основные принципы работы по воспитанию у детей навыков безопасного поведения
«Воспитание навыков безопасного поведения у детей дошкольного возраста» (представление опыта)
Евгения Дементьева
«Воспитание навыков безопасного поведения у детей дошкольного возраста» (представление опыта)
Дошкольный возраст – оптимальный период формирования социальных навыков и трудно питать иллюзии, что они в более зрелом возрасте сами собой возникнут.
Работа по воспитанию безопасного поведения должна носить комплексный характер. Формирование навыков безопасности – непрерывный, систематический процесс, начинающийся с раннего возраста (воспитывают родители, продолжающийся в системе дошкольного и школьного образования. Актуальность проблемы связана еще и с тем, что у детей отсутствует защитная психологическая реакция на опасность, которая свойственна взрослым.
Ведущая педагогическая идея опыта работы заключается в формировании у дошкольников знаний безопасного поведения в процессе занятий, экскурсий, целевых прогулок, досугов, спортивных праздников.
Длительность работы над опытом
Данный опыт разрабатывался и внедрялся в практику с 2010 по 2013 гг.
Работа над опытом проходила поэтапно:
1 этап (2010-2011) – аналитико-диагностический. Изучалась и анализировалась педагогическая литература, проводилось диагностическое обследование, педагогическое наблюдение, анкетирование.
2 этап (2011-2012) – практический. Проводилась разработка занятий, экскурсий, индивидуальной работы с детьми по изучению основ безопасности жизнедеятельности, корректировка методов и средств достижения поставленных задач.
3 этап (2012-2013) – аналитик –обобщающий. Посвящен систематизации и обобщению результатов работы, анализу данных, полученные в результате работы, формированию общих выводов, обобщению опыта.
Диапазон опыта охватывает: организованную деятельность детей Совместную деятельность взрослых и детей
Свободную самостоятельную деятельность детей
Цель работы: дать каждому ребенку основные понятия опасных для жизни ситуаций и особенностей поведения в них, формирование у детей навыков осознанного безопасного поведения.
Цель реализуется путем решения нескольких задач:
1. Формировать у детей представление об опасных и вредных факторах, чрезвычайных ситуациях;
2. Воспитывать навыки адекватного поведения в различных неординарных ситуациях;
3. Создать условия для активизации умственной деятельности детей, развивать потребность и желание приобрести новые знания о правилах безопасного поведения;
4. Развивать у дошкольников самостоятельность и ответственность;
5. Использовать различные средства и формы работы для познания детьми правил безопасного поведения;
6. Научить детей пользоваться полученными знаниями на практике.
Новизна педагогического опыта работы заключается в разработке и апробации комплексных занятий по формированию навыков безопасного поведения во всех видах образовательной деятельности и необходимости проведения в комплексе образовательного процесса.
В опыте показан путь адаптации федеральной программы
«Безопасность» к условиям конкретного дошкольного учреждения, четко обозначены направления работы, система обучения детей правилам безопасного поведения насыщена методами и приемами, влияющими на эмоциональную сферу, что положительно сказывается на результатах.
Работа в нашем МДОУ осуществляется по основной программе «Детство» и парциальной программе «Основы безопасности детей дошкольного возраста» под ред. Н. Н. Авдеевой, О. Л. Князевой, Р. Б. Стёркиной. Главной задачей, которой является стимулирование развития у детей самостоятельности и ответственности, так как безопасность и здоровый образ жизни не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, правильное поведение в различных ситуациях.
Лучший урок безопасного поведения – это пример окружающих ребёнка взрослых.
В своей работе по воспитанию навыков безопасного поведения у детей дошкольного возраста я использую несколько методов обучения.
1. Метод наглядного обучения. Он эффективен для закрепления представлений о правилах безопасности и последствиях их нарушений.
2. Игровой метод. Настольно – печатные игры, дидактические игры, сюжетно ролевые игры, подвижные игры.
Изучаем предметы домашнего быта, которые являются источниками потенциальной опасности для детей.
Для предупреждения опасных ситуаций знакомим с основной группой пожароопасных предметов.
4. Активный метод. Физическая подготовка ребёнка – один из основных факторов, влияющих на поведение человека в опасной ситуации. Это всё выполняется на физкультурных занятиях, в подвижных играх, на прогулках, различных гимнастиках.
Так же использую несколько принципов организации работы.
• Принцип преемственности взаимодействия ребенка в условиях ДОУ и в семье.
• Принцип доступности содержания детям.
• Принцип возрастной адресованности.
Формирование основ безопасности жизнедеятельности детей осуществляется в разных видах детской деятельности
Работа с родителями
Вся работа с детьми по формированию у них навыков безопасного поведения происходила в тесном взаимодействии с родителями, поскольку семья является важнейшей сферой, определяющей развитие личности ребенка в дошкольные годы.
Задачей родителей и воспитателей является устранение всех источников опасности, а также создание необходимого для нормального развития ребенка свободного пространства передвижения без ограничения любознательности (для его возраста) и интереса к тому, что его окружает.
В результате опытабыла подтверждена гипотеза: формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста,возможно при выполнении следующих условий:
Определение принципов построения системы по формированию основ безопасности жизнедеятельности;
Разработке системы воспитания и обучения для детей;
Определение условий организации образовательной среды в МДОУ
Использование различных форм и методов работы в тесном взаимодействие детского сада и семьи.
Опыт работы позволяет сделать выводы о том, что система планирования по основам безопасности жизнедеятельности детей способствует:
Формированию чувства безопасности у детей;
Осознанию ребёнком ценностей здоровья и жизни человека;
Формированию у детей сознательного и ответственного отношения к личной безопасности и безопасности окружающих;
Расширению, и систематизации знаний детей о правильном поведении при контакте с незнакомыми людьми;
Закреплению у детей знаний о правилах поведения на улице, дороге, транспорте;
Предупреждению детского травматизма;
Развитию самостоятельности и ответственности.
«Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста» В дошкольном образование выявляются общие, присущие образовательным системам внутренние цели – содействовать развитию человека, его культурному.
Проект по профилактике дорожно-транспортного травматизма «Дорога и пешеход» По результатам статистики, ежегодно на дорогах нашей страны совершается десятки тысяч дорожно – транспортных происшествий с участием детей.
Принципы воспитания безопасного поведения дошкольников
Принципы воспитания безопасного поведения дошкольников
Существующие технологические подходы в воспитании безопасного поведения у детей от 3 до 7 лет должны соответствовать следующим педагогическим принципам.
1. Принцип подражания. дети стремятся подражать поведению привлекательного, значимого для них человека. Подражание способствует выработке стереотипов безопасного поведения, способов познания и освоения культуры (от репродуктивного к продуктивному подражанию, что позволяет успешно воспитывать самостоятельность у дошкольников.
2. Принцип эмоционального подкрепления и поддержки ребенка. Если ребенок постоянно чувствует поддержку, подкрепление его начинаний со стороны значимого другого, то это создает благоприятные условия для становления ценностной сферы, поведения, развития личностных качеств. На протяжении всего дошкольногодетства ребенку важна оценка его деятельности со стороны взрослого: при одобрении активность повышается, шире развертывается поисковая деятельность, устойчивей становятся интересы и открытость к взаимодействию, развивается доверие к миру; негативная оценка тормозит, подавляет активность детей, провоцирует зависимый стиль поведения.
3. Принцип развития познавательных интересов и мотивов безопасного поведения. Интерес является особой формой проявления познавательной потребности. Под влиянием познавательного интереса знания и понятия становятся более полными, яркими и образными, а мотивы деятельности и поведения устойчивыми. Интерес заставляет ребенка активно стремиться к познанию. Воспитателю необходимо знать особенности детских интересов, удовлетворять их пытливость и потребность в постижении окружающей действительности, отвечать на вопросы и совместно с детьми искать выходы из проблемных ситуаций.
Формирование необходимых мотивов поведения ребенка для соблюдения правил ОБЖ обеспечивается только в случае угрозы жизни и здоровью – однако, нельзя намеренно создавать такие опасные ситуации в реальной жизни. В данном случае помогут только тематические беседы, обсуждение примеров из личного опыта, обыгрывание ситуаций, а также просмотр учебных видеофильмов –учиться лучше на чужих ошибках!
5. Принцип единства мотивации, познания и поведения в воспитании основ безопасности.Очень важно взрослым действовать в единстве задач: не только давать ребенку необходимые знания, но и воздействовать на его мотивацию и поведение. Нужно поддержать в ребенке желание и интерес к безопасному существованию, закреплять практические навыки в правильных поступках безопасного поведения.
6. Принцип практикования в умениях и навыках безопасного поведения. Правила безопасного поведения невозможно осваивать только в игровой и заочной форме. Для твердого усвоения требуется и организация активной собственной деятельности или практики для ребенка. В практической работе закладываются и совершенствуются умения и навыки безопасного поведения. Этот принцип влечет за собой изменение форм совместной деятельности воспитателя и детей, обновление методов воспитания безопасного поведения, например,введение в занятия элементов практической отработки: вызов служб, спасения, оказание первой помощи, действия в чрезвычайной ситуации, плановая эвакуация.
Следуя этим принципам, наша задача дать каждому ребенку основные понятия опасных для жизни ситуаций и особенностей поведения в них. Безопасность – это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно вести себя в различных ситуациях.
Система работы по обучению дошкольников грамоте безопасного поведения на дороге Главная цель воспитательной работы дошкольного учреждения по обучению детей основам безопасности дорожного движения должна заключаться в.
Фотоотчет о Неделе безопасного поведения на дорогах Фоторепортаж «Азбука дорожного движения» в рамках «Недели безопасного поведения на дорогах».Проблема безопасности дорожного движения на.
Конспект занятия формирование основ безопасного поведения у дошкольников в группе раннего возраста «Поможем Зайке» Задачи: 1. Побудить детей отзываться на игровые действия с персонажами игрушками. 2. Учить детей правилам безопасного передвижения; объяснить.
Воспитание основ безопасного поведения у дошкольников как одно из направлений социально-коммуникативного развития
Социально – коммуникативное развитие дошкольника
направленона решение следующих задач:
1. Развитие дошкольников по усвоению норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности. Формирование положительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, малой и большой Родине.
2. Формирование основ собственной безопасности и безопасности окружающего мира «в быту, социуме, природе».
3. Овладение элементарными общепринятыми нормами и правилами поведения в социуме на основе первичных ценностно- моральных представлений о том, «что такое хорошо и что такое плохо».
4. Овладение элементарными нормами и правилами здорового образа жизни (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.)
5. Развитие эмоционально – ценностного восприятия произведения искусства (словесного, музыкального, изобразительного, мира природы.
Огромное влияние на процесс социализации дошкольников оказываю: семья (родители, братья, сёстры, дедушки, бабушки и другие родственники, детский сад (в первую очередь воспитатели,общество (сверстники, друзья,
Результат всего хода развития и воспитания ребенка в дошкольном возрасте:
максимальное раскрытие его индивидуального возрастного потенциала
гармоничное развитие его личностных качеств, осознание ребенком самого себя, своих возможностей и индивидуальных особенностей, умение общаться и сотрудничать со взрослыми и сверстниками, овладение основами физической культуры и здорового образа жизни, готовность к школьному обучению
2. Проблемные ситуации
3. Поисково – творческие задания
4. Сюжетно – ролевые, досуговые, обучающие, народные и дидактические игры.
5. Познавательные беседы.
6. Просмотр видеофильмов.
7. Театрализованные постановки.
8. Музыкальные досуги, развлечения.
9. Интерактивные игры, презентации и др.
Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе
1. формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности
2. формирование предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира)
Основные задачи обучения дошкольников ОБЖ
2. Научить ребенка быть внимательным, осторожным
и предусмотрительным (ребенок должен понимать, к каким последствиям могут привести те или иные его поступки)
3. Сформировать важнейшие алгоритмы восприятия и действия, которые лежат в основе безопасного поведения
Основные направления работы по ОБЖ
1. Усвоение дошкольниками первоначальных знаний о правилах безопасного поведения
2. Формирование у детей качественно новых двигательных навыков и бдительного
восприятия окружающей обстановки
3. Развитие у детей способности к предвидению возможной опасности в конкретной
меняющейся ситуации и построение адекватного безопасного поведения
Основные принципы работы по воспитанию у детей навыков безопасного поведения
1. Важно не механическое заучивание детьми правил безопасного поведения, а воспитание у них навыков безопасного поведения в окружающей его обстановке
2. Воспитатели и родители не должны ограничиваться словами и показом картинок (хотя это тоже важно). С детьми надо рассматривать и анализировать различные жизненные ситуации, если возможно, проигрывать их в реальной обстановке
3. Занятия проводить не только по графику или плану, а использовать каждую возможность (ежедневно, в процессе игр, прогулок и т. д., чтобы помочь детям полностью усвоить правила, обращать внимание детей на ту или иную сторону правил
4. Развивать качества ребенка: его координацию, внимание, наблюдательность, реакцию и т. д. Эти качества очень нужны и для безопасного поведения
«Уголок безопасности»
Первая младшая группа (от 2 до 3 лет)
1. Знакомить с элементарными правилами безопасного поведения в природе (не подходить к незнакомым животным, не гладить их, не дразнить; не рвать и не брать в рот растения и пр.)
Соответственно,в уголках должны быть:
— Набор транспортных средств;
— Иллюстрации с изображением транспортных средств;
— Кружки красного и зелёного цвета, макет пешеходного светофора.
— Атрибуты к сюжетно-ролевой игре «Транспорт» (разноцветные рули, шапочки разных видов машин, нагрудные знаки, жилеты с изображением того или иного вида транспорта и т. д.)
— Дидактические игры «Собери машину» (из 4-х частей, «Поставь машину в гараж», «Светофор» и другие, соответствующие возрасту игры.
— Соответственно,в уголках должны быть:
Вторая младшая группа (от 3 до 4 лет)
1. Формировать представления о простейших взаимосвязях в живой и неживой природе.
Соответственно,в уголках должны быть:
— иллюстрации с изображением транспортных средств;
— кружки красного и зелёного цвета,
— макет пешеходного светофора;
— атрибуты к сюжетно-ролевой игре «Транспорт» (разноцветные рули, шапочки разных видов машин, нагрудные знаки, жилеты с изображением того или иного вида транспорта и т. д.) ;
— дидактические игры «Собери машину» (из 4-х частей, «Поставь машину в гараж», «Светофор».
— картинки для игры на классификацию видов транспорта; простейший макет улицы (желательно крупный, где обозначены тротуар и проезжая часть;
ДИ «Помоги Мишке стать здоровым»
Средняя группа (от 4 до 5 лет)
1. Продолжать знакомить с многообразием животного и растительного мира, с явлениями неживой природы.
2. Формировать элементарные представления о способах взаимодействия с животными и растениями, о правилах поведения в природе.
3.Формировать понятия: «съедобное», «несъедобное», «лекарственные
Знакомить с опасными насекомыми и ядовитыми растениями.
Соответственно,в уголках должны быть:
• макет светофора с переключающимися сигналами, действующий от батарейки;
• дидактические игры «Найди свой цвет», «Собери светофор»;
• полотно с изображением дорог, пешеходных переходов;
• макеты домов, деревьев, дорожных знаков, светофор.
• Дид. игра «Добрый и злой человек»,
• Наглядный материал «Как вести себя дома и на улице», «Опасные предметы», «Будь осторожен с электроприборами».
Старшая группа (от 5 до 6 лет)
1. Формировать основы экологической культуры и безопасного поведения в природе.
2. Формировать понятия о том, что в природе все взаимосвязано, что
человек не должен нарушать эту взаимосвязь, чтобы не навредить животному и растительному миру.
3. Знакомить с явлениями неживой природы (гроза, гром, молния, радуга, с правилами поведения при грозе).
4. Знакомить детей с правилами оказания первой помощи при ушибах и укусах насекомых.
Соответственно,в уголках должны быть:
— макет перекрёстка, смогут моделировать улицу;
— набор дорожных знаков, в который обязательно входят такие дорожные знаки,как:
— информационно-указательные – «Пешеходный переход», «Подземный пешеходный переход», «Место остановки автобуса и (или) троллейбуса»;
— предупреждающие знаки – «Дети»;
— запрещающие знаки – «Движение пешеходов запрещено», «Движение на велосипедах запрещено»; предписывающие знаки – «Пешеходная дорожка», «Велосипедная дорожка
знаки сервиса – «Больница», «Туалет», «Пункт питания».
— дидактические игры: «О чём говорят знаки?», «Угадай знак», «Где спрятался знак?», «Перекрёсток», «Наша улица»
— схемы жестов регулировщика, дидактическая игра «Что говорит жезл?»,атрибуты инспектора ДПС: жезл, фуражка
Подготовительная к школе группа (от 6 до 7 лет)
1. Формировать основы экологической культуры.
2. Продолжать знакомить с правилами поведения на природе.
3. Знакомить с Красной книгой, с отдельными представителями животного и растительного мира, занесенными в нее.
4. Уточнять и расширять представления о таких явлениях природы, как
гроза, гром, молния, радуга, ураган, знакомить с правилами поведения
человека в этих условиях.
Соответственно,в уголках должны быть:
— дидактические игры по различным направлениям (безопасность в быту, на дороге, при пожаре, охрана и укрепление здоровья и др.) Например: «Кто из этих людей твои родственники», «Кто лишний», «Как можно закончить предложение», «Угадай по признаку» и др.
— учебные макеты, перекрестки;
— книги разных авторов на соответствующую тематику;
— справочная литература: энциклопедии, справочники;
— строительные конструкторы по с блоками среднего и маленького размера;
— транспорт: специальный транспорт (скорая помощь, пожарная машина, машина полиции) ;
— макет нашего микрорайона с разметкой, дорожными знаками, транспортом, светофорами, мелкими игрушками-куклами;
— разные альбомы на данную тему;
— аудиокассеты с художественными произведениями по правилам дорожного движения;
— альбомы со стихами и загадками, книжки-раскраски;
— иллюстрации об опасных ситуациях в жизни детей;
— семейные проекты: «Дорожные знаки»; «Правила пользования велосипедом», «Правила дорожного движения, которые мы соблюдаем со своей семьей», и др.
— картотека «опасных ситуаций» (для их показа можно сделать импровизированный телевизор, или компьютер) ;
— окно выдачи водительских удостоверений, сдавшим экзамен по правилам дорожного движения.
— разметка: две полосы движения, пешеходные переходы, «зебра», тротуары, перекрёсток,
— знаки дорожного движения для улицы,
— детский транспорт: велосипеды, самокаты, машины, коляски,
— наглядная информация: плакаты, баннеры.
Дидактические игры и методические пособия для социально-коммуникативного развития детей В настоящее время социализации уделяется особое внимание. Не случайно социально-коммуникативное развитие и воспитание дошкольников является.
«Творческая мастерская» как способ социально-коммуникативного развития дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО. Фотоотчет Работа социального педагога в ДОУ должна быть нацелена на продуктивное сотрудничество педагогов и семьи в деле воспитания детей, обеспечения.
Информационный час. Робототехника как одно из направлений познавательной активности старших дошкольников Робототехника, как одно из направлений познавательной активности старших дошкольников Инновационные процессы в системе образования требуют.
Конспект занятия формирование основ безопасного поведения у дошкольников в группе раннего возраста «Поможем Зайке» Задачи: 1. Побудить детей отзываться на игровые действия с персонажами игрушками. 2. Учить детей правилам безопасного передвижения; объяснить.
Консультация для воспитателей «Характеристика социально-коммуникативного развития дошкольников в соответствии с ФГОС» Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО, социализация личности дошкольника и.
Перспективное планирование работы по формированию основ безопасного поведения у детей старшей группы Перспективное планирование работы по формированию основ безопасного поведения у детей старшей группы Сентябрь Дорожная безопасность Чтение.