основные причины принятия христианства на руси кратко
10 причин крещения Руси
До принятия христианства Киевская Русь была языческой страной с неустойчивой позицией в мире. Могущественные соседи уже давно исповедовали христианскую веру и совершали сильное давление на князя Владимира. Для того чтобы объединить государство и укрепить политические позиции в мире, в 988 году было официально принято христианство на территории Киевской Руси. Далее более подробно рассмотрим основные причины возникновения христианства на Руси.
Основные причины выбора христианства на Руси
1. Одной из причин принятия христианства стал острый вопрос выбора веры. В Киевскую Русь наведывались соседи с разным вероисповеданием. Так, болгары пытались навязывать ислам, Византия — православие, Хазарский каганат — иудаизм, Рим — католичество. На князья Владимира давили со всех сторон и заставляли его определиться с вероисповеданием.
2. Наличие влиятельного соседа Византии, которая исповедовала христианство, осуществляло существенное влияние на Киевскую Русь. В 944 году был заключен мирный договор между соседями. Под давлением Владимир был вынужден принять христианство.
3. Существенное увеличение числа христиан среди славян повлияло на принятие православия.
4. Причиной выбора христианства стало также объединение племен в одно единое государство Киевская Русь.
5. Необходимость введения общегосударственной идеологии является еще одной причиной принятия христианства.
6. Повышенная популярность христианства на территории Западной Европы повлияла на принятие решения князем Владимиром.
7. Для того чтобы отделиться от языческих племен и укрепить свои позиции в мире, Киевская Русь приняла христианство.
8. Установление прочных политических и экономических связей с ведущими западными странами послужило еще одной причиной принятия христианства.
9. Христианство было необходимо для введения письменности на Руси. Это позволило общаться с другими культурами, изучать историческое прошлое и национальный опыт.
10. Княгиня Ольга первая на официальном уровне в 957 году приняла христианство и пыталась склонить не только своего внука князя Владимира, но и всю Киевскую Русь.
Принятие христианства на Руси: кратко
Принятие христианства на Руси — это исторический процесс, который начался со второй религиозной реформы Владимира Святого в 988 году, направленный на распростренение на Руси христианства византийского толка, а также на искоренение язычества.
Россия и православие… Испокон веков понятия эти едины и неразделимы. Православие не просто религия, это образ жизни, духовность и менталитет нации. Поэтому принятие христианства на Руси кратко – это событие, определившее ее целостность, исторический путь и место в сокровищнице общечеловеческой культуры и цивилизации. Трудно переоценить его значение не только для истории государства, но и мировой истории вообще.
Предпосылки принятия Христианства
Принятию христианства на Руси в Х веке предшествовал целый ряд объективных причин. В первую очередь этого требовали интересы государства, раздираемого междоусобными распрями под угрозой набегов многочисленных внешних врагов. Требовалась единая идеология, способная объединить народ в противовес языческому многобожию с его племенными идолами по принципу: один Бог на небе, один помазанник божий на земле — Великий князь.
Во-вторых, все европейские государства к тому времени уже находились в лоне единой христианской церкви (раскол на православную и католическую ветви был ещё впереди), и Русь со своим язычеством рисковала остаться в их глазах «варварской» страной.
В-третьих, христианское учение с его нравственными нормами провозглашало гуманное отношение ко всему живому и давало четкие представления о рамках дозволенного, что должно было послужить оздоровлению общества во всех сферах деятельности.
В-четвертых, вхождение с новой верой в европейскую культуру могло отразиться на развитии образования, письменности и духовной жизни.
В-пятых, развитие экономических отношений всегда ведет к углублению неравенства среди людей. Требовалась новая идеология, способная объяснить это неравенство как богоустановленный порядок и примирить бедных и богатых. «Всё от Бога, Бог дал — Бог взял, все под Богом ходим, для Создателя мы все едины» — снимало в какой-то мере социальную напряженность и примиряло людей с действительностью.
Во главу угла ставились не власть, богатство и успех, а добродетель, терпимость, способность придти на помощь ближнему. Христианство могло утешить человека, простить ему грехи, очистить душу и подарить надежду на вечную жизнь. Всё это, вместе взятое, служило нравственному очищению общества, поднимало его на новую ступень развития.
Обобщая вышесказанное, основной предпосылкой принятия христианства на Руси кратко можно назвать назревшую на фоне политических и социальных факторов необходимость укрепления и идейного единения молодого государства.
Как это было
Историки отмечают, что князь Владимир, выбирая государственную религию, рассматривал также ислам и иудаизм. Последний отпал сам собой, так как его исповедовал вечный враг древнерусского государства Хазарский каганат. Ислам как религия только формировался. А христианство с его величественной обрядностью и соборностью было наиболее близко к духовному коллективизму славян. Не последнюю роль сыграли и тесные экономические и культурные связи с Византией, являвшейся центром цивилизации европейского мира. В летописи тех времен отмечалось, что русское посольство, оказавшееся в Царьградском храме, было потрясено великолепием православного богослужения. По их словам, они не знали «на небе пребывают или на земле».
К концу Х столетия христианское вероисповедание было уже достаточно распространено на Руси. Многие купцы, бояре и представители среднего сословья считали себя христианами. Жена князя Игоря княгиня Ольга крестилась в православной вере ещё в 955 году. Но в массе своей это встречало яростное неприятие со стороны языческого большинства. Появились и первые мученики за веру, обличавшие служение «глиняным божкам».
28 июля (по старому стилю 15-го) 988 года волею Владимира все население Киева собрали на берегу Днепра и крестили в его водах. Обряд проводили приглашенные специально для этого византийские священники. Эта дата считается официальным днем празднования крещения Руси. Она только положила начало процессу распространения христианства, растянувшемуся на несколько столетий. Во многих княжествах язычество оставалось ещё очень сильным, и много распрей пришлось преодолеть прежде чем новая вера полностью утвердилось как официальная религия. В 1024 году было подавлено восстание приверженцев старой веры во Владимиро-Суздальском княжестве, в 1071 — в Новгороде, только к концу ХI века принял крещение Ростов, Муром продержался до ХII века.
И до наших дней дошли многие языческие праздники — Коляда, Масленица, Иван Купала, которые естественным путем ужились с христианскими и стали неотъемлемой частью этнической культуры народа.
Разумеется, события разворачивались несколько детальнее. Но подробный разбор возможен только на наших курсах подготовки. Скажу лишь, что есть мнение, будто бы Владимир принял не христианство, а арианскую ересь, которая помещает Бога-отца — выше Бога-сына. Однако это тоже, длинная история.
Расцвет культуры и письменности
Свержение деревянных идолов, проведение обрядов крещения и строительство православных храмов ещё не делают людей убежденными последователями христианства. Историки считают главной деятельностью киевского князя повсеместное строительство школ для детей. На смену родителям-язычникам приходило новое поколение, воспитанное по христианским канонам.
На период правления Ярослава Мудрого, сменившего в 1019 году на княжеском троне своего отца, князя Владимира, приходится подлинный расцвет культуры киевской Руси. Монастырские стены повсеместно становятся центрами культурно-просветительской жизни. В них открываются школы, работают летописцы, переводчики, философы, создаются первые рукописные книги.
Уже через 50 лет после крещения появляется литературное произведение выдающихся достоинств — «Слово о Законе и Благодати» митрополита Киевского Иллариона, в котором ясно прослеживается мысль о единстве государства, как неотрывной составляющей «благодати и истины», пришедших с учением Христа.
Стремительно развивается, архитектура, а вместе с ними такие виды градостроительного искусства, как фрески, иконопись мозаика. Появляются первые монументальные памятники каменного строительства — Собор Святой Богородицы в Киеве, белокаменное зодчество Новгорода, Пскова, Владимиро-Суздальской земли.
Происходит становление ремесел: ювелирного дела, художественной обработки цветных и черных металлов, камней. Достигает высот декоративно-прикладное искусство — резьба по дереву, камню, кости, золотое шитьё.
Заключение
Историческое значение принятия христианства на Руси состоит в его основополагающей роли в становлении молодого русского государства. Оно объединило разрозненные удельные княжества, укрепило центральную власть, способствовало повышению обороноспособности, экономической и культурной революции, налаживанию торговых и дипломатических связей, поднятию престижа страны на международной арене.
И дальше у Вас встанет вопрос: «Как же всё это выучить-то?»
Кстати, скоро я расскажу проверенную методики подготовки и запоминания материала по истории на вебинаре «Как подготовиться к ЕГЭ 2021 по истории на 90+ баллов». Он будет уже скоро. Чтобы попасть на вебинар, перейдите прямо сейчас по этой кнопочке на его страницу и зарегистрируйтесь:
Основные предпосылки
В период правления княгини Ольги и князя Святослава на Руси процветало язычество. Оно было связано с существованием родоплеменных отношений. Примерно такое же верование было у множества соседних племен, что сближало их между собой. Христианская вера принималась в государствах с укрепившимся феодальным строем.
Характер родоплеменных отношений был сдерживающим фактором для распространения христианства. В этом и заключалась проблема, почему такое событие не могло здесь произойти быстро. При этом оно охватывало некоторые знатные слои населения. В частности, княгиня Ольга была в свое время крещена.
К наиболее развитым государствам, с которыми тесно контактировала Киевская Русь, относились Хазария и Византия. Они не были языческими странами, процесс христианизации в них уже наблюдался. По этому пути пошли князья Сербии и Польши.
Чтобы не отстать от прогрессивных государств и продолжать с ними сотрудничество, нужно было принять решение относительно изменения веры. В этом и состояли предпосылки крещения Руси и то, почему князь Владимир пошел на такой шаг.
Причины введения
На основании существующих предпосылок вытекают причины принятия христианства на Руси. Кратко это отражается в следующих пунктах:
В этом заключалась необходимость крещения Руси. Причины носили ярко выраженный характер, поэтому нужно было начинать действовать.
Варианты выбора
Хоть разделение ветвей христианства произошло только в 1054 году, уже в те времена существовала возможность описать различия между православием и католичеством. Обе веры имели свои плюсы и минусы, которые представлены в таблице.
Расхождение | Православие | Католичество |
Обряды | Причащение велось хлебом и вином | Вином могло причащаться только духовенство, а все остальные делали это кружками из теста, которые носили название облатки |
Язык | Любой | Латынь |
Отношения между церковью и государством | Шло подчинение духовенства государственной власти | Главой духовенства и всего политического мира являлся Римский папа |
Если перечислить все плюсы и минусы обеих ветвей, то становится понятно, что у князя Владимира не было желания положительно относиться к католической вере, поскольку в его планы не входило подчинение Римскому папе.
Принятие решения
После изучения православной веры ее принятие произошло не сразу. Этому предшествовали серьезные события. Владимир желал ослабления Византии. С этой целью его войска осадили Херсонес и быстро захватили его.
Оттуда в Константинополь было послано сообщение с требованием отдать в жены князю сестру императора Анну. Оно было выполнено, поскольку Византия не хотела вступать в конфликт с Киевской Русью.
При этом в ответ было выставлено условие: Киевская Русь должна принять христианство. Нельзя было назвать такое предложение невыгодным. Каков бы ни был предварительный план у Владимира, решение было принято в пользу православия.
Процесс крещения
Вернувшись в Киев, Владимир заставил принять крещение своих сыновей и приближенных к нему людей. Затем все остальные жители приняли христианство в водах Днепра. При этом князь прочитал молитву, образец которой сохранился в древних летописях.
На территории русских земель христианство насаждалось силой. Многие не хотели креститься. Были места, где оказывалось яростное сопротивление. В итоге этот процесс растянулся на длительное время.
И все же христианство постепенно стало основной религией на Руси. В этих условиях языческие сторонники стали действовать скрытно, продолжая молиться своим богам. В дальнейшем для облегчения ситуации некоторые языческие праздники были объединены с христианскими.
Значение и последствия
Принятие Киевской Русью христианства имело большое значение для дальнейшего развития страны. Состояло оно в следующем:
Последствием такого события стало приобщение русского народа к общей цивилизации. Это был закономерный этап в развитии Древнерусского государства.
Причины крещения Руси
Крещение стало для Руси поворотным историческим событием, после которого в государстве появились новые ценности, начали искореняться темные языческие культы. Последние являлись причиной неустойчивого положения государства в мире и воспринимались как пережитки прошлого. К крещению Руси привело несколько существенных факторов, сделавших это событие закономерным. Приняв православное христианство, русские люди повысили уровень своей духовности, получили надежду на спасение души, стали ближе к истинному Создателю.
Кто крестил Русь
Киевская Русь стала православной во времена правления князя Владимира Святославича (Красно Солнышко). Изначально он воспитывался в языческой традиции, однако в зрелом возрасте осознал необходимость кардинальных перемен в обществе.
Владимир Святославич вошел в историю как Креститель всех земель Киевской Руси, человек, сделавший значительный вклад в развитие и процветание христианства. Среди причин, по которым он решился на смену государственной религии, значились политические, внутренние и другие.
Впоследствии Православная церковь объявила князя Владимира святым и официально канонизировала. День памяти Крестителя Киевской Руси отмечают ежегодно 28 июля. На эту дату также приходится праздник провозглашения христианства на русской земле.
Прежде чем ввести в государстве православие, Владимир Святославич долго размышлял над выбором веры. Новая религия должна была отвечать всем потребностям правящих кругов и населения, способствовать сплочению людей. Помимо христианства, правитель Руси рассматривал католицизм, мусульманство, иудаизм. Принятию и реализации исторического решения предшествовали встречи с представителями каждой из религиозных конфессий. По преданию, князя заинтересовал именно христианин. Он оказался философом и поведал правителю о предстоящем суде над человеческими душами, продемонстрировал ему впечатляющие картины будущего библейского события.
Основные причины принятия христианской веры
К предпосылкам принятия христианства русским народом принадлежали разъединенность племен, постоянные локальные конфликты, необразованность населения. Единой вере предстояло поспособствовать прекращению междоусобиц, созданию устойчивой обстановки в государстве, развитию письменности.
Современные историки выделяют 5 основных причин крещения Руси:
При выборе религии для русского государства Владимир Святославич склонялся в пользу православного христианства и по другим причинам. В 957 г. его бабушка княгиня Ольга официально покрестилась, затем стала организовывать мероприятия по пропаганде новой веры по всей Руси. Окончательный выбор в пользу православия был сделан после посещения Константинополя русскими послами, которые очень красноречиво описали киевскому правителю небывалую красоту и величие храмовых богослужений.
Как проходил обряд крещения
До того, как ввести православие на Руси, Владимир Святославич сам принял крещение в Херонесе. Здесь князю было дано имя Василий. Став христианином, он женился на Анне Византийской, сестре константинопольского императора. После этого правитель Древней Руси полностью отказался от языческого образа жизни. Владимир углубился в изучение Священного писания, повелел строить храмы и монастыри по православному образцу, а старых идолов предавать огню.
Датой, когда князь приступил к крещению Руси, стало лето 988 г. Первыми приняли христианство все жители Киева. Историческое событие произошло в одном из притоков Днепра (Почайне) при участии константинопольских священников. Затем православие распространилось и на другие территории. Процесс христианизации проходил достаточно успешно, однако в некоторых случаях язычники оказывали яростное сопротивление. Наиболее упорно отказывались от православной веры жители Новгорода. В ходе вооруженных столкновений все восстания были подавлены княжескими войсками, которыми руководил Добрыня Никитич. Таким образом постепенно крестили по византийскому обряду весь народ, и христианство прочно закрепилось на русской земле.
Последствия для русского государства
Подводя итоги, можно сказать, что принятие христианства позволило Киевской Руси получить немало преимуществ. Будучи объединенным единой религией, русский народ стал более сплоченным, сумел повысить уровень своей духовности. Многие люди приобщились к наукам, получили ранее недоступные знания, отказались от устаревшего мировоззрения. В обществе появилось понятие о христианской морали и чистоте души.
Важно, что распространение православия позволило искоренить жестокие ритуалы язычников, остановить кровавые жертвоприношения, в том числе человеческие. Вместо многоженства появилась традиция создания семьи с одним партнером.
У христианской Руси значительно возрос престиж на международной арене. Государство начало вести перспективную внешнюю политику. Чтобы укрепить отношения с другими странами, русские князья стали отдавать своих дочерей замуж за иностранных королей. Во времена язычества это не представлялось возможным, поскольку при заключении династических браков вероисповеданию придавалось первостепенное значение.
Крещение Руси: причины и последствия
Краткие факты о сути и значении.
Крещение Руси Владимиром I Святославичем произошло в 988 году и стало причиной, по которой великому князю впоследствии были даны прозвища «Святой» и «Креститель». Братоубийство, многочисленные пороки описываемые в летописях — всё это «как рукой сняло», стоило только креститься и попытаться распространить христианство среди своих подданных, согласно условиям заключения брака с византийской царевной Анной.
Введение Христианства на Руси проходило в несколько этапов:
-на первом в херсонесе князь с частью дружины крестился сам;
-на втором — крестил проживающих в Киеве и приказал сокрушить в городе пантеон славянских богов;
-на третьем по приказу Владимира его воевода Добрыня «огнём и мечом» крестил Новгород.
Несмотря на утверждение летописи, что «крестилась вся земля русская» — многие племена отказались оставлять веру предков и долгое время поднимали восстания (напр. Вятичи).
Предпосылки.
Князь Владимир I не был первым среди рюриковичей, кто пытался продвигать христианство на Руси. До него эту задачу пыталась выполнить его бабка, княгиня Ольга.
Вернувшись из Константинополя крещенной в 957 году, она начала призывать подданных сменить веру, но встретила сильное сопротивление как среди простого народа, так и со стороны собственного сына Святослава Игоревича. Тем не менее, христиане присутствовали в Киеве как до Ольги, так и после неё — в договоре с византией 945-го года они давали отдельную клятву в собственной церкви, а в правление Владимира описывается легенда о мученической смерти двух христиан от рук «язычников».
Продвижения Христианства
Согласно летописям, Владимир сначала попытался оформить разрозненные верования племен в единый языческий пантеон и таким образом консолидировать государство вокруг Киева: на одном из холмов города были установлены статуи славянских богов, среди которых выделялся Перун-громовержец, т.к. именно он был покровителем воинов. Провал этого мероприятия, вызванный нежеланием разных племён уступать первенство поклонения уже полюбившихся им богов другому, называется историками одной из причин принятия великим князем Христианства.
Причины принятия христианства.
Согласно «Повести временных лет», до крещения князя Владимира имело место «испытание вер».
В 986 году к князю Владимиру прибыли послы от волжских булгар-мусульман, немцы (иностранцы) из Рима, посланные Римским папой, и хазарские иудеи. Все три делегации не произвели должного впечатления на князя.
Затем на Русь прибыл византиец, которого русский летописец за мудрость назвал Философом. Он рассказал русскому князю о библейской истории и христианской вере. Однако Владимир ещё не принял окончательного решения и по совету с ближайшими боярами отправил посольство в Константинополь, которое вернулось под большим впечатлением от христианских обрядов.
Наконец, еще одной причиной принятия христианства было условие византийских императоров, у которых Владимир потребовал сестру себе в жёны — великий князь обязывался креститься сам и распространить христианство среди своих подданных, только в этом случае царевна Анна становилась его женой.
Таким образом можно перечислить следующие общепринятые причины принятия Христианства на Руси:
-Владимиру требовалась объединяющая разные племена религия, старая вера, по его мнению, не могла выполнить эту задачу.
-Из мусульманских, католических, иудейских и греческих религиозных посольств его впечатлило только последнее.
-Христианство позволяло выстроить жесткую вертикаль власти, постулирующую «божественное» происхождение княжеской власти и необходимость подчинения ей, в то время как славянская вера подразумевала равное родство к богам у всех представителей народа.
-Переход князя в новую веру и последующее Крещение Руси было обязательным условием заключения брака между Владимиром I Святославичем и царевной Анной.
Крещение Владимира в Корсуни (Херсонесе).
После захвата византийского города Корсунь в 988 году, Владимир направил императорам Василию и Константину требование:
«Вот взял уже ваш город славный; слышал же, что имеете сестру девицу; если не отдадите ее за меня, то сделаю столице вашей то же, что и этому городу»
(из Повести Временных Лет)
Повелители Константинополя выдвинули встречное требование о крещении Владимира, его дружины и всех подданных, на которое великий князь согласился. В результате долгих уговоров царевна Анна согласилась на брак ради избавления Византии от постоянных набегов русов и направилась морем в сторону Херсонеса.
По прибытии Анны Владимир ослеп ввиду неизвестной болезни, и царевна посоветовала ему немедленно креститься для исцеления. По изложению летописи прозревший после крещения князь воскликнул:
(из Повести Временных Лет).
Вслед за князем крестилась большая часть его дружины.
После этого Владимир вернул Корсунь грекам и вместе с новой женой отправился в Киев. Летописец отдельно замечает, что князь вывез из Корсуни мощи святых и иконы, а также прочие трофеи, включая всякую утварь и медные статуи.
Крещение киевлян.
Прибыв в Киев Владимир приказал свалить установленную ранее по его же приказу статую Перуна, а затем подвергнуть славянского бога поруганию.
Капища других богов постигла та же участь — они были разорены, статуи сожжены. Вскоре на холме, где ранее находился славянский пантеон Владимир приказал построить церковь.
Под крики возмущенных попранием веры предков горожан статуя Перуна была сброшена в реку Днепр и по приказу великого князя несколько человек с шестами не давали ей прибиться к берегу вплоть до прохождения порогов. В городе же Владимир велел ходить глашатаям озвучивать его приказ:
«Если не придет кто завтра на реку — будь то богатый, или бедный, или нищий, или раб, — будет мне врагом»
(из Повести Временных Лет)
Некоторые, по свидетельству летописи, уходили из города в леса, не желая принимать новую религию, однако большая часть горожан на следующий день пришла на берег Днепра для прохождения обряда крещения.
Крещение Новгорода.
В конце X века Новгород был одним из важнейших городов Руси, главным политическим, ремесленным и торговым центром Русского Севера, оплотом славянской языческой религии. Новгородская земля представляла собой обширный край, богатый пушниной, лесом, рыбой, залежами железной руды. Её население выплачивало дани и поставляло великим русским князьям воинов для походов. Ответственную задачу крещения новгородских земель Владимир Святославич поручил своему ближайшему советнику — воеводе Добрыне, а также приставленному к нему для усиления воеводе Путяте.
У большинства новгородцев проповедь новой религии не вызвала сочувствия. Ко времени прибытия в Новгород епископа Иоакима обстановка там была накалена до предела. Узнав о приближении Добрыни со значительными силами к городу, язычники собрали вече, на котором постановили — не пускать христианское войско в город и «не дать идолов опровергнуть».
В связи с численным перевесом новгородцы имели хороший шанс прогнать Добрыню из города, но в определённый момент противостояния Добрыня приказал поджечь дома на западной стороне Новгорода. Пламя быстро расходилось по деревянному городу и затронуло жилища многих жителей. Большая часть новгородцев бросилось спасать своё имущество, семью, где ещё можно было — дома.
Согласившиеся на прекращение боевых действий под угрозой новых поджогов, новгородцы разрешили проповедовать христианство и строить церкви в городе, но креститься упорно не желали. Последовал категорический приказ Добрыни крестить насильно..
Кроме того, для полного искоренения язычества и создания условий, чтобы новая вера прижилась, необходимо было разрушить капища, и прежде всего главную святыню новгородцев — храм Перуна. Воины киевского воеводы подвергли капище разорению, а статую Перуна, так же как в Киеве, сняли со своего места и поволокли к реке, при этом ударяя палками. Участь главного места поклонения Перуну разделили и другие языческие святилища.
Позже киевляне, гордившиеся тем, что введение христианства прошло у них более или менее гладко, злорадно напоминали новгородцам: «Путята крестил вас мечом, а Добрыня огнём».
Дальнейшее распространение христианства на Руси
На части территорий христианство насаждалось силой; при этом уничтожались культовые сооружения язычников, сопротивлявшиеся подвергались репрессиям.
В Ростове и Муроме сопротивление введению христианства, согласно традиционной церковной истории, продолжалось до XII века: два первых епископа, посланные в Ростов, были изгнаны. Сопротивление крещению было также одним из факторов, усиливающих славянскую колонизацию Северо-Восточной Руси, в которую переселялись стойкие приверженцы язычества.
Итоги и результаты.
Значение Крещения Руси князем Владимиром I Святославичем было огромным:
-Укрепление власти князя, являющегося лидером объединенных новой религией подданных.
-Конфликты с не желающими забывать веру предков привели к миграции славян в северные и северо-восточные менее заселенные земли.
-Угроза для Византии со стороны языческой Руси была практически ликвидирована.
-Вместе с христианской культурой началось строительство многочисленных мест правлений новой религии — монастырей, церквей и т.д.
-Входя в число христианских государств Русь преодолевала цивилизационную изоляцию.