особенности российской истории и менталитета

Особенности российской истории и менталитета русского народа

Историческое развитие России также уникально. Оно обусловлено теми же факторами, что привели к складыванию особенностей российской цивилизации. Особенностями российской истории стали:

2. Основой для России был мобилизационный путь общественного развития. В отличие от стран Западной Европы, которые развивались эволюционно, в России государство сознательно вмешивалось в механизм существования общества для выхода из застойного положения, кризисов или для ведения войны, т.е. систематически обращалось к насилию. По-другому не могло быть, поскольку только сильное российское государство могло защитить народы от завоевания или уничтожения.

3. Постоянное расширение территории. Вплоть до 1991 г. за редким исключением территория нашей страны неуклонно увеличивалась. Расширение осуществлялось тремя путями:

— колонизация – т.е. освоение новых пустующих земель. Непрерывная колонизация оказывала огромное воздействие на развитие государства. Наличие территории, на которую всегда можно уйти от притеснений имело своим следствием запаздывание социального развития государства. Экстенсивный путь развития означал низкий уровень развития технологии и сырьевую направленность хозяйства.

— добровольное присоединение к России (Украина, Грузия и т.д.);

— в результате насильственного присоединения (путем войн, либо угрозы войны – например, Казанское, Астраханское ханства).

4. Прерывность, т.е. отсутствие преемственности. Развитие России часто обрывалось и начиналось по сути заново (самые яркие примеры – 1917 г. и 1991 г.). Очень часто отечественные правители ломали, а не продолжали путь предшественников.

Менталитет – это особенности восприятия окружающего мира, присущие какой-либо национальной общности и влияющие на специфику поведения людей данной общности. Поскольку основная роль в становлении российской цивилизации принадлежала русскому народу, выделим некоторые особенности его менталитета.

Особенности русского менталитета:

1. Неравномерное проявление своих чувств, что выражается в необычайной страстности, темпераментности и резких колебаниях национальной энергии. Отсюда – неравномерность в распределении сил («русский долго запрягает, но быстро едет»), умение максимально выложиться в критический момент.

2. Стремление к духовным ценностям, а не к материальному благополучию. Целью жизни русских было не богатство, а духовное совершенствование. Поэтому русские стремились к осуществлению грандиозных замыслов и идеальных проектов. Бесконечное искание добра, правды, справедливости вело к пренебрежению повседневными условиями быта, материальным благополучием. Стоит отметить особую совестливость русских.

3. Любовь к свободе, прежде всего, свободе духа. Русский характер сложно ограничить какими-то формальными правилами, заставить его следовать определенным законам. История много раз подтверждала, что русские – один из самых непокорных народов в мире.

4. Коллективизм (приоритет интересов коллектива над личными интересами). Отсюда – готовность к самопожертвованию, соборность.

5. Национальная стойкость, т.е. терпеливость и упорство в перенесении жизненных тягот и невзгод.

6. Всечеловеческая толерантность, т.е. всемирная отзывчивость, умение понимать представителей других народов, взаимодействовать с ними, жертвовать последним во имя человечества.

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Какие факторы определили своеобразие российской цивилизации, отечественной истории, менталитета русского народа?

2. Какое место в мире занимает Россия?

3. В чем заключаются особенности российской цивилизации?

4. Охарактеризуйте особенности отечественной истории.

5. Что такое менталитет?

Дополнительная литература

1. Кожинов, В.В. Победы и беды России / В.В. Кожинов. – М. : «Алгоpитм», 2000. – 448 с.

2. Милов, Л.В. Природно-климатический фактор и менталитет русского крестьянства / Л.В. Милов // Общественные науки и современность. – 1995. – №1.

3. Россия как цивилизация и культура // Кожинов, В.В. Россия как цивилизация и культура / В.В. Кожинов. – М. : Институт русской цивилизации, 2012. – С. 209–319.

4. Россия как цивилизация // Кара-Мурза, С.Г. Кризисное обществоведение. Часть первая. Курс лекций / С.Г. Кара-Мурза. – М. : Научный эксперт, 2011. – С. 290–326.

5. Панарин, А.С. Православная цивилизация / А.С. Панарин. – М. : Институт русской цивилизации, 2014. – 1248 с.

6. Трофимов, В.К. Менталитет русской нации: учеб. пособие / В.К. Трофимов. – Ижевск : Изд-во ИжГСХА, 2004. – 271 c.

7. Трофимов, В.К. Душа России: истоки, сущность и социокультурное значение русского менталитета: монография / В.К. Трофимов. – Ижевск : ФГОУ ВПО Ижевская ГСХА, 2010. – 408 с.

Источник

3.2 Особенности российской истории и менталитета русского народа

Историческое развитие России также уникально. Оно обусловлено теми же факторами, что привели к складыванию особенностей российской цивилизации. Особенностями российской истории стали:

2. Основой для России был мобилизационный путь общественного развития. В отличие от стран Западной Европы, которые развивались эволюционно, в России государство сознательно вмешивалось в механизм существования общества для выхода из застойного положения, кризисов или для ведения войны, т.е. систематически обращалось к насилию. По-другому не могло быть, поскольку только сильное российское государство могло защитить народы от завоевания или уничтожения.

3. Постоянное расширение территории. Вплоть до 1991 г. за редким исключением территория нашей страны неуклонно увеличивалась. Расширение осуществлялось тремя путями:

— колонизация – т.е. освоение новых пустующих земель. Непрерывная колонизация оказывала огромное воздействие на развитие государства. Наличие территории, на которую всегда можно уйти от притеснений имело своим следствием запаздывание социального развития государства. Экстенсивный путь развития означал низкий уровень развития технологии и сырьевую направленность хозяйства.

— добровольное присоединение к России (Украина, Грузия и т.д.);

— в результате насильственного присоединения (путем войн, либо угрозы войны – например, Казанское, Астраханское ханства).

4. Прерывность, т.е. отсутствие преемственности. Развитие России часто обрывалось и начиналось по сути заново (самые яркие примеры – 1917 г. и 1991 г.). Очень часто отечественные правители ломали, а не продолжали путь предшественников.

Менталитет – это особенности восприятия окружающего мира, присущие какой-либо национальной общности и влияющие на специфику поведения людей данной общности. Поскольку основная роль в становлении российской цивилизации принадлежала русскому народу, выделим некоторые особенности его менталитета.

Особенности русского менталитета:

1. Неравномерное проявление своих чувств, что выражается в необычайной страстности, темпераментности и резких колебаниях национальной энергии. Отсюда – неравномерность в распределении сил («русский долго запрягает, но быстро едет»), умение максимально выложиться в критический момент.

2. Стремление к духовным ценностям, а не к материальному благополучию. Целью жизни русских было не богатство, а духовное совершенствование. Поэтому русские стремились к осуществлению грандиозных замыслов и идеальных проектов. Бесконечное искание добра, правды, справедливости вело к пренебрежению повседневными условиями быта, материальным благополучием. Стоит отметить особую совестливость русских.

3. Любовь к свободе, прежде всего, свободе духа. Русский характер сложно ограничить какими-то формальными правилами, заставить его следовать определенным законам. История много раз подтверждала, что русские – один из самых непокорных народов в мире.

4. Коллективизм (приоритет интересов коллектива над личными интересами). Отсюда – готовность к самопожертвованию, соборность.

5. Национальная стойкость, т.е. терпеливость и упорство в перенесении жизненных тягот и невзгод.

6. Всечеловеческая толерантность, т.е. всемирная отзывчивость, умение понимать представителей других народов, взаимодействовать с ними, жертвовать последним во имя человечества.

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Какие факторы определили своеобразие российской цивилизации, отечественной истории, менталитета русского народа?

2. Какое место в мире занимает Россия?

3. В чем заключаются особенности российской цивилизации?

4. Охарактеризуйте особенности отечественной истории.

5. Что такое менталитет?

1. Кожинов, В.В. Победы и беды России / В.В. Кожинов. – М. : «Алгоpитм», 2000. – 448 с.

2. Милов, Л.В. Природно-климатический фактор и менталитет русского крестьянства / Л.В. Милов // Общественные науки и современность. – 1995. – №1.

3. Россия как цивилизация и культура // Кожинов, В.В. Россия как цивилизация и культура / В.В. Кожинов. – М. : Институт русской цивилизации, 2012. – С. 209–319.

4. Россия как цивилизация // Кара-Мурза, С.Г. Кризисное обществоведение. Часть первая. Курс лекций / С.Г. Кара-Мурза. – М. : Научный эксперт, 2011. – С. 290–326.

5. Панарин, А.С. Православная цивилизация / А.С. Панарин. – М. : Институт русской цивилизации, 2014. – 1248 с.

6. Трофимов, В.К. Менталитет русской нации: учеб. пособие / В.К. Трофимов. – Ижевск : Изд-во ИжГСХА, 2004. – 271 c.

7. Трофимов, В.К. Душа России: истоки, сущность и социокультурное значение русского менталитета: монография / В.К. Трофимов. – Ижевск : ФГОУ ВПО Ижевская ГСХА, 2010. – 408 с.

Источник

Что такое менталитет? Особенности русского менталитета и его формирование

особенности российской истории и менталитета. Смотреть фото особенности российской истории и менталитета. Смотреть картинку особенности российской истории и менталитета. Картинка про особенности российской истории и менталитета. Фото особенности российской истории и менталитета

Менталитет и ментальность: определения

Менталитет — это совокупность умственных, эмоциональных, культурных особенностей и ценностных ориентиров, которые присущи той или иной общественной или этнической (национальной) группе. В словаре Ожегова менталитет трактуется как мировосприятие, умонастроение.

Менталитет предполагает наличие установок сознания, которые включают представления человека о себе самом, своем месте в природе и обществе, понимание окружающего мира. При этом все они не подвергаются логическому осмыслению. Природа менталитета в большей степени связана с подсознанием, определяющим поведение человека.

Сам термин изначально существовал в исторической науке, но сейчас он чаще используется в психологии и социологии.

Менталитет — это часть индивидуальной психики человека, которая формируется в процессе его приобщения к культуре. То есть люди усваивают менталитет своего народа еще в детском возрасте, когда овладевают национальным языком, слушают сказки и колыбельные, адаптируются к бытовым условиям жизни.

Поэтому менталитет можно определить как стереотипы и привычки сознания, заложенные воспитанием и культурными традициями, присущие социально-культурной общности или сословию.

«Менталитет» следует отличать от «ментальности», которая представляет собой совокупность осознанных и неосознанных психологических установок действовать, мыслить и воспринимать мир. Культуролог Андрей Флиер определяет ментальность как «душевный склад, духовный облик, типичный для людей данной культуры, психологические особенности, лежащие в основе обычаев и нравов».

Формирование менталитета

Обычно выделяют четыре фактора, которые влияют на само возникновение менталитета:

Особое мировоззрение нации формируется на протяжении всей ее истории. Менталитет нельзя относить к внешнему признаку народности.

Что касается формирования определенного типа менталитета у конкретной личности, принято обозначать такие факторы:

влияние отдельных личностей: учителей, тренеров, друзей

литературные произведения, кинокартины, иные разновидности искусства

Национальный менталитет

Окончательно и вопрос о соотношении менталитета и национального характера до сих пор не решен. Истори Леонид Милов фактически отождествлял поведенческие стереотипы и менталитет, ментальность и национальный характер.

Менталитет народа – это глубинные структуры его сознания, постоянные, стабильные, объединяющие разные исторические эпохи. Общие для всех народов основные общечеловеческие ценности в культуре разных народов приобретают разный смысл, разные акценты, связанные с ментальностью этих народов. Менталитет нации проявляется в ее культуре, языке, придавая ей национальное своеобразие.

Русский менталитет

Русский национальный характер сформировался под влиянием ряда причин:

принятия православного христианства от Византии

татаро-монгольского ига, следы которого глубоко врезались в память русского народа

Историк Василий Ключевский отмечал противоречие между трудолюбием и ленью русского нарорда. Он заметил, что русские привыкли к чрезмерному кратковременному напряжению сил, они могут какое-то время работать на пределе возможностей, но после этого наступает довольно продолжительный отдых. К слову, русский менталитет предполагает и описанную писателем Иваном Гончаровым «обломовщину» – лень, инертность, стремление к максимальному спокойствию.

особенности российской истории и менталитета. Смотреть фото особенности российской истории и менталитета. Смотреть картинку особенности российской истории и менталитета. Картинка про особенности российской истории и менталитета. Фото особенности российской истории и менталитетаТатьяна Шишмарева. Обломов на диване. 1954

В большей степени это проявилось в произведениях Федора Достоевского, который считал страдания ценными, потому что они очищают и возвышают человека. Страдать просто необходимо, чтобы стать личностью. После страдания человек становится душевно более тонким, способным сочувствовать и сострадать другим.

Эту же мысль мы находим в трудах выдающегося русского философа Владимира Соловьева. Он пишет о сострадании как жалости. Жалость состоит в том, что человек «. соответственным образом ощущает чужое страдание или потребность, т.е. отзывается на них более или менее болезненно, проявляя таким образом в большей или меньшей степени свою солидарность с другими».

Среди важнейших характеристик русской ментальности принято выделять также преобладание морального сознания над правовым и политическим. С таких позиций русский человек обычно оценивает и любые действия власти.

Русский философ Николай Лосский обратил внимание, что менталитет русских людей обычно строится на борьбе противоположностей. Прежде всего он отмечал религиозность, которая сочетается с воинствующим атеизмом. По его мысли, русские хотят действовать во имя чего-то абсолютного, но при этом если они начинают сомневаться в идеале, то способны перейти от сильной богобоязненности и послушания к необузданному бунту.

Среди других противоречивых особенностей русских людей он, как и Ключевский, отмечает страстную силу воли и максимализм, сочетающиеся с леностью и пассивностью. Кроме того, русскому народу присуща свобода духа, искание высших ценностей и склонность к анархии, нигилизму и хулиганству. Также происходит столкновение исконной доброты с необузданной жестокостью. Помимо этого, в русском менталитете есть место даровитости, сатирическому складу ума, склонности к самоуязвлению, отсутствию самодисциплины и чувства меры.

Лосский также выделял «слабости» русского характера, которые обычно бросаются в глаза иностранцам. Это небрежность в работе, беспечность, критиканство и отсутствие действия, пьянство, своеволие и попустительство, склонность к абсурдным поступкам и увлечение самобичеванием.

Менталитет других национальностей

Американцы

Американскому менталитету свойственно стремление к личному успеху, который является результатом целенаправленных усилий человека. Уверенность в необходимости действовать основана на идее, что человек должен рассчитывать только на себя.

Говоря об американцах, чаще всего вспоминают об их стремлении к победе. Американская журналистка Стефани Фол пи­сала об этом: «Победа — основа американской психологии. Любое событие в жизни американца, от выпускного вечера до женитьбы или покупки автомобиля, ор­ганизовано таким образом, чтобы кто-нибудь мог победить или, по крайней мере, обскакать всех остальных».

Кроме того, американской культуре, как и европейской, свойственно линейное восприятие времени: американцы больше сконцентрированы на будущем, а не на прошлом. Один из представителей американского романтизма писатель Герман Мелвилл отмечал, что «прошлое мертво, и ему не суждено вос­креснуть; но будущее наделено такой жизнью, что оно живо для нас далее в его предвкушении».

Испанцы

Немцы

Им также свойственно стремление все упорядочить. Поэтому не вызывают сомнений такие черты немецкого менталитета, как дисциплинированность и работоспособность.

К тому же немецкой нации свойственна законопослушность. Философ Иммануил Кант в числе прочих достоинств его народа отмечал способность легче других подчиняться правительству, под властью которого он живет. По его словам, немец не размышляет над уже установленным порядком и не пытается придумать новый.

Немцы легко переселяются, им не свойственна страстная привязанность к родине. В то же время за пределами страны они объединяются в группы, которые отличаются чистоплотностью и бережливостью.

Источник

Особенности российского менталитета в культурно-исторических проявлениях

К какому приему можно прибегнуть, чтобы попытаться осмыслить феномен рус­ского человека, сущность его природы, особенности нравственно-психологического укла­да?

Представление о важнейших свойствах русского менталитета можно попытаться по­лучить из опыта русской истории и культуры. Оговорюсь сразу, что само понятие культуры в отношении России употребляется мной достаточно условно. Речь должна идти не о куль­туре как таковой, но об особом типе духовности, который и в своем идеальном содержании и в своих проявлениях глубоко антиномичен всяким культурным представлениям. Под сло­вом «культура» я понимаю накопленную в данном обществе сумму универсальных знаний и навыков, которые можно использовать в самых различных целях, но все эти знания орга­нично спаяны в одну систему со своеобразными моральными ценностями. Такая спаянность ни есть нечто само собой разумеющаяся. Она может быть очень слабой или отсутствовать вовсе. Еще славянофилы замечали, что в России существует глубокая антитеза между рус­ским типом духовности и культурой. Такое обстоятельство, на мой взгляд, имеет не только негативное, но и позитивное значение.

Общественные процессы позволяют достаточно хорошо выявить «истинно человече­ское», а в нашем случае «истинно русское». Своего рода путеводителем, направляющим наше внимание при обращении к отечественной истории и культуре, будет служить спор славянофилов и западников, начавшийся, как известно, в России в 40-х годах XIX в. и про­должающийся в наши дни.

Вспомним сначала, что согласно славянофилам Россия должна исторически разви­ваться самобытно, следуя своим духовным традициям. Пытаться европеизировать страну не только бессмысленно для нее, но и губительно. О каких самобытных традициях, образую­щих пропасть между Западом и Россией, может идти речь?

В первую очередь следует сказать о решительном возвышении милосердия над спра­ведливостью. Если на Западе человек будет отстаивать свои права из принципа, то назван­ная особенность русского типа нравственности делает русского очень инертным и снисхо­дительным, всепрощающим даже тогда, когда активных действий требует насущная необ­ходимость, просто инстинкт самосохранения. Следующим качеством, отличающим нравст­венно-психологический тип русского человека, можно назвать его нелюбовь к формализму, в том числе к правовому. Русским свойственно импровизировать закон. В России формаль­ные соглашения не любили купцы, которые, заключая договор о сделке, часто, что называется, били по рукам, доверяясь данному партнером слову, не любили и крестьяне, никогда не признававшие юридических правил поведения, а руководствовавшиеся в своей жизни обычаями и традициями.

Нелюбовь русских к формализму можно заметить уже даже по тому, как мы общаемся. В России принято общение «по душам», т.е. простота и правдивость в разговоре с собе­седником. Делиться личными переживаниями, иногда с первым встречным, это для нас норма. Отмечая такую особенность нашего поведения, европейцы говорят, что у них люди принципиально стараются держать дистанции между собой. Формализм ими блюдется как подстраховка в личной жизни.

Правовая культура — вопрос, на котором стоит остановиться чуть подробнее. В пра­вовом сознании западного индивида живут убеждения, родственные его нравственному миру. Но это не значит, что развитое правовое сознание является само по себе критерием высокой нравственности. К нравственным этическим принципам, способствующим эффек­тивному функционированию права, следует отнести приоритет справедливости над мило­сердием и эгоистическое самопринуждение. Нравственное содержание наличествует в лю­дях в разной степени. Справедливость выше милосердия, но не всегда превыше всего. Когда мы говорим о правовой этике, речь должна идти о том, что именно из нравственных качеств преобладает в человеке. Так, приоритет справедливости над милосердием, а не наоборот, будет отвечать такому правовому принципу, как равномерное воздаяние за содеянное. Пра­вовые нормы, призванные, как хорошо показал Б.Н. Чичерин (Чичерин Б.Н. Нравственный мир // Русская философия права: философия веры и нравственности. (Анто­логия). СПб.: Алетейя, 1997. С.81-110.), защищать прежде всего личный интерес, при условии определенного его ограничения, совпадают с такой этической нормой, как эгоистическое самопринуждение. Не прогресс нравственности привел людей на Западе к правовому строю, но последний удерживает их от нравственного регресса.

Западный человек может нарушить закон, но, во всяком случае, его менталитет дела­ет его более иммунизированным от такого желания, чем русского. Русский же поступает согласно правовым требованиям только для того, чтобы избежать неприятностей, посколь­ку его нравственные мотивы, как правило, выходят за рамки формального права. При этом существует одна опасность. Если в обществе процветает правовой скептицизм при отсутст­вии этического эквивалента, тогда общество деградирует в нравственном отношении. В Японии таким эквивалентом являются так называемые гири, т.е. традиции и обычаи. В Ко­рее это буддийская этика. В Китае — конфуцианская культура с ее принципом внешней целесообразности. В России такой замены нет. Православная этика решительно утверждает милосердие и любовь, всепрощение как принципы межличностных и общественных отно­шений. Но любое гражданское общество предполагает своим основанием социальную спра­ведливость, а не любовь и сострадание. Правовая система развитых правовых государств имеет свое основание в сознании живущих там людей. Это люди, которые все оценивают исходя из своих личных интересов. Эгоизм в этом мире есть норма жизни, но эгоизм обла­гороженный или, по выражению Маркса, сдержанный. Он находит поддержку в юридиче­ском праве, призванном прежде всего охранять круг личных интересов граждан. В России всегда существовал примат общего над личным как один из критериев русского типа нрав­ственности, русской духовности. Уродливые формы, которые принимает сегодня индиви­дуализм в России, показывают, что его нет в традициях русской культуры.

Торжество принципа внешней целесообразности в западной культуре чрезвычайно плодотворно сказалось на практической стороне жизни. Достижение какого-либо результа­та должно быть максимально облагорожено, как и сам результат. Так, например, еще сред­невековый мастер тратил время и силы на то, чтобы изготовить искусное клеймо на внут­ренней части замка, которое, как он знал, никто не увидит. Существующие сегодня в России немецкие поселки снабжены водопроводом усилиями самих поселенцев. Важно не просто получать воду, но делать это максимально удобно. Русские в соседних поселках, презрев такое удобство, будут носить воду на руках с помощью ведер. Они понимают, конечно, что и как можно сделать, чтобы облегчить свой труд, но русским несвойственно прилагать спе­циальные дополнительные усилия ради того, чтобы избавить себя от внешних неудобств, которые в их представлении, в общем, терпимы. Внешние бытовые неудобства, встречаю­щиеся сплошь и рядом в России, есть не результат случайных обстоятельств, а результат специфики русской культуры.

Можно утверждать, что благоприятные условия какой-либо деятельности не являют­ся для русских ее атрибутами. Потому русский будет эффективно работать в таких услови­ях, в которых европеец работать с таким же результатом не сможет. Полуголодные русские рабочие в годы Великой Отечественной войны работали за станками зимой под открытым небом, перевыполняя норму. И сегодня, в мирных условиях, русские люди работают за пла­ту, которая едва позволяет им не голодать. Значение такой особенности русской ментально­сти для экстремальных ситуаций переоценить нельзя.

Когда мы говорим о духовных традициях какого-то народа, то имеем в виду те убеж­дения людей, которые освящены в их сознании, укоренены в их нравственно­психологическом укладе. Что-то здесь, по выражению А.С.Хомякова (Хомяков А.С. «Семирамида» // Хомяков А.С. Соч. в 2 т. Т.1. Работы по историософии. М., 1994. С.15- 446.), является высшей точкой всех его (народа) помыслов и желаний. Это некий идеал, который в отношении рус­ского народа можно сформулировать примерно так: если жить хорошо, то жить хорошо всем. У американца его идеальное стремление может быть выражено следующим образом: жить так, как я хочу. Американская эгоистичная идея получает ограничение в таком миро­устройстве, как демократическое правовое государство, обеспечивающее сохранение при­мата личного интереса любого из граждан над интересом общественным, но не дающее вы­литься личному эгоизму в нарушение прав других. Это и есть собственно культурный под­ход, когда ограничивается, облагораживается естественное и некрасивое. Русская идея, ко­торая прекрасна сама по себе, привела к деспотизму. Этика любви и милосердия не может возвышаться над этикой закона в человеческом обществе. Если политическая власть ставит перед собой цель реализации абсолютных, ничем не ограниченных ценностей, тогда и при­нуждение становится неограниченным, поскольку не закон, а такие ценности превыше все­го. Конечно, при деспотизме любовь и милосердие становятся совершенно отвлеченными понятиями. Пожалуй, первым из русских философов осознал это Вл. Соловьев (Соловьев В.С. Три разговора о войне, прогрессе и конце всемирной истории // Соловьев В. С. Соч. в 2 т. 2-е изд. Т.2. М.: Мысль, 1990. С.635-762.).

Насильственная европеизация страны Петром I не сделала Россию Европой, не вы­травила из России духовное содержание, обеспечившее в будущем победу большевиков. Феномен большевизма в России некоторые современные исследователи-патриоты объяс­няют инфекционным заражением, а источником инфекции называют Запад. Но для того, чтобы организм начал болеть, необходимо взаимодействие инфекционных бактерий и орга­низма. Если на Западе коммунизм с его учениями тяжелых последствий не имел, то в Рос­сии коммунизм пришелся как огонь к хворосту.

Сегодня мы освободили себя от внешнего насилия, отринув, казалось бы, идею, ко­торая помогала такому насилию осуществляться, но в нас не рождается иное достойное со­держание. Мы продолжаем мечтать о государстве, которое само по себе будет заботиться о людях, которое можно будет любить и уважать. В русских простых людях нет понимания того, что государство не может быть справедливым без контроля со стороны самих граж­дан, без наличия гражданского общества, способного поставить перед государством свою волю как закон. Вообще русскому тяжело основать свое благополучие на справедливости. Русским нужна, прежде всего, не социальная справедливость, а полюбовное идеальное со­глашение. Если русского поставить в ситуацию, которая даст ему возможность почувство­вать себя судьей, и он будет волен наказать по справедливости или простить, то скорее все­го он простит.

В конце XVII в. Россия подошла к краю пропасти и чтобы сохранить себя, должна была начать развиваться вопреки своему духовному укладу. Реформы Петра I не могут быть оценены однозначно уже потому, что, будучи необходимыми для внешнего мироустройст­ва, для традиций русского духа они были чужими и лишними. По меткому замечанию А.Толстого (Толстой А. Один день из жизни Петра // Толстой Алексей. Избранное. М., 1984. С.25-42.), Петр не вывел Россию на европейский двор как равную среди равных, а вытащил ее туда за волосы, излупив до крови. Россия стояла среди европейских дам в неле­пом для себя наряде, вытирая кровь рукавом и дико озираясь, вызывая страх и неприязнь. Но Россия выжила и заставила считаться с собой других. Феноменально терпеливый рус­ский народ построил государство, чрезвычайно крепкое внешне, но лишенное прочной внутренней связи. Страна выросла и окрепла как государство, но то оформление общест­венной жизни, которое стало получать русское общество, никак не отвечало его внутренне­му миру, его душе.

Такое противоречие внешнего и внутреннего присуще русскому человеку. В нем живет мечта о земном рае, не требующем строгого оформляющего начала, необходимого для любо­го исторического развития. Такую мечту обоснованно попытались выразить еще славянофи­лы. Ошибочно думать, что они говорили о какой-то особенной форме государственного уст­ройства как о самом заветном. В своих желаниях они шли гораздо дальше. Славянофилы во­обще отрицали всякую форму, всякое государство как цель. Государство им виделось только средством, которое до времени следует сохранить и которое поможет прийти к идеальному общественному мироустройству. И это были планы не о небесном, но о земном.

Русский человек, каким его создала природа, за призрак счастья, за журавля в небе готов пуститься во все тяжкие и обречь себя на годы страданий и великие несчастья. И это действительность, которую надо принять. Почему-то, рассуждая о судьбе России и пытаясь увидеть выход из неудачно складывающейся истории, считают само собой разумеющимся, что такой выход есть и его нужно только найти. Куда больше оснований полагать, что Рос­сия едва ли перестанет быть страной «униженных и оскорбленных». Простые русские лю­ди, не разучившиеся доверять своим непосредственным переживаниям, пессимистично смотрят на свое будущее в отличие от ученых, черпающих свои суждения из книг.

Многие русские мыслители, показывая негативные черты русского менталитета, го­ворили о необходимости их исправления. Любой нации свойственна определенного типа духовность, которая во многом обуславливает ее тип культуры. В определенной степени любая культура должна быть консервативна, что позволяет нации сохранить ее лицо. В то же время любая культура должна исторически развиваться во всех своих аспектах. Факто­ром такого развития является содержание существующих духовных традиций. В противном случае народ обречен на историческое прозябание, какими бы внешне эффектными явле­ниями периодически не давала о себе знать его история. В такой стране всегда будет что-то начинаться, но начатое никогда не будет получать определенного завершения.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *