осударева дорога история строительства

осударева дорога история строительства. Смотреть фото осударева дорога история строительства. Смотреть картинку осударева дорога история строительства. Картинка про осударева дорога история строительства. Фото осударева дорога история строительства

В военной истории России нового времени, пожалуй, нет более загадочного и менее изученного события, чем поход 1702 года Петра I по так называемой «Осударевой дороге». В данной заметке приводим материал «Геройский рейд» из «Российской газеты-Неделя» за 17 февраля 2011 года.

осударева дорога история строительства. Смотреть фото осударева дорога история строительства. Смотреть картинку осударева дорога история строительства. Картинка про осударева дорога история строительства. Фото осударева дорога история строительстваИз школьного курса истории мы помним, что именно благодаря строительству этой дороги русские смогли незаметно протянуть на Балтику два фрегата, переместить армию и одержать важную победу над шведами на Ладожском озере.
Недавно же по уникальной дендрохронологической шкале удалось выяснить, что найденные остатки бревен на «Осударевой дороге», относятся к 1702 году. Об этом и многом другом корреспонденту «РГ» рассказал историк, сотрудник Государственного краеведческого музея Карелии Михаил Данков.

Успеть за 20 дней
Российская газета: Михаил Юрьевич, неужели можно было меньше чем за месяц, не владея картографией района, оборудованием и техникой, построить такую масштабную дорогу?

РГ: Выходит, «Осударева дорога» строилась вообще без плана?

Данков: Осуществляя археологическую, топографическую и биолого-ландшафтную разведку, мы пришли к выводу, что трасса строилась не из пункта А в пункт Б, как это считалось долгое время. Данный тезис мы опровергаем. Строители двигались навстречу друг другу. И здесь очередная загадка. Как без точного знания местности головные отряды могли не промахнуться при встрече?
Основаны наши утверждения на том, что обнаружены и изучены разные конструкции гати. Русское население, которое проживало в Поморье, Нюхче, а также у Повенецкого рядка, использовало мостовую настилку с поперечной укладкой. А в срединной части дороги, где проживали карелы, другая методика. Там настилали продольные бревна, на них накладывали катки, по которым и перемещался экспедиционный обоз.

осударева дорога история строительства. Смотреть фото осударева дорога история строительства. Смотреть картинку осударева дорога история строительства. Картинка про осударева дорога история строительства. Фото осударева дорога история строительства
По сохранившимся брёвнам учёным удалось определить дату строительства «Осударевой дороги»

РГ: Сколько же времени преодолевали трассу Петр, лейб-гвардия и свита?

Невозможное – возможно
РГ:Может, это фальсификация?

Данков: Определенно нет. Это один из парадоксов менталитета русских людей: сделать невыполнимое во что бы то ни стало. Была поставлена сверхзадача, и ее выполнили.

РГ: А фрегаты? Петр все же тащил их с собой или нет?
Данков: Возможно, это покажется смелым заявлением, но мы уверены, что Петр по «Осударевой дороге» в августе 1702 года фрегаты не тащил, как это традиционно утверждается в отечественной истории. Это подтверждается разными архивными источниками, свидетельствами государя и его фаворитов, иконографией похода, современными выводами археологических и ландшафтных исследований. Морские суда, возведенные под присмотром солдат бомбардирской роты Преображенского полка при участии англичанина Я. Валронта и голландца П. Памбурха, первых капитанов загадочных кораблей, скорее всего, до 1710 года находились в акватории Белого моря.
Кстати, догадки основывались и на художественных работах Адриана Шхонебека, голландского художника, выписанного в Россию в конце семнадцатого века, который, как мы установили, являлся участником легендарного рейда. Его гравюра, опубликованная в 1713 году в так называемой «Марсовой книге», называется «Взятие Нотебурга». На ней не изображены крупные парусные суда, которые якобы должны были атаковать Нотебург. Не было никаких фрегатов.

РГ: Тогда зачем строили дорогу?

P.S.
Инерционные представления о таинственном перемещении кораблей войсковой группой Петра I по «Осударевой дороге» в 1702 году, скорее всего, являются мифологической выдумкой, в которой патриотических неувязок больше, чем реальных фактов. Интрига перетаскивания кораблей от моря к морю по-прежнему изумляет и приглашает исследователей к новому архивному поиску и резонному размышлению.

Источник

«Осударева дорога». Рекорд скорости строительства и главная государственная тайна начала XVIII века

Карелию и сейчас величают краем непроходимых лесов и болот. «Елень не пройдет беспечно»… Пожалуй, с этим трудно не согласиться. Каждый из нас, бывая в лесу, ловил себя на мысли о том, как просто заблудиться в карельской тайге. А теперь представьте «подстоличную Сибирь» в 18 веке: малонаселенный край, суровые продолжительные зимы и короткое северное лето, отсутствие какой-либо инфраструктуры. Картина, мягко скажем, безрадостная. А тут еще Северная война, потребовавшая мобилизации без того скудных ресурсов.

Строительство

8 июня 1702 года урядникам Преображенского полка М. Щепотеву и И. Муханову в обстановке строжайшей секретности был дан «наказ провести зондирование местности для возможной трассе от Городка к Олонцу» «жилыми ли местами иль лесами пойдет дорога», «ворзможно ли тою дорогою без росчистки проехать конными с телегами, и не будет ли где на переправах через реки и болота какие остановки за мостами».

осударева дорога история строительства. Смотреть фото осударева дорога история строительства. Смотреть картинку осударева дорога история строительства. Картинка про осударева дорога история строительства. Фото осударева дорога история строительстваПо всей видимости, наказ был выполнен моментально, ибо уже к первым числам июля около 5 тысяч мужиков из Кеми, Сумского Посада, Нюхчи были согнаны к месту работ. Вскоре к ним присоединились крестьяне Соловецкие и общинники Выговской пустыни. И началась работа по строительству небывалого и дерзкого проекта «Осударевой дороги».

«. в грязных местах, и на реках, и на речках, и на ручьях, и на всяких переправах, велеть расчистить. и во время проходу Великого Государя служилым людям нигде ни за какие остановки и препоны отнюдь не было».

Строительство велось с двух направлений навстречу друг другу. Северный участок 94 версты шел от новопостроенной пристани у мыса Вардегоры (ныне Вардия), далее на Нюхчу – старинное поморское село, вдоль Нюхчи до Ветреной горы (по всей видимости отроги Ветреного пояса, сейчас Щепотева гора), далее гатью до Пулозера, возведение мостов через р. Илеменза (Воронья) и Илоза (Сума), мосты через рр. Кукша-Мокса и Нела, рубка просеки до деревни Вожмосалма (ныне затоплена Выгозером, остались одноименные острова). Южный начинался от Повенца, шел строго на север вдоль современного русла Беломорско-Балтийского канала через Волозеро, Маткозеро, Телекино, потом поворачивал на низовья Выга (Петровский ям) – 80 верст.

Руководил строительством сержант Преображенского полка М. И. Щепотев. К сожалению, в исторических источниках того времени мы не найдем ни словесного портрета Михаила Ивановича, ни многих фактов из его жизни. Однако имеющихся данных видно, что фигура это была крайне энергичная и способная на решительные поступки, поэтому неудивительно, что именно этому человеку Петр доверил руководство работами по прокладке нового пути.

Строительство началось в двадцатых числах июня 1702, а 5 августа Петру I было доложено, что дорога готова.

Таким образом, примерно за месяц была построена дорога протяжённостью в 264 км. Авторы «Российской газеты» объявили это мировым рекордом скорости строительства.

Эксплуатация

осударева дорога история строительства. Смотреть фото осударева дорога история строительства. Смотреть картинку осударева дорога история строительства. Картинка про осударева дорога история строительства. Фото осударева дорога история строительства

Долгое время в исторической науке считалось, что по проложенному пути по указу царя осуществлялся волок двух малых фрегатов «Святой Дух» и «Курьер», построенных в Архангельске, на Ладожское озеро и в Неву для содействия войскам во взятии шведских крепостей. Однако, архивные и ландшафтные исследования перемещение морских судов по «Осударевой дороге» не подтверждают. Сейчас ученые предполагают, что суда находились в акватории Белого моря до 1710 года, а по дороге к театру боевых действий была тайно перемещена элита российской армии – лейб-гвардия Преображенского и Семёновского полков – сумевшая отбить у шведов «золотой ключик» к Балтике, крепость Нотебург (Орешек).

Некоторое время дорога использовалась для кратчайшего сообщения Поморья с северо-западными районами страны, перевозки грузов и товаров. Но постепенно центром торговли и промышленности стал Санкт-Петербург, и она утратила свое значение.

В XIX веке дорога была заброшена. В 1933 году по местам бывшей Осударевой дороги прошла трасса Беломорско-Балтийского канала.

Современное состояние

осударева дорога история строительства. Смотреть фото осударева дорога история строительства. Смотреть картинку осударева дорога история строительства. Картинка про осударева дорога история строительства. Фото осударева дорога история строительстваТочные координаты прохождения дороги пока не известны. Большая часть дороги не найдена. Предположительный маршрут дороги проходил вблизи населённых пунктов и мест:

мыс Вардегорский (Варде) — место десанта армейской группы Петра I в ночь на 17 августа 1702 года.
село Нюхча — с 16 на 17 августа 1702 года здесь ночевал Петр I.
Государев клоч — место временной стоянки Петра I. (14 верст вверх по реке Нюхча).
Щепотева гора
Миленские горы
гора Ветряная
Патрикеева Сюрьга
река Илоза (Сума) — форсировалась армейской группой 18 августа 1702 года.
село Пулозеро
Пихкамох
село Коросозеро
Петровский Ям — место временной стоянки армейской группы

В 1993 году в Петрозаводске был создан исследовательский проект «Осударева дорога». Авторами и учредителями программы выступили действительные члены Русского географического общества Российской академии наук М. Ю. Данков — ведущий научный сотрудник Карельского государственного краеведческого музея и С. А. Никулин — главный редактор коммерческой Карельской телекомпании «Ника». В рамках этого проекта организуются поисковые экспедиции для определения на местности координат «Осударевой дороги».

В Беломорском и Сегежском районах Карелии в конце июля 2010 года была организована 8-я экспедиция по поиску легендарной петровской трассы, в ходе которой были обнаружены ранее неизвестные, хорошо сохранившиеся фрагменты дорожного полотна с ярко выраженными следами земляных работ: подрезкой склонов возвышенностей, устройством насыпей в понижениях рельефа.

осударева дорога история строительства. Смотреть фото осударева дорога история строительства. Смотреть картинку осударева дорога история строительства. Картинка про осударева дорога история строительства. Фото осударева дорога история строительстваАзимут найденных участков совпадает с общим направлением «Осударевой дороги» в этом районе. Впоследствии, по остаткам древесины на болотной гати возле Щепотевой горы, кандидат географических наук С. П. Гриппа с помощью созданной им дендрохронологической шкалы определил точную дату строительства гати — 1702 год, что совпало со временем петровского похода.

Руководитель поиска 2010 года, опытный инженер-лесоустроитель А. М. Шелехов по отобранным древесным кернам определил возраст сосен и елей, растущих как по обочинам дороги, так и на самом полотне. Это позволило установить примерные годы возведения трассы и вероятное время окончания ее эксплуатации.

На обочинах трассы стоят древние сухие сосны с затесками на стволах. Длина режущей части инструмента, которым они нанесены, составляет более 30 см. Современные топоры не имеют такого широкого лезвия. Возможно, устроители дороги пользовались рубящим оружием: секирой, тесаком или палашом.

Новые находки ставят перед исследователями сложные вопросы, ответы на которые позволят прояснить полную историческую картину событий. Тщательное сопоставление отдельных фактов, архивных документов, топографических карт и находок в карельской тайге позволяет выстраивать версии и продолжать исследование.

«Осударева дорога», до сих пор сохранившаяся в народной памяти, постепенно обретает реальные очертания и точные географические координаты.

Статья составлена по материалам интернет-порталов

Источник

Предчувствуя фарт и не имея конфузий

Осударева дорога, 174 версты от Вардегорского мыса у села Нюхча до Повенца. Построена по указу Петра Первого в 1702 году меньше чем за месяц. По тайге, где и «елень не пройдет беспечно». Рассказывает Михаил Данков, научный сотрудник Национального музея Карелии.

осударева дорога история строительства. Смотреть фото осударева дорога история строительства. Смотреть картинку осударева дорога история строительства. Картинка про осударева дорога история строительства. Фото осударева дорога история строительства

Михаил Данков, участник реконструкции Осударевой дороги. Повенец, 2012. Фото: Игорь Георгиевский

1702 год, Северная война. Тридцатилетний Петр с Преображенским и Семеновским полками, со всей свитой и малолетним наследником проходит лесами и болотами от Нюхчи до Повенца. За восемь дней — от Белого моря до Онежского озера. И в результате столь непредвиденного маневра одерживает первую впечатляющую победу над шведами, «на аккорд» берет Нотебург, обеспечив выход в Балтийское море.

Историк Михаил Данков, сотрудник Национального музея Республики Карелия, всю свою научную жизнь занимается Петровской эпохой. А последние двадцать пять лет — Осударевой дорогой.

— Наказ на строительство дороги был дан 8 июня 1702-го. Михаилу Щепотеву, сержанту бомбардирской роты Преображенского полка, поручалось провести «опись проведывания ближайшего пути».

Задание фантастическое! В начале восемнадцатого века еще не существовало единых картографических представлений, использовались даже разные верстовые понятия. Так, Петр в одном из писем из Архангельска пишет, что вся дорога — это 120 верст, а позднее князь Долгорукий сообщает: «…сухим путем близко 200 верст».

Мы же в результате современных ландшафтных и археологических исследований утвердились в том, что расстояние составляло 174 версты, что в переводе на современную метрическую систему чуть более 264 километров.

осударева дорога история строительства. Смотреть фото осударева дорога история строительства. Смотреть картинку осударева дорога история строительства. Картинка про осударева дорога история строительства. Фото осударева дорога история строительства

осударева дорога история строительства. Смотреть фото осударева дорога история строительства. Смотреть картинку осударева дорога история строительства. Картинка про осударева дорога история строительства. Фото осударева дорога история строительства

С конца июня 1702 года около пяти тысяч мужиков из Нюхчи, Сумского Посада, Кеми, Усть-Онежского погоста, Каргополя, Белоозера и Повенца царским именем согнали к местам работ. Чуть позже к ним присоединились крестьяне Соловецкого и Крестного Онежского (Кийского) монастырей, выговские общинники и «работный люд» волостей Выгозерского погоста.

Народ прибывал на лошадях с подводами и волокушами, с рабочим инструментом — топорами, пилами и лопатами. А уже 14 июля Щепотев и Муханов сообщают Петру и Федору Головину в Архангельск: «…а дорога вся в отделке».

Оставалось собрать на Онеге суда для переброски войск. И собрали — 85 кораблей. Михаил Щепотев, 5 августа 1702:

«Государь, по указу твоему, послал я для очистки дорожной и тое дорогу делаю от Нюхоцкой Волости и сделана до Ветренной горы 30 верст, — и далее… Государь, дорога и пристань и подводы и суды на Онеге готовы».

— Этот факт не имеет аналогов в мировой истории инженерно-дорожного строительства, — утверждает Данков. — Расстояние от Белого моря до Онежского озера совсем не простая территория: здесь проходит водораздел, вдоль побережья Белого моря идут и так называемый Ветреный пояс, и гора Голец высотой 234 метра — объем работ огромный.

осударева дорога история строительства. Смотреть фото осударева дорога история строительства. Смотреть картинку осударева дорога история строительства. Картинка про осударева дорога история строительства. Фото осударева дорога история строительства

Михаил Данков: «Мы консультировались с инженерами-дорожниками — такой маршрут в короткий срок невозможно обустроить даже сегодня». Фото: Игорь Георгиевский

— Событие, без сомнения, колоссальное. Фундаментальное для судеб России и стран Европы. Осударева дорога — это путь в Европу. На Запад. Имеет прямое отношение к строительству будущей столицы империи, Санкт-Петербургу прямо под носом у неприятеля Карла XII.

Россия воевала со шведским королевством. И Петр как коммерсант, как менеджер, прекрасно понимал, что тащить артиллерию из-за Урала, с Демидовских заводов (или даже из-под Тулы) к Балтике, к линии фронта — дело долгое и напряжное.

Нужно было создавать металлургический центр рядом с линией шведского фронта. И не только металлургический центр, но и крупную судостроительную верфь, которая выпускала бы настоящие фрегаты. Палубные, двухпалубные, на которые как раз эта артиллерия могла размещаться.

Осударева дорога, «путь из Арктики», привела к бурной индустриальной, промышленной жизни на ранее безлюдной территории Русского Севера: от Белого моря до Онежского озера, до Ладоги. Здесь не было городов, не было дорог.

А в 1702 году стало ясно, что север может выдавать крайне важную продукцию — обработанную железную руду, обработанный металл для военных обстоятельств России. Край вздрогнул.

осударева дорога история строительства. Смотреть фото осударева дорога история строительства. Смотреть картинку осударева дорога история строительства. Картинка про осударева дорога история строительства. Фото осударева дорога история строительства

осударева дорога история строительства. Смотреть фото осударева дорога история строительства. Смотреть картинку осударева дорога история строительства. Картинка про осударева дорога история строительства. Фото осударева дорога история строительства

осударева дорога история строительства. Смотреть фото осударева дорога история строительства. Смотреть картинку осударева дорога история строительства. Картинка про осударева дорога история строительства. Фото осударева дорога история строительства

осударева дорога история строительства. Смотреть фото осударева дорога история строительства. Смотреть картинку осударева дорога история строительства. Картинка про осударева дорога история строительства. Фото осударева дорога история строительства

— Дорогу для переброски войск построили — это факт. А корабли волокли? «Святой дух» и «Курьер»?

— Это вопрос тривиальный, досужий, я бы сказал. Годы, проведенные в архивах в поисках новых документов, консультации с современными дорожно-строительными маркшейдерами, сопоставление множества входящих фактов и факторов убеждают в том, что волока кораблей по Осударевой дороге в 1702 году не было, это патриотическая легенда.

Речь идет о фрегатах «Сошествие Святого Духа» и «Скорый гонец» (их по ошибке три века называют «Святой дух» и «Курьер»). Малые фрегаты — это колоссальные суда, мы знаем их размеры: около 22 метров в длину, более 6 метров в поперечнике.

И вот такую махину (две махины!) волоком перетащить за семь дней? Там 264 километра — от Вардегорского мыса до Повенецкого рядка. Ни городов, ни сел — только болота и горы. На этом пути два горных кряжа, мощных: Масельгский кряж и отроги Ветряного пояса (вдоль побережья Белого моря). По этой территории трудно так-то идти, даже современному подготовленному туристу.

осударева дорога история строительства. Смотреть фото осударева дорога история строительства. Смотреть картинку осударева дорога история строительства. Картинка про осударева дорога история строительства. Фото осударева дорога история строительства

Василий Суриков. Петр I перетаскивает суда из Онежского залива в Онежское озеро в 1702 году. Бумага, соус, уголь. 1872. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

— Работая в российских и зарубежных архивах, я не нашел подтверждений, упоминаний о волоке в переписке самого Петра и его спутников Головина, Меншикова, Головкина, Зотова, Нарышкина, Трубецкого. Нет таких сведений и в крупных произведениях Петровской эпохи; я имею в виду различные «юрналы»: походный журнал Петра, журнал Гюссена, журнал Шафирова.

Я изучал депеши и заметки участников похода — ничего подобного нет. Кроме того, Осудареву дорогу преодолел первый русский гравер Адриан Шхонебек, который создал школу граверного искусства в России.

Шхонебек был участником этой акции, и он оставил целый ряд рисунков и гравюр (около 200 листов на лучшей александрийской бумаге) о походе и взятии Нотебурга армией Петра. И ни на одной из этих гравюр никаких кораблей, никаких крупных фрегатов нет.

Их нет и в составе кораблей Балтийского флота, зато известна дальнейшая судьба петровских судов на Северной Двине, куда они в августе 1702 г. отправились от Вардегорского мыса в составе флотилии вице адмирала Крюйса.

осударева дорога история строительства. Смотреть фото осударева дорога история строительства. Смотреть картинку осударева дорога история строительства. Картинка про осударева дорога история строительства. Фото осударева дорога история строительства

Адриан Шхонебек. Войска преодолевают Осудареву дорогу. Начало XVIII века. Государственный Эрмитаж, Русский отдел

— Трудно себе представить, что если бы волок фрегатов имел место, Петр (который был падок на яркую публичность) не показал бы этого миру. Нигде не рассказал о героических судах нарождающегося русского флота.

Целый комплекс информации — исторической, документальной, архивной, практической — убеждает нас в том, что это миф. Но согласитесь, миф красивый.

В ноябре 2016 года создана новая Карельская региональная общественная организация по проведению научно-исследовательских экспедиций «Осударева дорога». Руководители — члены Русского географического общества Сергей Никулин и Юрий Русанов.

В прошлом году КРОО «Осударева дорога» выиграла президентский грант на 2018 год, 494 тысячи рублей.

В августе в Нюхче пройдет межрегиональная экспедиция: несколько групп отправятся по участкам Осударевой дороги. В августе же в Петрозаводске состоится большая научно-практическая конференция «Роль Осударевой дороги в истории России».

Источник

Осударева дорога история строительства

Текст: Леонид Миндель
Фото: Игорь Георгиевский

Путь Петра Первого по лесам и болотам Карелии от села Нюхча до Повенца, названный «Осударевой дорогой», сыграл исключительную роль в военно-политической истории России и в судьбе стран Северной Европы. В результате стратегического перемещения войск русские в октябре 1702 года одержали первую впечатляющую победу над шведами, «на аккорд» взяв Нотебург на Ладоге, тем самым обеспечив России возврат берегов Невы и выход к балтийскому побережью.

Я вышел из поезда свежим петрозаводским утром. Нам предстояло проехать триста километров до Беломорска и потом еще пятьдесят до старого поморского поселения. Там была назначена встреча с основной группой. Время в дороге пролетело незаметно, и вот уже Сумский Посад и встреча со второй машиной, новенькой «буханкой». И тут выясняется, что один из инструкторов, Алексей, отправился на знакомство с родителями невесты вместе с экипажем третьей машины – «Хантера». Визуальный поиск по дворам результатов не дал (еще один аргумент в пользу того, что забывать в Петрозаводске радиостанции неправильно). В конце концов, сориентировавшись на местности, находим необследованный ранее район Сумпосада и в нем «Хантер», Лешу и его экипаж.

Вечереет, выдвигаемся из населенного пункта на юг и ищем место ночевки. Проехав несколько километров по песчаной лесной дороге, натыкаемся на безымянное озеро, на берегу которого и разбиваем лагерь. В темноте потрескивает костер, в кружках налит превосходный коньячный спирт, а скорбный «список забытого» пополняется шестиструнной гитарой. В общем, поем без ансамбля и расходимся спать. Культурная программа на сегодня закончена. Всю ночь шел дождь, а с утра подморозило. В результате подъем, назначенный на восемь утра, как-то сам собой сдвинулся на полдесятого. Руководитель группы Тимофей Рогожин высказался по этому поводу достаточно философично, мол, первый день, народ привыкает, да и тропиться нам особо некуда. Кстати, «привыкающий народ» – это исключительно ваш покорный слуга и Инесса (турист из Питера), остальные же восемь человек – сотрудники бюро путешествий, и адаптироваться к такого рода поездкам им явно не требовалось.

Вероятно, к середине лета 1702 года не только противник, но и ближнее окружение царя, исключая Ф.А.Головина, А.Д.Меньшикова, а также урядников Преображенского полка М.И.Щепотева и И.К.Муханова не догадывались об истинных намерениях, связанных с организацией военно-транспортной операции по переброске войск и транспортировке посуху двух фрегатов от Белого моря к Онежскому озеру.

Выдвигаемся в сторону мыса Вардия и Вардагоры, места высадки Петра Первого. Идем колонной, первым Виталий на «буханке» (благодаря его дружбе с GPS, мы ни разу не сбились с дороги), за ним Алексей на «Хантере», а замыкаем колонну мы с Геной на длинном «уазике». Сперва держим направление на юг, а через двадцать километров по накатанной грунтовке уходим на восток в сторону поселка Вирандозеро.

До чего же здесь красиво. Чистый хвойный лес, быстрые речки с деревянными мостами, озера и болота, укрытые ярким разноцветным мхом. Через пять километров выезжаем на берег реки Руйга. Наша сегодняшняя задача – добраться вдоль ее русла до берега Белого моря. И тут проселочная дорога (в европейском понимании этого слова) сменяется знакомой до боли в мостах российской колеей.

При виде долгожданного бездорожья у меня начинают блестеть глаза, и Гена пускает меня за руль. Вдоль Руйги мы едем около четырех километров, а когда до моря остается «рукой подать», путь преграждает разрушенный мост. Встретившийся охотник рассказывает, что за мостом сплошные болота и проехать там невозможно. После небольшого совещания решаем не разубеждать местного «зверодобытчика» в его заблуждениях – нельзя так нельзя.

С утра инициативная группа отправилась на Вардогору. Пеший маршрут составил около пятнадцати километров. Отправная точка – начало «Осударевой дороги» – была взята.

Выступив в роли военного проектировщика-геодезиста и дорожного инженера, Михаил Щепотев предлагает царю дерзкий план сухопутного транзита от Белого моря до Онежского озера. Коридор трассы Нюхча, Волостная – Повенец проходил по местности, практически незаселенной, что соответствовало «государеву замыслу». Азимутное направление маршрута также пришлось по душе Петру I, любителю «строгих першпектив».

После обеда мы тронулись в дальнейший путь. Я пересел за руль «Хантера» и больше по машинам не прыгал. Следующая цель – деревня Нюхча. Час езды по отличной грунтовой дороге, и мы на месте. Совершив налет на нюхчинское сельпо, наша дружная команда принялась искать место для ночлега. Для начала мы по деревянному мосту перебрались на противоположный берег реки Нюхчи и, углубившись в лес, выехали на берег Виручья. Берег был крутой, красивый и… без всякого намека на мост. Я было затеял полемику на тему «а давайте тут проедем», в ответ мне напомнили, что наша задача проехать «Осудареву дорогу», а не положить машины. В результате мы вернулись обратно в Нюхчу и, под удивленные взгляды местных жителей (чего это они тут разъездились?) пересекли мост в обратном направлении. Вдоль реки мы доехали почти до самого моря и остановились на ночевку в заброшенном песчаном карьере. Я было предложил переночевать на берегу моря, но мне, как всегда, спокойно и терпеливо объяснили, что прилив, конечно, замечательное явление природы, но просыпаться под водой неинтересно.

Купив в пекарне свежего хлеба, мы отправились по той же дороге обратно, проехали Вирандозеро и ушли южнее. Следующей точкой нашего пути была деревня Валдай. Вечерело, стало совершенно понятно, что сегодня до Валдая мы не доедем. Дорога оставалась неплохой, но хлипкие мосты через многочисленные речки сильно задерживали. А вот и Сумский Ям. Если до него мы постоянно двигались параллельно Осударевой дороге, то теперь пересекаем ее и уходим южнее (далее «трасса Петра» затоплена Выгозерским водохранилищем и следование по ней невозможно).

Уже в первых числах июля 1702 года около пяти тысяч мужиков из Нюхчи, Сумского Посада, Кеми, Усть-Онежского погоста, Каргополя, Белоозера, Повенца царским именем сгоняются к местам работ. Вскоре к ним присоединились крестьяне Соловецкого монастыря, а также выговские общинники и «работный люд» волостей Выгозерского погоста. Народ прибывал на лошадях с подводами и волокушами, с рабочим инструментом – топорами, пилами и лопатами.

Под легкий дождик мы въехали на территорию Валдайского охотхозяйства. И тут обозначенная на карте дорога закончилась… Мы оказались перед выбором: ехать по накатанному тракту в сторону Валдая (делая большой крюк и минуя Хижозеро) или рубиться напрямки. Немного поплутав среди лесовозных «усов» и заброшенных делянок, мы вернулись на несколько километров назад и ушли на едва заметную тропку, которая привела нас в замечательное болото. Было уже совершенно темно, к тому же похолодало, нас немилосердно швыряло по гати из полусгнивших бревен, но мы прорвались и выехали в предполагаемое место ночевки у берега Хижозера.

Облаченный неограниченным доверием, царский любимец Михаил Щепотев приступает к строительству «Осударевой дороги». Начался уникальный инженерно-строительный эксперимент по возведению волока по ранее непроходимым местам, где «. и елень не проходит беспечно». По наказу от 8 июня 1702 года сержант Преображенского полка получает право: «. в грязных местах, и на реках, и на речках, и на ручьях, и на всяких переправах, велеть расчистить. и во время проходу Великого Государя служилым людям нигде ни за какие остановки и препоны отнюдь не было».

Утро встретило нас заморозками, на палатках и тенте слой льда, под ногами иней. Пока собирали лагерь, с озера вернулся наш главный рыбак Леша. Его сегодняшняя добыча – килограммовая щука! Значит, вечером будет уха…

Выдвинулись к Валдаю. Порядок тот же – Виталий на «буханке», за ним я на «Хантере» и Гена на «длинном» замыкающий. Начались настоящие болота, многокилометровые гати. Прыгая по притопленным бревнам, я думал о том, какую же надо иметь силу воли и веру, чтобы вот так, по колено в воде, пройти более двухсот пятидесяти километров практически без сна и отдыха, полуголодным, без лекарств и средств первой помощи. Когда я представил себе эту картину, мне стало не по себе и я покрепче вцепился в руль УАЗа, ища у него поддержки.

Через пару десятков километров мы выехали на отличную укатанную дорогу и понеслись с ветерком, насколько позволяли лужи и ухабы. Вот и Валдай, далее наша дорога обозначена на карте как неиспользуемая. Закупаем продукты. А поскольку бензина у нас мало (явно не хватит на всю экспедицию), Виталий спешно уезжает на поиски топлива. Правдами и неправдами ему удается купить у лесхоза немного горючего, но и его явно недостаточно. Впрочем, выбора у нас нет… У моста через реку Вожма устраиваем привал, обед и любуемся природой. Мы с Георгиевским ходим по мосту и снимаем пейзажи. Хороший, большой и крепкий мост – это последний оплот цивилизации, дальнейший путь неизвестен.

Возведение мостовых переправ сдерживало ход строительства. Крестьяне Поморья и Заонежья с огромными жертвами прокладывали царский волок. От холодов, сырости, скученности, антисанитарии и недоедания у строителей возникали тяжелейшие эпидемии. Участь многих из обессиленных была предрешена.

За мостом дорога в любом ее понимании закончилась,начались сплошные болота и гати. На единственном сухом участке отпечатки медвежьих лап. Здесь прошли медведица с медвежонком, судя по следам, пару часов назад (дождь не успел размыть борозды от когтей). Размышления о том, что с собой нет ни одного ружья, перестали быть праздными.

Посреди болота на «длинном» УАЗе спустило колесо. Заменили. В результате на три машины осталась одна запаска. Болота закончились, и начался затяжной подъем, но расслабляться не давали валуны в колее (за них то и дело цеплялись мосты). На закате выехали к Варожгоре, давно покинутой деревне. Когда-то тут жили староверы. А сейчас серые полуразрушенные дома с провалившимися крышами являли собой жутковатое зрелище.

Реально оценивая масштаб проекта по обустройству волока, Петр Первый вслед нап- равляет с «Указом» поручика Преображенского полка Афа-насия Головнина и адъютанта Семеновского полка Михайла Волкова. Статьи указа подтверждали М. Щепотеву полномочия помощников: «. присланы они. для того ж дорожного устройства, дабы Вам известным путем та дорога, которая явитца ближе и способнее, установлена». Решение царя оказать помощь в пробивке просеки оказалось как нельзя кстати. Вместе с поручиком и адъютантом к месту работ были направлены несколько рот гвардейцев.

Дальнейшую дорогу нашли не сразу. Сделав пару кругов по деревне, Виталий повел свою «буханку» сквозь, казалось бы, девственный лес. И лишь проехав сотню метров, я начал замечать следы дороги (позже правильность выбранного пути подтвердил и брошенный трелевщик). Мы двигались вдоль реки Выг. Пошел дождь, который очень быстро перешел в град, а затем в снег. Край старообрядцев встречал нас неласково, как бы говоря: «Не место вам здесь, люди покинули эти места давным-давно».

Как это ни странно, дорога оказалась в очень хорошем состоянии (по ней десятилетиями никто не ездил), но наш путь то и дело преграждали небольшие речушки. К тому же в «буханке» кончился бензин. Заправились. Теперь мы совершенно точно знали, что топлива нам не хватит.

Выехали на берег Выга… Поляна, на ней несколько домов. Это урочище Тайгиницы. Дома закрыты и явно ухожены, видимо сюда приходят по воде рыбаки, а может, охотники. Принимаем решение двигаться дальше и через пару часов выезжаем к деревне Шелтопорог (дальше проезжая дорога).

Встав на «Осудареву дорогу» в ночь на 17 августа 1702 года в районе Вардегорского мыса, армейская группа Петра I уже 26 августа находилась в Повенце на Онежском озере и готовилась к водному походу на Ладогу. Сыграв единожды военно-стратегическую роль в истории России, трасса «Осударева дорога» с успехом выполнила свое геополитическое предназначение.

Утром подморозило, и «длинный» отказался заводиться самостоятельно, пришлось таскать его «Хантером». Тронулись в путь и через пару часов были на широкой дороге, ведущей к Данилову. Здесь, перелив в «буханку» последнюю канистру бензина, мы разделились. Виталию предстояло добраться до ближайшей заправки и привезти топливо, нам же на «длинном» и «Хантере» – ехать, пока не кончится бензин, и ждать. Машины заглохли почти синхронно на выезде из Тихвина Бора, до асфальта оставалось не более тридцати километров. В ожидании «танкера» предались праздным разговорам и ничегонеделанию.

Выбираемся на асфальт и, миновав шлюз в Повенце, останавливаемся в местечке Сандормох. Здесь зимой 1937-1938 годов были расстреляны порядка десяти тысяч заключенных ГУЛАГа, в том числе и соловецкий этап (1111 человек). Несчастных в одном нижнем белье грузили в Медвежегорске в грузовики и привозили сюда. Стреляли не в затылок, а в лоб (чтобы люди не могли спрыгнуть в яму до выстрела). Весь лес был буквально превращен в гигантскую братскую могилу. Даже когда захоронение обнаружили, его не сразу смогли идентифицировать – чтобы замести следы, чекисты высадили поверх могил двадцатилетние сосны. В лесу множество крестов и надгробных плит, среди них и крест с именем прадеда Виталия…

К ночи мы въехали в Медвежегорск и после небольшого ночного перегона вернулись в Петрозаводск – исходную точку нашего путешествия. Экспедиция благополучно завершилась.

Я вошел в вагон метро и, сняв рюкзак, облокотился на дверь с надписью «Не прислоняться». Вокруг меня стояли люди, спешащие на работу московским утром. Непроснувшиеся, но уже усталые лица, рокот подземки, густой теплый воздух. Я закрыл глаза. И тут гул поезда превратился в шум Шелтопорога, перестук колес – в треск костра, а разговоры попутчиков – в голоса друзей.

Редакция благодарит Северо-Западное бюро путешествий и лично Тимофея Рогожина за помощь в подготовке материала.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *