остров мертвых рахманинов история создания

Остров мёртвых (симфоническая поэма)

Из Википедии — свободной энциклопедии

остров мертвых рахманинов история создания. Смотреть фото остров мертвых рахманинов история создания. Смотреть картинку остров мертвых рахманинов история создания. Картинка про остров мертвых рахманинов история создания. Фото остров мертвых рахманинов история создания
Репродукция картины Арнольда Бёклина «Остров мёртвых». По свидетельству Рахманинова, его вдохновила именно чёрно-белая копия, а не оригиналКомпозиторС. В. РахманиновТональностьЛя минорФормасимфоническая поэмаСочинение29Первое исполнение19 апреля 1909 года, МоскваПервая публикация1908ПосвящениеН. Г. СтрувеПродолжительностьок. 26 мин

«Остров мёртвых», op. 29 — симфоническая поэма С.В. Рахманинова, написанная в 1908—1909 годах в Дрездене. Произведение посвящено Н. Г. Струве, другу Рахманинова, композитору и музыкальному деятелю.

Симфоническая поэма появилась под впечатлением от чёрно-белой репродукции картины швейцарского художника-символиста Арнольда Бёклина «Остров мёртвых», находящейся в Лейпцигской картинной галерее. Композитор познакомился с ней в Париже в 1907 году. Позднее композитор вспоминал [1] :

Меня не очень тронул колорит полотна. Если бы я сначала увидал оригинал, то, быть может, не сочинил бы свой «Остров мертвых». Картина мне больше нравится в черно-белом варианте.

Премьера симфонической поэмы состоялась 18 апреля 1909 года в Москве в концерте Филармонического общества.

Источник

LiveInternetLiveInternet

Метки

Рубрики

Цитатник

Kalns un Laime, Гора и Счастье В 1911 году в Риге, в Гризинькалнсе родилс.

=Еврейские мальчики= 110 лет назад родился мальчик, которому суждено было стать одним из сам.

✨Выдающийся портретист Савелий Сорин Его имя, к сожалению, почти неизвестно мног.

✨ 1925-й год. Знаменитый танцевальный зал Монпарнаса «Бюлье». П.

«Турандот» Пуччини в постановке Пражской оперы. Л.

Музыка

Кнопки рейтинга «Яндекс.блоги»

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Статистика

Симфоническая поэма Рахманинова «Остров мёртвых»

Музыка одной картины: Арнольд Бёклин. симфоническая поэма Рахманинова «Остров мёртвых»

Написание симфонической поэмы «Остров мёртвых» относится к периоду «возрождения» Рахманинова. После серьёзного нервного потрясения, связанного с неудачей Первой симфонии, композитор не решался взяться за симфонические произведения. Но была написана Вторая симфония, встреченная критиками и слушателями более благосклонно. А затем Рахманинов берётся за произведение меньшего масштаба, но интересное и во многом новое для композитора. симфоническую поэму (или картину) «Остров мёртвых». По одноимённому живописному полотну Арнольда Бёклина. А точнее,созданная под впечатлением от её просмотра.

остров мертвых рахманинов история создания. Смотреть фото остров мертвых рахманинов история создания. Смотреть картинку остров мертвых рахманинов история создания. Картинка про остров мертвых рахманинов история создания. Фото остров мертвых рахманинов история создания

Э.Делакруа Иллюстрация к «Божественной поэме» Данте

Критики писали после первого исполнения, что в музыке рахманиновского сочинения нет того застывшего покоя небытия, которое царит у Бёклина, в ней слышатся скорее муки, стоны и отчаяние Дантова ада в соединении со страстной жаждой жизни.

остров мертвых рахманинов история создания. Смотреть фото остров мертвых рахманинов история создания. Смотреть картинку остров мертвых рахманинов история создания. Картинка про остров мертвых рахманинов история создания. Фото остров мертвых рахманинов история создания

Арнольд Бёклин «Остров мёртвых»

«Остров мёртвых», оp.29 — симфоническая поэма Сергея Рахманинова, написанная в 1908—1909 гг. в Дрездене.

остров мертвых рахманинов история создания. Смотреть фото остров мертвых рахманинов история создания. Смотреть картинку остров мертвых рахманинов история создания. Картинка про остров мертвых рахманинов история создания. Фото остров мертвых рахманинов история создания

Произведение посвящено Николаю Густавовичу Струве, другу Рахманинова, композитору и музыкальному деятелю.

остров мертвых рахманинов история создания. Смотреть фото остров мертвых рахманинов история создания. Смотреть картинку остров мертвых рахманинов история создания. Картинка про остров мертвых рахманинов история создания. Фото остров мертвых рахманинов история создания

Симфоническая поэма появилась под впечатлением от чёрно-белой репродукции картины швейцарского художника-символиста Арнольда Бёклина «Остров мёртвых», находящейся в Лейпцигской картинной галерее. Позднее композитор вспоминал:

Впервые я увидел в Дрездене только копию замечательной картины Бёклина. Массивная композиция и мистический сюжет этой картины произвели на меня большое впечатление, и оно определило атмосферу поэмы. Позднее в Берлине я увидел оригинал картины. В красках она не особенно взволновала меня. Если бы я сначала увидел оригинал, то, возможно, не сочинил бы моего «Острова мёртвых». Картина мне больше нравится в чёрно-белом виде.

Поэма «Остров мёртвых» была написана во время пребывания в Дрездене и завершена в 1909 году. Главные мотивы поэмы: неотвратимость смерти и жажда жизни. Для того, чтобы передать ощущение движения волн, Рахманинов использовал редкий размер — пять восьмых [5/8]. Ориентировочная продолжительность поэмы составляет 20-25 минут. Это произведение считается классическим примером позднего русского романтизма начала XX века.

остров мертвых рахманинов история создания. Смотреть фото остров мертвых рахманинов история создания. Смотреть картинку остров мертвых рахманинов история создания. Картинка про остров мертвых рахманинов история создания. Фото остров мертвых рахманинов история создания

Премьера симфонической поэмы состоялась 18 апреля 1909 года в Москве в концерте Филармонического общества. (Википедия)

Источник

Сергей Васильевич Рахманинов. «Остров мёртвых»

остров мертвых рахманинов история создания. Смотреть фото остров мертвых рахманинов история создания. Смотреть картинку остров мертвых рахманинов история создания. Картинка про остров мертвых рахманинов история создания. Фото остров мертвых рахманинов история созданияДля истинного гения источники вдохновения повсюду. История музыки знает немало примеров, когда на создание шедевров художников вдохновляли стихи, новеллы, романы, драматические спектакли – но иногда музыкальные произведения создаются под впечатлением от творений живописцев. Мы расскажем об одном из таких сочинений – о симфонической поэме Сергея Васильевича Рахманинова «Остров мёртвых».

На ее создание Сергея Васильевича вдохновила одноименная картина швейцарского художника-символиста Арнольда Бёклина. Художник работал над нею в 1860-1865 гг., создав несколько вариантов. Полотно, приковывающее внимание мрачными и холодными – поистине «мертвыми» – тонами, изображает реально существующий островок, расположенный в Тирренском море, но образ его наполняется глубоким мистическим смыслом.

Высокие, неприступные скалы стеной окружают пространство, вход в которое ограничен каменными плитами. За ними видны кипарисы – деревья, которые издавна считаются символами смерти (в южной части Европы существует традиция сажать их на кладбищах). К острову приближается лодка, в которой можно разглядеть сидящего гребца (вероятно, под этой фигурой подразумевается загробный перевозчик Харон) и стоящего человека в белом одеянии, перед ним виднеется длинный ящик (гроб?).

Мрачное очарование картины обеспечило ей широчайшую популярность. На рубеже XIX-XX столетий ее репродукции так часто можно было увидеть в интерьерах, претендующих на изысканность, что о них упоминают в своих произведениях Илья Григорьевич Эренбург, Владимир Владимирович Маяковский и даже Ильф и Петров в «Двенадцати стульях», Еремей Иудович Парнов посвятил этой картине одно из стихотворений сборника «Рок и ужас», а Арсений Александрович Тарковский в одном из стихотворений, перечисляя приметы ушедшей эпохи, называет в их числе «“Остров мёртвых” в декадентской раме». Своеобразным откликом на картину Бёклина стало одно из творений Сальвадора Дали, мотивы картины не раз использовались в оформлении надгробий, ее композиция «цитировалась» в фильмах ужасов. Не остались в стороне и композиторы. Симфонические поэмы, вдохновленные творением Бёклина, создали композиторы-романтики Хенрих Шульц-Бойтен, Андреас Халлен, Дежё Анталфи-Жирош, Макс Регер.

Разные варианты картины находятся в музеях в Базеле, Нью-Йорке, Берлине, Лейпциге, один из них находился в Роттердаме (эта картина погибла во время Второй мировой войны), но Рахманинов в 1907 г. увидел не какой-либо из этих вариантов, а черно-белую репродукцию картины – и этого оказалось достаточно, чтобы произвести неизгладимое впечатление (более того – впоследствии, увидев картину в цвете, композитор признавался, что ее колорит совершенно его не трогает, и что оригинал, вероятно, не смог бы его так взволновать).

Почему это мрачное живописное полотно так глубоко тронуло русского композитора? Возможно, определенную роль в этом сыграли те настроения, которые владели русской интеллигенцией после революции 1905 г. – разочарование, растерянность и даже отчаяние. Образы скорби возникают во многих произведениях Рахманинова, написанных в разные годы (и до «Острова мёртвых», и после него) – можно вспомнить «Слёзы» из Первой сюиты для фортепиано, «Элегические трио», оперы «Скупой рыцарь» и «Франческа да Римини», но в «Острове мёртвых» мрачные краски сгущены до предела.

Симфоническая поэма «Остров мёртвых» впервые прозвучала в Москве в апреле 1909 г.

Источник

LiveInternetLiveInternet

Цитатник

Вселенная Малер: часть 12 Густав и Альма. Письма на фоне музыки Тангейзер: Предла.

Клод Дебюсси с замечательным видеорядом. )

Музыка

Рубрики

Всегда под рукой

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Друзья

Постоянные читатели

Статистика

С.В.Рахманинов:Симфоническая поэма «Остров мёртвых» Op. 29 (1909 г.)

остров мертвых рахманинов история создания. Смотреть фото остров мертвых рахманинов история создания. Смотреть картинку остров мертвых рахманинов история создания. Картинка про остров мертвых рахманинов история создания. Фото остров мертвых рахманинов история создания

Рахманинов. «Остров мёртвых»

Isle of the Dead, Op. 29

Состав оркестра: 3 флейты, флейта-пикколо, 2 гобоя, английский рожок, 2 кларнета, бас-кларнет, 2 фагота, контрафагот, 6 валторн, 3 трубы, 3 тромбона, туба, литавры, тарелки, большой барабан, арфа, струнные.

Дирижёр Andrew Davis

История создания

В течение нескольких лет, начиная с осени 1906 года, Рахманинов с семьей живет в Дрездене. Здесь ему хорошо работается: он завершает Вторую симфонию, задумывает оперу «Монна Ванна», от работы над которой его отвлекает замысел фортепианной сонаты. Здесь же, увидев за год до того в Париже репродукцию с картины швейцарского художника Арнольда Бёклина (1827—1901) «Остров мертвых», изображающей остров со стройными кипарисами, окруженный с трех сторон высокими угрюмыми скалами, — место вечного покоя, где нет места ни печалям, ни волнениям жизни, композитор решил написать симфоническую поэму.

«В процессе сочинения мне очень помогают впечатления от только что прочитанного (книги, стихотворения), от прекрасной картины. Иногда я пытаюсь выразить в звуках определенную идею или какую-нибудь историю, не указывая источник моего вдохновения», — объяснял Рахманинов. В данном случае источник вдохновения был ясен. В одном из интервью Рахманинов рассказал: «Сочиняю я медленно. Долго гуляю на лоне природы. Мои глаза охватывают отблески света на свежей от дождя листве, тихий шепот деревьев в лесу, или я наблюдаю бледные оттенки неба на горизонте, и в душе возникают голоса — все сразу. Не так, что капля здесь, капля там, а все разом — вырастает целое. «Остров мертвых» написан в апреле и мае. Когда он возник, как это началось? Как я могу сказать? Он возник во мне. Я его принял как дорогого гостя и записал».

остров мертвых рахманинов история создания. Смотреть фото остров мертвых рахманинов история создания. Смотреть картинку остров мертвых рахманинов история создания. Картинка про остров мертвых рахманинов история создания. Фото остров мертвых рахманинов история создания

Картина Бёклина, по некоторым источникам, изображающая маленький островок Понза в Тирренском море, произвела впечатление на композитора именно в виде черно-белой репродукции. «Если бы я сначала увидел оригинал, то, возможно, не сочинил бы моего «Острова мертвых», — вспоминал он. — Картина мне больше нравится в черно-белом виде».

остров мертвых рахманинов история создания. Смотреть фото остров мертвых рахманинов история создания. Смотреть картинку остров мертвых рахманинов история создания. Картинка про остров мертвых рахманинов история создания. Фото остров мертвых рахманинов история создания

Завершенная партитура была посвящена Н. Струве, композитору, близкому другу Рахманинова, с которым последний обсуждал свой замысел. Первое исполнение поэмы состоялось в Москве 18 апреля 1909 года под управлением автора в симфоническом концерте Филармонического общества. После премьеры критик Ю. Энгель писал: «Проникнут музыкой и бёклиновский «Остров мертвых», эти тихие заводи, эти загадочные стены-скалы, к которым медленно подплывает ладья с тенью усопшего, эти колоссальные кипарисы, верхушки которых, чуть склонившиеся от слабого дыхания ветра, чернеют на фоне бледной зари, мерцающей над обителью мертвых.

остров мертвых рахманинов история создания. Смотреть фото остров мертвых рахманинов история создания. Смотреть картинку остров мертвых рахманинов история создания. Картинка про остров мертвых рахманинов история создания. Фото остров мертвых рахманинов история создания

И музыка Рахманинова (однообразная смена. гармонических ходов на меняющемся фоне выразительных гармоний) прекрасно вводит нас в это таинственное, манящее жуткое царство. Но затем фантазия уносит композитора дальше живописца или, вернее сказать, в сторону от него. Вместе с занимающейся зарей Рахманинов хочет заглянуть по ту сторону бёклиновских стен; не в преддверие, а в самую обитель мертвых. И, заглянув, видит там не сумерки жизни бёклиновского античного элизиума, а чуть ли не дантовский ад и чистилище, с терзаниями, отчаянием, скрежетом зубовным. Об этом говорят беспокойные, ползучие хроматизмы средней части «Острова мертвых» Рахманинова, ее страстно извивающиеся мелодии; ее тяжкие, доходящие до мощных, трагических взрывов, подъемы. Конец опять приближает к Бёклину и достойно заканчивает эту сильную, но довольно далекую от своего заглавия пьесу».

Музыка

остров мертвых рахманинов история создания. Смотреть фото остров мертвых рахманинов история создания. Смотреть картинку остров мертвых рахманинов история создания. Картинка про остров мертвых рахманинов история создания. Фото остров мертвых рахманинов история создания

Поэма открывается картиной моря: как будто перекатываются тяжелые волны в мерном и необычном пятидольном ритме (низкие струнные, арфа, литавры). У виолончелей появляется небольшой мелодический отрывок, который повторяется вновь и вновь, переходит к альтам, а затем скрипкам, передавая это бесконечное движение волн. Кажется, будто лодка Харона везет в царство мертвых погибшие души: слышатся всплески под веслами, время от времени прорезаются горестные возгласы, всплывают отдельные интонации сурового средневекового напева Dies irae — День гнева. Они будут пронизывать и далее музыкальную ткань, все время напоминая о Страшном Суде, но сформируются в интонационно отчетливое начало напева лишь в конце основного раздела поэмы.

остров мертвых рахманинов история создания. Смотреть фото остров мертвых рахманинов история создания. Смотреть картинку остров мертвых рахманинов история создания. Картинка про остров мертвых рахманинов история создания. Фото остров мертвых рахманинов история создания

И тихо, на фоне зловещего шелеста тремолирующих скрипок, интонируется начало (первые четыре звука) Dies irae (кларнеты). На него накладывается тот же отрывок в увеличении у валторн. Все застывает в мертвенном оцепенении. В последний раз у гобоя звучит нежная тема жизни и исчезает, уступая место плавно катящимся волнам. Сильно сокращенная, звучит музыка начала поэмы.

Рубрики:Симфонии 20-21 века
Великие русские композиторы

Метки: рахманинов

Процитировано 2 раз
Понравилось: 4 пользователям

Источник

Остров мертвых рахманинов история создания

Филадельфийский оркестр, дирижёр — Сергей Рахманинов
Запись: 20 апреля 1929 г.
«Остров мёртвых»

Симфоническая поэма

Состав оркестра: 3 флейты, флейта-пикколо, 2 гобоя, английский рожок, 2 кларнета, бас-кларнет, 2 фагота, контрафагот, 6 валторн, 3 трубы, 3 тромбона, туба, литавры, тарелки, большой барабан, арфа, струнные.

История создания

В течение нескольких лет, начиная с осени 1906 года, Рахманинов с семьей живет в Дрездене. Здесь ему хорошо работается: он завершает Вторую симфонию, задумывает оперу «Монна Ванна», от работы над которой его отвлекает замысел фортепианной сонаты. Здесь же, увидев за год до того в Париже репродукцию с картины швейцарского художника Арнольда Бёклина (1827—1901) «Остров мертвых», изображающей остров со стройными кипарисами, окруженный с трех сторон высокими угрюмыми скалами, — место вечного покоя, где нет места ни печалям, ни волнениям жизни, композитор решил написать симфоническую поэму.

«В процессе сочинения мне очень помогают впечатления от только что прочитанного (книги, стихотворения), от прекрасной картины. Иногда я пытаюсь выразить в звуках определенную идею или какую-нибудь историю, не указывая источник моего вдохновения», — объяснял Рахманинов. В данном случае источник вдохновения был ясен. В одном из интервью Рахманинов рассказал: «Сочиняю я медленно. Долго гуляю на лоне природы. Мои глаза охватывают отблески света на свежей от дождя листве, тихий шепот деревьев в лесу, или я наблюдаю бледные оттенки неба на горизонте, и в душе возникают голоса — все сразу. Не так, что капля здесь, капля там, а все разом — вырастает целое. «Остров мертвых» написан в апреле и мае. Когда он возник, как это началось? Как я могу сказать? Он возник во мне. Я его принял как дорогого гостя и записал».

Картина Бёклина, по некоторым источникам, изображающая маленький островок Понза в Тирренском море, произвела впечатление на композитора именно в виде черно-белой репродукции. «Если бы я сначала увидел оригинал, то, возможно, не сочинил бы моего «Острова мертвых», — вспоминал он. — Картина мне больше нравится в черно-белом виде».

Завершенная партитура была посвящена Н. Струве, композитору, близкому другу Рахманинова, с которым последний обсуждал свой замысел. Первое исполнение поэмы состоялось в Москве 18 апреля 1909 года под управлением автора в симфоническом концерте Филармонического общества. После премьеры критик Ю. Энгель писал: «Проникнут музыкой и бёклиновский «Остров мертвых», эти тихие заводи, эти загадочные стены-скалы, к которым медленно подплывает ладья с тенью усопшего, эти колоссальные кипарисы, верхушки которых, чуть склонившиеся от слабого дыхания ветра, чернеют на фоне бледной зари, мерцающей над обителью мертвых. И музыка Рахманинова (однообразная смена. гармонических ходов на меняющемся фоне выразительных гармоний) прекрасно вводит нас в это таинственное, манящее жуткое царство. Но затем фантазия уносит композитора дальше живописца или, вернее сказать, в сторону от него. Вместе с занимающейся зарей Рахманинов хочет заглянуть по ту сторону бёклиновских стен; не в преддверие, а в самую обитель мертвых. И, заглянув, видит там не сумерки жизни бёклиновского античного элизиума, а чуть ли не дантовский ад и чистилище, с терзаниями, отчаянием, скрежетом зубовным. Об этом говорят беспокойные, ползучие хроматизмы средней части «Острова мертвых» Рахманинова, ее страстно извивающиеся мелодии; ее тяжкие, доходящие до мощных, трагических взрывов, подъемы. Конец опять приближает к Бёклину и достойно заканчивает эту сильную, но довольно далекую от своего заглавия пьесу».

Музыка

Поэма открывается картиной моря: как будто перекатываются тяжелые волны в мерном и необычном пятидольном ритме (низкие струнные, арфа, литавры). У виолончелей появляется небольшой мелодический отрывок, который повторяется вновь и вновь, переходит к альтам, а затем скрипкам, передавая это бесконечное движение волн. Кажется, будто лодка Харона везет в царство мертвых погибшие души: слышатся всплески под веслами, время от времени прорезаются горестные возгласы, всплывают отдельные интонации сурового средневекового напева Dies irae — День гнева. Они будут пронизывать и далее музыкальную ткань, все время напоминая о Страшном Суде, но сформируются в интонационно отчетливое начало напева лишь в конце основного раздела поэмы.

остров мертвых рахманинов история создания. Смотреть фото остров мертвых рахманинов история создания. Смотреть картинку остров мертвых рахманинов история создания. Картинка про остров мертвых рахманинов история создания. Фото остров мертвых рахманинов история создания

Симфоническая поэма «Остров мертвых», написанная ранней весной 1909 года, была задумана непосредственно вслед за окончанием Второй симфонии. Уже в конце 1906 года, когда симфония была завершена только вчерне, у Рахманинова возникает желание написать программную оркестровую пьесу и он ищет подходящий сюжет (В письме к Морозову Рахманинов просит подсказать ему «тему для фантазии оркестровой».). В мае 1907 года в Париже, где он находился в связи со своим участием в Русских исторических концертах, Рахманинов познакомился с репродукцией с картины Беклина, ставшей источником его симфонического замысла. Позже Рахманинов говорил в одном из своих интервью, что если бы он сначала увидел оригинал картины, то его симфоническая поэма, вероятно, не была бы написана. Олеографичность красок беклиновского полотна не пришлась ему по душе, и картина казалась ему гораздо более сильной и впечатляющей в черно-белых тонах.

Это признание Рахманинова помогает понять, каким образом могло его увлечь произведение столь далекого ему по духу художника, как Беклин. Картина швейцарского живописца послужила не столько программой рахманиновской симфонической поэмы, сколько первоначальным толчком к возникновению ее замысла у композитора. Обращаясь к волновавшей его проблеме жизни и смерти, Рахманинов трактует ее самостоятельно, иначе, чем Беклин, с его склонностью к таинственной, загадочной символике и декоративной манерой письма. Музыка симфонической поэмы отличается яркой драматической экспрессией, силой и страстностью чувства. «. Беклиновского покоя смерти в ней мы не найдем»,— справедливо писал Г. Прокофьев после одного из первых исполнений. Критик обращал внимание, в частности, на «оттенок активности», присущий остинатной ритмической фигуре, которая почти неизменно звучит на протяжении всей первой половины пьесы:

остров мертвых рахманинов история создания. Смотреть фото остров мертвых рахманинов история создания. Смотреть картинку остров мертвых рахманинов история создания. Картинка про остров мертвых рахманинов история создания. Фото остров мертвых рахманинов история создания

Этот неизменный ритмический фон имеет не только изобразительное значение (ровное и тяжелое колыхание водной поверхности). Здесь, как это бывает у Рахманинова, кажущаяся неподвижность и статика заряжены большой внутренней энергией. В упорном, настойчивом повторении краткой мелодико-ритмической формулы с постепенно нарастающей силой слышится что-то одновременно и мрачно-завораживающее и грозно-роковое. Необычное по своей длительности остинато расцвечивается отдельными всплесками и стремительно взлетающими хроматическими пассажами, в которых иногда улавливаются отголоски грозных адских вихрей из «Франчески». Особое тематическое значение приобретает мелодическая фраза, напоминающая какой-то таинственный зов, которая, подобно эху, отдается в разных голосах оркестра:

остров мертвых рахманинов история создания. Смотреть фото остров мертвых рахманинов история создания. Смотреть картинку остров мертвых рахманинов история создания. Картинка про остров мертвых рахманинов история создания. Фото остров мертвых рахманинов история создания

Вариантом той же фразы является сурово и мрачно звучащее у засурдиненных валторн аккордовое построение, повторяющееся в другой инструментовке (трубы, валторны и тромбоны) в конце первого раздела словно напоминание о том, что из этого царства фатальной обреченности нет выхода:

остров мертвых рахманинов история создания. Смотреть фото остров мертвых рахманинов история создания. Смотреть картинку остров мертвых рахманинов история создания. Картинка про остров мертвых рахманинов история создания. Фото остров мертвых рахманинов история создания

Во второй половине симфонической поэмы появляются новые образы. Здесь, по словам одного из критиков, «фантазия уносит композитора дальше живописца или, вернее сказать, в сторону от него. Вместе с занимающейся зарей Рахманинов хочет заглянуть по ту сторону беклиновских стен. ». Безмолвие смерти сменяется страстным томлением, порывами и взлетами живого, трепетного чувства, смешанными с трагическим ужасом и отчаянием. Возникают близкие аналогии с картиной дантова ада.

Резкий перелом вызывает появление лирической темы Es-dur в светлом звучании высоких струнных и деревянных духовых инструментов. Неумолимо ровное остинатное ритмическое движение первого раздела прекращается, изменяется форма изложения, метр, оркестровый колорит. Контраст подчеркнут сопоставлением наиболее отдаленных тональностей, находящихся в отношении тритона (a-moll — Es-dur). Сама тема характерна экспрессивной заостренностью, особой выразительной «весомостью» отдельных интонаций, складывающихся в цельную, широкую мелодическую линию:

остров мертвых рахманинов история создания. Смотреть фото остров мертвых рахманинов история создания. Смотреть картинку остров мертвых рахманинов история создания. Картинка про остров мертвых рахманинов история создания. Фото остров мертвых рахманинов история создания

Непрерывно «набирая дыхание», тема эта достигает патетического звучания, но в момент наивысшей ее кульминации грозно вторгается роковая аккордовая фраза (см. пример 105) и наступает внезапный срыв. За этим следует построение разработочного типа, в котором на фоне синкопированных аккордов с чередованием триолей и дуолей (Аналогичный беспокойно пульсирующий ритм мы встречаем у Чайковского в разработке первой части Шестой симфонии.) драматично звучит мотив таинственного зова, а лирическая тема эпизода в Es-dur приобретает болезненно искаженные хроматические очертания. Создается впечатление отчаянной, напряженной борьбы. Заканчивается этот раздел новым катастрсфическим срывом, после чего глухо, с гнетущим однообразием, наподобие унылого похоронного звона звучит начальная фраза «Dies irae». Репризное проведение остинатной мелодико-ритмической фигуры первого раздела в конце произведения сокращено до размеров сжатой коды.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *