отчет учителя предметника по истории за год
Аналитический отчет учителя истории и обществознания МБОУ Островянской СОШ Куликовой Нелли Савельевны
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Выбранный для просмотра документ Аналитическая (1).docx
учителя истории и обществознания
МБОУ Островянской СОШ
Куликовой Нелли Савельевны
Профессия учителя – это одна из интересных, трудных, важных и благородных профессий.
У людей любой профессии есть свои правила, уставы, кодексы. Я, как учитель истории и обществознания, также составила свою азбуку преподавания.
И – исследование, изучение, интеллект;
С – сопричастность, соавторство, сотрудничество;
Т – толерантность в процессе обучения, уважение мнения других;
О – общение, образованность;
Р – решение главных для себя задач в образовательном и воспитательном процессе;
И – изменение взглядов и позиций, методов преподавания с требованиями современности;
Я – я научилась, я учусь у детей, дети учатся у меня.
Представляю опыт своей профессиональной деятельности за период работы в данном учебном учреждении с 2016 по 2019 год.
Я, Куликова Нелля Савельевна, являюсь учителем истории и обществознания в 5-11 классах. Стаж моей педагогической деятельности 37 лет, имею первую квалификационную категорию. В данном образовательном учреждении работаю 37 лет.
Образование: Ростовский н/Д государственный педагогический институт, исторический факультет 1991 г. Квалификация: история, учитель истории, обществоведения и советского права
Основные направления моей педагогической деятельности:
учебная деятельность – преподавание истории и обществознания, внеурочная деятельность «Я – гражданин России»
ведение кружка «Юный краевед»;
являюсь руководителем научных работ учащихся – рефераты, проекты, исследовательские работы;
воспитательная работа – классное руководство в 11 классе;
В результате поисков, раздумий, практической работы у меня сложилась собственная система обучения. Моя позиция по отношению к ребенку такова: я – его соратник, союзник, соавтор, принимающий и дающий, имеющий право на несогласие, сомнение и даже ошибку. Целью своей работы вижу в том, чтобы создать условия для поиска, обретения и принятия ребенка своего «я».
Цель рождает принципы:
Отказ от принуждения, положительный фон жизни и учебы ребенка
Мажорность и оптимизм
Креативность: от творчества учителя к творчеству ученика
Оптимальность и емкость учебного процесса: эффективное учение и успешное развитие ученика через системно-деятельностный подход
Работа по выполнению государственного стандарта ставит передо мной много проблем и вопросов. Я, как учитель, стараюсь делать всё для того, чтобы помочь ученику познать себя, самоопределиться и, по возможности, самореализоваться.
Мною была выбрана следующая методическая тема « Развитие интеллектуальных способностей учащихся на уроках обществоведческих дисциплин через использование элементов технологии критического мышления » : обществоведческие дисциплины обладают большими возможностями для раскрытия интеллектуального потенциала каждого школьника. Применение технологии критического мышления на уроках истории и обществознания позволяет создать максимально благоприятные условия для активизации и развития мыслительных способности школьников.
Содержание уроков стараюсь делать интересными, использую модульные обучающие таблицы, интерактивные игры, инновационные проекты. Информационно-коммуникативные технологии – обязательный элемент каждого моего урока. Системно-деятельностный подход в обучении способствует продуманной организации работы учащихся, обеспечивает активность, интерес детей, повышает мотивацию их учебы.
На мой взгляд, обучение истории и обществознанию обучающихся происходит более эффективно через следующие технологии (виды деятельности):
лекционно – семинарской системы.
проектно – исследовательского обучения :
работа с учебной и справочной литературой
работа с исторической картой.
анализ исторических источников (документов)
Интернет-ресурсы (Учащиеся используют данные ресурсы для подготовки творческого домашнего задания)
Качество знаний учащихся:
Средствами разных учебных предметов я в детях воспитываю любовь к Отечеству, своему народу, его языку, духовным ценностям, уважительное отношение ко всем народам России, к их национальным культурам, самобытным обычаям и традициям, к государственным символам Российской Федерации, знакомлю детей с образцами благородного служения Отечеству, стремлюсь показать причастность каждого человека, каждой семьи к жизни России.В преподавании истории и обществознании руководствуюсь требованиями государственного образовательного стандарта, задачами формирования конкурентоспособной, свободно адаптирующейся личности.
