основные этапы истории и особенности социально политического развития древнерусского государства
Основные этапы истории Древнерусского государства. Социально-экономический и политический строй Киевской Руси
Историю образования и развития Древней Руси можно разделить на 3 этапа:
Древнерусское гос-во можно охарактеризовать как раннефеодальную монархию. Во главе гос-ва стоял великий князь киевский. Его братья, сыновья и дружинники осуществляли управление страной, суд, сбор дани и пошлин. Доходы князей и их приближенных тогда еще во многом определялись данью с подчиненных племен, возможностью ее вывоза в др. страны для продажи. Перед молодым гос-вом стояли крупные внешнеполитические задачи, связанные с защитой его границ: отражение набегов кочевников-печенегов, борьба с экспансией Византии, Хазарского каганата, Волжской Болгарии. При феодализме главным является собственность на землю. Распространенной формой организации производства стала феодальная вотчина, или отчина, т.е. отцовское владение, передававшееся от отца к сыну по наследству. Владельцем вотчины был князь или боярин. В Киевской Руси землей владел весь княжеский род. Порядок передачи был очередной (от старшего брата младшему). Во главе стоял князь с дружиной, совет старейшин, вече, на местах – посадники, наместники. Система управления называлась численная или десятичная – по кол-ву людей в военных подразделениях. Способ содержания должностных лиц – кормление.
В экономике Древней Руси феодальный уклад существовал наряду с рабством и первобытно-патриархальными отношениями
Особенности социально-полит. строя. Все общество делилось по отношению к князю на 3 группы: 1) кто лично служил князю; 2) на свободных – не служили лично, а платили дань миром – общиной; 3) служили частным лицам. Сословия еще не сложились. В основном были свободные, полусвободные и рабы (холопы). Рабство не получило распространения. Основная масса сельского населения, зависела от князя, называлась “смердами”. Были купцы и ремесленники. Среди дружинников выделялись наиболее приближенные – бояре, получившие землю, которые могли передавать её по наследству. Позже появляются и дворяне – получают землю только на срок своей службы.
Собор Киевской Руси — роль представительства всей Руси.
2. Основные этапы истории Древнерусского государства. Социально — экономический и политический строй Киевской Руси.
Рюрик 862-879 : с 862 года согласно Повести временных лет утвердился в Новгороде. По традиции с этого времени ведут начало русской государственности.
Олег предводитель одного из варяжских отрядов 879 — 912: захватывает власть в Новгороде, в 882г захватывает Киев, который становится центром объединенного государства.
Ольга жена Игоря 945-957: жестоко отомстив древлянам, Ольга была вынуждена пойти на упорядочение сбора дани, так появились уроки и погосты.
Святослав 957-972: талантливый полководец, нанес поражение Волжской Болгарии, покорил мордовские племена, разгромил Хазарский каганат, успешно воевал на Северном Кавказе и Азовском побережье, отразил натиск печенегов. Попал в засаду в 972 году и был убит печенегами на пути возвращения в Киев.
Владимир1 980-1015: объединение восточных славян в составе Киевской Руси, укрепление гос. аппарата, обеспечение защиты русских земель от набега печенегов, в 988 г у качестве гос. религии было принять христианство.
Традиция связывает составление Русской правды с именем Ярослава мудрого. Русская правда — это свод законов. Первые 17 пунктов написал Ярослав Мудрый. До наших дней дошел расширенный вариант Русской правды, которую дописывали сыновья и внуки Ярослава Мудрого.
Русская правда отражала:
— государственное устройство Руси
— социальную структуру общества.
Особенности социального строя Древней Руси заключались в том, что все крестьяне по степени зависимости от феодала делились на три категории:
1. Смерды — свободные люди, мало зависимые
2. Закупы — средне зависимые
3. Холопы — сильно зависимые, мало, чем отличались от рабов.
Таким образом, в Киевской Руси согласно Русской правде было заложено Крепостное право.
Земля была в те времена главным богатством, основным средством производства.
Распространенной формой организации производства стала феодальная вотчина, или отчина, т.е. отцовское владение, передававшееся по наследству. Владельцем вотчины был князь или боярин. В Киевской Руси наряду с княжескими и боярскими вотчинами было значительное число крестьян-общинников, еще не подвластных частным феодалам. Такие независимые от бояр крестьянские общины платили дань в пользу государства великому князю. Рабовладельческий уклад, как и пережитки первобытного строя, имели довольно широкое распространение в Киевской Руси. Однако господствующей системой производственных отношений был феодализм.
3. Принятие христианства Русью и исторические последствия.
В 988 г. при Владимире I в качестве государственной религии было принято христианство. До этого Восточные Славяне были язычниками. Язычество — поклонение силам природы, почитание культов предков. Легенда о выборе из мусульманства нет алкоголю, иудаизма потеря своей земли, христианство все ок, плюс укрепление отношений.
Крещение Руси сделали для укрепления княжеской власти и территориального единства Киевской Руси. Крещение так же имело большое международное значение, заключавшееся в том, что Русь, отвергнув примитивное язычество, становилась теперь равной другим христианским странам, связи с которыми значительно расширились.
Крещение проходило очень долго в течение 100-200 лет. Киевлян крестили в Днепре. Всех идолов собрали на главной площади и сожгли.
Крещение Владимира и его приближенных было совершено в г. Корсуни Херсоне — центр византийских владений в Крыму. Распространение христианства зачастую встречало сопротивление населения, почитавшего своих языческих богов.
Во главе русской православной церкви был поставлен митрополит, назначаемый константинопольским патриархом. Все население страны было обязано платить налог в пользу церкви — десятину.
Владимир Святой был третьим сыном Святослава, родившийся от его рабыни Малуши. При Владимире Святом все земли восточных славян были объединены в состав Киевской Руси. Происходило дальнейшее укрепление государственного аппарата. Была решена одна из важнейших
задач того времени: обеспечение защиты русских земель от набегов многочисленных печенежских племен. Для этого по рекам Десна, Осетр, Сулла, Стугна был сооружен ряд крепостей.
Основные этапы истории Древней Руси. Социально-экономический и политический строй Киевской Руси.
Историю образования и развития Древней Руси можно разделить на 3 этапа:
Древнерусское гос-во можно охарактеризовать как раннефеодальную монархию. Во главе гос-ва стоял великий князь киевский. Его братья, сыновья и дружинники осуществляли управление страной, суд, сбор дани и пошлин. Доходы князей и их приближенных тогда еще во многом определялись данью с подчиненных племен, возможностью ее вывоза в др. страны для продажи. Перед молодым гос-вом стояли крупные внешнеполитические задачи, связанные с защитой его границ: отражение набегов кочевников-печенегов, борьба с экспансией Византии, Хазарского каганата, Волжской Болгарии. При феодализме главным является собственность на землю. Распространенной формой организации производства стала феодальная вотчина, или отчина, т.е. отцовское владение, передававшееся от отца к сыну по наследству. Владельцем вотчины был князь или боярин. В Киевской Руси землей владел весь княжеский род. Порядок передачи был очередной (от старшего брата младшему). Во главе стоял князь с дружиной, совет старейшин, вече, на местах – посадники, наместники. Система управления называлась численная или десятичная – по кол-ву людей в военных подразделениях. Способ содержания должностных лиц – кормление.
В экономике Древней Руси феодальный уклад существовал наряду с рабством и первобытно-патриархальными отношениями
Особенности социально-полит. строя. Все общество делилось по отношению к князю на 3 группы: 1) кто лично служил князю; 2) на свободных – не служили лично, а платили дань миром – общиной; 3) служили частным лицам. Сословия еще не сложились. В основном были свободные, полусвободные и рабы (холопы). Рабство не получило распространения. Основная масса сельского населения, зависела от князя, называлась “смердами”. Были купцы и ремесленники. Среди дружинников выделялись наиболее приближенные – бояре, получившие землю, которые могли передавать её по наследству. Позже появляются и дворяне – получают землю только на срок своей службы.
Собор Киевской Руси — роль представительства всей Руси.
Социальная картина об-ва
Священство, дьяконство, монашество, изгои (поступали под опекунство церкви), убогие, прощенцы (ряд лет отрабатывали за прощение на земле монастыря).
1) Великий князь Киевский
2) Дружина, Старшая дружина. Бояре (знать), Младшая дружина (гриди)
3) Местные (удельные) князья
5) Погост, становища, волости
В Индии буддизм не вполне удовлетворял интересам правящих кругов. В его лоне возникали разнообразные религиозные секты, которые продолжали выступать против кастовых привилегий, проповедовали идеи религиозного и отчасти экономического равенства. В противовес буддизму происходит постепенное реформирование и восстановление древней брахманистской религии, на основе которой возникает индуизм. В инду-изме отсутствовала церковная иерархия и церковный аппарат. Каждый брахман по праву рождения становился духовным наставником верующих, которым под страхом гнева богов предписывалось ему повиноваться. Индуизм постепенно вытеснил буддизм, который получил распространение в основном за пределами Индии.
В Китае в период раннего феодализма господствующие позиции занимает конфуцианство, ставшее фактически идеологией патриархальной монархии.Специального конфуцианского жречества в Китае не было. Правилам исполнения обрядов обычно сына учил отец. Иногда обряды отправляли особые должностные лица, которые состояли на государственной службе, но не образовывали особого сословия. Конфуцианство поддерживало культ императора, его предков, но считало, что император должен управлять страной через конфуциански об-разованных чиновников. Для них был предусмотрен государственный экзамен. Только после его сдачи можно было получить государственную должность.
В Японии древнейшую религию (синтоизм) в середине VI в. стал теснить буддизм. Императоры стали поддерживать буддизм, который превратился в строго централизованную государственную религию. Буддистские монастыри превратились в крупных феодальных земле-владельцев. Монахи, жрецы буддизма, назывались бозу. Под влиянием буддизма синтоисты стали строить храмы, стали делать изображения богов. Обе религии постепенно сближались, стремясь приноровиться к менявшимся социально–экономическим условиям и быть полезными власть предержащим.
В феодальную эпоху вступали огромные регионы. Происходили существенные изменения в политических, социально-экономических и духовно-идеологических основах жизни народов Европы, Северной Африки и Азии. Складывался новый баланс сил при явно наметившемся обострении отношений между Западом и Востоком. Постепенно менялась цивилизационная картина мира. Мировое цивилизационное пространство к рубежу первого и второго тысячелетий нашей эры было совсем не похоже на то, что представлял собой мир в первом году нашей эры. В этом новом цивилизационном пространстве появилась и русская цивилизация.
Причины принятия Русью христианства:
1) язычество приводило к изоляции Руси от христианского мира Европы;
2) язычество мешало стабилизации и укреплению феодального строя Руси:
4) монотеизм христианской религии укреплял авторитет княжеской власти, способствовал единению Руси;
Принятие христианства имело для Руси огромное значение, оказало влияние на экономическую, политическую, духовную и культурную жизнь русского народа:
1) церковь оказывала значительное воздействие на политическую жизнь, поддерживала усилия князей в борьбе за единство Руси;
2) принятие христианства уравняло Русь с остальными европейскими государствами, привело к установлению более тесных связей;
3) церковь способствовала формированию и развитию боярских вотчин, а также появлению крупного церковного и монастырского землевладения;
4) принятие христианства способствовало широкому проникновению византийской культуры и искусства, повлияло на развитие ремесла: кладка каменных стен, возведение куполов, мозаика были переданы греками русским мастерам. Иконопись, фресковая живопись возникли на Руси благодаря христианству;
5) церковь способствовала распространению на Руси письменности, появлению первых рукописных книг, летописных сводов и философских трактатов, при монастырях открывались школы, библиотеки;
6) христианство укрепляло моногамную семью, устраняло ряд жестоких, варварских обычаев.
5. Культура Древней Руси (Х-ХIII) письменность, литература, зодчество, живопись.
Это время господства средневековой культуры, для нее в первую очередь характерны общая замедленность темпов развития. Характерной чертой этого времени является традиционализм, следование образцам, а также господство в идеологии религиозного мировоззрения. Культура Киевской Руси унаследовала культуру восточно-славянских племен. Она испытала влияние кочевых народов степи и особенно Византии. Традиции Византии оплодотворили народную, основанную на языческом мировоззрении культуру Руси. В начале 13 века культура стала испытывать определенное влияние западно-европейской романской традиции.
Письменность и просвещение: основными центрами обучения грамоте были школы при монастырях и церквах, где осваивали не только навыки чтения и письма, но и богословие, грамматику, риторику. О грамотности городского населения свидетельствуют ремесленные изделия, на которых имеются различные надписи. Огромное количество надписей обнаружено на стенах древних соборов (граффити). Обнаружено более 700 берестяных грамот в Новгороде, Смоленске, Москве, Пскове – письма различного содержания.
Литература: от домонгольского времени до нас дошли 150 книг. Древнейшая среди них «Остромирово евангелие». Широкое распространение получила переводная литература. Среди жанров древнерусской литературы первое место занимает летопись. Самая знаменитая это «Повесть временных лет», составленная монахом Киево-Печерского монастыря Нестором в начале 12 в. Другой распространенный жанр – жизнеописания русских святых. Наиболее известные произведения «Поучение детям» Владимира Мономаха, «Слово» и «Моление» Даниила Заточника, а также бессмертное «Слово о полку Игореве». Также широкое распространение получили былины, повествующие о героической борьбе народа против кочевников. В то время книги писались на пергаменте.
Архитектура: До конца десятого века на Руси не было монументального каменного зодчества. Постройки были деревянные или деревянно-земляные. Одно из первых каменных сооружений – это 25-главая церковь, возведенная в честь Богородицы в Киеве. При Ярославе Мудром был сооружен Софийский собор, имевший 13 куполов (1037 г.) Тогда же были воздвигнуты Золотые ворота в Киеве. Возведен Спасский собор в Чернигове. Принципы строения храмов были заимствованы из Византии. Также складывались различные архитектурные художественные школы. Большинство храмов 12-13 веков – одноглавые. Наиболее распространенным строительным материалом был известняк. Характерные черты белокаменной архитектуры – изысканность, стройность и пояс, проходящий по середине здания. Памятники, сохранившиеся до наших дней – Успенский и Дмитриевский соборы во Владимире, остатки дворца князя Андрея в Боголюбове, церковь Покрова и соборы Суздаля.
Живопись: Внутри храма стены украшались фресками и мозаиками. Фреска – живопись водяными красками по сырой штукатурке. Фресковые изображения того времени сохранились в Софии Киевской. Мозаика – это изображение или узор, выполненный из кусочков камня, мрамора или керамики. Мозаикой выполнена огромная фигура богоматери Оранты в Софии Киевской. Необходимым изображением храма были иконы. Иконы и мозаики были написаны греческими мастерами. Самой распространенной иконой была Богоматерь с младенцем на руках, выполненная неизвестным греческим живописцем. Она получила название Богоматерь Владимирская. Значительных успехов в живописи добились и русские мастера. Имена русских иконописцев 11 века – Олимпий, Олисий, Георгий. С образованием самостоятельных княжеств-государств в живописи складывались местные художественные школы.
Основные этапы истории Древней Руси. Соц.-эк. и политический строй Киевской Руси
Восточные славяне в древности. Происхождение, занятия, верования, соц. организация.
2 точки зрения на происхождение славян: 1. Славяне-коренное население Вост. Европы 2. Прародиной славян является Центральная Европа. С этой территории они расселились по всей Европе.
Главное занятие славян – подсечно-огневое и переложное земледелие. Животноводство имело для славян второстепенное значение. За стадами они не кочевали.
Важную роль в хозяйстве играла охота на пушных зверей – белку, куницу, соболя. Занимались бортничеством.
Занимались Торговлей. Основной торговой дорогой был «путь из Варяг в греки».
В 7-9 вв. славяне переживали разложение родоплеменного строя. Община изменялась от родовой к соседской. Общинники жили в отдельных домах – полуземлянках на одну семью. Частная собственность существовала, но скот оставался в общем владении, имущественного неравенства внутри общин еще не было. Выделилась родоплеменная знать – князья и старейшины. Они окружали себя дружинниками, т.е. вооруженной силой. Каждое племя имело своего князя.
Славяне были язычниками.
Образование древнерусского государства, этнические и геополитические особенности процесса. Соседи Руси.
Возникновение государственности часто связывают с призванием варягов. По легенде, словене, кривичи и чудь призвали на княжение варягов из-за моря, стремясь преодолеть междоусобицы. Три брата: Рюрик, Трувор и Синеус стали княжить в Новгороде, Изборске и Белоозере. После смерти братьев Рюрик стал править один. Дружинники Рюрика отпросились у него идти «на греки», но по пути осели в Киеве и стали править там. После смерти Рюрика его дружинник Олег с сыном Игорем отправились на юг, убили Аскольда и Дира и стали править в Киеве, позже объединив под своей властью и Новгород. На основе легенды возникла норманнская теория.
В российском обществе реакцие на норманизм стал крайний антинорманнизм, который утверждал, что варягов на Руси не было вовсе или они не сыграли существенной роли в становлении государства (Ломоносов, Иловайский).
Сейчас эти 2 крайности не сталкиваются, ученые пришли к некоторому компромиссу.
Все историки разделяют мнение о том, что призвание варяг не являлось началом государственности на Руси, государство возникло в результате закономерного развития восточнославянского общества. Норманны были нейтральной силой, способной прекратить усобицы. Варягов призвали на княжение, значит такая форма правления уже была.
Основные этапы истории Древней Руси. Соц.-эк. и политический строй Киевской Руси.
Князь правил, опираясь на дружину, которые являлись вассалами князей. Князь советовался с дружиной, которая могла и отказаться от участия в мероприятии, которое считала ненужным. Дружина делилась на старшую (бояре) и младшую (гридей).
Большую часть населения составляли свободные общинники, зависимость которых ограничивалась выплатой дани. Община у славян называлась вервью и в 10-11 вв. была уже не родовой, а соседской. Участки земли находились в индивидуальном пользовании. Частное землевладение было еще не развито. Выделялось несколько категорий зависимого населения: холопы, челядь; закупы; рядовичи;смерды. Законодательство Руси устанавливало штраф за убийство зависмого человека – 5 гривен, свободного-40, книжеского приближенного – 80 гривен. Система штрафов-новшество, говорившее о постепенном усилении государственности.
Древнерусское гос-во м. охарактеризовать как раннефеодальную монархию. Во главе гос-ва стоял великий князь киевский. Его братья, сыновья и дружинники осущ. упр-е страной, суд, сбор дани и пошлин. Доходы князей и их приближенных тогда еще во многом определялись данью с подчиненных племен, возможностью ее вывоза в др. страны для продажи. Перед молодым гос-вом стояли крупные внешнеполит. задачи, связ. с защитой его границ: отражение набегов кочевников-печенегов, борьба с экспансией Византии, Хазарского каганата, Волжской Болгарии. При феодализме главным явл. собств-ть на землю. В Киевской Руси землей владел весь княжеский род. Порядок передачи был очередной (от старшего брата младшему). Во главе стоял князь с дружиной, совет старейшин, вече, на местах – посадники, наместники. Сис-ма упр-я называлась численная или десятичная – по кол-ву людей в военных подразделениях. Способ сод-я должностных лиц – кормление.
Лекция. Образование и эволюция Древнерусского государства
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Образование и эволюция Древнерусского государства.
1. Теории зарождения государственности у восточных славян
2. Предпосылки, особенности и этапы образования Древнерусского государства
3. Древнерусские князья и их политика
4. Политический строй, функции государственной власти
5. Социальная структура древнерусского общества (по «Русской правде»)
6. Вопрос о характере социально-политического и экономического строя Киевской Руси
7. Крещение Руси: причины, последствия
8. Международные связи Древней Руси
860 – поход Руси на Константинополь
862 – «призвание» Рюрика
882 – захват Олегом Киева
907 – поход Олега на Константинополь
911 – договор Руси с Византией
941, 944 – походы Игоря на Константинополь, договоры Руси с Византией
964-972 – походы Святослава
978/980-1015 – княжение Владимира Святославича в Киеве
988 – крещение Руси
1016-1018 и 1019-1054 – княжение Ярослава Мудрого
XI в. – Правда Русская (Краткая редакция)
1113-1125 – княжение в Киеве Владимира Мономаха
1125-1132 – княжение в Киеве Мстислава Великого
Начало XII в. – «Повесть временных лет»
XII в. – Правда Русская (Пространная редакция)
Термины: раннефеодальная монархия, лествичная система наследования, дань, полюдье, повоз, погосты, уроки, гривна, князь, вече, дружина, «Русская правда», «люди», смерды, закупы, рядовичи, холопы, «изгои», вира, головничество, христианство, православие, ислам, иудаизм, двоеверие
Персоналии: Рюрик, Аскольд и Дир, Олег Вещий, Свенельд, Игорь, Ольга, Мал, Константин Багрянородный, Святослав Игоревич, Иоанн Цимисхий, Куря, Владимир I Святославович (Красное Солнышко, Святой, Равноапостольный), Рогнеда, Ярослав Мудрый, Ингигерда, Владимир Мономах, Мстислав Великий.
Оборудование: карта, видео «Выбор веры на Руси» http://postnauka.ru/video/41335
I . Теории зарождения государственности у восточных славян
сторонники – Карамзин Н.М., Соловьев С.М., Ключевский В.О., М. Погодин – 19 в., Платонов С.Ф., В.Я, Петрухин, Р.Г. Скрынников – 20-21 вв.
Древнерусское государство возникло на основе внутреннего развития восточнославянского мира, как результат определенных и закономерных социальных, хозяйственных и военно-политических изменений в ходе развития общества, сложный общественный строй и твердые политические формы у восточных славян возникли задолго до варягов.
внешние влияния имели место, но решающей роли в складывании древнерусской государственности они не играли → государства в Скандинавии сложились позже, чем на Руси и серьезно повлиять на формирование Новгородско-Киевской Руси варяги не могли.
скандинавы (варяги, викинги, норманны) в Восточной Европе были и, вступая в соглашения с местной славянской знатью, захватывали власть в отдельных восточнославянских землях
→ становясь славянскими князьями, они были вынуждены опираться на местную политическую и военную элиту, выражать её интересы, сами же быстро теряли этническую специфику, язык
║► оценивая значительную (но не решающую) роль «варяжского фактора» в создании древнерусской государственности, следует отметить, что она прежде всего сводилась к «собиранию восточнославянских земель, уже подготовленных внутренним развитием к государственности и объединению», а факт призвания варягов говорит не о возникновении государственности, а о происхождении княжеской династии.
сторонники – А.Л. Юрганов, А.Л. Кацва
2. Предпосылки, особенности и этапы образования Древнерусского государства
союзы племен восточных славян несли в себе черты зарождающейся государственности: с конца 5 в. известен союз племен во главе с Кием, с конца 6 в. – союз волынян (союзники Византии), в 9 в. был известен союз во главе с Гостомыслом вокруг Новгорода.
накануне образования Древнерусского государства существовало 3 крупных славянских объединения племен: Куяба вокруг Киева, Славия вокруг озера Ильмень и Артания вокруг Рязани или Чернигова.
=> прежнее общественное устройство не может удовлетворить интересы зарождающейся знати : старейшин родов, вождя и жрецов (волхвов и кудесников), старое общество начинает приобретать новый облик.
║► эти сложные процессы обусловили необходимость профессионального управления, потребность в обороне – создании постоянной, профессиональной армии и т.д., необходимость в новых органах власти, которые могли бы заменить существующие ║→ так постепенно формировалась иная организация власти, которая позднее получила название «государство ».
признаки государства : территория, органы управления, правовая система репрессивные органы, налоговая система
Т. е., с развитием хозяйства, с возникшей необходимостью защищать свои племена от внешней опасности, складываются предпосылки возникновения Древнерусского государства:
переход к пашенному земледелию и широкое использование орудий труда из железа
отделение ремесла от земледелия
сосредоточение ремесла в городах (погостах)
развитие торговли (путь «из варяг в греки»)
возникновение избыточного продукта.
рост числа городов
распад родовой общины и превращение её в соседскую
возникновение имущественной, а затем и социальной дифференциации
складывание древнерусской народности
усиление власти князя и появление дружины
складывание племенных союзов
наличие элементов государственности: Куяба, Славия, Артания
потребность родоплеменной знати в аппарате защиты своих привилегий и захвате новых земель
отражение набегов кочевников.
борьба с экспансией Византии, Хазарского каганата, Волжской Булгарии.
эволюция языческих представлений славян (по мере роста военного могущества князя, приносившего добычу племени, оборонявшего его от внешних врагов, росли его престиж, он наделялся сверхъестественными силами и способностями, в нём начинали видеть залог благополучия всего племени, а его личность отождествлялась с племенным тотемом
→ приводило к сакрализации – обожествлению княжеской власти, создавало духовные предпосылки для перехода от общинных к государственным отношениям)
схожие обычаи, обряды, общественная психология.
Особенности образования Древнерусского государства:
1. наличие патриархальной формы рабства
2. преобладание свободного труда над рабским
3. общность языческой культуры, схожих обычаев, обрядов, общественной психологии
4. особенности славянской ментальности
5. особенности географического и природно-климатического характера.
Основные этапы возникновения Древнерусского государства:
династическая (родовая) княжеская власть, ограниченная властью вече
простейших государственный аппарат в лице дружины, родственников и наместников
территориальный принцип расселения вытесняет племенной
монотеистическая религия, усиливавшая процесс сакрализации власти князя
3. Древнерусские князья и их политика
родоначальник династии Рюриковичей (Рюриковичи правили до 1598 г.)
княжил в Ладоге, а затем во всех новгородских землях
подчинил племена древлян, северян, радимичей.
установил контроль над торговым путем «из варяг в греки»
организовал военные походы на Византию:
впервые установила чёткий порядок сбора дани («полюдья» ) путём введения:
НО! долгое время полюдье и повоз существовали параллельно
назначил сыновей наместниками в восточнославянские земли вместо племенных князей
осуществлял дальнейшее расширение и укрепление Древнерусского государства:
предпринял успешные походы на печенегов, основал новые крепости-города (Переяславль, Белгород и др.)
длительные усобицы между Ярославом и его братьями Святополком Окаянным и Мстиславом Тмутараканским завершились утверждением Ярослава на киевском престоле
способствовал возвышению международного авторитета Руси через установление широких династических связей с европейскими дворами:
осуществлял военные походы:
в польско-литовские земли
Являлся основателем письменного русского законодательства:
написал «Поучение детям»: осуждал усобицы и призывал к единству русской земли.
Организовал успешные походы против половцев, Литвы, черниговского князя Олега Святославича.
Продолжил политику Владимира Мономаха и сумел сохранить единство Древнерусского государства
4. Политический строй. Функции государственной власти.
княжеская власть была наследственной
дружина в период IX-X вв. была наемной (значительную её часть составляли пришлые варяги )
выделяется его личная «малая», или младшая, дружина, которая включала 400 воинов
общая численность древнерусского войска достигала от 30 до 80 тысяч человек, существовало ополчение («полк», «тысяча», разделенная на «сотни»), во главе их стояли тысяцкие, сотские.
с образованием государства и усилением власти князя роль веча уменьшалась
в более полном виде оно сохранилось в Новгороде и Пскове
на местах власть принадлежала наместникам
Управление Древнерусским государством в 10-12 вв.