основные навыки руководителя в менеджменте
Время гибких: какие навыки нужны руководителю в условиях неопределенности
Об эксперте: Александр Савицкий, автор курса Skillbox «Операционный менеджмент и непрерывные улучшения».
Эпоха неопределенности
Как писал древнеримский писатель Плиний Старший, «в этой жизни определенно только то, что нет ничего определенного». Это изречение как нельзя лучше описывает действительность, учитывая, темпы, с которыми в 2020 году происходят изменения. Период неопределенности, который начался еще зимой, затянулся. В этих условиях никто не берется строить долгосрочные прогнозы даже в диапазоне нескольких месяцев, а бизнесу все чаще приходится действовать вслепую. Причем это касается всех компаний — как тех, кто оказался в выигрышном положении, так и тех, кто переживает кризис.
Впрочем, в ситуации неопределенности мы оказались задолго до пандемии благодаря технологическому прогрессу. То, что вчера казалось невозможным, сегодня мгновенно проникает в нашу жизнь — и меняет ее. Технологии трансформируют не только рынки, но также структуру работы и организацию рабочих процессов.
Машины и алгоритмы постоянно совершенствуются, становясь все более автономными. В результате снижается спрос на рутинный ручной труд, тогда как гибкие навыки — soft skills — становятся все более востребованными. Уже очевидно, что потребность в физическом труде и низкоквалифицированной рабочей силе стабильно идет на спад, тогда как спрос на специалистов с развитыми коммуникационными навыками и эмоциональным интеллектом, наоборот, растет.
Новые требования касаются и руководителей — для управления командой сегодня недостаточно владеть опытом и экспертизой, важно грамотно коммуницировать, быть гибким и находить креативные пути решения проблемы. Но такие топ-менеджеры пока большая редкость, поэтому рынок остро нуждается в руководителях нового формата. Можно выделить четыре ключевых свойства, которые пригодятся для управления компанией в эпоху турбулентности.
Умение грамотно решать проблемы
В русском языке за словом «проблема» закрепилась негативная коннотация, поэтому компании стараются избегать их упоминания любой ценой. При этом они часто забывают, что именно проблемы становятся точками роста и открывают новые возможности. Умение превращать уязвимость в преимущества и находить нестандартные решения — это основные принципы грамотного подхода к problem solving. Как сократить затраты, выйти на новый рынок, какой продукт нужно разрабатывать, — над этими проблемами обычно работают руководители.
Решение всегда начинается с понимания ситуации и структурирования задачи, за которыми следует детальная аналитика и синтез потенциальных вариантов действий. Это помогает определить ключевые рычаги, которые сработают наиболее эффективно и принесут компании наибольшую ценность.
На этой стадии топ-менеджеру важно задавать правильные вопросы и четко формулировать проблему. В то же время нужно постоянно учитывать контекст, макротренды и общую повестку.
При этом проблемы нужно не только анализировать и решать, но и грамотно доносить. Вся команда должна действовать согласованно, четко понимая, какие шаги и зачем нужно предпринимать в каждый конкретный момент. Грамотная коммуникация со стороны руководства также помогает сотрудникам учиться на примере и прокачивать навыки problem solving.
И руководитель, и сотрудники могут освоить этот скилл, не обязательно обладая врожденным талантом или многолетним опытом. Начать можно с изучения пособия Чарльза Конна и Роберта МакЛина Bulletproof Problem Solving («Гарантированное решение проблем»).
Мастерство в agile
Существует мнение, что переменчивость и непредсказуемость бизнес-среды можно побороть, если составить несколько сценариев развития событий — от пессимистичного к оптимистичному — и заранее подготовиться к каждому из вариантов. На практике большинство прогнозов не сбывается, а непредвиденные события буквально сбивают с ног. Такие труднопрогнозируемые события бывший трейдер и риск-менеджер Нассим Талеб назвал «черными лебедями».
Практика показывает, что успешно выживать в изменчивом и непредсказуемом мире помогает итеративный подход и умение экспериментировать.
Задача руководителя — это создание «антихрупкой» компании, которая не разваливается при первой же кризисной ситуации, а учится делать из нее выгоды.
Полностью избежать рисков и потрясений невозможно, нужно допускать, что непредвиденные события произойдут в любом случае. Вопрос в том, как минимизировать последствия и избежать крупных потерь.
Независимо от того, в какой индустрии вы работаете, вам пригодятся тактики гибкого управления из ИТ-сферы. Современный руководитель должен понимать как выстроить agile-структуру, быстро создавать MVP (minimum viable product, минимально жизнеспособный продукт) и тестировать гипотезы.
Горизонтальные коммуникации
Один из самых недооцененных навыков современного топ-менеджера — это умение выстраивать коммуникации. Обычно под этим подразумевают дипломатичность, способность уверенно выступать перед публикой или делегировать задачи. Но в 2020-м этого недостаточно.
Сейчас важно строить масштабную систему коммуникаций, которая позволит быстро выявлять проблемы, безошибочно транслировать видение и цели сотрудникам и так же быстро принимать решения.
Раньше руководитель работал в рамках стандартной иерархии по модели сверху-вниз. Теперь на смену таким коммуникациям приходят горизонтальные и кросс-функциональные методы взаимодействия. Они дают возможность быстрее обмениваться информацией и оперативно строить стратегии. Именно от его качества зависит то, как быстро руководитель подстроится под меняющиеся обстоятельства и изменит курс компании в случае необходимости.
При этом сотрудники должны понимать, что они не просто выполняют команды, а следуют поставленной цели, работают на благо общего дела. Это особенно актуально в высокоинтеллектуальных сферах. Поэтому при делегировании задач необходимо для начала объяснить, почему компания делает так, а не иначе, и как это соотносится с общей повесткой компании.
Для этого руководителю нужно развивать навыки фрейминга, то есть передачи смыслов. Как менеджер формулирует мысли? Насколько тождественно понимание картины мира у него и у его подчиненных? Позитивное или негативное сообщение он несет в процессе коммуникации?
Важно не останавливаться на достигнутом и постоянно совершенствовать свои коммуникативные навыки, ведь обычно наиболее ценные инсайты возникают в результате межличностного общения.
Быстрый и непредсказуемый мир ставит новые вызовы перед руководителями, преодоление которых требует нового набора навыков. Чтобы удержать позиции в бизнесе и создавать ценность, топ-менеджеру нельзя останавливаться на достигнутом — нужно постоянно расти и совершенствоваться, отслеживая мировые тренды. То, что раньше считалось суперспособностью и талантом руководителя, например умение эффективно решать проблемы или быстро реагировать на изменения, сегодня уже считается гибким навыком, который может прокачать каждый. Главное, осознать потребность и принять факт того, что soft skills можно и нужно осваивать. И лучше начать действовать как можно скорее, чтобы сохранить свое конкурентное преимущество.
Больше информации и новостей о трендах образования в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь.
Как развивать управленческие навыки
Компетентный лидер команды не просто руководит процессами и людьми, а сочетает в своей работе целый набор профессиональных качеств. Рассказываем, какими управленческими навыками должен обладать успешный руководитель и как их эффективно развивать.
Планирование
Об искусстве все успевать написаны сотни книг, в которых под разным соусом подается одна идея — разбивайте все большие дела на несколько маленьких. Похожая идея по микропланированию есть и у новомодных методик из ИТ — Scrum, Kanban и прочих.
Организация работы
После планирования вам нужно наладить процессы, проявить организационные навыки. Если обобщенно, то важно ответить на вопрос — как лучше решить задачу. В этот блок входит умение определять необходимые функции у каждого подпроцесса, объяснить специалисту задачу, найти ресурсы: время работника, специальные инструменты. Возможно, распределить ответственность между исполнителями или добавить в календарь график отчетов.
Организация работы входит в перечень ключевых профессиональных навыков руководителя. Универсальной формулы нет, каждая задача требует своего подхода. Поэтому вам как менеджеру придется развивать еще и навык быстрого анализа ситуации и умения организовывать работу ограниченными ресурсами.
Делегирование
Если руководителем в компании становится успешный работник, то практически всегда его первая ошибка — стремление сделать все самостоятельно, без привлечения других. Хотя навык делегирования как раз и отличает эффективного менеджера от профессионального исполнителя.
Известный эксперт по менеджменту Брайан Трейси предупреждает: помните, что делегирование это не просто способ передать задачи. Это навык менеджера, двухсторонний процесс, в котором руководитель выступает учителем. Сначала управленец опытным путем выясняет, следует ли развивать исполнителя. Затем вкладывает в него ресурсы, в том числе и свое время. Только потом делегирование не будет требовать внимания менеджера, станет способом экономить время.
Смотрите также на нашем Youtube-канале: Как определить управленческий масштаб
Контроль
Необходимые управленческие знания и навыки руководителя включают в себя такое понятие как контроль. Иногда этот термин ошибочно воспринимают как обязанность руководителя проверять каждый шаг исполнителя. Но подобный подход скорее вредит мотивации сотрудников — они чувствуют недоверие и подсознательно начинают саботировать процессы.
Вместо этого попробуйте воспринимать контроль как способность организовать систему беспроблемного отслеживания результатов. Например, задачу можно разбить на этапы, поставить контрольные точки и объяснить сотрудникам, каких результатов и в какой день вы ждете.
Обучение
Без постоянного повышения квалификации талантливый сотрудник быстро потеряет мотивацию, «середнячки» будут просто отрабатывать положенное количество часов, а новички не смогут разобраться в профессии и не смогут повысить производительность и качество работы.
Обучение — постоянный процесс. Но это не только получение новых знаний и отработка их на практических кейсах. Важно закладывать возможность обучения на реальных проектах. Спланируйте работу так, чтобы у людей в новых проектах и задачах была возможность допустить ошибку и самостоятельно исправить ее — это один из самых эффективных педагогических инструментов.
Оптимизация
Когда задачи распланированы, процессы организованы, достижения и ошибки на контроле, а сотрудники развиваются, стоит заняться оптимизацией. Управление — это большой сложный механизм, строя который любой руководитель допускает небольшие ошибки. Проанализируйте все процессы и постарайтесь исправить недочеты.
Главные вопросы, которые стоит задать себе: как улучшить систему работы, сократить время и усилия на единицу результата. Уметь оптимизировать процессы — важнейший управленческий навык, который поднимет вас в любом рейтинге руководителей.
Лучшие способы учиться
Способов обучаться сейчас очень много, и лучше не выбирать какой-то один, а совмещать сразу несколько из перечисленных ниже вариантов. Не забывайте — главное не просто получить знания, но и превратить их в навыки, то есть попробовать все на практике, заметить важные тонкости, применимые к вашей сфере. Только так можно стать управленцем высокого класса.
Найти наставника
Наставник — это не обязательно человек, который будет вас направлять. Возможен и другой сценарий: вы будете внимательно следить за работой топ-менеджеров, перенимать их практики и постепенно выработаете свой эффективный стиль управления.
Посещать конференции
Для развития навыков руководителя вам могут пригодиться несколько видов событий:
Отраслевые — на которых обсуждаются последние события вашей сферы. Развитие hard skills позволит вам лучше ставить задачи специалистам.
Управленческие — там, где речь идет именно о проблемах менеджеров. Изучайте достижения науки управления персоналом и процессами, общайтесь с топ-менеджерами и заводите полезные знакомства.
Бизнес-встречи — на крупных предпринимательских конференциях можно узнать, как мыслят топы крупнейших компаний, получить инсайдерскую информацию из кулуаров и научиться мышлению предпринимателя, ведь руководитель и бизнесмен во многом схожие «профессии».
Собрать оценку команды и клиентов
Оценить эффективность работы руководителя с точки зрения результата может владелец бизнеса: выполнены ли KPI, решена ли задача. С точки зрения процессов стоит обратиться к непосредственным участникам системы — вашим подчиненным.
Проведите анонимный опрос, насколько высоко сотрудники оценивают ваши профессиональные качества и почему. Анализируйте результаты, направляйте усилия на слабые звенья в цепочке ваших профессиональных навыков.
Самообразование
Структурируйте знания
Все вышеперечисленные способы учиться имеют как плюсы, так и минусы. Например, проблема самообразования в том, что знания получаются хаотичными. Найти же наставника иногда очень сложно из-за особенностей компании и соглашений о неразглашении.
Попробуйте структурировать знания и повысить квалификацию в образовательном учреждении. Выбирая курс, ориентируйтесь на свои потребности. Например, по теме нашей статьи — лучше не искать общий курс о руководстве, а попробовать узконаправленный вариант «Как развивать управленческие навыки». Посмотрите программу: в ней каждый навык рассматривается отдельно, есть практическая отработка и полезная теория.
Как и в случае с обучением сотрудников, подходить к выбору курсов лучше основательно. Например, проверить, являются ли преподаватели практиками, или их знания хороши лишь в теории. Почитать отзывы о курсах — много ли «воды», есть ли разбор реальных кейсов.
ObRetu
Люди уже достаточно давно спорят о том, можно ли стать хорошим лидером, либо им изначально рождаются. Я уверен в том, что даже если вы не родились со всем нужным набором лидерских качеств, то вы можете работать над своими навыками, чтобы стать успешным руководителем.
Ранее мы уже говорили о том, какими качествами должен обладать лидер, поэтому не будет повторяться. Сегодня мы поговорим о основных навыках, которые необходимы руководителю.
Разница между боссом и лидером
Руководителей очень часто называют “босс”, используя это слово вместо слова “лидер”. Эти слова так похожи, что люди часто считают их равноценными. Хотя, есть незначительные различия, которые скрывают самое главное: быть боссом может каждый, а стать настоящим лидером только человек, который обладает всеми нужными качествами.
Это лишь некоторые различия между боссом и лидером, но, надеюсь, что саму идею вы поняли. Теперь перейдем непосредственно к навыкам, которые необходимы каждому, кто планирует стать хорошим руководителем.
10 навыков, которые помогут вам стать успешным руководителем и менеджером команды
1 – Уверенность
Люди естественно тянутся к уверенным лидерам. Наличие четких целей и четкого понимания этих целей имеет решающее значения для успешного руководителя.
Но будьте очень осторожны с тем, чтобы ваша уверенность не превратилась в высокомерие.
Все это хорошо демонстрирует ситуация с пилотом самолета. Чтобы перелететь из пункта А в пункт Б, пилот должен быть уверен в выбранном маршруте, а так же он должен быть уверен в своих умениях управления самолетом и в своих напарниках. Однако, если этот пилот начинает со смутного представления о том, куда они идут и как они собираются это сделать, то это не внушает доверия, поэтому очень немногие люди захотят последовать примеру капитана.
2 – Решительность
Лидеры принимают решения своевременно. Если не делать это, то вы просто будете позволять ситуации обостряться до тех пор, пока обстоятельства не потребуют ответа. Позволить такому случиться лидер не может.
3 – Организованность
Хороший руководитель команды признает, что все ресурсы ограничены. Это включает в себя финансовые ресурсы, человеческие ресурсы и время. Возможность организовать работу и расставить приоритеты для всех активных задач, чтобы минимизировать потери.
Вы можете использовать CRM – системы для повышения производительности. Найти оптимальные инструменты для выполнения ваших ежедневных задач. Стандартизируйте работу с почтой, документами, управлением временем. Без организованности многие важные решения будут оставлены на усмотрение обстоятельств.
4 – Переговоры
Любой руководитель должен быть максимально хорош в переговорах. Споры и конфликты неизбежно возникают в команде. Когда это произойдет, лидер должен быть готов разрешить эти спорты и восстановить гармонию в группе.
Всегда имейте в виду, что при работе с разными личностями восприятие является критически важным. Вы можете видеть одну сторону как рациональную, а другую сторону как нелепую, но в глазах другого человека это может выглядеть совершенно иначе. Руководителю предстоит не только решить проблему, но и доказать окружающим, что личные обиды и интересы не повлияют на цели компании.
Лидер всегда начинает с слушания и признания обеих сторон, полдела – услышать людей и показать им, что они услышаны. Лучше всего принимать такие решение, которые устроят все заинтересованные стороны.
5 – Делегирование
Знание того, как правильно делегировать задачи является базовым для успеха в развитии организации. Хороший руководитель умеет делегировать задачи членам своей команды так, чтобы они не требовали контроля с его стороны.
Чтобы стать в этом максимально эффективным, вы должны иметь четкое представление о масштабах и временных рамках проекта. Вы также должны хорошо понимать набор навыков каждого члена своей команды.
Когда все станет ясно, вы сможете разбить цели на отдельные задачи, которые необходимо выполнить в течение определенного периода времени. Затем вы можете назначить каждое задание члену команды в соответствие с его индивидуальным набором навыков.
В этом случае главной задачей руководителя становится не давать ответы на возникающие вопросы или отслеживать прогресс, а связывание всего перечисленного воедино, чтобы в результате получить готовый продукт. Правильное делегирование – самая эффективная форма управления.
6 – Приоритеты
Определение приоритетов – это наиболее недооцененный навык, который жизненно необходим для оптимизации времени, усилении ресурсов вашей команды.
Если вы являетесь руководителем группы, то вы должны уметь расставлять приоритеты задач, выделяя те, которые являются наиболее важными для организации.
Если вы говорим про это с точки зрения владельца маленького бизнеса, то необходимо расставить приоритете в том порядке, в каком бы вы их выполняли лично.
В моем маленьком деле сейчас все направлено на увеличение трафика, заявок клиентов и дохода. Я трачу свое время на маркетинг, продвижение ресурсов. Все то, что отвлекает меня от этих действий, можно делегировать. Сейчас у меня нет возможности нанять штатных сотрудников, поэтому я иногда пользуюсь услугами фрилансеров, которые разово выполняют задачи. В этом есть огромный минус, т.к. разные исполнители выполняют задачи с разным качеством. К сожалению, бывает и так, что качество выполненной работы оставляет желать лучшего.
7 – Мотивация
Быть хорошим руководителем команды означает то, что необходимо уметь мотивировать команду и отдельных людей внутри группы. Использование таких методов, как упражнения по построению команды, может улучшить сплоченность коллектива и положительно повлиять на групповое решение проблем.
Руководитель должен понимать то, как можно мотивировать людей в вашей команде. У каждого человека есть своя мотивация.
Некоторые люди мотивированы деньгами. Таких людей чаще всего волнует вопрос о том, будет ли бонус в конце. Если бонусов не будет, то необходимо убедиться в том, что они точно понимают, что их работа будет учтена в будущем.
Некоторые люди могут быть мотивированы более гибким графиком. Это особенно ценно, если у сотрудника есть дети младшего школьного или дошкольного возраста.
К сожалению, немало и таких, кто мотивируется страхом перед последствиями. Хотя, угрозы могут работать только в краткосрочной перспективе, поэтому применять этот способ с расчетом на долгосрочный период не стоит.
Умело управляйте кнутом и пряником.
8 – Поддерживать спокойствие
Любое дело, которое требует координации в течение длительного времени, неизбежно приведет к трудностям и проблемам. В таких ситуациях хороший руководитель будет сосредоточен на поиске решений, а не на сомой проблеме. Паника всегда приводит к плохим последствиям.
В критических ситуациях очень важно, чтобы вы могли собрать всю информацию о проблем, прежде чем приступите к действиям. Только в том случае, когда вы полностью понимаете природу и причину проблемы, вы сможете решить ее надлежащим образом. Недаром говорят, что большинство авиакатастроф происходит из-за ошибок пилота. Не позволяйте вашим ошибка разбить проект.
9 – Поощрять творчество
Это во многом связано с умением слушать. Хороший лидер будет слушать свою команду. Регулярные встречи, на которых члены команды могут обсуждать проблемы, с которыми они сталкиваются, является отличим способом для поднятия уровня сплоченности команды, позволяют провести мозговой штурм.
Руководитель группы должен установить основные правила для мозгового штурма, которые включают в себя следующие пункты:
10 – Честность
Нельзя стать эффективным лидером без честности.
Если посмотреть на историю, то там можно найти много примером, когда воска теряли доверие к лидеру, который не заступался за них и обвинял подчиненных в собственных ошибках. Таких руководителей команда быстро перестает рассматривать так, как командного игрока, поэтому доверие быстро пропадает. Как только это произойдет, руководитель больше не сможет мотивировать сотрудников, поэтому у него останется лишь один инструмент – страх и запугивание. Очевидно, что в длительной перспективе это не работает.
Чтобы избежать этого, вы можете работать над развитием доверия в своей организации, прислушиваясь к своем членам команды и следуя их советам (когда это оправдано). Будьте откровенны и признавайте свои ошибки, когда вы совершаете их. Не бойтесь защищать своих сотрудников перед руководством, если вы думаете, что вы правы. Вам даже не обязательно выигрывать, но очень важно то, чтобы ваши сотрудники увидели то, что вы пытались.
Итоги: Почему важно быть хорошим руководителем
Мы много говорили о том, что делает из человека хорошего и успешного лидера команды. Но почему для лидера важно вдохновлять членов команды, а не запугивать их? В конце концов у нас есть известные лидеры, которые добились поразительных результатов, используя в качестве тактик страх и запугивание. В чем преимущество лидеров, которые вдохновляют и мотивируют своих сотрудников?
Это лучше для организации с точке зрения качества полученного, так и финансовых затрат компании. Хорошо известно, что сотрудники, которые заинтересованы в организации и проекте, становятся намного продуктивнее, чем те, у кого нет личной заинтересованности. Заинтересованные сотрудники с большей вероятностью останутся в компании, если они счастливы и не боятся потерять работу. Сохранение хороших сотрудников может быть главной тактикой экономики предприятия.
Это лучше для работника. Не стоит недооценивать ценность удовлетворенности сотрудника своим местом работы. Удовольствие от работы формируется на базе того, что коллеги и начальник вносят большой вклад в мольное состояние. Достаточно часто сотрудники ценят свою работу по финансовым причинам, поэтому они продолжают работать в своей компании.
Это лучше для руководителя. Как вы уже говорили, страх и запугивания работают, но лишь в краткосрочной перспективе. В долгосрочной перспективе хорошие результаты можно получить только в том случае, если сотрудники заинтересованы в качестве своей работы. Как для руководителя в этом есть своя выгода, т.к. именно он несет всю ответственность за конечный продукт, который выпускает команда. Гарантия того, что ваши сотрудники сделают все возможное помогает организации выйти на новый уровень.