основной источник дохода бюджета киевской руси

Развитие финансовой системы Древней Руси

основной источник дохода бюджета киевской руси. Смотреть фото основной источник дохода бюджета киевской руси. Смотреть картинку основной источник дохода бюджета киевской руси. Картинка про основной источник дохода бюджета киевской руси. Фото основной источник дохода бюджета киевской руси основной источник дохода бюджета киевской руси. Смотреть фото основной источник дохода бюджета киевской руси. Смотреть картинку основной источник дохода бюджета киевской руси. Картинка про основной источник дохода бюджета киевской руси. Фото основной источник дохода бюджета киевской руси основной источник дохода бюджета киевской руси. Смотреть фото основной источник дохода бюджета киевской руси. Смотреть картинку основной источник дохода бюджета киевской руси. Картинка про основной источник дохода бюджета киевской руси. Фото основной источник дохода бюджета киевской руси основной источник дохода бюджета киевской руси. Смотреть фото основной источник дохода бюджета киевской руси. Смотреть картинку основной источник дохода бюджета киевской руси. Картинка про основной источник дохода бюджета киевской руси. Фото основной источник дохода бюджета киевской руси

основной источник дохода бюджета киевской руси. Смотреть фото основной источник дохода бюджета киевской руси. Смотреть картинку основной источник дохода бюджета киевской руси. Картинка про основной источник дохода бюджета киевской руси. Фото основной источник дохода бюджета киевской руси

основной источник дохода бюджета киевской руси. Смотреть фото основной источник дохода бюджета киевской руси. Смотреть картинку основной источник дохода бюджета киевской руси. Картинка про основной источник дохода бюджета киевской руси. Фото основной источник дохода бюджета киевской руси

На Руси финансовая система формировалась одновременно с объеди­нением древнерусского государства лишь в конце IX века. Основным источником доходов княжеской казны была дань. Сначала она была нерегулярной, а затем превратилась в систематичес­кий прямой налог. Тогда же появилась русская гривна – слиток серебра различной формы, служивший самым крупным денеж­ным знаком на Руси вплоть до XIV в. Население Новгорода было обязано ежегодно платить князю 300 гривен. Это был целевой сбор на содержание наемной дружины.

В Древней Руси было введено поземельное обложение. Прямые налоги определялись на основе «сошного типа». Сельская «соха» включала определенное количество пахотной земли и менялась в зависимости от качества земель и социального положения владельца.

Таким образом, при сборе прямых податей главным объектом обложения служила земля. Расчет налога осуществлялся на осно­вании писцовых книг, в которых указывались площадь и качество земель, их урожайность, населенность.

Косвенное налогообложение су­ществовало в форме торговых и судебных пошлин. Главным источником внутренних доходов были пошлины. Наиболее крупным источником дохода были торговые сборы. В летописях упомина­ются пошлина с серебряного литья, клеймения лошадей, гости­ная, с соляных варниц, рыбных промыслов, а также сторожевая, медовая пошлина, пошлина с браков и т.д.

Торговые пошлины очень часто отдавались на откуп, что слу­жило серьезным препятствием для развития торговли, особенно из-за вымогательств со стороны откупщиков и нанятых ими сбор­щиков. В царскую казну шли пошлины с гостиных дворов и лавок, сборы с публичных бань, питейной торговли, так как изготовле­ние и продажа пива, меда и водки составляли исключительно прерогативу государства.

Источником дохода казны служили и оброки. Тем, кто пла­тил больше, на оброк отдавались пашни, сенокосы, леса, реки, мельницы, огороды. Доход казне давали и оброчные ставки на казенные рыбные ловли, мельницы, соляные варницы, сенные покосы, огороды, бобровые гоны, ледоколы, публичные бани, кладовые, амбары, воскобойни, винокурни, пивоварни, солодовни и др.

Несмотря на политическое объединение Русских земель к концу XV в., стройной системы управления государственными финансами не существовало еще долго. Для династии Романовых финансы были наиболее слабым местом. Отсутствие теории нало­гообложения, необдуманность практических шагов порой приво­дили к тяжелым последствиям. Так, увеличение акциза на соль привело в 1648 г. к соляным бунтам. Большое распространение получил введенный ранее налог на имущество.

Крупномасштабные государственные преобразования в Рос­сии во всех сферах экономики, включая финансы, связаны с име­нем Петра I (1672-1725 гг.). До его правления финансовая сис­тема Руси ориентировалась на увеличение налогов по мере воз­никновения и возрастания потребностей казны вне связи с ре­альным экономическим положением страны. Петр I предпринял уси­лия для развития производительных сил страны. Он считал это необходимым условием укрепления финансового положения. В хозяйственный оборот вводились новые промыслы, развивались горное дело, обрабатывающая промышленность. Создавались ка­зенные фабрики и заводы, которые затем передавались в част­ные руки. Зачинателям производства давались значительные де­нежные ссуды и льготы.

В этот период в России возникли метал­лургия, горнозаводская промышленность, судостроение, суконное дело, парусное дело. Эти меры расширяли налоговую базу. Кроме того, Россия в ту эпоху вела непрерывные войны, требующие новых дополнительных расходов на реорганизацию армии, строи­тельство флота. Вводились новые военные налоги. Царь учредил особую должность – прибыльщиков, обязанностью которых было находить новые источники доходов казны. Так, был введен гербовый сбор, подушный сбор с извозчиков, налоги с постоялых дво­рни, печей, плавных судов, арбузов, орехов, продажи съестного, найма домов и другие налоги и сборы. Благодаря прибыльщикам была введена пошлина на усы и бороды. Они предложили коренное изменение системы налогообложения: переход к подушной подати.

основной источник дохода бюджета киевской руси. Смотреть фото основной источник дохода бюджета киевской руси. Смотреть картинку основной источник дохода бюджета киевской руси. Картинка про основной источник дохода бюджета киевской руси. Фото основной источник дохода бюджета киевской руси

Одновременно Петром I был принят ряд мер, чтобы обеспе­чить справедливость налогообложения, равномерность раскладки налогов. Тяжесть некоторых из них была ослаблена, причем в первую очередь для малоимущих людей. Петр I близко подошел к идее промыслового налога: учитывались не только дворы, характер промыслов и ремесел, но и объем промыслов и наемная плата за помещение.

В период царствования Петра I появлялись и новые нетрадиционные налоги. Примером тому служит налог «на бороды». Введение этого налога имело не столько фискальные цели, сколько регулирующие. Посредством взимания «налога на бороды» Петр I стремился заставить население следовать западной «безбородой» моде.

Источник

Основные государственные доходы и расходы в ХVI- ХVII веках в России, их специфика

Вы будете перенаправлены на Автор24

До начала 16 века чеканку монет самостоятельно осуществляло почти каждое княжество Руси – Рязанское, Тверское, Нижегородское и др. По указу князя Ивана III была запрещена чеканка денег другим княжествам, которые входили в состав государства. Так была утверждена московская денежная эмиссия. Но параллельно деньги выпускались в Великом Новгороде до начала правления Ивана IV, чья мать Елена Глинская, начала создание в 1534 году единой системы денежного обращения. Ей удалось ввести жесткие стандарты чеканки монет по определенному образцу (вес, оформление), причем любое нарушение этого стандарта строго наказывалось. Во время нахождения Глинской у власти были выпущены серебряные деньги мелкого веса, которые изображали всадника с мечом в руках, в народе получившие название «мечевые» деньги. Деньги крупного веса снабжались изображением всадника-воина, поражающего змея копьем – «копейные» деньги, позднее получившие название копейка. Такие деньги имели неправильную форму и величину размером с арбузное семечко. Осуществлялся выпуск и более мелких монет – полушек, на которых была изображена птица. До начала 17 века на монете не указывался год ее выпуска.

К середине 17 века российская государственная казна оказалась почти пуста по следующим причинам:

Так, почти 70% всех расходов государства уходило на содержание войск и на войну со Швецией (1656—1661 гг.), а также с Польшей (1654—1667 гг.). В условиях постоянно растущих государственных расходов на содержание администрации, царского двора, армии требовалось упорядочение валютно—финансовой системы страны.

Готовые работы на аналогичную тему

Для покрытия расходов правительство сначала ввело неполноценные серебряные, а после и медные деньги, официальный курс которых устанавливался принудительно, при этом медная копейка соответствовала серебряной этого же веса. В итоге это стало причиной обесценивания денег и роста цен. Одна серебряная копейка сначала стоила 4, а позднее 15 медных копеек. Служилые и посадские люди получали заработную плату медью, а уплата налогов производилась серебром. Среди крестьян была тенденция отказываться от продажи продовольствия за медные деньги. В конечном итоге это стало причиной снижения уровня жизни и Медного бунт в 1662 году, после жестокого подавления которого все медные монеты были изъяты из обращения.

Первый государственный бюджет России

В 1680 году впервые был утвержден государственный бюджет России с подробным указанием источников формирования статей доходов и расходов.

Основная часть доходов государства поступала из следующих источников:

Недобросовестные плательщики подвергались наказаниям в форме штрафов, «правежа», торговой казни и конфискации.

Результаты Земской реформы, общей переписи земель, создания специализированных приказов, перевода значительной доли государственных повинностей в денежное выражение в основных чертах заложили к середине 16 столетия государственные финансы страны. Был установлен состав податного сословия и определено его обложение для учета податных способностей плательщиков. Кроме того, были созданы налоговые кадастры – писцовые книги. Для формирования доходов использовалось система финансового планирования (оклад), действенность которой поддерживалась элементами финансовой дисциплины. Эта система в целом позволяла сконцентрировать значительные финансы на реализацию общегосударственных целей без подрыва нормальной системы хозяйствования в стране. Подобная организация финансов позволила стране выдержать в конце XVII века войну с Польшей, Крымом и нарастить потенциал для роста экономики.

Хозяйственной развитие и подъем внутренней торговли выразились в уровне государственных доходов. В 1680-1701 гг. объемы поступлений в государственную казну удвоились, достигнув объёма в 3 миллиона руб. Главные статьи их увеличения: доходы от кабацких и таможенных сборов, а также от чеканок монет. Косвенные налоги по второй половине 17 века, составляли более половины доходов бюджета.

Однако ограниченность возможностей системы была связана с объективной спецификой средневекового общества, разнообразная социальная структура которой сделала податное обложение по унифицированным принципам невозможной. По-прежнему сохранялись способы для снижения бремени государственной повинности и выхода из числа “тяглецов” как отдельных лиц, так и жителей целых районов. Эта особенность выступила в роли своеобразного амортизатора фискальных интересов, который в целом сохранил хозяйственный потенциал государства независимо от притязаний и потребностей власти.

Столкнувшись с нехваткой средств для дальнейшего продолжения войны, Иван Грозный ввел практику чрезвычайных конфискации и поборов. Опричнина позволила наложить на земщину специальный сбор в размере 100 тысяч рублей. Казни видных бояр, одновременное опустошение их родовых гнезд, грабительские набеги на Новгород и Тверь пополняли казну за счёт различных конфискации. Однако разорение этих крупнейших центров отразилось на хозяйственном обороте страны и доходах бюджета.

Постепенное истощение центральных областей частично компенсировалось податными тяготами, которые уплачивали крестьянские и посадские слои. Так оставшиеся «тяглецы» выплачивали тяготы за выбывших крестьян.

Источник

FIN-DELO.RU

Финансовая система РФ

Главное меню

Это интересно

основной источник дохода бюджета киевской руси. Смотреть фото основной источник дохода бюджета киевской руси. Смотреть картинку основной источник дохода бюджета киевской руси. Картинка про основной источник дохода бюджета киевской руси. Фото основной источник дохода бюджета киевской руси

основной источник дохода бюджета киевской руси. Смотреть фото основной источник дохода бюджета киевской руси. Смотреть картинку основной источник дохода бюджета киевской руси. Картинка про основной источник дохода бюджета киевской руси. Фото основной источник дохода бюджета киевской руси

основной источник дохода бюджета киевской руси. Смотреть фото основной источник дохода бюджета киевской руси. Смотреть картинку основной источник дохода бюджета киевской руси. Картинка про основной источник дохода бюджета киевской руси. Фото основной источник дохода бюджета киевской руси

основной источник дохода бюджета киевской руси. Смотреть фото основной источник дохода бюджета киевской руси. Смотреть картинку основной источник дохода бюджета киевской руси. Картинка про основной источник дохода бюджета киевской руси. Фото основной источник дохода бюджета киевской руси

Брать или не брать? Ипотечный кредит — просто о важном

Я думаю, со мной все согласятся, что очень важно иметь свою крышу над головой, стены, где будет.

основной источник дохода бюджета киевской руси. Смотреть фото основной источник дохода бюджета киевской руси. Смотреть картинку основной источник дохода бюджета киевской руси. Картинка про основной источник дохода бюджета киевской руси. Фото основной источник дохода бюджета киевской руси

«Незначительные мелочи», или Как научиться экономить?

Случай из жизни. Некоторое время назад автор наблюдала следующую картину (сразу стоит отметить.

основной источник дохода бюджета киевской руси. Смотреть фото основной источник дохода бюджета киевской руси. Смотреть картинку основной источник дохода бюджета киевской руси. Картинка про основной источник дохода бюджета киевской руси. Фото основной источник дохода бюджета киевской руси

Как считать свои деньги?

Глава I СИСТЕМА ФИНАНСОВОГОХОЗЯЙСТВА РОССИИ

Доходные источники и финансовые затраты
Российского государства в X-XVII веках

Финансовая система Древней Руси начала складываться только с конца IX века в период объединения древнерусских племен и земель. Первыми государственными образованиями были родовые общины, основывавшиеся на натуральном способе ведения хозяйства, определявшем и натуральные формы налогов и повинностей.

Основными источниками государственных доходов в тот период, равно как и на протяжении следующих столетий, являлись налоги.

Первым из них следует назвать дань, которую князь собирал с подвластных ему земель.

Первоначально размер дани не был регламентирован. Потребности князя ограничивались расходами на содержание дружины, которые в известной мере покрывались военной добычей.

Дань взималась и в период татаро-монгольского ига в пользу ордынских ханов, но несколько других видов: с ремесленников и купцов — тамга, с землевладельцев — кадлан. Татары требовали десятую часть всего имущества граждан и, соответственно, дохода государства. По азиатскому обычаю, единицей обложения была взята голова. Иными словами, вместо древнеевропейской поимущественной, была введена поголовная подать. Первоначально сбор дани татары осуществляли самостоятельно, но после народных восстаний 1290 года они предоставили сбор подати русским князьям.

С укреплением княжеской власти, расширением границ государства появляется необходимость увеличения поступлений в княжескую

казну. Если на первой стадии образования Киевской Руси, когда все функции государства сводились к обороне границ, его потребности ограничивались расходами на содержание княжеского двора и дружины, то позднее возникает необходимость в общественных постройках (города, укрепления, церкви, дороги), содержании аппарата управления, поддержании внутреннего порядка, финансировании посольств и т. д. Соответственно усложняются и формы налогов.

Кроме дани в государственную казну взимались различные пошлины, штрафы и повинности.

Дань взималась двумя способами: повозом, когда ее привозили в Киев, и полюдьем, когда князь или его дружины сами ездили за нею. С XI века князья вместо себя посылают для сбора дани специальных данщиков. Единицами обложения были дым (двор) и рало (плуг), но обе эти единицы означают в сущности одно и то же: участок земли, обрабатываемый силами одного домохозяина. Предметы, которыми взималась дань в Древнерусском государстве, были сырые продукты: мед, шкуры пушных зверей, зерновой хлеб, лен, домашние животные и т. д.

Пошлины — косвенные налоги, устанавливались первоначально в целях благоустройства. Так, вес и мера взимались для покрытия расходов при взвешивании и измерении товаров в интересах торговли, мыт и перевоз — за предоставление средств или помощи со стороны государства при перевозке товаров через реку и волоки, корм-чита — пошлина с содержателей корчем, гостиная дань и торговое — пошлина за предоставление купцам мест для склада товаров и за устройство рынков.

Повинности устанавливались преимущественно для целей военного управления, а именно: повоз — обеспечение средств передвижения для военных дружин, для княжеских данщиков и гонцов; градоделание — постройка и поправка укреплений всей волостью, постройка и починка мостов и т. д.

Средства, поступающие от сбора дани и пошлин, являлись личным доходом князя. Распределение финансовых средств между частными нуждами князей и общественными потребностями ничем не регламентировалось.

В X веке возникают и развиваются княжеские хозяйства, что приводит к переводу части податей на денежную основу. Возникновение денежных налогов стало возможным благодаря росту торговли с соседними государствами, что в свою очередь послужило основанием для возникновения пошлин с внешней торговли. Так, например, уже в первых договорах, заключенных с Византией, особо оговаривались правила торговли с целью обеспечения поступления в княжескую казну торговой пошлины.

Процесс возникновения крупных городов совпал с периодом раздробленности Киевской Руси. В XII веке Киев перестал быть столицей единого государства, которое распалось на 12 самостоятельных княжеств. Следствием раздробленности Российского государства явилось отсутствие какого-либо единообразия налоговой политики: в пределах каждого феодального княжества существовала своя налоговая система.

Налоги в большей степени оставались натуральными, денежные доходы казны по-прежнему не играли решающей роли. Значение дани в доходах государства, взимаемой с побежденных, возрастало.

В XIII веке в результате укрепления власти Московского князя дань принимает форму подати. Единицей налогообложения становится соха, которая означала не поземельную меру, а условную единицу измерения всякого имущества. В этот период в России начинает складываться система посошного обложения.

В посошную подать входил поземельный, подворовой и промысловый налоги. Так, в отношении к земле соха включала в себя: хорошей

земли — 800 четвертей, средней — 1000, худой — 1200. В городах соха включала в себя определенное число дворов: «лучших» — 40, «средних»- 80, «молодчих» — 160, «бобыльских» — 960. Относительно промыслов, например, «ез» (рыболовная перегородка в реке) приравнивался к сохе и т. д.

В 1480 году Иван III фактически заново начал создавать финансовую систему России. Все население делилось на тяглое и нетяглое. К нетяглому населению, то есть обладавшему налоговым иммунитетом, относились первоначально духовенство, служилые люди всех чинов и купцы, как русские, так и иностранцы. В случае купли или получения в дар черных земель в данную категорию попадали монастыри и церкви. Черными землями и людьми назывались те, которые были занесены в податные книги — очерненные.

Для контроля за количеством поступающей в казну дани приблизительно один раз в семнадцать лет проводилась перепись населения. Однако лишь со времен Ивана III дело кадастра ведется более правильно. Периодичность описей нарушалась тем, что они производились весьма продолжительное время, и потому, в то время как последние уезды еще переписывались, уже возникала потребность начинать новый кадастр.

Данная система, со временем изменяясь и совершенствуясь, в 1592-1593 годах преобразовалась в систему «писцовых книг» — периодических кадастров государства. Писцовые книги состояли из описания земель по количеству и качеству, населенных мест, где исчислялись дворы, по доходности земли (урожайность); повинностей в пользу местных властей и землевладельцев, сравнительных ведомостей о прибыли или убыли доходов по сравнению с прежним описанием.

Развитие местных органов управления приводит к возникновению дополнительной системы платежей. Государственное управление на местах осуществляли наместники и волостели из числа потомственных бояр, права которых регулировались жалованными грамотами. При вступлении их в должность местное население должно было заплатить «въезжие» и регулярно, трижды в год — «корм». За наместником сохранялось право вместо натурального «корма» требовать денежное содержание. Наместник также получал с населения судебные пошлины за производство суда.

С конца XIV века произвол в установлении размеров поборов с населения начинает ограничиваться уставными грамотами — «кормленщик

Основными расходными статьями царской казны X-XVII веков, равно как и следующих столетий, следует назвать затраты на содержание армии, государственного аппарата, царского двора.

Первоначально военные расходы, а также расходы центральных органов власти осуществлялись в натуральной форме, поскольку основные доходы поступали в государственную казну также в виде мехов, продовольствия, скота и т. д.

После освобождения от татарского ига, образования централизованного государства, а также создания относительно устойчивой денежной системы военные и другие расходы государства постепенно стали приобретать денежную форму.

Стройная система управления финансами в государстве Российском отсутствовала довольно долго, а существовавшая была весьма сложна и запутанна. Сбором налогов и пошлин занимались Печатный, Стрелецкий, Ямской и Посольский приказы. Несколько упростить эту систему попытался царь Алексей Михайлович. В 1655 году был создан Счетный приказ, ведающий сбором податей. Он занялся проверкой финансовой деятельности других приказов, анализом приходных и расходных книг, что позволило довольно точно определить структуру бюджета Российского государства того периода.

Государственный бюджет (оклад) XVII века формировался из прямых и косвенных сборов, другими словами из «окладных и неокладных

Доходы государственного бюджета 1680 года составляли 1 203 367 руб., за счет прямых налогов получено 529 482,5 руб. (44 %), за счет косвенных — 641 394,6 руб. (53,3 %). Оставшиеся 2,7 % давали чрезвычайные сборы и прочие доходы. Расходы бюджета составляли 1 125 323 рубля.

С целью упрощения сложной системы налогообложения в 1678- 1680 годах была проведена налоговая реформа. В результате осуществленных преобразований изменяется система прямых налогов — поземельное обложение заменяется подворным, сборы определяются не «с сохи», как было принято прежде, а «с дворового числа».

34 Пресняков А. Е. Лекции по русской истории. Киевская Русь. — М.: Наука, 1993. С. 448

35 Суд Ярослав Володимерич. Правда Русьская. Пространная редакция // Российское законодательство X-XX веков. Том 1. Законодательство Древней Руси. — М., 1984. С. 304-308.

37 Налоги и налогообложение / Под ред. М. В. Романовского, О. В. Врублевской. — СПб.: Питер, 2000. С. 82.

38 Налоговое право: Учебное пособие/Под ред. С. Г. Пепеляева. — М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2000. С. 25.

39 См.: Цечоев В. К. История государства и права России с древнейших времен до 1861 г. — Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2000. С. 306-307.

40 Соборное уложение 1649 // Российское законодательство X-XX веков. Т. 1. — М.: Юрид. лит., 1984.

Источник

А. ФИНАНСЫ

А. ФИНАНСЫ

Как мы видели, княжеский двор в Киевской Руси был тесно связан с государственным управлением, и главный управляющий князя исполнял обязанности министра финансов. Несмотря на это, не было полного слияния киевского капитала и государственных финансов, и постоянно проводилось различие между тем и другим. Выясняется, что князь имел право на одну треть годового дохода или, во всяком случае, с дани, которую платили завоеванные племена. Так, княгиня Ольга присвоила одну треть дани, уплачиваемой древлянами; Ярослав, в то время когда он был заместителем своего отца в Новгороде, имел право на одну треть годового дохода, отправляя оставшийся баланс в Киев, и так далее.

Между прочим, вся княжеская семья в целом – Дом Рюрика – должна была обеспечиваться из государственного дохода, и каждый член семьи требовал его или ее долю в этом доходе. К примеру, из грамоты, дарованной князем Ростиславом Смоленским епископу этого города (1150 г.), мы узнаем, что определенная часть «дани», собранной в смоленской земле, принадлежит княжеской жене. Несомненно, подобные соглашения имели место и в других княжествах.

Обычным способом удовлетворения требований членов княжеской семьи было закрепление за каждым определенного района или города для обеспечения их существования («кормления», или «утешения»). Весь годовой доход (или его определенная часть из собранного в том районе) поступал в распоряжение владельца. Именно в этом смысле нам следует толковать замечание летописца, что Вышгород был собственным городом княгини Ольги, и подобные же утверждения о других князьях. В добавок к недвижимости, которой подобным образом пользовались члены княжеской семьи, каждый из них мог – а большинство так и поступало – владеть частными земельными наделами по его или ее собственному праву.

В этот период было три основных источника государственного дохода: прямые налоги, доходы с суда и штрафы с преступников за совершение преступления, а также таможенная пошлина и другие налоги на торговлю281.

Прямые налоги развились из дани накладывавшейся на завоеванные племена первыми киевскими князьями. Как мы знаем, в десятом веке князь обычно каждый год вместе со свитой приезжал в завоеванные земли для собирания дани. Это было известно как полюдье. Ольга заменила этот военный способ собирания государственных доходов тем, что установила сеть местных пунктов для сбора дани. Дань таким образом превратилась в постоянный налог, но древнерусский термин «дань» сохранился, и поэтому я буду продолжать пользоваться словом «дань».

Дань собиралась в несельскохозяйственных районах с каждого «дыма» (т.е. очага), а в сельскохозяйственных районах – с каждого земледельческого орудия (рало, т.е. плуг). Постепенно первоначальные значения обоих терминов утратились, и каждый из них использовался в условном значении как статья налогообложения. Не будет ошибкой указать здесь, что в монгольский и послемонгольский периоды термин «дым» в техническом смысле слова – как статья налогообложения – широко использовался в западной (литовской) Руси. В Московии эта статья называлась «соха».

В двенадцатом веке общая сумма дани была распределена по платящим налоги районам (погостам), и в каждом из них сам народ через своих сборщиков подсчитывал сумму, которую необходимо собрать с каждого «очага».

Дань налагалась только на сельское население. Большие города были свободны от уплаты каких-либо прямых налогов. Жители мелких городов платили налог, значительно меньший, чем дань, известный как «погородье». В дальнейшем освобождение от налогов имело социальный характер: люди из высших классов («мужи») не платили дани, где бы им не случилось жить. То же самое представляется верным и по отношению к представителям средних классов («люди»).

С другой стороны, не было освобождения ни территориального, ни социального, от уплаты судебных издержек и штрафов. Эти штрафы, особенно за пролитие крови (вира), составляли важный источник государственного дохода, так же, как и дань. Вира и остальные штрафы собирались особым должностным лицом – вирником, который вместе с несколькими помощниками объезжал порученный ему район по крайней мере раз в год. Местное население должно было обеспечить этих чиновников пищей и фуражем для их лошадей. Перечень таких продовольственных поставок включен в «Русскую Правду».

Налоги на торговые сделки были многообразными. Во-первых, это мыто (сравни с готским mota)282, которое можно в определенном смысле назвать «таможенной пошлиной», хотя оно собиралось не на государственной границе, а при подъезде к каждому городу, особенно на мостах – с товара, который везут в повозках, и на речных набережных – с товара, перевозимого на кораблях. По всей видимости, не делалось различия между иностранными и просто иногородними товарами.

Во-вторых, это «перевоз» – пошлина за пересечение реки на переправе или за транспортировку товара по волоку между двумя реками. Был также налог на склады, которые использовались иностранными купцами на рыночной площади («гостинное») и общий налог купцов, пользующихся рыночной площадью, для содержания последней («торговое»). В дополнение, особые платы взимались за взвешивание и измерение товаров на рыночной площади. Наряду с торговыми налогами здесь можно также упомянутьналог на гостиницы («корчмита»).

Читайте также

Финансы

Финансы • Налоговая система Феодальная налоговая система стремилась к замене нерентабельной барщины, принудительная отработка которой крестьянами стала тормозом к дальнейшему развитию.Кроме уплаты шампара (полевой подати), крестьянин должен был производить на

А. ФИНАНСЫ

А. ФИНАНСЫ Как мы видели, княжеский двор в Киевской Руси был тесно связан с государственным управлением, и главный управляющий князя исполнял обязанности министра финансов. Несмотря на это, не было полного слияния киевского капитала и государственных финансов, и

Финансы

Финансы Обозрев меры Петра для увеличения количества и подъема качества народного труда, т.е. для расширения источников государственного дохода, перечислим их финансовые результаты. Не было, кажется, другой сферы деятельности, в которой Петр встретил бы больше

§ 4. Финансы и бюджет

§ 4. Финансы и бюджет Как уже упоминалось, с конца 90-х годов началась перестройка денежной системы. К 1704 г. вместо примитивной монетной системы, представленной одной лишь изготовлявшейся из серебряной проволоки однокопеечной монетой и ее частями, сложился полновесный

Финансы

Финансы «Глубоко озабоченные интересами государства и днем и ночью, мы стараемся установить то, что требует ситуация в важных пунктах, и в частности налоги и подати, без которых нет процветания», — писал Юстин I префекту провинции Африка Феодосию 1 марта 570 г. Ни в одном

Государственные финансы

Государственные финансы Хотя министерство финансов одолжило менее 75 миллионов долларов до 1900 г., ему потребовались дополнительные 700 миллионов (почти все заимствованные у Лондона) во время и после войны с Россией. Муниципалитеты взяли взаймы почти 100 миллионов долларов

О чем поют финансы

О чем поют финансы Банковское дело для братьев не замкнулось на одном Харьковском земельном банке. Напротив, с его приобретением они почувствовали настоящий вкус к этому делу и вплотную занялись банковскими операциями. Уже в 1902 году ими был организован «Банкирский дом

Колониальные финансы

Колониальные финансы Как уже говорилось, российское командование попыталось наладить в новых владениях сбор налогов. Согласно царским инструкциям, к сбору пошлин и податей следовало приступить немедленно: как только войска «оснуются», Матюшкин был обязан «в Баку

5. Финансы

5. Финансы 5.1. Во второй половине XVIII в. продолжалось развитие кредитно-финансовой системы. В 1769 г. для получения дополнительных средств и поддержки обращения медных денег были выпущены ассигнации – первые российские бумажные деньги. Для организации их обращения были

4. Финансы

4. Финансы В начале XIX в. бумажный ассигнационный рубль, обменивавшийся на медь, обесценился, особенно в результате войн с Францией, Швецией и Турцией, а также вынужденного прекращения торговли с Англией. В 1810 г. один рубль ассигнациями оценивался в 19 коп.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *