остров валаам история возникновения
История острова Валаам
Война Финляндии с СССР
В 1939 году началась война Финляндии с Советским Союзом. Братья монастыря жили на Валааме почти до конца этой первой войны. Но самых старых братьев эвакуировали в январе 1940 года. Полностью покинуть остров братья должны были 13 марта.
После русской революции, когда Финляндия получила независимость некоторые монахи монастыря на Ладоге, находились в Москве и Санкт-Петербурге на монастырском подворье. Те, у кого были финские паспорта, смогли вернуться в Финляндию. А многие из тех, кто вынужден был остаться, были убиты. Они и стали новыми мучениками Валаама.
Покидая обитель, братия выносила с собой иконы, богослужебное облачение, коллекцию живописи и главную библиотеку, в которой насчитывалось около 20000 книг.
Все понимали, что зимняя война, лишь увертюра грядущей битве.
Хейнявеси Финляндия
В тихом местечке Хейнявеси, что в глубине Финляндии, братьям приглянулась небольшая усадьба.
Они видели три хороших знака. Во-первых, коровник был с такими же коровами, как и на Ладожском Валааме. Потом они осмотрели имение. Внутри братия нашла маленькую икону преподобных Сергия и Германа Валаамских. Еще был и третий признак. Когда они пытались уехать из этого имения, машина останавливалась три раза. Братия поняла, что именно это имение надо купить. Это были хорошие знаки.
В старину остров Валаам был местом языческих капищ. И камни алтарей не раз орошались кровью человеческих жертв, брызгая ею в глаза богомольцев. Не случайно на Валааме говорили, что здесь на каждый камень слеза пролилась и под каждым деревом молитвы возносились.
Судьба Валаама начинается с того, что он становится миссионером на крайних северных землях Руси. Это не только политический форпост, это духовных форпост. Его основали по приданию греческие монахи. И то, что они поддерживали отношения с Великим Новгородом, и именно под их влиянием в Великом Новгороде развивались и церковные школы, и церковная письменность.
Остров Валаам Россия
Достоверных источников о создании обители нет. Есть только предания церковные.
Но известно, что уже в XII веке были привезены на Валаам мощи преподобных Сергия и Германа из Новгорода, где они пребывали временно, пока здесь происходили военные действия.
Подтверждением того, что монастырь возник очень рано является не только факт переноса мощей. Но и то, что этот факт упоминается в разных житиях. В самых ранних изданиях есть упоминания о том, что преподобный Аврамий Ростовский принял крещение на Валааме до официального крещения Руси.
В 15 веке монастырь именовали великой честной лаврой.
Испокон веков Валаамская братия меча не обнажала и крови вражеской не проливала.
1944 год
Валаам бомбили. Был момент, когда остров Валаам освободили и он не принадлежал никому. Игумен Харитон вернулся с некоторыми братьями посмотреть в каком состоянии Валаам.
Преображенский монастырь
Преображение начиналось с земли и камня. Земля на Валааме не плодоносная. Но она приносила плоды. Игумен Дамаскин состоял в переписке с директором Ботанического сада. Он лично сажал любимые кедры. На Валааме был сад. Прообраз Райского сада.
Не только земля преображалась, но и душа человеческая. Люди приезжали и видели, что можно преобразиться.
К XVII веку Валаам был разорен очень сильно и почти столетие здесь не было монашеской жизни. И только лишь во время Петра I, который издал соответствующий указ, здесь началось снова восстановление монашеской жизни.
И только лишь в конце XVIII века на Валааме появился преподобный Назарий.
В начале XIX столетия в состав России входит Великое Княжество Финляндское. Дивный Валаам становится его частью. Императорские особы неоднократно посещают обитель.
Но настоящий золотой век наступает при игумене Дамаскине. В его время были заложены основные скиты Валаамские. И в это же время очень много подвижников было здесь.
Было создано образцово-монастырское хозяйство, рыболовное хозяйство, водопровод. Около 30 мастерских, где создавалось от обиходных предметов, заканчивая церковной утварью. Создавались часы и даже паровые машины.
В это время на Валаам приезжали и знаменитые художники, и музыканты. Они оставляли свои работы здесь в музее. Чайковскому удалось услышать Валаам. Он посвятил ему одну из своих симфоний.
Когда Финляндия получила независимость, большинство братьев взяли финское гражданство. Но вскоре началась неразбериха с церковным календарем. Новый календарь, утвержденный финской православной церковью, разделил братьев. Те, кто не принял таких изменений, вынужден был покинуть монастырь. Рушились привычные связи. Не хватало даже продуктов питания. В монастыре наступил голод и эпидемия.
И только лишь благодаря тому, что в это время во главе монастыре оказался игумен Харитон, человек очень мудрый и духовный, обитель удержалась.
Инвалидов после войны убрали из города. Убрали на Валаам. Валаамский дом инвалидов был предназначен для ветеранов войны. Но после туда свозились не только ветераны, но и душевнобольные люди. И тихие, и буйные.
В Нижнем соборе был склад продуктовый. Перед алтарем стояли 2 холодильника с двух сторон и там хранилось мясо замороженное.
13 декабря 1989 года
13 декабря 1989 года – День памяти Андрея Первозванного. Первые монахи высадились в монастырской бухте. Таким образом вновь по благословению апостола Андрея на Валааме началась монашеская жизнь. Все жило в душе ожиданием, что Валаам должен вернуться.
В свое время в Ленинградских газетах на полном серьезе обсуждался вопрос о застройке Валаама и размещении там элитной зоны отдыха. Там должны была быть канатная дорога, отели. И вдруг невероятное решение о передачи Валаама. Это казалось невозможным. Это казалось чудом.
1992 год
В 1992 году приезжал Ельцин на Валаам. Там был подписан указа президента РФ о том, чтобы передать Валаам русской православной церкви.
Теперь есть 2 Валаама. Один – в России. Один – в Финляндии.
Как попасть на Валаам?
Осмотреть Валаам вы можете и за один день. Но мы рекомендуем не торопиться. А насладиться и услышать настоящий Валаам на экскурсии Валаамская рапсодия.
По их поверью, теми каменьями черти играли,
но когда преподобные Варлаам и Герман
принесли на остров Валаам честной крест,
черти перепугались, в воду побросались;
а камни, как они играли, так и остались
П. И. Мельников-Печерский. На горах. (1875-1881)
На Ладожском озере 660 островов площадью более 1 га, около 500 из них сосредоточено в северной части озера в шхерном районе и образуют несколько архипелагов. Архипелаг Валаам находится в северной части Ладоги, в 42 км от ближайшего города на побережье – Сортавалы (Республика Карелия). Главный остров – Валаам, дал имя группе островов (всего 50), береговая линия его извилиста и образует множество бухт, заливов, проливов и фиордов, есть несколько бухт удобных для стоянки кораблей в шторм, 11 внутренних озер, рельеф тектонический, расчлененный, наибольшая высота 58, 2 метра. На архипелаге сохранились мегалитические памятники неизвестного возраста и происхождения: каменные кладки и каменные дороги длиной по нескольку десятков метров, начинающиеся в лесу у берега и уходящие в воду — все они находятся в дальней части архипелага.
Через Ладожское озеро по южной его части, из Скандинавии в Византию (по Днепру) с IX века проходил водный путь «Из варяг в греки», остров в это время, находился в стороне от главного водного пути, проходившего по южной Ладоге. В VIII веке на реке Волхов неподалёку от впадения в Ладожское озеро был основан город Ладога, не позднее XII века на северо-западном берегу возник город Корела, в 1323 году у истоков Невы — крепость Орешек. В конце XIV века (одна из версий 1407 г.) на Валааме возник Спасо-Преображенский монастырь, а на острове Коневец — Коневский Рождество-Богородичный мужской монастырь (с 1393).
Остров Валаам длительное время занимал пограничное положение на стыке Шведского государства с Новгородской Русью, далее Московским великим княжеством, царством и, наконец, Российской империей. Противостояние со шведами длилось с переменным успехом в продолжение нескольких столетий, о. Валаам, в силу его духовного значения и географического положения, был постоянным объектом для нападения. В 1611 г. архипелаг был захвачен шведами, монастырь был разрушен, в состав России о. Валаам был возвращен в 1715 году и по указу Петра I монастырь был восстановлен.
Почти все свидетельства ранней истории архипелага и монастыря утрачены, исследователи часто опираются на церковно-легендарную (предания) информацию.
а) Преподобные Сергий и Герман, Валаамские чудотворцы
б) Церковная версия основания монастыря
«Валаамской Монастырь устроенъ былъ Первым Епископомъ Новгородскимъ Иакимом, и при первом освящении пределов Новгородских, что последовало въ 992–мъ Году, О чем Согласно рукописи Монастырския пишутъ и летописцы печатныя: 1–й по Кенигсберскому Списку. 2–й по Никонову Списку. 3–й по Церковнымъ Преосвященного Митроп. Платона и 4–й въ истории отъ Библейскихъ времянъ». Так сообщает об основании монастыря? Краткое описание Валаамского общежительного монастыря. составленное в 1820 году».
в) Археологические свидетельства
Крещение Руси в Киеве произошло в 988 году, а Новгород (несколько близлежащих поселений) силой крестили в 991 году, основание же Валаамского монастыря по церковным преданиям относят к 992 году, что исторически противоречит периоду распространения иудеохристианства в регионе (общая традиция – удревнение истории монастыря). «Массовое крещение карел согласно Лаврентьевскому списку Новгородской летописи происходило в 1227 году, когда князь Ярослав Всеволодович «послав кристи множество Корел, мало не все люди»» (Википедия, Карелы).
* Археология, опираясь на обряд захоронений, относит преобладание христианства в Карелии к концу XIV века. Проведенные в советское время разведочные археологические раскопки на Валааме дали артефакты не ранее 1450 года, отмечено своё металлургическое производство (много шлака), работы по бронзе, некоторые предметы указывают на присутствие женщин на острове.
* Новгородцы вышли на южное побережье Ладоги в 1116 году (заложена крепость Ладога, отдельные экспедиции предпринимались и ранее), с этого времени в военном противостоянии со шведами видимо и начинается длительная история хозяйственного освоения островов на северной Ладоге. Первоначально острова (архипелаги) в северной части озера осваивались в сугубо материальном, хозяйственном плане – судоходство, рыболовство, меховой промысел. Валаам – богатейшие рыбные ловли и крупные лежки нерпы, сегодня одновременно 200-300 животных, вблизи островов 600-700 голов; поголовье нерпы в прошлом доходило до 20 000 особей. Валаам находится посередине северной части озера, здесь есть несколько бухт, самой природой приспособленных для безопасной стоянки судов в штормы (в октябре штормы, высота волны до 6 м).
* Матти Саарнисто. Образование Валаама и история землепользования
«Земледелие, а именно, выращивание ржи, установилось в районе Монастырского залива примерно в XI в., а в других исследованных местах — примерно в 1250 г. после Р.Х. О времени основания Валаамского монастыря существуют различные мнения. Профессор Киркинен считает годом основания 1160 г. после Р.Х., Д. Линд (1986) — 1329 г. после Р.Х. … Более совершенные методы сельского хозяйства стали применяться в районе Монастырской бухты сразу же после 1000 г. по Р.Х, а в других частях острова — в 1150-1250 гг. по Р.Х. В этот период и в других районах на севере Ладожского озера, а также в Пегреме, Заонежье и на севере Онежского озера начало развиваться сельское хозяйство на постоянной основе. Период значительного роста поселений и свидетельств ведения сельского хозяйства совпадает с периодом крестовых походов в Карелии, богатым на археологические находки. Очевидно, что Валаамский монастырь был основан на острове с постоянным населением».
* Википедия. Валаамский монастырь
«Относительно достоверная документальная история Валаамского монастыря начинается с XIV века. В «Сказании о Валаамском монастыре» годом основания называется 1407 год».
2) Существующая этимология
а) Википедия. Валаам – возможно, карел. Valamoi, фин. Valamo «высокая, горная земля» (наибольшая высота на острове 58 м.).
б) Валаам. Официальный сайт Валаамского монастыря
«История Валаама, название которого с финского означает «земля света», восходит к дохристианской эпохе, когда Валаам был местом языческого культа».
в) О происхождении некоторых русских географических названий. Загадки Российской цивилизации. Сакральная история, география, этнография», Демин В., Зеленцов С. Издательство «Вече». http://slovnik.narod.ru/etim_gidronim.htm
Валаам. «Однако в названии острова не менее явственно слышится имя и более древнего бога, известного из Библии как Ваал. Так в грецизированном переиначивании звучит имя древнесемитского Баала (Балу)».
г) Загадочные святилища Карелии; http://artmystica.ru/theory/3/travel14/
«Есть и еще одна версия, самая мистическая. По ней, остров назван в честь древнего языческого бога Вааала или Бааала. Вообще, словом «Ваал» семитские племена обозначали любое божество, но чаще всего Ваал ассоциируется с верховным божеством в ассиро-вавилонской культуре. Он почитался в Финикии, Ханаане и Карфагене как бог-громовержец, бог-плодородия, бог-войны, неба, солнца и много чего еще. Какова подлинная история Валаама узнать уже не представляется возможным, однако на связь с Палестиной косвенно указывает тот факт, что Ладожское озеро раньше назвалось Нево, так же как и знаменитая гора Нево. в Иордании, на которой умер пророк Моисей. ».
3) Имя Валаам в различной интерпретации
а) Электронная еврейская энциклопедия
«ВАЛААМ (ивр. Билйам), прорицатель из города Птор (на Верхнем Евфрате), призванный, согласно библейскому повествованию, царем Моава Балаком проклясть израильтян, расположившихся станом в степях Заиорданья против Иерихона и готовившихся к вступлению в Землю обетованную. По библейскому рассказу, когда Валаам выехал к Балаку, ослица Валаама увидела ангела, стоящего на дороге с обнаженным мечом, и заговорила с Валаамом, после чего и сам он увидел ангела. По велению Бога Валаам не проклял израильтян, а трижды благословил их и предсказал им победу над врагами (Чис. 22–25). Профессиональный прорицатель Валаам напоминает вавилонских жрецов — бару, предсказывавших исход сражений; с этой целью один или несколько таких прорицателей обычно сопровождали войско».
Валаам трижды упоминается в Новом Завете (в том числе в Откровении Иоанна Богослова) как пример человека, склонного за мзду неправедную на преступления против Бога и людей (2Пет. 2:15, Иуд. 1:11, Откр. 2:14).
* Его имя понималось как «bloiiam » (без народа), «balaiiam» (пожиратель или губитель народа) (Вавилонский Талмуд, Санхедрин 105a; Таргум Псевдо-Ионатана (Числ 22. 5).
б) Библейская Энциклопедия Архимандрита Никифора
в) Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона
* Баал, Бел. — имя ханаанейского (финикийского, а может быть, филистейского или др.) бога, часто упоминаемое в Библии. Оно же встречается в финикийских надписях, у греческих и римских писателей (. Baal, Bal), в Септуагинте и у Иосифа Флавия. Термин «Баал», обычно переводимый через «владыка», в сущности, означает «владелец» или «собственник», в этом смысле он употребляется даже у нынешних евреев. В Библии Б. означает только собственника или владельца животных (Исайя, 1, 3; Исх., 21, 28 и сл.) или же в смысле мужа, супруга (Притч., 31, 11).
4) Применение термина в русском языке
Национальный корпус русского языка (НКРЯ)
Согласно статистике НКРЯ в русской литературе 1800-2013 гг. имя Валаам регистрировалось с 1812 года, пик применения в 1823 г., в дальнейшем падение применения термина до минимальных значений 1814 года. Иногда десятилетиями термин в литературе не фиксировался, в настоящее время употребляется редко.
* Послание Иуды: синодальный перевод (1816-1862): «Горе им, потому что идут путем Каиновым, предаются обольщению мзды, как Валаам, и в упорстве погибают, как Корей».
* Н. М. Карамзин. История государства Российского: Том 9 (1816-1820): «Объявив неприятелей великодушного иерарха Филиппа наглыми клеветниками, он заточил соловецкого игумена, лукавого Паисия на дикий остров Валаам».
5) Обобщение и вывод
* Найти какую-либо этимологию карел. Valamoi, фин. Valamo не удалось; библейские и талмудические толкования термина Валаам – противоречивы. Предположить, что монахи назвали остров и монастырь по имени языческого прорицателя Валаама (Билеам), мы не можем, т.к. христианство вело преследование языческих культов и их не прославляло.
Скорее всего, имя острова связано с его выдающимся географическим и хозяйственным положением в северном, шхерном (500 островов) регионе Ладожского озера. При основании монастыря (хозяйственный субъект: ремесло, торговля, сбор налогов, суд и духовный деятель) надо было выделить владельца островной территории. Географически остров расположен почти посередине северной части озера, до материковой части на З, С и В, примерно 40-60 км, день пути на парусно-весельном боте. Обнаружение археологами остатков металлургического производства указывает на его ремесленное значение, важное для местного островного населения, занимающегося преимущественно охотой (меха) и рыболовством. В таком случае в имени острова должно содержаться указание на его властные полномочия – монастырь (соответственно остров) рассматривался как хозяин, властелин на этой территории. Крупный субъект иудеохристианства мог быть назван только на базе терминологии сакрального языка – освящение территории, введение её в культ Бога Яхве.
5) Терминология иврита
Выделим корни в исследуемом имени – ВАЛААМ (БАЛААМ) = ВАЛ+ААМ, у нас моментально проявляются соответствующие корни иврита.
ЕЭБЕ. «Баал, понятие — еврейское обозначение владельца или собственника предмета. В связи с различными другими терминами Б. выражает всевозможные отношения человека к предмету. Некоторые подобные сочетания встречаются в библейской фразеологии и употребляются и поныне, преимущественно у польско-немецких евреев (ср., напр., «Baal ha-Baith», исказившееся в «Baalboos»). В талмудической письменности слова, сложные с Б., служат, главным образом, для обозначения различных разрядов ученых, напр. «Baale Gemara» или «Baale Talmud» — талмудисты; «Baale Mikrah» — ученые исследователи Библии; «Baale Mischnah» — специалисты по Мишне. До сих пор еще употребительны некоторые другие сочетания слова Б., заимствованные из Талмуда. Сюда относятся, напр., «Baale Chajim» — животные; «Baal Din» — тяжущаяся сторона; «Baal Teschubah» — кающийся; «Baal Jessurim» — страдалец; «Baal Mum» — калека; «Baal Ezah» — советчик».
* ВАЛ = ивр. БААЛ (ВААЛ) хозяин, владелец, господин, муж, Ваал – финикийский бог.
* ААМ = ивр. ЙАМ море, озеро; ЙАМА озеро, море (закрытое).
ВАЛ+ААМ = ивр. БААЛ (ВААЛ) хозяин, владелец, господин + ЙАМ озеро; ЙАМА озеро, море (закрытое); т.е. хозяин, владелец, господин озера (северной части озера).
6) Библейский образ
* Исход 22:8: «а если не найдется вор, пусть хозяин (БААЛ) дома придет пред судей и поклянется, что не простер руки своей на собственность ближнего своего».
* Бытие 14:3: Все сии соединились в долине Сиддим, где ныне море Соленое (Мертвое море, собственно озеро).
Таким образом, составное имя острова Вал+аам – транслитерация (передача понятий другим алфавитом) двух терминов иврита на русский язык. Топоним отражает сложившуюся социально-политическую и административную обстановку в северном, шхерном районе Ладожского озера в XIV-XV вв., в момент основания Свято-Преображенского монастыря (монастырь имеет своё имя) – на этом острове владелец, хозяин озера.
Остров Валаам
Остров Валаам. Чудный уголок необыкновенной красоты, наполненный особым спокойствием и умиротворенностью. Расположен Валаам на Ладожском озере в Карелии, в 22 километрах от ближайшего берега. Остров, название которого в переводе с финского обозначает «высокая земля», занимает центральное место в обширном Валаамском архипелаге, его общая площадь — 30 кв. км. Валаам даже имеет собственные внутренние озёра, а с некоторыми другими, более мелкими островами архипелага, он соединён деревянными мостами. Всего Валаамский архипелаг насчитывает около 50 больших и малых островов.
Однако именно на остров Валаам каждый год прибывают сотни тысяч туристов и паломников, жаждущих приобщиться к уникальной православной культуре Русского Севера. Ведь именно здесь находится один из древнейших мужских монастырей России — Валаамский Спасо-Преображенский монастырь, который нередко называют «Северным Афоном».
История Валаамского монастыря
Исходя из данных исторических исследований, первыми поселенцами острова считались представители финно-угорских племен. Позже островная территория была заселена карелами. Первыми христианами, ступившими на земли Валаама, были Сергий и Герман. Именно им отдается пальма первенства в основании монашеского братства.
Однако древнее предание гласит, что ещё раньше сам апостол Андрей Первозванный установил каменный крест на землях величественного Валаама, тем самым положив основание монастыря. При этом историки не выражают единой точки зрения относительно времени образования святой обители. Расхождение в датах сводится к двум столетиям: X—XII века или XII—XIV века.
История острова ознаменовалась множеством разных событий.
За свою долгую историю монастырь успел пережить периоды рассвета и полного упадка, но сейчас, в начала XXI века Валаам вновь принимает паломников и туристов, и считается одним из самых святых мест в России.
Кстати, сами монахи, живущие на Валааме, сравнивают многочисленных туристов, которых с каждым годом становиться всё больше, с послушанием. Это и понятно, ведь люди чаще всего уходят в монастырь в поисках мира и покоя. Может быть, поэтому из всех времён года большинство монахов предпочитают зиму — сезон прекращения судоходства, когда остров практически отрезан от мира.
Достопримечательности острова Валаам
Валаам, имеющий статус самого большого острова архипелага, поднят над уровнем Ладожского озера на высоту 60 метров. Величие острова просматривается с запада и юга, где гранитные скалы скрываются под водой на глубину до нескольких десятков метров. Северная и восточная части островной территории весьма интересны для туристов своими проливами.
Однако при всей красоте природы на острове, большая часть туристов едет на Валаам ради других достопримечательностей. Дело в том, что монастырь включает в себя 13 скитов, расположенных в разных частях Валаама, и 21 часовню. Расскажем о самых интересных из них.
Скит всех Святых или Белый скит
Находится на Скитском острове. Это самый первый и большой каменный скит, построенный здесь в конце XVIII века. Белый скит также считается самым строгим по уставу и самым труднодоступным для туристов скитом Валаамского монастыря, женщин сюда пускают только раз в году — во время во время крестного хода в День всех Святых.
Коневский скит
Основанный самым знаменитым настоятелем монастыря — игуменом Дамаскином, Коневский скит назван так в честь Коневской иконы Божией Матери. Находится скит в лесу, на берегу Игуменских озёр. В келье рядом с храмом, так же названным в честь Коневской Божией Матери, живёт отшельник и послушники. Туристам разрешается бывать на территории скита, но заходить в сам храм, а тем более, келью, запрещено. Для паломников, желающих посетить храм, могут сделать исключение, но только по предварительной договорённости.
Скит Николая Чудотворца
Посвящённый одному из самых почитаемых в России святых, скит Николая Чудотворца находится на Николаевском острове, недалеко от входа в Монастырскую бухту. Включает храм Николая Чудотворца и домовую церковь Иоанна Дамаскина. Интересно, что до постройки храма в 1853 году, часовня на Николаевском острове использовалась как маяк — в тёмные ночи на её вершине зажигали большой фонарь.
Гефсиманский скит
Находится у подножья горы Елеон. Включает в себя церковь Успения Пресвятой Богородицы, построенную на вершине горы, две часовни и домик для проживания монахов. Кстати, церковь, выстроенная из бруса и обшитая тёсом, представляет собой типичный образец русской церковной деревянной архитектуры.
Спасо-Преображенский собор
Центральная достопримечательность острова, а для кого-то — самое святое место Валаама. Спасо-Преображенский собор был задуман в XIX игуменом Дамаскином, но достроен уже его приемником — Ионафаном II. Сейчас внутри собора покоятся мощи преподобных Сергия и Германа Валаамских, преподобного Антипа Афонского, а так же хранится чудотворная икона Валаамской Божией Матери.
Валаамские сады
Помимо архитектуры, есть на Валааме и другие интересные места. Например, знаменитые Валаамские сады, где монахи умудряются выращивать не только арбузы и яблоки, но и самые настоящие ананасы. Всего садов на Валааме три:
Интересно, что в этих садах до сих пор растут старые яблони, возраст которых перевалил уже за 150 лет, но эти яблони продолжают плодоносить. Если окажетесь на Валааме весной, во время цветения яблонь, обязательно побывайте хотя бы в одном из этих садов — ощущения нереальные.
Лавка Валаамского монастыря
На Валаам каждый год приезжает огромное количество туристов и паломников, и, конечно, большинство гостей желает увезти что-нибудь с собой на память. Благо, что в монастыре и на подворьях Валаамского монастыря можно приобрести практически всё что угодно для утоления духовной жажды: от сувениров, аудио и видеозаписей до святых книг и рукописных икон.
Как добраться до острова Валаам
Есть два самых популярных пути на Валаам — через Приозёрск и через Сортавала. Во время летней навигации от причала в Приозерске отходит теплоход «Валаам». Обычно около 9:30 утра, а «метеоры» – около 11:00. От причала же в городе Сортавала метеоры отходят обычно в 9:00 и 11:00 утра. По заказам иногда есть рейсы в 13:00 и в 16:00. И теплоход, и метеоры прибывают в Монастырскую бухту на Валааме.