основные черты культуры россии второй половины 19 века аттестационная работа по истории
Русская культура Серебряного века
Период второй полвины XIX — начале XX вв. по праву считается серебряным веком русской культуры (подробная таблица представлена ниже). Духовная жизнь общества отличается богатством и разнообразием.
Случившиеся после реформ Александра II перемены политического толка были не столь значительны, как перемены социальные и психологические. Получившие большую свободу и пищу для размышлений, учёные, писатели, философы, музыканты и артисты, казалось бы, стремятся наверстать упущенное время. По мнению Н. А. Бердяева, вступив в XX в. Россия пережила эпоху, сравнимую по значимости с Ренессансом, собственно это и есть время Ренессанса русской культуры.
Основные причины быстрого культурного роста
Значительному скачку во всех сферах культурной жизни страны способствовали:
Постепенно увеличиваются государственные расходы на образование. Во второй половине XIX в. государственная казна выделяет на образование 40 млн. рублей в год, а в 1914 г. не менее 300 млн. Увеличивается число добровольных образовательных обществ, посещать которые могли самые разные слои населения, количество общественных университетов. Всё это способствует популяризации культуры в таких сферах, как литература, живопись, скульптура, архитектура, развивается наука.
Культура России второй полвины XIX — начале XX вв.
Русская культура во второй половине XIX в.
Русская культура в начале XX в.
Преобладающим направлением в литературе остаётся реализм. Писатели пытаются как можно более правдиво, рассказать о происходящих в обществе изменениях, обличают ложь, борются с несправедливостью. На литературу этого периода значительное влияние оказывает отмена крепостного права, поэтому в большинстве произведений преобладает народный окрас, патриотизм, стремление защитить права угнетённого населения. В этот период трудятся такие литературные корифеи, как Н. Некрасов, И. Тургенев, Ф. Достоевский, И. Гончаров, Л. Толстой, Салтыков-Щедрин, А. Чехов. В 90-е гг. начинают свой творческий путь А. Блок и М. Горький.
На рубеже веков изменяются литературные пристрастия общества и самих писателей, появляются такие новые направления в литературе, как символизм, акмеизм и футуризм. XX в. – это время Цветаевой, Гумилева, Ахматовой, О. Мандельштама (акмеизм), В. Брюсова (символизм), Маяковского (футуризм), Есенина.
Огромной популярностью начинает пользоваться бульварная литература. Интерес к ней, собственно, как и интерес к творчеству, возрастает.
Театр также приобретает народные черты, писатели, создающие театральные шедевры, пытаются отразить в них присущие этому периоду гуманистические настроения, богатство духа и эмоций. Лучшим
XX в. – время знакомства русского обывателя с кино. Театр не утратил своей популярности среди высших слоёв общества, но интерес к кино был куда большим. Изначально все фильмы были немыми, чёрно-белыми и исключительно документальными. Но уже в 1908 г. в России снимают первую художественную картину «Стенька Разин и княжна», а в 1911 г. фильм «Оборона Севастополя». Известнейшим режиссёром этого периода считается Протазанов. Ильмы снимают по произведениям Пушкина, Достоевского. Особой популярностью у зрителя пользуются мелодрамы и комедии.
До середины века музыкальное образование и музыка были достоянием исключительно ограниченного круга лиц — салонных гостей, домочадцев, театралов. Но ближе к концу века оформляется русская музыкальная школа. В крупных городах открываются консерватории. Первое такое заведение появилось ещё в 1862 г.
Происходит дальнейшее развитие этого направления в культуре. Популяризации музыки способствовала известная певица Дягилева, гастролировавшая не только по России, но и за рубежом. Русское музыкальное искусство прославили Шаляпин и Нежданова. Творческий путь продолжает Н. А. Римский-Корсаков. Развитие получила симфоническая и камерная музыка. Особый интерес у зрителя по-прежнему вызывают балетные выступления.
Живопись и скульптура
Живопись и скульптура, так же как и литература, не остались чужды веяниям века. В этой сфере преобладает реалистическая направленность. Известными художниками, такими как В. М. Васнецов, П. Е. Репин, В. И. Суриков, В. Д. Поленов, Левитан, Рёриха, Верещагина, созданы красивейшие полотна.
На пороге XX в. многие художники пишут в духе модернизма. Создаётся целое общество живописцев «Мир искусства», в рамках которого трудится М. А. Врубель. Примерно в это же время появляются первые картины абстракционистской направленности. В духе абстракционизма создают свои шедевры В. В. Кандинский, К. С. Малевич. Известным скульптором становится П. П. Трубецкой.
В конце века наблюдается значительный рост отечественных научных достижений. П. Н. Лебедев изучил движение света, Н. Е. Жуковским и С. А. Чаплыгиным заложены основы аэродинамики. Исследования Циолковского, Вернадского, Тимирязева надолго определяют будущее современной науки.
В начале XX в. общественности становятся известны имена таких выдающихся учёных, как физиолог Павлов (изучал рефлексы), микробиолог Мечников, конструктор Попов (изобрёл радио). В 1910 г. в России впервые сконструировали собственный отечественный аэроплан. Авиаконструктор И.И. Сикорский разработал самолеты с мощнейшим для того периода двигателем «Илья Муромец», «Русский витязь». В 1911 г. Котельниковым Г.Е. был разработан ранцевый парашют. Открываются и исследуются новые земли и их обитатели. В труднодоступные районы Сибири, Дальнего Востока, Центральной Азии направляются целые экспедиции учёных, один из них – В.А. Обручев, автор «Земли Санникова».
Развиваются социальные науки. Если ранее они ещё не отделимы от философии, то теперь приобретают самостоятельность. Известнейшим социологом своего времени становится П. А. Сорокин.
Дальнейшее развитие получает историческая наука. В этой области трудятся П. Г. Виноградов, Е. В. Тарле, Д. М. Петрушевский. Исследованию подвергается не только Российская, но и зарубежная история.
После отмены крепостного права русская идейная мысль вышла на новый уровень. Вторая половина века – рассвет русской философии, в особенности философии религиозной. На этом поприще трудятся такие известные философы, как Н. А. Бердяев, В. В. Розанов, Е. Н. Трубецкой, П. А. Флоренский, С. Л. Франк.
Продолжается развитие религиозного направления в философской науке. В 1909 г. издаётся целый философский сборник статей – «Вехи». В нём печатаются Бердяев, Струве, Булгаков, Франк. Философы пытаются понять значение интеллигенции в жизни общества и прежде всё той её части, что имеет радикальный настрой, показать, что революция опасна для страны и не может решить всех накопившихся проблем. Они призывали к социальному компромиссу и мирному разрешению конфликтов.
В пореформенный период в городах начинается строительство банков, магазинов, вокзалов, облик городов меняется. Изменяются также и строительные материалы. В постройках используют стекло, бетон, цемент и метал.
В начале века в архитектуре появляется одновременно 3 направления:
В стиле модерн возводят Ярославский вокзал, в неорусском стиле – вокзал Казанский, а неоклассицизм присутствует в формах Киевского вокзала.
Русские учёные, артисты, художники и писатели приобретают известность за рубежом. Достижения русской культуры рассматриваемого периода получают мировое признание. Имена русских путешественников, первооткрывателей украшают карты мира. Зародившиеся в Росси художественные формы оказывают значительное влияние на зарубежную культуру, многие представители которой отныне предпочитают равняться именно на русских писателей, скульпторов, поэтов, учёных и художников.
Культура России второй половины XIX века
Особенности развития и направления русской культуры во второй половине XIX в. Развитие науки, техники, просвещения, важнейшие достижения и открытия в России в данный период. Художественная литература пореформенного периода и ее место в русской культуре.
Рубрика | Культура и искусство |
Вид | реферат |
Язык | русский |
Дата добавления | 21.01.2016 |
Размер файла | 30,5 K |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТЕЛЕКОММУНИКАЦИЙ ИМ. ПРОФ. М.А. БОНЧ-БРУЕВИЧА
ФАКУЛЬТЕТ ВЕЧЕРНЕГО И ЗАОЧНОГО ОБУЧЕНИЯ
КАФЕДРА ИСТОРИИ И РЕГИОНОВЕДЕНИЯ
Культура России второй половины XIX в.
Выполнил: Минейкина А.Р.
Проверил: Комиссарова Т.С.
1. Особенности развития русской культуры во второй половине XIX в.
2. Развитие науки, техники, просвещения
3. Художественная культура
Список использованной литературы
История культуры являет собой неотъемлемую часть прошлого любой страны. Исследование всех аспектов культурного процесса, специфики традиций и духовной жизни в большой степени расширяет взгляд на каждый конкретный этап исторического развития народа. Изучение наследия культуры необходимо и для современной жизни. История культуры сейчас становится одной из важнейших сторон жизни и приобретает особое значение в эпоху нравственного запустения, которое образовалось в современном обществе за последние десятилетия.
Актуальность данной темы обоснована огромным влиянием, которое оказала русская культура второй половины XIX века на историю культуры России в целом. русский культура литература наука
В связи с вышеуказанной целью поставлены задачи:
— ознакомиться с направлениями русской культуры обозначенного периода;
— изучить важнейшие достижения русской культуры второй половины XIX века;
— выявить главные направления русской культуры указанного времени.
Культура, как одна из форм социальной жизни, представляет собой совокупность знаний, которыми на той или иной стадии своего развития располагает общество. Именно культура составляет духовный и интеллектуально-нравственный потенциал общества.
Несмотря на то, что исследованием направлений культуры в России второй половины XIX века занимались и занимаются многие ученые, данная тема не перестает вызывать интерес. При написании настоящей работы использовались труды таких исследователей, как: Л.С. Алешина, Н.Г. Багдасарьян, Т.Г. Грушевицкая, П.С. Гуревич, М.Р. Зезина, П.Н. Милюков.
1. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX в.
Во второй половине XIX в. наиболее активно стало развиваться начальное образование. Наряду с одноклассными и церковноприходскими школами, принадлежащими Министерству народного просвещения, большое распространение получили школы земские, содержавшиеся за счет местных земств. Уже к концу века начальное образование в сельской местности охватывало несколько миллионов учеников. Воскресные школы для взрослых действовали во многих городах. Тем не менее, количество грамотных людей составляло в ту пору всего лишь 21% от числа всего населения России.
Основой среднего образования становится классическая гимназия, где практически половина учебного времени была посвящена изучению греческого и латинского языков. Первые женские гимназии открываются в 1862 г. Особый министерский циркуляр «О кухаркиных детях» ограничил прием детей из малоимущих семей в гимназии. Успешность в области развития высшего образования заключалась в увеличении количества студентов и в росте числа высших учебных заведений. Наряду с открытием новых университетов в пореформенный период открываются и другие высшие учебные заведения.
Для театральной культуры второй половины XIX в. в Российской империи были характерны гуманизм и народность, эмоциональное и идейное богатство, историческая правда и точное воспроизведение человеческих характеров. Следуя традициям Грибоедова, Фонвизина, Пушкина, своим творчеством завершил создание сокровищницы русской национальной драматургии А.Н. Островский. Малый театр по праву считался центром театральной жизни Российской империи. Пьесы Островского занимали в его репертуаре ведущее место. М. Ермолова, великая актриса своего времени, создала немало запоминающихся женских образов на сцене Малого театра, среди которых выделяется образ Екатерины из пьесы «Гроза» А.Н. Островского.
Музыкальная жизнь России второй половины XIX в. придерживается тенденции предоставления салонов избранным. В Петербурге в 1859 г. создается знаменитое Русское музыкальное общество. Уже в самом начале 1860-х гг. М. Балакирев основал в Петербурге бесплатную музыкальную школу. В Петербурге и Москве открылись первые консерватории. В то же время в Петербурге вокруг М. Балакирева складывается кружок, известный как «Могучая кучка», в который входили такие композиторы, как Н. Римский-Корсаков, М. Мусоргский, А. Бородин и другие. В оперные и симфонические произведения представители «Могучей кучки» вплетали фольклорные мотивы. Основное место в их творчестве было отведено операм на исторические темы: «Князь Игорь» Бородина, «Борис Годунов» Мусоргского, «Царская невеста» Римского-Корсакова и др. Истинной вершиной музыкального искусства России второй половины XIX в. считается творчество П.И. Чайковского. Его оперы («Пиковая дама», «Евгений Онегин»), балеты («Спящая красавица», «Лебединое озеро», «Щелкунчик»), романсы вошли в историю не только русского, но также и мирового искусства навсегда.
2. РАЗВИТИЕ НАУКИ, ТЕХНИКИ, ПРОСВЕЩЕНИЯ
Для пореформенного периода характерно большое внимание к педагогическому направлению образования. Получают распространение педагогические курсы для повышения квалификации учителей начальных школ. По плану, разработанному К.Д. Ушинским для учителей начальной школы, строили работу практически все земские учительские школы и семинарии. К.Д. Ушинским также была высказана идея создания педагогических факультетов в университетах. Все эти факторы стимулировали улучшение и развитие педагогического образования в России.
Огромную роль в развитии народного просвещения играла организация педагогических музеев. Одним из первых в России и во всем мире стал Педагогический музей военно-учебных заведений в Петербурге, который был создан в 1864 г. Изначально музей ставил целью систематизацию учебных пособий, которые издавались в тот период только за рубежом, а также содействие написанию российских пособий и пропаганду прогрессивных методов преподавания. В дальнейшем музей начал организовывать педагогические выставки, которые собирали широкие круги российского учительства.
Во второй половине XIX века оживилась деятельность издательств, быстрыми темпами стал расти выпуск книг, посвященных проблемам обучения и воспитания, начали выходить труды по вопросам развития детей, а также по темам естественных наук, связанных с разноплановым исследованием человека. В процессе обсуждения ключевых проблем нравственного, умственного и физического воспитания начала уверенно проводиться мысль о том, что необходимо тщательного изучать внутренний мира ребенка.
В 1863 г. принимается новый университетский устав, в соответствии с которым университеты стали рассматриваться не только в качестве высших учебных заведений, но и носителей просвещения и науки, посредники между обществом и наукой. Увеличивается объем университетского образования, появляется научная специализация, вводятся новые дисциплины. К примеру, на медицинских факультетах впервые создаются кафедры гистологии, эмбриологии, врачебной диагностики, сравнительной анатомии, нервных болезней.
Во второй половине XIX века русская наука достигает значительных успехов: в области гуманитарных исследований, в математике, медицине, физике, астрономии, химии, биологии, агрономии, географии. Об этом подъеме свидетельствует хотя бы перечисление имен выдающихся и гениальных ученых, которые внесли огромный вклад не только в отечественную, но и в мировую науку: Т.Н. Грановский, Ф.И. Буслаев, Д.И. Менделеев, И.И. Мечников, И.П. Павлов, Н.И. Лобачевский, А.М. Бутлеров, Э.Х. Ленц, Б.С. Якоби, В.В. Докучаев, К.А. Тимирязев, В.И. Вернадский и другие. Для примера рассмотрим деятельность В.И. Вернадского, гения отечественной науки, основателя радиологии, геохимии и биогеохимии. Его учение о ноосфере и биосфере в наше время входит в разнообразные разделы естествознания, в частности, в геохимию ландшафта, физическую географию, геологию газа и нефти, рудных месторождений, в медицину и биологические науки. В истории науки есть немало примеров выдающихся исследователей узких направлений естествознания, но еще более редко появлялись ученые, охватившие своей мыслью все знания о природе и пытавшиеся дать их синтез. Именно такими являлись в свое время Леонардо да Винчи, М.В. Ломоносов и Ж.-Л. Бюффон, А. Гумбольдт. Естествоиспытатель В.И. Вернадский стоит в одном ряду с этими гигантами науки по широте охвата природных явлений и строю мыслей, но он работал в эпоху стремительного роста объема информации в области естествознания, активного развития новой методологии и техники исследований.
Создание эволюционной теории Ч.Дарвина, популяризация идеи развития в естествознании дали мощный толчок для развития естественных наук. Больших успехов достигают науки о человеке. Появляются точные данные о функциях и строении различных систем организма человека. Для развития психологии огромное значение имело изучение органов чувств и человеческого мозга.
3. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА
Во второй половине XIX века в Российской империи были созданы выдающиеся произведения в области литературы и искусства. Тайна силы русского национального искусства заключалась в высоких художественных достоинствах, нравственности, гражданственности и демократической направленности.
Основным художественным направлением стал критический реализм, тесно связанный с идейными исканиями пореформенного периода. Критический реализм не только описывал человеческую жизнь, но и анализировал ее, пытаясь объяснить и раскрыть ее противоречия. Данное литературное направление отличалось повышенной социальной активностью. Искусство и литература в это время очень близко подошли к изображению реальной жизни.
Литература того времени являла собой яркое созвездие великих имен крупнейших русских писателей, творческий путь которых берет свое начало еще в предшествующей эпохе. Новое поколение реалистов, пришедшее в литературу в 1860-х гг., принесло свежие темы, идейно-эстетические принципы, жанры. В литературном процессе второй половины XIX века ключевое место в системе жанров принадлежало очерку, поскольку в нем ставились острые общественные проблемы и важные вопросы жизни крестьянства. Таковыми были очерки В. А. Слепцова, Н. В. Успенского и других.
Вершиной русской литературы второй половины XIX в. считается творчество Л.Н. Толстого. Классика мировой литературы всегда волновала тема судьбы Родины и народа. Одним из самых остросоциальных произведений того времени признан роман «Анна Каренина», в котором Л.Н. Толстой, изображая жизнь русского социума 1870-х годов, выносит свой приговор буржуазно-помещичьему обществу, его нравам, морали и устоям.
Театральную общественность второй половины XIX в. интересовали животрепещущие вопросы развития собственно театра: увеличение количества театров за счет создания антреприз, улучшение профессионального актерского образования. Монополия государственных театров была отменена под влиянием передовой общественности в 1882 г. Тем не менее, частные театры стали возникать еще раньше под видом «семейных вечеров», «домашних спектаклей» и т.д. В Москве появился Артистический кружок, который был общественно-художественной организацией, созданной по инициативе А.Н. Островского.
Центрами театральной культуры все так же оставались Александрийский и Малый театры. В то же время, значительно возросло количество театральных трупп и театров в провинциальных городах Российской империи, а также появился новый зритель, пришедший из разночинной среды. Театральное искусство все более становилось составной частью общественно-культурной жизни, охватывало не только узкий круг публики столицы, но и более широкие пласты провинциальной интеллигенции. Одновременно с появлением острых проблем в социальной жизни в театре возрастал интерес к бытовой драме.
Атмосфера пореформенных десятилетий отразилась на состоянии музыкального искусства. По инициативе А.Г. Рубинштейна и других в 1859 г. было создано Русское музыкальное общество, целью которого было развитие музыкального образования, вкуса и поощрения талантов. Данное общество устраивало камерные и симфонические концерты. В Санкт-Петербурге, а затем и в Москве открываются консерватории, которые положили начало профессиональному музыкальному образованию в Российской империи.
Передвижничество было ведущим направлением в русском национальном искусстве пореформенной эпохи, идейно противопоставляемое академизму. Программность творчества передвижников определили положения революционно-демократической эстетики: сознание общественных и психологических проблем своего времени, гражданственность, интерес к облику современника и другие.
Передвижники, работая в различных жанрах (пейзаж, бытовой жанр, историческая живопись, портрет), внесли в каждый из них существенно-важные, новые элементы. Они уделяли большое внимание крестьянской теме, на их полотнах впервые были запечатлена прогрессивная интеллигенция, рабочие. Любимой темой многих передвижников была природа Родины. Эти художники смогли раскрыть внутреннюю гармонию природы, в их работах есть и философское осмысление бытия, и романтическая одухотворенность (Ф.А. Васильев, И.И. Левитан, И.И. Шишкин). Знаменитая картина А.К. Саврасова «Грачи прилетели», которая была показана на первой выставке художников-передвижников в 1871 г., признана образцом пейзажной живописи того времени. Отличительной чертой творчества передвижников была идейность и глубокий психологический реализм.
Передвижники многократно обращались к теме истории, в то же время в их картинах преобладала национальная тематика. Стремясь передать характер исторических персонажей и колорит эпохи, они использовали для сюжетов реальные события. Художникам-передвижникам было свойственно изображать на полотнах переломные моменты отечественной истории. Они трактовали исторические сюжеты по-новому, показывая российскую историю через призму психологической драмы отдельной выдающейся личности, как это видно в картинах Н.Н. Ге. «Петр I допрашивает царевича Алексея» (1871 г.) и И.Е. Репина «Иван Грозный и сын его Иван» (1885 г.).
Проанализировав историю развития русской культуры второй половины XIX века, мы пришли к выводу о том, что перемены, произошедшие в русской культуре этого периода, составили значительную часть культурного наследия страны. Необходимо помнить, что культурное наследие являет собой важнейшую форму преемственности исторического развития общества в целом. Формирование качественно новой культуры не может происходить без созидательного освоения культурных достижений прошлого, без сохранения богатств, созданных в разных областях искусства, а также без бережного отношения к культурам прошлых эпох.
Культуру второй половины XIX века можно охарактеризовать быстрой сменой направлений развития. В сознании общества происходит отторжение норм просветительской идеологии, изначально лежавшей в основе стиля классицизма. Как следствие, усиливается внимание к человеку и его внутреннему миру, в котором уже чувство, а не долг выступает ключевым мотивом для действий.
Пореформенный период считается временем значительного подъема русской культуры, он связан с переменами в политической и экономической жизни страны. В литературе это эпоха расцвета критического реализма, его окончательного утверждения как нового литературного направления, когда уже подошел к концу процесс формирования основных принципов в изображении окружающей действительности.
Очевидно, что именно культура второй половины XIX века стала основной реальной движущей силой для всей русской культуры в дальнейшем ее развитии.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ
Размещено на Allbest.ru
Подобные документы
Исторические условия развития культуры во второй половине XIX века, особенности данного периода. Состояние просвещения, художественной литературы, музыкального искусства, изобразительного искусства и архитектуры. Вклад русской культуры в мировую.
курсовая работа [54,5 K], добавлен 05.06.2014
Прогресс русской культуры, сопровождавшийся развитием просвещения, науки, литературы и искусства, в первой половине XIX века. Яркие представители культуры в данный период в сфере архитектуры, живописи, театра и музыки, а также русской журналистики.
презентация [6,5 M], добавлен 03.12.2012
Исследование художественной культуры России второй половины XIX века. Изучение процесса развития русской литературы, живописи, драматического театра. Описания произведений литературы и искусства, занявших достойное место в сокровищнице мировой культуры.
курсовая работа [68,7 K], добавлен 16.07.2012
Определение факторов формирования национальной культуры России во второй половине XVIII века. Развитие литературного русского языка, национальной литературы, науки, живописи и скульптуры России. Архитектурное зодчество России второй половины XVIII века.
презентация [9,0 M], добавлен 19.09.2014
реферат [30,6 K], добавлен 23.01.2008