основные направления совершенствования навыков грамотного письма и говорения
Шпаргалка по русскому языку и культуре речи.
41. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НАВЫКОВ ГРАМОТНОГО ПИСЬМА И ГОВОРЕНИЯ.
Во все времена в любом обществе умение правильно говорить и писать считалось признаком образованного человека. Язык – структура подвижная и постоянно меняющаяся. Но основы грамотного письма и говорения остаются прежними.
Что на сегодняшний момент означает грамотно писать? Это прежде всего означает владеть определенным набором навыков, т. е. знать правила употребления гласных и согласных, правильное употребление лексики, правила синтаксиса, стилистики и т. д. Например, стилистика. Очень важно, чтобы текст был написан в одном стиле и не было отдельных слов, выпадающих из общей картины. В последнее время в этой части языкознания наметились тенденции расширения некоторых понятий, что поможет если не убрать спорные моменты, то уменьшить их количество. Так выражаются основные направления совершенствования навыков грамотности в стилистике. Что касается лексики, то полное владение лексическим составом языка доступно очень грамотным людям. Но совершенствовать свои познания в этой области – задача, стоящая перед каждым грамотным человеком и являющаяся задачей теории русского языка.
Как и в любом деле, лучший способ усовершенствовать навыки письма – это постоянные упражнения. Изучение новых правил и повторение уже изученных – вот основополагающие правила. Употребление гласных в корнях существительных, правильное выделение причастных и деепричастных оборотов и многое другое – это то, что надо совер-Лшенствовать и является в свою очередь основными направлениями повышения уровня навыков грамотного письма.
Не менее важен вопрос и грамотного говорения. Что значит грамотно говорить? Это умение правильно делать ударения, правильно произносить звуки (т. е. фонетика), сюда можно отнести и стилистические навыки, и богатство и разнообразие языка. Но основой грамотного говорения являются прежде всего навыки грамотного письма. Например, такой важный момент, как точность речи. Это умение четко и ясно выражать свои мысли. Как любое умение, его можно усовершенствовать. Чтобы речь была точной, необходимо прежде всего знать, о чем хочешь сказать. Иначе получается путаница и нарушается логика повествования. Есть и другая причина, которая делает речь неточной. Это – плохое и недостаточное знание русского языка, его особенностей.
Все, что нас окружает, имеет названия. Поэтому, чем больше человек знает слов, чем богаче его язык, тем точнее он выражает свои мысли. В речи существует много подводных камней, например омонимы – слова, одинаковые по написанию, произношению, но разные по значению. Нельзя употреблять их в нескольких смыслах. Опасна в речи и синтаксическая омонимия.
Одно из требований, предъявляемых к речи говорящего и пишущего, – понятность речи. Это важнейшее коммуникативное качество речи. Соблюдать данное требование необходимо потому, что оно связано с действенностью, эффективностью устного слова.
Еще один момент – это выразительность речи. Речь, наполненная сравнениями, пословицами и другими стилистическими средствами, привлекает внимание.
Все перечисленные выше направления нуждаются в постоянном совершенствовании как в письменной речи, так и в устной.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НАВЫКОВ ГРАМОТНОГО ПИСЬМА И ГОВОРЕНИЯ
Во все времена в любом обществе умение правильно говорить и писать считалось признаком образованного человека. Язык – структура подвижная и постоянно меняющаяся. Но основы грамотного письма и говорения остаются прежними.
Что на сегодняшний момент означает грамотно писать? Это прежде всего означает владеть определенным набором навыков, т. е. знать правила употребления гласных и согласных, правильное употребление лексики, правила синтаксиса, стилистики и т. д. Например, стилистика. Очень важно, чтобы текст был написан в одном стиле и не было отдельных слов, выпадающих из общей картины. В последнее время в этой части языкознания наметились тенденции расширения некоторых понятий, что поможет если не убрать спорные моменты, то уменьшить их количество. Так выражаются основные направления совершенствования навыков грамотности в стилистике. Что касается лексики, то полное владение лексическим составом языка доступно очень грамотным людям. Но совершенствовать свои познания в этой области – задача, стоящая перед каждым грамотным человеком и являющаяся задачей теории русского языка.
Как и в любом деле, лучший способ усовершенствовать навыки письма – это постоянные упражнения. Изучение новых правил и повторение уже изученных – вот основополагающие правила. Употребление гласных в корнях существительных, правильное выделение причастных и деепричастных оборотов и многое другое – это то, что надо совершенствовать и является в свою очередь основными направлениями повышения уровня навыков грамотного письма.
Не менее важен вопрос и грамотного говорения. Что значит грамотно говорить? Это умение правильно делать ударения, правильно произносить звуки (т. е. фонетика), сюда можно отнести и стилистические навыки, и богатство и разнообразие языка. Но основой грамотного говорения являются прежде всего навыки грамотного письма. Например, такой важный момент, как точность речи. Это умение четко и ясно выражать свои мысли. Как любое умение, его можно усовершенствовать. Чтобы речь была точной, необходимо прежде всего знать, о чем хочешь сказать. Иначе получается путаница и нарушается логика повествования. Есть и другая причина, которая делает речь неточной. Это – плохое и недостаточное знание русского языка, его особенностей.
Все, что нас окружает, имеет названия. Поэтому, чем больше человек знает слов, чем богаче его язык, тем точнее он выражает свои мысли. В речи существует много подводных камней, например омонимы – слова, одинаковые по написанию, произношению, но разные по значению. Нельзя употреблять их в нескольких смыслах. Опасна в речи и синтаксическая омонимия.
Одно из требований, предъявляемых к речи говорящего и пишущего, – понятность речи. Это важнейшее коммуникативное качество речи. Соблюдать данное требование необходимо потому, что оно связано с действенностью, эффективностью устного слова.
Еще один момент – это выразительность речи. Речь, наполненная сравнениями, пословицами и другими стилистическими средствами, привлекает внимание.
Все перечисленные выше направления нуждаются в постоянном совершенствовании как в письменной речи, так и в устной.
Русский язык и культура речи.
40. Основные направления совершенствования навыков грамотного письма и говорения.
Не секрет, что, если человек умеет правильно, красиво говорить, грамотно писать, его считают образованным. Язык как самостоятельная система живет, развивается и меняется под влиянием времени. Строение языка с давних времен было объектом внимания ученых. В языке все подчиняется закономерностям. Их изучение позволяет языковедам создавать грамматические правила, в том числе правила правописания и произношения.
Не всегда удается выразить мысли ясно, четко, образно. Этому умению нужно терпеливо и упорно учиться. А. Н. Толстой говорил: «Обращаться с языком кое-как – значит и мыслить кое-как: неточно, приблизительно, неверно».
Что же подразумевается под умением «грамотно писать» и «грамотно говорить»? Грамотное правописание – это не только знания правил употребления согласных и гласных, знание синтаксических конструкций и их правильное использование, но и знание употребления нужных лексических единиц, соблюдение стилистических норм. Необходимо помнить, что при выборе слова учитывается не только его лексическое значение, но и его стилистическая «зафиксированность», экспрессивная окраска.
Немаловажным является также вопрос о правильном говорении. В литературном языке произношение подчиняется определенным нормам и правилам, так же как и выбор слов или использование тех или иных грамматических форм. Например, в русском языке в безударном положении не произносится звук [о]. После твердых согласных в первом предударном слоге, а также в начале слова вместо буквы о произносится [а]: к[а]зА – к[О]зы. Или в некоторых сочетаниях согласных стн, здн выпадает звук, хотя на письме буква пишется: лестница, наездник, чувство. В иноязычных словах часто пишутся двойные согласные: касса, аккорд, грамм. Необходимо правильно делать ударение в словах: ремЕнь, портфЕль, партЕр.
В любом случае в основе правильного письма лежат навыки грамотной речи, соблюдение норм литературного языка. Правильно говорить – это умение. Прежде всего необходимо определить, что ты хочешь сказать. Умение точно и четко формулировать свои мысли надо совершенствовать. Ведь, прежде чем мысли, идеи получат выражение на бумаге, необходимо обдумать и сформулировать то, о чем пойдет речь в голове.
Слово является важнейшей единицей языка. Русский язык имеет огромный лексический запас. С помощью слов можно назвать не только разнообразные явления, предметы, действия, но и признаки, различные оттенки значений. Слово имеет определенный смысл. Чем больше словарный запас, чем образованнее и эрудированнее человек, тем богаче и интереснее становится его язык, тем свободнее становится его речь.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НАВЫКОВ ГРАМОТНОГО ПИСЬМА И ГОВОРЕНИЯ
Не секрет, что если человек умеет правильно, красиво говорить, грамотно писать, его считают образованным. Язык как самостоятельная система живет, развивается и меняется под влиянием времени. Строение языка с давних времен было объектом внимания ученых. В языке все подчиняется закономерностям. Их изучение позволяет языковедам создавать грамматические правила, в том числе правила правописания и произношения.
Не всегда удается выразить мысли ясно, четко, образно. Этому умению нужно терпеливо и упорно учиться. А. Н. Толстой говорил: «Обращаться с языком кое-как – значит и мыслить кое-как: неточно, приблизительно, неверно».
Что же подразумевается под умением «грамотно писать» и «грамотно говорить»? Грамотное правописание – это не только знания правил употребления согласных и гласных, знание синтаксических конструкций и их правильное использование, но и знание употребления нужных лексических единиц, соблюдение стилистических норм. Необходимо помнить, что при выборе слова учитывается не только его лексическое значение, но и его стилистическая «зафик-сированность», экспрессивная окраска.
Немаловажным является также вопрос о правильном говорении. В литературном языке произношение подчиняется определенным нормам и правилам, так же как и выбор слов или использование тех или иных грамматических форм. Например, в русском языке в безударном положении не произносится звук [о]. После твердых согласных в первом предударном слоге, а также в начале слова вместо буквы о произносится [а]: к[а]зА – к[О]зы. Или в некоторых сочетаниях согласных стн, здн выпадает звук, хотя на письме буква пишется: лестница, наездник, чувство. В иноязычных словах часто пишутся двойные согласные: касса, аккорд, грамм. Необходимо правильно делать ударение в словах: ремЕнь, портфЕль, партЕр.
В любом случае в основе правильного письма лежат навыки грамотной речи, соблюдение норм литературного языка. Правильно говорить – это умение. Прежде всего необходимо определить, что ты хочешь сказать. Умение точно и четко формулировать свои мысли надо совершенствовать. Ведь прежде чем мысли, идеи получат выражение на бумаге, необходимо обдумать и сформулировать то, о чем пойдет речь, в голове.
Слово является важнейшей единицей языка. Русский язык имеет огромный лексический запас. С помощью слов можно назвать не только разнообразные явления, предметы, действия, но и признаки, различные оттенки значений. Слово имеет определенный смысл. Чем больше словарный запас, чем образованнее и эрудированнее человек, тем богаче и интереснее становится его язык, тем свободнее становится его речь.
ЖАНРЫ ПОБУЖДЕНИЯ: ПРИКАЗ, СЛУЖЕБНОЕ РАСПОРЯЖЕНИЕ, ИНСТРУКЦИЯ, ЗАЯВЛЕНИЕ, ЗАПРОС, ЖАЛОБА (РЕКЛАМАЦИЯ), РЕКОМЕНДАЦИЯ
Приказ относится к жанру побуждения. Под приказом следует понимать акт руководителя органа государственного управления или государственного учреждения, письменное или устное распоряжение начальника подчиненным, являющиеся для них законом.
Приказ печатается или пишется от руки на специальном бланке, на котором обязательно присутствуют реквизиты и полное название организации с ее юридическим адресом. На приказе обязательно должны быть дата, номер, подпись, визы и исполнитель. Название документа может быть выделено. Заголовок к тексту должен быть кратким и выражать основное содержание приказа.
Приказ содержит две части: в первой указывается цель (причина) издания приказа, во второй – обоснование распоряжения руководителя. В правом верхнем углу или посередине пишется слово ПРИКАЗЫВАЮ. Распоряжение пишется по пунктам в повелительной форме.
Служебное распоряжение – правовой акт, который издают руководитель учреждения или его заместитель в основном для быстрого решения важных вопросов, не требующих отлагательства. Служебное распоряжение имеет те же составляющие, что и приказ.
Инструкция представляет собой правила по технике безопасности при работе с приборами или техническими устройствами. Инструкции пишутся по общепринятой схеме: название в середине, содержание – по пунктам. Инструкция утверждается руководителем предприятия и подписывается инженером по технике безопасности.
Заявление – это специальный служебный документ внутреннего назначения. Оно доводит до сведения должностных лиц мнение человека или коллектива по определенному вопросу.
Запрос (к политическим лидерам, руководителям министерства) – это право одного или нескольких лиц требовать от вышестоящих органов разъяснений по интересующим их вопросам или конкретным мероприятиям. Запрос может содержать просьбу рассказать о товаре или услуге.
Запрос состоит из двух частей: повествовательной и вопросительной.
Ответ на запрос дается в установленные законом сроки.
Жалоба (рекламация) – громкое возражение, неодобрение. Это может быть претензия покупателя или заказчика к продавцу или поставщику. В ней содержатся жалоба по вопросу ненадлежащего качества вещи или услуги, а также требование об его устранении или снижении цены или возмещении убытков.
Рекомендация – письменный или устный положительный отзыв или указание. Данный документ начинается словом: РЕКОМЕНДУЮ и ведется по пунктам. Рекомендации бывают двух видов: от вышестоящих к нижестоящим и наоборот. Подписывается дающим лицом.
ВИДЫ ПОБУЖДЕНИЯ: ПРОСЬБА, МОЛЬБА, ПРИКАЗ, КОМАНДА, ЗАПРЕТ, РАЗРЕШЕНИЕ, СОВЕТ, РЕКОМЕНДАЦИЯ, ПРЕДОСТЕРЕЖЕНИЕ, ПРЕДЛОЖЕНИЕ
Побуждение – это призыв, просьба. Побуждение может выражаться как в устной, так и письменной форме. На письме побуждение выражается восклицательным предложением.
Степень крайней безвыходности выражается в разновидности просьбы, называемой мольбой. Предложение отличается умоляющей интонацией и подбором слов, выражающих необходимость прошения. Начинается предложение, содержащее мольбу, словами: «Я умоляю Вас. », «Я очень Вас прошу. ». Обычно в предложении-мольбе на первое место ставится личное местоимение.
Приказ – это форма побуждения, выражающаяся в устном или письменном распоряжении, требующая беспрекословного выполнения.
В устной форме приказ строится в повелительном наклонении. Отдающий приказ должен голосом выражать твердость и жесткость.
Команда – это жесткая форма приказа, употребляющаяся в военном деле и состоящая из одного или двух слов и носящая повелительный характер: К бою! На штурм! Команда требует строгого, сиюминутного выполнения, отличается краткостью и твердостью интонации. В команде как форме приказа различают запрет и разрешение.
Запрет – это отрицательная команда, начинается со слова «нельзя, нет». В письменной речи запретное предложение имеет в конце восклицательный знак.
Разрешение носит положительный характер, начинается со слов: «Да, разрешая; да, можно» и т. д. Разрешение произносится спокойно. Разрешение чаще всего является положительным ответом на просьбу или запрос. Как документ разрешение пишется от первого лица и начинается глаголом РАЗРЕШАЮ.
Совет – вид побуждения, отличающийся ненавязчивостью, имеющий скорее совещательную, чем назидательную форму повествования, отличается мягкостью интонации. Начинается предложение-совет с местоимения «Я» или «Мы» и является повествовательным.
Частный вид совета – рекомендация может иметь официальный и частный характер. Как правило, это благоприятный отзыв о чем-либо или ком-либо.
Предостережение – это вид совета, носящий благожелательный характер. В письменной форме это обычно обращение внимания на высокое напряжение, ремонтные работы и т. д.
Предложение – это любое высказывание, являющееся сообщением, рассчитанное на слуховое или зрительное восприятие. Оно часто является формой побуждения, а иногда и призыва.
Учебные материалы
Основные направления совершенствования навыков грамотного письма и говорения связаны исключительно с нормами литературного языка. Выделяют нормы орфоэпические, орфографии и пунктуации, лексические, морфологические, синтаксические. О них говорилось в теме «Нормативные, коммуникативные, этические аспекты устной и письменной речи».
Орфоэпические нормы – нормы произношения и ударения. Чтобы не делать ошибок в речи, нужно пользоваться специальными словарями (Орфоэпический словарь русского языка; Словарь ударений для работников радио и телевидения, «Русское литературное произношение» Р.И. Аванесова, «Толковый словарь русского языка С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой и др.), в которых зафиксированы только предпочтительные варианты ударения и произношения.
Лексические нормы, или нормы словоупотребления, – это правильность выбора слова из ряда единиц, близких ему по значению или форме; употребление слова в тех значениях, которые оно имеет в языке; уместность его использования в той или иной ситуации. Важнейшим условием правильности речи является соблюдение лексических норм. Несоблюдение норм приводит к частым ошибкам и непредвиденным курьёзам, предотвратить которые помогут произведения классической литературы и словари (Трудности словоупотребления и варианты норм русского литературного языка: Словарь-справочник; Словарь сочетаемости слов русского языка; Словарь-справочник по русскому языку: Правописание, произношение, ударение, словообразование, морфемика, грамматика, частота употребления слов; толковые словари русского языка, словари паронимов, синонимов, антонимов, фразеологизмов и многие другие словари и справочники).
Морфологические нормы требуют правильного образования грамматических форм слов разных частей речи, т.е. знания орфографической системы русского языка, основанной на совокупности нескольких принципов при доминировании морфологического. Грамотным называют человека, не только правильно пишущего все существующие в языке слова, но и способного объяснить написание слова и умеющего пользоваться правилами, словарями, справочниками. К ним относятся: «Словарь морфем русского языка»; «Морфемно-орфографический словарь»; «Новый орфографический словарь русского языка»; «Слитно или раздельно: орфографический словарь-справочник»; «Прописная или строчная»; «Одна или две буквы н»; «Слова с удвоенными согласными» и др.
Синтаксические нормы предписывают правильное построение словосочетаний и предложений. Строя предложения, необходимо помнить, что в русском языке предпочтительным является прямой порядок слов, т.е. подлежащее предшествует сказуемому. Иной порядок слов связан с использованием средств речевой выразительности, с условиями и сферами высказывания. Синтаксические нормы основаны на знаках препинания и на правилах оформления письменного текста.
Традиционное описание пунктуации как средства организации предложения сузило само понятие пунктуационной нормы. Основной функцией пунктуации является смысловое членение речи, что достаточно трудно описать в правилах и предписаниях. Специфичность пунктуационной нормы заключается в том, что она допускает и индивидуализированную (так называемую авторскую) пунктуацию.
Стилистические нормы связаны с особенностями функциональных стилей, речевого жанра, с целью и условиями общения. Стилистическая норма регулирует отбор определённых слов, форм слов, предложений в зависимости от ситуации и отношения говорящего к предмету речи. Стилистическая норма связана с выразительными (экспрессивными) явлениями в системе языка, которые называют стилистическим значением языковой единицы, или стилистической окраской. О стилистических нормах говорилось в разделе 1.2.
Нормы делают речь понятной, логичной, выразительной. Нормы русского литературного языка отражают самобытность национального языка, способствуют сохранению языковой традиции, культурного наследия прошлого. Они защищают литературный язык от потока диалектной речи, социальных и профессиональных жаргонов, просторечия. Это позволяет литературному языку оставаться целостным, общепонятным и выполнять свою основную функцию. По действующим на любом этапе существования литературного языка нормам можно определить, какие изменения в отношении нормализации произошли и каковы тенденции дальнейшего развития норм литературного языка.
Для того чтобы в любой речевой ситуации соблюдать нормы языка, показать свою речевую культуру, нужно владеть коммуникативными и лингвистическими (языковыми) компетенциями. В учебно-методическом комплексе можно найти сведения о путях развития указанных компетенций и о способах расширения представлений о русском языке, о современной русской ситуации, о речевом портрете представителей нашего современного языкового общества.
Лексикографическая компетенция (умение пользоваться словарями и извлекать из них необходимую информацию) предполагает: 1) осознание потребности обращения к словарю для решения познавательных и коммуникативных задач; 2) умение выбрать нужный словарь в зависимости от конкретных познавательных задач; 3) умение воспринимать текст словаря и извлекать из него необходимую информацию о слове.
Существуют сотни словарей различных типов: энциклопедические (они представляют информацию по разным областям знания, объясняют не значения слов, а понятия, термины), толковые и переводные, терминологические, словари трудностей, словари иностранных слов и этимологические, словари синонимов и орфографические. Как и любое дело, квалифицированное пользование словарем предполагает определенную компетенцию читателя.
С точки зрения потребностей пользователя словари можно разделить на те, которые, в первую очередь, помогают строить текст, правильно использовать слова в речи, и те, которые позволяют адекватно воспринимать текст, точно понять все элементы его смысла.
Для того чтобы в устной речи избежать ошибок в произношении, ударении, образовании форм слов, составлении предложений и текста следует обращаться к орфоэпическим словарям, словарям ударений, а также к словарям-справочникам по культуре речи. Эти словари помогут избежать нежелательных ошибок, объяснят условия употребления того или иного варианта.
Активизация огромного числа новых заимствований, терминов, массовое проникновение в лексикон среднего носителя языка субстандартной лексики, возвращение в активное употребление историзмов, уход в пассив слов, обозначавших ушедшие реалии советского быта, – все эти процессы делают проблему адекватного понимания лексических единиц особенно острой. Изменение и заметное сокращение круга чтения у значительной массы наших современников, вытеснение экранной культурой культуры книжной ведет к неизбежному оскудению словарного запаса. Между тем словарь личности – ключ к ее социальному поведению, к перспективам интеллектуального, духовного и профессионального роста.
Лингвистическая компетенция составляет фундамент культуры речи личности, которая должна руководствоваться определённой закономерностью соотношения языковых явлений. Они основаны на нормах литературного языка, на нормативности речи. Владение литературной нормой – показатель не только высокой культуры речи, но высокой общей культуры личности и его уважения родной культуры в целом.
Каждая сфера литературного языка имеет свою систему норм, обязательную для всех его носителей. Рассмотрим некоторые конкретные случаи нарушения норм в современном русском языке (орфоэпической, морфологической, синтаксической, лексической и стилистической), приводящих к грубым ошибкам в устной и письменной речи.
Для того чтобы в любой речевой ситуации соблюдать нормы языка, показать свою речевую культуру, нужно владеть коммуникативными и лингвистическими (языковыми) компетенциями. В учебно-методическом комплексе можно найти сведения о путях развития указанных компетенций и о способах расширения представлений о русском языке, о современной языковой ситуации, о речевом портрете представителей нашего современного языкового общества.