особая роль православия в истории российского государства
Русская Православная Церковь и государство
Синодальный период (1700–1917)
Содержание
Введение
Православная Церковь играла в истории России огромную, до сих пор еще недостаточно изученную и даже неосознанную во всей ее полноте роль. На протяжении более тысячелетия Церковь оказывала сильное воздействие на все стороны жизни русского и других принявших православие народов России. В прошлом, в лихие времена нашей истории. Русская Православная Церковь спасала культуру и сам язык русского народа, выступала как важный консолидирующий фактор в объединении удельных русских княжеств и образовании Русского централизованного государства.
Неоценима роль Православной Церкви в духовной жизни народа. С принятием христианства пришла письменность. Монастыри стали центрами распространения грамотности на Руси. В них велось летописание, которое сохранило память о первых веках нашей истории, создавались шедевры древнерусской литературы и иконописи. Выдающимися памятниками русского зодчества являются сохранившиеся храмы и монастырские комплексы.
Поэтому изучение истории Русской Православной Церкви представляет большой научный интерес и актуальность. Долгое время в нашей стране, в условиях воинствующего атеизма, исключалась возможность объективного изучения этой темы. Публиковавшиеся в изобилии в 1920—1950—х годах книги, брошюры, статьи о Русской Церкви преследовали преимущественно пропагандистские цели «борьбы с религиозными пережитками в сознании людей». Лишь в 1960–1970 годах было опубликовано несколько работ, в которых на основании источников предпринималась попытка дать более конкретное освещение истории Русской Церкви, но и эти работы, в силу политической конъюнктуры, не могли избежать «разоблачительских» и негативных оценок истории Церкви и ее деятельности.
Обстановка существенно изменилась на рубеже 80—90—х годов. В связи с тысячелетием крещения Руси резко возрос интерес к истории Русской Церкви и проблемам религии вообще как важнейшей духовной ценности народа. Стало очевидно, что без изучения истории Православной Церкви российская история существенно обеднена: без научного познания сущности православия на Руси не могут быть раскрыты глубинные процессы русского национального сознания.
Таким образом, ныне сама жизнь поставила перед историками задачу преодоления субъективизма и предвзятости в освещении истории Русской Православной Церкви, дать объективное, подлинно научное истолкование ее ключевых исторических событий и процессов. Для этого создались и благоприятные условия: пал коммунистический режим и вместе с ним давивший гуманитарные науки цензурный гнет.
В настоящее время история Русской Православной Церкви является одной из наиболее разрабатываемых тем как церковными, так и светскими историками. Регулярно проводятся совместные научные конференции по историко-церковным и богословским проблемам, уже изданы сотни книг и тысячи статей, защищены сотни кандидатских и десятки докторских диссертаций, из государственных архивов извлечены и опубликованы многие секретные документы о положении Русской Православной Церкви в советский период. Повысился интерес к истории Русской Православной Церкви и за рубежом.
Предлагаемая читателю книга посвящена наименее изученному в исторической литературе «синодальному» периоду истории Русской Православной Церкви. Так назван период ее истории со времени царствования Петра I до 1917 г., когда в течение почти двух столетий после упразднения Петром патриаршества управление Церковью было вверено Святейшему Правительствующему Синоду, ведавшему всеми церковными делами в Российской империи.
В этот период Русская Православная Церковь фактически оказалась в полном подчинении у светской власти, а управление Церковью превратилось в часть государственного аппарата по церковным делам. Это неблагоприятно отразилось на положении Церкви, фактически оказавшейся лишенной инициативы и самостоятельности и эффективного воздействия на свою паству. О негативных последствиях «огосударствления» Церкви многократно писали как церковные, так и светские писатели и публицисты, начиная с Н.М. Карамзина, требуя возвращения Церкви ее канонических прав.
Поэтому тема «Русская Православная Церковь и государство» занимает центральное место в данном исследовании. В основу его положен специальный курс под тем же названием, читаемый автором с 1995 г. на историческом факультете Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова.
