останково тукаевский район история
Останково. Церковь Спаса Нерукотворного Образа.
Спасская церковь
Карта и ближайшие объекты
Статьи
Однопрестольный каменный храм построен в 1798 г. помещиком Иваном Останковым. В 1841–1845 гг. на средства помещика Николая Ивановича Останкова храм расширен, выстроены колокольня и приделы во имя Михаила Архангела и в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Средних размеров храм после перестройки приобрел формы и декор, характерные для проектов К. Тона. Однако необычно высокая четырехъярусная колокольня придает своеобразие архитектурному облику храма. Рядом с церковью сохранились развалины усадьбы его строителей — помещиков Останковых.
Из книги Липаков Е. В., Афонина Е. В., Долгов Е. Б., Середа Г. И., Якимов И. В. «Республика Татарстан: Православные памятники (середина XVI — начало XX веков)» — Казань: Издательство «Фест», 1998.
Богослужения в церкви прекратились в начале 30-х гг. прошлого столетия. Вся храмовая утварь, в том числе и иконы, была расхищена. Церковь превратили в склад: внизу хранили горох, фураж, семена, наверх поднимали овощи, которые выдавали колхозникам за трудодни. В 1990 году колхоз прекратил свое существование, а здание церкви было заброшено. Весной 2013 года православный Приход села возобновил свою работу и начаты работы по восстановлению храма. 20 июля 2013 года станет для жителей села важной датой — днём нового рождения их прекрасной церкви. Ведь именно в этот день клирики Троицкой церкви села Новотроицкое священник Александр Щенников и иеродиакон Лазарь отслужили первый за 83 года забвения молебен.
В нескольких метрах от храма развалины усадьбы помещиков Останковых. До сих пор в одичавших зарослях можно различить следы парковой геометрии. Многие помнят и погибшие кедры на краю села, вспоминают легенды о барских лебединых озёрах. Отец Александр надеется в будущем обустроить старинное здание для нужд прихода, открыть здесь воскресную школу. В соседнем Сармановском районе был найден колокол со Спасского собора и сельчане надеются, что в скором времени колокол вернется в свою звонницу и известит округу своим прекрасным звоном о возрождении православной святыни.
В храме села Останково после долгих лет запустения совершена первая Литургия
День 29 августа 2015 года для православных жителей села Останково стал памятным и историческим. В старейшем полуразрушенном храме в честь Нерукотворного Образа Спасителя, находящемся в этом селе, после многих лет запустения прошла первая Божественная литургия.
Церковь села Останково является одной из старейших в Закамском благочинии. Она была построена в 1798 году. Богослужения здесь прекратились в 30-е годы прошлого столетия. Вся храмовая утварь, в том числе и иконы, были расхищены.
Однопрестольный кирпичный храм построен в 1798 году помещиком Иваном Останковым. В 1841-1845 на средства помещика Николая Ивановича Останкова храм был расширен, выстроены трапезная часть с приделами в честь Архангела Михаила и Рождества Пресвятой Богородицы и высокая четырехъярусная колокольня. Рядом с церковью сохранились развалины усадьбы его строителей-помещиков Останковых.
В 2013 году по определению митрополита Казанского и Татарстанского этот храм был определен приписным к приходу Живоначальной Троицы села Новотроицкое.
Церковь была очень обезображена и разрушена: без окон, дверей и крыши. Начались работы по восстановлению храма, в самом храме заменены окна и двери, проведено электричество и водоснабжение.
С 2013 года каждое воскресенье читается Акафист Нерукотворному образу Господа нашего Иисуса Христа. В этом году к престольному празднику установлен алтарь и была совершена первая после долгих лет запустения Божественная литургия, служение которой возглавил настоятель храма в селе Новотроицкое иерей Александр Щенников, сослужил ему настоятель храма Живоначальной Троицы села Большая Шильна протоиерей Рафаил Миронов.
На престольный праздник храма приехали прихожане села Новотроицкое, а также собралось около 20 местных жителей. Литургия прошла вдохновенно, подарила огромную духовную радость верующим. Множество детей и взрослых приняли Святые Христовы Тайны.
По окончании богослужения отец Александр поздравил прихожан с престольным праздником, обратился к ним с назидательным словом, поблагодарил за совместную молитву и пожелал всем сил, крепости, единства в вере и умножения любви.
Сокровища села Останково [+Видео]
Пока турпоездки по историческим местам и на курорты недоступны, а железнодорожное и авиасообщение только планирует возродиться после коронавирусного застоя. Но всего в нескольких десятках километров от Набережных Челнов есть места, в которые можно отправиться в летний уик-энд за кусочком истории. В Тукаевском районе десятилетиями стоят нерукотворные сокровища прошлого, о которых многие челнинцы даже не знают. Наша съёмочная группа побывала в селе Останково, которое скрывает некоторые из них, сообщает сайт холдинга.
Образа XVIII века до сих пор смотрят на верующих в веке XXI-м. Роспись уже потеряла вид, но не предназначение. А вместо икон остались лишь крючки к ним. храму Нерукотворного Образа Cпасителя в селе Останково — более 200 лет, но он до сих пор действует. Спустя почти столетие простоя службы возобновились в 2013 году, а вместе с ними и реконструкция, на которую местные жители собирают пожертвования.
Раиса Колузаева, житель села Останково: «Этот храм строили долго, были леса. Строили на яйцах. Подвозили лошадьми леса. Силами нашего села мы собираем деньги — пожертвования на этот храм».
Иерей Александр Щенников, настоятель храма Нерукотворного Образа Спасителя: «Сейчас штукатурятся внутри стены. Ну и самое главное, что это молитве не мешает. Потому что молитва не зависит от состояния храма, поэтому волонтеры приезжают, молятся».
На крыше храма два года назад упал крест, и так и остался там — на восстановление нет денег. Если соберется крупная сумма, первое, что сделают жители, — обновят крышу. Когда-то у храма были ворота с четырьмя колоннами, две из них снесли трактором, еще две до сих пор держат пост. Уже третий век.
Рамиль Назметдинов, глава Тлянче-Тамакского сельского поселения: «На финансовой поддержке только жителей — это слабовато, чтобы восстановить такой большой храм, историческое наследие нашего народа, нужны, конечно, большие спонсоры и помощь».
Рядом — еще один настоящий памятник. Дом того, кто возводил храм — помещика Михаила Останкова. В селе о нем ходят легенды: говорят, землю барин получил за свои ратные подвиги, а дом был построен на месте разогнанной татарской деревушки. Сейчас от некогда величественной усадьбы остались стены, колонны и часть балкончика.
Ольга Беспалова, житель села Останково: «Сначала барин построил эту усадьбу, здесь он жил. У него было большое поместье, был большой сад. В саду росло очень много деревьев: были кедры, ели, елки, яблони росли, сирень — все это росло аллеями».
Любовь Захарова, корреспондент: «В разные времена поместье Останковых примеряло на себя разные роли: после барского дома здесь была школа, после — сельский клуб. И вот уже более 60 лет оно является заброшенным призраком прошлого».
Местные жители надеются, что и это уникальное для района здание еще можно сохранить. Начать восстанавливать усадьбу, если кто-то поможет в этом, намерены с крыши, которой сейчас и вовсе нет. Жители Останково хотят, чтобы дворянское поместье и храм остались не в легендах, а были предметом гордости и живой историей края.
Войдите в ОК
История поселка Татарстан Тукаевского района
Поселок основан в 1930 году Поселок имеет площадь 13,8 кв. км. Население – 4300 человек (Самый большой по численности населения в Тукаевском районе).
Расположен в 35 км от города Набережные Челны. Входит в состав Князевского сельского поселения.
Очень давно Елизавета подарила эти земли княгине Волконской, и она привезла своих крепостных осваивать эту местность.
Деревня Чершелы – «еловый лесок»
Деревня Казиле – «гусиный рай», когда было в деревне много гусей.
Деревня Елизаветино – предки прежних жителей – крестьяне, подаренные Волконской от Елизаветы.
Деревня Масляковка – ранее там был маслозавод.
Деревня Куликовка – первый дом на этом месте построил Куликов.
Пугачёвский вал – остатки от укреплений во время восстания Емельяна Пугачёва.
Сколок – отдельно стоящий участок леса, как бы отрезан от основного.
Мокрый – участок леса с заболоченными лугами.
Букла – название осталось от названия пересохшей реки Букла – притока реки Ургуда.
Ургуда – река, приток реки Мензеля, в бассейне которой расположены деревня Князево и Деревня Казыли.
Мишины пруды – пруды, запруженные барином Михаилом Аскопедионовичем Татищевым.
Возникновение и история поселения.
Поселок совхоза «Татарстан» был основан на образовании села Князево. Село Князево – Марьина пустошь(из фонда центрального государственного архива Башкирской АССР «Генеральное межевание 1800 г.»)
Село Князево в конце ХVIII столетия находилось во владении майора князя Павла Николаевича Волконского – отпрыска старинного рода государственных деятелей князей Волконских. Его предок Ф.Ф.Волконский в 1662 году был Казанским воеводой, а потом начальником комиссии башкирских дел в городе Мензелинске. А дед Артемий Петрович Волконский в 1730 году был Казанским губернатором. От этого князя и получило название село Князево.
Во время пятой ревизии (1795 год) в селе Князево у
П.Н. Волконского числится крепостных 34 души мужского пола и 6895 десятин земельных угодий. Его жена капитанша – княгиня Мария Андреевна Норманская – по отцу, Волконская –по мужу получила по наследству и перевела в село Князево крепостных крестьян: в 1803 году из Новгородской губернии из села Кочкадей 66 душ и из села Орловка-Власовка –63 души ;из Саратовской губернии в 1804 году –255 душ и из Владимирской губернии –30 душ, всего 414 душ мужского пола, женского в описи нет. Так создалось село Князево.
В 1843 году вместо Волконских во владении села Князева состоят дети государственных деятелей дворян Татищевых: бригадир Дмитрий, полковник Юрий, майоры Сергей и Николай, гвардии штаб –капитаны Фёдор и Степан, прапорщик Александр ;дети Васильевых –Аскопидон и Василий; дети Александровых, в общем пользовании у них находилось 5910 десятин земельных угодий, в том числе, в том числе пашни 402 десятины, у родственника Эссина Кирилла Фёдоровича-985 десятин, в том числе –пашни 366 десятин.
В1853 году владение принадлежит Татищеву Василию Александровичу, у которого было крепостных крестьян 487 душ и земельных угодий-5850 десятин и Эссину Ф.К., у него было крепостных крестьян 73 души и земельных угодий –985 десятин.
Более рентабельно вел своё хозяйство Василий Аскопедионович. В 1900 году он построил в селе Князево винокуренный завод, он сажал много картофеля. Завод вырабатывал в сезон (4 месяца) по 20-25 тысяч ведер 40 градусной водки.
В совхозе было 317 десятин земли, из них 300 десятин пашни, леса –1 десятина огород-7 десятин, сад-9.25 десятин, имелось рабочих лошадей 12,коров-7,1 бык и два теленка.
В 1922 году совхоз был переименован в агробазу, управляющим был назначен В.А.Голговский. В саду «Агробазы» было 1227 яблонь,850 кустов вишни, много смородины, малины и крыжовника.
В 1925 году на базе «Агробаза» была организована земледельческая трудовая артель «Новая деревня».
В декабре 1927 года ХV съезд партии, принял постановление о коллективизации сельского хозяйства.
В 1929 году в артели была организована партийная ячейка. А в 1930 голу на землях помещиков Татищевых и Останкова в населенных пунктах был организован совхоз «Татарстан». Земли артели «Новая деревня» тоже вошли в совхоз. В августе 1931 года земля, урожай, животные, сельскохозяйственные орудия, постройки, сады, денежные средства, члены артели-все окончательно было передано в совхоз.
Начиная с 1963 года, совхоз входит в подчинение Челнинского районного производственного управления сельского хозяйства Министерства сельского хозяйства Татарской АССР. Первым директором был Брунко Петр Николаевич.
В совхоз вошли поселок Александровка, поселок Восходящая Заря, село Князево, деревня Елизаветино, поселок Карабаш, деревня Казиле, поселок Ленинский, деревня Чершелы. В настоящее время поселок Александровка и Карабаш не существуют, жители переехали на центральную усадьбу совхоза, часть разъехались.
На территории нашего поселка нет никаких древних городищ, но при строительстве дороги в деревню Казиле были обнаружены останки древнего животного, возможно мамонта. Бивень, части зубов хранятся в школьном музее. Есть Никольская церковь – как архитектурный памятник ХIХ века.
Деревня Александровка Деревня Александровка в 50-е годы. Деревня располагалась за нынешним ООО «Камский бекон» там, где сейчас картофельные поля. Деревня в эти годы была уже маленькая, там было всего 6 домов, а жило в них около 25-и человек. Александровка состояла всего из одной улицы, но у неё даже не было названия. Рядом с деревней текли две речки Большая и Маленькая. Знаменитых людей там не было. Жители работали в совхозе, а в свободное время у себя во дворе. Дети ходили учиться в школу с. Князево. Деревушка была уже старая, неперспективная и люди стали переезжать. Оттуда пошли фамилии-Королёвы, Андреевы и Нефёдовы. А Александровка распалась в 56-57 годах.
Поселок Ленино. Поселок Ленино образовался в 1928 году. Насчитывалось 15 домов. Жизнь была сложная: своими силами сеяли и убирали урожай. Затем общими усилиями образовали колхоз, а с 1929 года работали уже в совхозе. Сейчас из коренного населения остались только внуки, основные жители уже умерли. Поселок образовывался постепенно: сначала был один дом, затем построили второй и т.д. Первым жителем Ленино был Павел Егоров. Распад поселка начался в 60-ых годах. Последним жителем поселка была Макеева Анна, уехавшая в 1967 году. Одна она жила там с 1964 года. Сейчас на месте поселка поле, где сеют хлеб.
Период Великой Отечественной войны
На фронт ушли много, почти все мужчины. По окончанию войны был сооружен обелиск в виде четырехгранной пирамиды, где на каждой стороне были увековечены имена погибших. В1985 году в год 40- летия Победы советского народа построен большой памятник воинам – землякам, погибшим на полях битв в ВОВ. памятник был возведен в рекордно короткие сроки.(3.04 1985 по 5.05.1985) открытие его состоялось 8.05.1985. Был дан салют, все жители, каждый от своей организации возложили венки, был зажжен вечный огонь. Зажег его участник ВОВ Латышов Григорий Степанович. Школьники прошли парадным строевым шагом под звуки военного оркестра. По окончании митинга можно было попробовать солдатскую кашу из настоящей военно-полевой кухни. Митинги, посвященные дню Победы проходят у нас ежегодно. Мы не имеем право забывать о тех, кто подарил нам мирную жизнь. Наш священный долг помнить о павших в войне и ныне живущих. Тимуровцы нашей школы посещают ветеранов ВОВ, помогают, чем могут по хозяйству.
Но подвиги во время войны совершались и в тылу. Мужчины на фронте, а надо пахать, сеять и убирать. Продовольствие нужно и в тылу и на фронте. Руководство района и совхоза «Татарстан» решили организовать курсы трактористов при конторе, чтобы обучить девушек этой профессии. Группа набралась более 20 человек. Через полгода они уже сели на трактора и трудились не жалея сил, здоровья и молодости. Некоторые и сейчас проживают у нас в поселке, от них то мы и узнали какие лишения они испытывали работая на тракторе, у которого не было кабины и железное сиденье.
Четверых девушек, отправили работать в те районы, территория которых освобождалась от немецких захватчиков. В 1943 году они отправились в Орловскую и Смоленскую области. Но добирались они туда с трудом, попадали и под бомбежку. Поехали со своими тракторами и добрались лишь через три месяца к месту назначения. Они уже назад не вернулись, остались там на постоянное место жительство.
В послевоенные годы страна налаживала свое хозяйство, и наш район потихонечку возвращался к прежней мирной жизни. Пятилетние планы, стахановское движение, ударный труд на благо своей Родины.
В 1973 году постановлением Министерства сельского хозяйства РСФСР принято решение о строительстве свинокомплекса на 50000 голов, который стал крупнейшим хозяйством в РСФСР. Всего в Республике Татарстан 2 крупных свинокомплекса. В 1982 году принято решение о строительстве поселка от свинокомплекса. В 2002 году поселку «Сосновый бор» присвоен статус поселка. Название свинокомплекса и поселка возникло в связи с существованием небольшого соснового бора на берегу пруда Подсобное. Вскоре посадили сосенки и елочки на площади, прилегающей к свинокомплексу и вдоль дорог идущих к нему.
Первая улица двухэтажных домов появилась в середине 60 – х годов. Ныне она именуется 50 лет октября. В 70-е годы свинокомплекс вел активное строительство жилья для работающих. Появилась улица Школьная. В1975 году пущено в эксплуатацию здание новой 3-х этажной школы. В 80-е годы строительство продолжил совхоз Татарстан. Появилась улица Советская, на месте старого здания детского сада, конторы совхоза и памятника воинам ВОВ. В 1985 году был построен новый памятник воинам ВОВ. В 1977 году была сдана в эксплуатацию участковая больница на 50 мест. До 1999 года в поселке было 2 детских сада, теперь одно 2-х этажное здание на 150 детей.
С 1993 года в поселке стало развиваться предпринимательство. Теперь это расширенная сеть торговли, которая составляет конкуренцию сельпо. Здание сельпо уже в 3 раза уменьшилось. Идет строительство новых магазинов на площади рынка.
Проблемой 2005 года стал переход к муниципальной собственности сельского поселения, когда дома, построенные 33 года тому назад стали собственностью тех, кто в них проживает в настоящий момент. Короче говоря, создано Товарищество собственников жилья. И теперь эти полуразрушенные здания принадлежат жителям. Еще население было поставлено перед фактом, в аварийном состоянии котел, в котельной, которая отапливала поселок. Предложили проводить индивидуальное газовое отопление, и 413 квартир вынуждены были изыскивать средства и устанавливать газовые отопительные котлы.
Крупнейший свинокомплекс (основное наше хозяйство, на котором работает большинство населения) перешел в другую форму собственности. Теперь это ООО «Камский Бекон» вместо агрофирмы «Сосновоборская». В настоящее время это рентабельное предприятие, где выплачивают заработную плату. А вот другое базовое хозяйство СХП Алмаз сейчас не очень прибыльное. Совсем не стали сажать картофель и кормовую свеклу. Из полученного урожая небольшая прибыль т.к. закупочные цены очень низкие. Производство молока на ферме КРС тоже не дает высоких прибылей.
В настоящее время в состав Князевского сельского поселения входят 5 (пять) населенных пунктов. Это — поселок совхоза Татарстан, поселок Сосновый Бор, деревня Чершелы, деревня Казиле, село Князево, численностью 4300 человек. Центром Князевского сельского поселения является поселок совхоза Татарстан, где расположена администрация Исполнительного комитета Князевского сельского поселения, ДК «Татарстан», библиотека, средняя общеобразовательная школа, детский сад «Лебедушка», участковая больница, сбербанк, почтовое отделение, мечеть, церковь и множество магазинов. В поселке Сосновый Бор также имеется детский сад «Солнышко», ФАП, спортивный комплекс, аптека и магазины. В д.Чершелы построена красивая мечеть. В д.Казиле имеется действующий ФАП.
В общем, поселок совхоза Татарстан в настоящее время является самым крупным по численности и по площади населенным пунктом Тукаевского района, где есть все условия для жизни и развития
Оживает старейший храм благочиния
Проект «Храмы благочиния». Церковь Образа Спаса Нерукотворного, село Останково, Тукаевский район
Спасская церковь в селе Останково Тукаевского района построена в 1798 году. Богослужения в ней прекратились в 30-х годах прошлого века. Вся храмовая утварь, в том числе и иконы, расхищена — у сельчан ничего не сохранилось.
Очень хочется верить, что 20 июля 2013 года станет для жителей села важной датой — днём нового рождения их прекрасной церкви. Ведь именно в этот день настоятелем Троицкой церкви села Новотроицкое священником Александром Щенниковым был отслужен первый за 83 года забвения молебен.
Сегодня никто не остался дома. Все жители небольшой деревни здесь — мужчины, женщины, дети — стоят в рабочей одежде, с лопатами и инвентарём для уборки. Впереди лицом на восток, к свету, льющемуся из алтарной части, совершают молитвы священнослужители. Много лет эти стены не слышали обращений к Царю Небесному. Навстречу вернувшимся христианам, из провалов, зияющих на месте Царских Врат, вылетают сизые голуби… Такой библейской красоте можно не верить, но спросите этих людей, приходите в храм — отыщите птичьи гнёзда на месте похищенных икон и в сердцах ваших…
Единственная свидетельница былого благоденствия храма, Мария Петровна, стоит, опираясь на палочку, в облаках пыли, и под говор своих молодых односельчан вспоминает службы прошлого века, вспоминает внешний вид старой церкви — она улыбается… Люди, проходящие мимо, слушают и вспоминают о тех, кто принимал участие в сносе храмовых колонн; вспоминают, как важный, страшный момент жизни, гулкий звук удара о землю сброшенного креста…
Здесь же, в нескольких метрах от храма, развалины усадьбы помещиков Останковых. До сих пор в одичавших зарослях можно различить следы парковой геометрии. Многие помнят и погибшие кедры на краю села, вспоминают легенды о барских лебединых озёрах. Отец Александр надеется в будущем обустроить старинное здание для нужд прихода, открыть здесь воскресную школу.
Возрождение забытой святыни. Это прекрасное начинание может поддержать каждый — достаточно позвонить или приехать в село Новотроицкое и сообщить о своём желании помочь настоятелю. Церковь Образа Спаса Нерукотворного в ожидании осени нуждается не только в молитве, но и в умелых христианских руках, которые уберегут её от грядущего холода и дождей.
Храм Спаса Нерукотворного Образа с.Останково
Храм Спаса Нерукотворного Образа с.Останково запись закреплена
Священник Нашего Времени
Храм Спаса Нерукотворного Образа с.Останково запись закреплена
Казаки Набережные Челны Боровецкий хутор
Храм Спаса Нерукотворного Образа с.Останково запись закреплена
Православное Закамье
Церковь не собирается закрывать храмы в нерабочие дни
В Русской Православной Церкви не планируют особых мер в связи с ростом заболеваемости ковидом и введением нерабочих дней, сообщил заместитель управляющего делами Московской Патриархии, епископ Зеленоградский Савва (Тутунов)
http://pravchelny.ru/all_news/patriarhia/?ID=18880
Храм Спаса Нерукотворного Образа с.Останково запись закреплена
Ольга Петрова
Где наши мужики? Пьют? В горы ходят за адреналином? В Африку на сафари мотаются? На рыбалке пятую точку отсиживают? Деньги зарабатывают, чтобы в пятьдесят с «хвостиком» на малолетке в очередной раз жениться? Животы вместо сыновей выращивают? Протирают лысины на чужих подушках? Да, забыл: в блогах торчат, слюной брызжут и пальцы тренируют. Где 90% этих существ, которые зачем-то крещены, но почему-то не ходят в храм постоянно и со вниманием? Задача священства привести эту биомассу в храм, чтобы они, облагораживаясь молитвой, наполняли наши храмы так же, как мужчины Востока наполняют свои мечети. Чтоб не сюсюкали по форумам как девочки о Курбан-байраме на улицах Москвы, а почувствовали свою ответственность перед Богом, семьей и Родиной. В этом смысле я — убежденный сын Востока. Я принадлежу к Церкви, у Которой святые отцы на виду, а святые матери — в тени у очага. Я принадлежу к Церкви, у Которой нет и не должно быть женского священства; в Которой все святое отдано в руки мужа.
Протоиерей Андрей Ткачев.
Храм Спаса Нерукотворного Образа с.Останково запись закреплена
Православие в Татарстане
Синодальный отдел по социальному служению проводит в Казани форум, посвящённый вопросам помощи маломобильным группам населения
5 октября 2021 года в культурном центре «Сайдаш» в городе Казани открылась конференция-практикум «Создание доступной среды и оказание ситуационной помощи маломобильным группам населения». Организаторами форума выступают Синодальный отдел по церковной благотворительности и социальному служению и епархиальная служба помощи нуждающимся «Милосердие — Казань».
Показать полностью.
В конференции принимают участие представители профильных государственных органов, аппарата Уполномоченного по правам человека в Республике Татарстан, общественных организаций инвалидов, некоммерческих организаций, Духовного управления мусульман РТ, а также настоятели монастырей и храмов и социальные работники приходов Казанской епархии.
По благословению митрополита Казанского и Татарстанского Кирилла участников конференции приветствовал епископ Елабужский Иннокентий:
Уважаемый президиум! Дорогие отцы, братья и сёстры!
Я рад возможности приветствовать всех вас — участников конференции «Создание доступной среды и оказание ситуационной помощи маломобильным группам населения». Хотел бы приветствовать прежде всего от имени митрополита Казанского и Татарстанского Кирилла и передать его благословение на доброе начинание конференции.
Священное Писание показывает многие примеры проявления любви и сострадания Бога к человеку. Особенно яркие примеры содержит Священное Писание Нового Завета. Хотелось бы вспомнить две жизненные ситуации, отражённые в Евангелии. Мы знаем историю скорченной женщины, которая много лет ходила, сгорбившись, и была исцелена прикосновением Господа (Лк. 13:10-17). Её болезнь, её недуг, по мнению святых отцов, не давал ей взирать на небо — она всегда смотрела вниз, на землю. Это взгляд человека на земную жизнь и отсутствие взгляда на Бога, взгляда на небо. И другой момент, когда человек тоже по своей немощи не мог соприкоснуться с Божественной силой — это расслабленный у Овечьей купели (Ин. 5:1-14). Он был парализован и пока доползал до купели, уже другие сходили в воду и получали исцеление.
Вот два примера, когда люди из-за болезни не могли полноценно жить с Богом, не имели возможности прикоснуться к Нему. Мы живём во времени и в обществе, где подобных людей очень много — желающих жить с Богом, но не имеющих возможность посещать храм, участвовать в полноценной церковной жизни. Кто-то не посещает церковь из-за немощи, кто-то из стыда, а кто-то из-за отсутствия поблизости самого храма. Человек по состоянию здоровья не может посетить храм Божий, поучаствовать в богослужении — для кого-то это богослужение непонятно, кому-то оно не слышно, у кого-то нет возможности на своей инвалидной коляске попасть в храм.
Наша конференция нужна, чтобы обсудить возможность преодоления различных трудностей, которые возникают у настоятелей, желающих помочь инвалидам посетить храм, когда законодательные моменты не позволяют им этого сделать. Важно поделиться своим опытом и мнением, в позитивном споре найти пути разрешения проблем, чтобы храм не был местом неосуществлённой мечты о полноценном участии в церковной жизни.
Всем вам ещё раз передаю благословение нашего правящего владыки. Храни вас всех Бог, помощи Божией!
В рамках двухдневной конференции состоятся практикумы и круглые столы. Участники обсудят вопросы создания условий для безбарьерного доступа в православные храмы для маломобильных групп населения, поделятся примерами взаимодействия государственных, церковных и общественных организаций в создании доступной среды.
6 октября мероприятие переместится в Казанско-Богородицкий мужской монастырь (г. Казань, ул. Большая Красная, д. 5Б). В соборе Казанской иконы будет совершена архиерейская Божественная литургия с сурдопереводом.
5 октября в культурном центре «Сайдаш» в городе Казани открылась конференция-практикум «Создание доступной среды и оказание ситуационной помощи маломобильным группам населения». Организаторами форума выступили Синодальный отдел по церковной благотворительности и социальному служению и епархиальная служба помощи нуждающимся «Милосердие — Казань».
/Фото: иерей Димитрий Аликин/
Храм Спаса Нерукотворного Образа с.Останково запись закреплена
Казаки Набережные Челны Боровецкий хутор
Храм Спаса Нерукотворного Образа с.Останково запись закреплена
Юлия Зельвинская | Стихи для души
Сегодня ночью я чувствовала особое вдохновение, и родился этот стих.
Я читаю Псалом девяностый
И душою всей к Богу взываю.
Да, сегодня все очень непросто,
Показать полностью.
Только я на Христа уповаю.
Испытаний свалилось так много,
И серьёзнее всех – безучастность.
Под покровом Всевышнего Бога
Нахожу я покой, безопасность.
Ты – прибежище мне и защита!
Ты спасёшь от губительной язвы.
Я Тебе, мой Создатель, открыта:
Лишь с Тобою всё тайное явно!
Ты от сети ловца избавляешь,
От опасностей в мраке бездонном.
Ты от дьявольских стрел укрываешь,
И спасаюсь я в месте укромном.
Тени бродят опасные в полдень
И бросают меня прямо в бездну.
Но я знаю – Спаситель мой подле!
Это значит, что я – не исчезну.
Кто хотел погубить, посрамятся,
Потому что Ты их обличаешь.
И нападки вовек прекратятся,
Потому что меня защищаешь.
Ты – моё упование, Боже!
Ты детей укрываешь любовью.
Нет Тебя мне на свете дороже,
Даже если столкнулась я с болью.
А когда боль свирепа и люта,
То меня утешает мой Ангел.
Не способны утешить так люди…
И в ночи загорается факел!
Я читаю Псалом девяностый
И летаю на крыльях молитвы!
Очень поздно, любуюсь на звёзды,
Хоть сейчас жизнь на лезвии бритвы.
Но на аспида и василиска
Наступая, не жду больше смерти.
Там где вера – нет страха и риска,
А свобода в мирской круговерти.
Возлюбил Ты меня, дивный Боже!
И когда обращаюсь я, слышишь.
Защищаешь, питаешь, поможешь,
И Ты скорбь мою каждую видишь.
Уповаю, взываю, надеюсь!
Ожидает душа избавленья.
Там где Бог, милосердия щедрость…
Там где Бог, дверь открыта в спасенье.
Храм Спаса Нерукотворного Образа с.Останково запись закреплена
НЕСВЯТЫЕ СВЯТЫЕ
После Причастия онкобольные исцеляются от рака, но все равно в храм — ни ногой!
То, что Причастие поднимает человека с одра, в этом нет сомнений вообще! И как чудо такие примеры в рассказах вообще не выделяю… Чудом же для меня в этих историях является реакция человека на чудо исцеления… Тебя из могилы достали, а ты всё равно не веришь Богу. Вот где чудеса!
Показать полностью.
«Тетя Валя, моя бывшая соседка, всякий раз как ложилась в больничку, так и звала меня её причащать. Сама она в храм не ходила, не могла выстоять службу. Однажды, она, уже, будучи в зрелом возрасте, пришла в храм и простояла всю службу, не сходя с места. Подошвы ног у неё потом горели, и после этого она не смогла себя заставить ещё хотя бы раз придти на службу.
«Разве можно объять необъятное»? Спрашивал я её тогда. В Церкви нельзя на «забег», рассчитанный длиной в целую жизнь, выбегать как на стометровку. Как и нельзя с ходу наскоком постичь Бога нашим поврежденным сердцем, и судить о Церкви пораженным страстями умом…
В больницу, считала тетя Валя, батюшка уже сам обязан идти. Каждый год тяжелейший бронхит укладывал её на больничную койку, и всякий раз, только причащаясь Святых Христовых Таин, она возвращалась к жизни. Так было несколько лет подряд, раза 3-4 точно, а в итоге подвело сердечко, прямо на Благовещение…
В одно из таких посещений захватил с собой лишнюю частичку запасных даров. Спрашиваю медсестру: «Нет ли у вас кого-нибудь безнадёжно больного, но только, чтобы в разуме был человек»? Думаю: «Всё равно мне потом его отпевать, может, кого и подготовить получится».
С этим делом у нас в больнице плохо, не хотят люди уходить из жизни по-христиански. Откладывают исповедь и причастие на такое «потом», что мне остаётся только руками разводить. Боятся батюшку пригласить, примета, мол, плохая. Если пригласишь, — помрёшь, а без него, так может и выкарабкаешься, а с попом — ты уже точно не жилец на этом свете!
Иногда слышишь, отказ причащаться мотивируется тем, что брезгуем, мол, с одной ложечки. Старенькая бабушка, годов за 80, болеет онкологией, страдает от водянки, разлагается уже при жизни. «Мать, давай батюшку пригласим, покаяться тебе нужно, святыню принять». «Нет», отвечает, «брезгую я, из одной ложки».
Провели меня в палату. В ней отдельно, чтобы видимо, не смущать других больных, тихо умирал человек. Женщина. Звали её, помню, Нина. Взгляд безучастный ко всему, голос еле слышен. Сестра говорит мне: «У неё пролежни уже до костей». Я потом видел их, Нина сама мне показывала. Сзади от копчика до поясницы, и на пятках, словно полосы из широкого офицерского ремня. Поскольку человек угасал, то ничего у неё не было развлекающего: ни газет, ни книжек, ни телевизора не было, не было и обычных в таких местах маленьких иконочек на тумбочке.
Я спросил разрешения присесть рядом и спросил Нину: «Вы верите в Христа»? Она сказала, что много слышала о Нём, но конкретно не знает. Я рассказывал ей о Христе, о Его любви к человеку, о Церкви, которую Он основал, и за которую умер. Она внимательно слушала меня, и когда я спросил её, не хочет ли она принять Святое Причастие (а тянуть с предложением было нельзя, никто не знал: доживёт ли она до завтрашнего дня?), — Нина согласилась. Она действительно принесла покаяние (как смогла, конечно) и причастилась. Перед причастием я предупредил её, что Бог волен оставить её на земле, но она должна обещать Ему, что оставшаяся часть её жизни пройдёт в храме. Нина обещала, если выживет, то будет жить совсем другой жизнью, и заплакала…
С тех пор я встречал Нину несколько раз в посёлке, и ни разу в храме… Я напоминал ей о её обещании перед Причастием, но она всякий раз находила причину, почему она до сих пор не нашла времени даже просто зайти в храм. Почти год она докладывала мне о своих успехах на даче: «У меня трое мужиков, батюшка, мне их всех кормить нужно, вот и тружусь, не покладая рук»!
Где бы не происходила наша встреча, Нина всегда бурно приветствовала меня. Обнимала и целовала у всех на виду, что, понятное дело, было неправильно (так приветствовать священника), но я не показывал виду, — для того, чтобы напомнить о её словах, данных Богу на смертном одре.
«Неужели ты не понимаешь, что если не исполнишь своё обещание, то умрешь»? Нина на мои слова всегда как-то легко отшучивалась, пока, уже поздней осенью, после окончания всех сельхоз работ, она не сказала мне жестко и определенно:
«Я никогда не приду к тебе в храм. Неужели ты этого до сих пор не понял? Я не верю, ни тебе, ни в твоего Христа»!
Не знаю, как сейчас живёт Нина, и живёт ли она вообще. Но я больше не встречал её в поселке. Никогда больше после тех слов не встречал…