остров овчинный финский залив история
Остров Овчинный (Turkinsaari)
Овчинный (Николаевский, Turkinsaari) остров находится в Выборгском заливе. Добраться можно по воде на лодке, по льду пешком, по гравийной дороге на полноприводной машине (и лучше в сухую погоду),
на велосипеде или на своих двоих. В любом случае придётся спешиться у дамбы [60°39’40»N 28°36’0»E].
На острове есть военные сооружения XIX—XX вв. в разной степени сохранности. Почти все они отмечены на викимапии.
Самой старой является Николаевская батарея [60°39’8»N 28°35’29»E]. Её начали вооружать 1 июля 1855 г. — в день попытки англичан пройти через Тронгзундский пролив к Выборгу.
Источник карты: wikimapia.org/#lang=ru&lat=60.652920&lon=28.597509&z=17&m=w&show=/34746313/ru/Николаевская-батарея&search=овчинный
До настоящего времени сохранились валы батареи и траверсы, но они заросли и в весенне-летний сезон плохо фиксируются фотоаппаратом. Часть сооружений, о которых пойдёт речь в конце публикации, тоже, возможно, принадлежит имперскому укреплению, но уже с последующими изменениями, произведёнными новыми владельцами.
Источник карты: wikimapia.org/#lang=ru&lat=60.652920&lon=28.597509&z=17&m=w&show=/34746313/ru/Николаевская-батарея&search=овчинный
В 1915 г. остров передали в распоряжение Выборгской крепостной минной роты. К этому времени относится хорошо сохранившаяся боевая минная станция [60°39’27»N 28°36’9»E].
Примерный план станции. Источник: terijoki.spb.ru/trk_terra.php?item=32&p=3
Следующий этап истории острова — существование белоэмигрантского лагеря с 1918-1924 г. Здесь в довольно тяжёлых условиях жили беженцы из России, среди которых был много моряков — участников Кронштадтского мятежа, а также кубанских казаков из лейб-гвардии казачьего полка и императорского конвоя. В память об этом в 2010 г. был установлен крест [60°39’10»N 28°35’46»E].
Затем на Овчинном базировалась финская эскадрилья гидросамолётов. Работы по приспособлению начались в 1926 г. Были построены ангары,
слипы [60°39’28»N 28°36’13»E и 60°39’16»N 28°36’6»E]
и другие постройки военного и жилого назначения.
[60°39’21»N 28°36’15»E ]
Инфраструктура в 1937 г. [https://reg-813.livejournal.com/33536.html]:
1 — слип для гидросамолетов с ангаром;
2 — слип для гидросамолетов с ангаром;
3 — дом тех. персонала или штаб-квартира;
4 — больница;
5 — лавка;
6 — жилые дома;
7 — тир;
8 — учебный полигон, с левой стороны здания казарм, в верхней части кухни, столовая, сауна и прачечная, в нижней части сапожная и портновская мастерские;
9 — солдатский клуб;
10 — лодочная пристань, откуда уходят паромы в Выборг и Уурас.
Авиационную базу расформировали в 1938 г. Овчинный оставался частично закрытой военной территорией.
Деревья и здания сильно пострадали в ходе Зимней войны.
Источник трёх исторических фото: reg-813.livejournal.com/33536.html
Тем не менее, до нас дошли остатки казарм [60°39’15»N 28°35’42»E]
Овчинный. Легендарный остров. Наследие трех войн
В этом разделе вы можете найти описание мероприятия!
Внимательно прочитайте условия участия в путешествии. Мы не просто придумываем маршрут за деньги, мы стараемся вложить в него максимум впечатлений, максимум разнообразия и красоты за наименьшую сумму.
В данном разделе находятся фотографии тех мест, куда мы с вами отправимся в путешествие. Для описания путешествий мы стараемся использовать свои снимки, и в каждом путешествии пополняем свою галерею.
Историческая экскурсия «Овчинный. Легендарный остров. Наследие трех войн»
Трофи-рейд на вездеходе по островам Выборгского архипелага.
Исследование острова Овчинный – история трёх войн на километре суши.
Остров Подберезовый, остатки финских хуторов и усадеб. Рассказ о довоенном быте. Усадьба Киискиля — одна из немногих сохранившихся дореволюционных деревянных усадеб Карелького перешейка.
Рассказ о знаменитых владельцах островных усадеб. Экологическая прогулка.
Обзорная экскурсия по Выборгу с погружением в военное прошлое.
Регион: Выборг и окрестности
Возраст 4+
Количество участников – от 15 до 30 человек
Историческая справка
Остров Овчинный считается местом основания морской авиации Финляндии.
Что интересного на Острове:
Штольни. Музей «Железный лес».
Штольни, вырубленные в скале, времен первой мировой войны. Финские артиллерийские склады.
От местных жителей есть информация, что во время 2й Мировой войны в этих пещерах содержались военно-пленные. Концлагерь для почти 90 тысяч человек. Информация не подтверждённая, но и не опровергнутая финскими официальными властями и исследователями.
В штольне №4 на данный момент создан музей.
Усадьба Киискиля
Первые упоминания — в исторических документах 1562-1583 годов (во времена шведского правления, когда поместье было отдано в распоряжение Выборгского ратмана — члена городского суда и магистрата — Вита Олда (Vit Old), а затем переводчику русского языка Габриэлю Йонсу (Gabriel Jöns). Следующие упоминания об усадьбе — только спустя 100 лет (1683 год), когда поместье передали во владение коменданту Выборгской крепости, губернатору Петеру Холландеру Риддеру (Peter Holländer Ridder) и в его распоряжении оно находилось до 1706 года. С тех пор поместье много раз меняло собственников.
Одним из владельцев был Юлиус Крон (Julius Krohn), который был известен как выдающийся писатель, автор лирических стихов и новелл «Kuun tarinoita, 1889 («Рассказы луны»), профессор финской литературы, поэт, переводчик, журналист и редактор. После очередной смены владельцев, в 1937 году усадьбу выкупил «Союз ветеранов Освободительной войны», и усадьба служила местом для оздоровительного отдыха инвалидам гражданской войны.
В 1940 году, усадьба вместе с поместьем отошла Советскому Союзу, согласно мирному договору, заключенному в Москве “О переносе границы между СССР и Финляндией”. В течение нескольких лет усадьба принадлежала Ленинградской судоверфи, которая использовала её в качестве детского пионерского лагеря «Чайка».
В настоящее время это частная территория.
Программа
8.00 – выезд из СПб, м. Озерки
10.00 – встреча возле усадьбы Киискиля, место доставки вездехода. Нужна точка
10.30 — чаепитие
11.00 — 1-я группа едет в вездеходе на Овчинный, вездеход остаётся ждать
11.30 — Минная станция, остатки военного аэродрома, слип для взлёта самолётов.
11.00 – 2-я группа едет в штольни на автобусе (контакты у Никиты Туманова)
11.30 — смотрит штольни (1-1,5 часа). Музей «Железный лес» —
*Дополнительно — форт литеры В (при наличии времени)
13.00 — Вездеход возвращает 1-ю группу к усадьбе, группа 2 возвращается на автобусе
13.30 – встреча возле усадьбы.
Полевой обед, приготовленный неподалёку от усадьбы в лесу
14.30 – смена маршрутов, разъезжаются по точкам
15.00 – на точках
16.30 – старт возвращения с точек
17.00 – встреча возле усадьбы, чаепитие
17.30 – загрузка в автобус, отправление в Выборг
18.00 – обзорная по Выборгу
19.00 – выезд в СПб
21.00 – Возвращение к м. Озерки
По крепостям возле Выборга. Поход 2 сентября. Остров Овчинный. Николаевская батарея и скалы.
Сентябрь выдался жарким, став по сути продолжением лета.
Во время отдыха мы немного пособирали грибов и ягод. Здесь оказалось огромное количество брусники, и было решено, что на обратном пути мы сделаем еще одну остановку здесь, чтоб пособирать ягоды.
Местами дорога была ограждена каменными столбиками. Весь этот огромный труд был проделан качественно, так, что до сих пор все сохранилось, и сделано это было во времена Российской Империи.
Когда подошли к Овчинному острову, вдали показался один из скалистых островков Выборгских шхер. Очень красивый.
Но и наш остров, куда мы шли, оказался не хуже в итоге, как потом будет видно на фотографиях.
Так этот мост выглядит сбоку
А некоторые осматривают крепость через окна.
Какая-то ниша в стене
Окно, или амбразура для пулемета.
Вид на ружейную бойницу снаружи. В общем, минная станция готова была к серьезной обороне.
Мощный бетонный бункер! Умела Россия строить.
Дальше мы идем на берег острова, где когда-то был финский аэродром для гидросамолетов.
У спуска была резиновая лодка. Рядом стояла палатка, закинуты удочки. Владельца удочек и лодки не было видно, но в палатке что-то громко храпело. Видимо, день уже удался. Мы тихо ушли, не мешая человеку радоваться жизни.
Стоим на спусковой площадке для гидросамолетов.
Развалины финского здания
Нижний этаж сохранился. Возможно, верхние этажи были деревянными. А нижний из бетона, вот и уцелел
Выход из подземелья
Вход в подземелье, то-есть в подвальный этаж
Табличка от тех, кто его устанавливал.
Вид со скалы, где установлен крест. Красиво здесь!
По фарватеру идет корабль из Высоцка в Выборг. Здесь столетиями проходил основной водный путь к Выборгу со стороны моря. Чтоб его обезопасить, на побережьях Выборгского залива и островах были устроены многочисленные крепости.
Камни когда-то скатывались по скале вниз, но так до воды и не докатились
Вдали были видны остатки причала, сложенного из крупных камней. Постройка явно относящаяся к 19 веку. Так клали многие крепости Российской Империи, и причал очевидно относился ко времени их строительства. Мы пошли к нему, чтоб заодно разведать, нельзя ли там искупаться
Наличие такой пристани говорило о том, что здесь в 19 веке была или усадьба, или крепость. Впоследствии оказалось верным второе предположение.
Разведка показала, что пляж тут и правда хорош. Сразу почти глубоко, да еще нежный песочек на дне!
Вода 2 сентября была еще очень теплой! И слегка солоноватой, тут залив уже начинает становиться морем. Купались долго и с удовольствием!
Чаепитие после купание. Надо набраться сил, потому что обратно идти весьма прилично. 9 километров от острова до остановки, 1 километр по острову, в сумме эта часть у нас составила больше 20 километров, не считая тех 5, что прошли утром по Выборгу.
И в это время мы заметили каменную кладку в лесу. Что за загадочная каменная стена? Сначала думали, что это остатки усадьбы. Но потом увидели, что стена довольно длинная, а за ней вообще окопы. Стало ясно, что это оборонительный вал укрепления. Здесь стояла артиллерийская батарея, которая контролировала огнем своих орудий пролив между островами
Когда планировал поход сюда, не думал, что сможем что-то увидеть. Казалось, что все эти сооружения давно исчезли.
Но они дошли до нас спустя полтора века.
Похоже на орудийную позицию
Возможно, что здесь стояли еще пушки, стрелявшие ядрами. Хотя к 1850-м годам активно шло перевооружение армии, и на новые форты обычно ставили уже нарезные орудия. Как пишут, эту батарею не раз перевооружали и переделывали, так что она видала многое.
К этим орудийным позициям и шла насыпь с дамбами и мостами.
Каменная лестница, чтоб подниматься на защитный вал батареи. Все продумано!
Идем назад. И на обратном пути заходим на ту скалу, что видели, когда переходили протоку по мостику. На скале нас порадовали заросли желтых цветов, которые отказывались знать про осень.
Идем любоваться северными пейзажами
Здесь есть рыбачья стоянка.
Место хорошее. Ветер здесь не дует, тихо, красиво
Тихие места. О них почти никто не знает. Просто удивительно.
Маргарита отдыхает на скале. Скала теплая, прогрелась на сентябрьском солнышке
Из таких красот и уходить не хочется.
Миша и Леша напряженно стоят, делая фотографии. Остальные отдыхают
Спускаюсь вниз. Здесь вид еще интереснее
Красоты со всех сторон
Люблю скальные пейзажи
Услышав мои слова, что здесь красиво, остальные тоже сюда спустились
Делаю последний кадр этой скалы, и отправляемся назад, к автобусной остановке, на последний автобус в сторону Выборга
Делаем обещанный привал на том же месте, где пили чай вначале. Идем за ягодами. Их тут просто море!
Девчонки собирают урожай
Нашлась и черника, которую так и не собирал никто в этих местах за все лето
Много подберезовиков. Мне хватило потом и на жарку, и на суп.
Дорога назад. Фото у камня.
По крепостям возле Выборга. Поход 2 сентября. Остров Овчинный. Николаевская батарея и скалы.
Сентябрь выдался жарким, став по сути продолжением лета.
Во время отдыха мы немного пособирали грибов и ягод. Здесь оказалось огромное количество брусники, и было решено, что на обратном пути мы сделаем еще одну остановку здесь, чтоб пособирать ягоды.
Местами дорога была ограждена каменными столбиками. Весь этот огромный труд был проделан качественно, так, что до сих пор все сохранилось, и сделано это было во времена Российской Империи.
Когда подошли к Овчинному острову, вдали показался один из скалистых островков Выборгских шхер. Очень красивый.
Но и наш остров, куда мы шли, оказался не хуже в итоге, как потом будет видно на фотографиях.
Так этот мост выглядит сбоку
А некоторые осматривают крепость через окна.
Какая-то ниша в стене
Окно, или амбразура для пулемета.
Вид на ружейную бойницу снаружи. В общем, минная станция готова была к серьезной обороне.
Мощный бетонный бункер! Умела Россия строить.
Дальше мы идем на берег острова, где когда-то был финский аэродром для гидросамолетов.
У спуска была резиновая лодка. Рядом стояла палатка, закинуты удочки. Владельца удочек и лодки не было видно, но в палатке что-то громко храпело. Видимо, день уже удался. Мы тихо ушли, не мешая человеку радоваться жизни.
Стоим на спусковой площадке для гидросамолетов.
Развалины финского здания
Нижний этаж сохранился. Возможно, верхние этажи были деревянными. А нижний из бетона, вот и уцелел
Выход из подземелья
Вход в подземелье, то-есть в подвальный этаж
Табличка от тех, кто его устанавливал.
Вид со скалы, где установлен крест. Красиво здесь!
По фарватеру идет корабль из Высоцка в Выборг. Здесь столетиями проходил основной водный путь к Выборгу со стороны моря. Чтоб его обезопасить, на побережьях Выборгского залива и островах были устроены многочисленные крепости.
Камни когда-то скатывались по скале вниз, но так до воды и не докатились
Вдали были видны остатки причала, сложенного из крупных камней. Постройка явно относящаяся к 19 веку. Так клали многие крепости Российской Империи, и причал очевидно относился ко времени их строительства. Мы пошли к нему, чтоб заодно разведать, нельзя ли там искупаться
Наличие такой пристани говорило о том, что здесь в 19 веке была или усадьба, или крепость. Впоследствии оказалось верным второе предположение.
Разведка показала, что пляж тут и правда хорош. Сразу почти глубоко, да еще нежный песочек на дне!
Вода 2 сентября была еще очень теплой! И слегка солоноватой, тут залив уже начинает становиться морем. Купались долго и с удовольствием!
Чаепитие после купание. Надо набраться сил, потому что обратно идти весьма прилично. 9 километров от острова до остановки, 1 километр по острову, в сумме эта часть у нас составила больше 20 километров, не считая тех 5, что прошли утром по Выборгу.
И в это время мы заметили каменную кладку в лесу. Что за загадочная каменная стена? Сначала думали, что это остатки усадьбы. Но потом увидели, что стена довольно длинная, а за ней вообще окопы. Стало ясно, что это оборонительный вал укрепления. Здесь стояла артиллерийская батарея, которая контролировала огнем своих орудий пролив между островами
Когда планировал поход сюда, не думал, что сможем что-то увидеть. Казалось, что все эти сооружения давно исчезли.
Но они дошли до нас спустя полтора века.
Похоже на орудийную позицию
Возможно, что здесь стояли еще пушки, стрелявшие ядрами. Хотя к 1850-м годам активно шло перевооружение армии, и на новые форты обычно ставили уже нарезные орудия. Как пишут, эту батарею не раз перевооружали и переделывали, так что она видала многое.
К этим орудийным позициям и шла насыпь с дамбами и мостами.
Каменная лестница, чтоб подниматься на защитный вал батареи. Все продумано!
Идем назад. И на обратном пути заходим на ту скалу, что видели, когда переходили протоку по мостику. На скале нас порадовали заросли желтых цветов, которые отказывались знать про осень.
Идем любоваться северными пейзажами
Здесь есть рыбачья стоянка.
Место хорошее. Ветер здесь не дует, тихо, красиво
Тихие места. О них почти никто не знает. Просто удивительно.
Маргарита отдыхает на скале. Скала теплая, прогрелась на сентябрьском солнышке
Из таких красот и уходить не хочется.
Миша и Леша напряженно стоят, делая фотографии. Остальные отдыхают
Спускаюсь вниз. Здесь вид еще интереснее
Красоты со всех сторон
Люблю скальные пейзажи
Услышав мои слова, что здесь красиво, остальные тоже сюда спустились
Делаю последний кадр этой скалы, и отправляемся назад, к автобусной остановке, на последний автобус в сторону Выборга
Делаем обещанный привал на том же месте, где пили чай вначале. Идем за ягодами. Их тут просто море!
Девчонки собирают урожай
Нашлась и черника, которую так и не собирал никто в этих местах за все лето
Много подберезовиков. Мне хватило потом и на жарку, и на суп.
Дорога назад. Фото у камня.