освещение в москве уличное история

Сияющий город: история уличного освещения в Москве

© Комплекс городского хозяйства Москвы История появления «официального» уличного освещения в Москве несет на себе печать рождественского чуда: именно 25 декабря по старому стилю здесь засияли первые уличные фонари. Было это в очень далеком 1730 году, а поводом стал указ самой императрицы Анны Иоановны.

Любопытная деталь: указ датирован 27 ноября 1730 года, то есть на его реализацию понадобился всего месяц. Неплохие скорости, правда?

На фото: Масляный фонарь у Сухаревой башни, 1-я половина XIX века.

освещение в москве уличное история. Смотреть фото освещение в москве уличное история. Смотреть картинку освещение в москве уличное история. Картинка про освещение в москве уличное история. Фото освещение в москве уличное история

История появления «официального» уличного освещения в Москве несет на себе печать рождественского чуда: именно 25 декабря по старому стилю здесь засияли первые уличные фонари. Было это в очень далеком 1730 году, а поводом стал указ самой императрицы Анны Иоановны.

Любопытная деталь: указ датирован 27 ноября 1730 года, то есть на его реализацию понадобился всего месяц. Неплохие скорости, правда?

На фото: Масляный фонарь у Сухаревой башни, 1-я половина XIX века.

© Комплекс городского хозяйства Москвы В XIX веке систему уличного освещения ждали большие перемены. Сперва, в 1863 году, место старых масляных фонарей заняли более яркие керосиновые. А всего два года спустя Московская городская дума заключила тридцатилетний контракт с английской компанией «Букъе и Гольдсмит» на установку еще более прогрессивных газовых фонарей. Для этого англичанам даже пришлось строить отдельный завод.

На фото: Газовый фонарь на улице Володарского.

освещение в москве уличное история. Смотреть фото освещение в москве уличное история. Смотреть картинку освещение в москве уличное история. Картинка про освещение в москве уличное история. Фото освещение в москве уличное история

В XIX веке систему уличного освещения ждали большие перемены. Сперва, в 1863 году, место старых масляных фонарей заняли более яркие керосиновые. А всего два года спустя Московская городская дума заключила тридцатилетний контракт с английской компанией «Букъе и Гольдсмит» на установку еще более прогрессивных газовых фонарей. Для этого англичанам даже пришлось строить отдельный завод.

На фото: Газовый фонарь на улице Володарского.

© РИА Новости / РИА Новости / Перейти в фотобанк Первые электрические фонари появились в Москве в 1880 году. 15 мая 1883 года (по старому стилю), в день коронации Александра III, при помощи дуговых ламп была освещена площадь вокруг Храма Христа Спасителя. Тогда же была устроена первая электрическая иллюминация колокольни Ивана Великого. Для этой цели было закуплено 3500 лампочек накаливания Т. А. Эдисона.

На фото: Репродукция литографии 1856 года «Иллюминация Большого театра в день коронации».

освещение в москве уличное история. Смотреть фото освещение в москве уличное история. Смотреть картинку освещение в москве уличное история. Картинка про освещение в москве уличное история. Фото освещение в москве уличное история

Первые электрические фонари появились в Москве в 1880 году. 15 мая 1883 года (по старому стилю), в день коронации Александра III, при помощи дуговых ламп была освещена площадь вокруг Храма Христа Спасителя. Тогда же была устроена первая электрическая иллюминация колокольни Ивана Великого. Для этой цели было закуплено 3500 лампочек накаливания Т. А. Эдисона.

На фото: Репродукция литографии 1856 года «Иллюминация Большого театра в день коронации».

© Комплекс городского хозяйства Москвы В начале тридцатых годов двадцатого века потребность в уличном освещении стала еще выше, и его развитие ускорилось.

В 1932 году последние газовые фонари уступили место электрическим. В этом же году городское световое хозяйство подверглось крупной реорганизации. Управление наружного освещения и государственная фабрика вывесок и реклам были объединены в самостоятельный трест «Мосгорсвет», которому было поручено все световое оформление города: обслуживание уличных фонарей, освещение фасадов исторических зданий, витрин магазинов, остановок общественного транспорта, бензиновых колонок, киосков, установка световых реклам, вывесок, сигнализация уличного движения.

На фото: Чугунная литая колонна со светильником для лампы накаливания.

освещение в москве уличное история. Смотреть фото освещение в москве уличное история. Смотреть картинку освещение в москве уличное история. Картинка про освещение в москве уличное история. Фото освещение в москве уличное история

В начале тридцатых годов двадцатого века потребность в уличном освещении стала еще выше, и его развитие ускорилось.

В 1932 году последние газовые фонари уступили место электрическим. В этом же году городское световое хозяйство подверглось крупной реорганизации. Управление наружного освещения и государственная фабрика вывесок и реклам были объединены в самостоятельный трест «Мосгорсвет», которому было поручено все световое оформление города: обслуживание уличных фонарей, освещение фасадов исторических зданий, витрин магазинов, остановок общественного транспорта, бензиновых колонок, киосков, установка световых реклам, вывесок, сигнализация уличного движения.

На фото: Чугунная литая колонна со светильником для лампы накаливания.

© РИА Новости / Виталий Савельев / Перейти в фотобанк В конце 30-х годов в Москве были созданы независимая высоковольтная сеть наружного освещения и система централизованного телемеханического управления, появились первые автовышки.

На фото: Первый пульт управления освещением Москвы (1940 г.) в Музее «Огни Москвы»

освещение в москве уличное история. Смотреть фото освещение в москве уличное история. Смотреть картинку освещение в москве уличное история. Картинка про освещение в москве уличное история. Фото освещение в москве уличное история

В конце 30-х годов в Москве были созданы независимая высоковольтная сеть наружного освещения и система централизованного телемеханического управления, появились первые автовышки.

На фото: Первый пульт управления освещением Москвы (1940 г.) в Музее «Огни Москвы»

© Комплекс городского хозяйства Москвы С самого начала Великой Отечественной войны в Москве был объявлен режим общего полного затемнения. Главной задачей сотрудников «Мосгорсвета» стало обеспечение светомаскировки города. С наступлением темноты ни один фонарь не должен был нарушить темноту московских улиц.

7 сентября 1947 года – ко дню 800-летия Москвы, довоенный уровень освещения был не только восстановлен, но и существенно расширен. Вечером в день юбилея в городе вспыхнули бесчисленные огни праздничных иллюминаций. На темном фоне неба вырисовывались все грани башен Московского Кремля.

На фото: Иллюминация Кремля в честь 800-летия Москвы в 1947 году

освещение в москве уличное история. Смотреть фото освещение в москве уличное история. Смотреть картинку освещение в москве уличное история. Картинка про освещение в москве уличное история. Фото освещение в москве уличное история

С самого начала Великой Отечественной войны в Москве был объявлен режим общего полного затемнения. Главной задачей сотрудников «Мосгорсвета» стало обеспечение светомаскировки города. С наступлением темноты ни один фонарь не должен был нарушить темноту московских улиц.

7 сентября 1947 года – ко дню 800-летия Москвы, довоенный уровень освещения был не только восстановлен, но и существенно расширен. Вечером в день юбилея в городе вспыхнули бесчисленные огни праздничных иллюминаций. На темном фоне неба вырисовывались все грани башен Московского Кремля.

На фото: Иллюминация Кремля в честь 800-летия Москвы в 1947 году

© Комплекс городского хозяйства Москвы В 60-70-е годы XX века впервые на улицах города были установлены газоразрядные ртутные лампы. 1975 год стал поворотным в развитии уличного освещения города: на проспекте Карла Маркса (сейчас Охотный ряд) и площади Дзержинского (сейчас Лубянка) были установлены 460 импортных консольных светильников с натриевыми лампами высокого давления фирмы General Electric. В первое время это освещение с непривычной оранжевой окраской вызывало недоумение. Однако оно значительно улучшило видимость на улицах и быстро завоевало признание москвичей.

На фото: Проспект Карла Маркса (сейчас Охотный ряд) 1970-е годы.

освещение в москве уличное история. Смотреть фото освещение в москве уличное история. Смотреть картинку освещение в москве уличное история. Картинка про освещение в москве уличное история. Фото освещение в москве уличное история

В 60-70-е годы XX века впервые на улицах города были установлены газоразрядные ртутные лампы. 1975 год стал поворотным в развитии уличного освещения города: на проспекте Карла Маркса (сейчас Охотный ряд) и площади Дзержинского (сейчас Лубянка) были установлены 460 импортных консольных светильников с натриевыми лампами высокого давления фирмы General Electric. В первое время это освещение с непривычной оранжевой окраской вызывало недоумение. Однако оно значительно улучшило видимость на улицах и быстро завоевало признание москвичей.

На фото: Проспект Карла Маркса (сейчас Охотный ряд) 1970-е годы.

© РИА Новости / Дмитрий Коробейников / Перейти в фотобанк В 1999 году было создано государственное унитарное предприятие «Моссвет», находящееся в ведомственном подчинении департамента топливно-энергетического хозяйства Москвы. С этого началась новейшая история освещения в столице.

На фото: Новогодняя композиция на здании Центрального телеграфа в Москве

освещение в москве уличное история. Смотреть фото освещение в москве уличное история. Смотреть картинку освещение в москве уличное история. Картинка про освещение в москве уличное история. Фото освещение в москве уличное история

В 1999 году было создано государственное унитарное предприятие «Моссвет», находящееся в ведомственном подчинении департамента топливно-энергетического хозяйства Москвы. С этого началась новейшая история освещения в столице.

На фото: Новогодняя композиция на здании Центрального телеграфа в Москве

© РИА Новости / Антон Денисов / Перейти в фотобанк В 2007 году «Моссвет» разработал общую концепцию единой светоцветовой среды города.

В ее основу была положена идея гармоничного использования всех средств освещения для повышения уровня комфорта и безопасности световой среды города, а также улучшения его архитектурно-художественных качеств в вечерне-ночное время.

На фото: Пасхальное богослужение в Храме Христа Спасителя.

освещение в москве уличное история. Смотреть фото освещение в москве уличное история. Смотреть картинку освещение в москве уличное история. Картинка про освещение в москве уличное история. Фото освещение в москве уличное история

В 2007 году «Моссвет» разработал общую концепцию единой светоцветовой среды города.

В ее основу была положена идея гармоничного использования всех средств освещения для повышения уровня комфорта и безопасности световой среды города, а также улучшения его архитектурно-художественных качеств в вечерне-ночное время.

На фото: Пасхальное богослужение в Храме Христа Спасителя.

© РИА Новости / Кирилл Каллиников / Перейти в фотобанк В 2009 году «Моссвет» был реорганизован, а с 2011 года началась фактическая реализация программы по созданию единой светоцветовой среды города Москвы с использованием современного энергосберегающего оборудования.

Если до 2011 года в Москве было около 500 объектов, оборудованных архитектурно-художественной подсветкой, то с 2011 по 2016 год архитектурно-художественная подсветка была смонтирована на 1250 зданиях и сооружениях.

На фото: Новогодняя иллюминация в Москве.

освещение в москве уличное история. Смотреть фото освещение в москве уличное история. Смотреть картинку освещение в москве уличное история. Картинка про освещение в москве уличное история. Фото освещение в москве уличное история

В 2009 году «Моссвет» был реорганизован, а с 2011 года началась фактическая реализация программы по созданию единой светоцветовой среды города Москвы с использованием современного энергосберегающего оборудования.

Если до 2011 года в Москве было около 500 объектов, оборудованных архитектурно-художественной подсветкой, то с 2011 по 2016 год архитектурно-художественная подсветка была смонтирована на 1250 зданиях и сооружениях.

На фото: Новогодняя иллюминация в Москве.

Источник

285 лет московскому фонарю

Пятого января Москва отмечает день уличного фонаря. В ноябре 1730 года сенат Российской империи издал указ об изготовлении стеклянных фонарей для освещения Москвы в зимнее время. И уже 5 января 1731 года (25 декабря 1730 года по старому стилю) в Москве были зажжены первые уличные фонари. МОСЛЕНТА попросила рассказать об истории уличного освещения города директора музея «Огни Москвы» Наталью Потапову.

Вначале на улицах Москвы было установлено 520 фонарей, которые заправлялись конопляным маслом, использовавшимся тогда и в кулинарии. Задачей фонарщиков было заправлять их и зажигать с наступлением темноты. Когда стало ясно, что масло систематически подворовывают, в него стали добавлять скипидар, чтобы невозможно было употреблять его в пищу.

Вначале фонари зажигались с 1 сентября по 1 мая, 18 ночей в месяц, когда на небе не светила луна. К концу XVIII века освещение улиц улучшилось. В 1800 году общее число фонарей составило 6 559. Из них 4 614 были укреплены на столбах, остальные — прибиты к стенам домов.

В начале XIX века в фонари начали устанавливать отражатели, а их обслуживанием стали заниматься пожарные. Но затем, во время пожара Москвы 1812-го года, фонари на деревянных столбах сгорели, и после этого восстановление уличного освещения шло очень медленно.

Чтобы вновь появившиеся на московских улицах фонари светили ярче, в 1820-х их пробовали заправлять лампадным маслом, но быстро выяснилось, что городскому бюджету это обходится очень дорого. Тогда для этих целей начали использовать хлебный спирт, и в 1848 году в Москве и Петербурге начали проводить опыты по устройству спирто-скипидарного освещения. Чтобы спирт не воровали и не пили, в него начали добавлять скипидар, а все фонари стали закрывать на замки. В Москве уже разработали план замены масляных фонарей на спирто-скипидарные, но как раз в то время на мировых рынках появился керосин.

Вид Москвы из Космоса

Керосин и вечерние прогулки

В результате в 1863 году, когда были объявлены торги на улучшение освещения в Москве, их выиграл француз Баталь, который предложил ввести керосиновое освещение. Его проект был признан лучшим, хотя заявки рассматривались самые разные, например, российские крестьяне представили проект фонаря, работавшего на сосновых шишках.

Керосиновые фонари давали силу света в 8-10 свечей, освещение в городе стало гораздо ярче, москвичи это заметили, стали чаще выходить на улицы и гулять по вечерам, и даже начали более модно одеваться для таких прогулок, потому что теперь уже можно было друг друга разглядеть в темноте. В дневниках все стали писать, что керосин светит как Солнце, а Москва благодаря новому освещению стала европейским городом.

Обслуживание фонарей изменилось: керосина хватало на несколько дней, поэтому фонарщики днем собирали лампы, которые на санках, тележках и даже на коромыслах относили в депо, заливали в них керосин и уже заправленными возвращали их на место. По вечерам для фонарщиков наступал самый суетный момент, так как за полчаса каждый должен был зажечь около 50 фонарей.

Московская городская дума постоянно, каждый месяц утверждала осветительный календарь, в котором для каждой ночи было прописано, с какого по какой час производить освещение. В XIX веке фонари горели всю ночь только вокруг тюрем, а по городу только часов до двух-трех. И их совсем не зажигали, если ночь по календарю была лунная. И даже если было пасмурно, тучи на небе, все равно освещение не производили.

Гиляровский писал, что в метель на улицах только изредка виднелись какие-то светлые пятна и только наткнувшись на деревянный столб, можно было удостовериться, что это уличный фонарь.

Ильинские ворота Китайгородской стены, конец ХIХ века

Газовое освещение

В 1865 году, через два года после появления в Москве керосиновых фонарей, был подписан контракт с английской фирмой на устройство газового освещения. Эта компания построила в Москве газовый завод, проложила газопровод и установила три тысячи газовых уличных фонарей. Англичане объявили очень низкую цену за уличный фонарь, 14 рублей 50 копеек, и рассчитывали, что будет очень много частных потребителей и за счет этого они покроют расходы на уличное освещение. Но люди у нас во все времена были консервативными, москвичи боялись, что газ будет взрываться, что им можно отравиться. В большинстве своем люди тогда вообще не понимали, что такое газ, многие задавали вопрос, как может гореть воздух без фитиля, и в итоге желающих освещать газом свои дома и квартиры нашлось совсем немного. Сам контракт на газовое освещение был непродуманный, невыгодный. Он был подписан на очень большой срок, на 25 лет. Газ тогда получали из каменного угля, который в первое время завозили из Англии, что создавало дополнительные сложности. Поэтому, когда появилось электрическое освещение, газовым фонарям было сложно с ним конкурировать.

Михаил Фомичев / РИА Новости

Электрическое освещение

В Москве первые электрические фонари были установлены в 1880 году, их было ровно 100, все они стояли в разных частях города и принадлежали частным владельцам: богатые люди освещали так свои рестораны и сады. Например, 24 электрических фонаря стояли в саду «Эрмитаж», и публика каждый вечер собиралась и аплодировала электричеству.

Сразу встал вопрос об электрическом освещении территории храма Христа Спасителя. Как раз в тот период завершалось строительство храма, которое растянулось очень надолго. В Московской городской думе обсуждалось, что храм нужно осветить только электрическими фонарями, так как считалось, что электрический свет — это дар божий, который снизошел на русского изобретателя Яблочкова, и для Бога нет ничего приятнее, чем труд человеческий.

Вот цитата того времени: «Один из гласных Думы отмечал, что устройство электрического освещения можно рассматривать как жертву Богу. Жертву Богу, которую город Москва в лице своих представителей принесет перед этим храмом. Если Бог есть высший разум, то для этого Бога ничего не может быть приятнее жертвы, приносимой ему от плода человеческого труда, разума и гения. Действительно, свет Яблочкова есть одно из великих украшений человеческого разума и его побед над материей, которая по преимуществу принадлежит нашему отечеству».

Вообще, электрическое освещение появилось раньше керосинового. Еще в 1802 году, когда на улицах горели масляные фонари, русский изобретатель Василий Владимирович Петров соорудил огромных размеров батарею и получил электрический разряд, электрическую дугу и предположил, что ее можно будет использовать для освещения темных покоев. В то же время и Эдисон сделал такое же изобретение. Поэтому в разных странах мира изобретатели и промышленники начинают пытаться приспособить электрическую дугу для освещения. Сначала эти лампы были совсем примитивными: два угольных стержня, между ними электрический разряд.

Например, в 1856 году, когда в Москве горели масловые спирто-скипидарные фонари, во время коронации императора Александра II, в Лефортовском дворце русский инженер Александр Ильич Поковский зажег десять «электрических солнц», десять ламп своей конструкции. Их нужно было зажечь много, потому что они быстро сгорали, не было электростанции, то есть нужно было еще решить проблему, как выработать электроэнергию. Существовали динамо-машины, локомобили, с помощью них вырабатывали какое-то количество электроэнергии и зажигали несколько лампочек.

Керосиновые фонари и лампы быстрее распространились, потому что керосин легко производить и он дешев. На демонстрацию первых ламп сначала ходили как в театр, «смотреть на электрический свет». А электрические лампы еще долго дорабатывались, усовершенствовались, параллельно разные изобретатели разрабатывали лампы накаливания. В нашей стране Александр Николаевич Ладыгин в 1874 году получил Ломоносовскую премию и патент на свое изобретение «Электрическая лампа накаливания».

Первые электрические лампы накаливания, которые в 1880-х стали применять в Москве, были изобретением американца Томаса Эдисона. Его заслуга заключалась в том, что он начал промышленное производство ламп накаливания, построил фабрику, на которой наладил выпускать их в большом количестве, за счет чего они становились все дешевле и доступнее.

Именно лампы Эдисона горели в Кремле 15 мая 1883 года, в день коронации Александра III. Тремя годами позже первая московская улица была целиком освещена электричеством. Так как Тверская во все времена была главной улицей Москвы, все новые и самые лучшие фонари в первую очередь всегда устанавливали на ней. Поэтому 1 мая 1896 года началось электрическое освещение Тверской, на ней было установлено 99 боковых фонарей.

Если масляные и керосиновые фонари стояли на деревянных столбах, то газовые, электрические устанавливали уже на литых чугунных колоннах. Московские фонари в основном были довольно скромными и лаконичными по форме.

Газовые, керосиновые компании, ощутив конкуренцию с производителями электрических ламп, начали внедрять изобретения, которые значительно улучшили уровень уличного освещения. Появились калильные сетки, и фонари с простыми горелками стали менять на керосинокалильные, газокалильные. На горелку надевали колпачок из сетки, пропитанной в растворе солей тугоплавких металлов, который раскалялся и давал свет силой до тысячи свечей. Они были легки в обращении и очень эффективны: одного керосинокалильного фонаря хватало, чтобы осветить зимним вечером каток или сквер, его легко было установить и зажечь там, где невозможно протянуть электрический кабель. Поэтому такие фонари использовались в Москве очень долго — до 1932 года.

###Лампочки Ильича и кремлевские звезды

Целиком на электрическое освещение Москва перешла только с 1932 года. В определенной степени электрификация столицы отмечает этапы политической жизни России начала XX века.

В 1907 году городские власти приняли проект по улучшению освещения в Москве, на улицах города должно было появиться большое количество электрических фонарей с лампами накаливания. Какую-то часть проекта выполнили, но началась Первая мировая война и все эти работы были прекращены. Во время революции многие фонарные столбы были спилены, их использовали для строительства баррикад. В трудные годы последовавшей гражданской войны москвичи уносили последнее: фонарные столбы использовали для отапливания помещений, чтобы хоть как-то согреться в холодном голодном городе. Поэтому в 1919 году во всей Москве не было освещения, город как будто вернулся в средневековье.

Еще не закончилась гражданская война, когда Ленин принял план электрификации всей страны. К проекту было привлечено 200 ведущих инженеров-энергетиков, на всей территории страны запланировали построить 30 электростанций. Знаменитая лампочка Ильича в первую очередь появилась в Москве, где рабочие окраины пытались освещать электричеством, несмотря на то, что пролетарии часто выкручивали лампочки из фонарей.

Первая фабрика по производству ламп накаливания в нашей стране была открыта еще в 1906 году, на Мясницкой улице. Детали часто закупали за границей, во время революции эти поставки прекратились. Лампочки Ильича, производство которых было налажено в России после революции, были уже с металлической нитью накаливания, которая еще не была свернута спиралью. Самые яркие были 25-ваттными, но в основном их делали 16-ваттными, то есть они были довольно маломощными.

Отечественная электроламповая промышленность стала быстро развиваться в 1930-е годы. В 1937 году Московский электроламповый завод разработал лампу накаливания для кремлевских рубиновых звезд мощностью 5 000 ватт и 3 700 ватт. В каждой звезде было установлено по одной такой лампе с рефлектоотражателями и вентиляторами, а также трехслойные стекла, обеспечивающие ровное распределение света.

В тот же период на Московском электроламповом заводе начали производить первые газоразрядные лампы, ртутные и натриевые лампы низкого давления. Однако у них была очень плохая цветопередача, поэтому, когда их попробовали ставить в фонари, москвичи и в первую очередь дамы, москвички стали жаловаться на такое освещение, и их снова заменили на лампы накаливания.

C первого дня Великой Отечественной войны в Москве была введена светомаскировка. К войне готовились, еще до нее была создана централизованная система управления наружным освещением, которая позволяла за одну секунду включить и выключить все фонари в городе одновременно. До этого на то, чтобы зажечь и погасить городское освещение, требовалось два часа: электромонтеры ходили и вручную включали, а затем выключали рубильники по всему городу. Новая система состояла из одного центрального пульта, который выдавал команду.

Военные из противовоздушной обороны следили, чтобы не было световых сигналов, провокаций. Кроме фонарей погасили все московские огни, замаскировали окна домов, фары у автомобилей, светофоры, город на четыре года погрузился в темноту. Даже когда началось контрнаступление и Москву уже почти не бомбили, светомаскировка все равно соблюдалась. Отменили ее 30 апреля 1945 года, то есть фонари у нас снова зажглись всего за девять дней до победы. Пока мужчины были на фронте, фонари и вообще уличное освещение Москвы реанимировали девушки 16-17 лет. Они ходили по городу с огромными лестницами, лампами и светильниками и постепенно восстанавливали освещение. Уже 30 апреля впервые за войну зажгли все фонари, а 9 мая уже был, конечно, устроен большой светлый праздник, сопровождавшийся грандиозным салютом.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *