особенности художественной культуры киевской руси

особенности художественной культуры киевской руси. Смотреть фото особенности художественной культуры киевской руси. Смотреть картинку особенности художественной культуры киевской руси. Картинка про особенности художественной культуры киевской руси. Фото особенности художественной культуры киевской руси

Истоки зарождения культуры

​История древнерусской страны сохранила немало источников данных о прошлом, подтверждающих высокий уровень развитости славянских племен. Появление алфавита, на базе которого сформировалось «русское слово», безусловно, стало важной основой для объединения различных народов. Но на своем пути молодое государство столкнулось с проблемами, связанными с разными верованиями людей и борьбой князей за власть. В результате причины такого рода и привели страну к раздробленности.

Появление христианства

Культура древнерусской страны глубоко связана со временем возникновения Киевской Руси. В 862 году славянские и финно-угорские племена призвали варягов на княжение в Новгород. Варяги и дружинники Рюрика Аскольд и Дир в этом же году подчинили себе Киев.

особенности художественной культуры киевской руси. Смотреть фото особенности художественной культуры киевской руси. Смотреть картинку особенности художественной культуры киевской руси. Картинка про особенности художественной культуры киевской руси. Фото особенности художественной культуры киевской руси

Русским историкам до сих пор неизвестны точные даты зарождения культуры в древнем городе Киеве. Скорей всего, этот период начинается в IX веке, когда происходит объединение племён под предводительством князя Олега, и заканчивается около 1132 года в связи с распадом древнего государства. Эти события положили основу создания древнерусской цивилизации.

Особую роль в формирование культуры сыграла принятие христианства в 988 году князем Владимиром. Он разрушил языческие поверья славян и объединил различные народы. Государь понимал, что вера может стать важной скрепой для укрепления государственности Древней Руси. Кроме того, для страны были бы полезны экономические, политические и духовные связи с Византией, которая являлась по тем векам мощным и богатым государством.

Со временем религия проникла во все аспекты жизни древних славян. Стало возрастать политическая роль духовенства в глазах князей. Количество епархий в 1240 году уже увеличилось до 16. Благодаря правителю Владимиру, были преодолены разногласия разных народов славян. Киевская Русь стала крепким, сильным государством со своей самобытной культурой.

Живопись и фольклор Киевской Руси

Важное место в повседневной жизни древних славян занимал фольклор. Любимыми произведениями в древности были сказки, песни, краткие и ёмкие частушки, былины и т. д. Творчество народов было отражением их мифических представлений о жизни, но также было место и развлечениям простого народа наподобие плясок, гуляний и хороводов. В частности, существенный прогресс музыки произошел при следующих событиях:

особенности художественной культуры киевской руси. Смотреть фото особенности художественной культуры киевской руси. Смотреть картинку особенности художественной культуры киевской руси. Картинка про особенности художественной культуры киевской руси. Фото особенности художественной культуры киевской руси

особенности художественной культуры киевской руси. Смотреть фото особенности художественной культуры киевской руси. Смотреть картинку особенности художественной культуры киевской руси. Картинка про особенности художественной культуры киевской руси. Фото особенности художественной культуры киевской руси

При упоминании творчества народов славян нельзя не коснуться её живописи. Этот вид искусства находился под большим влиянием церкви. В начале XI века интерьеры Киево-Печерской лавры были расписаны византийскими мастерами, потом такая практика передалась русским художникам и стала применяться ими в других церквях. Школа славянской живописи приобретала свой облик, хорошим тому примером является Успенский и Дмитриевский собор, выдающиеся памятники домонгольской архитектуры Руси.

Важные мероприятия в религиозной жизни разного класса людей не обходились без обряда почитания икон. Сохранилось до сегодняшних дней много изображений святых мучеников (например, известные «Спас нерукотворный», «Деисус», «Богоматерь Владимирская» и пр.).

Синтез разных культур языческой и христианской стал значимой особенностью в жизни людей. Обрядовые праздники, например Масленица, день Ивана Купалы, сохранились до сих пор.

Развитие письменности, образования и науки

Огромный вклад в изменение культуры, а также накопление знаний, опыта в развитие художественного слова внесло введение единой письменности. Ее создание началось во второй половине IX века с прибытием из Византии Кирилла и Мефодия по приглашению князя Ростислава. Они занимались созданием славянской азбуки и переводом древнегреческих текстов, например, книг Священного Писания.

особенности художественной культуры киевской руси. Смотреть фото особенности художественной культуры киевской руси. Смотреть картинку особенности художественной культуры киевской руси. Картинка про особенности художественной культуры киевской руси. Фото особенности художественной культуры киевской руси

Первое упоминание о применении кириллицы датируется Х в. Между прочим, договор 911 г. между князем Олегом и представителем из Византии был написан на двух языках — греческом и славянском. Археологические и летописные находки лишь доказывает факт в том, что грамота среди разных слоёв было широко распространено. Одним из примеров являются находки Новгородских берестяных грамот, датируемые XI в.

Важную роль в развитие письменности сыграла зарождение книжного искусства на Киевской Руси. Широко известно, что для проведения разного рода богослужений и православных обрядов требовалось наличие высокоразвитой письменности, а именно: произведений исторических, церковных, богословских, проповеднических и прочих.

Уже постепенно стали появляется переводы при царстве Ярослава Мудрого, например, «История иудейской войны» Иосифа Флавия.

Стоит отметить, что широко распространена была так называемая фольклорное творчество городского населения в виде «граффити» на стенах, в которых описывались жизненно важные проблемы этого общества.

особенности художественной культуры киевской руси. Смотреть фото особенности художественной культуры киевской руси. Смотреть картинку особенности художественной культуры киевской руси. Картинка про особенности художественной культуры киевской руси. Фото особенности художественной культуры киевской руси

Таким образом, можно сказать, что внедрение христианства в целом благотворно повлияла на развитие образование и школьного дела в древнерусском государстве. Конечно же, плодами «культурного подъема» на Руси пользовались по-прежнему ограниченный круг состоятельных и богатых людей. Но даже в таком сословном обществе находились небольшие узкие места для образования малообеспеченных слоёв, примером тому является открытие первых школ для старост и духовенств Ярославом Мудрым в 1054 г.

Государство остро нуждалось в наличие квалифицированных кадров для развития торговых, культурных и других связей с западными странами. Поэтому стали постепенно появляться высшие учебные заведения нового типа, отличавшиеся от других держав. Возникает вопрос, каким наукам уделялось огромное значение в заведениях нового типа:

особенности художественной культуры киевской руси. Смотреть фото особенности художественной культуры киевской руси. Смотреть картинку особенности художественной культуры киевской руси. Картинка про особенности художественной культуры киевской руси. Фото особенности художественной культуры киевской руси

Это лишь небольшая часть нашедших археологических находок, среди них выделяются переводы византийской литературы И. Малали, Г. Амартоли и Г. Синкела, «История Палестины» Йосифа Флавия, «Шестиднев» Василия Великого, а также «Космография» Козьмы Индикоплова, дающее представление о миро создания. Церковное право «зарождалось» во многих «кормчих» книгах.

Единственным недочётом византийских творений было слишком поверхностное знание о славянской Руси, по этой причине стране были нужны собственные летописцы. Поэтому неудивительно, что до нас дошли летописи Нестора, широко известная «Повесть временны́х лет», Никона и игумена Выдубицкого монастыря Сильвестра. Интерес к родной земле проявляли не только старцы летописцы, но и частные историки при княжеских дворцах.

Не стоит забывать про медицину. Это не только представление о мифических кудесников и «ворожбитей», но и наличие чёткой системы лечения больных, в которой присутствовали врачебные и физиотерапевтические процедуры. Даже сохранились упоминания хирургических вмешательств в организм больного.

Облик древнерусских городов

Некоторые города современности сохранили образцы архитектуры древних времен — Киев, Нижний Новгород, Переславль и т. д. Хотя количество архитектурных памятников невелико, но они до сих пор поражают великолепием в каждой своей детали.

Возникновение каменного зодчества

По исследованию историков каменное строительство началось в конце Х в. Первый монастырь такой постройки был возведен в 989 году, но, к сожалению, был разрушен во времена «ордынского ига». По данным археологических раскопок, площадь этого сооружение составляло около 900 кв. м. и увенчан был 25 верхами.

особенности художественной культуры киевской руси. Смотреть фото особенности художественной культуры киевской руси. Смотреть картинку особенности художественной культуры киевской руси. Картинка про особенности художественной культуры киевской руси. Фото особенности художественной культуры киевской руси

Важно упомянуть и Софийский собор, который был великолепным образцом византийской архитектуры, он был возведён Ярославом Мудрым, чтобы установить равенство между Новгородско-Киевской Руси и Византией. Во внутренних помещениях этого собора сохранились мозаики и фрески, описывающий материальный быт и времяпрепровождение царской семьи. Церкви строились в честь святых людей, например, грандиозный храм Бориса и Глеба, площадь которого составляла около 600 кв. м.

Феноменальным достижением в области зодчества стало появление Софийского собора в Новгороде. В то время он имел пять куполов, расположенных в симметричном порядке, гораздо могущественнее составлены стены этого монастыря. В интерьере присутствовала простота мозаик, фрески не были динамичными, как в Киеве.

Надо понимать, что храм являлся не только религиозным сооружением, но и местом проведения различных встреч князей, собраний граждан и хранения ценных предметов. Столица Киева, по упоминанию летописей, поражала блистательностью и богатством парадных въездов, площадями и торжищами.

особенности художественной культуры киевской руси. Смотреть фото особенности художественной культуры киевской руси. Смотреть картинку особенности художественной культуры киевской руси. Картинка про особенности художественной культуры киевской руси. Фото особенности художественной культуры киевской руси

Влияние Византии на древнерусскую архитектуру

Во время путешествия по Константинополю русская делегация во главе с князем Владимиром была поражена красотой Софийского собора. Князь стал активно привлекать византийских мастеров для строительств и своих храмов. Впоследствии многие русские зодчие переняли их опыт в строительстве, но не полностью скопировав их стиль, а приняв всего лишь некоторые ее черты:

особенности художественной культуры киевской руси. Смотреть фото особенности художественной культуры киевской руси. Смотреть картинку особенности художественной культуры киевской руси. Картинка про особенности художественной культуры киевской руси. Фото особенности художественной культуры киевской руси

Известно, что во время правления князя Ярослава Мудрого архитектура храмов стала отходить от византийского стиля в связи его независимой политикой от Константинополя. Стали появляться традиционные однокупольные храмы с маленькими оконцами и крупными стенами в центрах, например Новгороде, Чернигове, Полоцке и др.

Таким образом, выбрав самобытный путь культурного развития в отличие от Запада, Киевская Русь смогла сохранить свою независимость и целостность перед врагами, оставить великолепное наследие архитектуры, живописи и других искусств того времени.

Источник

Культура Киевской Руси: краткое описание

Культура периода Киевской Руси включает в себя совокупность духовно-материальных ценностей, накопленных в результате деятельности русских княжеств. Наибольшее развитие получила после Крещения. Культура Киевской Руси кратко отражена в этой статье.

Письменность

особенности художественной культуры киевской руси. Смотреть фото особенности художественной культуры киевской руси. Смотреть картинку особенности художественной культуры киевской руси. Картинка про особенности художественной культуры киевской руси. Фото особенности художественной культуры киевской руси

Доподлинно известно, что письменность у славян была еще в дохристианский период. Об этом свидетельствуют многочисленные археологические раскопки. Кроме того, в Х веке появились письменные свидетельства. Черноризец Храбр отмечал, что у славян не было букв для письма, но они использовали черты и резы.

Принятие христианства оказало большое влияние на развитие письменности. В особенности тот факт, что допускалось богослужение на родном языке.

Грамотность была распространена и среди городского населения, о чем говорят берестяные грамоты, используемые в быту.

особенности художественной культуры киевской руси. Смотреть фото особенности художественной культуры киевской руси. Смотреть картинку особенности художественной культуры киевской руси. Картинка про особенности художественной культуры киевской руси. Фото особенности художественной культуры киевской руси

В связи с татаро-монгольскими набегами многие памятники ранней письменности были уничтожены. Старейшим из сохранившихся является «Остромирово Евангелие». Написал его дьякон Григорий в 1057 году.

Несмотря на повсеместное распространение письменности, центрами книжности были церкви и монастыри. Обычно они переписывали существующие книги и вели собственную летопись. С XI века создавались библиотеки при монастырях.

Литература

С принятием Крещения довольно быстрыми темпами развивалась культура Киевской Руси. Кратко этот период можно охарактеризовать как книжный. Возникновение письменности послужило началом для формирования литературы. Изначально это были переводы западных произведений, которые послужили возникновению собственных литературных традиций.

Ярким представителем этого периода был Илларион. Митрополит стал автором «Слова о законе и благодати». Это политический трактат, раскрывающий проблемы русской действительности.

Одним из главных литературных творцов был Нестор, монах Киево-Печерской лавры. Он стал автором «Чтения», «Жития Феодосия» и «Повести временных лет». Последнее произведение охватывает многочисленные события, политическое устройство, отношения с другими государствами, религиозные аспекты, а также там описана культура Киевской Руси. Кратко Нестор освещает хозяйственную жизнь и быт.

Русские князья были очень образованными и талантливыми. Выдающимся творцом был Владимир Мономах. «Поучение» стало важнейшим памятником литературы того времени.

Центральной проблемой в литературе периода Киевской Руси была княжеская власть и жизнь государства. Эти и другие вопросы поднимает в своих произведениях Даниил Заточник.

особенности художественной культуры киевской руси. Смотреть фото особенности художественной культуры киевской руси. Смотреть картинку особенности художественной культуры киевской руси. Картинка про особенности художественной культуры киевской руси. Фото особенности художественной культуры киевской руси

После Батыева нашествия появилось множество письменных текстов, посвященных этому событию («Слово о гибели Русской земли»).

Архитектура

Развитие культуры Киевской Руси послужило и для обновления традиций зодчества. Вплоть до начала XI века процветало деревянное строительство. После Крещения над ним возобладало каменное. Зодчество развивалось по аналогии с Византийским.

Первым примером монументальной архитектуры была Десятинная церковь в Киеве. Ее возведение относят к 989 году.

Большинство сохранившихся строений того времени занесено в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Живопись

особенности художественной культуры киевской руси. Смотреть фото особенности художественной культуры киевской руси. Смотреть картинку особенности художественной культуры киевской руси. Картинка про особенности художественной культуры киевской руси. Фото особенности художественной культуры киевской руси

В основном этот вид искусства применялся для росписи церквей и монастырей. Культура средневековой Руси еще не включала в себя написания самодостаточных полотен-картин.

Первые украшения на стенах церквей Киева делали мастера греки. Они создавали сложные сюжеты, выдерживая интерьер храмов в одном стиле. Особенной красотой отличаются фрески Софийского собора.

В XII веке появилась светская живопись, которая изображала охоту великих князей, различные состязания и празднества, мир природы.

В Новгороде и Владимиро-Суздальском княжестве впервые в живописи были отмечены особенности местной жизни и деятельности.

Прочее искусство

На Руси было много мастеров, которые не поддавались внешнему влиянию. Это специалисты декоративно-прикладных ремесел. Их работы были абсолютно самобытны, а чужестранцы не могли отвести глаз от ювелирных украшений, посуды, искусной деревянной мебели, расшитой золотом ткани.

Источник

Культура Киевской Руси

Закон не может быть законом, если за ним нет сильного.

Киевская Русь известна высоким уровнем развития культуры. Во многом это связано с уникальностью географического положения, а также пересечением в развитии с другими странами и народами. Прежде всего это относится к принятию христианства, которое тесно переплело культуру Руси и Византии.

Культура Киевской Руси характеризуется следующим:

Особенности культуры древней Руси

Культура Киевской Руси характеризуются тем, что она формировалась под влиянием множества факторов, которые часто противоречили друг другу. В частности можно говорить о том, что особенность древнерусской культуры заключалось в следующем:

Большое влияние на культуру Киевской Руси оказала Византия. Происходило это уже после принятия христианства. В частности из Византии на Русь приезжали архитекторы, художники, писатели, которые строили храмы, переписывали книги, рисовали иконы и так далее. В результате происходил симбиоз русской и византийской культуры, который выражался в формировании абсолютно новой культуры, аналогов которой не было.

Устное народное творчество

Большое внимание в культуре Киевской Руси уделялось УНТ. Письменность ещё была редким явлением, поэтому в основном культура передавалась от человека к человеку. Наиболее распространёнными элементами этого вида культурного творчества Киевской Руси являются былины, сказки и песни. Сегодня широко известные древнерусские былины, героями которых являются Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович и другие богатыри.

особенности художественной культуры киевской руси. Смотреть фото особенности художественной культуры киевской руси. Смотреть картинку особенности художественной культуры киевской руси. Картинка про особенности художественной культуры киевской руси. Фото особенности художественной культуры киевской руси

Суть народного творчества Киевской Руси очень сильно отличается от народного творчества западных стран. Если для европейских народов характерно, что их былины в основном описывают завоевательные походы и попытки крещения иноверцев, то для Киевской Руси было характерно совсем другое. Для наших былин характерна идея освобождения своей земли и защита ее от внешних угроз. Причём от угроз не только человеческих, но и мифически-образных: русалок, леших, Змея Горыныча и так далее.

Письменность и литература

Письменность в Древней Руси появилась задолго до принятия христианства. В частности еще в середине 9 века монахи Кирилл и Мефодий создали кириллическую азбуку. Ее сегодня можно увидеть в музеях на берестяных грамотах.

особенности художественной культуры киевской руси. Смотреть фото особенности художественной культуры киевской руси. Смотреть картинку особенности художественной культуры киевской руси. Картинка про особенности художественной культуры киевской руси. Фото особенности художественной культуры киевской руси

После принятия христианство в Русь, прежде всего, из Византии и Болгарии стали приезжать просветители своего времени. Эти люди привозили с собой книги, создавали новые. Открывались храмы и монастыри, часто при которых существовали школы, в которых людей обучали умению писать и читать. Киевская культура этой эпохи характеризуется тем, что после принятия христианства в нашей стране стало появляться большое количество книг, которые переводились прежде всего с греческих источников. Пик этого процесса пришелся на период правления Ярослава Мудрого.

Начиная с 11 века, на Руси происходит формирование древнерусской литературы. Каждый, наверное, слышал, что древнейшим литературным произведением на Руси является «Повестью временных лет», которая была написана монахом Нестором. Примерно в это же время создается Остромирово Евангелие, которое было написано монахом Григорием примерно в 1056 году. Однако наибольшее внимание историки выделяют летописям, которые писались в основном в монастырях. Передовым монастырем в этом плане был Киево-Печерский. В дальнейшем летописи велись практически во всех крупных монастырях Руси. Закрывая вопрос летописей и «Повести временных лет», нужно отметить, что древнейший вариант этого произведения находится в Лаврентьевской летописи, которая ведется с 1377 года.

особенности художественной культуры киевской руси. Смотреть фото особенности художественной культуры киевской руси. Смотреть картинку особенности художественной культуры киевской руси. Картинка про особенности художественной культуры киевской руси. Фото особенности художественной культуры киевской руси

Отдельное внимание в литературе Киевской Руси уделялось жизнеописанию святых. Широко известного, например, «Сказание о Борисе и Глебе». Также известным памятником культуры эпохи является «Поучение Владимира Мономаха детям», в котором князь рассуждает о том, как надо жить.

Архитектура

Культура зодчества на Руси сформировалась еще задолго до отречения от язычества. В основном зодчество характеризовалось строениями из дерева, для которых было свойственно:

После принятия христианства на Руси стало активно развиваться каменное строительство. Прежде всего это касалось церквей. Первым храмом из камня на территории Киевской Руси стала Десятинная церковь в Киеве, которая была заложена князем Владимиром в 989 году. Церковь называется Десятинной, поскольку великий князь обязался отдавать десятину княжеских доходов на строительство и содержание этой церкви. Сегодня Десятинная церковь называется церковью Усыпления Пресвятой Богородицы.

особенности художественной культуры киевской руси. Смотреть фото особенности художественной культуры киевской руси. Смотреть картинку особенности художественной культуры киевской руси. Картинка про особенности художественной культуры киевской руси. Фото особенности художественной культуры киевской руси

особенности художественной культуры киевской руси. Смотреть фото особенности художественной культуры киевской руси. Смотреть картинку особенности художественной культуры киевской руси. Картинка про особенности художественной культуры киевской руси. Фото особенности художественной культуры киевской руси

Живопись

Живопись эпохи Древней Руси характеризуются не столько созданием картин, сколько украшением храмов. Храмы украшались изнутри. Там господствовало 2 вида живописи:

Данная живопись характеризуется тем, что ею наносились не только религиозные сюжеты, но и элементы повседневной жизни людей. В некоторых храмах наносились фрески с изображением великих князей. Наиболее известной является фреска с изображением семьи Ярослава Мудрого.

особенности художественной культуры киевской руси. Смотреть фото особенности художественной культуры киевской руси. Смотреть картинку особенности художественной культуры киевской руси. Картинка про особенности художественной культуры киевской руси. Фото особенности художественной культуры киевской руси

Отдельным видам живописи Киевской Руси является живопись по дереву или иконопись. В качестве источника служили иконы из Византии. Все иконы и изображения создавались по строгим канонам.

Художественное ремесло

особенности художественной культуры киевской руси. Смотреть фото особенности художественной культуры киевской руси. Смотреть картинку особенности художественной культуры киевской руси. Картинка про особенности художественной культуры киевской руси. Фото особенности художественной культуры киевской руси

Большого успеха добились ювелиры. Они обрабатывали драгоценные камни, создавали уникальную посуду из золота и серебра.

Источник

Художественная культура Киевской Руси

В 30-е гг. XI века были установлены каменные Золотые ворота с надвратной церковью Благовещения. Софийский собор был построен (в 1045—1050 гг.) также в Новгороде. В нем явственны черты уже русского северного зодчества, он строже, мощнее известняковые стены. Соборы были построены в Полоцке, Чернигове и даже в Тмутаракани, на самом юге Киевской Руси, в городе, столь далеком по тем временам, что он казался даже скорее сказочным. В раскопках русских городов удалось обнаружить и следы гражданского строительства в X—XI вв., вполне добротного.

Выдающиеся произведения древнерусской культуры были созданы в области литературы. Наивысшие ее достижения — безусловно, летописи. Древнейшая из них — «Повесть временных лет», авторство которой приписывают Нестору. Сохранилась она только в рукописных копиях — в сборнике 1377 г. под названием Лаврентьевской рукописи (по имени монаха-переписчика), куда были приписаны и более поздние события, добавлены «Поучения Владимира Мономаха» и «Суздальская летопись» (до 1305 г.), а также в Ипатьевской рукописи начала XV века. Нестору приписывается авторство и первых «Житий» — Бориса и Глеба, а также Феодосия Печерского. Ярким образцом торжественного красноречия является «Слово о законе и благодати» XI века. Сохранились также переводы раннехристианских отцов церкви — Иоанна Златоуста, Василия Великого, Григория Нисского. Широкой популярностью пользовалась знаменитая в средневековой Европе «Христианская топография» Козьмы Индикоплова. Переводчики, как правило, давали собственную трактовку событий, многое добавляли от себя, что делало и перевод самостоятельным жанром.

Создание книг само по себе было целым искусством, сложным и ответственным. Даже после появления печатного станка на Руси длительное время писали на пергаменте, выделанном из телячьей шкуры. Использовались для этого гусиные перья, обмакиваемые в чернила или киноварь. Сложность и дороговизна работы вынуждала к экономии письма: слова не разделялись, наиболее употребимые слова сокращались под «титлами». Торжественный, строгий почерк XI—XIII века получил название уставного. Тем не менее, страницы книг украшались художественными миниатюрами, затейливо выписывались заглавные буквы. Переплет-оклад делался из дерева и обтягивался тисненой кожей, нередко украшался золотом или серебром, драгоценными камнями, финифтью. Наиболее известны Остромирово Евангелие XI века и Мстиславово Евангелие XII века.

Важнейшее место как в церковной службе, так и в повседневной жизни принадлежало музыке. Уже в первых рукописных книгах содержались песни для богослужения, приглашались поначалу греческие и болгарские мастера церковного пения. Стали сочиняться также гимны в честь собственных святых. Наиболее ранний из них — кондак (торжественное песнопение) памяти невинно убиенных Бориса и Глеба. Церковное пение длительное время было одноголосным, как и в Европе.

Не была забыта и народная музыка. Пели и плясали не только простые люди, но и знать. При княжеских дворах появились и профессиональные музыканты. Особым явлением народной, «смеховой» культуры на Руси были скоморохи, соединявшие в себе музыкантов, певцов, плясунов, акробатов, жонглеров, фокусников, шутов, потешников. В «Повести временных лет» говорится о скоморохах, игравших на гуслях, сопелках, бубнах, гудках, трубах, рожках, свирелях, цевницах, волынках. На торжественных событиях звучали фанфары. Народ любил коллективные игрища, устраиваемые на бытовые и земледельческие праздники.

Произведения художественной культуры создавались также мастерами ремесел. В Киевской Руси развиты были металлообработка, гончарное и ювелирное ремесло. Изделия русских ювелиров пользовались особым спросом. Они выполнялись в технике зерни — напаянного узора из многих шариков, скани — рисунка из тонкой проволоки, с высоким мастерством создавались эмали.

Распад Киевской Руси

Два с половиной века мирной, созидательной жизни сменились распрями и междоусобицами, начавшимися сразу после смерти Владимира Мономаха в 1125 г. В 1132 г. все княжества Руси вышли из повиновения Киеву, и наступила феодальная раздробленность. Стали обособляться русские города, которые ныне принято относить к Золотому кольцу — Владимир, Суздаль, Ростов Великий. Андрей Боголюбский (1111—1174), сын Юрия Долгорукого, объявив Владимир столицей Ростово-Суздальского княжества, перевез туда из Киева главную святыню — византийскую икону Богоматери, которая была символом православной Руси. Он даже переименовал эту икону во Владимирскую Божью Мать. Был сооружен во Владимире и храм Успения Богородицы. Даже названиями храма и икон Владимир противопоставил себя Киеву и Новгороду с их храмами Софии.

В 1169 г. войска Андрея Боголюбского захватили Киев и разграбили его. «И раздьрася вся русская земля», написано в одной из хроник, где безудержное умножение княжеств с неизбежными распрями было названо «погибелью земли русской». Этим не преминули воспользоваться татаро-монгольские захватчики. «Из-за грехов наших пришли народы неизвестные, безбожные, и никто не знает, кто они, откуда, каков их язык», — скорбит тверская летопись. Даже нашествие не сплотило опьяненные вольностью княжества (к тому времени порядка 50), каждое из которых надеялось остаться в стороне, некоторые в борьбе за власть даже вступали в сговор с захватчиками. Сам Андрей был убит. Правда, в начале распрей была все же попытка прекратить их. В 1147 г. князем Юрием Долгоруким (кон. XI в. — 1157) точно посредине Суздальского княжества был основан новый город — Москва. Не скоро, однако, ей удалось стать новым центром сплочения русских земель.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *