осовец любанский район история
Неприступный Осовец. Были и легенды крепости XIII века
Есть в Собинском районе уникальное место, где можно совершить настоящее путешествие во времени. Это древняя крепость Осовец, которая была построена в XIII веке и сохранила свои величественные валы до наших дней.
То, что сегодня осталось от крепости Осовец. Вид сверху
С высоты древний город имеет округлую форму. По всей протяженности валов растут величественные дубы.
Мы специально отправились в Осовец в конце апреля. Во-первых, чтобы с высоты полюбоваться разливом Клязьмы. На высоченной круче дух захватывает, где-то далеко внизу плещется река, причем в конце апреля вода доходила до виднеющихся вдали мещерских лесов. Во-вторых, важно было снять рельеф крепости без буйной растительности, чтобы можно было в полной мере оценить инженерный план старинной постройки. В общем, нам все удалось!
Кто и зачем поставил крепость Осовец на южных рубежах Владимиро-Суздальского княжества, почему древний город носит такое название, и правда ли, что русский богатырь и герой рязанских народных сказаний Евпатий Коловрат как-то связан с этими местами, рассказывает народный гид Алексей Валентинович в новом выпуске программы «Точка на карте».
В программе:
Кто и когда основал?
Крепость Осовец была поставлена в начале XIII столетия, вероятнее всего, Всеволодом Большое Гнездо. По мнению ряда историков, причина появления укрепленного города в этой местности – опасность со стороны Рязанского княжества. Рязанцы регулярно осуществляли набеги на окраины Владимиро-Суздальского княжества.
Однако живет легенда и о том, что якобы крепость была основана князем Владимиром Красное Солнышко, который хотел здесь основать город (будущий Владимир), но по каким-то причинам не основал.
Клязьма защищала древнюю крепость с южной стороны и была важным торговым путем
Атака рязанцев
Свою оборонительную функцию Осовец выполнил лишь однажды. В 1209 году рязанские князья Изяслав Владимирович и Михаил Всеволодович, рассчитывая на то, что все «сынове Всеволжи» выступили в Твери против жителей Новгорода, пришли во владимирские земли и «начаша воевати села около Москвы». Однако их план не удался, и владимирские князья (сыновья Всеволода) уже вернулись в родные земли. Узнав о бесчинствах рязанцев, Всеволод спешно отправил на них своего сына Георгия. Согласно сведениям, записанным в Летописце Переяславля Суздальского, князь Юрий разбил врага «у Осового» и погнал их за Оку. Таким образом, один раз в истории Осовец точно выполнил свое защитное предназначение.
Крутой берег Клязьмы с южной стороны и сегодня неприступен
Почему Осовец?
Название Осовец, скорее всего, связано с рельефом местности. Дело в том, что город стоит на высоком берегу Клязьмы, а неподалеку находится овраг. И этимологически топоним, вероятно, связан со словами «осов», «совок» — часть осунувшейся земли по берегу, по яру, по косогору, то есть рыхлый берег.
Известна еще одна русская крепость с названием Осовец, но находится она на речке Бобры у польского местечка Осовице в 50 км от города Белосток (сейчас это территория Польши). Этот Осовец прославился в истории Первой мировой войны при отражении немецкой газовой атаки в июле 1915 года 13-й ротой 226 Землянского полка. Контратака русских получила название «атака мертвецов».
Вдалеке видно Мещеру
Что здесь сейчас?
Крепость Осовец была уничтожена полчищами Батыя в 1238 году, просуществовав всего несколько десятилетий. Сейчас в этих местах есть село Осовец и деревня Погост. Валы древней крепости находятся поодаль, ближе к Клязьме, примерно в 300 метрах от обоих населенных пунктов. Стоит отметить, что это не единственный древний город в наших краях, от которого хоть что-то осталось. Прошлым летом мы исследовали древнюю крепость Мстиславль в Юрьев-Польском районе. И нам еще предстоит путешествие в старинный Ярополч-Залесский, что под Вязниками. Все эти города по структуре, рельефу и размеру очень похожи друг от друга.
Где-то здесь, возможно, и был въезд в крепость
Зачем ехать в Осовец?
Полезная информация:
Подготовила Дарья Ермолина
Съемки и монтаж Дмитрия Киреева
Фото и видео «Призыва»
*Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения народного экскурсовода
Те же фамилии, те же традиции, те же дела. Репортаж о белорусской деревне, хранящей тайны четырехсот лет
Когда-то по белорусским деревням вальяжно разъезжала дробная шляхта с воткнутыми в возы сена шпагами, по выходным гудели колоритные вечеринки, а на праздники устраивались настоящие карнавалы. Теперь тут можно встретить только изглодавшую по общению старушку да сосредоточенного, но уже веселого деда, одной рукой держащего руль велосипеда «Аист», а второй — укрытую в удобном кармане серого пиджака бутыль вина с пластмассовой пробкой. Сегодня здесь нет работы, нет детей, нет развлечений. С виду здесь вообще ничего нет. Но это только на первый взгляд. Сами того не зная, белорусские деревни веками хранят традиции, которых, однако, не станет с последним стариком. Вместе с историком Игорем Угликом, который больше десяти лет провел в экспедициях по Беларуси, отправляемся в ничем вроде бы не примечательное село, чтобы разгадать все его неочевидные загадки.
Доцент, кандидат исторических наук Игорь Углик объездил каждый уголок Беларуси и везде находил что-то новое: традиции, слова, обряды, архитектуру, людей. Говорит, встречал даже ведьм (во всяком случае, так считали они сами и все деревенские). Недавно на глаза историку попалось старое академическое издание с описанием деревень XVII века. В некоторых местечках историк бывал уже не раз, а потому подметил любопытную вещь: в двух селах Клецкого района фамилии жителей сохраняются уже как минимум четыреста лет.
Первым делом отправляемся в деревню Блевчицы. Не считая приехавшей автолавки и юбилея бабы Ларисы, из событий недели здесь только вчерашний дождь. Такой выпуск афиши не спасла бы даже Джессика Альба (на самом деле, спасла бы). Подобные деревни рассыпаны по всей стране и мало чем отличаются друг от друга: деревянные дома, пластиковые пальмы, плохие дороги и простые люди.
Историк открывает тетрадь с записями, зачитывает фамилии семей, которые жили здесь четыреста с лишним лет назад, и предлагает начать экскурсию со старого кладбища. Чуть поодаль от новых захоронений находим довольно старые с бетонными надгробиями. Прочесть надписи на большинстве памятников конца XIX века не удается, но несколько фамилий разглядеть все же возможно. Из совпадающих — Кобрин, Тупица, Варвашеня, Варченя и Лапотко (Лопатко).
Осовец любанский район история
Православный храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы в д. Осовец
Деревня Осовец Любанского района Минской области находится в 20км от г. Любани и в 3км от трассы Бобруйск – Красная Слобода. Впервые м. Осовец документально упоминается в 1566г. в завещании о разделе Слуцкого княжества между братьями Олельковичами. Имеются косвенные письменные свидетельства о православной церкви XVIIв. в м. Осовец, связанные с имущественными делами рода Олельковичей. В списках военных налогов, которые платил Сильвестр Горват за духовенство во время войны со шведами в 1707г. упоминается Осовецкий священник, что позволяет предполагать о существовании в этом местечке православной церкви. В одном из документов 1717г. также упоминается об Осовецкой православной церкви. В списке священников, который датируется 1746г. встречаются фамилии настоятелей Осовецкой церкви – Петра Бирюковича, Симеона Бирюковича и Иосифа Бирюковича.
В XVII–XVIII веках как и повсеместно, в Беларуси в Слуцком княжестве прослеживается процесс появления униатских священников, которые совершали свои богослужения в тех деревнях, где не было православных церквей, а также захватывали приписные церкви.
Слуцкие князья Олельковичи были ревностными защитниками православия на своих землях, куда и входила Любанщина. Это, в первую очередь, относится к Святой праведной Софии Олельке-Радзивилл Слуцкой княгине. Хотя сам Януш Радзивилл был католиком, а потом и протестантом, он свято исполнял своё обещание данное своей жене. В своём тестаменте он писал: «Церкви и монастыри религии старорусской во владениях моих по-прежнему должны сохраняться и потомки должны следить, чтоб не получилось в этом никакого изменения».
Но всё же униатство проникло в среду православия и на любанской земле. Православное духовенство Любанщины многократно посылало жалобы в Слуцкий Свято-Троицкий монастырь о произволе униатов. В 1727г. настоятель Осовецкой церкви Симеон Бирюкович с Петром Бирюковичем и другими священниками просил архимандрита Слуцкого Свято-Троицкого монастыря Феодора (Волковича) о содействии по возвращению приходских церквей в ряде деревень. В 1740-е года возникли споры между униатами и православными из-за приписных церквей Осовецкого прихода и продолжались вплоть до перехода униатов в православие.
В 1771г. была построена на средства прихожан новая Рождества-Богородичная 4-го класса деревянная церковь. «Штатное жалованья причту 256 рублей. Земли – 4 усадебной десятины, 2 – пахотной и 10 – песчаной уволок, сенокосной на 30 возов. Прихожан: мужского пола 783 и женского пола 894 души».
Настоятелем церкви с 1751г. по 13.05.1786г. был священник Андрей Бирюкович, которого отправили на послушание в Грозовский монастырь. В описях Минской духовной консистории от 10.02.1789 есть указания на имена осовецких священников Михаила, Петра, Кирилла Бирюковичей, которые прислали жалобу епископу на притеснение их помещиком. После перемещения священника Андрея Бирюковича (скончался в 1802г.) в монастырь в причте церкви упоминаются заштатный священник Лука Бирюкович (скончался в 1803г.), Михаил Бирюкович (скончался в 1803г.), а также Петр и Кирилл Бирюковичи. В этом же документе имеется запись от 08.07.1804 об устройстве и освящении церкви, которая позволяет предполагать о том, что с 1771г. до сего времени церковь была неосвящена или в непосредственной близости к д. Осовец была построена приписная церковь (имеются данные о выдаче соборной книги на устройство церкви 23.11.1798 и сборе пожертвований). К сожалению, вышеупомянутые дела не сохранились.
В 1838г. усилиями князя Витгенштейна Рождества-Богородичная церковь «была капитально починена».
В описании церквей за 1879г. указывается, что церковь д. Осовец «зданием деревянная, устроена продолговатым крестом с двумя глухими куполами, гонтовой крышей и одной дверью. Внутренняя площадь 20 квадратных саженей. Потолок наслан досками, стены выбелены, пол деревянной, к отоплению не приспособлена. Иконостас простой столярной работы, без позолоты, окрашен в зелёный цвет. В колокольне, устроенной отдельно от церкви, имеется три колокола и железное било около трёх пудов. В состав прихода входят селения: Зелёнки, Костеши, Синегов, Пасеки, Пекличи, Чабусы, Рухово, Пласток и Рубежи (самое отдалённое селение в 14 верстах).
Прихожан числится мужского пола 1107, а женского 1237 душ, все они крестьянского сословия и занимаются только хлебопашеством. Настоятелем состоит с 1850г. священник Василий Бирюкович».
В 1863г.была открыта церковно-приходская школа, в которой обучались 37 мальчиков. Учителями в разное время были священники Василий Бирюкович, Иоанн Миларадов, Ольга Гузовская, Екатерина Канар. Занятия проходили в доме священника.
В 1864г. было начато строительство здания для церковно-приходской школы.
В 1887г. в церковно-приходской школе обучались 40 мальчиков и 1 девочка. Согласно историко-статистическим данным в 1901г. Рождества-Богородичной церкви насчитывалось прихожан мужского пола 2008 и женского 1992 души. После смерти настоятеля церкви Василия Бирюковича, который скончался в 1902г., настоятелем в Осовецкую православную церковь был назначен священник Феодор Гахович, переведённый из Тальской Свято-Троицкой церкви. В то время в собственности церкви насчитывалось около 255 десятин земли. Причтовые постройки у священника прочные, у псаломщика – ветхие.
Священник Феодор Гахович был ревностным служителем, всеми уважаемым пастырем. В 1905г. он несёт послушание исполняющего обязанности благочинного 3-го благочиннического округа Бобруйского уезда, добросовестно выполняя настоятельские обязанности в Рождества-Богородичной церкви м. Осовец. За заслуги перед церковью к Пасхе 1910г. священник Феодор Гахович был награждён орденом Святой Анны 3-й степени. 02.12.1917 священник Феодор Гахович умер.
Настоятелем к Осовецкой церкви Бобруйского уезда был назначен священник Владимир Стуканов. Трудами священника Владимира и прихожан ветхая церковь в 1920-х годах была разобрана, а вблизи была выстроена новая деревянная.
Гальченя Иоаким Филиппович (1884г.р., д. Пласток Бобруйского уезда Минской губернии, ныне Любанский район Минской области). Белорус. Из крестьянской семьи. В 1920-е года церковный староста. Вероятно Рождества-Богородичной церкви д. Осовец (тогдашний почтовый адрес: ст. Любань). В первой половине 1930-х трудился в колхозе «Искра» Любанского района. С женой Ксенией Ивановной растил дочерей Антонину (1925г.р.), Ольгу (1935г.р.), сыновей Владимира (1928г.р.), Аркадия (1930г.р.), Евгения (1932г.р.). Арестован и 30.07.1935 осуждён особым указом при НКВД за «контрреволюционную деятельность» к лишению свободы (срок не известен). Этапирован (с семьёй) в Северный край (спецпоселение Заря, Рожево и др. Холмогорского района). Снова арестован 16.08.1937. Приговорён 07.10.1937 за «антисоветскую агитацию среди заключённых» и как «участник контрреволюционной группы церковников» к 10 годам ИТК. Дальнейшая судьба неизвестна. По первому делу (№5932) реабилитирован прокуратурой Беларуси 05.10.1992, по второму (№38621) УВД Архангельской области 27.03.1958. Жена Иоакима Гальчени погибла в заключении 03.07.1942. Дочь Ольга умерла в ссылке. Сын Евгений 18.02.1939 помещён в детский дом.
С 1922г. по 1929г. настоятелем церкви в д. Осовец являлся священник Константин Николаевич. Он вступил в число «отреченцев» и пошёл неблаговидным путём. После отречения его восстановили в гражданских правах. Накануне войны он работал солистом Белорусского театра оперы и балета. Во время служения священника Константина 24.03.1929 представители райисполкома Смоляр и Кутуц, а также председатель сельского Совета Терешко изъяли книги, ведомости и другие архивные документы, о чём был составлен акт. Из акта следует, что Рождества-Богородичная церковь была в хорошем состоянии, иконостас 4-ярусный. В достатке были церковная утварь и богослужебные книги. На колокольне были один 20-пудовый и один 7-пудовый колокола.
Церковь Рождества-Богородичная действовала до 1936–1937 годов. После ареста сотрудниками НКВД настоятеля церковь разобрали комсомольские активисты. Брёвна, из которых была построена церковь, были использованы на постройку больницы г. Любани. Нашёлся человек (фамилия Петрушеня), который согласился снять храмовый крест. В годы войны здание сгорело, а Петрушене оторвало снарядом руку, и он умер. И вновь подтверждаются мудрые слова «Бог поругаем не бывает». Возобновление церкви в д. Осовец совершилось спустя 70 лет.
В конце XXв. духовная жизнь в д. Осовец начала возрождаться. По благословению Митрополита Минского и Слуцкого Филарета, Патриаршего Экзарха всея Беларуси 23.09.1999 было проведено собрание верующих в д. Осовец и близлежащих деревень под председательством настоятеля Спасо-Преображенской церкви г. Любани священника Николая Тютюнникова.
21.10.1999 священником Николаем Тютюнниковым было освящено место под строительство церкви в д. Осовец, о чём свидетельствует установленный на том месте крест.
23.12.1999 Митрополитом Минским и Слуцким Филаретом был зарегистрирован Устав прихода Свято-Рождества-Богородичной церкви д. Осовец.
13.07.2000 Минский областной исполнительный комитет выдал свидетельство о регистрации №542 религиозной православной общины. В 2001г. было решено дать здание старой аптеки для использования под временную церковь.
В 2002г. пастырское окормление прихода поручено иерею Владимиру Машлякевичу, который возглавил строительство нового храма. Родной брат Виктор отца Владимира тоже священнослужитель и его усилиями построена церковь в Узденском районе. Вместе с матушкой Светланой отец Владимир растит сына Илию и дочь Христину. Отец Владимир и матушка Светлана родом из одной деревни – д. Рубель Столинского района Брестской области. Родной брат Виктор отца Владимира тоже священнослужитель и его усилиями также построена церковь.
В 2003г. с благословения Митрополита Минского и Слуцкого Филарета начато строительство нового деревянного храма в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Церковь построена недалеко от того исторического места.
В 2005г. на престольный праздник Рождества Пресвятой Богородицы отслужена первая Божественная Литургия.
Храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы д. Осовец является центром духовного окормления православных христиан 15 близлежащих деревень (Заельное, Зелёнки, Костеши, Криваль, Наугольное, Озломль, Осовец, Пекличи, Переспа, Пласток, Плюсна, Тройчаны, Трубятино, Чабусы, Яминск).
21.09.2008 на престольный праздник Рождества Пресвятой Богородицы в храме состоялось соборное богослужение с крестным ходом и молебном. Духовенство представляли настоятель храма Рождества Пресвятой Богородицы д. Осовец Владимир Машлякевич и его родной брат Виктор, отец Анатолий – родной брат иерея Игоря Ковальского, настоятеля храма Святой Троицы д. Таль. Празднование возглавил благочинный Любанского церковного округа иерей Виктор Мельников.
«Государственная гимназия №1 г.Любани»
Ковшер Екатерина Николаевна,
учитель географии высшей категории
Педагог-краевед из Любанского района Анатолий Величко знает практически все о каждом уголке своей малой родины
Узелки на памяти прошлого
Выбирать родину, как и родителей, никому не дано. Можно писать это слово с большой буквы, можно с малой, но она у каждого человека, как и сердце, одного размера. И святости одной. Эту истину, словно озарение, Анатолий Величко постиг еще в детстве. Возможно, озарение возникло, когда он впервые читал поэму Янки Купалы «Над ракою Арэсай». «. Сосны, мае Сосны! //Спрадвеку раслi вы, //Бачылi нямала// Ў век свой нешчаслiвы. //Паншчыну, лад царскi // Бачылi вы, Сосны, //Многа зiмаў, летаў, //Восеняў i вёснаў». «Так это же о наших Соснах рассказывает поэт!» — радостно встрепенулось сердце Анатолия. А может, когда слушал он рассказы бывших коммунаров, воспетых в поэме великим Песняром. Или когда у отца-комбайнера был помощником. Родители, хлеб — это самое кровное чувство родины.
Наступление на болота
. В конце XIX века на песчаном острове Сосны, что в 25 километрах от Любани, возник хутор. Состоял он из двух дворов, в которых обитали 13 душ. Остров, он и есть остров. Однако его не омывали со всех сторон речные или морские воды. Гиблая топь Марьинских болот стягивалась вокруг острова петлей-удавкой. Гнилое испарение, надсадно звенящие тучи мошкары и комарья, тяжелая пелена сизых туманов висели над клочком земли, как проклятие. Только для полешуков, упрямых искателей полей, это были мелочи жизни. Главное, что под ногами твердь. И пусть тощее, но все-таки свое поле. А что когда-нибудь человек посягнет на власть болота и заставит его покориться себе — кому такое тогда могло прийти в голову?
Но это произошло. В 1873 году в России была создана Западная экспедиция для осушения болот Полесья. Возглавлял ее геодезист, военный инженер генерал-лейтенант Иосиф Жилинский (кстати, корни Иосифа Ипполитовича белорусские: он родился в Глусском районе Могилевской области).
Западная экспедиция не обошла стороной Марьинские болота. Но ее вмешательство в гигантский массив было как капля в море. А вот работа первопроходцев-мелиораторов, возглавляемых инженером Владимиром Гневко, — это уже значительные шаги наступления на топь. Грабари-мелиораторы углубили речище Орессы, проложили магистральные каналы. Но «настоящее приключение», по словам Янки Купалы, случилось на реке в 1929 году. В край проклятых богом болот высадился десант демобилизованных красноармейцев и младших командиров 7-й Самарской, 2-й Белорусской и 6-й Чангарской кавалерийских дивизий Белорусского военного округа. Вот когда началось настоящее наступление на болота «с севера и с востока»!
Перед бывшими воинами по тем временам стояли немыслимые задачи: осушить болота, создать хозяйство и обеспечить кормами кавалерийские части. К четырем сотням добровольцев присоединились 130 местных комсомольцев. Сила немалая, но с одними лишь голыми руками к болоту не подступиться.
Гусеничный трактор «Клетрак», десяток лошадей, пилы, топоры, лопаты да самодельные грабарки — вот и все, чем располагали добровольцы-мелиораторы. А еще была огромная вера, что они сумеют, заставят природу служить людям. Моральный фактор — дело не последнее.
Они создадут коммуну. Председателем изберут Эммануила Модина. Первым делом мелиораторы построят жилье и дорогу, которая свяжет центр коммуны (впоследствии они проложат 24 км узкоколейки) с Соснами. К тому времени там уже был создан первый в республике совхоз «Десятилетие БССР». В 1933 году у коммунаров и в совхозе побывал Янка Купала. И то, что он увидел и чем впечатлился, переплавилось в поэтические строки поэмы «Над ракою Арэсай».
Дорога к людским сердцам
С Соснами у Анатолия Иосифовича Величко тесно связана практически вся жизнь. Получив аттестат зрелости в местной школе, Анатолий не бросился по белому свету в поисках счастья. Он пошел разнорабочим (а с ним еще 15 парней) в свой совхоз. У каждого — права механизатора. Совхоз организовывал вечерние курсы водителей — можно получить еще одни. А в комсомольской организации совхоза между тем на учете состояло почти 200 членов ВЛКСМ. Да, и такие были времена.
В положенное время призвали Анатолия на службу в Советскую Армию. Свой долг он исполнял в городе Крупки в батальоне химзащиты. За образцовую службу был награжден медалью «За воинскую доблесть».
В родные Сосны Анатолий Величко из армии вернулся зрелым человеком. И шоферскую профессию постиг он досконально. Во всяком случае, грузовой автомобиль в совхозе ему доверили без колебаний. А в свободное время Анатолий садился за учебники: готовился к поступлению на филфак педагогического института. Но в Любанском райкоме партии на бывшего армейца были свои виды. Ему предложили поступить в двухгодичную Могилевскую совпартшколу. Там готовили руководителей среднего звена: секретарей парторганизаций, председателей сельсоветов. Учеба, надо сказать, была поставлена основательно. Общественные науки преподавались по программе вуза. И контроль за успеваемостью слушателей школы был строжайший. Получил тройку — вызовут в партком и пропесочат как следует.
Окончив совпартшколу, Анатолий Величко был рекомендован райкомом для избрания секретарем парторганизации совхоза «Городятичи» Любанского района (1973 г.). Ослушаться райком партии никто не мог. Покорно избирали. А потом нередко сожалели: не тот оказался товарищ. Чужак и людям, и делу. Двадцатичетырехлетний парторг Анатолий Величко умел отыскивать дорогу к людским сердцам. Осведомленность в крестьянских делах, искреннее внимание к каждому, умение чувствовать чужую боль как свою делали партийного секретаря своим, близким и понятным. Его слушали, ему верили.
Почти 20 лет на общественных началах Анатолий Величко собирал материалы и руководил музеем истории мелиорации, который находится в деревне Коммуна.
Вскоре Анатолия Иосифовича переведут заместителем председателя колхоза «Рассвет» Любанского района (здесь же он возглавит и парторганизацию). Специальных знаний явно недоставало, и Анатолий поступит на заочное обучение в Белорусскую сельхозакадемию. А в 1981 году станет председателем колхоза имени БВО, созданного в 1932 году легендарной коммуной из бывших красноармейцев.
В годы войны немцы до последнего разграбили и уничтожили богатейшее хозяйство. А его центр, коммуну, превратили в пепелище. Неимоверным трудом селяне оживили обескровленное хозяйство. Но былую славу орденоносный колхоз имени БВО вернуть не смог.
За 5 лет председательства Анатолия Величко колхоз станет прибыльным. И техникой обросли, и жилье строилось для колхозных специалистов (выделялись квартиры и учителям), и культура была на высоте. Но все чаще Анатолий Иосифович ловил себя на мысли, что не своим делом он занимается. И даже то, что можно считать удачей, не приносит ему желанной радости. На общем собрании Анатолий Величко попросит колхозников освободить его от занимаемой должности.
Бывший председатель колхоза обратится в районный отдел образования с просьбой направить в любую школу учителем истории. Анатолия Иосифовича назначат преподавателем начальной военной подготовки и учителем истории Нежинской средней школы. Здесь он всерьез займется и краеведческой работой. Вместе с учениками создаст музей деревни Нежин и колхоза «12 лет Октября».
А когда из Нежина Анатолия Величко переведут директором Коммунаровской базовой школы (1997 г.), то в первую очередь он добьется, чтобы школа из базовой стала средней. Огромных трудов стоило Анатолию Иосифовичу отстоять финансирование строительства, завершить долгострой детсада рядом со школой и реконструкцию его под учебный корпус.
Коммунаровская школа носит имя Янки Купалы. В этнографической комнате собраны материалы о жизни и творчестве народного Песняра. А на территории школы, как на большой поляне, расположены колоритные полевые валуны. Это своеобразная дорожная карта жизненного пути Янки Купалы. Переходя от камня к камню и читая надписи на них, как будто идешь вслед за поэтом по городам и весям, куда приводила его судьба.
Чтобы река времени не смыла своим течением славные имена и значительные дела людей, надо завязывать узелки на памяти прошлого. Этим благородным делом Анатолий Величко и занимается большую часть своей жизни. И совсем не важно, как выглядят эти узелки: полевой ли валун с надписью, мемориальная доска или памятный знак. Главное — остановить мгновение, извлечь из прошлого имя, событие и придать им осязаемость.
Мемориальные доски в деревне Дворец свидетельствуют, что в годы войны тут издавалась подпольная газета «Звязда». И штаб партизанской бригады № 121 имени А.Брагина располагался здесь же. В деревне Коммуна установили памятный знак в честь 100-летия Эммануила Модина, первого председателя колхоза «Коммуна», Героя Социалистического Труда. А другой знак — напоминание о коммунаровской узкоколейке. А легендарный партизанский остров Зыслав. Сколько подвижнического труда по увековечению народной славы вложено здесь Анатолием Величко! Как и по всей Любанщине, где краеведу известно все о каждом уголке земли.
Анатолию Иосифовичу перевалило за 70 лет. Пора бы и сменить напряженные будни на тихую, спокойную жизнь. Где отдых, прогулки, чтение сочетались бы с творчеством. Давно просят доработки уже написанные стихи. И надо дать дыхание строкам, что еще не родились. Я ничуть не удивился, услышав от Анатолия Иосифовича, что самое лучшее для здоровья — жить в привычном напряжении сил. И заниматься любимым делом.
Одухотворенный трудолюбием, он по-прежнему учительствует. Преподает историю в средней школе в агрогородке Малые Городятичи. И музей «Моя малая родина» создал вместе с учащимися.
— Вот спросят ваши ученики: «Как жить?» Что вы им скажете? — спрашиваю у Анатолия Иосифовича.
— Отвечу словами замечательного поэта Анатолия Гречаникова: «Не трэба жыць, як набяжыць. Так жыць на свеце трэба, каб да апошнiх дзён любiць людзей, зямлю i неба».