особенности преподавания истории в 2021 2022 учебном году
Как изменятся уроки отечественной истории
Александр Оганович, президент страны дал поручение подготовить предложения по преподаванию истории в школе. Что вы об этом думаете?
Все, что российский школьник должен вынести из школы, записано в культурно-историческом стандарте. Это не слишком тяжелый груз?
Александр Чубарьян: У педагогов есть серьезные сомнения в слишком подробном перечне обязательных к изучению исторических персонажей. Мало того, стандарт не всегда корреспондируется с событиями, которые изучаются на уроках. Нуждаются в уточнении и некоторые формулировки стандарта, например касающиеся революций.
По мнению академика Анатолия Деревянко, одним из самых важных школьных предметов должно стать краеведение. Однако известно, что есть исторические темы, на которые местное и общегосударственное видение расходятся. Например, татаро-монгольское иго. Как с этим быть в учебниках?
Александр Чубарьян: Лично мое мнение: региональный компонент истории должен включать в основном культурно-этнографические сюжеты. А всю политическую составляющую оставить федеральным учебникам. Для решения этих вопросов на съезде учителей создана рабочая группа под эгидой РИО, которая будет, в частности, следить, чтобы в местных и общероссийских учебниках не было противоречий.
«О проявлении нравственного начала в истории». «На чем основывается духовная связь между предками и потомством? Это темы исторических сочинений, которые писали гимназисты в старой России. В этом году в российских школах этот жанр отменили. Почему?
Александр Чубарьян: Дело в том, что историческое сочинение, в том виде, в котором оно существовало в последнее время в современной школе, вызывало единодушное возражение учителей из-за формального подхода. Например, надо, чтобы в этом сочинении было упомянуто столько-то имен, столько-то дат и тому подобное. Идет подготовка другого варианта этой части ЕГЭ, в котором выпускник сможет показать, есть ли у него историческое мышление, понимание сути событий в историческом контексте.
А может, нам вообще экзамены отменить? И свободно, без нервов развивать историческое мышление?
Александр Чубарьян: Не думаю, что это хорошая идея. Я, наоборот, сторонник того, чтобы в какой-то форме была проверка по истории по окончании 9-го класса. И в 11-м классе тоже. Мало того, все, кто заканчивает 9-й класс и уходит в колледж, сегодня не успевают познакомиться с событиями минувшего века. Так и появляются школьники, которые слабо себе представляют, кто победил во Второй мировой войне. Поэтому принято решение в 9-м классе последние полгода проводить уроки введения в XX век.
Желание учить школьную историю отбивает еще и дисбаланс между огромным объемом обязательной информации и мизерным количеством часов на его изучение.
Александр Чубарьян: Делегаты недавно прошедшего съезда учителей единодушно высказались за увеличение времени на школьное преподавание истории. Следует вернуть в учебный план три часа истории в неделю в 9-м классе (в т.ч. при 5-дневной учебной неделе). Особенно это важно в связи с предстоящим включением в стандарт модуля «Введение в новейшую историю России». К слову, такое же решение принял и Всемирный конгресс историков. Оказалось, что это проблема не только наша, а и всего мира. Второе. В ближайшее время начнется общественное обсуждение стандарта для курса «Всеобщая история».
Концепция преподавания истории России в школах: традиции и инновации
В 2013 году было дано поручение президента о разработке единых концептуальных основ преподавания отечественной истории. Предполагалось, что новая Концепция решит сразу несколько задач: унификация учебного материала, терминологических понятий и представлений, перечня имен и персоналий. Список самих дат и перечень источников тоже предполагалось унифицировать.
В 2014 году появилась единая концепция новых учебников, и, поскольку в 2015 году они начали вводиться в строй, часто стали возникать вопросы: что переделать? что доделать? от чего отказаться?
«За последние пять лет появилось немало конструктивных критических замечаний по содержанию учебников и по тому, как выстраивать сам курс преподавания истории — все это было учтено рабочей группой Российского исторического общества, которая готовила этот проект».
В июне 2020 года состоялось собрание РИО, на котором все заинтересованные стороны, в том числе Министерство просвещения, обсуждали новую Концепцию и внесли свои правки в составление документа.
Почему назрели изменения?
Для начала вспомним, что не устраивало учителей в старом формате преподавания истории.
Во-первых, много вопросов вызывал курс истории, который заканчивался для большинства учеников в 10 классе. Количество часов на изучение истории XX века уменьшилось — ведь раньше XX век изучали еще и в 9 классе.
Возврат к линейной системе преподавания истории требовал определения — что и как мы должны изучать по истории в 11 классе. Еще один насущный вопрос — определиться с тем, каким образом будет проходить итоговая аттестация в старшей школе.
Во-вторых, всех учителей волновала судьба интегративного курса «Россия в мире», который предлагалось проводить как курс по выбору в 10-11 классах.
В-третьих, необходимо было добиться того чтобы адаптировать все курсы, которые касаются региональной истории, к существующему историко-культурному стандарту.
В-четвертых, и этот вопрос остается актуальным до сих пор, важна последовательность в изложении исторических материалов, которые даются на каждой ступени обучения в школе.
В-пятых, необходимо понимание, как контролировать содержание материалов. Ведь экспертиза новых учебников, которые издавались в последние годы, снимает все ранее существовавшие ограничения. Такое положение вещей может привести к возвращению в те времена, когда историко-культурный стандарт только начинал разрабатываться.
Еще один важный момент — переподготовка и повышение квалификации учительских кадров. Создание институтов развития образования или их радикальная трансформация тоже давно требовали изменений. И тут особое внимание надо обратить на так называемые трудные вопросы истории, которые были обозначены в Историко-культурном стандарте. Что мы понимаем под этими вопросами? В чем, собственно, их сложность?
«У современного учителя отсутствует реальная возможность обращать внимание на трансформацию исторических представлений и новых данных, которые существуют в исторической науке. Это вопрос историографического пополнения и наращивания знаний, который должен решаться регулярно через методическую помощь и институты дополнительного образования».
Что изменилось в новой концепции?
Не совсем справедливо называть эту концепцию новой. Ведь впервые она появилась именно в том виде, который имеет сейчас. Впрочем, скорее всего, в дальнейшем все-таки потребуются какие-то коррективы и что-то будет изменено. Итак, какие же ключевые моменты отражает новая Концепция?
Первое. Сохранены методологические и содержательные основы Концепции 2014 года, а Историко-культурный стандарт не выступает обязательным положением — он включен в качестве приложения-ориентира, который охватывает формирование содержания курса истории России в школе через рабочие программы самих учителей.
Второе. По просьбе учителей закреплен переход на линейную систему изучения истории России с 6 по 11 классы с увеличением учебного времени. Это происходит за счет того, что курс истории России и всеобщей истории не заканчивается в 10 классе.
Многие учителя считали, что это задача не концепции, а примерных программ, которые закрепляют содержание, но в данном случае концепция идет как раз вслед за примерными программами. Концепция имеет в виду возможности вариативного изучения истории. И по этому пути шли целые регионы. В Омске и Петербурге, например, уже принята именно такая модель.
Третье. Зафиксирована синхронность курсов и основных тем по истории России и всеобщей истории. И снова это не директива, а просто некий ориентир — где что изучать, чтобы не допустить асинхронности в изучении курсов.
Четвертое. Установлен принцип соответствия учебного содержания положениям Концепции историко-культурного стандарта при подготовке и оценке учебников по истории России и пособий по региональной истории и культуре.
Пятое. Предусмотрено проведение обязательной проверки учебных достижений ребят основной и старшей школы в форме контрольной работы, которая имеет статус допуска к ГИА.
Шестое. Отмечена необходимость привлечения РИО к экспертизе учебников по истории России. Это, естественно, делается для того чтобы реализовать Концепцию историко-культурного стандарта и других нормативных документов.
Седьмое. Материалы Историко-культурного стандарта, которые определяют события, персоны и источники, выведены в специальный раздел «Рекомендации». И это снижает нагрузку на учителя при формировании рабочей программы курса.
Восьмое. Предложены исторические наименования государственных территорий. Это была одна из тех особенностей, на которые обращали внимание учителя, преподавая по новым учебникам.
«Реакция педагогического сообщества на учебную литературу — это исключительно важный канал связи, который позволяет увидеть и понять, как срабатывают концептуальные положения, которые заложены в документах».
И вот живой пример: в прошлой редакции Историко-культурного стандарта существовало несколько вариантов названия нашего государства на ранних стадиях его развития: Древняя Русь, Русь, Киевская Русь. В зависимости от того, кто из ученых писал соответствующий раздел учебника, названия могли различаться.
Девятое. Устранен ряд содержательных противоречий. Проведена терминологическая унификация. Внесены изменения, которые отражают сюжеты, связанные со Второй мировой и Великой Отечественной войной:
При разработке Концепции удалось учесть множество из тех пожеланий, которые предлагались нашими коллегами — педагогами.
Что изменилось в курсе отечественной истории?
Изучение истории России начинается, как и раньше, с 6-го класса. А с 5-го, как это и происходило, идет изучение истории древнего мира. Но есть и некий мостик, который связывает изучение истории в курсе основной школы, и знания по истории, полученные школьниками в начальных классах, — это рабочие тетради.
В 6-м классе показаны ранние периоды развития государства, особенности, которые предшествовали образованию государственных границ. А в 7-м классе рассматривается уже Россия в XVI-XVII веках. В 8-м изучается конец XVII века и весь XVIII век. 9-й класс — так называемый «долгий» XIX век. Предполагается, что в 10-м классе изучение отечественной истории начнется с событий Первой мировой войны и дойдет до завершения Второй мировой. А в первом полугодии 11 класса будет изучаться послевоенный период нашей страны и современная история.
Кстати, разделы Историко-культурного стандарта современной истории России пересмотрены и приобрели более логичную структуру, стали более детализированными.
«Проект Концепции преподавания истории размещен на сайте Российского исторического общества. Приветствуются ваши пожелания, предложения и комментарии, которые можно направить в Министерство просвещения и в РИО».
Следующий этап после принятия Концепции — внесение соответствующих изменений в новую редакцию ФГОС и в примерные образовательные программы.
Федеральный проект «Успех каждого ребенка»
О преподавании курса «История России» в 2021-2022 учебном году. «Об основных положениях концепции учебного курса «История России»
зав кафедрой гуманитарного образования
ГУ ДПО «Институт развития образования Забайкальского края»
Таким образом, в Федеральном Перечне 2014 года появились три линии учебников изд-в: «Просвещение», «Дрофа» и «Русское слово», написанные на основе Историко-культурного стандарта, как составной части концепции нового УМК Отечественной истории. ИКС задавал основные характеристики каждого периода истории, определял перечень имен, дат, персоналий, необходимых для изучения на уроках истории.
Целью данных методических рекомендаций является обращение к ведущим концептуальным документам исторического образования системы общего образования в РФ и разъяснить учителям истории соотношение двух имеющихся на сегодняшний момент концепций, на основе этого дать установки о преподавании курса «История России» на 2021-2022 учебный год.
Анализ реализации Концепции нового УМК 2014 года за период с 2014 по 2019 год, проведённый рабочей группой Российского исторического общества с использованием результатов Национального исследования качества образования 2016 года, продемонстрировал сохранение ряда проблем, которые чувствовали в своей деятельности учителя истории:
1) Концепция нового УМК Отечественной истории мало соотносилась с концепцией Всеобщей истории, уже имеющейся, но еще не принятой для системы общего исторического образования. Ведь концепция учебно-методического комплекса это не была концепция самого предмета «История России». А так как курс истории в школе состоит из двух предметов, то требовались концепции двух предметов;
2) в преподавании двух предметов (История России и Всеобщая история) отсутствовала единая синхронизация, что сказывалось на качестве преподавания предмета;
4) степень использования электронной формы учебника тоже вызывала вопросы. Имеющиеся электронные учебники или диски к бумажной форме учебника не отвечали требованиям времени;
5) не устраивало отведенное кол-во часов на очень большой по протяженности и насыщенности событиями XX век (в экзаменационной работе ЕГЭ заданий этого периода достаточно много, но за два часа в неделю только 10 класса отработать их качественно не хватало времени);
6) возникал вопрос: будет ли обязательным экзамен в 11 классе? Есть ли у издательств повторительно-обобщающий курс для учащихся 11 класса, который позволит подготовиться к Единому экзамену в должной мере?
7) Учителя истории хотели бы знать: в какой мере должны соотноситься курсы «История России» и региональной истории, каким требованиям должны отвечать региональные учебники по историческому краеведению?
8) и наконец, вызывал недоумение своей перегруженностью и насыщенностью ИКС.
Работа над новым документом – Концепцией учебного курса «История России» длилась больше года, активное участие в ней принимали как Министерство Просвещения РФ, Рособрнадзор, Российское историческое общество, ФИПИ, так и сами педагоги – члены Ассоциации учителей истории и обществознания.
Новый документ – «Концепция преподавания учебного курса «История России» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы» утверждена решением Коллегии Министерства просвещения Российской Федерации (протокол от 23 октября 2020 г. No ПК-1вн). во многом решает эти проблемы. [4]
Считаем необходимым изложить основные положения концепции преподавания учебного курса «История России» для общего понимания и принятия решений о изменении структурных методологических оснований преподавания истории в ОО Забайкальского края в 2021-22 учебном году:
1. Концепция учебного курса «История России» сохранила основные методологические и содержательные основы Концепции нового УМК Отечественной истории 2014 года. Те принципы и подходы к преподаванию предмета «История», изложенные в прежнем документе, остаются руководством к деятельности учителя («учебник как навигатор», культурологический и антропологический подходы, «история страны через историю регионов» и др.);
3. В целях сохранения памяти и преемственности поколений в Год памяти и славы в РФ и предотвращения фальсификации истории по вопросам Великой отечественной войны внесены изменения в ИКС. Так появились темы уточняющего характера: «Генерального плана «Ост»», «Характер нацистской пропаганды», «Массовые преступления гитлеровцев на оккупированной территории против мирных граждан», «Этнические чистки на оккупированной территории», «Массовое уничтожение военнопленных, медицинские эксперименты над заключенными» и «Разграбление и уничтожение культурных ценностей на оккупированной территории СССР», «Угон советских людей в Германию». Особым разделом выделена тема «Холокост». Усилен раздел о массовом сопротивлении врагу и др.
4. Линейный принцип преподавания истории в общеобразовательных организациях, применяемый согласно «Концепции нового УМК Отечественной истории» 2014 года, утверждён в новой концепции и будет распространён теперь на два уровня образования полностью, т.е. с 6 по 11 класс. Распределение сложного и объёмного материала по истории XX века на 10–11 классы позволит логично выстроить преподавание, распределить объём дидактических единиц и синхронизировать отечественную историю со всемирной.
6. Зафиксирована синхронность в преподавании между отечественной и всеобщей историей. Более того, готовятся учебники, которые будут давать возможность преподавания двух курсов синхронно-параллельно, а не последовательно, как в основном это сейчас происходит.
7. Принцип «История России через историю региона» остаётся ведущим для преподавания региональной истории, но все региональные учебники по историческому краеведению будут проходить федеральную экспертизу.
8. Отмечено, что проверка учебных достижений будет осуществляться через проведение контрольных и всероссийских проверочных работ, которые будут основой для допуска к итоговой аттестации обучающихся. Разрабатывается план этих проверочных работ.
9. К экспертизе учебников истории будут допущены специалисты российского исторического общества.
10. Устранён ряд содержательных противоречий и разночтений, которые имеют теперь последние научные основания в определении исторических терминов и раскрытии многих спорных вопросов.
Новая Концепция направлена на повышение качества школьного исторического образования, воспитание гражданственности и патриотизма, развитие познавательных и социально-значимых компетенций учащихся, предотвращает возможности фальсификации исторических фактов и не даёт возможности умалить роль Советского Союза во Второй мировой войне, что прочно сохранит память об этих событиях у подрастающего поколения российских граждан.
Важным этапом реализации Концепции в школьном историческом образовании сегодня станет разработка Дорожной карты (плана мероприятий) в каждом регионе в системе общего образования. Образовательным организациям необходимо создать комиссии по внедрению положений концепции преподавания предмета «История России» в учебный процесс, учителям истории основательно изучить документ и руководствоваться им в ходе учебной деятельности.
Рекомендации о преподавании предмета История в 2021-22 учебном году:
1. Предмет История входит по ФГОС в образовательную область «Общественно-научные предметы» и состоит из двух курсов «История России» и «Всеобщая история».
2. Соотношение этих предметов в учебном процессе должно быть: 2/3- История России и 1/3 – Всеобщая история.
3. Преподавание истории в ОО Забайкальского края в 2021-22 учебном году осуществляется в штатном режиме по линейной структуре, которая осуществляется:
— преподавание раздела «Россия в XX веке» осуществлять следующим образом: 10 класс – с Первой мировой войны (1914 г.) по 1945 г.; 11 класс – с 1945 г. по 2021 г.
4. Осуществить синхронность в преподавании между отечественной и всеобщей историей можно установлением единой хронологии, что обеспечивается закупкой учебников по Всеобщей истории не ниже 2019 года издания.
5. Преподавать два курса можно последовательно или синхронно-параллельно.
6. Исключить старые учебники из использования в учебном процессе. Выбор учебных книг должен быть соотнесен с Федеральным перечнем [7] ( Приказ Министерства просвещения No 254 от 20.05.2020г.; Приказ № 766 от 23.12.20 г. )
7. При углублённом изучении предмета «История» в 10-11 классах предусматривается повторительно-обобщающий курс «История России с древнейших времен до 1914 года» авторов И.С.Борисов, А.А.Левандовский Учебники из-ва «Просвещение» Учебники из-ва «Русское слово»
10. Создать комиссии по внедрению положений концепции преподавания предмета «История России» в учебный процесс, учителям истории основательно изучить документ и руководствоваться им;
11. Провести взаимо- экспертизу рабочих программ на 2021-2022 учебный год.
Примерный вариант программы предмета «История» помещаем в приложении (см. Приложение № 1) к рекомендациям.