основные этапы развития политической истории

Этапы развития политической истории

Вы будете перенаправлены на Автор24

Общая характеристика этапов политической истории. Политическая история античности

Интерес к изучению политических процессов, явлений, а также их влияния на ход исторического развития различных обществ и государств сопутствовал человечеству на всех этапах его существования. При этом непосредственно политическая история в настоящее время определяется следующим образом:

Политическая история в настоящее время – это междисциплинарная научная дисциплина, объединяющая политологию и историю, и призванная изучать историю политических теорий, институтов, события и их взаимосвязи в историческом контексте.

В этой связи, любые обширные политические исследования с обязательностью предполагают обращение к политической истории.

При этом следует обратить внимание, что несмотря относительно недавнее обособление политической истории в качестве самостоятельного направления научной мысли, исследования и воззрения, содержание которых позволяет относить их к политико-историческим, проводились исследователями еще в эпоху античности.

Таким образом, говоря о политической истории, в наиболее общем виде следует говорить о выделении трех значительных этапов:

Готовые работы на аналогичную тему

Рассмотрим обозначенные выше этапы подробнее.

Так, античный период политической истории, и истории вообще, характеризовался преобладанием в науке своего рода универсализма, при котором собственно политическое не выделялось специально из комплекса всех общественных явлений, а соответствующие исследователи позиционировали себя не в качестве специалиста в рамках определенной области знания – а в качестве искателя знаний и мудрости вообще обо всех сферах и проявлениях жизни в обществе.

Таким образом, античный период политической истории может быть охарактеризован как период формирования, накопления и передачи философско-научных знаний о государстве, обществе и властном управлении.

Политическая история в эпоху Нового времени

В содержании политической истории и политической науки значительные перемены произошли с переходом от средних веков к Новому времени, поскольку именно в этот период произошло обособление в теоретическом и мировоззренческом плане политического и гражданского общества, как самостоятельных подсистем человеческого социума.

Кроме того, политическая история в этот период во многом «освободилась» от господствовавших в эпоху средневековья теологических и церковных воздействий на политическую мысль.

Также, рассматриваемый этап политической истории интерес тем, что в период II половины XVIII-начала XIX вв. были сформулированы и разработаны важнейшие подходы, положенные впоследствии в основу разработки ведущих политических теорий и концепция, в том числе заложены основы формирования самостоятельной политической науки.

В числе наиболее значимых теоретических достижений политической истории Нового времени могут быть названы: формирование идей конституционного строй, республиканских форм правления, идеи правового, демократического, социального государства, активно развивалась юридическая наука, и т.д.

Развитие политической истории с конца XIX в. по настоящее время

Как было отмечено выше, в эпоху Нового времени во многом были сформулированы и заложены основы для глубокого научного изучения политических явлений и процессов, в связи с чем обозначилась необходимость теоретического обособления самостоятельной политической науки.

Несомненно, соответствующее событие оказало колоссальное воздействие на ход и характер политической истории. Большое внимание исследователей стало уделяться изучению политических аспектов государственного управления, политическим институтом, конституционализму, надгосударственному взаимодействию и т.д.

Во второй половине XX в. процесс расширения сферы интересов политической науки продолжал расширяться, что неизбежно сказывалось на ходе развития политической истории.

В числе одного из наиболее значительных событий, оказавших большое влияние на ход теоретической составляющей политической истории может быть признано создание в 1949 г. в рамках ЮНЭСКО Международной ассоциации политических наук, ежегодные конференции которой вносят существенный вклад в развитие политологических исследований.

Наибольший интерес политической науки, в том числе в политико-историческом плане, в настоящее время связан с комплексным изучений политических систем и политических процессов, характеристикой роли и значения политических партий и групп интересов в оказания воздействия на политическое поведения и политическую культуру широких народных масс, и т.д.

Также следует обратить внимание на то, что большое влияние на ход и развитие политической истории оказало развитие средств массовой информации, выступающих в настоящее время важнейшим инструментом политического воспитания и воздействия, формирования индивидуальной, коллективной и массовой политической культуры.

Источник

Основные этапы в истории развития политологии

Nbsp;

Министерство образования

Российской федерации

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

ИНЖЕНЕРНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра связей с общественностью

Истории и политологии

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

По дисциплине «Политология»

Тема: « Становление и развитие политологии как науки»

Выполнила студентка I курса, 3г.10 мес.

Группа 8/3162, заочного отделения.

Факультет предпринимательства и

Специальность: Бухгалтерский учет,

Антонюк Светлана Владимировна

Проверил___________________________________________

Санкт-Петербург

Содержание:

1. Предмет политологической науки…………………………………. 4-7

2. Основные этапы в истории развития политологии……………….7-9

3. Античные истоки политической науки……………………………..9-10

4. Политическая мысль Средневековья……………………………….10-11

5. Формирование основ политической науки в Новое время………11-14

Завершение процесса формирования и утверждения

7. Становление основ политологии в России…………………………15-16

8. Формирование теоретических основ политологии………………..16-18

9. Политология после Второй мировой войны………………………..18-19

10. Восстановление политологии в России……………………………. 19-20

Список использованной литературы…………………………………….21

ВВЕДЕНИЕ

ПРЕДМЕТ ПОЛИТИЧЕСКОЙ НАУКИ.

Рассмотрим конкретно, что же представляет собой политология как наука? Во введении мы начали рассмотрение этого вопроса с уяснения этимологии этого слова и выяснили, что этимологически термин политология переводится с древнегреческого на русский язык как наука о политической системе общества.

Однако этимологический подход – это слишком обобщенный подход. Этимологическое содержание того или иного термина лишь обозначает объект исследования, указывает на ту область, в которой он находится, но не выявляет специфических особенностей данного объекта. Поэтому, чтобы разобраться в том, что же представляет собой политология как наука, прежде всего необходимо более четко установить объект и предмет изучения политологии. В качестве объекта той или иной науки всегда выступает определенная область реальной действительности. В то время как предмет любой науки является результатом исследовательских действий, в процессе которых ученые выделяют те или иные стороны и закономерности развития и функционирования изучаемого объекта и которые являются специфическими для данной науки.

В среде политологов принято считать, что объектом политологии является вся совокупность свойств, связей и отношений общественной жизни, которые носят название политических. Иначе говоря, объектом политологии является политическая сфера общественной жизни. Что же включается в эту сферу?

Во-первых, политическая сфера общественной жизни – это сфера государственно-организованных связей, взаимодействий и отношений. Большинством людей политика всегда рассматривается как непосредственное активное участие человека в делах государства. Начиная с периода раннеклассовых обществ, государство как форма социальной организации являлось самым распространенным и непосредственно наблюдаемым явлением политической жизни. Именно поэтому исторически первым сформировалось представление о том, предметом политической науки является изучение государства. Слово политика производно от греческого politika – полис – город-государство. Отсюда вполне логично, что одно из первых произведений, посвященных осмыслению политики, был трактат Аристотеля “Ta politika” – “то, что относится к государству”. При этом из содержания произведения следовало, что полис рассматривается Аристотелем не просто как географическое, национально-государственное образование, а прежде всего как пространственное поле гражданской активности.

Во-вторых, главными направлениями в исследовании государства было решение вопроса о наилучшей форме государственного устройства: деспотии, демократии, олигархии и так далее. И уже тогда, в древние времена, стало ясно, что важнейшим вопросом политической жизни является вопрос о власти, составляющая стержень мира политического и обладающая особыми характеристиками. Задача политологии состоит в том, чтобы анализировать не только юридически – правовые аспекты ее деятельности, что составляет предмет государствоведческой и правоведческой дисциплин, но также государство и властные отношения как институты политической системы общества, имеющей главной целью реализацию всеобщего интереса. В связи с этим предмет политологии осмысливается как изучение политической власти, ее сущности и структуры, механизмов распределения и осуществления этой власти в государстве, способность власти обеспечивать себе поддержку со стороны большинства членов общества, контроль над политической властью со стороны общества.

В-третьих, длительное время в трактовке общественной жизни, в том числе и политике, мыслители исходили из методологии робинзонады. Они объясняли политическую жизнь как взаимодействие элементарных частиц индивидов, участвующих в политических отношениях и процессах, эгоистические интересы которых создают политические отношения. (Вообще человек как общественное существо в своем индивидуальном, групповом, национально-историческом, социокультурном, общечеловеческом бытии служит предметом различных обществоведческих дисциплин, но как центральный субъект политической жизни он не мог оставаться вне поля зрения и политологии). Позднее, уже в 19 веке, изучая внутренние механизмы деятельности государства, исследователи обнаружили, что основными субъектами политических связей, взаимодействий и отношений являются не изолированные индивиды, а индивиды объединенные в социальные общности: социальные группы, сословия, классы, нации, касты. Каждая социальная общность имеет свои социальные интересы. Социальные интересы – это реальные жизненные стремления людей, социальных общностей, которыми они осознанно или неосознанно руководствуются в своих действиях и которые определяют их объективное положение в обществе. В рамках этих общностей происходит рациональный компромисс интересов, на основе которых осуществляется разделение власти в обществе.

В-четвертых, в целях отстаивания своих социальных интересов социальные группы, классы создают свои политические и общественные организации: партии, профсоюзы, движения и так далее. Эти организации и объединения вырабатывают идеологические системы, через пропаганду которых формируют в определенном направлении общественное мнение. Идеология придает значимость институциональным отношениям (отношениям между представителями различных институтов общества) между людьми, объясняет, обосновывает, оправдывает или отвергает политические реальности в конкретных общественно-исторических условиях. Фактически политика представляет собой арену столкновения различных идеологических систем, идейно-политических течений, или, иначе говоря, мир политического имеет идеологическое (идейно-политическое) измерение. Изучение деятельности политических организаций и так называемых “групп интересов”, “групп давления”, а также идеологических учений является также важной составной частью политологии. Естественно, исходя из этого, что политологический анализ не может обойти вопрос о соотношении политики и идеологии, не может не касаться важнейших идейно-политических течений, их истории, влияния на политику. На основе всего вышеизложенного можно предложить такое определение предмета политологии: Политология – это наука о государственно-организованном обществе как функционирующей и развивающейся политической системе на основе взаимодействия составляющих ее элементов: политических субъектов, политических институтов и политического сознания.

Основные этапы в истории развития политологии

Для выявления истоков политической науки многие исследователи обращались к истории античной мысли. Так, к миру политического пристальный интерес проявляли такие выдающиеся философы как Платон, Аристотель, Цицерон. Ими были созданы фундаментальные трактаты: «Политика», «Государство», «Законы», «Республика», «Государь», популярные у современных политологов.

Американский политический философ Л.Страусс пытался обосновать мысль о том, что античные мыслители подняли политическую науку до уровня самостоятельной дисциплины и таким образом «стали основателями политической науки в точном и окончательном смысле слова».

Политология, как самостоятельная наука стала возможна в результате вычленения политической сферы из целостного человеческого социума, отделения мира политического от экономической, социальной и духовной подсистем, что по времени совпало с Новым и Новейшим периодами истории, а точнее с периодами формирования и капиталистического общества. Важно подчеркнуть, что мир политического в собственном смысле слова – это исторический феномен, его формирование и выделение из целостного человеческого социума произошли на определенном этапе исторического развития и тесно связаны с процессами формирования и вычленения гражданского общества. История политологии – это, по сути. Процесс постоянного обновления и обогащения ее теоретико-методологического и методического арсенала. Политическая наука немыслима без традиции, в рамках которой она развивается. Под традицией в данном случае подразумеваются формы организации науки, системы теорий и идей, методы аргументации, методологии, технические приемы и т.д.

В истории Запада формирование политического знания отличалось высокой степенью развития. Особенно это характерно для периодов Нового и Новейшего времени. В целом формирование политического знания было тесным образом связано с процессами становления и изменения конкретных политических систем, режимов, отношений. Большую роль при этом играло политическое знание, которое в той или иной мере отражалось затем на развитии политической практики. Подобная взаимосвязь хорошо прослеживается в истории стран Запада в периоды Нового и новейшего времени, в формировании и развитии их государственной системы. И в самом деле трудно себе представить формирование и утверждение современной западной государственно-политической системы без идей Платона, Аристотеля, Макиавелли, Монтескье и т.д.

Можно выделить три крупных этапа в истории формирования и развития политологии.

Первый период – предыстория от античности до Нового времени. Его главное значение состоит в накоплении и передаче от поколения к поколению политического и политико-философского знания. Этот период предстален Аристотелем, Платоном, Цицероном, Ф.Аквинским и другими мыслителями древности и Средневековья.

В третий период, охватывающий 1880-1890-е гг. и первые десятилетия ХХ в., политическая наука уже окончательно сформировалась и утвердилась в качестве самостоятельной дисциплины с собственным предметом исследования, методологией, методами, заняв подобающее ей место в исследовательских и учебных программах вузов и научно-исследовательских институтов.

Дата добавления: 2018-10-26 ; просмотров: 293 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Источник

Становление и развитие политологии

основные этапы развития политической истории. Смотреть фото основные этапы развития политической истории. Смотреть картинку основные этапы развития политической истории. Картинка про основные этапы развития политической истории. Фото основные этапы развития политической истории

Еще в IV в. до н.э. Аристотель определил политику как искусство управления. Со временем появились новые подходы к объяснению данного термина, но истинность представления древнегреческого философа никто и никогда сомнению не подвергал. Как и всяким искусством, политикой нужно овладеть. Особенно это важно сейчас, когда принятие важных решений на государственном и межгосударственном уровнях требует не только таланта, но и высокого профессионализма. Одна ошибка, одно неверное решение могут привести к краху всего мирового сообщества. Поэтому сегодня крайне необходимо говорить о такой науке как политология, о том, как она развивалась, и какие уроки она нам может преподать.

основные этапы развития политической истории. Смотреть фото основные этапы развития политической истории. Смотреть картинку основные этапы развития политической истории. Картинка про основные этапы развития политической истории. Фото основные этапы развития политической истории

На фото: Аристотель (384-322 гг. до н.э.), древнегреческий философ

Что такое политология?

Прежде чем приступить непосредственно к теме данной статьи, попробуем разобраться в том, что представляет собой политология.

Само слово «политология» состоит из двух древнегреческих слов: «полис» (политическое образование времен Античности) и «логос» (учение, слово). Таким образом, становится очевидно, что политология – это наука о политике, которая изучает политическую организацию и политическую жизнь общества, проблемы внутренней политики и международных отношений.

3 этапа становления знания о политике

Политология не могла появиться сразу из ниоткуда. Несколько этапов предшествовали тому, чтобы она оформилась в научное знание. Отмечу, что я использую слово «этапы», чтобы несколько упростить материал для восприятия, на деле же – это целые пласты, системы, которые могут существовать вне временных рамок. Основные из них перечислены ниже:

Этот этап не подразумевает осмысление политики как процесса, это лишь констатация фактов, свойственная обществу у истоков человеческой истории; данному типу знания не присуща систематизация.

Сейчас обыденное знание представлено в различных публикациях, в рассуждениях и выступлениях на политическую тему.

Первые политические учения возникают в Древней Греции. Этот этап ознаменован переходом от мифологического знания к догматическому, появляется система. Однако принятие знания за истину и отсутствие доказательной базы существенно ограничивали его предмет. Существовал некий закон (например, божественный), который и определял политическое поведение.

В современной политике – это идеологии и доктрины.

Этот тип знания возникает в Эпоху Возрождения и связан он прежде всего с поиском логики в принятии тех или иных решений. На этом этапе формируются предпосылки для политологии, определяется ее предмет – собственно сама политика во всем ее многообразии.

Стоит добавить, что в политологии нельзя отделять обыденное знание от научного. Научный труд, который не учитывает опыта или не предполагает практического применения, увы, никому не нужен.

Становление и развитие политологии

Политическая наука возникает в Западной Европе во второй половине XIII века. Именно тогда в университетах к юриспруденции, философии, логике и метафизике присоединяется такая дисциплина, как политическая наука. Однако с современной политологией она имеет пока мало общего.

Уже на рубеже XVI-XVII веков политика впервые подвергается тщательному анализу. Это время знаменито трудами Жана Бодена (1520-1596), Иоаганна Альтузия (1557-1638), Самюэля Пуфендора (1632-1694). Специализированные кафедры по изучению политического искусства открываются в университетах некоторых немецких и скандинавских стран.

В эпоху Просвещения политическая мысль получила новый виток. Именно в это время возникают теории разделения властей, общественного договора и естественных прав человека, а имена мыслителей Дж. Локка, Ж.-Ж. Руссо, Вольтера, Д.Дидро и Ш.Монтескье знакомы каждому образованному человеку.

В XIX веке проявляется тенденция на универсализацию общественных наук – философия, социология, экономика и политические науки должны были слиться в единое целое. Это нашло отражение в марксизме, а также в труде «Курс позитивной философии» французского ученого, философа и социолога, Огюста Конта.

основные этапы развития политической истории. Смотреть фото основные этапы развития политической истории. Смотреть картинку основные этапы развития политической истории. Картинка про основные этапы развития политической истории. Фото основные этапы развития политической истории

На фото: Огюст Конт (1798-1857), французский философ, основоположник социологии как самостоятельной науки

Перед тем, как я перейду к развитию политологии в XX веке, сделаю несколько выводов и обобщений по тому, что изложено выше:

Политология в XX веке

основные этапы развития политической истории. Смотреть фото основные этапы развития политической истории. Смотреть картинку основные этапы развития политической истории. Картинка про основные этапы развития политической истории. Фото основные этапы развития политической истории

На фото: эмблема Международной ассоциации политической науки (International Political Science Association)

Как раз в XX веке были сформулированы основные цели политологии как науки и дисциплины:

Источник

Введение в политическую теорию

основные этапы развития политической истории. Смотреть фото основные этапы развития политической истории. Смотреть картинку основные этапы развития политической истории. Картинка про основные этапы развития политической истории. Фото основные этапы развития политической истории

В учебном пособии отражены основные этапы становления и развития политической теории, излагаются различные теоретико-методологические подходы к политике и политической системе общества, раскрываются наиболее важные концепции власти и властных отношений. Показываются функции государства как института политической системы. Рассматриваются проблемы становления политических партий, партийных систем и другие аспекты политической науки. Для студентов учреждений высшего образования.

Оглавление

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Введение в политическую теорию предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Идейные истоки политической науки

2.1. Развитие политической мысли в древности и античности

Современная политическая наука возникает во второй половине XIX — начале XX в. Предыдущее развитие политических и правовых идей называют предысторией политической науки. Так, известный французский политолог М. Дюверже (1917–2014) дал следующую классификацию этапов развития политологии: 1) предыстория политической науки с древности до XIX в.; 2) XIX в., отмеченный заслугами О. Конта (1798–1857), А. де Токвиля (1800–1872), К. Маркса; 3) собственно история политической науки.

Возникновение и развитие политической мысли начинается с возникновением политической власти и государства. До нас дошли памятники законотворчества II и I тысячелетий до н. э. На Древнем Востоке представления о политике и власти носили религиозно-мифологический характер. Собственно политическая терминология отсутствовала.

В середине I тысячелетия до н. э. в античности происходит переход от мифологического сознания к рационально-критическому мышлению, возникает философия. Знание о политике, которое развивалось с античности до появления современной политической науки, можно назвать протополитикой. Протополитика — это теоретическая деятельность предшественников современной политической науки.

Рационализация политического знания была связана на Востоке с именем Конфуция, а на Западе — с греческой философией. В это время возникли политические термины и политические концепции. Появился и термин «политика», но политическое знание пока не выделялось в самостоятельную сферу исследований. Проблемы политики, права, закона философы рассматривали в рамках философско-этических концепций, сквозь призму достижения справедливости, добра, общего блага. Основное внимание уделялось выяснению цели и смысла человеческого бытия и человеческой деятельности. Главным предметом исследования было государство и поиск наилучшей формы правления. Самого термина «государство» еще не было. У греков использовалось слово «полис» — город-государство гражданской общины. Использовались также политические термины «монархия», «олигархия», «демократия», «аристократия», «анархия», «охлократия», «тимократия», «тирания».

