оспорить кредитную историю в окб
Лучший способ исправить ошибку в кредитной истории
Ошибка в кредитной истории может нарушить жизненные планы: в тот момент, когда деньги очень нужны, вы будете сталкиваться с массовыми отказами банков в предоставлении кредита без объяснения причин. К сожалению, такие ошибки не редкость.
Как обезопасить себя от таких ситуаций и что делать, если вы обнаружили в своей кредитной истории недостоверные сведения?
Прежде всего разберемся, как такие ошибки появляются. Кредитная история похожа на визитку, только в ней помимо персональных данных содержится большой объем различной информации о том, какие человек брал кредиты и займы, какие совершал платежи, допускал ли просрочки, становился ли банкротом и так далее. Этот документ хранится в бюро кредитных историй. Только представьте этот масштаб: сейчас в «Объединенном Кредитном Бюро» хранятся кредитные отчеты более 90 млн человек, которые взяли суммарно более 510 млн кредитов и займов! Для сравнения: Российская государственная библиотека («Ленинка») – самая крупная публичная библиотека в континентальной Европе хранит всего около 50 млн книг.
Бюро кредитных историй очень похоже на библиотеку. Оно лишь хранит кредитные истории, но не пишет их. Авторами кредитных историй являются кредиторы. Если заемщик обращается в банк, микрофинансовую организацию, кредитный кооператив или к другим кредиторам, то тот по закону обязан передать сведения об это в бюро кредитных историй. Аналогичным образом они передают информацию о том, что кредит был выдан, параметры этого кредита, информацию о платежах, просрочках и так далее.
Теперь представьте, что в библиотеке хранится биография живущего человека. Автор допустил ошибку, а человек, про которого написана книга, заметил ее и требует исправить ошибочную информацию. Очевидно, он будет обращаться к автору, а не к персоналу библиотеки, поскольку библиотекари не могут по своему усмотрению взять и внести поправки в книгу. Также и бюро кредитных историй по закону не может внести по своему желанию или по просьбе человека, чью кредитную историю оно хранит, исправления. Сделать это может только кредитор.
Какие ошибки можно встретить в кредитном отчете? Наиболее распространенная ошибка – это отсутствие информации о том, что человек полностью погасил кредит или микрозаем. После погашения долга кредитор обязан передать эти сведения в бюро в течение пяти рабочих дней – таков закон.
Но из-за человеческого фактора или из-за сбоя в программном обеспечении эти данные в некоторых случаях кредитор не пересылает. Если заемщик не проверит свою кредитную историю, а затем обратится за новым кредитом в другой банк, то тот может ему отказать: он запросит кредитный отчет, увидит ложную информацию о том, что за человеком числится другой якобы действующий кредит и посчитает, что у него высокая долговая нагрузка.
Есть и другая похожая ошибка, когда банк перестает актуализировать сведения о действующем кредите – в кредитной истории в какой-то момент перестают появляться сведения о ежемесячных погашениях долга. Третья распространенная ошибка – задвоение информации. Другим кредиторам будет казаться, что у человека не один, а два действующих кредита, поэтому они вряд ли одобрят ему третий.
Исправить ошибку можно по-разному. Во-первых, можно обратиться в службу поддержки бюро кредитных историй. Заявление об исправлении ошибки достаточно написать в свободной форме, но крайне важно указать, какую именно запись вы считаете недостоверной. Например, сообщить, что взятый в банке N кредит числится действующим, а на самом деле был закрыт месяц назад. Получив такое обращение, бюро возьмет его в работу. Оно направит запрос кредитору, допустившему ошибку, а тот будет обязан предоставить ответ в течение 14 рабочих дней, в котором либо признает свою вину, либо подтвердит корректность переданных ранее сведений.
Если он признает ошибку, то внесет исправления в кредитную историю. Бюро же сообщит заемщику о результате. Это длинный путь, поскольку в этой цепочке есть посредник.
Существует и второй минус этого подхода: кредитная история заемщика может храниться в нескольких бюро, а кредитор мог передать ошибочные сведения в каждое из них. Поэтому писать заявления придется во все эти бюро.
Есть и другой способ. С 1 января 2022 года заемщики, которые хотят оспорить информацию, содержащуюся в кредитном отчете, могут обратиться напрямую к кредитору. ЦБ РФ выпустил даже рекомендацию для банков, в которой призвал их обеспечить прием таких заявлений в электронной форме.
На самом деле со следующего года будет лишь узаконена сложившаяся успешная практика. Заемщики и раньше самостоятельно обращались к кредиторам с просьбой исправить ошибки в кредитной истории. Обычно они писали в службу поддержки банка и в свободной форме сообщали о проблеме. Банки охотно реагировали на их требования и исправляли ошибки. Им было важно решить эту проблему самостоятельно, чтобы пострадавший заемщик не обращался к регулятору, а тот не начал проверку.
У этого подхода есть плюсы: во-первых, банк сам разошлет исправленную информацию во все бюро, во-вторых этот путь быстрее. Поэтому мы рекомендуем поступать именно так.
Правда, в редких ситуациях кредиторы могут игнорировать запросы заемщика, либо не могут ответить на них вовсе. Это касается специфических случаев, когда банк потерял лицензию или микрофинансовая организация была исключена из государственного реестра и прекратила свое существование. В этих ситуациях необходимо обращаться в бюро кредитных историй.
Любой человек, который дорожит своей финансовой репутацией, должен проверять свою кредитную историю минимум два раза в год. Если вы давно или ни разу этого не делали, то не оттягивайте это дело на потом, когда срочно понадобятся деньги. Лучше скачайте свой кредитный отчет сейчас.
Хочу исправить ошибку в кредитной истории и ничего за это не платить
Недавно я запросил в «Эквифаксе» свою кредитную историю и обнаружил, что уже пять лет за мной числится просрочка. Я обратился с претензией в банк и получил ответ: «Извините, бывает». Еще мне выдали справку, что сейчас у меня нет неисполненных кредитных обязательств перед банком. Но в кредитной истории информация о просрочке осталась.
Оспаривание кредитной истории — платная услуга. Почему за ошибку банка должен платить я?
Руслан, не совсем понятно, о какой плате идет речь. Давайте разбираться.
Обратиться в банк, который допустил ошибку
Информацию в бюро кредитных историй предоставляют банки, коллекторские агентства, поставщики жилищно-коммунальных услуг и некоторые ломбарды по своему усмотрению. Вы правильно сделали, обратившись напрямую в банк, который отправил в БКИ неверную информацию. По правилам после вашего обращения банк должен был сам направить в бюро запрос об исправлении информации. Вы пишете, что в кредитной истории информация о просрочке осталась — действительно, какое-то время ошибка может сохраняться, потому что пока что такие изменения в кредитную историю вносят не моментально. Подождите какое-то время.
Позвоните по номеру горячей линии. Есть шанс, что разговора с оператором колцентра будет достаточно: специалист зафиксирует информацию и уже точно направит в БКИ заявление об исправлении данных. Возможно, вас попросят прийти в банк и самостоятельно написать заявление.
Если вы уверены, что банк не писал в БКИ и не собирается, то вы можете обратиться напрямую в бюро кредитных историй. Вам пригодится справка об отсутствии долга, которая у вас уже есть.
Обратиться в БКИ
На сайте каждого бюро опубликованы образцы документов, в том числе заявления на исправление информации в кредитной истории. Что указывать в заявлении — мы разбирали в отдельной статье.
Заполненное заявление нужно принести в бюро или выслать по почте. Расходы на отправку заявления вам придется оплатить самостоятельно.
Бюро направит запрос в организацию, и, если данные подтвердят, информация в кредитной истории будет исправлена. Если по каким-то причинам организация не согласна с вашими доводами и не хочет вносить изменения в кредитную историю, спор будет решаться в суде.
Если у вас есть вопрос о личных финансах, правах и законах, здоровье или образовании, пишите. На самые интересные вопросы ответят эксперты журнала.
Как я исправил ошибку в кредитной истории
И откуда она взялась
До весны 2020 года у меня была идеальная кредитная история.
У меня свой бизнес: я покупаю в ипотеку апартаменты, разбиваю их на студии, ремонтирую и продаю каждую по более высокой цене. Ипотеку быстро закрываю, а разницу оставляю себе. К февралю 2020 года я вовремя погасил 12 кредитов, а 8 еще выплачивал, но без просрочек.
В феврале я взял очередную ипотеку на 7,65 млн рублей. А в апреле из-за пандемии мой банк разрешил оформить отсрочку и 3 месяца не платить по ипотеке. Мой доход как раз упал, и я решил устроить себе передышку.
Я отправил в банк заявление, что хочу воспользоваться каникулами. И через два дня мне сообщили, что следующий платеж ждут только в августе. А еще через пару дней позвонили и потребовали оплату прямо сейчас. В банке произошла ошибка: я стал числиться как должник.
Позже я узнал, что эта ошибка отразилась и в моей кредитной истории. Чтобы ее исправить и снова брать кредиты для бизнеса, мне пришлось повоевать с банком и бюро кредитных историй. Расскажу, какие еще были последствия у той ошибки и что я в итоге делал.
Как в банке объяснили ошибку
Насчет оплаты мне звонил сотрудник отдела взыскания — этот отдел работает с должниками. Я сказал, что у меня ипотечные каникулы, и на этом разговор завершился. После я перезвонил в банк и попал в отдел клиентского обслуживания. Там подтвердили, что никаких просроченных платежей не видят.
Но в следующие две недели сотрудники отдела взыскания продолжали мне звонить. В клиентском отделе объяснили это так: заявок на ипотечные каникулы слишком много, а коммуникация между отделами плохо отлажена. Информация, что я на каникулах, видна сотрудникам клиентского отдела, а в отдел по взысканию почему-то не поступила.
Потом звонки из банка прекратились, и я на три месяца успокоился.
Как оспорить кредитную историю
Подать заявление об оспаривании данных кредитной истории с 1 января 2022 года можно будет в электронной форме — такие рекомендации финансовым организациям 5 октября направил Банк России. Разберемся, как исправить ошибку в кредитной истории и когда это необходимо.
Главные ошибки
Если банк отказал в предоставлении кредита, возможно, что-то не так с кредитной историей заёмщика.
В неё записываются все операции с кредитами: какой банк выдавал, сколько есть долгов и вовремя ли платит человек.
Истории хранятся в специальных организациях — бюро кредитных историй (БКИ), которых в России несколько. Если банк хочет проверить надёжность клиента, он отправляет туда запрос.
Посмотреть список организаций, которые хранят историю займов, можно на портале Госуслуг — и там же узнать, где хранится кредитная история конкретного человека.
Бесплатно запрашивать данные в БКИ можно два раза в год. Если вы собираетесь взять важный займ и хотите оценить свои шансы, полезно заглянуть в кредитную историю. Сделать это следует и после погашения очередного кредита — примерно через два месяца.
Чтобы проверить точность сведений, лучше иметь истории за предыдущие периоды и сравнить их данные.
Чаще всего в кредитной истории встречаются две ошибки — незакрытые кредиты и просрочки.
Примерно 40 процентов жалоб связаны с ситуациями, когда человек полностью погасил кредит, но банк своевременно не передал в бюро эту информацию.
Около 20 процентов касаются получения кредиторами отчётов без письменного согласия клиента.
Ещё 10 процентов обращений приходятся на кредитное мошенничество.
Необоснованные претензии
Исправить кредитную историю может только тот, кто её ошибочно сформировал, то есть банк или другая финорганизация. Написать можно и в БКИ, но оно переадресует обращение кредитору.
Уже сейчас многие заёмщики обращаются к кредиторам напрямую, чтобы сократить время оспаривания.
Для этого они пишут письмо в службу поддержки банка в свободной форме, а кредиторы на эти обращения добровольно отвечают, признавая свои ошибки либо объясняя клиенту, почему данные верны.
Составлять претензию следует без эмоций, чётко сформулировав суть обращения и сопроводив его доказательствами, то есть копиями квитанций с датами, адресами и другими фактами.
По данным ОКБ, кредиторы удовлетворяют 44 процента претензий, а остальные считают необоснованными.
Если банки учтут новую рекомендацию ЦБ и создадут специальную форму для приёма в электронном виде заявлений об оспаривании кредитной истории, то заёмщики смогут решить свою проблему проще и быстрее.
На исправление ошибки в кредитной истории может уйти месяц и больше, а отказ в очередном займе — лишь одна из проблем, которой может обернуться вкравшаяся в документ неточность.
Среди других возможных трудностей — запрет выезда за границу, проблемы при трудоустройстве и даже привлечение к ответственности в судебном порядке, что может привести к утрате залогового имущества.
Хватит гуглить ответы на профессиональные вопросы! Доверьте их экспертам «Клерка». Завалите лучших экспертов своими вопросами, они это любят!
Ответ за 24 часа (обычно раньше).
Вся информация про безлимитные консультации здесь.
Как узнать кредитную историю
Все способы найти свою КИ
Продолжаем рассказывать о кредитной истории. В первой статье вы узнали, зачем она нужна. Теперь пора выяснить, как ее получить.
Кредитная история хранится в бюро кредитных историй. Она может быть в одном БКИ, в нескольких или во всех сразу.
На 24 июня 2021 года в России работают восемь БКИ. Самые крупные — это НБКИ, «Эквифакс», ОКБ и кредитное бюро «Русский Стандарт».
Из-за того, что каждая организация самостоятельно принимает решение, с каким или какими бюро сотрудничать, в разных бюро может быть разная информация о вас.
В каких именно бюро хранится ваша кредитная история, знает Центробанк: для этого он ведет базу данных «Центральный каталог кредитных историй». Чтобы узнать, где лежит кредитная история, нужно сделать запрос в ЦККИ.
ЦККИ ответит списком организаций, в которые вам обращаться за историей. Когда выяснили, в каких бюро лежит ваша кредитная история, можете получить ее оттуда.
Не путайте ЦККИ с бюро кредитных историй: в ЦККИ можно узнать, только в каких бюро хранится кредитная история. Саму кредитную историю нужно запрашивать отдельно в каждом БКИ, в котором она хранится.
В статье расскажем, как сделать запрос в ЦККИ и получить все ваши кредитные истории.
Как получить кредитную историю: ключевые шаги
Как сделать запрос в Центральный каталог
Через портал госуслуг. Это самый простой способ отправить запрос в ЦККИ. При этом важно, чтобы у вас на портале была подтвержденная учетная запись.
Подтвердить свою учетную запись можно при обращении в МФЦ или через некоторые банки: Тинькофф, Почта-банк, Сбербанк.
Чтобы получить список БКИ, войдите в свою учетную запись на госуслугах и вбейте в поиске «ЦККИ».
Нажмите «Сведения о бюро кредитных историй». После этого перед вами откроется окно, в котором будет описан порядок предоставления информации
Через сайт ЦБ. Этот способ самый долгий. С появлением возможности подать запрос в ЦККИ через госуслуги пользоваться им почти бессмысленно. Но мы его опишем, чтобы вы просто знали, что есть и другие варианты выяснить, в каких бюро хранится ваша кредитная история.
Чтобы получить список БКИ через сайт Центробанка, нужно знать свой код субъекта кредитной истории. Это специальный код, который присваивается человеку, когда у него появляется кредитная история. Этот код нужен только для того, чтобы делать запрос в ЦККИ через сайт ЦБ.
Сформировать код можно при обращении в любой банк, МФО или БКИ. Еще его иногда указывают в кредитном договоре. Если вы уже брали кредиты, проверьте свой договор с банком.
Ответ из ЦККИ должен поступить вам в течение одного рабочего дня. В нем будет перечислен список БКИ, в которых хранится ваша кредитная история.
Через бюро кредитных историй. Для этого необходимо обратиться в любое бюро и попросить его направить запрос в ЦККИ. Что от вас потребуется, будет зависеть от конкретного бюро: попросят подъехать в офис или авторизоваться на сайте через учетную запись на госуслугах.
Через банк или микрофинансовую организацию. Обратитесь в кредитную организацию вместе со своим паспортом и попросите направить запрос в ЦККИ.
По моему опыту, быстрее всего информацию можно получить именно через госуслуги.
Как победить выгорание
Как узнать свою кредитную историю
После того как вы узнали, где хранится кредитная история, получить сам кредитный отчет можно двумя способами: обратившись напрямую в нужные БКИ или через посредников.
Два раза в год можно бесплатно запросить свою кредитную историю в каждом бюро.
У разных БКИ разные способы предоставления кредитного отчета. Возможны следующие варианты:
Разберемся, как получить кредитную историю через сайт бюро, на примере БКИ «Эквифакс».
Шаг 1. Зарегистрироваться на сайте бюро. Поскольку бюро не вправе показывать вашу кредитную историю всем подряд, вас попросят подтвердить личность. Это можно сделать с помощью учетной записи на госуслугах или при личном посещении офиса.
Шаг 2. Получить кредитный отчет. Чтобы получить кредитную историю, в личном кабинете в блоке «Получить услугу» нажмите «Получить кредитный отчет». Его предоставят в течение 5—10 минут.
Также кредитную историю можно запросить через посредников. Это, скорее всего, будет платная услуга.
Более того, в интернете можно наткнуться на мошенников, которые предоставят недостоверную информацию или навяжут дополнительные услуги.
Как часто можно запрашивать кредитную историю
Бесплатно кредитную историю предоставляют два раза в год в каждом кредитном бюро. Все дополнительные запросы будут платными: порядка 400—600 Р — зависит от конкретного бюро.
Вот список всех действующих БКИ на июнь 2021 года:
Что делать, если не нашли кредитную историю
Ваша кредитная история может храниться в разных БКИ. Это зависит от того, с какими бюро сотрудничала организация, которая передает информацию в БКИ.
При этом бывает, что человек не может узнать, в каких бюро хранится его кредитная история. Так случается, если, например, он никогда не брал кредиты, допустил ошибку при формировании запроса в ЦККИ или кредиты брались на другой документ, удостоверяющий личность.
Для начала проверьте, какие паспортные данные были в вашем запросе в ЦККИ. Возможно, там подтянулась некорректная информация. В таком случае достаточно будет отправить новый запрос с корректной информацией.
Если же вы никогда не подавали заявки на кредиты, кредитная история у вас появится, когда подадите первую заявку.
Как оспорить кредитную историю
Оспорить кредитную историю можно только в том случае, если там действительно есть ошибки. Например, в кредитной истории указаны лишние кредиты или показана информация, что кредит не выплачен, хотя вы его давно закрыли. Если действительно была просрочка по кредиту, удалить эту информацию из кредитной истории не получится.
Оспаривать можно часть кредитной истории — например, информацию по конкретному кредиту, и всю целиком — например, если в вашем кредитном отчете показана информация о другом человеке. Это бесплатно.
Если кто-то предлагает исправить вашу кредитную историю за деньги, скорее всего, это мошенники.
Есть два способа исправить ошибки в кредитной истории: обратиться напрямую в организацию, которая передала некорректную информацию, или написать заявление в БКИ.
Обратиться напрямую в компанию. Информацию в бюро кредитных историй предоставляют банки, коллекторские агентства, поставщики жилищно-коммунальных услуг и некоторые ломбарды.
Можно обратиться напрямую в компанию, которая предоставила некорректные данные. Уточните, в каком виде они принимают такие заявления: одним организациям будет достаточно телефонного разговора, другие могут попросить отправить письменное заявление. Во втором случае понадобится указать, в каком именно бюро выявлена ошибка и в чем она заключается.
Лучше сразу написать, чтобы банк подал корректную информацию во все БКИ, в которые он ранее передавал информацию о вас.
Обратиться в БКИ. На сайте каждого БКИ вы найдете порядок действий для оспаривания кредитной истории. Например, в НБКИ просят заполнить заявление и отправить его в офис бюро. Чтобы сообщить об ошибках в «Эквифакс», заявление предлагают отправить на электронную почту бюро.
Приложите справку о погашении задолженности или другую подтверждающую информацию.
С момента получения заявления БКИ обязано разобраться в ситуации в течение 30 дней и предоставить вам ответ. Если информация об ошибке подтвердится, кредитную историю исправят в течение 10 дней.
Лучше одновременно обратиться и в банк, и в бюро. Если банк будет долго исправлять ошибку, БКИ в любом случае разберется в течение месяца и исправит информацию.
Итак, мы рассказали, как узнать кредитную историю. В следующей статье вы более подробно узнаете о поиске ошибок и забытых просрочек в кредитных историях.
- оспорить кредитную историю в нбки форма заявления
- оспорить кредитную историю через суд