Цель учебно-воспитательной работы: формирование историко-познавательной, коммуникативной и информационнойкомпетентности учащихся, создание условий для развития личности ученика, его интеллектуального роста.
Становление личности школьников, прежде всего, происходит на уроке. Моя главная цель – вызвать у детей эмоциональный интерес, создать условия, максимально раскрывающие личностныеспособности учащихся. Продумываю структуру каждого урока так, чтобы дети могли открыть для себя новое, обратили внимание на главное, важное, чтобы успеха добился каждый в меру способностей и возможностей. Содержание преподаваемых предметов лучше воспринимается, усваивается и осознаётся через урок, в котором идет постоянное активное взаимодействие обучающихся и учителя, где нет пассивных обучающихся. Учащиеся учатся моделировать жизненные ситуации, находить общее решение вопросов на основании анализа обстоятельств и ситуации, что вызывает активную деятельность – такие задачи я ставлю перед собой на уроках. Во всех диспутах стараюсь воспитывать у подростков толерантность, умения правильно вести спор, четко и грамотно формулировать свои мысли.
В своей работе уделяю внимание участию моих учеников в различных конкурсах и олимпиадах. Мои ученики становились призёрами школьного этапа олимпиады по истории и обществознанию, победителями, призерами и участниками различных конкурсов и олимпиад. А также активно принимают участие в научно-исследовательских конференциях.
Всероссийская олимпиада школьников по истории и обществознанию – школьный уровень – 2,3 места;
Обобщение и распространение собственного педагогического опыта:
Открытый урок: «Крестьянская война под руководством Е.И.Пугачёва»,
Открытый урок: « Современный мир. Глобальные проблемы современности», обществознание, 8 класс
Выступление на РМО с докладом «Анализ изменений в демоверсиях 2017г. по обществознанию»
Открытый урок. Внешняя политика.(9 кл.)
Выступление на РМО с докладом «Система работы по подготовке обучающихся в ОГЭ и ЕГЭ в 9 и 11 классах по истории и обществознанию»
Выступление на РМО с докладом: «Исследовательская деятельность на уроках истории»
Проблема социальной защиты детства в процессе организации учебной деятельности в обществознании.
Участие в комиссиях по проверке в районной комиссии по проверке
экзаменационных работ по обществознанию
Разработка олимпиадных заданий для школьного тура по истории, экономике
Октябрь 2018, 2019гг.
Фестиваль мировых культур
В работе каждого учителя есть трудная, но очень важная миссия – быть классным руководителем. В этом учебном году являюсь классным руководителем 11 класса. Класс всегда принимает активное участие в жизни школы. Дружные,талантливые,активные,креативные, готовы прийти на помощь любому. Основная цель воспитания выпускников – создавать условия, способствовать тому, чтобы каждый обучающийся сумел почувствовать себя успешным, значимым и нашел свой дальнейший путь.
В настоящее время в рамках Национального проекта «Образование» одним из приоритетных направлений является усиление роли классного руководителя в школе. От классного руководителя ждут работы, наполненной новым содержанием, новыми технологиями проектирования воспитательного процесса.
Классный руководитель прогнозирует, анализирует, организует повседневную жизнь и деятельность учащихся своего класса. Постоянное сотрудничество с родителями учащихся дает возможность сделать процесс образования и воспитания ребенка эффективным, продуктивным, удовлетворяющим потребности всех субъектов образовательного процесса. Поэтому важным направлением в работе определяю создание и формирование содружества «Семьи и школы». С родителями осуществляю непосредственное сотрудничество. Приобщаю их к школьной жизни своих детей. Родители с удовольствием помогают в проведении мероприятий, в организации досуга учащихся.В течение учебного года регулярно провожу родительские собрания. Знакомлю родителей с итогами успеваемости, поведением детей, а также поднимаю вопросы воспитания, стараюсь дать совет для того, чтобы направить свои усилия на воспитание в ребенке положительных качеств.
Творческий отчет учителя истории и обществознания за 2018-2019 учебный год.
Здесь можно проследить работу учителя за учебный год по всем направлениям учебной, воспитательной, научно-исследовательской и внеурочной деятельности.
Просмотр содержимого документа
«Творческий отчет учителя истории и обществознания за 2018-2019 учебный год.»
Учебный год: 2018-2019
ФИО Гоманюк Татьяна Дмитриевна, учитель истории и обществознания
Классы: 6 абвг; 8 абв, 9 абв.
Методическая тема: «Обеспечение условий для развития духовно-нравственной личности на уроках истории обществознания и внеурочной деятельности».
«Научить человека быть счастливым — нельзя, но воспитать его так, чтобы он был счастливым, можно». А.С.Макаренко
Создавая необходимые условия для формирования мотивационной деятельности и развития творческих способностей учеников, на первое место ставим духовно-нравственные аспекты личности, как основу воспитания и обучения, физически здорового и гармонично развитого члена общества.
2.У каждого учителя, работающего в школе, складываются свои принципы. Педагог должен быть сильной личностью и обучать своих учеников не словом, а делом, личным примером, постоянно заниматься самообразованием.
А его, требовательность, обязательно должна быть справедливой, исходить от его доброго сердца и умения понимать людей, что поможет ему находить выход из любой ситуации.
Артистические способности учителя не менее важны, так как позволяют наиболее эмоционально ярко и красочно передавать картины важнейших событий и жизненных ситуаций, вызывать желание участвовать в театрализованных и реконструкционных мероприятиях. Занимаясь такой творческой деятельностью, рождается качественно новое, оригинальное творение, исследовательская работа, появляется желание заниматься самообразованием.
3. Негативные тенденции
Снижение интереса к учебному процессу. Поток информационных технологий заменил чтение. Все это выливается в пассивность учащихся на уроке. Нежелание и неумение вдумчиво читать текст. Выбирать главное. Неумение выражать свои мысли и многое другое.
Традиционный урок преподавания истории, где учитель источник знаний, а учащийся воспроизводит то, что ему рассказал учитель на уроке, ушел в прошлое. От педагога требуется научить обучающихся добывать эти знания и применять на практике. Освоить новые методы интерактивного обучения, позволяет самообразование. Огромную роль в самообразовании играют интернет-ресурсы, которые помогают более мобильно осуществлять самоподготовку, знакомиться с Концепцией и Госстандартом общего среднего образования Российской Федерации, постоянно отслеживать новинки в методической литературе по обучению в сотрудничестве, в литературе по психологии и воспитанию школьников, а также по преподаваемым предметам.
5. Образовательные технологии, используемые в учебно-воспитательном процессе выбираются те, которые помогают создать на уроках благоприятный эмоциональный фон, вселить уверенность в ученика, в то, что ЕГО мнение важно, к нему прислушиваются, его уважают. Для этого хорошо подходят методы проблемного изложение материала, технологии коллективно-творческой деятельности, эвристическая беседа, дискуссия, дебаты, метод «Синквейна», компьютерные технологии.
Отчет о профессиональной деятельности учителя истории и обществознания за 2016-2017 учебный год
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
МОУ Шайгинская ООШ
о профессиональной деятельности
учителя истории и обществознания
Петровой Натальи Николаевны
Стаж работы в должности: 17 лет.
Образование: высшее, АГПИ им А.П.Гайдара, 2002г.
«Методические проблемы обучения истории в контексте федеральных государственных образовательных стандартов общего образования» 23.01.17г.- 31.01.17г. Общество с ограниченной ответственностью «Гуманитарные проекты – XXI век»
«Постановка жизненной цели как главный этап выбора будущей профессии» на проекте «Инфоурок» (2 академических часа). 03.05.2017г.
Участие в конкурсе методического оформления кабинета по предмету (1 место)
информация на школьном сайте
Краеведческая викторина на базе поселковой библиотеки «Люби и знай свой край родной»
статья в районной газете, информация на личном сайте
Школьный этап ВОШ по истории и праву
Школьный тур олимпиады ОПК
Всероссийская неделя сбережений. Тематический урок.
статья в районной газете, информация на личном сайте
Толерантность. Мы все разные, но мы равны. Тематический урок.
Сострадание. Право на лучшую жизнь.
статья в районной газете, информация на личном сайте
Предметная неделя истории «Защитники земли русской»
Тематический урок. Подвиг лениградцев.
Подготовка школьной команды игры «Зарница» к муниципальному этапу. Викторина «Ратные страницы истории»
Участие в митинге посвященном 9 мая.
Тематический урок. Мы помним, мы гордимся!
План предметной недели истории с 21-26 декабря 2016г.
Тема: «Защитники земли русской»
Конкурс рисунков « Мой современный защитник»
Выпуск исторических газет «Защитники земли русской. Кто они?»
Оформление стенда «Великие полководцы России»
Викторина «Знатоки русской истории»
Викторина «Загадки древней истории»
Тестовая игра «Легенды и предания Нижегородского края»
Мультфильм «Князь Владимир»
— Прости нам долги наши
Худ.фильм «Александр Невский»
Отчет о проведении недели истории
С 21 по 26 декабря 2016 года в МОУ Шайгинской ООШ проходила предметная неделя истории, которую подготовила и провела Н.Н.Петрова, учитель истории и обществознания.
Целью проведения предметной недели стало создание условий для развития познавательной и творческой активности учащихся и повышения профессиональной компетентности учителя.
вовлечение учащихся в самостоятельную творческую деятельность;
повышение интереса учащихся к изучению истории;
выявление учащихся, обладающих творческими способностями, стремящихся к углубленному изучению истории;
совершенствование профессионального мастерства педагогов через подготовку, организацию и проведение внеклассных мероприятий.
Мероприятия недели проводились согласно утвержденному плану.
Ученики начальной школы приняли активное участие в конкурсе рисунков «Мой современный защитник». Так же для младших школьников был организован исторический кинозал, где они посмотрели православные мультфильмы. После просмотра ребята увлеченно рассказывали об увиденном и особенно поразившем их детские души.
Ученики 4-8 классов творчески проявили себя при выпуске исторических газет «Защитники земли русской. Кто они?».
Ребята из 9 класса ответственно отнеслись к оформлению информационного стенда «Великие полководцы России».
Для учащихся 5-9 классов были проведены исторические викторины и тест-игра, в которых ребята смогли проверить и показать свои знания ярких страниц родной истории.
В течении недели ученики основного звена, как и младшие школьники, по желанию смогли посетить просмотр предложенных фильмов в историческом кинозале.
Предметная неделя прошла на должном методическом уровне.
Учащихся удалось привлечь к творческой работе, предварительно обеспечив их увлекательным материалом. В творческую деятельность вовлекались не только лучшие учащиеся, но и инертные школьники. Всем детям была предоставлена возможность разделить радость успеха, участвовать самим в мероприятиях или, будучи зрителями, сопереживать своим одноклассникам.
Проблема интересной Недели, как и хорошего урока – это проблема сочетания познавательного интереса, уровня подготовленности учащихся и педагогического замысла учителя.
Вывод: предметная неделя прошла успешно. Поставленные цели были выполнены.
Все мероприятия были направлены на развитие познавательного интереса к истории через внеурочные формы работы; воспитание у учащихся патриотизма и культуры речи.
Районные мероприятия и конкурсы:
Участие во Всероссийской олимпиаде школьников
Аналитический отчет учителя истории
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Баевская средняя общеобразовательная школа
Баевского района Алтайского края»
Кононенко Павла Леонидовича,
учителя истории и обществознания
1.Высокие результаты учебных достижений обучающихся при их позитивной динамике за последние три года…………………………………………………. 3
2. Результаты внеурочной деятельности обучающихся по учебному предмету……………………………………………………………………….….…..5
3.Создание учителем условий для приобретения обучающимися позитивного социального опыта, опыта гражданской позиции…………………….……….….7
4. Обеспечение высокого качества организации образовательного процесса на основе эффективного использования современных образовательных технологий (в том числе информационных технологий)………………………….…….……..8
5. Наличие собственной методической системы, апробированной в профессиональном сообществе……………………………………..…….……….10
6. О беспечение непрерывности собственного профессионального образования…………………………………………………………………………12
1.Высокие результаты учебных достижений обучающихся при их позитивной динамике за последние три года
1.1 Динамика качества знаний по предмету
За последние три года работы постоянно веду только уроки истории. Предмет «Обществознание» не преподаю 2 года. Именно поэтому было решено проследить динамику качества знаний по предмету « История»
За 3 учебных года обучающиеся показали положительную динамику качества знаний при стопроцентной успеваемости. В 2013-2014 учебном году качество знаний составило 46, 8 %, в 2014-2015 учебном году- 55, 4 %, в 2015-2016 учебном году-64%.
1.2 Результаты участия в различных предметных конкурсах
За последние три года обучающиеся активно принимали участие в Всероссийской олимпиаде школьников. Из них часть показала высокий уровень знаний по предмету (что и было оценено конкурсным жюри призовыми местами).
Результаты Всероссийской предметной олимпиады школьников
В последнее время с обучающимися было принято совместное решение об отказе от заочных конкурсов. Это привело к следующим результатам:
Приобретение опыта публичных выступлений учащихся.
Рост качественных показателей по изучению предмета.
Рост мотивации учащихся к углубленному изучению предмета.
1.3 Результаты участия в ГИА 2016
Результаты ЕГЭ – 2016 по истории
В 2016 году двое обучающихся 11 класса сдавали ЕГЭ по истории. Средний балл оказался выше среднего показателя по району, краю и России. Работы были выполнены на высоком уровне. При этом один из обучюащихся выполнил задание повышенного уровня сложности (историческое сочинение), набрав максимальное количество первичных баллов (11 б.).
Результаты ОГЭ 2016 по истории
В 2015-2016 учебном году 16 обучающихся 9-х классов был выбрали предмет «История» для сдачи в форме ОГЭ. По итогам проверки работ были получены следующие результаты:
Средний балл выше среднего по району и краю 1 ;
5 обучающихся показали результат выше среднего по району;
14 обучающихся показали результат выше среднего по краю.
2. Результаты внеурочной деятельности обучающихся по учебному предмету
2.1. Результаты научной работы обучающихся по предмету
В результате совместно проделанной работы в научно-исследовательском направлении обучающиеся стали участниками и призерами различных конкурсов на разных уровнях. Впервые в 2016году обучающаяся нашей школы Заикина Е. принимала участие в конкурсе «Россия в диалоге Восток–Запад», организованном Азиатским экспертно-аналитическим центром этнологии и международного образовательного сотрудничества АлтГУ (г. Барнаул.)
2.2 Внеклассные мероприятия
За последние три года работы обучающиеся активно участвовали в организованной мною внеурочной работе.
Так, была проведена серия мероприятий, посвященных Дню Победы:
— внеклассное мероприятие «Дети Ленинграда»
— внеклассное мероприятие «Письма, опаленные войной»
— патриотическая акция «Письмо деду»
— внеклассное мероприятие, посвященное жизни и творчеству Мусы Джалиля
— внеклассное мероприятие «Песни о войне»
Данные мероприятия способствовали духовному взрослению не только тех, обучающихся, которые непосредственно участвовали в их проведении и организации, но и тех, кто был простым зрителем.
В 2014-2015 и 2015-2016 учебных годах была организована внеурочная деятельность в рамках ФГОС ООО среди обучающихся 5-6 классов. На данных занятиях обучающиеся погружались в исследовательскую деятельность, знакомились с её структурой, основными методами, источниками исследования.
С целью дополнительного изучения истории в 2015-2016 учебном году велась работа с одаренными детьми, выбравшими экзамен по истории в формате ОГЭ. Более 50 % этих обучающихся получили балл на экзамене выше районного и краевого среднего показателя.
В результате проведенной работы в рамках внеурочной деятельности по предмету обучающиеся расширили рамки представления об истории в целом, стали более мотивированы на углублённое изучение предмета.
3.Создание учителем условий для приобретения обучающимися позитивного социального опыта, опыта гражданской позиции
Для некоторых обучающихся было проблематично выйти на сцену, провести акцию среди населения, общаться с тем человеком, которого он не знал. В связи с этим вначале количество обучающихся, желающих принять участие в мероприятиях, было небольшим.
Впоследствии обучающиеся были заняты в различных школьных и районных мероприятиях, были инициаторами и непосредственными участниками социальных проектов.
В результате проделанной работы возросло количество учащихся, принимающих активное участие в мероприятиях различного уровня, имеющих высокий уровень социальной активности.
4. Обеспечение высокого качества организации образовательного процесса на основе эффективного использования современных образовательных технологий (в том числе информационных технологий)
В преподавании своего предмета главной задачей считаю заинтересовать ребенка, мотивировать к изучению истории. Главным инструментом в своем преподавании считаю интерактивные методы обучения.
Цель метода : ведение группового обсуждения для решения какой-либо проблемы
При построении уроков истории и обществознания я стараюсь создавать проблемные ситуации. Создавая проблемную ситуацию, предлагаю найти выход из нее, используя метод мозгового штурма. При этом стараюсь давать задания, обогащающие личный опыт обучающихся. Например, при изучении темы“Деньги” ставлю проблему “лишних”, свободных денег: “Помещая деньги на банковский счет, в какой валюте вы будете их хранить – в рублях, в долларах или в евро?”
Дискуссия – организуемая ведущим специфическая форма беседы с участниками, имеющими различные мнения по какой-либо проблеме на основании своих знаний и опыта.
Цель дискуссии- решение групповых задач или воздействие на мнения и установки участников в процессе обучения
При групповой форме работы с обучающимися в значительной степени возрастает индивидуальная помощь нуждающемуся в ней ученику как со стороны учителя, так и со стороны своих товарищей. Причем помогающий получает при этом не меньшую помощь, чем ученик «слабый», поскольку его знания актуализируются, конкретизируются, приобретают гибкость, закрепляются именно при объяснении своему однокласснику.
Ролевая игра – это ситуация, в которой участник берет нехарактерную для него роль, поступает непривычным образом.
Ролевая игра дает возможность представить себя в различных ситуациях, смоделировать свое поведение в зависимости от взятой на себя роли.
Роль учителя заключается в том, что он предоставляет участникам возможность принимать новые формы поведения в ситуациях, определяет поведение в той или иной жизненной ситуации. Учитель обучает участников роли и инструктирует их в её исполнении.
— Отмечают успехи друг друга;
— Поддерживают друг друга в стремлении завершить предложенную работу;
— Обсуждают изучаемый материал совместно;
— Приобретают положительный опыт совместной работы;
— Учатся сотрудничать, невзирая на индивидуальные различия.
Итоги использования данных методов и способов обучения в преподавании неоднократно были представлены в рамках работы районного методического объединения и деятельности Баевского школьного округа.
5. Наличие собственной методической системы, апробированной в профессиональном сообществе
В течение 3 лет работал по теме «Краеведение как средство формирования чувства патриотизма обучающихся в условиях современной школы», затрагивающей не только тему воспитания школьника (как истинного патриота, гражданина своей страны ), но и методов и технологий преподавания, используемых мною при реализации данного направления. По теме было проделано много работы, касающейся не только деятельности обучающихся, но и собственного труда по усовершенствованию преподавания предмета. Результаты этого труда были представлены и оценены в рамках школьных предметных декад, конкурсов, методических объединений, школьного округа.
Презентация теоретических аспектов собственного опыта
в рамках работы РМО
Презентация практических аспектов собственного опыта
в рамках работы РМО
Результаты деятельности в рамках работы Баевского школьного округаРезультативность презентации собственного педагогического опытаЭкспертно-аналитическая деятельность:
Деятельность в составе жюри конкурса «Лучший урок (занятие) с использованием ИКТ»;
Судья по интеллектуальным тестам на соревнованиях, посвященных воинам – афганцам А. Щеблыкину и С. Чекмачеву;
Деятельность в составе жюри районного конкурса школьных проектов, посвященного Году культуры в Российской Федерации;
Организация и проверка олимпиадных работ по истории ВОВ.
Имею публикацию статьи «Применение ДОТ при подготовке к ОГЭ по истории» в районном сборнике «Первые итоги реализации ДОТ». Регулярно выставляю методические материалы на страницах сети Интернет
6. О беспечение непрерывности собственного профессионального образования
За последнее время работы являлся участником профессиональных конкурсов «Педагогический дебют», «Самый классный классный»
Для повышения собственной квалификации мною были пройдены следующие курсы повышения квалификации :
«Проектирование и реализация современного занятия гуманитарной направленности (история и обществознание) в условиях ФГОС: психолого-педагогический подход» в количестве 108 часов. Курс был пройден на базе Томского государственного педагогического университета
«Содержание и методика преподавания курса финансовой грамотности различным возрастным категориям обучающихся» в количестве 72 часов. Курс был пройден на базе АКИПКРО.
Прохождение курсов по финансовой грамотности связано с участием школы в пилотном проекте по распространению финансовой грамотности среди школьников.
1 Средний показатель ОГЭ не сравнивался со средним показателем ОГЭ по России по причине его отсутствия