основной источник изучения древней руси
Характеристика источников по истории Древней Руси.
Летопись не только хранит исторические знания, она также несет идеологическую нагрузку. Это необходимо учитывать при использовании летописей в качестве источника для реконструкции событий, общественных отношений, быта и т. п.
ПВЛ представляет собой итог последовательной переработки нескольких летописных сводов, составлявшихся в Киеве на протяжении ХI в. Древнейший из них был, вероятно, создан около 1037 г. Следующими этапами стали своды 1073 г. (в нем появилась датировка событий с точностью до дня) и 1093 г. (этот свод, иногда называемый в литературе Начальным, отразился в Новгородской Первой летописи). Именно на этом этапе работал над летописью киево-печерский монах Нестор, известный также как агиограф (т.е. автор житий). На основе Начального свода были последовательно, с различными дополнениями, созданы три редакции ПВЛ. Первая в чистом виде до нас не дошла и может быть выделена только на основе анализа текста второй редакции, представленной в Лаврентьевской летописи и снабженной припиской игумена Выдубицкого монастыря Сильвестра, и третьей, отразившейся в Ипатьевской летописи.
Помимо погодных статей ПВЛ включает религиозные поучения, фрагменты богословских текстов, искусственно созданные исторические легенды (например, о путешествии по Руси апостола Андрея). Вероятно, такой легендой является и породивший колоссальную полемику в научной литературе рассказ о призвании Рюрика.
ПВЛ создавалась в Киеве и потому имеет четко выраженную киевоцентристскую направленность. Так, описывая нравы славянских племен (в недатированной части ), летописец противопоставляет «кроткому и тихому» обычаю полян «зверинский» образ жизни древлян и других славянских племен.
ГЛАВА I. Повесть временных лет – основной источник изучения истории Древнерусского государства.
Исторический факультет
Кафедра Отечественной истории
Призвание варягов в Отечественной историографии XIX вв.
Дипломная работа
ОГЛАВЛЕНИЕ
ГЛАВА I. Повесть временных лет – основной источник изучения истории Древнерусского государства.
ГЛАВА II. Историки XIX века о славянских и варяжских племенах до призвания Рюрика.
2.1. Славянские племена до образования государства.
2.2. Расселение, этническая принадлежность и характеристика варягов.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Изучение истории любого государства начинается со времени его возникновения, описания первых правителей, их деятельности, основных занятий населения и т.д. В отечественной науке уже самый начальный период истории государства является спорным и проблемным вопросом. Заключается он в том, что неизвестны точные причины возникновения государства и его названия, территориальные и временные рамки; спорят также о личностях первых правителей и условиях их появления. Сложность этого вопроса усугубляется крайне ограниченным кругом источников, рассматривающих возникновение государства, и полным отсутствием письменных источников, относящихся к тому времени, когда государство возникло.
Особенно активно этот вопрос рассматривался в Отечественной науке со 2-й четверти XVIII, после открытия Петром I Академии наук в Петербурге в 1725 году. Среди учёных Академии встречается много иностранных имён, чаще всего немецких. Прежде всего, нужно упомянуть имя Готлиба Зигфрида Байера, который был приглашен в Академию наук в 1730 году. Ему принадлежит создание исторического трактата о древнейшем периоде древнерусской истории. Своё внимание учёный сосредоточил на одном факте – легенде о призвании князей из варягов. Байер так начал свой рассказ: «Исстари руссами владели варяги; потом их прогнали. Гостомысл начал править государством. Но вследствие неурядиц он дал совет призвать тех же варягов, и был призван Рюрик с братьями»[1].
По мнению Байера, варяги были из Скандинавии и Дании, и представляли собой наёмную гвардию. Выводы Байера легли в основу так называемой норманнской теории возникновения Древнерусского государства. Труды Байера нашли как сторонников, так и оппонентов.
Главным оппонентом всех приверженцев норманнской теории стал М.В.Ломоносов, не соглашавшийся с тем, что начало Руси, сводится к влиянию извне[4]. Шлёцера даже обвинили в немецком национализме, стремлении доказать, что именно немцы принесли в Россию и культуру, и государственный строй, а внешняя политика России, начиная со времён образования московского государства, носила исключительно завоевательных характер.
Этот спор имеет большое историографическое значение, поскольку он начинает борьбу антинорманистов с норманистами, которая не прекращается ни в XIX, ни в XX веке. Например, точку зрения норманистов отказывался принимать В.О.Ключевский, а такие учёные, как Карамзин, Соловьёв, Погодин её разделяли. Вообще, в течение этого длительного периода делались неоднократные попытки использовать летописную легенду о призвании варягов и другие показания о варягах в Восточной Европе для утверждения о неспособности славян самостоятельно создать государство и о решающей роли пришлых германцев в деле создания русской культуры, и наоборот – чтобы такую способность доказать.
Не меньшее количество споров вызывает и вопрос о происхождении самого термина «Русь». Существует, по меньшей мере, три версии об истоках этого слова. Первая версия вытекает из норманнской теории образования Русского государства. Она утверждает, что варяг Рюрик сам был их племени Русь и поэтому государство, возникшее у славян якобы с приходом князя и его дружины, тоже получило название «Русь»[6]. Две последующие появились позже в среде учёных – антинорманистов. Они говорят о происхождении этого слова либо от праславянского «руса», что означает «река», либо от имени древнего племени «русь» или «рось», находившемся где-то в Среднем Приднепровье в середине VI века[7].
В связи с вышеперечисленным обзор русской дореволюционной историографии о призвании варягов является, безусловно, актуальным.
Объектом исследования данной работы является процесс становления отечественной историографии образования Древнерусского государства.
Предметом исследования является проблема призвания варягов в историографии XIX века.
Цель нашего исследования заключается в наиболее полной характеристике отечественной историографии призвания варягов. Для реализации данной цели поставлены следующие задачи:
— рассмотреть и проанализировать летописные источники призвания варягов;
— выделить внутренние и внешние факторы образования Древнерусского государства в трудах дореволюционных исследователей;
— охарактеризовать расселение и этническую принадлежность славян и варягов накануне образования Древнерусского государства, опираясь на труды дореволюционных исследователей;
— выделить наиболее характерные типы трактовки термина «Русь»
Хронологические рамки исследования ограничиваются серединой XVIII – началом XX вв. Подобный выбор хронологии исследования неслучаен, поскольку именно с середины XVIII века в науке начался спор между норманистами и антинорманистами, который был уже упомянут выше. Верхняя хронологическая граница связана с изменением методологической базы отечественной исторической науки, произошедшим в результате революции 1917 года. В то же время эту границу нельзя обозначить конкретным годом, поскольку в первые годы советской власти историки старой школы играли значительную роль в отечественной науке.
Источниковой базой работы стали труды виднейших представителей русской исторической науки, посвящённые призванию варягов, прежде всего Н.М. Карамзина, В.О. Ключевского, С.М.Соловьёва. Необходимо отметить, что, несмотря на то, что научная литература по теме обширна, нам не известны специальные монографические исследования, посвящённые данной теме. Большинство историков, рассматривая в той или иной степени проблему призвания варягов, не делают её темой самостоятельного исследования.
Конечно, трудно найти новизну в исследовании данного периода, данной темы, поскольку она довольно хорошо изучена, но интересным может являться сопоставление взглядов различных историков на проблему роли варягов в образовании Древнерусского государства.
Возможность использования результатов данной работы не подлежит
сомнению. В первую очередь, работа может быть привлечена в качестве учебного материала при кружковой и исследовательской работе учащихся старших классов. Кроме того, данные исследования могут быть полезными при подготовке уроков по тематике, связанной с изучаемым периодом.
Для выполнения данной работы автор обращался к следующим общенаучным методам и методам исторического исследования: анализ и синтез, индукция и дедукция, описание, объяснение, а также историко-генетический, историко-системный, историко-типологический, историко-сравнительный. Последний метод являлся основным в работе. Он рассматривает и сравнивает явления, общее и различия в их сущности.
Работа состоит из введения, двух глав и заключения. Первая глава рассматривает основной источник Древнерусской истории: «Повесть Временных лет», а именно те аспекты его содержания, которые положили начало полемике о роли варягов в образовании и становлении Древнерусского государства. Вторая глава рассматривает непосредственно точки зрения отечественных историков, занимавшихся рассмотрением варяжской проблемы. Отдельные параграфы посвящены описанию славянских и варяжских племён до призвания Рюрика, этнической принадлежности варягов, трактовке понятия «Русь». Заключение подводит итоги работы.
ГЛАВА I. Повесть временных лет – основной источник изучения истории Древнерусского государства.
Начало летописания на Руси относится к очень древнему времени. Но до нас не дошли древнейшие летописные своды, возникшие, по всей вероятности, ещё в первой половине XI века. Наиболее ранним из дошедших до нас сводов является Повесть Временных Лет (ПВЛ), относящийся к началу XII века, и доводящий изложение событий до 10-х годов этого века. Этот свод известен в составе ряда летописных сборников, сохранившихся в списках, из которых наиболее старыми являются Лаврентьевский 1377 года и Ипатьевский 20-х годов XV века[8].
Поскольку летопись вобрала в большом количестве материал сказаний, повестей и легенд, она представляет огромный интерес для историка. В ней нашли отражение устные поэтические предания о различных исторических лицах и событиях[9].
Авторство свода также является спорным вопросом. Возможно, он составлялся в течение длительного времени несколькими поколениями хронистов, а затем сведён воедино одним редактором. Либо всё же он был составлен одним человеком в течение его жизни на основе каких-то устных или иностранных письменных источников. По наиболее распространенной версии создателем ПВЛ был монах-летописец Киево-Печерского монастыря Нестор, и датируется завершение его труда 1113 годом.
Мы не станем подробно останавливаться на этих спорах, а, взяв всё же содержание летописного свода за основной источник, рассмотрим в нём главы о жизни русских племён и о призвании князей – варягов, т.е. те главы, содержание которых и стало поводом возникновения многочисленных научных споров и, следовательно, предметом нашего исследования.
Описывая русские племена, историк-летописец говорит, что их было великое множество, и расселялись они по Восточно – Европейской равнине: «И живяху в мире поляне, и деревляне, и северяне, и радимичи, вятичи и хорвате. Дулебы живяху по Бугу, где ныне волыняне, а уличи и тиверцы сидяху по Днестру, приседяху к Дунаеви…множество их: седяху бо по Днестру Оли (вплоть) до моря, и суть гради их и до сего дне[11]».
Все славянские племена «имяху бо обычаи свои, и законы отец своих и преданья, каждо свой нрав[12]»: « поляне бо своих отец обычай имуть кротокь и итх, и стыденье к снохам своим и к сестрам, к матерям и к родителем своим…брачный обычай имяху… А древляне живяху звериньским образом, живуще скотсьски: убиваху друг друга, ядяху всё нечисто, и брака у них не бываше, но умыкиваху уводы девица… и радимичи, и вятичи, и северяне один обычай имяху: живяху в лесех, якоже и всякий зверь, ядуще всё нечисто, и срамословье в них пред отци и пред снохами[13]…»
Непосредственно из этих слов летописца можно делать выводы о том уровне жизни, который был присущ славянам. Он выглядит достаточно примитивным в плане общественного устройства, отношения между сородичами внутри каждого славянского рода регламентированы обычаями и законами, сложившимися на данной территории. Племена отличаются друг от друга и нравами, и обычаями, и характером, и живут разрозненно. Однако все они «живяху в мире».
Почему же эти племена решают обратиться к варягам с просьбой прийти и править ими? Ведь, если верить ранее изложенным Нестором данным, у славян уже существует общественное устройство. Летопись по этому поводу говорит следующее: « в лето 6367 имаху дань варязи из заморья на чюди и словенех, на мери и веси, на кривичей…[15]», т.е. ильменские славяне, кривичи, чудь, меря и весь платили дань своим соседям, видимо более сильным и воинственным. Сообщается также, что поляне, северяне и вятичи платили дань хазарам. То есть, славянские племена находились в зависимости от своих соседей, и выражалась она, прежде всего в уплате славянами дани. За что славяне отдавали эту дань? Скорее всего, они считали её уплату неоправданной, поскольку решили от неё отказаться.
По данным ПВЛ, в 862 году северные племена решили избавиться от варяжской зависимости, прогнать их со своей земли и жить своими прежними порядками, однако это у них не получилось: начались междоусобицы и войны: «В лето 6370 изгнаша варяги за море, и не Даша им дани, и почаша сами в собе володети, и не бы в них правды, и встал род на род, и быша в них усобицы, и воевати почаша сами на ся[16]» В этих условиях славяне пошли к варягам и попросили их прийти к ним и править: «И реша сами в себе: поищем соби князя, иже бы володел нами и судил по праву. И идоша за море к варягом, к Руси; сице бо звахуся варязи русь, яко же друзии зовутся свие (шведы), друзии же урмане (норманны), англяне (норманны, захватившие в XI веке Англию), друзии готе (готы), тако и си. Реша Руси чюдь и словене, и кривичи и вси «земля наша велика и обильна, а наряда в ней нет, да и поидете княжить и володети нами»[17].
Варяги ответили согласием на просьбу славян прийти править в их землю, так и появились Рюрик, Синеус и Трувор: «И избрашася три братья с роды своими, и пояша по собе всю русь и придоша… И от тех варяг прозвася русская земля, новугородьци, ти суть людье новгородьци от рода варяжска, прежде бобеша славени…[18]»
Если верить Нестору, то славяне, хотя и имели собственные города, законы и уставы, всё же не могли править сами своей «великой и обильной» землёй «по праву», т.е. честно, правильно. В них царили междоусобицы. Приход варягов явился, во-первых, фактом установления официальной государственной власти, а во-вторых, принёс в земли славян новое государственное название – «Русь», которое происходило от названия пришедшего варяжского племени. В связи с этими данными Нестора даже называют «первым норманистом».
Однако все вышеизложенные факты подвергаются большому сомнению историков. Причинами сомнений исследователи называют следующее:
1. Историческое сочинение Нестора якобы претерпело двукратную обработку. В первый раз это произошло в княжение в Киеве Владимира Мономаха. Став великим князем киевским, Мономах занялся государственной летописью Нестора; она была изъята из Печерского монастыря и передана в придворный монастырь Владимира Мономаха – Выдубицкий, где её переделкой занялся игумен Сильвестр, оставивший свою запись в летописи под 1116 годом. Во второй раз ПВЛ исправил старший сын Мономаха Мстислав, произошло это около 1118 года. Обе «переделки» летописи сводились к тому, чтобы искусственно выдвинуть Новгород на первый план, заслонив им Киев и перенести зарождение русской государственности на север, прибавив к нему и легенду о призвании варягов.
2. Термин «Русь», появление которого в землях славян автор ПВЛ связывает с пришествием варягов, встречался в других исторических источниках ранее, и являлся он именем народа, занимавшего, вероятнее всего Среднее Поднепровье. Следовательно, он не мог быть связан с появлением варягов. Почему же автор летописи, грамотный и образованный человек, этого не знает?
Таким образом, учёные достаточно критически относятся к содержанию этих глав ПВЛ, и находят в них различные подтверждения своим теориям возникновения государства и роли варягов в этом процессе. Рассмотрим мнения наиболее известных и популярных историков XIX века: Н.М.Карамзина, С.М.Соловьёва и В.О.Ключевского.
Основные источники изучения Древней Руси: «Повесть временных лет», «Русская правда», «Слово о полку Игореве».
Повесть временных лет (ПВЛ) – самый важный источник по истории Древней Руси и самый противоречивый. Некоторые исследователи предлагают относится к нему как к сборнику легенд и сказаний, другие продолжают изучать, находя новые факты из истории Руси, третьи (в основном археологи) пытаются связать топографическую и этнонимическую информацию из Повести с данными археологических изысканий и, сказать по правде, не всегда им это удается. Актуальнейшим вопросом остается проблема отнесения Повести к сонму исторических источников. Однозначного решения, думается, не существует, правда всегда где-нибудь посередине. В настоящей статье мы попытаемся ответить на вопрос: может ли Повесть временных лет быть источником по изучению истории и культуры Древней Руси и если да, достоверен ли этот источник.
Повесть временных лет «отметилась» практически во всех известных сегодня науке летописных сводах. Она создавалась на рубеже XI-XII вв. и носит компилятивный характер. ПВЛ состоит из двух частей. Первая – космогоническая – описывает становление русского народа и русского государства, выводя их генеалогию от Ноя и его сыновей. В первой части нет дат и фактов, она больше легендарная, былинно-мифическая, и служит цели – объяснению и закреплению независимости недавно народившейся Русской Православной Церкви. Это достаточно логично, автор повести – монах Киево-Печерского монастыря – Нестор, соответственно он объясняет историю Руси исходя из христианской парадигмы, однако же, к собственно науке это не имеет отношения, разве только к истории религии. О формировании славян как этноса мы узнаем, к сожалению, не из источника, который в первых строках сообщает нам, что будет рассказывать о том «откуда есть пошла русская земля», а из хроники гота – Иордана, жившего в VI в. нашей эры. Странно то, что «Нестору» об этом Иордане ничего не известно. По крайней мере никаких заимствований или перекличек с этой хроникой в тексте ПВЛ нет. В историографии подчеркивается тот факт, что Нестор для своего труда пользовался неким другим, не дошедшим до нас сводом (древнейшим, как любовно и с трепетом называют его исследователи), однако, почему-то не пользовался хроникой Иордана. Начальный свод, которым по мнению всех историков пользовался Нестор, это та же летопись, но переработанная, в которую добавлены события современные автору труда.
Обычно это связывают с неоднократным редактированием Повести. Сличение обеих редакций привело А.А. Шахматова к выводу, что в Лаврентьевской летописи сохранился текст первой редакции, осуществленной игуменом Выдубицкого монастыря Сильвестром.
При редактировании первоначальный текст (первая редакция Повести временных лет) был изменен настолько, что Шахматов пришел к выводу о невозможности его реконструкции «при теперешнем состоянии наших знаний». Что же касается текстов Лаврентьевской и Ипатьевской редакций Повести (их принято называть соответственно второй и третьей редакциями), то, несмотря на позднейшие переделки в последующих сводах, Шахматову удалось определить их состав и предположительно реконструировать. Следует отметить, что Шахматов колебался в оценке этапов работы над текстом Повести временных лет. Иногда, например, он считал, что в 1116 г. Сильвестр лишь переписал Несторов текст 1113 г. (причем последний иногда датировался 1111 г.), не редактируя его. Если вопрос об авторстве Нестора остается спорным (в Повести содержится ряд указаний, принципиально расходящихся с данными Чтений и Жития Феодосия), то в целом предположение Шахматова о существовании трех редакций Повести временных лет разделяют большинство современных исследователей.
Русская правда
Русская правда – памятник законодательства XI-XII вв., считающийся самым ранним из дошедших до современных исследователей кодексом правовых норм раннесредневековой Руси. Имеет 3 редакции:
1. Краткая правда XI в. открыта В.Н. Татищевым в 1738г. (издана впервые А. Шлецером).
2. Пространная правда XIII в. введена в науку В.В.Крестининым, который опубликовал ее в1788г.
3. Сокращенная правда – самая поздняя. первые была осмыслена как особая редакция «Русской правды»Н. В. Калачовым (1846 г.)
Вслед за указанными первыми публикациями отдельных текстов памятника появилось их сводное издание Болтина И. Н. в 1792 г., первые исследования Татищева В.Н. (Считавшего, что номы Краткой Правды значительно древнее Ярослава), работы Ф. Штрубе де Пирмонта (1756), который нашел общее в нормах Правды с датскими законами и Н. М. Карамзина.
Списки Пространной правды по В.П. Любимову
2. Пушкинский (Мусин-Пушкин)
Деление Краткой правды по Тихомирову:
1. Правда Ярослава (Древнейшая правда) 1036 г.
2. Правда Ярославичей 1072
3. Приписки к Правде Ярославичей
Состав Пространной правды:
1. «Суд Ярославль Володимерич. Правда Русськая»
2. «Устав Володимерь Всеволодович»
Списки Краткой Правды в Новгородской I летопись Младшего извода (XV в.)
Это ранние списки, остальные 11 списков позднейшие XVIII-XIX вв, но восходят к Академическому списку
Точки зрения на составление Русской Правды:
1. 1016 г. (Греков, Черепнин, Зимин)
2. 30-е гг. XI в. (Тихомиров, Юшков)
Статьи 1 по 17 автор Ярослав, далее – правда Ярославичей
Древнейшие списки Пространной правды:
1. Синодальный (помещен в синодальной кормчих и мерил праведных 1282 г.. Отличается расположением статей во второй части.
Списки Сокращенной правды: Толстовский
Дерптский ученый И.Ф. Эверсв своей работе «Древнейшее русское право в историческом его раскрытии» рассматривал нормы «Русской правды» как местное, русское право, выросшее на основе «древнего обычая», хотя он видел в основе сходства русского и скандинавского права общий источник – германское право. В истории памятника он выделяет три этапа:
Обращая внимание в основном на Краткую Правду, он видел в Правде Ярослава «самый древний законодательный памятник, каким только могут хвалиться новейшие народы», ее постановления «восходят к глубочайшей древности, о происхождении коих в других государствах едва можно делать одни слабые гадания».
Каченовский М.Т.(один из первых историков буржуазного направления, критик средневекового строя в Западной Европе и в России, 1829, 1835) – стремился обосновать несоответствие норм Правды условиям жизни северной Руси XI века.
Слово о полку Игореве
Памятник Древней Руси «Слово о полку Игореве» был написан во времена междоусобных войн князей. Половцы постоянно разоряли мирное население русских сел и городов. В «Слове…» рассказывается о походе на половцев князя Игоря Святославовича. Героем «Слова…» является не единственный персонаж, а вся Русская земля. Автор на первое место ставит не какого-либо князя, а образ Русской земли. Произведение проникнуто глубокой любовью к русскому народу. Образ страдающей Родины проходит через все произведение. Силой и мужеством наделила Русская земля князя Игоря, который «повел полки родного края, половецким землям угрожая». Родная природа чувствует предстоящее поражение князя. Она пытается «остановить» его. Звери и птицы стараются предотвратить беду, нависшую над войском Игоря. Описание природы в «Слове…» тесно связано с происходящими событиями. Природа скорбит о поражении князя.
Памятник Древней Руси «Слово о полку Игореве» был написан во времена междоусобных войн князей. Половцы постоянно разоряли мирное население русских сел и городов. В «Слове…» рассказывается о походе на половцев князя Игоря Святославовича. Героем «Слова…» является не единственный персонаж, а вся Русская земля. Автор на первое место ставит не какого-либо князя, а образ Русской земли. Произведение проникнуто глубокой любовью к русскому народу. Образ страдающей Родины проходит через все произведение. Силой и мужеством наделила Русская земля князя Игоря, который «повел полки родного края, половецким землям угрожая». Родная природа чувствует предстоящее поражение князя. Она пытается «остановить» его. Звери и птицы стараются предотвратить беду, нависшую над войском Игоря. Описание природы в «Слове…» тесно связано с происходящими событиями. Природа скорбит о поражении князя.
Автор наделяет птиц и зверей человеческими качествами. Даже река Донец разговаривает с князем. Ярославна обращается к Солнцу, Ветру, Днепру как к живым существам. Животные помогают Игорю сбежать из плена, оберегают его во время пути. Автор показывает, как необъятны просторы Русской земли. Он описывает события, происходящие в разных ее уголках.
«Норманнская» теория происхождения древнерусского государства и «антинорманнизм».
В исторической литературе вокруг легендарного материала о призвании варягов начиная с XVIII в. ведется оживленная дискуссия. В ряду так называемых норманнистов, утверждавших, что государство в Древней Руси создали шведы-норманны, именуемые русскими летописями варягами и давшие этому государству название «Русь», мы видим, в частности, немецких членов Петербургской Академии наук 3. Байера, Г. Миллера, А. Шлёцера, русских историков Н. М. Карамзина, А. Куника, М. П. Погодина, С. М. Соловьева, А. А. Шахматова. Антинорманнистами были М. В. Ломоносов, Г. Эверс, Ю. П. Венелин, С. А. Гедеонов, Д. И. Иловайский и другие. В последние три десятилетия спор разгорелся с новой силой.
Зарождение древнерусского государства обычно связывают с попыткой разрешения конфликта, возникшего в рамках межэтнического племенного союза словен ильменских, кривичей, чуди и мери. Для преодоления распрей они решили пригласить со стороны некую третейскую силу, которая могла бы взять на себя ряд управленческих функций. Согласно летописи, в 862 г. некий варяг Рюрик, со своими братьями и дружиной, прибыл «из-за моря» и обосновался в районе Старой Ладоги, недалеко от Новгорода. С ним был заключен «ряд», т.е. договор, по которому Рюрик должен был выполнять ряд функций военного и управленческого характера.
Это летописное известие в XVIII веке, с легкой руки первого российского историографа Г.З.Байера, легло в основу так называемой «норманской теории». Суть ее состоит в том, что генезис и становление древнерусского государства у восточных славян, якобы, было всецело связано с деятельностью норманских (скандинавских) пришельцев. Между тем следует отметить, что обычай приглашать третейскую силу «из-за моря» являлся вовсе не уникальным в истории, а прослеживается в истории становления государств у других народов.
Дело в том, что летописный рассказ о призвании князей-варягов послужил основой для создания в 30-е гг. XVIII в. работавшими в России немецкими учеными 3. Байером и Г. Миллером так называемой норманнской теории происхождения древнерусского государства. Ими была выдвинута гипотеза, что под варягами-русью следует понимать скандинавов, норманнов. Если признать этот тезис, получается, что государство восточных славян обязано своим происхождением иноземцам. Из такого заключения делались далеко идущие политические выводы о неспособности русского народа к самостоятельному историческому развитию, образованию государственности. Понятно, что такие выводы с самого начала имели политическую направленность. Но как же обстояло дело в действительности? Ведь призвание варягов — не выдумка немецких историков, а, как мы видели, факт, почерпнутый из источника. С критикой норманнской теории вы-ступали такие видные русские историки своего времени, как М. В. Ломоносов, Д. И. Иловайский, В. Г. Васильевский. Но и среди норманистов были не менее известные исследователи: Н. М. Карамзин, М. П. Погодин, С. М. Соловьев. Большинство советских ав-торов в наши дни выступают с критикой норманизма. Попробуем разобраться в их аргументах.
В советской антинорманистике можно выделить две тенденции.
Одна сводится к тому, что доказывается наличие государственных образований у восточных славян до призвания варягов. Далее подчеркивается крайне незначительная роль варягов в государственной жизни Древней Руси, ее культуре. Сторонники этого направления критики норманизма делают акцент и на том, что варяги-норманны находились на более низкой ступени исторического развития, чем славянские племена Восточной Европы. Они были вынуждены считаться со сложившимися формами политической и социально-экономической жизни, сами быстро ассимилировались и обрусели. Поэтому вполне вероятный факт захвата власти в Новгороде, а затем и Киеве варягами — еще не свидетельство их особой роли в образовании Русского государства. Что касается названия «Русь», как уже говорилось, ряд ученых склонны выводить его от восточнославянского племени на реке Рось.
На таких позициях стоит, в частности, академик Б. А. Рыбаков. («Мир истории. »; «Киевская Русь и древнерусские княжества. ») и известный польский историк X. Ловмянский
В научной литературе уже более 200 лет идут споры о происхождении названия «Русь», «Русская земля», которым уже в IX в. обозначалось политическое объединение восточных славян в Среднем Поднепровье. Объясняет эти споры прежде всего скудость древнейших исторических источников, их фрагментарность и лаконизм, наличие в них недостоверных сообщений, основанных на информации, многократно искажавшейся при устной передаче, и т.д. Кроме того, в первом тысячелетии нашей эры в Европе, судя по известиям источников, было много этносов с названиями, очень близкими или созвучными названию «Русь» («русы», «Руссия» и т.п.). Это и руги I в. н.э., и раны, рены, рутены VI—IX вв. н.э. Отсюда при пристрастном подходе в литературе рождаются гипотезы об «Аланской Руси», «Руси-тюрк», «Балтийской Руси» и т.д., чем проблема не только осложняется, но и искажается.
Ряд исследователей выступают за скандинавское происхождение этого термина, рассматриваемого как производное от древнескандинавского «robs» — гребец, участник морского похода, перешедшего в западнофинское «routsi» — швед (хотя этимология такого перехода не доказана). Другие исследователи, основываясь на том, что уже в византийских источниках IX в. присутствует форма «Рос» (рwк), «Росиа», связывают ее происхождение с широко засвидетельствованным в топонимике причерноморского ареала иранским корнем «рос» (города у Керченского пролива Корусиа, Герусиа, Астарусиа, Русиа) и ономастике с корневым «у» — «рус» (ruksa, russa, ruksi, russi, russia). Напомним, что целый ряд других славянских этнонимов имеет индоарийские или иранские корни: анты, сербы, север (северяне), хорваты. Не лишним будет сказать, что некоторые южные реки имеют в названиях корень «рос» (приток Днепра — Рось, приток Нарева — Рось, Роска на Волыни).
Присутствие на территории Восточной Европы в IX в. норманнов, их участие в создании здесь новых политических образований заставляет поставить вопрос, какова была роль норманнов в зарождении и формировании государственности на землях восточных славян и тесно связанных с ними в историческом развитии угро-финских племен. Этот вопрос был предметом долгих и ожесточенных дискуссий в научной литературе XVIII—XX вв. Выдвигались полярные точки зрения — от утверждения, что Древнерусское государство образовалось благодаря завоеванию восточнославянских земель норманнами, до утверждения, что на территории Восточной Европы в IX в. норманнов вообще не было.
Выше были очерчены те перемены в социально-экономической жизни региона, которые создали предпосылки для социальной дифференциации общества и зарождения политических институтов. Эти сдвиги были результатом внутреннего развития местного общества, и норманны не имели к ним никакого отношения.
Нельзя утверждать и того, что норманны принесли в Восточную Европу представления о более развитом общественном устройстве, которые способствовали ускорению процессов внутреннего развития. Скандинавское общество и на исходе раннего Средневековья было гораздо более архаичным, сохранило намного больше черт родоплеменных отношений, чем общество древнерусское.
Роль норманнов станет понятнее, если принять во внимание, что зарождение новой социально-политической организации общества происходило в условиях острого соперничества двух «центров власти» — родоплеменной знати, обосновавшейся в центре племенного союза, с одной стороны, и военного предводителя — князя, опиравшегося на дружину, — с другой. Однако в суровых природно-климатических условиях, в отличие от центра Европы, процесс политико-экономического усиления того и другого центра власти был слишком замедленным. В условиях, когда ни одна из борющихся сил не могла одержать решающей победы, процесс становления нового общественного строя мог затянуться на длительное время, как это произошло в самой Скандинавии в эпоху раннего Средневековья. Приход отрядов норманнских воинов способствовал усилению роли и значения дружины в восточнославянском обществе, и благодаря этому на территории Восточной Европы этот конфликт в достаточно короткие исторические сроки был решен в пользу княжеской власти и дружины. Но сформировавшаяся в ходе этой борьбы княжеская дружина лишь частично была норманнской.
Предпосылки образования древнерусской государственности.
• Наличие государство-образующего этноса (славян), проживающего на единой территории. От Карпат до Днепра и от Северного Причерноморья до Ладоги.У славян имелось 15 союзо-племенных объединения, от 100 до 150 тыс. человек в каждом. В этот период начинают создаваться союзы славянских племен. Эти союзы включали в себя 120–150 отдельных племен, имена которых были уже утрачены. Грандиозную картину расселения славянских племен на великой Восточно-Европейской равнине дает Нестор в «Повести временных лет» (что подтверждено как археологически& ми, так и письменными источниками). На правобережье среднего течения Днепра жили поляне (с центром в Киеве). На берегах Сожа (Могилев) — радимичи; на Оке — вятичи (Калуга, Тула, Могилев + басейн Москвы-реки). К северу и западу от полян обитали древляне (Искоростень). В Прикарпатье жили белые хорваты; в бассейне рек Сулы, Десны (Чернигов, Полтава) — северяне. В районе озера Ильмень находились ильменские словене. В верховьях Волги, Двины, Днепра — кривичи (Смоленск) и т.д.
•Высокий уровень развития экономики, производственного типа, стабильный экономический обмен. У славян имелось наличие союзо-племенных объединений, а так же super Союзы: Вокруг Новгорода (Славия). Киевский союз Куяба. Арабские источники говорят об образовании в VIII в. на территории, занимаемой восточными славянами, трех политических центров: Куябы, Славии и Артсании (Артании). Куяба — политическое объединение южной группы восточнославянских племен во главе с полянами, с центром в Киеве. Славия — объединение северной группы восточных славян во главе с новгородскими словенами. Центр Артании (Артсании) вызывает споры у ученых (называются города Чернигов, Рязань и другие).
•Высокий уровень политического развития, уровень консолидации.
Причины формирования Киевского государства:
• Необходимость стабильного экономического обмена. Роль Днепра- хорды, для мирной торговли и обмена
· Необходимость создания государства, как единой третьей силы, которая станет гарантом межплеменного мира.