остров любви долгопрудный история
Долгопрудный – город чудный, наш отзыв и фото
Славный город Долгопрудный в ближайшем Подмосковье знаменит каналом им. Москвы и прудами, дирижаблями и, конечно, своим звездным жителем, Виктором Рыбиным из группы Дюна, у которого Долгопрудном есть свой дом. Долгопрудный вообще очень знаменит, и давно стал нарицательным словом для обозначения милого и провинциального городка в непосредственном соседстве с Москвой. И надо приглядеться к нему поближе, чтобы узнать его по-настоящему.
Долгопрудный
Долгопрудный – это научно-производственный город в Московской области, на сегодняшний день уже фактически вошедший в московскую агломерацию, наряду с Химками и Люберцами. Он был основан в 1931 году вокруг предприятия, занимающегося строительством дирижаблей, и до 1938 года так и назывался – Дирижабльстрой. На сегодняшний город Долгопрудный считается спальным пригородом Москвы и насчитывает 15 районов, население превышает 112 тысяч человек.
Жизнь в городе Долгопрудном, рядом с Москвой
Мне довелось пару лет пожить в городе Долгопрудном. И я прямо скажу: город очень обманчив. Казалось бы, вот она – Москва в двадцати минутах на электричке. Не просто Москва, а самый ее центр всего в двадцати минутах (Савеловский вокзал). А городок совсем не похож на столичного соседа. Это деревенский родственник, даже деревенская шпана, пытающаяся казаться модной. Чуть наглый и задиристый, но удивительно милый и симпатичный городок.
Парк в Долгопрудном очень красивый
И гулять здесь приятно
Храм Спаса нерукотворного образа в Долгопрудном
Храм Казанской иконы Божьей Матери в городе Долгопрудном
Центральная улица города и современные дома
Дома ушедшей эпохи
Выглядит очень симпатично
Для зеленых посадок место есть
Чем знаменит город Долгопрудный
Итак, Долгопрудный – сосед столицы, обретающий современное городское лицо. Но и это не все. Шпана-шпаной, а именно в Долгопрудном находится один из лучших технических ВУЗов страны, Московский физико-технический институт, или физтех (МФТИ).
И тут выясняется, что дирижаблей в Долгопрудном лет восемьдесят как не строят и то, ради чего и затевался город, уже не актуально. Сначала город был назван Дирижабльстрой, но от этого названия осталась лишь Дирижабльная улица. Что ж, это пережиток прошлого, люди освоили другой вид воздушного транспорта.
Город однако не отчаялся, переквалифицировался в строителей канала и выжил. С этим и связаны все железнодорожные станции города. Станция «Долгопрудная» была построена первой для путешествующих в усадьбу Виноградово, а «Водники» для строителей канала. Станция “Новодачная” получила свое название очень банально: там стали строиться новые летние дачи для жителей города Долгопрудный.
А самое главное, Долгие пруды, в честь которых и назван был город и к которым провели ветку железной дороги, даже не является частью города. Долгие пруды расположены на территории поселка Северный и Москвы. Однако это никак не влияет на их красоту. Погулять вдоль прудов приходят и жители Северного, и Долгопрудного.
Даже большие теплоходы заходят в Долгопрудный
Осень в Долгопрудном
Природа в Долгопрудном
Вид нановостройки в Химках
Греческая беседка на берегу канала им. Москвы
На этой сцене выступают артисты, зрители же сидят в амфитеатре. Это культурный берег научно-технического города
Не все краски увядают осенью быстро
Но летом все заметно свежее
Вот такой Долгопрудный и есть
Речной сезон на канале им. Москвы – открыт!
Новостройки в Долгопрудном
Новые и современные районы Долгопрудного разрастаются очень быстро. Купить квартиру в Долгопрудном в кредит или по ипотеке доступно сегодня молодым жителям Москвы. Тут построено много современного жилья, создана современная инфраструктура, а также реконструируется Лихачевское шоссе, и это позволит Долгопрудному избавится от пробок и свяжет его с Москвой еще крепче. Решится транспортная проблема в городе Долгопрудном, и границы между столицей и Подмосковьем исчезнут окончательно. А старый Долгопрудный останется в воспоминаниях.
Но одно в этом городе неизменно. Виктор Рыбин, лидер группы «Дюна», как жил, так и живет в любимом городе в своем доме. В честь него уже названа улица (на которой он и живет), и он платит родному Долгопрудному той же монетой – любовью и заботой.
За этим забором – Рыбинский проезд
На этом мой рассказ про Долгопрудный подошел к концу. Приезжайте и вы посмотреть этот город!
Долгопрудный – город четырех летчиков-космонавтов.
Написано для газеты «Долгие пруды», г. Долгопрудный.
В 2016 г. весь мир отмечает 55-летие знакового события для человеческой цивилизации – пилотируемого космического полета на корабле «Восток-1» 27-летнего старшего лейтенанта ВВС СССР Юрия Гагарина.
Долгопрудненцы старшего поколения еще помнят, как в 1962 г. они с ликованием встречал первого летчика-космонавта Земли, посетившего Долгопрудненский машиностроительный завод (ныне – ДНПП) по случаю 30-летия предприятия.
Юрий Гагарин с товарищами по Отряду космонавтов на отдыхе в Долгопрудном, 1963.
Космонавт-исследователь В.Пацаев.
Экипаж «Союз-11», погибший 30 июня 1971 г.:
Александр Серебров (1944-2013), совершивший четыре полета на космических кораблях серий «Союз» и «Саолют» и десять выходов в открытый космос, обладавший мощным потенциалом научных и технических знаний, внес выдающийся вклад не только в освоение космического пространства, но и в популяризацию инженерного творчества среди юношества. Он вел цикл познавательных «Уроков из космоса» для советских школьников, создал фонд поддержки детского технического творчества. Ему принадлежат эти верные слова: «Инженерная мысль в стране будет бурлить до тех пор, пока у школьников и студентов есть возможность заниматься научно-техническим творчеством».
Александр Серебров:
Юрий Батурин (род. в 1949 г.), совершивший два полета в космос, известен также как большой интеллектуал, юрист, журналист, состоявшийся ученый и политолог деятель, и – как человек, владеющий шестью иностранными языками.
Юрий Батурин:
Александр Калери (род. в 1956 г.) принял участие в пяти космических экспедициях ( в т.ч. четырех международных) на орбитальные станции «Мир» и МКС, провел на орбите в общей сложности более 769 суток и совершил пять выходов в открытый космос.
Александр Калери после полета на Международную космическую станцию (МКС):
Испытатель парашютной техники Петр Долгов неоднократно приезжал в Долгопрудненское конструкторское бюро автоматики:
Пилотажные модели самолетов и планеров, бравшие призы на российских и международных соревнованиях, представили долгопрудненские спортсмены-авиамоделисты.
Беседуя с молодежью, почетные гости выставки, преимущественно люди старшего поколения, не раз по-наставнически попеняли ей за недостаточный, с их точки зрения, интерес к точным наукам, техническим и инженерным знаниям. Не берусь оспаривать слова этих почтенных и заслуженных людей. В конце концов, не всем дано стать выдающимися конструкторами аэрокосмической техники или, по крайней мере, скромными толковыми инженерами.
Однако судя по тому, как горели глаза у мальчишек и девчонок, когда по окончании официальной части мероприятия они бросились живо расспрашивать космонавта Викторенко, художника-фантаста Тищенко, наперебой фотографировались с ними и брали автографы, можно смело утверждать: рыцари космоса для них такие же герои, как и для предыдущих поколений.
________________________________________ __________________________________Михаил Кожемякин
Город Долгопрудный в Подмосковье: история и достопримечательности
Наверное, почти у любого москвича и жителя Московской области при упоминании названия «Долгопрудный» в памяти сразу всплывает аббревиатура МФТИ — Московский физико-технический институт, или, сокращенно, физтех. Так получилось, что часть моей жизни оказалась связана с этим вузом: когда-то в физтехе преподавала моя бабушка, потом, много лет спустя — я. Но Долгопрудный славен не только МФТИ. Несмотря на то, что в целом город выглядит современным, здесь сохранились интересные памятники старины. Местные жители любовно называют свой город Долгоп, или Долгопа.
Котовский залив канала имени Москвы в Долгопрудном
Долгопрудный примыкает к границам Москвы. Время от времени появляются слухи, что он будет включен в территорию Москвы. На северо-востоке Долгопрудный граничит с Химками. Естественными границами с северо и северо-запада служит канал имени Москвы, который придает городу особое очарование.
Наиболее ранним археологическим памятником на территории Долгопрудного является курган на западном берегу р. Мерянки, датированный XII веком. Люди постепенно расселялись по этой территории, однако первые письменные упоминания о поселениях здесь относятся к XVI веку.
Старбеево
Самым старым поселением на территории нынешнего Долгопрудного является Старбеево (Тарбеево), расположенное на р. Гнилуши, позднее переименованное по названию реки. Согласно записям от 1573 года, оно принадлежало окольничему князю Петру Ивановичу Татеву. Там стояла небольшая деревянная церковь страстотерпца Егория, с колокольней. Сменив ряд владельцев, в 1729 году усадьба переходит к Александре Григорьеве Салтыковой, дочери князя Григория Федоровича Долгорукова, сподвижника Петра I. В 1762 году она продала поместье своему племяннику, Александру Алексеевичу Долгорукому. В 1770-е годы ветхий деревянный храм был перенесен ближе к деревне Лихачево и отстроен заново в большем размере (освящен 15/28 декабря 1774 года). В Отечественную войну 1812 года село и церковь были разорены, «в храме … Наполеон лошадей ставил». В 1852 году владельцем Гнилуш становится статский советник, князь А.Д.Львов. В 1930-е годы Георгиевский храм был закрыт, в 1946 году возвращен верующим и вновь закрыт в 1961 году. В 1974 году уникальный деревянный храм был объявлен памятником деревянного зодчества и взят под охрану государства. Однако само строение быстро ветшало. В 1988 году церковь была возвращена верующим.
Адрес храма Георгия Победоносца (1774): г. Долгопрудный, Лихачевский пр-т, 85а
Храм Георгия Победоносца в Старбеево, фото с сайта sobory.ru, автор Илья Смирнов
Спасское-Котово
Другое старинное поселение на территории современного Долгопрудного — деревня Котово (Спасское-Котово) на Клязьме, прежде носившее название Курлыково (или Курылково, Курилково). В 1617 году здесь стояло 11 крестьянских дворов. Тогда же оно было продано дьяком И.В. Щелкановым князю Юрию Сулешеву. В 1676 году владельцем имения становится боярин Иван Борисович Репнин (ум. в 1697 году). В 1684 году здесь была выстроена каменная церковь во имя Спаса Нерукотворного образа с приделом Преподобного Андрея Критского.
В 1754 году владельцем имения Спасское на Клязьме становится Борис Григорьевич Юсупов. Церковь была освящена, построен господский деревянный дом, разбит сад с плодовыми деревьями. Рядом с церковью устроено кладбище — ныне по его территории проложена автодорога. С 1772 года Спасская церковь превратилась в родовую усыпальницу Юсуповых. Расцвет усадьбы в Спасском-Котове пришелся на рубеж XVIII-XIX веков, когда ее владельцем стал князь Николай Борисович Юсупов: был разбит регулярный парк, устроены пруды, построены оранжереи. Открыли кирпичный завод. В 1850 году к Спасской церкви пристроили южный придел во имя Святого Николая Чудотворца (арх. Василий Дрегалов), освященный в 1853 г.
В 1934 году храм был закрыт и перестроен. По территории бывшей усадьбы прошла автодорога, появился городской парк и жилые кварталы. В 1991 году храм был передан верующим. А о былой роскошной усадьбе напоминают лишь аллеи небольшого парка у набережной водохранилища да беседка-ротонда, построенная уже в наше время.
Храм Нерукотворного Спаса (1684) в с. Котово: г. Долгопрудный, ул. Парковая, д. 1. Сайт: http://spas-neru.orthodoxy.ru
Храм Спаса Нерукотворного в селе Котове
Храм Спаса Нерукотворного в селе Котове (Долгопрудный)
Беседка и парк около пруда в Котове (Долгопрудный)
Виноградово
Еще одной достопримечательностью Долгопрудного, которую обязательно стоит посмотреть, является усадьба Виноградово, известная с 1623 года. О ней я уже подробно рассказывала в посте «Усадьба Виноградово, что на Долгом пруду».
Дом Банзы в Виноградово
Церковь Владимирской иконы Божией Матери в Виноградово
Усадьба Мысово
Первые сведения об усадьбе относятся к 1660 году, когда она принадлежала княгине А.И.Черкасской. Она граничила с усадьбой Юсуповых Спасское-Котово. В середине XIX века, когда усадьбой владел А.А.Калашников, здесь была организована небольшая мануфактура по изготовлению клеенки для мебели и других нужд. После 1861 года Мысово было продано промышленнику Николаю Павловичу Малютину. При нем была построена трехклассная школа. В 1890-х годах Мысово было проиграно в карты и перешло купцу-промышленнику А.Г.Кузнецову, семье которого оно принадлежала до Октябрьской революции.
Кузнецовы облагородили территорию, а в самой усадьбе выстроили 6 деревянных зданий в русском стиле, «без единого гвоздя». В 1911 году одно из них, «Дом агронома», произвело фурор на всемирной выставке в Париже. Он сохранился до наших дней. Сохранился также и «Дом с башней»; сейчас в нем располагается профилакторий.
Усадьба Мысово, Долгопрудный, фото с сайта oldmos.ru
Долгопрудный: от дирижаблей до Физтеха
Вернемся к истории города Долгопрудного. По Длинному пруду в усадьбе Виноградово было дано название станции Савеловской железной дороги — Долгопрудная. В 1931 году на другой стороне станции был основан поселок Дирежаблестрой. 5 мая 1932 года здесь начал работу дирежаблестроительный комбинат. 7 ноября 1932 года один из дирижаблей, построенных на этом комбинате, участвовал в параде на Красной площади. С 1931 по 1936 год здесь работал прославленный итальянский дирежаблестроитель, исследователь Арктики, генерал Умберто Нобиле (1885-1978).
В 1935 году поселок получил статус рабочего. 29 сентября — 4 октября 1937 году на дирижабле «СССР В-6», построенном в Долгопрудном, был совершен беспересадочный полет по кольцевому маршруту Москва — Новгород — Белозерск — Горький — Ростов — Брянск — Курск — Воронеж — Москва, продлившийся 130 часов 27 минут. В 1938 году поселок был переименован в Долгопрудный, а строительство дирижаблей было приостановлено. В 1940 году была основана Центральная аэрологическая обсерватория.
Одновременно в конце 30-х годов в Долгопрудном появились и другие предприятия: газовый завод (впоследствии — Долгопрудненский химический завод тонкого органического синтеза), гранитный завод (Московский камнеобрабатывающий комбинат). В 1937 году в поселке Хлебниково были созданы Хлебниковские судоремонтные мастерские (Хлебниковский машиностроительный судоремонтный завод).
В годы Великой отечественной войны заводы были переориентированы на нужды фронта, который в ноябре — начале декабря 1941 года проходил сравнительно недалеко. 13 жителей Долгопрудного получили звание Героя Советского Союза.
25 ноября 1946 года по инициативе П.Л.Капицы в Долгопрудном был создан физико-технический факультет МГУ, преобразованный в 1951 году в самостоятельное учебное заведение — Московский физико-технический институт (МФТИ, физтех). В 1995 году он был преобразован в государственный университет.
В 1953 году Долгопрудный стал центром Краснополянского района Московской области (просуществовал с 1939 по 1959 год; ныне его территория входит в Мытищинский, Химкинский и Солнечногорский районы), а в 1957 году — городом районного подчинения. В 1963 году статус Долгопрудного изменился на город областного подчинения. В границы города были включены поселения Гнилуши, Котово, Щапово, Лихачево. В 2003 году в черту города вошли рабочий поселок Шереметьевский и село Павельцево.
Сегодня Долгопрудный — современный город, где, однако, сохранилась интересная застройка прошлых лет. К сожалению, транспортные проблемы Подмосковья не обошли его. На Дмитровское шоссе можно попасть, минуя два железнодорожных переезда, около Новодачной и Водников. Здесь почти всегда скапливаются огромные пробки. Еще один выезд из города проходит по Лихачевскому шоссе, где местная «достопримечательность» — огромный мусорный полигон, высокой горой нависающий и над МКАД.
Долгопрудный, ул. Первомайская, 9/4. Первый пятиэтажный дом в городе, построенный в 1935 году. Фото с сайта oldmos.ru
Другие достопримечательности Долгопрудного
Долгопрудный также является родиной популярной в свое время группы «Дюна».
Вот такой интересный город есть в Подмосковье. Так что если будете в наших краях, загляните в Долгопрудный.
© Сайт «Дорогами Срединного Пути», 2009-2021. Копирование и перепечатка любых материалов и фотографий с сайта anashina.com в электронных публикациях и печатных изданиях запрещены.
Онлайн-сервисы, которые помогают мне путешествовать:
Дешевые авиабилеты: Aviasales
Гостиницы и базы отдыха: Booking
Туристическая страховка: Cherehapa
Экскурсии на русском языке: Tripster и Sputnik8
Хотите узнать больше о Китае?
Об этом я пишу в своем телеграм-канале «Срединный Путь»
А Долгопрудный богат на достопримечательности. Наверное, он не так далек от Москвы, ведь людям же надо как-то попадать в учебное заведение. Храм – прекрасен, особенно на фоне зловещего неба. Ох, сколько смотрю на Москву, сколько читаю — все пробки, столько времени люди в них проводят.
Долгопрудный примыкает к Москве, их разделяет только МКАД (Московская кольцевая автодорога). А студенты в основном живут в общежитиях при физтехе — нагрузка там очень большая. Кто-то приезжает из Москвы — но это просто, на электричке минут 25 из центра города.
Потрясающе! Такие деревянные церкви уже мало где увидишь. Хорошо, что она сохранилась.
Какое интересное историей своей место ты показала, я там никогда не была.
Причем внешне город — ничего, казалось бы, особенного. Ан нет 🙂 Немало интересного.
Многие города такие. Чем больше знаешь про них — тем интереснее.
Спасибо, что рассказала! Я с таким удовольствием почитала! В хорошем месте ты работаешь, в историческом.
Работала 🙂 В этом учебном году решила взять передышку, устала преподавать.
О! Как интересно! Надеюсь, не из-за спинки своей?
Иногда тайм-аут очень полезен. Я вот пока в декрете сидела, по работе соскучилась даже. Правда, всё равно дистанционно работала, время от времени писала статьи.
А чем теперь занимаешься? Будешь только путешествовать и рассказывать нам о своих путешествиях? 😉
Из-за нее, увы. Ну и еще до кучи, ты знаешь. А так — остался ведь ИФ РАН. Так что работа есть, просто меньше.
Не знаю, получится ли у меня активно путешествовать в ближайшие полгода. Но, по крайней мере, тем для рассказов все-равно много — успеть бы охватить все. И из старых запасов, и кое-что новое. А потом, ты сама знаешь, многие интересности находятся прямо под носом, далеко за ними ехать не надо.
Да, может, такие изменения в жизни тоже неспроста нам даются. Зато появится необходимость, время и желание написать о том, что раньше откладывала на потом. Так что во всём плохом есть своё хорошее!
Это верно 🙂 В конце концов, работа, конечно, важна, но многие полезные и нужные вещи почему-то лучше получаются вне работы. Может потому, что нет прессинга и обязаловки, а только вдохновение 🙂
Да, когда не ограничиваешь себя ничем, всегда получается лучше. 🙂 Всё, что делается только от души и только для души — всегда лучше.
Согласна 🙂 А если еще именно это будет приносить основной доход, то вообще замечательно 🙂 Впрочем, все мы такие — хотим, чтобы именно любимое дело приносило доход.
У меня так, в общем-то и есть, потому что лучше работы, чем журналист для человека, который любит писать, не найти. Но с бОлшим удовольствием я бы писала только про путешествия. Во всяком случае, на данный момент.
Я вот тоже думаю, может в журналисты податься? Впрочем, мне очень трудно заставить себя писать на какие-то предзаданные кем-то темы. Кстати, Галин, глянь мой последний пост, про Камень. Думаю тебе, как знатоку дольменов, это будет интересно. У нас, конечно, не дольмен, но тоже нечто любопытное 😉
Маш, я думаю, из тебя получился бы прекрасный журналист! 🙂
А чтобы делать только то, что тебе хочется, надо завести свой журнал или газету. Впрочем, фактически свой журнал в Интернете у тебя уже есть. 🙂
Про камень я уже почитала. Интереснейший рассказ! Но почему-то мой комментарий там не прошёл, а я старалась… 🙁 Напишу снова (может, по какой-то причине ушёл в спам или на модерацию?))
Вот-вот 🙂 Осталось только сделать так, чтобы блог приносил приличный доход — голубая мечта всех блогеров 😉
Насчет комментария — загадка, он действительно не прошел! Может, правда, из-за того, что я ставила баннер и сбрасывала кэш? Или Камень колдует, он необычный 🙂 А вот второй твой коммент прошел.
Я просто во втором комментарии больше комплиментов камню сделала. 🙂 Вот второй коммент и прошёл. ))
Так что камень непростой однозначно. )))
А я вообще был уверен, что это просто район Москвы, а оказывается отдельный город, который под себя еще и деревушки подмял….
Так и растут города: кроме самого исторического центра все остальное — бывшие деревни.
Несколько уточнений от жительницы Долгопрудного 🙂
Старый храм в Гнилушах действительно был возвращён верующим в конце 80-ых. А в начале 90-ых его разобрали под предлогом реставрации и построили новый, повесив на него старую табличку про памятник архитектуры. Самое интересное, что в Долгопрудном есть деревянный храм, построенный до революции. Это храм Сергия Радонежского на Новодачной. Там всё наоборот: многие думают, что он новый, а он 1890-ых годов постройки.
В Котове до «чудо-реконструкции» 2007 года было много старых лип за церковью (недалеко от сцены на воде). Благоустройства часть из них не пережила…
В Мысово сохранились дом с башней и три деревянных. Но деревянные огорожены забором, да таким, что через него не перелезть — колючая проволока сверху. Зато они в хорошем состоянии, видно, что за ними ухаживают. Есть ещё развалины конюшни и скотного двора в гаражах. Но там надо быть осторожней: в гаражах живут злые собаки.
Первый пятиэтажный дом снесли в начале 2000-ых. Остались второй и третий, 1938 и 1939-ого года постройки соответственно.
Пробки — это да 🙁 С какой стороны не выезжать из города — везде они. А в электричках толкучка. В прошлом году уже на Водниках можно было войти с трудом, на Долгопрудной иногда влезали не все. Потом добавили утреннюю электричку из Лобни, стало получше.