При написании монографии автор привлек значительный круг разнообразных источников. В первую очередь это богатый актовый материал, заключенный в «Полном собрании законов Российской империи» (133 тома), содержащий многие тысячи императорских манифестов, именных указов и повелений, определявших статус Православной Церкви, ее функции, управление, проведение церковных реформ, правовое положение православного духовенства. Этот вид источников особенно важен для изучения взаимоотношений Церкви и государства. Использован в данном исследовании и другой вид актового материала – собрание распоряжений и циркуляров Св. Синода по ведомству Православной Церкви. В качестве источников официального характера привлечены материалы годовых отчетов обер-прокурора Св. Синода, которые публиковались с 1841 г. сначала в виде «извлечений», а с 90-х годов XIX в. и полностью, с приложением многочисленных статистических данных о состоянии Русской Церкви (сведения о численности церквей и монастырей, черного и белого духовенства, духовных учебных заведений и учащихся в них, о ее хозяйственно-экономической деятельности). Ценные сведения извлечены из материалов, связанных с подготовкой в начале XX в. Поместного Собора Русской Православной Церкви (разного рода докладные «записки», «мнения», проекты, предположения и пр.).
Многообразна и богата материалами по истории Русской Православной Церкви церковная периодика. В монографии использованы материалы таких известных периодических органов, издававшихся Синодом, духовными академиями и миссионерскими обществами, как: «Богословский вестник», «Православное обозрение», «Православный благовестник», «Православный собеседник», «Странник», «Христианское чтение», «Миссионерское обозрение», «Миссионерский сборник», «Церковные известия», «Душеполезное чтение».
При написании монографии автор опирался также на справочную литературу: статистические издания, списки епархий и монастырей, специальные энциклопедии (в том числе: Полный православный богословский энциклопедический словарь, репринт. – М., 1992. Т. 1–2; Богословская энциклопедия. – СПб., 1900–1916. Т. 1–12; Православная Энциклопедия. – М., 2000–2002 и др.).
В предлагаемой читателю книге освещаются следующие проблемы: как создавалась новая система управления Церковью, как она функционировала, как проводилась конфессиональная политика российских императоров на разных исторических этапах, как строилась и действовала система духовного образования, миссионерская деятельность Церкви, в каком положении находились приходское и монашествующее духовенство. Автор счел необходимым затронуть вопрос о старообрядчестве и сектантстве, противостоящих официальной Церкви и государству, о применяемых против них правительством ограничительных и даже репрессивных мерах.
Исследование доводится до деятельности Поместного Собора Русской Православной Церкви, точнее – до избрания Патриархом Всея Руси митрополита Московского и Коломенского Тихона (Белавина), принятия других важных решений.
В Приложении 3 к работе даны наиболее важные документы и материалы о Русской Православной Церкви синодального периода, схема со «Структурой управления Русской Православной Церковью до 1917 г.», полный список обер-прокуроров Св. Синода за весь синодальный период истории Церкви, подробная хронологическая таблица и библиография основных публикаций источников и исследовательской литературы.
Извлечения из воспоминаний Г.И. Шавельского и митрополита Евлогия помещены в Приложении 3.9 и 3.8 к данному исследованию.
Извлечения из этой книги, получившей в своей время широкий резонанс, даны в Приложении 3.4 к нашему исследованию.
Значение Православия в жизни и исторической судьбе России
Значение Православия в жизни и исторической судьбе России
Каждый русский человек при встрече с иностранцами, в особенности с Запада, чувствует и замечает что мы – русские – во многом отличаемся от них. Наше мышление, мировоззрение, характер, интересы и общие черты другие. Иностранцы тоже это подмечают и дают нам эпитеты вроде «сумасшедший русский» (crazy Russian), или «загадочная русская душа» или «каждый русский является религиозным философом» (every Russian is a religious philosopher) или просто «ты такой смешной» (you are so funny). Так в чем же дело?
Разгадка русского человека в том, что Православная христианская вера воспитала его характер и стала основой его мировоззрения и культуры. Поэтому и разница между русским человеком и западным чаще всего бывает из за того что у русского подход бывает более христианский.
Многие русские духовные отцы, а также и светские писатели и мыслители об этом говорили и писали. Но все это было коротко или просто отдельные мысли и намеки. Есть несколько трудов, которые затрагивают эту тему, но нет хорошо разработанной книги. Книга профессора А.А. Царевского является исключением.
Предлагаемая читателю книга есть переиздание работы профессора А.А. Царевского. Это прекрасно написанный труд, который затрагивает всю жизнь русского человека и наглядно показывает влияние Православной веры на него. Книга написана с большим чувством и любовью к русскому человеку, его культуре и стране, в которой он живет – России. Настоящее издание для наглядности и удобства дополнено заглавиями подглав и заголовками-резюме абзацев.
В книге подробно описываются все отрасли жизни страны и характер русского народа. В ней четыре главы: (I) Влияние на политическую судьбу России, (II) Влияние на внутреннюю жизнь Руси, (III) Влияние на характер русского человека и (IV) Основные свойства русского человека.
Книга была написана для верующего, православного христианина, живущего по своей вере и знающего Закон Божий, историю Церкви Христовой, жития святых и т. п. Не знающим всего этого, она будет трудной. Кроме того, мы живем во время когда люди крайне неосведомлены о христианстве. Часто говорится, что все религии учат одно и то же, и что разницы между ними мало. Поэтому напомним читателю об основном в Православном христианстве.
Иисус Христос учил об Едином Господе Боге, Создателе всего мира, Праведном и любящем Отце, Промыслителе, Который нас создал и дал нам заповеди о том, как жить. Господь нас учил что нужно жить по этим заповедям, нужно честно трудиться, почитать родителей, нельзя убивать, прелюбодействовать, воровать, лгать и завидовать, и самое главное – нужно посвящать время Богу. Это были знаменитые Десять Заповедей, которые были даны древним евреям еще до Иисуса Христа. Иисус же углубил эти заповеди и еще учил о любви ко всем, о скромности, о жизни по Божией правде, о милосердии, о внутренней сердечной чистоте, о миротворчестве, о добрых делах, искренности, нравственной чистоте, о духовном а не материальном богатстве, о духовной, а не телесной красоте, о надежде на Бога и о жизни после смерти (Матф. 5–7). Все учение Иисуса Христа было углублением древней еврейской веры. Учение было настолько праведно, глубоко и очевидно и для тех языческих времен необычно, что было ясно, что оно исходило не от человека.
Учение Иисуса Христа содержало семена для здоровой культуры и цивилизации человеческого общества. Оно быстро распространилось по всему миру и стало фундаментом для законов, нравственности и жизни всех народов. Поэтому эта новая культура начала называться «христианской», а народы «христианскими». В мире английского языка есть выражение «это есть Библия» (this is the Bible) что значит: это содержит все, здесь есть все, это есть основа всего.
Христианство оказало благотворное влияние на весь мир. Языческий мир – где господствовала сила, богатство, гордость, жестокость, нравственная распущенность – под влиянием христианства постепенно переродился. Основными ценностями стали доброта, любовь, милосердие, скромность, прощение, чистота нравов. Христианство повлияло на всю жизнь человека, на все отрасли его сложной жизни и омыло все и вся. Христианские правила и нормы для жизни стали основой законов всех цивилизованных стран. Христианское учение стало колыбелью новой очищенной христианской культуры.
Тоже напомним читателю, что Православная Христианская Церковь и православное христианство – это та Церковь и то христианство, которое начато Иисусом Христом и потом по Его желанию продолжено апостолами. В самом начале определились пять древних Церквей: Иерусалимская, Антиохийская, Александрийская, Римская и Константинопольская. Позже эти матери Церкви создали другие дочери Церкви, которые тоже стали самостоятельными и равноправными. Таким образом сейчас существуют еще и Болгарская, Греческая, Русская, Румынская, Сербская, Синайская, Церковь на острове Кипр и другие Церкви. В христианском Символе веры (краткое определение того, во что верят христиане) говорится что Церковь «соборная». Все Церкви были равны между собой и общего управления у них не было. Общие вопросы решались на собраниях, которые назывались Вселенскими Соборами. В течение первого тысячелетия учение Церкви утвердилось на семи Вселенских Соборах.
В 1054 г. от Православной Христианской Церкви отделилась Римская (так называемые католики, которые претендуют на первенство в Церкви). От нее, в 1517 г., отделились протестанты, которые потом – из за неопределенности учения – разделились на массу отдельных групп (сект). В настоящее время, в 1998 г., их свыше 22.000. Православная Церковь не признает сектантов за Церкви, а только как христианские общества.
Православная Христианская Церковь сохранила подлинное учение Иисуса Христа и отличется полнотой учения. Другие Церкви и группы постепенно отошли от первоначального христианского учения, и у них оно очень «разбавленное» и искаженное.
Роль Церкви в истории России
Одним из самых крупных событий, имевших долгосрочное значение для Руси, стало принятие христианства в качестве государственной религии. Основная причина введения христианства, состояла в необходимости духовного объединения разно племенных народов Руси, укрепления международных связей на прочной основе. В новых условиях языческая религия не обеспечивала в полном объеме процесс формирования государственности, так как в силу свойственного ей многобожия, не способна была объединить Русь, укрепить авторитет великокняжеской власти. Процесс принятия религии был длительным и противоречивым. Объективно введение христианства, способствовало укреплению политического единства древнерусских земель. Православие оказало значительное культурное влияние на общество: более широкое распространение получила письменность, появились школы, началось систематическое летописание. Особенностью русского православия явилось сохранение многих элементов язычества, создание собственных церковных традиций, например празднование масленицы и т. д. традиций монашеской жизни и др.
Древнерусские летописи связывают крещение Руси с именем киевского
князя Владимира Святославича, по инициативе которого Русь в 988 г. приняла христианство в качестве государственной религии. В этом же 988 г. было сооружение Десятинной Церкви в Киеве — главного христианского центра Киевской Руси в конце X начале XI в. В 989 г. Владимир установил церковную десятину. В отличие от городского населения, крестьяне еще долго не принимали новую веру, причем особенно серьезным было сопротивление в северных районах страны (Новгород и т. д.). Однако христианство было известно на Руси задолго до 988 г. этой официально признанной даты крещения, а сам процесс христианизации огромной страны растянулся на столетия. Известно, что христианкой стала княгиня Ольга – жена князя Игоря. Таким образом, еще до крещения Руси при Владимире Святославиче, христианство на Русской земле имело более чем вековою историю. С именем княгини Ольги большинство людей олицетворяет такие исторические факты, как укрепление княжеской власти, начало сбора дани с жителей Новгорода, Пскова и т.д. Так же, княгиня Ольга пыталась повысить престиж Руси, за счет дипломатии. Крещение Ольги приобрело важное политическое значение, и способствовало укреплению международного положения Руси. Однако крещение Ольги не повлекло за собой введения христианства на Руси. История православия берет начало на Руси с 988 г. Значение этого события трудно переоценить. С приходом христианства, стало очень быстро развиваться огородничество, так как многодневные посты заставляли верующих все больше потреблять овощей. Огромными темпами стало развиваться ремесло, приемы кладки стен и возведения куполов, камнерезного дела, а так же мозаика, которые использовались при возведении и украшении Церквей. Но самый главный
вклад, это отмена жертвоприношений, в качестве которых нередко выступали люди. Поднятие авторитета Руси в международных отношениях, а так же, с
После придания христианству статуса государственной религии, Церковь предприняла меры по развитию и укреплению организационных структур. Во главе Церкви на Руси стоял митрополит киевский, который назначал епископов. Епископы, в некоторых местах их называли архиепископами, руководили обширными церковно-административными округами епархиями, и совершали обряд поставления в сан священников. Отличительной особенностью русской Церкви того времени, можно считать ее полное подчинение Византийской Церкви, вплоть до 1448 года. В этом году положено начало фактической самостоятельности, т. е., автокефалии3 Русской митрополии. Принятие христианства не привело к политическому и религиозному подчинению ей Руси, но епископы, а затем митрополиты, полностью зависели от киевского князя. С обособлением отдельных княжеств, каждый князь стремился к тому, чтобы его столица имела своего епископа. Епископские кафедры находились полностью на содержании князей. Однако расширение церковного аппарата, заставило искать другие источники. Ими могли быть отчисления от государственных доходов, что создавало предпосылки для слияния государственного и церковного аппаратов. В начале XI в. образовались епархии в Новгороде, Чернигове, Переяславле. В церковных источниках, русских и польских, неоднократно появлялись намеки на наличие епархий в Полоцке и в Турове, созданных самим Владимиром. Во второй половине XI века была создана епархия во Владимире-Волынском княжестве. Они возникали по мере образования новых княжеств. Епископам принадлежала вся полнота церковной власти в их области, не только право суда над духовенством, но и суда по многим гражданским делам. Древнерусское государство с первых дней введения христианства, начало специально готовить священников при открывающихся Церквях и монастырях, используя методы коллективного и индивидуального обучения. Особую активность по подготовке кадров проявили позже монастыри. Ко времени Ярослава относится окончательное оформление Церкви, как организации. При нем основывается митрополия в Киеве в 1037 году. В этом же году при киевской митрополии, строится соборная Церковь святой Софии. Не случайно и то, что при нем был созван первый церковный собор в Киеве, сделана попытка установить церковную автокефалию, путем избрания собственного митрополита из числа русского духовенства. Фактически только в 1448 году, было положено начало самостоятельности, автокефалии Русской митрополии.
Главное событие истории России середины XVII века — церковный раскол. Раскол рассматривается либо, как внутри церковное явление, либо как отражение кризисного состояния общественного сознания, которое было в первую очередь религиозным. Раскол уронил авторитет страны, подняв мятеж против Церкви, а по связи с ней и против государства. Русским церковным расколом называется отделение значительной части русского общества, от господствующей Русской Православной Церкви. Реформа Церкви была неизбежна. Но любое историческое событие реализуется лишь через деяния конкретных исторических личностей, которые силой своего ума, своей воли, по праву заслуживают звание великих личностей. Одной из таких великих и загадочных личностей в истории XVII в. является патриарх Никон. В 1653 году, Никон желая укрепить упавший авторитет Церкви, начал проводить церковную реформу. Он распорядился заменить при богослужении земные поклоны поясными, креститься тремя пальцами вместо двух, и привести иконы, и книги в полное соответствие с греческими образцами. Все это вызвало недовольство части духовенства и светской власти. Выступления ревнителей старой веры нашли поддержку в разных слоях русского общества, что привело к движению, получившему название «раскол». Раскольники яростно боролись за сохранение неизменности русского православия. Их сторону принимали многие знатные и богатые бояре, церковные иерархи и посадские люди. По указам царя с 1666-1667 гг. воеводам предписывалось разыскивать раскольников и подвергать их «царским казнениям». С этого момента начинается открытая борьба государства и Церкви со всеми сторонниками старой веры. Пока Никон пользовался поддержкой Царя, его главенствующее положение в Церкви было достаточно прочным. Но дело изменилось, когда патриарх стал посягать на прерогативы светской власти, ставя себя выше самодержца. По инициативе Царя в 1666-1667гг. в Москве был созван Собор патриархов, который осудил Никона и снял с него патриарший сан. Однако, не смотря на расправу с Никоном, Церковь сохранила свою внутреннюю самостоятельность, свои земельные владения и оставалась значительной политической силой. Считается, что Европейское влияние на раскол в Русской Православной Церкви, был сделан при Петре I в начале XVIII века.
Церковные реформы Петра I
Церковные преобразования Петра I были обусловлены изменением прежней идеологии взаимоотношений светских и духовных властей. Церковная политика Петра I, как и его политика в других сферах государственной жизни, была направлена прежде всего на как можно более эффективное использование Церкви, для нужд государства. А если конкретнее, на выжимание из Церкви денег на государственные программы, прежде всего на строительство флота. В 1721 г. было ликвидировано патриаршество и учреждена Духовная коллегия — Святейший Синод, к компетенции которой стали относиться все церковные вопросы. Создание Синода явилось началом абсолютистского периода русской истории, так как теперь вся власть, в том числе и церковная, была сосредоточена в руках Петра. С 1722 г. надзор за синодом осуществлял обер-прокурор, назначаемый самодержцем из числа высокопоставленных чиновников. Бурную реакцию среди священников вызвало постановление Синода от 17 мая 1722 г. в котором священнослужителям вменялось в обязанность нарушать тайну исповеди. Фактически, церковная реформа привела к ликвидации самостоятельной роли Церкви, и подчинила ее строгому контролю управляемую государством.
Церковь начинает терять свою независимость от государства, право распоряжаться своей собственностью. Изъятие у Церкви основного источника доходов — недвижимого имущества, значительно ограничили ее возможности. Петр I, руководствуясь просветительской идеей об общественном благе, разворачивает наступление на монахов и монастыри. Впоследствии у Царя появилась идея использовать монастыри, как приюты для отставных солдат и нищих. В указе 1724 г. количество монахов в монастыре ставится в прямую зависимость от числа людей, за которыми они ухаживают. Реформа Церкви осуществлялась параллельно с податной реформой, проводились учет и классификация священников, а низшие их слои были переведены в подушный оклад. По сводным ведомостям Казанской, Нижегородской и Астраханской губерний (образованные в результате деления Казанской губернии), от подати было освобождено только 3044 священника из 8709 (35%). Выгодная государству экономически, секуляризация4 монастырских земель, в 1764 г. привела к замедлению роста культуры и образованности, поскольку обедневшим монастырям стало труднее выполнять свою культурно-просветительскую миссию. В целом, результатом церковной реформы Петра стало полное подчинение Церкви светской власти. XIX век заметно отличался от XVIII века, будучи более благоприятным для церковной жизни, в частности, для монашества и монастырей. Православная Церковь стала гарантом российского самодержавия и потому пользовалась со стороны правительства поддержкой. Хотя и в это время сохранялись прежние обременительные для Церкви государственные опека и контроль.
Церковь во времена СССР
Советская власть так же надеялась расколоть Церковь изнутри, посредством возникшего в 1922 г. обновленческого движения, которое выступало за тесное сотрудничество с Советским государством. Целю обновленцев была модернизация и приспособление Церкви, к изменившимся политическим условиям. Собор обновленцев разрешил епископам вступать в брак, а овдовевшим священникам — жениться вторично. Священники — обновленцы коротко стриглись, часто надевали гражданскую одежду. В 1925 г. на своем соборе обновленцы отказались от своих нововведений. Это означало конец обновленчества, хотя формально это движение существовало вплоть до после военных лет.
Церковь в годы гражданской и Отечественной войны
Обращение о признании в Конституции особой роли Православия
10 ноября прошла конференция «Триумф и крушение империи: уроки истории». С докладами выступили министр культуры РФ В.Р.Мединский, президент Российского Фонда культуры Н.С.Михалков, ответственный секретарь Патриаршего совета по культуре архимандрит Тихон (Шевкунов), депутаты Государственной Думы, а также видные историки и политологи из ведущих научных центров России.
В процессе обсуждения участники конференции одобрили решение о создании рабочей группы на базе Российского Института Стратегических Исследований (РИСИ), задачей которой должно стать обобщение предложений и выводов, сделанных в ходе конференции и одобренных собравшимися, и подготовка итогового документа.
Настоящее обращение является итоговым документом, подготовленным рабочей группой по результатам конференции.
к Президенту России В.В. Путину, Председателю Совета Федерации В.И. Матвиенко и Председателю Государственной Думы С.Е. Нарышкину, членам Совета Федерации и депутатам Государственной Думы, депутатам законодательных собраний субъектов Российской Федерции.
В 1917 году Россию постигла кровавая катастрофа, последствия которой ощутимы и поныне. В один день перестала существовать одна из величайших мировых держав с многовековой историей и культурой. В качестве причин этой трагедии часто выдвигаются факторы экономического и политического характера. Однако сегодня достоверно известно, что системный кризис в экономике предреволюционной России – это ложь. Политические же причины русской смуты есть по существу своему не причины, но следствия намного более глубоких процессов, природа которых лежит в духовном измерении.
Утрата православного самосознания и церковности значительной частью дворянства и интеллигенции, потеря национальной идентичности, сформированной на основе христианских норм и традиций, отказ от Православия – вот подлинная причина революции. Более того, интеллигенция сознательно и активно помогала революционерам!
На всем протяжении своей тысячелетней истории Россия развивалась именно как Православное государство, в основе которого лежали христианские идеи жертвенного служения Богу и спасения души. Православие явилось той силой, которая связала различные народы и культуры в уникальное государство-цивилизацию – Российскую Империю. Православие не раз спасало наше государство от разрушения и уничтожения. И во времена татаро-монголького ига, и в период Смуты начала XVII века, и в войне с Наполеоном. И даже в Великую Отечественную Войну, что было признано советским руководством, которое в 1943 году прекратило жестокие гонения на Православную Церковь и восстановило Патриаршество в своих правах. Христианские заповеди справедливости продолжали служить основой нашего общества и во времена официального атеизма в СССР.
Сегодня мы возвращаемся на свой подлинный исторический путь. Пробуждение народного самосознания в России является прямым следствием возрождения в ней христианского духа. Последние два десятилетия являют нам небывалое прежде в истории человечества Торжество Православия: миллионы наших соотечественников обретают дорогу к Храму, возрождаются и заново строятся десятки тысяч церквей и монастырей от Прибалтики до Владивостока и от Арктики до Средней Азии. Православные праздники и поклонение православным святыням, как и прежде, становятся неотъемлемыми чертами жизни нашего общества.
Христиане всего мира с надеждой смотрят на Россию как на хранительницу истинных ценностей, несущую свет подлинного Христианства всему человечеству.
Православие – это национальная идея России, ее особый цивилизационный код, сущность ее духовного суверенитета. Православие – это основа русской идентичности. Россия не состоялась бы как тысячелетняя цивилизация без Крещения святым князем Владимиром русского народа 1025 лет назад.
О том же писал И.А.Ильин в книге «Грядущая Россия», призывая «научиться духовному патриотизму, научиться обретению Родины и передать это умение всем другим, кто соблазнился о своей Родине и пошатнулся в сторону интернационализма. Мы должны понять, что люди связуются в единую Родину силою веры, любви, внутренней свободы, совести и семейного духа, силою духовного творчества во всех его видах; и, увидев это, мы должны утвердить наше священное право быть единой духовно великой нацией».
И так же, как законодательно закреплен государственный суверенитет Российской Федерации, мы призываем закрепить ее суверенитет духовный, признав в Конституции России особую роль Православия.
Конституционное закрепление духовного суверенитета позволит нашей стране сохранить национальную идентичность, государственную независимость и убережет от новых потрясений. Без этого шага никакие экономические успехи не гарантируют нашей Родине спокойствия и процветания. Пример крушения Российской Империи в 1917 году с беспощадной ясностью демонстрирует, что при духовном кризисе инвестиционный климат не поможет.
Этот шаг никоим образом не означает ущемления прав других традиционных для России религиозных общин. Л.А.Тихомиров очень точно определял Россию как «семью народов, собранных вокруг православного русского народа». Ведь для всех народов России, имеющих иную конфессиональную принадлежость, очевидно, что они исторически входили в эту большую семью народов и были ее полноправной частью на основе именно православных норм и ценностей. В тех регионах России, где традиционными являются иные религии, наряду с Православием может быть закреплена особая роль соответствующих религий на уровне законодательства субъекта федерации.
Практика закрепления особой роли за той или иной религией широко распространена в конституциях современных государств Европы: достаточно вспомнить Данию, Норвегию, Ирландию, Польшу, Грецию, Финляндию. Излишне говорить об исламе и буддизме, которые являются государственными религиями в десятках азиатских стран.
Мы вместе с миллионами сограждан, празднующих в этом году 1025-летие Крещения Руси, обращаемся к Президенту России В.В. Путину, Председателю Совета Федерации В.И. Матвиенко и Председателю Государственной Думы С.Е. Нарышкину, членам Совета Федерации и депутатам Государственной Думы, депутатам законодательных собраний субъектов Российской Федерции с призывом закрепить в Конституции Российской Федерации особую роль Православия.