Утятина, чьи родственники подговорили народ обманывать помещика. А когда последний умер, родственники обманули простой люд. Наивысшей точкой дворянского ничтожества является помещик Поливанов, который бьет своего верного слугу и отдает его сына в рекруты за попытку жениться на любимой девушке.
Есть персонажи, чья судьба полностью взаимосвязана с народом. Таковы Ермил Гирин, Гриша Добросклонов. С помощью Гришиного понимания счастья можно понять основную идею произведения: счастлив тот, кто готов жить и работать для всеобщего счастья. Призыв любить свою Родину, а также бороться за свободу и счастье народа – вот главное на протяжении всего повествования, а в образе Гриши Добросклонова эта мысль окончательно воплощена.
В финале автор выражает свою точку зрения и подводит итоги поиска ответа на вопрос: счастливцем признается Гриша Добросклонов. Именно он является представителем народа, способным сделать все ради народа.
Анализ произведения 3
Произведение занимает ключевое место в творчестве Некрасова. В ней поэт размышляет над проблемой народного счастья.
Действие поэмы происходит после отмены крепостной зависимости. Автор с помощью множества примеров показывает, что освобождение от непосредственной власти помещиков не решило всех проблем. Народ остался беден, невежественен, среди его представителей процветает пьянство и жестокость.
Главным героем произведения является народ, как таковой. Недаром образы семь мужичков, которые пошли искать обладателя счастья, того, кто на самом деле живет хорошо, изображены очень схематично. На это жэе указывает тот факт, что они действуют всегда вместе и их сравнительно большое число.
Некрасов разворачивает перед читателем разнообразные картины народной жизни, сложившиеся после крестьянской реформы. Странники – искатели счастливого человека, встречаются с представителями разных сословий, обладателями разного имущественного достатка, наделенных несхожими чертами характера. Истории, которые рассказаны мужичкам, показывают, что Жизнь устроена после реформы далеко не совершенно. Конечно, автор не желает возвращения к старому, цель его поэмы – побудить незамедлительно продолжить двигаться вперед.
Переустроить жизнь, по его мнению, могут выходцы из простонародья, которые, однако, получили образование и могут в своих размышлениях подняться выше своих собственных интересов и потребностей и посвятить всего себя служению общему благу. Таков Гриша Добросклонов, появляющийся ближе к концу произведения. Введя образ революционера из низов, Некрасов показал, что он не видит возможности дальнейших существенных улучшений жизни большинства путем проведения реформ сверху.
Поэма насыщена фольклорными мотивами. Само изложение несколько стилизовано под сказку. Одно количество мужичков-странников – семь, является числом, постоянно используемым в народном творчестве. Использование фольклорных мотивов помогает автору погрузить читателя в гущу народной жизни. Вызываемые ассоциации со слышанными каждым в детстве русским народными сказками, тянут за собой и воспоминания, связанные с общением с простыми крестьянами. Кроме того, стилизованность напоминает, что Некрасов сознательно представляет читателям обобщенные образы.
Поэму можно назвать эпопеей, рисующей перед читателем картины из жизни простого народа. При этом автор показывает какими он видит строителей новой жизни.
Произведение «Кому на Руси жить хорошо» Некрасов начинал писать за несколько лет до своей смерти. Будучи больным раком, он старался завершить его и найти ответ на вопрос: Кому на Руси живётся лучше всего? Но, к сожалению, его здоровье не смогло выдержать всех страданий, поэтому писатель умер, так и не закончив эту поэму. Стоит поблагодарить его верных друзей, собравших поэму буквально по крупицам. Тем не менее её основа была опубликована, хоть и без логичного конца. Но какой идейный смысл у этого произведения, что оно несёт в себе?
Главные герои представлены в виде семи странников, которые реши найти самого счастливого человека на Руси. По пути им встречаются самые разнообразные личности: общинный председатель – очень добрый и честный человек, который не пользуется своим служебным положением и работает на благо народа, крестьянка – сильная и трудолюбивая женщина, повидавшая за жизнь множество бед и несчастий, и интеллигент, добившийся всего в жизни своими собственными руками. Каждый герой располагает большими усилиями для достижения успеха. Но, к несчастью, каждый из них не испытывает полного удовлетворения в жизни. У каждого из них свои проблемы и недуги, но все они пытаются их преодолевать.
Во время путешествия семерых странников поднимаются важные общественные темы: условия жизни людей, достаток сословий, борьба с пережитками крепостничества. Некрасов пытается показать состояние общества того времени. В поэме повествуется о совершенно разных классах людей, отличающихся взглядами на жизнь, предпочтениями и желаниями. Автор пытается раскрыть характер каждого персонажа, показав большой разрыв в социальном расслоении. Некрасов призывает к социальному равенству всех людей.
К концу произведения Некрасов так и не даёт ответ на поставленный вопрос. Конечный вариант произведения лишь приходит к выводу, что всем живётся трудно. Возможно, если бы болезнь не сразила его, то мы бы узнали о самом счастливом человеке на Руси. Но нельзя откидывать тот факт, что он хотел, чтобы читатели сами ответили на этот вопрос с помощью предоставленной почвы для размышлений. Каждый сам для себя решить, кому на Руси жить хорошо.
Также читают:
Картинка к сочинению Анализ поэмы Кому на Руси жить хорошо
Популярные сегодня темы
1891 — будущий поэт Осип Мандельштам родился в семье еврейского купца. Отец Осипа был мастером по обработке кожи.
Произведение является циклом небольших лирических очерков, повествующих о жизни крымских рыбаков, представленных писателем в образе истинных детей природы, изображенных в постоянной борьбе с жизненными трудностями
Написанию любого литературного произведения предшествует какая-либо история его создания. Драма Александра Сергеевича Пушкина «Борис Годунов» является исторической. Для написания таких произведений, как известно, требуется тщательное изучение каких-либо
Жизнь великого русского поэта М. Ю. Лермонтова началась с рождения в 1814 году в столице России. Родители мальчика относились к разным сословиям. Мать Михаила – Марья Михайловна имела прямое отношение
Каждый человек с теплотой относится к своему родному городу, и я не исключение. Я родился и росту в индустриальном Оренбурге. Считаю, что наш город невероятно красив и с радушием относится ко всем приехавшим сюда туристам.
Анализ «Кому на Руси жить хорошо» Некрасов
Всего получено оценок: 4112.
Всего получено оценок: 4112.
Масштабное произведение «Кому на Руси жить хорошо», повествующее о семи крестьянах, отправившихся на поиски счастливого человека, принадлежит перу великого русского поэта Н. А. Некрасова. Предлагаем ознакомиться с кратким литературоведческим анализом поэмы Некрасова по плану. Данное изложение материала может пригодиться для работы на уроках литературы в 10 классе, и при подготовке к ЕГЭ. Произведение Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» не имеет конкретного года написания, так как поэт создавал поэму с первой половины 1860 г. по 1876 г.
Краткий анализ
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением Кому на Руси жить хорошо.
Год написания – 1866–1876 гг.
История создания – История создания была продолжительной, и писатель задумывал еще несколько частей поэмы, но предчувствие приближающейся кончины не дало возможности претворить планы в жизнь.
Тема – Поэма была создана через некоторое время после отмены крепостного права, и главной её темой является полученная крестьянством свобода. Деревенские мужики, свободные и вольные, отправляются на поиски счастья, они идут по всей родимой земле, где повсюду работают люди, и поэма наполнена темой поиска счастья, тяжёлого крестьянского труда и темой будущего Родины.
Композиция – Структура поэмы сложилась из четырех частей, которые успел создать автор.
Жанр – Писатель назвал свой труд «эпопеей крестьянской жизни», и жанр «Кому на Руси жить хорошо», является поэмой.
Направление – Реализм, в который добавлены фольклорные фрагменты и сказочные детали.
История создания
Свою работу над поэмой поэт начал после реформы 1861 года. Развитие тяжелой болезни на некоторое время приостановило труд поэта. Потом он продолжил создание произведения, но развитие недуга снова помешало закончить поэму. В 1876 году, уже будучи в тяжёлом состоянии, Некрасов закончил главу «Пир на весь мир». «Кому на Руси жить хорошо?» – неоконченное повествование, о чём очень сожалел автор в разговоре с сестрой, незадолго до своей кончины.
Изначальный замысел автора предполагал 7 или 8 частей, но болезнь внесла свои коррективы, и поэт успел создать лишь четыре части, предположительно, они следуют одна за другой не в том порядке, как задумывал сам поэт.
Анализ произведения «Кому на Руси жить хорошо» будет неполным, если не разобрать его проблематику. В глобальном произведении Некрасова существует большое количество актуальных проблем того времени.
Философские и нравственные вопросы, касающиеся всех сфер жизни крестьянства, получившего долгожданную свободу, становятся автором на первое место. Смысл произведения выражается в том, что у крестьянства растёт степень самосознания. Тема свободы, счастливого будущего, преодоление рабства в самом себе – это главная идея поэмы, ее основная мысль.
Главное, чему учит поэма – это ее правдивые жизненные уроки. Необходимо сплочение объединение трудового народа для достижения всеобщего равноправия и независимости. Лишь совместные усилия и общий сознательный труд во имя родины могут привести к усилению и процветанию. Счастье состоит в том, чтобы жить для народа, из анализа произведения можно сделать вывод, что главным счастливым в поэме является Гриша Добросклонов, идейный борец и патриот своей страны.
Композиция
Композиция незавершенного произведения отличается сумбурностью, что делает её по-своему уникальной, она была собрана единомышленниками автора по его наброскам и черновикам.
Пролог является экспозицией поэмы, где встречаются герои, семь мужиков из разных деревень. Следом происходит завязка действия: после возникшего спора герои дают клятву не возвращаться в родные края, пока не найдут виновника спора, того, «кому на Руси жить хорошо».
Основная, большая часть поэмы состоит из множества фрагментов и эпизодов. Шагая в поисках счастливого человека по бескрайней родной земле, герои становятся участниками многих событий, встречают на своём пути различных людей. Для некоторых из этих людей счастье заключается в самых простых и обыденных вещах: выросла крупная репа – и уже счастье. Но, постепенно, по мере продвижения странников, все больше растёт и самосознание крестьян, они начинают видеть счастье уже в более высоких сублимациях.
Кульминационным моментом является встреча с Гришей Добросклоновым, которого можно назвать счастливым человеком. Это уже идейный революционер, лидер, побуждающий народ к борьбе за всеобщее счастье. Он твёрдо убеждён, что его предназначение в служении истине, готов принести свою жизнь в жертву высоким идеалам ради своей Отчизны.
Сам автор «Пир на весь мир» относил ко второй части поэмы, но когда понял, что уже не сможет завершить произведение, перенёс её в финальную часть, как бы оставив своё поэтическое завещание, выраженное чисто революционным содержанием.
Средние части поэмы в новых изданиях располагают по-разному, но от этого поэма не теряет своего глубокого содержания и смысла произведения.
Благодаря творческому своеобразию великого поэта, каждая из частей поэмы может существовать как отдельное произведение, так и складываться в единое целое, глубокого содержания сочинение.
Некоторые критики отнеслись к поэме Некрасова неоднозначно, но большинство литературоведов и исследователей его творчества высоко оценили это масштабное лиро-эпическое произведение. По их мнению, только Николай Алексеевич, как никто другой, понимал и чувствовал русский народ, мог думать и мыслить его понятиями.
Главные герои
О героях произведения мы написали отдельную статью – Главные герои «Кому на Руси жить хорошо».
В основании произведения использованы два рода литературы: лирика и эпос, и его можно с полной уверенностью обозначить, как поэма.
Эпическая составляющая в том, что в поэме описан целый исторический период России после 1860 года, ней описано огромное количество героев, так же включает в свое повествование элементы фольклора.
Поэма написана стихами, где присутствуют типичные символы поэзии, лирические отступления, своеобразные художественные средства. Главным направлением поэмы является реализм, с вкраплениями фантастических и сказочных элементов. Композиционная форма выдержана в виде путешествия, что позволяет вмещать в себя многообразие жизненных картин.
Финал поэмы «Кому на Руси жить хорошо» отображает собственную точку зрения писателя на жизнь России в посткрепостнический период.
Анализ поэмы «Кому на Руси жить хорошо» Некрасова
Поэма Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» стала революционным произведением в русской литературе, так как подняла тему социального неравенства, угнетения народа и необходимости повышения самосознания низших слоев общества.
Понять глубину авторского замысла вам поможет краткий и полный анализ поэмы.
Годы написания — 1863-1877.
История создания — Некрасов собирал материалы и до, и в момент написания поэмы. Автору из-за смертельной болезни не удалось закончить произведение из 8 частей, как планировалось, однако он успел закончить одну часть.
Жанр — эпическая, лирическая или социально-философская поэма.
Направление — реализм с элементами фольклора и фантастики.
Основная идея — Рост самосознания крестьянства может помочь ему избавиться от рабского мышления и изменить жизнь.
Тема — Тяжелая жизнь русского народа и мрак рабства в его сознании.
Проблема — Для перемен важно пробудить в крестьянстве осознанность и недовольство нынешним положением.
Композиция — имеет хаотичный порядок, поскольку Некрасов не успел закончить произведение, да и писал его, будучи тяжело больным.
Завязка — семь мужиков отправляются в странствие по Руси, чтоб найти тех, кому живется хорошо;
Развитие сюжета — путешествуя, странники видят картины тяжелой жизни народа и не находят тех, кто живет счастливо;
Кульминация — Гриша Добросклонов чувствует душевный подъем, понимая, что приведет народ к счастью;
Развязка (предполагаемая) — мужики возвращаются домой с пониманием, что надо менять жизнь.
п.1. Тематика и проблематика
1. Тема: Свобода и преодоление рабства в сознании.
Проблема: Сознание людей инертно и противится переменам. Крестьянам сложно ощутить внутреннюю свободу, так как она не развита.
2. Тема: Несчастливое настоящее и счастливое будущее.
Проблема: Счастливое будущее народ построит, когда осознает свою силу, ценность и значимость.
3. Тема: Счастье человека и народа в целом.
Проблема: Отмена крепостного права изменила жизнь всех сословий, из-за чего они чувствуют себя несчастными и лишившимися чего-то важного.
4. Тема: Социальное неравенство.
Проблема: Дворянство считает крестьян ресурсом, расходным материалом, а не людьми. Савелий же за убийство угнетателя поплатился свободой.
2. Тема: Пьянство русского народа.
Проблема: Без алкоголя жизнь народа стала бы совсем невыносимой. Но водка – это и средство держать людей под контролем.
п.2. Идея и пафос
Впервые русский мужик не бездумно и покорно работает на благо хозяина, а задается вопросом: кто счастливо живет на Руси? Это попытка критически осмыслить свое место и роль в обществе, а также призвать к ответу тех, кто должен был привести страну к лучшей жизни. Крестьянин получил свободу, стал сам себе хозяином, но у него пока нет понимания, как жить дальше. Однако есть осознание, что жить по-прежнему нельзя.
п.3. Место героев в образной системе
Семь странников — временнообязанные крестьяне, которые озадачились вопросом, живется ли хоть кому-то хорошо на Руси.
Путешествуют по просторам родины, расспрашивая о жизни мужчин и женщин, нищих, мастеровых, вольных крестьян, помещиков, солдат и т.д.
У каждого свой взгляд на этот вопрос, и никто не хочет уступать в споре.
У странников есть волшебный предмет, данный им пеночкой за спасение ее птенца – скатерть-самобранка, которая дает им хлеб и вино.
Мужиков характеризует открытость, любовь к труду, пытливый ум, отвага и сила. Эти герои – собирательный образ русского мужика.
Матрена Тимофеевна Корчагина — 37-летняя женщина, крестьянка, которую прозвали губернаторшей и нарекли в народе «счастливой». Испытала много горя: семья мужа сживала ее со свету, заставляла много работать, старший сын погиб по недосмотру деда Савелия. Рано потеряла родителей, а мужа забрали на военную службу, оставив семью без кормильца. Беременная пятым сыном, она отправляется за правдой в город к губернатору и получает помощь. Ее судьба типична для русской женщины.
Савелий Корчагин — дед мужа Матрены, доживший до 107 лет. Русский богатырь, так как всю жизнь терпел то, что другим не под силу.
Единственный человек в доме, который заступается за женщину и помогает ей. Бывший каторжанин: был осужден за убийство управляющего-немца на 20 лет каторги и 20 лет поселения. Из-за его невнимательности погибает сын Матрены, Демушка. Дед корит себя за гибель любимого правнука, поэтому уходит в монастырь – замаливать грех. Спустя несколько лет получает прощение Матрены.
Ермил Гирин — уважаемый в народе человек, крестьянин, назначенный бурмистром (старостой). Всегда помогал людям, не брал с них лишних денег, не наживался за счет других. В трудный момент, когда ему надо выкупить мельницу, просит у народа помощи, и ему за час собирают тысячу рублей. Позже он отдает людям долг без остатка. За участие в народном восстании его сажают в тюрьму.
Григорий Добросклонов — ученик духовной семинарии, сын дьяка. Юноша, посвятивший себя служению народу и борющийся за лучшую жизнь. Мечтатель и идеалист. Слагает песни о светлом будущем народа и хочет научить им крестьян. Герой, способный увлечь народ своими идеями.
Князь Утятин (Последыш) — выживший из ума старый помещик, для которого родные, слуги и крестьяне изображают старые порядки и возвращение крепостничества. Наследники ждут кончины князя и не хотят расстраивать, поэтому затеяли спектакль. Взамен крестьянам пообещали отдать земли, но после смерти Последыша наследники начинают тяжбу с целью забрать земли обратно.
Елена Александровна (губернаторша) — жена губернатора. Добрая женщина, которая помогла Матрене вернуть ее мужа с воинской службы. Она обеспечила женщине уход и проживание в ее доме, стала крестной ее сыну. Спасительница и заступница.
Гаврила Оболт-Оболдуев — 60-летний помещик, оплакивающий былые времена, до реформы и вольности крестьян. Жалуется путникам на тяжелую помещичью жизнь: он не может на том же уровне поддерживать роскошную жизнь – с пирами, охотой, большим штатом слуг, почестями и утонченным бездельем.
п.4. Литературные приёмы
✓Использование народных песен или стилизация под них (Голодная, Соленая, Веселая, Барщинная, Русь и др.).
✓Коллективный герой (народ) – в главах, посвященных ярмарке и пьяной ночи.
✓Мотивы волшебной сказки скатерть-самобранка, волшебное число путников (7), речевые повторы и т.д.
✓Говорящие названия и фамилии: странники проживают в деревнях Заплатова, Дырявина, Разутова, Знобишина, Горелова, Неелова, Неурожайка; главный герой носит фамилию Добросклонов и т.д.
✓Яркий образный язык, полный метафор, сравнений, эпитетов, гипербол.
п.5. Конфликт
В поэме есть внутренний конфликт в сознании крестьянина между обретенной свободой и неумением быть свободным. Мышление крестьян еще остается рабским, холопским, нет понимания своей ценности
Также обозначен внешний социальный конфликт – между высшими и низшими сословиями. Дворяне по-прежнему считают, что являются благодетелями для крестьян, которых они опекают, учат и направляют. Но дворянство живет в роскоши и праздности только за счет крестьянского труда.