Вершиной развития политической мысли античной Греции были работы Платона (427–347 гг. до н. э.) и Аристотеля (384–322 гг. до н. э.), которые рассматривали различные формы правления, анализировали и систематизировали «правильные» и «неправильные» формы правления, стремились найти лучшую из них. Платон высказывал идеи о правлении знающих философов, о профессиональном характере политической деятельности. Аристотелю принадлежит идея естественного происхождения государства, обоснование смешанной формы правления — политии. Философ выдвинул актуальную и для настоящего времени идею о том, что средние слои являются опорой устойчивой и эффективной власти, защищающей общие интересы.

Политические идеи древнегреческих философов получили свое развитие у римских мыслителей и государственных деятелей. В Древнем Риме политическое знание также развивалось в рамках философско-этических концепций, но на него оказывало большое воздействие Римское право. Римские мыслители много внимания уделяли проблемам соотношения права и закона, верховенству правовой справедливости. Особая роль в разработке политико-правовых концепций принадлежит Марку Тулию Цицерону (106 — 43 гг. до н. э.). В государстве Цицерон видел «дело народное» (res publica), выражение общего интереса, справедливости и права. Принцип номократии — верховенства закона, которому подчиняются и граждане и государство, Цицерон считал связующей силой, основой совместного существования свободных граждан. Наиболее эффективной формой правления им признавалась смешанная форма, которая сочетает в себе царскую власть, аристократию и власть народа — демократию.

В античности в рамках всеохватывающего философского знания развивались политические теории, в центре внимания которых находились такие проблемы, как сущность и происхождение государства, поиск наилучшей формы правления, обоснование идеи о том, что управлять должны лучшие, знающие люди. Предпочтение отдавалось монархии, аристократии и смешанной форме правления.

2.2. Политические учения Средневековья

Средние века — это период с конца V по XV в. Затем следуют Возрождение и Реформация, которые одни историки относят к позднему Средневековью, а другие — к раннему Новому времени. В средние века возникли новые идеи, и главная из них — отделение духовной власти от мирской, светской.

В средние века политическая мысль развивалась в рамках христианского, религиозного мировоззрения и богословия. Августин Блаженный и Фома Аквинский сыграли главную роль в обосновании христианской политической концепции. Наибольший интерес у христианских богословов вызывала проблема соотношения мирской и духовной власти. Августин Блаженный разделял «Град земной» (власть светского правителя) и «Град Божий» (власть Церкви). Эта дихотомия разрешалась в пользу церковной власти. Но у Августина одновременно подчеркивалась и самостоятельность каждой из властей, и их взаимодействие в защите веры и установленного Богом социального порядка.

Фома Аквинский в своей знаменитой работе «Сумма теологии» дал иерархию правовых норм. На вершине системы права расположен «вечный закон» — это божественное провидение, которое в целостности недоступно человеческому познанию. Познавая отдельные принципы «вечного закона», человек вырабатывает естественный закон (это общие для всех людей принципы, которые лежат в основе принятых обычаев). Существует еще и человеческий закон, который признается людьми по их собственной воле. Человек не творит законы, он может только признать, насколько тот или иной закон соответствует естественному закону.

Как христианский богослов Аквинат был убежден, что власть божественна по происхождению. Но то, как используется власть, как ею распоряжается властитель, зависит от воли самого властителя. Он может по своей воле нарушать божественное и естественное право и использовать власть как тиран. Народ может восстать против властителя в случае нарушения последним божьих законов.

В рамках позднего Средневековья появились концепции освобождения государства от подчинения церкви и ограничения власти короля сословным представительством. В XIV в. Марсилий Падуанский в своем труде «Защитник мира» выступал против притязаний духовенства на светскую власть. Он делил законы на юридические, регламентирующие поведение людей, и религиозные, не имеющие отношения к земной жизни. Вся полнота светской власти должна принадлежать сословному собранию, которое издавало бы законы и избирало монарха.

Не только теоретические дискуссии в рамках богословия и схоластики, но и реальная политическая борьба за властное верховенство между католической церковью и монархами привели к формированию в европейском политическом сознании представлений о том, что в обществе не существует абсолютной власти. Католическая церковь руководствовалась теократическим идеалом. Политика была важнейшей стороной ее деятельности. В то же время церковь была противовесом всевластию государства и вынуждала его идти на компромиссы. В результате между церковью и государством устанавливались отношения соперничества и сотрудничества. Два властных центра средневекового общества создавали условия для появления особого, европейского типа государственной власти — власти, вынужденной считаться с другими общественными институтами, идти с ними на диалог.

В средние века господствовал теологический подход к анализу политики, государства и права. Многое из античной социально-философской традиции было утрачено или трансформировано в контексте христианского богословия, но даже под религиозным покровом политическая мысль не исчезла.

2.3. Политическая мысль в период Возрождения

Возрождение и Реформация стали значимыми этапами в развитии политического знания, потому что в это время происходит духовная революция, изменяются мировоззренческие ориентации. Период Возрождения охватывает XIV–XVI вв. В это время происходит освобождение политического знания от теологии. Сфера политики исследуется не с религиозно-этических, а с рационально-критических позиций.

В период Реформации (XVI в.) возникает новое течение в христианстве — протестантизм. Формируется протестантская трудовая этика, которая, как считал М. Вебер, способствовала развитию «духа капитализма».

Основная идея эпохи Возрождения носила гуманистический характер. В центр мироздания был поставлен человек со всеми своими проблемами. В области политики основное открытие Возрождения — человек как центр Вселенной. В этот период возникает гражданская концепция политики. Главное место в политических учениях занимают проблемы формирования централизованного государства и эффективной власти светского властителя. Государство стало рассматриваться как организация, которая должна дать людям защиту и безопасность.

Выдающимися политическими мыслителями этого времени были Н. Макиавелли (1460–1527) и Ж. Боден (1530–1596). Н. Макиавелли был одним из первых, кто начал употреблять термин «государство» (от лат. stato). С этого времени термин входит сначала в европейские языки, а затем и в языки других народов. Н. Макиавелли написал книгу «Государь» (1513), в которой четко обосновал концепцию светского государства. Принципы, на основе которых функционирует государство, определяются не божественным откровением, а природой человека, его разумом и опытом.

Главной заслугой Н. Макиавелли было то, что он анализировал политику не с позиций «должного», а с позиций «сущего», т. е. с позиций «действительной правды вещей». Н. Макиавелли разрабатывал следующие политические проблемы:

• автономность политической сферы деятельности;

• способы и методы завоевания и удержания политической власти;

• ситуативный характер политики;

• взаимодействие целей и средств в политике;

• механизмы взаимодействия таких субъектов политики, как государь, знать, толпа;

• психологические основания власти;

• критерии подбора кадров на государственные должности;

• информационное обеспечение власти и др.

Н. Макиавелли сформулировал главный принцип политического имиджа — государь должен не быть, а казаться.

Н. Макиавелли принадлежит суждение, что в политике цель оправдывает средства, а нравственность не является детерминантой должного в политике.

Заслугой Ж. Бодена была разработка идеи государственного суверенитета (фр. sowerain — носитель верховной власти). Его политические взгляды изложены в работе «Шесть книг о республике». Суверенитет, считал Боден, — самый существенный признак государства. Это высшая, постоянная и абсолютная власть в политическом сообществе. Суверенитет означает, что государство обладает властным верховенством. Абсолютность власти проявляется, во-первых, в ее неограниченности какими-либо условиями; во-вторых, в неделимости власти. Ж. Боден, рассматривая проблемы государственного суверенитета, учитывал и вопрос о границах власти государства. Именно Ж. Боден дал толчок к формированию светской и утилитарной концепции суверенитета, которая сохранила актуальность до настоящего времени.

В период Возрождения и Реформации политическая теория освобождается от теологии. Происходит становление гражданской концепции политики. Знание о политике рационализируется. Основным предметом исследовательского интереса становится государство.

2.4. Развитие политического знания в Новое время

В Новое время формируется уже не только гражданская, но и социальная концепция политики и создаются предпосылки для формирования политологии как самостоятельной науки. В XVII–XVIII вв. продолжается развитие гражданской трактовки политики в трудах Т. Гоббса (1588–1679), Дж. Локка (1632–1714), Ш.Л. Монтескье (1689–1755), Дж. Мэдисона (1751–1836).

В Новое время политическая мысль развивается в рамках государствоведения и правоведения. Политические теории отличаются рационализмом и практической ориентацией на решение жизненно важных проблем. Исследовательский интерес был направлен на выявление причин возникновения человеческого общества и государства, сущности отношений между личностью, обществом и государством. В этот период создаются теории общественного договора, естественного правового равенства людей, разделения властей, конституционного правления, гражданского общества и правового государства.

В основе теории общественного договора лежит идея о том, что государство является результатом добровольного соглашения людей. Они создали государство для защиты своих естественных прав и свобод: права на жизнь, свободу и собственность. Теорию общественного договора разрабатывали Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж.-Ж. Руссо (1712–1778). Однако они по-разному объясняли естественное догосударственное состояние, причины возникновения общественного договора, природу отношений, которые складываются между государством и личностью. Дж. Локк был основателем идеологии либерализма и мыслителем, который четко обосновал теорию естественных прав человека, необходимость разделения властей и конституционализм.

Развитие гражданской концепции политики содействовало процессу становления современных европейских государств. Теоретические политико-правовые разработки получили свое практическое воплощение в период Великой Французской революции и были закреплены в Декларации прав человека и гражданина.

В период образования Соединенных Штатов Америки был создан эффективный механизм демократического государства. Конституция США, принятая в 1787 г. и дополненная Биллем о правах в 1791 г., позволила обеспечить стабильность и прогресс американскому обществу в течение длительного времени. У истоков американской государственности стояли Т. Джефферсон (1743–1826), Дж. Мэдисон, А. Гамильтон (1755–1804), Дж. Вашингтон (1732–1799). Они были не только политическими мыслителями, которые хорошо знали идеи европейских просветителей, но и государственными деятелями. Республиканская форма правления, система сдержек и противовесов как дополнение к теории разделения властей Ш.Л. Монтескье — это основной вклад «отцов» — основателей США в политическую теорию и практику. Уже с этого времени американская политическая мысль отличается повышенной прагматичностью, ориентацией на решение практических задач, которые встают перед американским обществом на различных этапах его развития.

Новое время — это период, когда экономически крепнущий класс буржуазии вел активную борьбу с феодальными сословными привилегиями и деспотизмом абсолютных монархий. Направленность политической мысли была обусловлена выражением интересов этого класса, но реальное значение политических и правовых идей, выдвинутых в это время, выходило далеко за рамки классовых потребностей буржуазии. Политические теории обосновывали политический идеал общества, в котором господствуют правовое равенство и свобода всех граждан независимо от их социального происхождения и положения. Ценность человеческой личности, приоритет личных прав и свобод с этого времени становятся основой мировоззрения западной цивилизации.

В XVII в. появляются социальные концепции политики, в которых политика анализируется через призму общественных отношений и интересов. Это стало реакцией на достаточную зрелость суверенного государства. Социальная концепция политики приходит на смену гражданской. На смену изучению индивида приходит изучение групп и объединений (ассоциаций).

Характеристики социальной концепции политики: 1) отправной точкой является не индивид, а социальная группа (нация, класс, человечество); 2) изучение государства переключается с правовых концепций на историю становления и развития государства; 3) большое внимание уделяется экономическим проблемам.

Радикальное выражение гражданской концепции политики и одновременно ее первая критика принадлежит Ж.-Ж. Руссо. Социальную концепцию политики в Новое время развивали Э. Берк (1729–1797), А. Токвиль (1805–1859), И. Бентам (1748–1832), Дж. Ст. Милль (1806–1873).

Ж.-Ж. Руссо разработал концепцию народного суверенитета. Э. Берк, будучи родоначальником консерватизма, большое значение придавал традициям в развитии политики и права, а также роли государства в обществе как гаранта стабильности и порядка. А. Токвиль в знаменитой работе «Демократия в Америке» рассматривал проблему соотношения политического равенства и политической свободы в демократическом обществе. Он утверждал, что именно широкое участие масс в политике посредством создания гражданских и политических ассоциаций — гарантия демократии. И. Бентам создал учение о позитивном законе, обосновал необходимость крупных прогрессивных реформ в Англии. Дж. Ст. Милль был последовательным защитником представительного правления. В работе «Размышления о представительном правлении» высказывался за пропорциональное представительство, против подавления невеждами образованных людей, за усиление социальных функций государства.

Развитие политической мысли XIX в. во многом было связано с победой Великой Французской революции (1789–1794), утверждением индустриального общества и буржуазной государственности, возникновением рабочего движения. В это время окончательно оформляются основные современные идеологии — либерализм, консерватизм, социализм. Политическая проблематика становится объектом жесточайшей идеологической борьбы.

В политических и правовых исследованиях этого периода широкое распространение получает позитивизм. Основоположником социологического позитивизма был французский философ О. Конт. Он считал, что наука об обществе должна быть такой же достоверной и точной, как и естественные науки, т. е. должна опираться только на наблюдения и факты.

Этот период отличается пристальным вниманием к анализу социальных основ политики и к взаимодействию политики и экономики. В середине 1940-х гг. возникает марксизм. К. Маркс обосновал материалистическое понимание истории и внес значительный вклад в понимание социально-экономических истоков политики. Суть диалектико-материалистического подхода к политике состоит в понимании ее как надстройки по отношению к экономической структуре общества. К. Маркс доказывал, что все явления политической жизни коренятся в материальных, жизненных, экономических отношениях и в своем существовании зависят от экономического базиса. Конечную причину всех важнейших исторических событий, в том числе и политических, марксизм видел в экономическом развитии общества. Важнейшим элементом политического учения марксизма является тезис о классовом характере государства и права. Политика есть концентрированное выражение экономики и сфера борьбы классов за завоевание государственной власти. К. Маркс и Ф. Энгельс (1820–1895) обосновывали положение о закономерности отмирания государства и всякой политики в коммунистическом обществе. Под влиянием марксизма складывается социологическое направление, исследующее взаимодействие политики с социальными отношениями.

Накопленные теоретические и эмпирические исследования, применение новых методов к изучению политических институтов и отношений привели к выделению в конце этого периода политологии в самостоятельную научную дисциплину

2.5. Тенденции развития политической науки на рубеже XIX–XX вв. Основные направления и школы политической мысли XX в.

Политическая наука становится самостоятельной научной и учебной дисциплиной во второй половине XIX в. Вплоть до возникновения политологии как самостоятельной научной дисциплины сфера политического рассматривалась в связи с другими подсистемами общества не в качестве отдельной, самостоятельной.

Современная политическая наука проходит в своем развитии несколько этапов.

Этап I. Данный этап развития политологии охватывает конец XIX в. — 1940-е гг. Развитие политической науки на рубеже веков связано с именами М. Вебера, Г. Моска (1858–1941), В. Парето (1848–1923), Р. Михельса (1876–1936), М. Острогорского (1864–1921), Э. Дюркгейма (1858–1917). Они развивали социологическое направление, исследующее взаимодействие политики с другими сферами общественной жизни. Эти мыслители заложили основы политической социологии, акцентировав свое внимание на исследовании таких проблем, как политическая элита, бюрократия, партии, особенности функционирования политической власти в условиях демократии. Ярким представителем этого направления был немецкий политолог и социолог М. Вебер. Он изучал политику с позиций социокультурных факторов развития (ценности, идеалы, верования) и рассматривал ее как особый вид человеческой деятельности и особую сферу жизни, которая формируется с возникновением государственно-административного аппарата. М. Вебер также анализировал проблемы теории власти, ее легитимности, проблемы бюрократии, лидерства.

Итальянские социологи В. Парето и Г. Моска создали теорию элит и стали основоположниками элитологии. С выходом в свет в 1896 г. работы Г. Моска «Элементы политической науки» часто связывают появление современной политологии как самостоятельной, оформившейся науки. Крупный вклад в развитие теории элит внес Р. Михельс. Он исследовал механизмы, порождающие элитарность общества. Р. Михельсу принадлежит формулировка «железного закона олигархии».

Огромную роль в развитии политической науки сыграла после Первой мировой войны Чикагская школа. Представители Чикагской школы Ч. Мерриам (1874–1953), Г. Лассуэл (1902–1979), Г. Алмонд (1911–2002), Р. Даль (1915–2014), С. Верба начали активно изучать различные аспекты политического поведения людей как участников политического процесса. Исследования этих политологов и социологов положили конец чисто описательному и нормативно-институциональному стилю исследований в политологии. Они широко внедряли эмпирические и количественные методы, тесты и лабораторные эксперименты, анкетные опросы, интервью, наблюдение, математическую статистику. Чикагская школа подготовила бихевиоралистскую (поведенческую) революцию в политологии.

Этап II. Данный этап развития политологии охватывает период с конца 1940-х гг. до второй половины 1970-х гг. На этом этапе происходит послевоенная поведенческая революция. Главное ее положение — политология должна изучать непосредственно наблюдаемое индивидуальное и групповое политическое поведение с помощью строго научных методов. Бихевиористы стремились разграничить факты и ценности и освободить политологию от ценностных суждений. Задача политолога — выявление закономерностей и объяснение событий на основе изучения непосредственно наблюдаемого. Политолог не должен давать оценку событиям. Бихевиористская революция способствовала превращению политологии в более «точную» научную дисциплину, а сами политологи становятся востребованными профессионалами.

В 1950-1970-е гг. начинает широко применяться системный и структурно-функциональный анализ политики. Д. Истон (1917–2014) создает теорию политической системы. Эта теория получает дальнейшее развитие у Г. Алмонда, К. Дойча (1912–1902). Американские политологи Г. Алмонд, С. Верба делают предметом политологического исследования политическую культуру. Происходит актуализация научного интереса к проблемам демократии (И. Шумпетер, Р. Даль, Э. Даунс).

Этап III. Этап начинается с середины 1970-х гг. и характеризуется поиском новых парадигм развития политической науки.

Как уже отмечалось, термин «парадигма» был введен американским историком науки и философом Т. Куном, который выдвинул концепцию научных революций как смены парадигм. Парадигма — это обобщенная характеристика специфических подходов к анализу и объяснению политики. Парадигма дает модель постановки исследовательских проблем и их решения.

В истории политической мысли использовались различные парадигмы. Можно выделить теологическую (религиозную), натуралистическую, социальную, рационально-критическую парадигмы.

Теологическая парадигма базируется на объяснении политических процессов божественной волей.

Натуралистическая парадигма рассматривает человека как часть природы и объясняет политику природной средой: географическими условиями, биологическими и психическими свойствами человека.

В литературе иногда выделяют психологизаторскую парадигму политики как самостоятельную (Г. Лебон, 3. Фрейд, Э. Фромм, К. Юнг).

Социальная парадигма политики рассматривает ее как производную от других социальных сфер: экономики, права, социальной структуры, культуры.

Рационально-критическая парадигма ориентирует на раскрытие внутренней природы политики, ее важнейших элементов и их взаимодействие, на выявление лежащих в основе политики конфликтов. Отсюда и появление парадигмы конфликта (Р. Дарендорф) и парадигмы консенсуса (Р. Даль).

Американский политолог Г. Алмонд считает, что в XX в. в развитии политологии было три вершины. Первая — это исследования Чикагской школы. Вторая вершина связана с бихевиоральной революцией после Второй мировой войны. Третий взлет политической науки определился введением логико-математических методов исследования, а также применением экономических моделей в рамках теории рационального выбора и методологического индивидуализма.

1. Какие этапы в истории становления политологии выделял М. Дюверже?

2. Почему, на ваш взгляд, представления о политике на Древнем Востоке носили религиозно-мифологический характер?

3. Когда возникает регионально-критическое осмысление политики?

4. Какова специфика политической мысли в Древней Греции?

5. Каковы основные политические идеи Платона и Аристотеля?

6. Какие особенности были характерны для развития политической мысли средневековой Европы?

7. Какие достижения в развитии политической мысли характерны для эпохи Возрождения и Нового времени?

8. Какой вклад в развитие политологии внесли выдающиеся политические мыслители эпохи Возрождения Н. Макиавелли и Ж. Боден?

9. Каково содержание концепций «общественного договора» и «естественного права»?

10. В чем состоит специфика марксистского подхода к пониманию политики?

11. Какие этапы принято выделять в развитии современной политологии?

12. Какие вершины в развитии политологии в XX в. выделил американский политолог Г. Алмонд?

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *