особняк морозовых в трехсвятительском переулке история
Усадьба Морозовых – Большой Трехсвятительский переулок, 1-3, стр.1
Первым известным хозяином владения в Большом Трехсвятительском переулке, 1-3, стр.1 в Москве, в середине XVIII столетия, был некий поручик Нарбеков, но уже в 1772 году усадьба была собственностью князя Сербана (Сергея) Кантемира – сына господаря Молдовы Димитрия Кантемира. Именно Сергей Дмитриевич переуступил свою вотчину Черная Грязь, ныне известное всем Царицыно, Екатерине II.
Некоторое время спустя хозяйкой усадьбы стала Дарья Николаевна Лопухина, которая открыла в особняке частное училище.
Среди выпускников ее учебного заведения инженер-генерал Андрей Иванович Дельвиг – брат известных российских поэтов Александра Ивановича и Антона Ивановича Дельвигов. Именно он руководил работами по прокладке водопровода в Москве и Н. Новгороде, а также рядом крупных инженерных проектов по строительству железных дорог и мостов в Российской империи. К концу жизни непродолжительное время занимал пост министра путей сообщения и заседал в Сенате.
В конце 40-х годов девятнадцатого столетия усадьбу выкупил предприниматель Василий Александрович Кокорев, который сам здесь не жил, а организовал в доме гостиницу.
На изломе 1850-1860 годов Кокорев строит на участке новый особняк по проекту зодчего Ивана Денисовича Черника для размещения в нем своей картинной галереи.
Большая часть отзывов современников об архитектуре здания была нелестной: одни говорили, что он оформлен в некоем «старобоярском стиле», по мнению прочих – возведен «самым безобразно-роскошным образом».
Как бы там ни было, но в 1862 году, 22 января, Кокоревская картинная галерея открыла свои двери для первых посетителей. Правда, проработала она всего ничего – 3 года – и в 1865-м Василий Александрович вынужден был ее закрыть.
Во время ее работы на цокольном уровне особняка работал популярный в городе ресторан «Тиволи» с зимним и летним садом, причем в последний (сегодня известен, как Морозовский сад) был свободный доступ. В нем нередко отдыхали приезжавшие в расположенное по-соседству здание редакции журнала «Русский вестник» Федор Михайлович Достоевский, Сергей Тимофеевич Аксаков, Александр Николаевич Островский и Лев Николаевич Толстой.
Дальнейшая история особняка прослеживается уже с 1875-го года, когда здесь разместился Московский филиал Российского музыкального общества со своей типографией, где были напечатаны партитуры практически всех только созданных музыкальных произведений Петра Ильича Чайковского. Композитор часто бывал здесь и даже подумывал снять жилье неподалеку.
История особняка при Морозовых
После смерти Кокорева усадьбу в 1889 году приобрела Мария Федоровна Морозова – мать известного предпринимателя и благотворителя Саввы Тимофеевича Морозова, который некоторое время проживал в особняке.
В гости к нему и к матушке часто захаживали:
В усадьбе жил «мастер пейзажа» живописец Исаак Ильич Левитан, которому Морозовы подарили бывшую оранжерею, переделанную под художественную мастерскую.
В 1898 году главный усадебный дом перестраивают в русском стиле. Автором проекта стал зодчий Петр Александрович Дриттенпрейс. В оформлении особняка принимал участие даже брат Саввы Тимофеевича Морозова Сергей.
Усадьба Морозовых после революции и сегодня
6 июля 1918 года особняк Морозова в Большом Трехсвятительском переулке стал местом жесткого противостояния левых эсеров и большевиков.
Именно в этот день, после убийства германского посла Вильгельма фон Мирбаха в здании немецкого посольства в Денежном переулке, 5, в усадьбе скрылся один из участников этой драмы Яков Блюмкин. Защиту ему предоставил начальник размещавшегося здесь отряда ВЧК левый эсер и бывший балтийский матрос Дмитрий Иванович Попов, ставший в будущем одним из главных командиров Повстанческой армии «батьки» Махно.
Арестовывать Блюмкина прибыл сам глава ВЧК Феликс Эдмундович Дзержинский, но был задержан в доме по приказу Попова. Освободили его спустя сутки силами Латышских стрелков.
В начале 1920-х годов и вплоть до конца второго тысячелетия в доме работал детсад, ставший съемочной площадкой для кинокартиный «Усатый нянь» с Сергеем Прохановым в главной роли. Здесь же снимали в 1968 году фильм «6 июля» режиссера Юлия Юрьевича Карасика.
С 2001 года дом №1-3 в Большом Трёхсвятительском переулке находится в частных руках. Новый собственник не только изменил декор фасадов и перестроил внутренние помещения, но и огородил высоким забором ранее открытый для свободного посещения Морозовский сад, вырубив на его территории старые посадки сирени и вековых деревьев.
Этот удивительный морозовский дворец находится в Большом Трёхсвятительском переулке (д.1-3, стр.1 ). Просто так, праздно, на него не наткнешься в бесчисленных улочках Белого города Старой Москвы. Этот особняк по сути является неотъемлемой частью известного (и не очень), Морозовского сада на Ивановской горке. Возможно, было бы правильным объединить историю особняка с историей Морозовского сада в одной публикации, но поразмышляв, я пришел к выводу, что будет, все же, лучше выделить особняк в отдельный материал, чтобы не перегружать историю Морозовского сада, как место общественного пользования, с фактически, частной собственностью на этом земельном участке, что позволило нынешнему собственнику распоряжаться какое-то время нашей историей по своему усмотрению. Таким образом, мы получим историю особняка со всеми детальными историческими выкладками, страстями и разборками нынешнего собственника с общественностью и Правительством Москвы. А Морозовский сад, станет для нас просто тем местом, чудом уцелевшей жемчужиной, где можно отдохнуть и расслабиться, что находится среди густых (двухэтажных и выше зданий) каменных джунглей Старой Москвы, что мы и сделаем в следующем посте.
В середине XVIII века городская усадьба принадлежала поручику Нарбекову. В 1772 году владение, где находится Морозовский сад, принадлежало князю Сергею (Сербану) Кантемиру, сыну молдавского господаря Дмитрия Кантемира. В 1775 году именно он продал Екатерине Второй своё имение Чёрная грязь, которое было переименовано в Царицыно. Одна из последующих владельцев усадьбы бригадирша Д.Н. Лопухина устроила в сохранившемся доныне усадебном доме частное училище. В нём учился Андрей Дельвиг, брат поэтов Александра и Антона Дельвигов, военный инженер, будущий строитель Московского водопровода, министр и сенатор.
В 1855 году дом покупает Василий Александрович Кокорев, «откупщицкий царь», разбогатевший на питейных откупах. Один из основателей русской нефтяной промышленности, создатель нескольких крупных страховых и торговых обществ. Кокорев являлся одним из самых ярких представителей экономического славянофильства, и призывал «прекратить поиски экономических основ за пределами отечества» (не правда ли актуально на сегодня!?). Из этих идей органично вырастали и славянофильские идеи возрождения русской национальной культуры, которые он воплотил в коллекционировании картин русских мастеров, предметов народного искусства и быта. Кокорев выступал в роли мецената, поддерживая талантливых русских художников и артистов.
02.
В.А. Кокорев «пышно» перестроил усадебный дом в 1860-х по проекту архитектора И.Д. Черника. 22 января 1862 года в доме была открыта Кокоревская картинная галерея. В центральном помещении цокольного этажа размещался известный в то время ресторан «Тиволи», с зимним и летним садами, причем в летнем имелся «бельведер, с которого открывается прекрасный вид на Москву».
Вид на Кремль с обзорной площадки Морозовского особняка. 1850-е годы.
03.
Сразу же особняк был перестроен в 1898 году архитектором П.А. Дриттенпрейсом в русском стиле.
04.
Летом 1918 г. в бывшую усадьбу Морозовых переместился штаб левых социалистов-революционеров (левых эсеров). 7 июля 1918 г. взрывом бомбы, брошенной левым эсером Яковом Блюмкиным, был убит германский посол в Москве граф В. Мирбах. Убийство стало сигналом к началу восстания левых эсеров против большевиков. В доме находился отряд под командованием эсера Попова. В отряде насчитывалось 800 человек, 8 орудий, 2 броневика и с десяток пулемётов. Они заняли Трехсвятительский переулок, телефонную станцию (ту, что находится на внешней стороне Покровского бульвара) и телеграф, обстреляли из орудий Кремль и разослали по телеграфу телеграммы с призывом к восстанию. Именно здесь скрылся убийца германского посла Мирбаха Яков Блюмкин. Когда сюда приехал Феликс Дзержинский, чтобы арестовать его, но сам был взят под арест по приказу Попова.
Подавлением мятежа руководил лично В.И. Ленин. Члены фракции левых эсеров ВЦИК и проходившего в те дни 5-го Всероссийского съезда Советов были арестованы, против штаба эсеров в район Трехсвятительского переулка была брошена латышская стрелковая дивизия под командованием И.И. Вацетиса. К двум часам дня 7 июля мятеж был подавлен.
С 1920-х и до 2001 года в бывшем дворце располагался детский сад санаторного типа. Сад был круглосуточно открыт, достаточно ухожен и пользовался большой любовью местных жителей. Зимой это было самое популярное место для катания с гор на санках.
08.
Весной 2002 года, когда сюда пришли реставраторы, чтобы зафиксировать сохранившиеся ценные элементы здания, мемориальные интерьеры были уже полностью уничтожены, снесена часть внутренних стен, демонтированы чугунные литые галереи и роскошная литая чугунная лестница (1861 год), уничтожен белокаменный портал вестибюля, а под садом построили подземный паркинг на 38 машиномест. Сейчас внутри дома от старины остались лишь своды нижнего этажа и остатки барочных наличников, скрытые под слоем штукатурки. Парк планировалось оставить доступным городским сквером, он оказался закрыт и наполовину вырублен.
Обещанное инвестором «благоустройство» вылилось в полную реконструкцию Морозовского сада в «новорусском» вкусе. Линия ограждения существенно огрублена. Сама ограда повышена. Заложены оба ранее существовавших угловых входа в сад с лестницами, вместо них в перестроенной ограде была сделана маленькая калитка с решёткой, запирающейся на замок. Была уничтожена белокаменная лестница, соединявшая террасы сада. Сами террасы подперли грубыми стенами из чёрных бетонных блоков. Широкие аллеи по бокам сада были сужены и замощены. Особенно изуродовали сад покрашенные в черный цвет вентиляционные вытяжки, появившиеся над подземным паркингом.
10.
Унылое впечатление производит «кладбищенский дизайн» нижней части сада, покрытого тесным лабиринтом из полированных гранитных бордюров, клумб и клумбочек, «изящно» оправленных всё в те же чёрные блоки. Ни для скамеек, ни даже для полноценных прогулок места здесь не осталось. Сад перенасыщен растениями, совершенно не свойственными русской садовой традиции, такими как туя.
11.
В целом Морозовский сад приобрел общий тёмный, мрачный колорит, он сильно затенён, из него ушло солнце. Таким образом, объекту культурного наследия регионального значения, памятнику ландшафтной архитектуры был нанесён серьёзнейший урон.
12.
Жители района неоднократно обращались к властям с просьбой вернуть Морозовский сад в общественное пользование. В декабре 2010 года была создана инициативная группа «Морозовский сад», которой удалось добиться восстановления открытого доступа в сад. В марте 2011 года вышло соответствующее распоряжение префекта ЦАО об открытии Морозовского сада для горожан.
13.
«Убитая Москва»: Морозовский сад. Совместный проект ИА REX и ОД Архнадзор «Убитая Москва». Портал ИА Rex.
Особняк Морозовых. Татьяна Смирнова. Портал «Узнай Москву».
Большой Трёхсвятительский переулок
В наши дни Большой Трёхсвятительский переулок выглядит как тихая улочка с небольшим автомобильным и пешеходным движением, можно даже сказать, что на нём царит домашняя и слегка камерная атмосфера. Вдоль переулка фрагментарно сохранилась историческая застройка без заметных доминант; его архитектурный ансамбль включает особняк Морозовых, дом-мастерскую Исаака-Левитана (во дворах), здание бывшего Реформаторского училища при Евангелическо-Реформаторской церкви, доходный дом Крестовниковой и ряд других строений. Кроме того, в начале переулка расположен красивейший Морозовский сад.
Как это обычно бывает в таких случаях, Большой Трёхсвятительский переулок не одинок: параллельно ему проходит Малый Трёхсвятительский переулок.
История переулка
Большой Трёхсвятительский переулок, как и соседний Малый, получил своё название по расположенной неподалёку церкви Трёх Святителей, что на Кулишках.
Драматические события происходят в Большом Трёхсвятительском переулке в первые советские годы: в 1918 году в Москве происходит восстание левых эсеров (июльский мятеж), и в бывшем особняке Морозовых располагается их штаб. В июле 1918 переулок становится полем боя между отрядами эсеров и большевиков, в ходе которого его в т.ч. обстреливали артиллерией.
Советский период превратил переулок в своеобразную обитель просвещения: в 1922 году по соседству (в Петроверигском переулке) был открыт Коммунистический университет национальных меньшинств, и в честь него в 1924 году Большой Трёхсвятительский переименовывают в Большой Вузовский переулок. Вскоре ему приходится ещё раз подтвердить новое название: для обучения рабочих и демобилизованных после войны красноармейцев без отрыва от производства в 1931-1932 годах на части территории бывшей усадьбы Морозовых строится здание для Московского вечернего машиностроительного института. Однако, в итоге корпус передают Московскому Торфяному институту, который занимает его до 1961 года, когда институт переводят в Тверь. Машиностроительный институт в эти годы занимал пустующие здания на Шаболовке, но после перевода Торфяного института занял причитавшееся ему здание (в наши дни корпус занимает НИУ «Высшая школа экономики»).
В 1994 году Большому Трёхсвятительскому переулку вернули его историческое название.
Современный Большой Трёхсвятительский переулок едва ли может похвастаться популярностью у москвичей и туристов. Как и прочие переулки Ивановской горки, которая считается едва ли не заповедной историко-архитектурной территорией, он часто входит в экскурсионные маршруты, но сам по себе не представляет особого интереса для горожан.
Большой Трёхсвятительский переулок находится в Басманном районе Москвы. Добраться до него можно пешком от станции метро «Китай-город» Таганско-Краснопресненской и Калужско-Рижской линий.
Особняк-замок Морозовых: Почему вдова миллионера не смогла жить в доме, подаренном мужем
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Красиво и романтично
Купив земельный участок на Спиридоновке у брата писателя Сергея Аксакова, Савва Морозов снес старое здание, выстроенное в стиле московского ампира. Дом был интересным, работы замечательного архитектора Витберга, и, к тому же, со своей историей: в свое время у одного из его первых владельцев, поэта и политика И. Дмитриева гостили Пушкин, Гоголь. Однако преуспевающий купец и его супруга сочли здание излишне простым. На его месте Морозов решил возвести нечто изысканное, модное и в то же время царственное. Один из богатейших купцов России, которому довелось побывать в Англии и хорошо ознакомиться с ее архитектурой, был увлечен романтикой средневековых замков. Нечто подобное он захотел построить в Москве, для своей любимой жены Зинаиды Григорьевны.
Их брак на тот момент считался идеальным с точки зрения пылкости чувств, но возмутительным с точки зрения общественной морали. Савва Морозов положил глаз на 17-летнюю Зинаиду еще в тот момент, когда присутствовал не ее венчании с его же племянником Сергеем Викуловичем, владельцем мануфактуры в Никольском. Чувства оказались взаимными, и вскоре купец-магнат и молодая жена Сергея Морозова стали тайно встречаться. В итоге она приняла решение развестись и официально вышла замуж за возлюбленного, однако старообрядческая община не одобряла союза Саввы Морозова и молодой «разводки-бесприданницы».
Дом на Спиридоновке задумывался для нее. Но кому можно было доверить столь важный проект? Конечно же, 33-летнему архитектору Федору Шехтелю. В то время он был уже известным зодчим, выстроившим немало зданий для богатого купечества, да и самому Морозову спроектировал прекрасный загородный дом. Серьезный заказ Саввы Тимофеевича (кстати, до того момента все проекты Шехтеля были скромнее) вызвал у амбициозного архитектора огромный интерес. Федор Шехтель сразу же предложил хозяевам три проекта, разработанные в разных стилях – ренессанса, рококо и английской неоготики. Морозов, конечно же, выбрал столь близкую ему неоготику, и Шехтель создал невероятно красивый дом-замок, привнеся в него также легкий романтизм и одухотворенность модерна.
Особняк было решено расположить на небольшом расстоянии от так называемой красной линии и соединить его подземным переходом с дополнительным зданием, в котором располагались подсобные помещения, в том числе электростанция, прачечная и ледник. Все работы контролировала сама Зинаида, и часто те или иные архитектурные решения создавались при ее непосредственном участии.
Дом Саввы Морозова получился одновременно и романтическим, и величественным, и по тем временам современным. Башнеобразные корпуса, арки шикарного крыльца, зубцы, резные своды и фантастические персонажи на фасаде – все это отсылает нас ко временам средневековых рыцарей. Здесь нет строгой симметрии, что делает здание еще более необычным и загадочным.
И все же внешне здание выглядит несколько скромно в сравнении с некоторыми эпатажными купеческими особняками тех лет (вспомнить хотя бы дом Арсения Морозва работы архитектора Мазырина), но скромность эта воспринимается как высокий вкус и чувство меры.
И, к тому же, парадные интерьеры особняка с лихвой возмещают ощущение строгости, которое может ошибочно возникнуть при взгляде на это очень интересное здание. Они невероятно шикарны и оригинальны.
Старинная мебель словно создана для королевских особ. Интересно, что почти вся она, а также деревянная отделка были изготовлены на мебельной фабрике родственника Зинаиды Григорьевны, П.А. Шмидта.
Убранство внутренних интерьеров (или, говоря современным языком, дизайн) Савва Морозов заказал Михаилу Врубелю. Талантливый художник стал, например, автором эскиза витража торцевой стены «Встреча рыцаря-победителя», расположенной в начале лестницы скульптурной композиции, навеянной сюжетом оперы Мейербера «Роберт-Дьявол», и трех панно, украсивших одну из гостиных (ее использовали как курительную комнату). В создании эскизов и чертежей принимал участие и сам Шехтель – например, он придумал необычные люстры и некоторую мебель.
В доме есть залы, оформленные не только в готическом стиле, но и в духе ренессанса, ампира и рококо. И, конечно же, отдельного внимания заслуживает парадная лестница, перила которой обвиты загадочными змеями и мистическими существами.
Особняк был построен в конце 1890-х годов, и этот проект стал для Шехтеля знаковым – он принес ему славу и позволил на вырученные (естественно, немалые) деньги выстроить себе небольшой дом в Ермолаевском переулке.
Дальнейшая судьба особняка
Увы, уже через год после новоселья над семейной идиллией четы Морозовых сгустились тучи. Став пайщиком и по сути одним из основателей Московского художественного театра и духовно отдалившись от жены по причине разных интересов, Савва Тимофеевич увлекся актрисой Марией Андреевой (будущей гражданской женой Горького). И хотя через некоторое время он вернулся к жене, его жизнь покатилась под откос, психологическое состояние стало ухудшаться и, как известно, закончилось все тем, что в один из майских дней 1905 года Морозов был обнаружен супругой мертвым в каннском отеле.
После потери мужа Зинаида Григорьевна не смогла жить в этом доме, который некогда так любила и который был выстроен специально для нее и исходя из ее вкусов. Выйдя повторно замуж, в 1909-м вдова с облегчением продала особняк-замок богатому меценату Михаилу Рябушинскому. Свое решение она объясняла тем, что в доме ей все напоминает о муже, а по ночам ей мерещится, что в его кабинете кто-то ходит, покашливает и шуршит бумагами, будто бы дух погибшего супруга не хочет оставлять это место.
Вскоре после событий 1917 года в национализированном доме-замке новые власти устроили интернат для беспризорных детей-сирот. В 1929 году здание передали Наркомату иностранных дел. С 1938-го и вплоть до настоящего времени этот особняк официально считается Домом приемов МИД.
В 1995 году дом на Спиридоновке пережил серьезный пожар, но был очень быстро восстановлен – видимо, сыграл свою роль высокий статус здания. Уже в 1996-м в его стенах проводили встречу Большой Восьмерки. На данный момент особняк находится в идеальном состоянии, однако посмотреть на него можно только снаружи: пройти внутрь у простых смертных возможности нет.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Морозовский сад, здание усадьбы Морозовых
В 1493г. в Москве случился сильный пожар и все выгорело дотла.
После этого Великий князь Иван III запретил любое строительство возле стен Кремля, а также и на противоположном от него берегу Москвы-реки. Там разбили сады, получившие название Новых Государевых.
Нынешние набережные, переулки, улицы с названием Садовническая напоминают о том, что на этом месте когда-то был сад.
Сады Ивановской горки были переименованы в Старые сады. Память об этом сохранилась в названии Церкви Святого Владимира «В Старых Садех», а еще в названии Старосадского переулка, уходящего к ул.Маросейка.
Церковь Владимира в Старых Садах. 2016 г.
В 1772 г. владение, где находится Морозовский сад, принадлежало князю Сергею (Сербану) Кантемиру, сыну молдавского господаря Дмитрия Кантемира.
Князь Сербан Дмитриевич Кантемир (170?—1780) — русский офицер из рода Кантемиров, брат поэта Антиоха Кантемира.
Одна из последующих владельцев усадьбы бригадирша Д.Н.Лопухина устроила в сохранившемся доныне усадебном доме частное училище. В нём учился Андрей Дельвиг, брат поэтов Александра и Антона Дельвигов, военный инженер, будущий строитель Московского водопровода, министр и сенатор.
Барон Андрей Дельвиг
Барон Андрей Иванович Дельвиг (1813 — 1887) — инженер-генерал из рода Дельвигов, технический руководитель и организатор строительства многих крупных инженерных сооружений на территории Российской империи: водопровода в Москве и Нижнем Новгороде, нескольких железных и шоссейных дорог, переправ в горах Кавказа и др. Сенатор.
В 1840-х г.г. владение приобрёл купец В.А.Кокорев. Особняк в псевдорусском стиле с уникальным вкраплением парамагометанских элементов В.А.Кокорев построил в 1860-х гг. на месте Лопухинского частного училища для сдачи в наем состоятельным арендаторам.
Василий Александрович Кокорев (1817, Солигалич — 1889, Санкт-Петербург) — один из богатейших русских людей XIX века, владелец огромных земельных угодий и колоссального состояния, предприниматель и меценат, крупный коллекционер и почётный член Академии художеств (1889).
Василий Александрович Кокорев
Сад перед домом, который назывался тогда Кокоревским, был общедоступным. На примыкающей к саду территории через Хохловский переулок находятся каменные палаты (XVII в.) дьяка Емельяна Украинцева, известного дипломата петровского времени. Здесь работал в архиве Коллегии иностранных дел над «Борисом Годуновым» А.С.Пушкин. В архиве служили братья Веневитиновы и Тургеневы, В.Ф.Одоевский, А.К.Толстой.
В конце 1850-х г.г. Кокорев создал картинную галерею, названную Кокоревской (архитектор И.Д.Черник).
Позднее дом с садом был выкуплен купцами старообрядцами Морозовыми для собственной городской усадьбы.
Вид на Большой Трехсвятительский переулок
Особняк вошел в историю как дом Т.С. и М.Ф.Морозовых, родителей знаменитого Саввы Морозова, а также его брата мецената Сергея Тимофеевича. Во дворе усадьбе был построен небольшой флигель, где Сергей Морозов, любивший сам постоять за мольбертом, устроил себе мастерскую. Позднее он предоставит ее в пользование И.Левитану, у которого часто гостили Серов, Васнецов, Коровин. Исаак Левитан жил и работал здесь целых 11 лет, именно тут были написаны его лучшие работы.
Приютил художника в своей мастерской при усадьбе в Большов Трёхсвятительском переулке Сергей Морозов — брат Саввы Морозова. Далее, не имевший жилья Левитан вплоть до самой своей смерти базировался именно здесь.
Мастерская Левитана (Большой Трёхсвятительский переулок, д.1, стр. 2 — 1 /флигель во дворе/) tourister.ru
Особняк был перестроен в 1898 г. архитектором П.А.Дриттенпрейсом в русском стиле. В оформлении принимал участие и С.Т.Морозов.
Фасад особняка. Подробнее здесь https://vladimirtan.livejournal.com/3483.html
Пётр Александрович (Петер-Йозеф) Дриттенпрейс ( 1841, Бавария — 1912, Москва) — московский архитектор. Принял российское подданство в 1874 году. Один из мастеров московского модерна. Сохранившиеся постройки сосредоточены в Басманном районе вокруг Чистопрудного и Покровского бульваров
Пётр Александрович (Петер-Йозеф) Дриттенпрейс
Москва, улица Покровка, 19
Вдоль Хохловского переулка. Вдали купол церкви Владимира в Старых Садех.
Во время июльского мятежа 1918 г. в доме, при котором был Морозовский сад, базировался штаб левых эсеров. Отсюда обстреливался Кремль — он был виден с площадки Морозовского сада. Именно сюда приехал Ф.Дзержинский, чтобы арестовать обвиняемого в убийстве германского посла Мирбаха Якова Блюмкина.
Убийцы немецкого посла Блюмкин и Андреев бежали на Украину, где левые эсеры действовали активно (30 июля 1918 года они убили в Киеве командующего германскими оккупационными войсками генерал-фельдмаршала Германа фон Эйхгорна). Андреев вскоре заболел сыпным тифом и умер, а Блюмкин включился в процесс: принимал участие в неудачной попытке покушения на главу украинской державы гетмана Павла Скоропадского. Но уже весной 1919 года вернулся в Москву и пришел с повинной в ВЧК.
Фотографическое изображение с крыши особняка Кокорева-Морозовых
Верхний сад (закрытый)
Средний сад
Дорожка, ведущая в верхний сад
Центральная дорожка в направлении особняка
Нижний сад
В Морозовском саду. Вид на Хохловский переулок в сторону Евангелическо-лютеранского кафедрального собора святых Петра и Павла
В Морозовском саду.
Уровень сада приподнят над уровнем улицы
Вид со стороны Хохловского переулка
В 2001г. владение перешло в частные руки, большая часть интерьеров была утрачена, а терраса и прекрасные лестницы демонтированы, многие деревья вырублены, а под садом была построена подземная парковка, о которой напоминают шахты вентиляции, выходящие в парк.
Боковые лестничные входы закрыли, оставив лишь маленькую калитку со стороны Подкопаевского переулка.
Вид на Подкопаевский переулок