особняк сан галли на лиговке история

Особняк Ф. К. Сан-Галли (начало)

особняк сан галли на лиговке история. Смотреть фото особняк сан галли на лиговке история. Смотреть картинку особняк сан галли на лиговке история. Картинка про особняк сан галли на лиговке история. Фото особняк сан галли на лиговке история

Особняк Ф. К. Сан-Галли

см. Особняк Ф. К. Сан-Галли ( интерьеры )

Рахау использовал в отделке особняка Сан-Галли мотивы флорентийской архитектуры. Внутренняя архитектурная отделка, предметы роскоши, комфорта и вся мебель произведены в Петербурге, за исключением драконов из цинка над водосточными трубами, изготовленных в Берлине.

Весь металлический декор в составе здания: балконы, крыша, козырьки над подъездами (парадным и дворовым), лестницы, металлическая конструкция зимнего сада и т. д., а также устройство отопления, водопровода, канализации, ванной, кухни, туалетов, гладильной, прачечной, конюшни и других вспомогательных служб были выполнены хозяином особняка на собственном заводе.

особняк сан галли на лиговке история. Смотреть фото особняк сан галли на лиговке история. Смотреть картинку особняк сан галли на лиговке история. Картинка про особняк сан галли на лиговке история. Фото особняк сан галли на лиговке история

Здания завода.
Фото из журнала «Зодчий» 1877.

особняк сан галли на лиговке история. Смотреть фото особняк сан галли на лиговке история. Смотреть картинку особняк сан галли на лиговке история. Картинка про особняк сан галли на лиговке история. Фото особняк сан галли на лиговке история

Разрез по главной оси.
Зодчий, 1877, Вып.7, Л.33

особняк сан галли на лиговке история. Смотреть фото особняк сан галли на лиговке история. Смотреть картинку особняк сан галли на лиговке история. Картинка про особняк сан галли на лиговке история. Фото особняк сан галли на лиговке история

План подвала.
(. Л. 31)

особняк сан галли на лиговке история. Смотреть фото особняк сан галли на лиговке история. Смотреть картинку особняк сан галли на лиговке история. Картинка про особняк сан галли на лиговке история. Фото особняк сан галли на лиговке история

План 1-го этажа.
(. Л. 31)

особняк сан галли на лиговке история. Смотреть фото особняк сан галли на лиговке история. Смотреть картинку особняк сан галли на лиговке история. Картинка про особняк сан галли на лиговке история. Фото особняк сан галли на лиговке история

План 2-го этажа.
(. Л. 31)

особняк сан галли на лиговке история. Смотреть фото особняк сан галли на лиговке история. Смотреть картинку особняк сан галли на лиговке история. Картинка про особняк сан галли на лиговке история. Фото особняк сан галли на лиговке история

Задний фасад.
Зодчий, 1877, Вып.7, Л.33

особняк сан галли на лиговке история. Смотреть фото особняк сан галли на лиговке история. Смотреть картинку особняк сан галли на лиговке история. Картинка про особняк сан галли на лиговке история. Фото особняк сан галли на лиговке история

Деталь фасада.
Зодчий, 1878, Л.4

особняк сан галли на лиговке история. Смотреть фото особняк сан галли на лиговке история. Смотреть картинку особняк сан галли на лиговке история. Картинка про особняк сан галли на лиговке история. Фото особняк сан галли на лиговке история

«Зодчий», 1877, Вып.7, Л.32
(добавил miraru1)

особняк сан галли на лиговке история. Смотреть фото особняк сан галли на лиговке история. Смотреть картинку особняк сан галли на лиговке история. Картинка про особняк сан галли на лиговке история. Фото особняк сан галли на лиговке история

К. К. Рахау
архитектор
этого здания

особняк сан галли на лиговке история. Смотреть фото особняк сан галли на лиговке история. Смотреть картинку особняк сан галли на лиговке история. Картинка про особняк сан галли на лиговке история. Фото особняк сан галли на лиговке история

особняк сан галли на лиговке история. Смотреть фото особняк сан галли на лиговке история. Смотреть картинку особняк сан галли на лиговке история. Картинка про особняк сан галли на лиговке история. Фото особняк сан галли на лиговке история

(«Зодчий», 1877, Вып. 8, С. 74-75, добавил miraru1 )

Карл Карлович Рахау, младший сын биржевого маклер, родился 12 июня 1830 г. в Санкт-Петербурге. С ранних лет увлекался рисованием, поступил в Императорскую Академию художеств. С 1852 г по 1857 г. он получил две серебряные и обе золотые медали: вторую за проект здания подвижной библиотеки для столицы, а первую за проект здания высшего театрального училища на 100 учеников, с театром на 1200 зрителей. Став, таким образом пансионером Академии К.К. Рахау в 1857 г. отправился за границу, где пробыл семь лет. Вместе с архитектором К.К. Кольманом Рахау составил проект реставрации дворца Альгамбра в Гранаде, который был награжден золотой медалью Парижской выставки 1862 г. По возвращении в Петербург в 1864 г. Карл Рахау получил звание академика архитектуры.

С 1866 г. К. Рахау поступил на государственную службу в министерство внутренних дел. В 1867 г. по приглашению губернатора гр. Н. В. Левашова поступил в строительное отделение губернского правления. В том же году Императорская академия художеств назначила его своим адъюнкт-профессором и пригласила преподавать архитектуру.

Во время службы в строительном отделении в 1871 г. К.К. Рахау составил по поручению губернатора прекрасный проект центрального здания рынка для Сенной площади, не осуществленный потому, что проект был предложен к производству Городской Думе без ее предварительного согласия.

В числе его первых работ надгробная часовня-церковь над могилой графов Левашевых на кладбище при Александро-Невской лавре, где впоследствие им же сооружен надгробный памятник г-же Нарышкиной. Затем следовали постройки домов банкира Мейера и князя Меншикова на Английской наб.. после который в 1870 г. он был удостоен звания профессора «за многие самостоятельные постройки и труды по занятиям в архитектурных классах академии», с приглашением присутствовать в совете академии.

Скончался 27 июня 1880 г. в возрасте 50 лет, в Зальцбурге, возвращаясь из заграничного отпуска. Семьи у архитектора не было. ( «Зодчий» 1882 г. С. 12; добавил: Наталия)

Источник

Завод Сан-Галли

Эта передача практически целиком вошла в мою первую книгу о Петербурге,[111] к которой Виктор Михайлович написал небольшое предисловие. Тогда же с его легкой руки возник термин «краеведение с человеческим лицом».

Сначала о самой Лиговке. Это одна из старейших дорог Петербурга – она фактически старше самого города. Еще до основания Петербурга она была частью Новгородской дороги, связывавшей Новгород и Москву со старинными русскими селами, расположенными на Неве. В 1718 году, через пятнадцать лет после основания Петербурга, по проекту инженера Г. Г. Скорнякова-Писарева началась прокладка канала от реки Лиги, вытекавшей из Дудергофского озера до специального бассейна, вырытого на том месте, где сейчас Некрасовский сквер. (Если помните, до 1918 года улица Некрасова называлась Бассейной. И в известном стихотворении Самуила Маршака «Жил человек рассеянный на улице Бассейной» имеется в виду именно улица Некрасова.) Отсюда вода по трубам через Фонтанку подавалась в водовзводную башню у Летнего сада и использовалась для питания фонтанов. Канал назвали Лиговским, и с него собственно началась история водопровода в Петербурге.

Лиговский канал нес свою службу до 1777 года, когда наводнение уничтожило фонтаны Летнего сада, и их решили не восстанавливать. Позднее канал использовали для подпитки водой прудов Таврического сада. Но уже в то время санитарное состояние канала вызывало опасения, вода его становилась источником эпидемий, и, видимо, именно тогда появилось мрачноватое выражение «лиговский букет». В конце XIX века начались работы по заключению в трубу участка Лиговского канала до набережной Обводного канала. На плане 1912 года он еще продолжается после Обводного, но к началу Первой мировой войны его засыпали до Московских ворот. И только в 1969 году городская часть канала была окончательно похоронена под землей и возле Автова сделан отвод в речку Красненькую.[112] Но… Беру я атлас Санкт-Петербурга от 1987 года и вижу, как идет себе голубая ленточка Лиговского канала вдоль Балтийской железной дороги и только у станции Дачное сворачивает куда-то в поля. Значит, канал все-таки еще жив, но, надеюсь, что «лиговский букет» не цветет в наше время столь же пышно, как в XIX веке.

Да, а по засыпанному каналу проложили Лиговскую улицу, которая стала проспектом только в 1956 году.

Лиговка, как сразу стали называть ее, была улицей привокзальной, выходила к Обводному каналу, поэтому и застраивалась не только доходными домами, но и промышленными предприятиями. В частности, по адресу Лиговский пр., 60–62, в 1835 году появился «Чугунолитейный и механический завод Сан-Галли». Территория завода вытянута в сторону Октябрьской железной дороги, и на Лиговку выходят только несколько домов с воротами, да прилегающий к ним садик, который так и называют «садик Сан-Галли». Дом № 60, собственно заводское здание, строил архитектор А. А. Докушевский. Заглянем во двор. Слева – здание конторы, перед ней сохранились фигуры чугунных львов. Заметим, что одно время в Петербурге была просто мода на львов, и многие из них отлиты здесь на заводе Сан-Галли. Я знаю, что на территории завода сохранилось еще и оригинальное шестигранное здание модельной. Но вот дом рядом, № 62, явно не заводское сооружение, и, я думаю, пора поговорить о его владельце, то есть о Франце Сан-Галли.

особняк сан галли на лиговке история. Смотреть фото особняк сан галли на лиговке история. Смотреть картинку особняк сан галли на лиговке история. Картинка про особняк сан галли на лиговке история. Фото особняк сан галли на лиговке история

Завод и особняк Сан-Галли на Лиговском проспекте. 1900-е годы

особняк сан галли на лиговке история. Смотреть фото особняк сан галли на лиговке история. Смотреть картинку особняк сан галли на лиговке история. Картинка про особняк сан галли на лиговке история. Фото особняк сан галли на лиговке история

Предки Франца Фридриха Вильгельма Сан-Галли были, видимо, итальянцами, но родился он в Пруссии в семье главного инспектора таможенных магазинов в Штетине. Двадцати лет он приехал в Петербург и поступил на завод Берда (того самого, о котором говорили, «как у Берда», то есть – «лучше не бывает»). Отработав восемь лет, он решил начать собственное дело и, заняв у знакомых 5000 руб., открыл на Лиговке мастерскую с 12 слесарями. Постепенно мастерская превратилась в большой завод, внедрялись передовые для того времени технологии и даже кое-какие заказы перехватывались у самого Чарльза Берда. Все это было результатом упорного труда самого Сан-Галли (которого на русский манер стали именовать Францем Карловичем). Он каждый год выезжал за границу, знакомился с новейшими способами обработки металлов, энергично внедрял их на своем заводе. Когда в 1891 году на завод пришла экскурсия выпускников Института гражданских инженеров, Франц Карлович мог с гордостью заявить: «Когда я пришел сюда, здесь росла капуста; теперь вы видите на том месте благоустроенный завод, девизом которого всегда было слово „вперед“».[113]

Завод выпускал и массовые изделия, и уникальные. До недавнего времени можно было отыскать крышку водосточного люка с маркой «Сан-Галли». Среди изделий завода – ворота Зимнего дворца, решетка Таврического сада, особняка Кшесинской, железные решетки для Павильонного зала в Эрмитаже, световые фонари, металлические перекрытия зданий, детали кронштадтских маяков, ворота, шлюзы, металлические мосты для Царского Села и Гатчины. Сейфы, решетки для балконов, могильные памятники, чугунные сантехнические изделия, наконец. С последними связана забавная легенда.

В прошлом веке умерла богатая молодая женщина, заработавшая свое состояние не совсем благопристойным путем. Сейчас ее назвали бы «путаной», но тогда язык не был столь утончен. Наследников не оказалось, и государь император распорядился передать деньги Городской думе. Дума собралась на заседание и решила, что не может принять денег, заработанных столь непотребным путем. Государь император весьма разгневался, но встал купец Сан-Галли и сказал: «Отдайте эти деньги мне, Ваше Величество. Я на непотребные деньги построю весьма потребные заведения». Так и получилось – на деньги «путаны» были открыты первые в городе общественные туалеты. Правда здесь, видимо, только то, что сантехнику для них поставлял завод Сан-Галли.

особняк сан галли на лиговке история. Смотреть фото особняк сан галли на лиговке история. Смотреть картинку особняк сан галли на лиговке история. Картинка про особняк сан галли на лиговке история. Фото особняк сан галли на лиговке история

Особняк Сан-Галли на Лиговском проспекте. 2013 год

Франц Сан-Галли занимался не только общественными делами, но и заботился о своих рабочих и служащих. За территорией завода, на участке, примыкающем к Николаевской железной дороге, он построил школу и 22 дома для рабочих и их семейств, снабдив дома водопроводом и керосиновым освещением. Когда министр князь Святополк-Мирский, пригласив Сан-Галли к себе, спросил: почему его рабочие не волнуются, когда на других заводах беспорядки, тот мог ответить, что его, как он называл, «колония» действует, как бочка с маслом, вылитая на бушующее море. Сан-Галли построил также и дом № 58 рядом с заводом, для инженеров и техников, дом для своего брата – это дом № 64 и, наконец, особняк для себя и своей семьи, окружив его садом. Особняк выходил и на улицу, и в сад, и на территорию завода. Строил его архитектор К. Рахау – автор решетки Литейного моста, фонарей у Александровской колонны, вестибюля и зимнего сада Аничкова дворца. Франц Сан-Галли самолично начертал общий план здания, справедливо полагая, что строит дом для себя, и общая идея должна принадлежать ему. Современники отмечали роскошь интерьеров, какой-то особенный камин. Вроде бы все до последней дверной ручки в доме было изготовлено по рисункам Рахау.

Франц Сан-Галли пишет в своих воспоминаниях: «Так как я был на 8 лет старше жены, то думал, что умру раньше ее, и что она не захочет жить одна в таком большом доме, и потому устроил для нее маленький особняк среди парка у завода. Но… моя жена уже давно умерла, а я еще жив и здоров и теперь живу в этом, для жены устроенном доме, с одним из моих внуков».

Кстати, о внуках. Над воротами завода стоят две чугунные фигурки мальчиков – один в костюме Меркурия, другой – в костюмчике кузнеца. 2 февраля 1903 года фирма справляла свое пятидесятилетие. В своем жизнеописании Франц Карлович пишет: «… в день праздника в 8 часов утра сын, невестка и близкие друзья, доставили мне удовольствие, общим хором пропев приветствие. Семилетний внук (в костюме кузнеца) и маленькая внучка выразили мне в стихах свои сердечные пожелания». Так не фигурка ли внука Сан-Галли в костюме кузнеца украшает собой въездные ворота завода?

Осталось упомянуть о садике Сан-Галли. Его ограждает прекрасная чугунная решетка, так сказать, реклама продукции завода, созданная по проекту арх. И. И. Горностаева. В саду сохранился фонтан с чугунной женской статуей, старинные деревья – вот, пожалуй, и всё. Для меня это – садик детства, сюда меня водила гулять бабушка. У каждого ленинградца – свой садик детства. Юсупов, «Россия», Покровский… У меня есть два хороших друга – поэты Алексей Давыденков и Борис Григорин, тоже ленинградцы, и я когда-то написала о нас троих стихотворение.

Садик у Греческой церкви и садик Сан-Галли,

Садик «Россия»… Мы в садиках этих гуляли

Розовым детством, которое было да сплыло,

Но все-таки розовым, розовым, розовым было.

Три островка зеленели весной горделиво,

И ленинградские дети, в чулочках, пристегнутых криво,

Тыча совками в песочные серые кучи

Строили замки, тоннели, дороги… И было бы лучше

Это и знать друг о друге: название садика детства,

Пару десятков стихов, телефоны… Куда же нам деться

В нашем подробном, бесстыдном, бессмысленном знаньи

Всех подноготных… Как саги ирландий, исландий,

Тянутся – не оборвать, так и нас триединая сага

Намертво соединила… На горе. На благо.

особняк сан галли на лиговке история. Смотреть фото особняк сан галли на лиговке история. Смотреть картинку особняк сан галли на лиговке история. Картинка про особняк сан галли на лиговке история. Фото особняк сан галли на лиговке история

особняк сан галли на лиговке история. Смотреть фото особняк сан галли на лиговке история. Смотреть картинку особняк сан галли на лиговке история. Картинка про особняк сан галли на лиговке история. Фото особняк сан галли на лиговке история

Фигурки мальчиков над воротами завода Сан-Галли. 2013 год

особняк сан галли на лиговке история. Смотреть фото особняк сан галли на лиговке история. Смотреть картинку особняк сан галли на лиговке история. Картинка про особняк сан галли на лиговке история. Фото особняк сан галли на лиговке история

Сад Сан-Галли. Решетка. 2013 год

Жаль, что не смогли мы с Виктором Михайловичем тогда пройтись по комнатам особняка Сан-Галли. Уже позднее мне удалось побывать внутри, увидеть пышный вестибюль с кариатидами, рабочий кабинет Франца Карловича, курительную комнату в мавританском стиле… Надеюсь, что новые владельцы особняка сохранят все это. Пока что из сада исчезла чугунная статуя Афродиты, украшавшая фонтан. Исчезла – и объявилась в вестибюле КГИОПа. Вообще-то это целая скульптурная композиция, где богиню Афродиту, стоящую на раковине, окружают амуры, а вокруг раковины разместились дельфины, рыбы и черепахи. Композиция отлита из чугуна в 1870-е годы и покрыта медью. Сначала она украшала фонтан в оранжерее, потом ее выставили на улицу. Питерская погода сделала свое дело, и Афродиту пришлось отправить на реставрацию. Затем Афродита и компания временно прописались в вестибюле КГИОПа. А на фонтане в саду Сан-Галли собираются установить копию. Но что-то уж слишком долго собираются.

особняк сан галли на лиговке история. Смотреть фото особняк сан галли на лиговке история. Смотреть картинку особняк сан галли на лиговке история. Картинка про особняк сан галли на лиговке история. Фото особняк сан галли на лиговке история

Скульптура Афродиты в вестибюле КГИОП

Интересно, что у нашей Афродиты есть двойники.[114] Или она сама – двойник, скажем, Афродиты, украшавшей фонтан на даче Барановского в Райволе (дореволюционная фотография). Отыскалась такая же Афродита и… в Мехико. Небольшое различие только в деталях. Авторство мексиканской скульптуры приписывают французу Матюрэну Моро (Mathurin Moreau, 1822–1912), который создал сотни моделей для литейного искусства – статуй, фонтанов и пр. Очевидно, по его модели и была выполнена «наша» Афродита.

особняк сан галли на лиговке история. Смотреть фото особняк сан галли на лиговке история. Смотреть картинку особняк сан галли на лиговке история. Картинка про особняк сан галли на лиговке история. Фото особняк сан галли на лиговке история

Скульптура Афродиты на даче Барановского в Райволе

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

Общество–община–завод

Общество–община–завод Ведущий характер вечевого идеала, его соборной формы не означал, что партия и рабочий класс, который рассматривался как носитель ограниченной модернизации, потеряли свое место в идеологическом схематизме. Сохранилось внутреннее нравственное,

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ФАРФОРОВЫЙ ЗАВОД

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ФАРФОРОВЫЙ ЗАВОД Впервые — журнал «30 дней», 1927, № 1. Печатается по тексту кн.: Луначарский А. В. Об изобразительном искусстве, т. 2, с. 197—199. Луначарскому принадлежит еще одна статья на ту же тему — «Государственный фарфоровый завод в Петрограде» («Красная

Музей истории «Пролетарского завода» (бывший Санкт-Петербургский Александровский завод)

Музей истории «Пролетарского завода» (бывший Санкт-Петербургский Александровский завод) Проспект Обуховской Обороны, 125.Тел.: 600-12-80; добавочный: 1510.Станции метро: «Елизаровская», «Ломоносовская».Для лиц с ограниченной подвижностью: специальных приспособлений не

Источник

Дом-особняк фабриканта Ф. К. Сан-Галли — прелестный ренессанс в Санкт-Петербурге

особняк сан галли на лиговке история. Смотреть фото особняк сан галли на лиговке история. Смотреть картинку особняк сан галли на лиговке история. Картинка про особняк сан галли на лиговке история. Фото особняк сан галли на лиговке история

На Лиговском проспекте в Санкт-Петербурге есть романтичный особняк Сан-Галли, возведённый в стиле флорентийского палаццо. Его бывший владелец Франц Карлович Сан-Галли — потомок знаменитого итальянского скульптора, помышляя о строительстве столь необычного дома, решил увековечить эпоху ренессанса в городе на Неве на века, чтобы его шедевр постоянно радовал взоры прохожих — петербуржцев и гостей города.

Строительство особняка

Дом № 62 на Лиговском проспекте был возведён в 1869-1872 гг. Заказчиком выступил — владелец Чугунолитейного и механического завода Ф. К. Сан–Галли. Дом был выстроен для Сан-Галли и его семьи по проекту архитектора Карла Карловича Рахау в стилизованных формах ренессанса.

Двухэтажный, на высоких подвалах особняк был рядом со зданием главной конторы. От последней дом отделялся лишь въездными воротами на «малый» двор завода. Ворота обустроены довольно-таки просто, но лаконично и изысканно. Их чугунные столбы украшают крупные шишки.

Удивительная архитектура

В отделке особняка Сан-Галли зодчий использовал мотивы флорентийской архитектуры. Украшения внутреннего оформления — предметы роскоши, комфорта и вся мебель были изготовлены в Санкт-Петербурге.

Исключениями стали живописи на стекле в столовой, созданные художником Сверчковым в Мюнхене, и драконы из цинка, исполненные по рисунку в Берлине, которых поместили над водосточными трубами.

Весь металлический декор здания: балконы и крыша; козырьки над подъездами — парадным и дворовым; лестницы и металлическая конструкция зимнего сада, а также устройство отопления, водопровода, канализации, ванной, кухни, туалетов, гладильной, прачечной, конюшни и других вспомогательных служб изготовил хозяин особняка на собственном заводе.

Парадный вход в особняк оформлен небольшим двухколонным портиком. Фронтон поддерживается 2-я чугунными колоннами с каннелюрами и капителью коринфского ордера. Раньше к нему примыкал двускатный навес, перекрывающий весь тротуар.

Таким образом, в дождь или в любую другую непогоду можно было, выйдя из экипажа, прямо с мостовой попасть в его укрытие. На полу тамбура выложена из камня дата окончания строительства — «1872». Зимний сад примечателен железною конструкцией стеклянной крыши.

Проектированный и построенный архитектором К. К. Рахау дом для фабриканта Сан-Галли можно назвать во всех отношениях образцовым. На высоком подвале, который содержит, кроме аппаратов для водяного отопления и вентиляции, и разные хозяйственные помещения расположены 2 этажа.

За свою работу — это прекрасное произведение Рахау получил звание профессора архитектуры. В издании «Зодчий» в 1877 году можно было прочитать следующее:

Нельзя не заметить, что в доме г. Сан-Галли всё, даже последние безделушки, исполнены по особым рисункам г. Рахау. Во всем видно неутомимое терпение художника и величайшая любовь к делу. Фасады скомпонованы в формах итальянского ренессанса, трактованного, однако, свободно и своеобразно, так что можно согласиться с собственными словами автора, что он не искал никакого стиля. Кто не вспомнит с величайшим наслаждением о кабинете в мавританском стиле или о большой столовой с ее сочными и полными красоты формами!

Интерьеры особняка

В первом этаже около богатых сеней и аванзала сгруппированы парадные комнаты, декорированные в разных стилях, во 2-м этаже — жилые комнаты. Кабинет Сан-Галли занимал угловое помещение с угловым эркером и окнами, выходящими в сад и на Лиговскую улицу.

В кабинете господина Сан-Галли был удивительной архитектуры угловой камин. Оголовок камина выполнен в виде купола мечети. Комната была обустроена в мавританском стиле, которая представляет одну из самых интересных и наиболее удавшихся частей дома.

Камин из белого мрамора был исполнен скульптором Ботта. Его металлические части были изготовлены на заводе владельца. Замечательно ещё то, что все шитые ковры, покрывала и подушки исполнены членами семейства Сан-Галли по рисункам К. К. Рахау.

Потолок деревянный, наборный с геометрическим рисунком восточных мотивов. Люстра в виде восьмилучевой звезды. За кабинетом анфиладой располагались танцевальный зал, гостиная и будуар.

В подвале из пудостского камня размещались подсобные службы: прачечная, гладильня, ледник, винный погреб. Мастерские, дворницкая, водогрейный котел для отопления не только особняка, но и зимнего сада и собственной конюшни с чугунными яслями.

В центре особняка располагался аванзал — квадратное в плане помещение со скругленными углами. В центре аванзала был установлен фонтан из итальянского мрамора в виде цилиндра с четырьмя мужскими головами, изо ртов которых вытекала вода в чаши, расположенные у его подножия. В советское время фонтан перенесли в сквер перед вновь построенным сборочно-монтажным цехом.

Сквер и фонтан

Между особняком и домом, в котором жил брат Роберт Карлович с семьей, был разбит сквер, украшенный металлической оградой. Узорчатые звенья решетки, столбы заканчивающиеся маленькими четырехскатными «крышами», треугольные завершения ворот из двойных ажурных полос «досок» были выполнены в старорусском стиле.

Основание ограды — красный гранит. Считается, что проект этой решетки создал архитектор и художник Иван Иванович Горностаев в 1873 г. А установлена она была, по всей вероятности, после постройки дома № 64 по Лиговскому проспекту в 1881 г.

В 1870-е годы перед особняком Сан-Галли был установлен фонтан «Рождение Афродиты». Автор проекта — архитектор Иван Горностаев. В последнее время воды в нём не было. В начале XXI века скульптуру убрали. В 2006 году засыпали чашу.

Сама скульптура отреставрирована в 2004 г. После этого она была отдана на хранение Комитету государственной инспекции по охране памятников. Обещают, что в саду Сан-Галли установят копию.

Окна-витражи дома

Столовая — самое красивое помещение особняка, тяготеющее к стилю барокко, дошло до наших дней почти без потерь. Столовая является двусветной, два ряда окон выходят во внутренний дворик, где раньше находился зимний сад. Трём окнам второго яруса с завершениями лучковой формы вторят такой же формы витражи с подсветкой, расположенные на противоположной стороне и выходящие в холл второго этажа.

Стеклянные картины по сказкам братьев Гримм — это 3 великолепных разноцветных окна сохранились в бывшей столовой особняка. Во втором ярусе этого большого двусветного зала — главного парадного помещения дома находились окна: 3 в наружной стене и 3 проема напротив них — во внутренней, смежной с холлом второго этажа.

Здесь, внутри здания, и установлены 3 разноцветных окна. Их размещение внутри дома кажется нелогичным, ведь для витражей необходим свет. Реставраторы, проводившие восстановительные работы, отмечают, что, скорее всего, стеклянные картины были перенесены сюда из другого помещения особняка.

Каждый из них исполнен на сюжет одной из сказок братьев Гримм, названия которых на немецком языке написаны в картушах: «Sieben Raben» («Семь воронов»), «Dоrnenröschen» («Шипы роз», по сюжету соответствует сказке «Спящая красавица») и «Schneewittchen» («Белоснежка»). Известно, что в этом особняке были и другие расписные окна. Существует фотография с картона витража «Gestiefelte Kater» («Кот в сапогах»), хранящаяся в Государственном Эрмитаже.

М. фон Швинд создавал иллюстрации и к тем сказкам, на темы которых выполнены витражи в особняке Ф. К. Сан-Галли. В 1858 г. появился цикл акварелей по сказке «Семь воронов и их верная сестра», получивших распространение в ксилографиях, гравюрах на меди и, позже, в открытках.

Итак, эти стеклянные картины, иконография которых сложилась в 1830-1840-е в творчестве живописца позднего романтизма Морица фон Швинда и была творчески переработана Рудольфом фон Зайтцем 30 лет спустя, принадлежат к созданиям немецкого искусства XIX в.

В наши дни в Санкт-Петербурге сохранилось 5 витражей, выполненных в мастерской В. Д. Сверчкова, из них 3 — в особняке Ф. К. Сан-Галли. В 2007 году здесь начались реставрационные работы. Стеклянные картины были доверены витражисту, реставратору Евгению Иванову.

Таким образом вновь появились на свет уникальные произведения, украсившие петербургский особняк Ф. К. Сан-Галли. Теперь несомненно, что Рудольф фон Зайц, создавая картоны для этих витражей, намеренно опирался на произведения М. ф. Швинда. Эти стеклянные картины стали данью памяти, уважения и восхищения, отданных известному мастеру немецкого романтизма В. Д. Сверчковым и Р. ф. Зайтцем.

Другое строительство Сан-Галли на Лиговке

В 1875-1876 годах с другой стороны Главной конторы архитектором К. К. Рахау был возведён доходный жилой дом в стиле эклектики для служащих завода Сан-Галли.

В 1880-1881 годах на Лиговском проспекте, 64 был возведён по проекту архитектора Д. Д. Зайцева большой дом для родственников фабриканта, служащих завода.

В 1879-1880-х годах при заводе Сан-Галли построили комплекс жилых домов для рабочих, проект которой разработал архитектор Д. Д. Зайцев. Жилмассив состоял из 22 построек: 18 двухэтажных деревянных домов, школы, служебного здания с магазином, погреба и беседки.

Все жилые дома располагались симметрично вдоль широкой улицы — аллеи, проходящей по главной оси комплекса построек, которая замыкалась беседкой, расположенной в небольшом парке. Жилые здания были 2-х типов: 16 домов с 8-ю двухкомнатными квартирами и два дома с 12-ю однокомнатными квартирами, снабженными водопроводом

Здание школы этого микрорайона дошло до наших дней в перестроенном виде. Двухэтажную постройку в советское время надстроили 3-м этажом. Два парадных входа, располагавшихся по краям, были превращены в окна, вход остался лишь со стороны двора.

После революции здесь размещался детский сад, затем общежитие для рабочих, потом инженерные службы завода «Буммаш». В 1960-1970-х годах его соединили с двухэтажным домом магазина и служб корпусом такой же высоты.

Советская судьба имущества Сан-Галли

В 1918 году ценнейшая недвижимость и производство семьи Сан-Галли были национализированы. Как и раньше завод снабжал весами продовольственные организации Петрограда и пригороды, изготавливалось кухонное оборудование, дезинфекционные камеры.

Завод был универсальным, поэтому он продолжал работать. В июле 1921 года ему дали название «Универсаль». В октябре 1922 года его назвали «Кооператором». Завод внёс большой вклад в дело внедрения метрической системы весов в Советском Союзе.

В октябре 1930 года Совнархоз РСФСР решил перепрофилировать завод «Кооператор» для производства бумагоделательного оборудования. К началу 2-ой пятилетки новый профиль завода окончательно определился, и его переименовали в «Завод бумагоделательного машиностроения имени 2-ой пятилетки».

До Великой Отечественной войны был выпущен ряд машин для производства различных видов бумаги. В годы войны завод был переключен на выпуск оборонной продукции: снарядов, мин и других боеприпасов.

В 1943 году на заводе началось возвращение к мирному труду. В 1949 году была изготовлена очередная бумагоделательная машина. До начала 1960-х годов завод оставался единственным в стране специализированным предприятием по выпуску бумагоделательного оборудования.

В 1966 году завод переименовали в Опытный завод бумагоделательного машиностроения, затем вошел в образованное НПО «Ленбуммаш» имени 2-ой Пятилетки.

В середине 1970-х годах на заводе был организован специальный участок по ремонту решёток и металлического декора Ленинграда. Так, силами завода была проведена реставрация Воронихинской ограды у Казанского собора в 1975-1978 гг.

Новейшая история особняка

В начале 2000-х сюда с набережной Мойки, 86 переехал проектный институт «ЦНИИ Буммаш», входивший некогда с заводом в НПО «Ленбуммаш».

В конце 2005 года заводоуправление несуществующего предприятия, превратившегося в фирму по сдаче офисов в аренду, перебралось во флигель дома № 58 по Лиговскому проспекту, в то помещение, где в советское время находился партком НПО «Ленбуммаш».

До 2006 года в особняке находилось заводоуправление ОАО «Санкт-Петерургского завода бумагоделательного машиностроения». В Гостиной располагался кабинет директора ОАО «Буммаш СПб», а в Столовой — приемная администрации.

В Танцевальном зале ныне находится офис одной из фирм, арендаторов особняка. В помещении бывшей детской находился в советское время кабинет директора завода, а в малом буфете — главного инженера. Между этими помещениями, не представляющими сейчас особого интереса, находится хорошо сохранившийся красивый большой камин. Камин имеет вытяжку в виде шатровой крыши, под которой фриз, расписанный по всему полю фигурками купидонов.

До настоящего времени частично сохранились интерьеры здания, вся отделка которых была выполнена по рисункам архитектора петербургскими мастерами. Исключение составляли витражи, созданные в мюнхенской мастерской под руководством русского художника В. Д. Сверчкова.

В советское время стеклянный потолок был зашит, за витражами установлены люминисцентные лампы, которые делали их видимыми для посетителей дирекции завода «Буммаш», занимавшего здание. В 2007 году в связи с приспособлением особняка Ф. К. Сан-Галли под представительские цели, витражи были отреставрированы Евгением Ивановым и засияли во всей своей красоте. Стало ясно, что в Петербурге сохранились шедевры витражного искусства XIX в.

Здание включено в Единый государственный реестр объектов культурного наследия — памятников истории и культуры народов Российской Федерации в качестве объекта культурного наследия регионального значения на основании распоряжения губернатора Санкт-Петербурга.

Адрес и как добраться до особняка Сан-Галли

4 минуты = 375 м. Из вестибюля выйти на Лиговский проспект, следовать по нему до интересующего дома.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *