отечественная история в прошлом и настоящем
Отечественная историография в прошлом и настоящем
Наука историография изучает развитие исторического знания. К задачам историографии относят: описание взглядов и идей историков, исследование процесса накопления знаний, введение новых источников. Предметом изучения историографии являются закономерности исторических концепций их смена и анализ. Предшественниками отечественной историографии были архаические эпосы и мифы.
Прошлое: от Киевской Руси до времен Петра I
Историография древней Руси начинает свой отсчёт в летописях и легендах XI века. Летописи составлялись летописцами или монахами, поэтому они часто включали в себя жития святых. Самым известным из древних трудов по историографии считается «Повесть временных лет» монаха Нестора. Он старался дать ответы на многие вопросы о происхождении славян, княжеских династий, христианстве, и зарождении государственности.
Монгольское завоевание в XIII веке приостановило написание летописей, им на смену приходят исторические повести и сказания. Примечательно, что в «Хронографе 1512 года» история России рассматривается как частица общемировой истории.
С XVII века популярной формой изложения истории становится историческая повесть. Авторы из разных сословий освещали события, стараясь быть точными во временных рамках и подходить к ним с позиции разума, причем собственное мнение выражать не запрещалось. Появляются труды о смутном времени, восстании Степана Разина, о скифах. Выходят первые справочно-информационные издания и официальные труды по истории.
Историки эпохи просвещенного абсолютизма в этот период формируют в истории официальную государственную идеологическую теорию. Рост народного образования в значительной степени повлияло на развитие историографии как науки. В каждом из десяти имеющихся университетов функционирует исторический факультет.
Исследования Н.В. Калачева базировались на рассмотрении истории с точки зрения юридической направленности. Он ввел новые методы изучения древних исторических документов. С. М. Соловьев написал обширный труд из 29 томов «История России с древнейших времён». Крупнейший историк того времени Н. М. Карамзин создал величайший труд под названием «История государства Российского».
Историография становится официальной наукой. Попытками создать первые материалы по историографии можно назвать работы А. Зиновьева, А. Федотова, и разноплановую критику главного труда Карамзина.
XX-XXI века: советский период и современность
В 1908 году издается одноименная работа В. С. Иконникова об опыте русской историографии. Во втором томе автор осветил характеристики развития исторических знаний вплоть до XVIII века. Тем не менее, труды выдающегося историка В. О. Ключевского оказались более близки к научному уровню. Он старался отследить формирование национальных традиций в историографии и зафиксировать их значимость для исторической науки страны.
Советский период проходил под знаком активного изучения проблем социальной экономики и роли движения народных масс в истории. Марксистско-ленинистская концепция ставила слишком узкие рамки для историков того времени. Переход от одной экономической формации к другой существенно принижал роль личности в истории государства. Перестройка стала отправной точкой для переосмысления и пересмотра исторического наследия.
В 1941 году Н.Л. Рубинштейн выпустил учебное пособие «Русская историография», ставшее первой крупной серьезной работой, обобщающей историческую мысль России. В 1957 году Л. Н. Черепнин написал книгу «Русская историография до XIX века».
Современная историография преодолела сложные перекосы в трактовке истории прошлых лет и постепенно стала наполняться объективными научными исследованиями.
Прогрессивный XXI век дал широкий доступ к архивам, что позволило издавать огромное количество научных работ. Внимание современных исследователей сконцентрировано не только на тенденциях исторического развития нынешнего времени, но и на проблемах далекого прошлого и новых вариантов его изучения.
В настоящее время происходит становление и развитие новейших версий отечественной истории, современных концепций региональной и локальной истории. Ученые занимаются анализом видоизменений концептуальных схем в социальной, культурной, экономической и интеллектуальной истории, исторического сознания. Современная историография благодаря высоким технологиям идет вперед большими шагами.
Отечественная историография. Основные этапы
Историография-это научная дисциплина, изучающая историю исторической науки.
Историография изучает :1. процесс накопления знаний о развитии общества и
превращении их в науку. 2. характеристики различных взглядов на исторические
явления; 3. процесс совершенствования методов исторического
исследования. В 18 столетии в России начинается процесс превращения
исторических знаний в науку. Об этом свидетельствовало стремление русских
историков подвести под исторические факты теоретическую основу,
способствовавшую их критическому осмыслению. В это время история в России,
отделяясь от других гуманитарных знаний приобретает собственный предмет
изучения. Периодизация курса историографии должна учитывать закономерности
источников и методов исторического исследования. Выделяются три основных
этапа развития отечественной историографии :
Первые попытки создания специальных трудов по историографии в России относятся
к первой половине 19 века. В это время были изданы работы А.Зиновьева
«О начале, ходе и успехах критической российской истории» и А.Федотова
«О главнейших трудах по части критической русской истории». Придерживая
монархии позиций, авторы ограничились сжатой оценкой важнейших трудов по
истории России. Следует отметить диссертацию Н.Г.Устрялова » О системе
прагматической русской истории.» Историографический очерк посвящен критической
промышленности «.Настаивая на необходимости «прагматической истории», Н.Г.
Устрялова полагал, что в исторических трудах следует показывать переходы
«гражданского общества из одного состояния в другое «.В этом выразилось
своеобразное восприятие дворянским историком принципов буржуазной
историографии. Эти принципы нашли отражение в статье Н.Надеждина
«Об исторических трудах в России.» Надеждин критикует Н.М.Карамзина за
стремление ограничиться описанием политических событий, вместо изображения
народа» Н А. Полевого. Таким образом, в первой половине 19 века готовились
условия для выделения историографии в отдельную научную дисциплину. Завершение
историографической работе С М Соловьева «Писатели русской истории 18века»
в историографическом плане. Этот недостаток становится традиционным для
буржуазной историографической литературы. В 1884 году была издана книга
М О Кояловича «История русского самосознания по историческим памятникам и
область объективных истин весьма невелика, а все остальное субъективно,
нередко даже в области простейших, голых фактов».В центре внимания Кояловича
были исторические взгляды славянофилов и представителей официально-
монархической историографии, что определило его критическое отношение к
буржуазной историографии. В 1897 году увидела свет книга П Н Милюкова
начиная с 18 века, П Н Милюков видит два основных направления:
представители которого развивали русскую историческую науку, опираясь на
западноевропейские идеи. В 1908 году был издан труд В С Иконникова
«Опыт русской историографии».Первый том автор посвятил истории учреждений
и организаций. Второй том характеристики развитие исторических знаний в
России до 18 века. Более высоки по своему научному уровню историографические
работы В О Ключевского. Он стремился проследить становление национальных
традиций в историографии, и подчеркнуть их ведущее значение в развитии
исторической науки в России.
Первым советским историком, уделившим внимание вопросам русской историографии
литература». Для автора характерно нигилистическое отношение к
Его учебное пособие «Русская историография»(1941 г) представляло собой
Крупным вкладом в советскую историографическую литературу явились «Очерки
истории исторической науки в СССР «. В 1957 году вышла книга Л Н Черепнина
«Русская историография до 19 века «.В работе освещаются теоретические основы
Отечественная историография в прошлом и настоящем: общее и особенное
Термин «историография» (от греч. historia + grapho — описание истории) используется в нескольких смыслах. Так называется специальная историческая дисциплина, изучающая историю исторической науки, накопление исторических знаний, разногласия в истолковании исторических событий. Этим же термином обозначается и совокупность исследований, посвященных отдельной теме или эпохе, а также история исторической науки в целом. Говоря об отечественной историографии, обычно понимают всю совокупность исследований по исторической проблематике, принадлежащих отечественным авторам, жившим и работавшим в разное время. Отечественная историография прошла длительный и сложный путь развития.
Летописцы со времен Нестора считали, что мир развивается по божественному провидению и божественной воле. С появлением опытного, эмпирического, рационалистического знания историки стали искать объективные факторы в качестве определяющей силы исторического процесса. У истоков русской исторической науки стояли B. Н. Татищев (1686-1750) и М. В. Ломоносов (1711- 1765). Они, как и большинство мыслителей европейского Просвещения, полагали, что главной движущей силой исторического процесса является разум, научные знания и просвещение. Н. М. Карамзин (1766-1826), автор знаменитой «Истории государства Российского», считал, что ход истории определяется деяниями выдающихся личностей, к которым он относил большинство российских самодержцев.
Крупнейшим русским историком XIX в. был С. М. Соловьев (1820-1879). Важнейшим трудом его жизни стала многотомная «История России с древнейших времен». C. М. Соловьев рассматривал развитие истории России как переход от родовых отношений к семье и далее к государственности. В качестве важнейших факторов, определявших ход русской истории, он называл природу страны, особенности русского этноса и внешнеполитическую ситуацию.
Его ученик, выдающийся русский историк конца XIX — начала XX в. В. О. Ключевский (1841-1911), в своем «Курсе русской истории» и других исторических сочинениях, развивая идеи своего учителя, фактически выдвинул концепцию многофакторного подхода. К важнейшим «историческим силам», определявшим в своей совокупности исторический процесс, он относил: природу страны, физическую природу человека, личность и общество. Он порвал с теоретическими установками «государственной школы» и рассматривал российскую историю как часть всеобщей.
Большинство русских ученых конца XIX — начала XX в., представлявших практически все известные европейские научные школы, признавали научный и одновременно специфический характер исторического познания, основанного на критическом анализе источников и беспристрастном изложении материала.
В советский период главное внимание историки уделяли изучению классовой борьбы и социально-экономической проблематики отечественной истории. Методологической основой исследований советского периода неизменно являлись труды «классиков марксизма-ленинизма», а основные выводы не могли выходить за рамки формаци- онной модели исторического развития.
В качестве главного смысла всемирно-исторического процесса виделось построение коммунистического общества. Вместе с тем советские историки ввели в научный оборот огромный фактический материал и сформулировали большое количество конкретных теоретических положений, касающихся самых разных проблем отечественной истории.
На рубеже XX и XXI вв. в отечественной исторической науке возобладало новое историческое мышление, учитывающее весь комплекс достижений историков предшествующих поколений и основанное на тотальном подходе к изучению различных проблем отечественной истории в рамках системно-целостного видения исторического процесса. Содержание исторических исследований значительно расширилось, включая такие направления, как социальная история, история ментальностей, историческая антропо- и и ии п др. Введение в научный оборот новых исторических источников и разработка новых тем исследований значительно углубляют наше понимание отечественной истории и обогащают содержание современного исторического знания.
Если Вам необходимо написание реферата, курсовой или дипломной работы по данной теме, Вы можете
Отечественная историография истории России в прошлом и настоящем: общее и особенное.
Сущность, формы и функции исторического знания
История – это наука о прошлом человеческого общества и его настоящем, о закономерностях развития общественной жизни в конкретных формах, в пространственно-временных измерениях. Содержанием истории служит исторический процесс, который раскрывается в явлениях человеческой жизни, сведения о которых сохранились в исторических памятниках и источниках. К историческим наукам относятся также этнография, изучающая быт и культуру народов, и археология, изучающая историю по вещественным источникам древности – орудиям труда, домашней утвари, украшениям и др. Существуют вспомогательные исторические дисциплины.
хронология, изучающая системы отсчета времени; палеография – рукописные памятники и старинное письмо; дипломатика – исторические акты; сфрагистика – печати; генеалогия – происхождение городов и фамилий; топонимика – происхождение географических названий; краеведение – историю местности, региона, края. К наиболее значительным вспомогательным историческим дисциплинам относятся источниковедение и историография, задача которой описание и анализ взглядов, идей и концепций историков и изучение закономерностей в развитии исторической науки. История тесно связана с другими науками. В то же время каждая из существующих за время развития человеческого общества прошла свою историю и сейчас существует история каждой науки в отдельности.
Функции исторического познания.
Первая – познавательная; состоит в изучении путей развития различных стран и народов. Позволяет объективно отражать ход явлений и процессов, которые в свою очередь составляют историю человечества.
Третья функция – мировоззренческая. История дает человечеству документальные повести о выдающихся событиях прошлого, о мыслителях, которые внесли весомый вклад в развитие общества. Мировоззрение – взгляд на мир, общество, законы его развития – может быть научным, если опирается на объективную реальность. В развитии общества объективной реальностью являются исторические факты.
2. Понятие исторического источника. Типы источников. Виды письменных источников по истории России.
Исторический источник – любые остатки прошлого свидетельствующие об исторических событиях имевших место в прошлом.
Источники: Письменные, Вещественные, Этнографические (пережитки обычаев и традиций),Лингвистические (географические названия, имена, фамилии),Фольклорные материалы (легенды, сказания, песни),Кино и фотодокументы.
Первый вид письменных источников в Российской Федерации это летопись. (Нестерова летопись)
Летопись— это исторический жанр древнерусской литературы, представляющий собой по годовую, более или менее подробную запись исторических событий.
Третий вид письменных источников это актовые материалы. Важной составной частью источникового комплекса по истории России являются акты. К актам в широком смысле слова относятся все тексты, выполняющие функции документов.
Методология и методы исторической науки
Метод – это способ исследования, который показывает как происходит познание.
Более 2 тыс. лет назад возникли 2 основных подхода в истории мысли:
1) Идеалистический – сознание и дух первичны, а материи вторичны.
2) Материалистический – экономику, быт, политику, потом в дух. виду развития.
Методы:
• Хронологический – изложение исторического материала в хронологическом порядке (по порядку)
• Синхронный – одновременное изучение событий происходящих в обществе
• Дихронный (периодизации) – изучение чего-то одного
• Историческое моделирование (ролевая)
Периодизация и хронология мировой и российской истории.
1. Древний мир.
Эпоха Средневековья
В средневековой Руси в начале XII в. была создана «Повесть временных лет» Нестора – летописца Киево-Печерского монастыря, затем появилось «Слово о полку Игореве». Новое развитие изучение истории получило в эпоху Возрождения и перехода от Средневековья к Новому времени. Зародились новые подходы к пониманию истории. Итальянский государственный деятель Н. Макиавелли (1469 – 1527) в работе «Государь» (1513) назвал одну из причин борьбы людей в истории – имущественную.
3 Эпоха Нового времени.
В XIX веке утвердился исторический метод познания.
Начало этому методу положили представители немецкой классической философии. Последовательно исторический принцип подхода к действительности как развивающейся и изменяющейся во времени, был разработан К.Марксом (1818 – 1883) и Ф.Энгельсом (1820 – 1895).
В России в XVIII в. имели место первые попытки создать систематизированный свод отечественной истории. Это семитомная «История Российская с самых древнейших времен» В. Н. Татищева (1686 – 1756), «История Российская» М.М.Щербатова (1733 – 1799) в 20 книгах. В XIX веке выходит «История Государства Российского» Н.М.Карамзина (1766 – 1826).
4 Новейшее время (конец XIX – XX в.).
В это время в западной историографии были разработаны различные концепции исторического развития. В советский период, особенно в 30 – 50-е годы, историческая наука в нашей стране испытала сильное влияние коммунистической идеологии, что обусловило узость взглядов
и определенную необъективность оценок исторических событий. В настоящее время эти перекосы устраняются. Вышли многие издания отечественной истории, подготовленные на основе объективных подходов к осмыслению исторического опыта России.
Отечественная историография истории России в прошлом и настоящем: общее и особенное.
Историография — это отрасль исторической науки, которая изучает узкую область истории. В историографии России выделяют несколько периодов:
Досоветская историография. В 1725 г, в России учредили Академию наук, в 1755 г. открылся Московский университет. Именно тогда начали формироваться направления отечественной историографии. Самая первая трудность, с которой столкнулись историки, — проблема образования и развития российской государственности. Основоположниками первой концепции в отечественной историографии в ХVII в. были Г. 3. Байер, Г. Ф. Миллер, с которыми был категорически не согласен М.В. Ломоносов. Русский ученый высказывался против необоснованного толкования летописи о возникновении Древнерусского государства. Эти разногласия привели к тому, что в исторической науке возникли два направления: норманизм и антинорманизм.
Вторая половина ХVIII в., эпоха «просвещенного абсолютизма». Доказывалось, что монархия и крепостное право — это благо России, а попытки сломать существующий порядок это зло для страны. Так понимал государственное развитие М.М. Щербатов. Выдающимся исследователем русской древности был И.Н. Болтин. Он одним из первых прокомментировал Русскую Правду и многие другие древние рукописи. Неоценимый вклад в развитие истории как науки внес Н.М. Карамзин. В 1803-1826 гг. он трудился над созданием «Истории государства Российского» в 12-ти томах.
В первой половине ХІХ в. начинается формирование официальной государственной историко-идеологической теории, сформулирована М.П. Погодиным. Эта теория получила название официальной народности. Она способствовала развитию уже устаревшего учения «естественного права и общественного договора» и идеализировала отечественную историю.
В начале ХІХ в. было создано Министерство народного образования, открывались университеты в Петербурге, Казани; лицеи — Царскосельский и Демидовский.
В ХХ в. в науке появилось новое направление — евразийство. Основоположниками этого направления были П.Н. Савицкий, Н.С. Трубецкой, Г.В. Вернадский и др. По евразийскому учению люди России обречены на тесное взаимодействие и взаимосуществование
Значительные изменения произошли в исторической науке советского времени, до конца 1930-х гг. находившейся на стадии формирования. В 1934— 1936 гг.была принята марксистско-ленинская методология изучения истории. Большим достижением советской историографии было издание многотомных работ по истории СССР досоветского периода.
Современная историография. На сегодняшний момент литература по истории очень разнообразна.
Отечественная историография в прошлом и настоящем.
ОСОБЕННОСТИ
1. СУБЬЕКТ И ОБЬЕКТ ИЗУЧЕНИЯ СОВПАДАЮТ
2. ТРУДНОДОСТУПНОСТЬ И НЕ ЭТИЧНОСТЬ ЭКСПИРИМЕНТА
3. ПРОБЛЕМА СООТНОШЕНИЯ ТЕОРИТИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ И ЭМПЕРИЧЕСКОГО ОПЫТА
2. Формационные и цивилизационные подходы к изучению истории
3 точки зрения принадлежности россии
восточный западный смешанный особый
3. Становление истории как науки. отеч историогрф в прошл и настоящ.
Становление истории как науки может рассматриваться в двух аспектах: как формы общественного сознания и как социального института. Иными словами, речь идет о достижении качественно нового уровня осмысления прошлого, а также об облечении научной деятельности в определенные формы социальной организации.
И в том и в другом аспекте для возникновения русской исторической науки значительным этапом была вторая четверть XVIII в., когда была создана и начала свою деятельность Академия наук.
Отечественная историография в прошлом и настоящем.
Результатом работы историков являются их труды — от первых несовершенных форм фиксации представлений человека о природе и обществе до монументальных книг о всемирной истории. Историей исторической науки, ее становлением и развитием во времени занимается специальная дисциплина —историография.
Русская историческая наука развивалась как часть мировой историографии. Элементы исторических знаний у восточных славян появились в ответ на практические потребности людей. Они нуждались в накоплении и передаче своего исторического опыта от поколения к поколению. Первоначально исторические знания возникли в виде легенд, преданий, былин, мифов в догосударственный период.
Поскольку передача информации шла через устную традицию, происходило смещение событий, объединение похожих фактов, искажались детали. Однако основная часть информации, шедшей от поколения к поколению, оценка исторических событий и явлений, их роли в жизни общества оставалась верной.
Другой важной чертой сознания на этом этапе было стремление людей объяснить факты общественной жизни и явления природы действиями сверхъестественных сил. Система знаний о мире и человеке заключалась в разнообразных мифах, отразивших в поэтической форме накопленный жизненный опыт поколений как результат действий богов, героев, демонов.
4. Великое переселение народов и проблема этногенеза восточных славян.
Этногенез — весь процесс существования и развития этнической системы от момента ее возникновения до исчезновения.
Основная проблема этногенеза восточных славян это их происхождение
Теории возникновения славян:
— автохтонная (славяне жили всегда на этой территории);
— миграционная (переселение славян).
Кроме того, полагают, что славяне как вид образовались на территории Восточной Европы в 6-2 тыс. до н.э. Они населяли лесные области между Одером и Средним Днепром, от Балтийского моря до Днестра.
1 век н.э. Тацит говорил о ВЕНЕДАХ, которые жили в районах Зап. Польши, Зап. Белоруссии и Зап. Украины. Под венедами ученые понимали неизвестный античному миру народ, который жил за пределами границ государства.
. С конца IV в. племена Восточной Европы оказались вовлечены в крупные миграционные процессы — так называемое Великое переселение народов.
6 век – Иордан (Аланский историк Осетия) стал говорить об АНТАХ и СКЛАВИНАХ. Он их относит к венедам. Анты в 6 веке постоянно нападают на владения Византии. В. натравила на них племя АВАРОВ – Анты были разбиты. После этого Виз. Разбила Аваров.
5. СОЦ-ЭКОНОМИЧ и политич препосылк образования госудастрва у вост славян.
1.Образование крупных союзов племён
2.Выделение сильной знати
3. Необходимость охраны территории от внещних набегов
4. Переход к пашенному земледелию, отделение ремесла от земледелия, развитие ремесла и торговли;
5. Религия, обычаи, традиции.
6. Смена родовой общины на соседскую, возникновение социального неравенства, необходимость регулирования внутренних социальных отношений;
7. Складывание древнерусской народности;
8. Наличие элементов государственности, потребности родоплеменной знати в аппарате защиты своих привилегий и захвате новых земель;
Причины оформления государственности у восточных славян:
усложнение экономической жизни
отделение ремесла от с/х
выделение военного сословия
появление экономического неравенства
Норманская теория
Норманская теория.
Норманская теория.
Создатели теории: (нем. Ученые на рус. Службе) Байер, Миллер, Шлёцер.
Государственность на Русь принесли варяги, приглашенные в 862г. на княжение в Новгород. Варяжская династия Рюриковичей объединила северную и южную Русь, создала систему сбора дани, управления и судопроизводства на огромной территории.
· Варяги – это скандинавы;
· Они являются основателями государства;
· Понятие “варяги” и “Русь” тождественны.
Антинорманская теория.
Основатель – М.В. Ломоносов. Наиболее активные сторонники в 19 в.: историки Иличевский, Беляев, Забелин.
Государственность на Руси существовала в виде локальных образований и до сер.9 в. восточные славяне смогли организовать себя сами, без помощи варягов. Современные историки говорят о наличие на Руси до 9 в. трёх центров гос-ти: Куяба, Славия, Артания.
7. Религ реформы владимира 1. Принятие хирст и его знач
У каждого из племен, вошедших в состав Руси, были свои религиозные культы. Там один бог «в авторитете», здесь другой, на окраине третий. Между племенами был религиозный разлад. С таким духовно раздробленным народом тяжело было создать мощное государство.
Вначале Владимир Красное Солнышко (в будущем Креститель) решил создать пантеон из 6 богов. На особом месте было сделано капище. «Кандидатами» стали языческие боги: Перун, Хорс, Дажьдбог, Стрибог, Семаргл и Мокошь. Эти имена в разных источниках звучат по-разному.
о результатов не было. Племена продолжали жить по-своему и «чихали» на задумки князя. Тогда Владимир решил поменять язычество на единобожие. Он отправил посольство в разные страны. Послы оценили иудаизм, мусульманство, а также христианство Европы и христианство Византии. Последнее поразило их своей чистотой, красотой и мощью.
1. Каждое племя славян верило в своих богов. Не было духовного единства в стране. Русь оставалась слабой.
2. Русь достойно не воспринимали другие страны. Были проблемы при заключении международных договоров.
3. Были обычаи, которые не давали Руси развиваться цивилизованно. Например, если муж умер, то одну из жен убивали и хоронили рядом с покойным. Идолам приносили жертвы, а это дикость. Было многоженство, воровство невест, люди верили в приметы и всего боялись.
4. Единая вера по всей стране укрепляет власть князя и церкви.
8. Эволюция вост славян гос в 11-12век. Причины и последствия раздробленности руси
После смерти Ярослава Мудрого начался постепенный переход к территориально-политической раздробленности Руси. Умирая, князь разделил территорию державы между пятью своими сыновьями, хотя существовал порядок передачи престола к старшему в роду, получивший название «лестничного». Сложность династических отношений, рост могущества каждого отдельного княжества, личные амбиции неминуемо привели к княжеским междоусобицам. Богатство же отдельных княжеств основывалось, прежде всего, на богатстве местных землевладельцев — бояр, а также на доходах, собираемых князем с подчиненных ему крестьянских общин.
· Экономическая– в рамках единого государства за три века сложились самостоятельные экономические районы, выросли новые города, зародились крупные вотчинные владения монастырей и церквей.
· Социальная– усложнилась социальная структура русского общества: появились крупное боярство, духовенство, торговцы, ремесленники, низы города, в том числе холопы.
· Политическая– основную роль в распаде государства сыграло местное боярство; местные князья не хотели делиться своими доходами с великим киевским князем; кроме того, местному боярству нужна была сильная княжеская власть на местах.
· Внешнеполитическая– распаду государства способствовало отсутствие в середине ХII в. серьезной внешней угрозы; позже она появилась в лице монголо-татар, но процесс распада государства зашел уже слишком далеко.
9. Русская правда как историч источник
«Русская правда» Как исторический документ появилась еще в 11 веке. Это первый известный на сегодняшний день законодательный документ у восточных славян. Он включал в себя уголовное право, наследственное законодательство, торговые и процессуальные законы.
Появилась первая Древнейшая правда во времена правления князя Ярослава Мудрого, в 1019-1054 годах. Именно с именем этого князя и связывают историю ее появления.
Основу «Русской правды» составляли устные племенные права и часть из прав скандинавских и византийских. Так же на ее составление оказывала большое влияние церковь. Древнерусская правда прошла несколько этапов в своем развитии, и появление «Русской правды» произошло в процессе ее эволюции.
«Русская правда» является историческим источником. При ее изучении ученые могут судить о том, как развивались правовые отношения в нашей стране. Какие сословия имели место быть на Руси и, какие отношения были между ними. За что наказывали и за что миловали. Изучая правовые документы эпохи можно судить о политическом строе, который существовал в то время. Какими тогда были быт и торговля, что ценили жившие в ту эпоху люди.
В таких документах заключена история развития правовых отношений. Читая эти документы, мы узнаем, за какие провинности, и какое наказание применяли наши предки. По этому можно судить, какие моральные ценности были в обществе. Какие слои общества были бесправны, а каким позволялось многое. Каково было положение женщин и мужчин.
Историческое значение «Русской правды» сложно переоценить. Этот документ один из самых важных в истории нашей государственности.
10. Три центра в период раздроблен
ВЛАДИМИРО-СУЗДАЛЬСКОЕ КНЯЖЕСТВО.
Находилось в междуречье Оки и Волги.
Основная отрасль хозяйства – земледелие.
Быстро росли города (новые – Москва, Кострома)
Отеч война
На пути к мировому господству Франции нужно было разгромить Россию.На границах Росси Наполеон создал герцогство Варшавское-военный плацдарм для подготовки нападения Франции на Россию
12(24) июня 1812 г армия Наполеона вторглась на территорию России без объявления войны.
26августа (7 ) сентября 1812- Бородинская битва
14 сентября-7 октября 1812 г-время пребывания французов в Москве
Характер войны- национально-освободительная
22. ЗАПАДНИКИ И СЛАВЯНОФИЛЫ
Идеологами славянофилов были А.Хомяков, Ю. Самарин, братья Аксаковы и братья Кириевские.
Славянофилы были сторонниками самобытного пути России, считали, что необходимо быть во всем русскими: в устройстве государства и быта, в организации труда, в философии, литературе и т.д. При этом они не отрицали достижений европейской цивилизации, но выступали против продолжения безоглядной европеизации, начатой Петром I, как пути, гибельного для России. Порождением западнических нововведений они считали крепостничество и пол ицейско-бюрократическое государство.
Славянофилы были представителями либерального дворянства, дальновидно искавшими выход из тупика, чтобы избежать в России революционного взрыва по западному образцу. Безусловно, они идеализировали прошлое России, но их борьба против низкопоклонства перед Западом имела большое историческое значение.
24.великие реформы александра 2
. а. Необходимость реформ.
. б. Отмена крепостного права. 1861
. в. Земская реформа. 1864
. г. Городская реформа. 1870
. д. Судебная реформа. 1864
. е. Военная реформа. 1874
. ж. Реформы в области просвещения. 1863
. з. Реформы в области печати.
25. сущность народнических взглядов на будущее госуд устройство россии и тактику политической борьбы
лавров ткачёв бакунин
Аграрная реформа
Кратко говоря, основной целью аграрной реформы Столыпина было создание широкой прослойки богатых крестьян. В отличие от реформы 1861 года, упор делался на единоличного собственника, а не на общину. Прежняя, общинная форма сковывала инициативность работящих крестьян, а теперь, освободившись от общины и не оглядываясь на «убогих и пьяных», они могли резко увеличить эффективность своего хозяйствования. Закон от 14.06.1910 гласил, что отныне «каждый домохозяин, владеющий надельной землею на общинном праве, может во всякое время требовать укрепления за собой в личную собственность, причитающейся ему части из означенной земли». Столыпин считал, что зажиточное крестьянство станет настоящей опорой самодержавия. Важной частью столыпинской аграрной реформы стала деятельность кредитного банка. Это учреждение продавала крестьянам в долг земли, либо государственные либо выкупленные у помещиков. Причем процентная ставка по кредиту для самостоятельных крестьян была вдвое ниже, чем для общин. Через кредитный банк крестьяне приобрели в 1905-1914 гг. около 9 с половиной миллионов гектар земли. Однако при этом меры в отношении неплательщиков были жесткими: земля у них отбиралась и снова поступала в продажу. Таким образом, реформы не только давали возможность приобрести землю, но и побуждали активно на ней работать. Другой важной частью реформы Столыпина было переселение крестьян на свободные земли. Подготовленный правительством законопроект предусматривал передачу государственных земель в Сибири в частные руки без выкупа. Однако были и трудности: не хватало ни средств, ни землемеров для проведения землеустроительных работ. Но несмотря на это, переселение в Сибирь, а также Дальний Восток, Среднюю Азию и Северный Кавказ набирало темпы. Переезд был бесплатным, а специально оборудованные «столыпинские» вагоны позволяли перевозить по железной дороге скот. Государство старалось обустроить быт на местах переселения: строились школы, медицинские пункты и т.п.
Земство
Будучи сторонником земского управления, Столыпин распространил земские учреждения на некоторые губернии, где их раньше не было. Не всегда это было политически просто. Например, проведение земской реформы в западных губерниях, исторически зависевших от шляхты, было одобрено Думой, поддержавшей улучшение положения белорусского и русского населения, составлявшего большинство на этих территориях, но встретило резкий отпор в Госсовете, который поддерживал шляхту.
Реформа промышленности
Основным этапом в решении рабочего вопроса годы премьерства Столыпина стала работа Особого совещания в 1906 и 1907 годах, которое подготовило десять законопроектов, затрагивавших основные аспекты труда на промышленных предприятиях. Это были вопросы о правилах найма рабочих, страховании несчастных случаев и болезней, продолжительности рабочего времени и т.д. К сожалению, позиции промышленников и рабочих (а также тех, кто подстрекал последних к неповиновению и бунту) были слишком далеки друг от друга и найденные компромиссы не устраивали ни тех, ни других (чем охотно пользовались всякого рода революционеры).
Национальный вопрос
Столыпин прекрасно понимал всю важность этого вопроса в такой многонациональной стране, как Россия. Он был сторонником объединения, а не разобщения народов страны. Он предлагал создать особое министерство национальностей, которое бы изучало особенности каждой нации: историю, традиции, культуру, социальную жизнь, религию и т.п. – с тем, чтобы наибольшей взаимной пользой они вливались в нашу огромную державу. Столыпин считал, что все народы должны иметь равные права и обязанности и быть верны России. Также задачей нового министерства должно было стать противодействие внутренним и внешним врагам страны, стремившихся посеять межнациональную и религиозную рознь.
Политические итоги
Спустя полгода Германия была вынуждена подписать Версальский договор (28 июня 1919), составленный государствами-победителями на Парижской мирной конференции, официально завершивший Первую мировую войну.
Германией (Версальский договор)
Австрией (Сен-Жерменский договор)
Болгарией (Нёйиский договор)
Венгрией (Трианонский договор)
Турцией (Севрский мирный договор).
Результатами Первой мировой войны стали Февральская и Октябрьская революции в России и Ноябрьская революция в Германии, ликвидация четырёх империй: Российской, Германской, Османской империй и Австро-Венгрии, причём две последние были разделены.
Германия, перестав быть монархией, урезана территориально и ослаблена экономически. Тяжёлые для Германии условия Версальского мира (выплата репараций и др.) и перенесённое ею национальное унижение породили реваншистские настроения, которые стали одной из предпосылок прихода к власти нацистов, развязавших Вторую мировую войну.
Военные итоги
«Победители»: немцы в Бельгии, болгары в Сербии, турки в Армении, русские в России. Октябрь 1917 года
Плакат Первой мировой войны. Ноябрь 1914 года
Вступая в войну, генеральные штабы воюющих государств и, в первую очередь, Германии исходили из опыта предыдущих войн, победа в которых решалась сокрушением армии и военной мощи противника. Эта же война показала, что отныне мировые войны будут носить тотальный характер с вовлечением всего населения и напряжением всех моральных, военных и экономических возможностей государств. И окончиться такая война может только безоговорочной капитуляцией побеждённого[17].
ОСОБЕННОСТИ
1. СУБЬЕКТ И ОБЬЕКТ ИЗУЧЕНИЯ СОВПАДАЮТ
2. ТРУДНОДОСТУПНОСТЬ И НЕ ЭТИЧНОСТЬ ЭКСПИРИМЕНТА
3. ПРОБЛЕМА СООТНОШЕНИЯ ТЕОРИТИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ И ЭМПЕРИЧЕСКОГО ОПЫТА
2. Формационные и цивилизационные подходы к изучению истории
3 точки зрения принадлежности россии
восточный западный смешанный особый
3. Становление истории как науки. отеч историогрф в прошл и настоящ.
Становление истории как науки может рассматриваться в двух аспектах: как формы общественного сознания и как социального института. Иными словами, речь идет о достижении качественно нового уровня осмысления прошлого, а также об облечении научной деятельности в определенные формы социальной организации.
И в том и в другом аспекте для возникновения русской исторической науки значительным этапом была вторая четверть XVIII в., когда была создана и начала свою деятельность Академия наук.
Отечественная историография в прошлом и настоящем.
Результатом работы историков являются их труды — от первых несовершенных форм фиксации представлений человека о природе и обществе до монументальных книг о всемирной истории. Историей исторической науки, ее становлением и развитием во времени занимается специальная дисциплина —историография.
Русская историческая наука развивалась как часть мировой историографии. Элементы исторических знаний у восточных славян появились в ответ на практические потребности людей. Они нуждались в накоплении и передаче своего исторического опыта от поколения к поколению. Первоначально исторические знания возникли в виде легенд, преданий, былин, мифов в догосударственный период.
Поскольку передача информации шла через устную традицию, происходило смещение событий, объединение похожих фактов, искажались детали. Однако основная часть информации, шедшей от поколения к поколению, оценка исторических событий и явлений, их роли в жизни общества оставалась верной.
Другой важной чертой сознания на этом этапе было стремление людей объяснить факты общественной жизни и явления природы действиями сверхъестественных сил. Система знаний о мире и человеке заключалась в разнообразных мифах, отразивших в поэтической форме накопленный жизненный опыт поколений как результат действий богов, героев, демонов.
4. Великое переселение народов и проблема этногенеза восточных славян.
Этногенез — весь процесс существования и развития этнической системы от момента ее возникновения до исчезновения.