отец мелхиседек артюхин биография
Он был не только духовником – он был совестью монастыря
31 марта исполнилось сорок дней как отошел ко Господу архимандрит Кирилл (Павлов). Настоятель Московского подворья Введенской Оптиной Пустыни архимандрит Мелхиседек (Артюхин) с момента своего монашеского пострига в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре был вручен отеческому попечению отца Кирилла – духовника лаврской братии. Сегодня отец Мелхиседек делится своими воспоминаниями о Старце.
Проповеди, наставления, слова архимандрита Кирилла давно стали достоянием всех верующих. А я хотел бы поделиться тем, что касалось личного общения с отцом Кириллом, что повлияло конкретно на мою жизнь. Думаю, это может быть полезно и для других.
В сентябре 1986 года, учась в третьем классе семинарии, я по благословению своего духовника подал прошение в Лавру и был принят. В то время благочинным был архимандрит Онуфрий (Березовский), ныне Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины, духовниками – отец Кирилл и отец Наум (Байбородин), а наместником был архимандрит Алексий (Кутепов), нынешний митрополит Тульский и Ефремовский.
Взяли в Лавру нас сразу тринадцать человек. Отец благочинный поселил десятерых в одну келью в башне, а троих, и меня в том числе, – в келью старого Предтеченского корпуса, постройки чуть ли не XVII века. Через несколько месяцев был совершен постриг, мы продолжали жить в одной келье. И вот в таком нашем братском общежитии отец Исидор (он сейчас на Афоне) установил обычай: до двенадцати ночи он читал при включенном свете правило, потом, пил чай со всякими полезными для здоровья травками, после чего открывал окно, надевал меховую шапку, телогрейку и укладывался спать на свежем воздухе… Мы с отцом Иларионом терпели несколько месяцев, но в конце концов пошли к отцу Кириллу и сказали: «Так и так – трудно нам, уже и второе одеяло не помогает – холодно, дует, спать приходится при свете… Батюшка, благословите, мы сделаем в келье перегородки, чтобы свет не мешал и сквозняки не так чувствовались…»
Что было поразительно: отец Кирилл покачал головой, ничего не сказал в отношении отца Исидора, а нам вдруг выдал такое заключение: «Мы в монастырь пришли не строить перегородки, а перегородки ломать». Дальнейших комментариев не потребовалось. Мы продолжали как-то терпеть, приспосабливаться, а потом, наконец, поняли, что просто должны принять ситуацию такой, какая она есть. Сказано ведь: «Друг друга тяготы носите и так исполните закон Христов». Так благополучно мы прожили до тех пор, пока меня не перевели в Оптину, отца Исидора – по командировке на Афон, а отец Иларион остался в Лавре.
С отцом Исидором связано еще одно воспоминание об отце Кирилле. После того как его рукоположили в диаконы, он отслужил сорокоуст и попросил послужить еще один. Отец Кирилл благословил. После этого он попросил еще. В Лавре кое-кто стал смущаться тем, что он каждый день служит. Подходили к Батюшке, спрашивали, но отец Кирилл каждый раз говорил: так надо. И отец Исидор, будучи диаконом, в течение года каждый день служил Литургию. А после рукоположения в священники опять ежедневно служил чуть ли не год… Зато когда его послали на Афон, где, как известно, монахов много, а иеромонахов мало, – этот опыт каждодневного служения ему очень пригодился. Никто не понимал Промысла Божия об этом человеке, для Лавры в те времена традиция каждодневного служения была непривычна. А отец Кирилл увидел, что именно отцу Исидору это нужно. Здесь присутствовало еще и уважение к его желанию, его ревности.
Было как-то раз, что мы, молодые монахи, еще продолжающие учебу, пришли к Батюшке жаловаться, что нет возможности исполнять всё монашеское правило. В тот период оно, как и сейчас, состояло из ежедневного чтения трех канонов: Спасителю, Божией Матери и Ангелу Хранителю, акафиста Господу Иисусу Христу, по пятницам – акафиста Богородице, одной кафизмы, двух глав апостольских посланий и одной главы из Евангелия. И, по возможности, – Иисусовой молитвы, которую отец Кирилл благословлял каждому по-разному: трехсотницу или пятисотницу. Мы пришли сказать, что не всегда получается всё вовремя исполнять. И в ответ вдруг услышали – я запомнил на всю жизнь это категоричное благословение: «Умри, а правило прочитай».
Я видел, как исполнял правило сам отец Кирилл. У него ведь было несколько послушаний – духовник, казначей и – ответственный за посылки братиям, которые привозили машинами, и их надо было сортировать: финансы отдельно, продукты, вещи отдельно… – всё это лежало на нем – духовнике всей братии. И не только ведь братии, а еще и многочисленных паломников. (Кстати сказать, в отношении приема людей: у него всегда была строгая живая очередь, и в Лавре, и потом в Переделкине. Не важно – архимандрит, священник, матушка… Каким по очереди приехал, таким и пройдешь.)
Так вот, что касается режима, отец Кирилл выработал такой алгоритм. В час дня в Лавре был обед. Без четверти двенадцать – что бы там ни было! встречи, вопросы, исповеди… – он все дела прекращал и шел в келью. В келье его ждало около десяти человек братии. И начиналось вот это самое монашеское правило, которое прочитывалось за час и пятнадцать минут. В 13 часов мы все вместе шли на обед. После обеда он опять уходил на свои послушания, возвращался к оставленным делам. Этот заведенный раз и навсегда режим и в нас заложил некий алгоритм, научил не ждать, когда появятся настроение, время, желание для того, чтобы исполнить правило, а делать это ежедневно в отведенное время.
Позднее у святителя Игнатия (Брянчанинова) я нашел определение: все падения монаха начинаются не иначе, как с оставления им монашеского правила.
Вспоминается, как задавали отцу Кириллу вопрос: можно ли читать заранее правило ко Святому Причащению. Он благословлял, если в воскресенье Причастие, то, поскольку три канона и так читались каждый день, – в субботу утром или в течение дня канон ко Святому Причащению и молитвы – «до седьмой». Я спросил, помню, а почему до седьмой молитвы? Почему нельзя всё прочитать? – «Чтобы еще осталось на утро, чтобы был определенный настрой». То есть, с одной стороны, чтобы не было суеты, потому что утром всегда не хватает времени, но, с другой, чтобы оставить возможность настроиться на Причастие. Вот это его «до седьмой молитвы» я тоже помню до сих пор.
По-настоящему строгим его не помню. Не видел, чтобы он кому-то что-то доказывал, или был в разгневанном, или раздраженном состоянии. Самым страшным было – его молчание. То есть его негодование или неприятие – выражалось молчанием. Но комментариев за этим молчанием не следовало.
…В связи с тем, что сейчас Великий пост, вспоминается, как мы, молодые, в первый же год подошли к Батюшке за благословением попоститься по Типикону. У нас у всех, во всяком случае, у монахов, есть это представление, что первый и второй дни поста являются строгими, только в среду вечером, после Литургии первый раз положена трапеза. На Афоне это неукоснительно соблюдается. И вот, начитавшись книг о подвижничестве, подходим за благословением и слышим в ответ: «В трапезную, в трапезную, в трапезную. На обед, на обед, на обед». В первый же день. И я видел всех старцев – отца Кирилла, отца Николая, отца Лаврентия, отца Илию, наместника… – они были в трапезной. Хотя там, конечно, был какой-то минимум еды.
Потом, на второй год, я решил поэкспериментировать… Но у меня лишь разболелась голова, и в первые два дня я не о молитве думал, а о еде. То есть, лично для меня этот переход, физический, не был простым. Позже я размышлял: всё же, почему так? Ведь даже некоторые миряне в пост строже подвизались. Наверное, благословение «на обед. » было дано, чтобы даже эти два дня не дали ни малейшего повода к тщеславию или гордости.
Никогда отец Кирилл не благословлял какие-то «неспания», «неедения», поклоны, подвиги чисто внешние. Как у отцов заповедано: «Дай телу по силе, всю же свою брань обрати на внутреннего человека». Мы, как говорит Василий Великий, – не телоубийцы, а страстоубийцы.
Поразительно было еще одно качество Батюшки. Будучи семинаристом, я застал такой период, когда каждый будний день с 21 часа до 22-х отец Кирилл читал Библию в келье, в которой собирались монашествующие и студенты. По окончании чтения находились братия, которые злоупотребляли его временем и любовью. Они говорили: «Батюшка, а можно поисповедоваться?» Старцу надо было готовиться к службе, в течение дня, как я говорил, у него не было возможности отдыха… Но что интересно, – я это наблюдал из года в год: он даже ради одного человека, ради вот такого «ревнителя», полностью читал чинопоследование исповеди (не несколько молитв, а именно все чинопоследование!) за исключением перечисления грехов. Вот таким было его отношение к ближнему и своему послушанию. Оставалось только удивляться этому бесконечному великодушию. Я ни разу не слышал отказа. Был, кстати, один монах – тот и вечером, и утром исповедовался. И Батюшка терпеливо нес свой крест духовника.
Еще Батюшка категорически не благословлял, находясь вне монастыря, ходить без подрясника, в мирской одежде. Такой была Лаврская традиция – никогда не снимать подрясник. Даже летом, когда кто-то отправлялся в паломническую поездку или по делам в город, он говорил: «Ничего, надень легонький плащик, и под плащик, в крайнем случае, можно подобрать подрясник». Помню, как однажды я прочувствовал духовную пользу этой традиции. В 86-м году я был в Рязанской области и жил рядом с Вышенской обителью, где в свое время подвизался святитель Феофан Затворник. А ночью рядом с домом, где я остановился, загорелся сарай, в котором находилась корова и другая живность. Это случилось около пяти часов утра, и мне пришлось спешно подниматься с постели, чтобы тушить пожар. В тот момент дорога была каждая минута, и я понял тогда, насколько важно для инока всегда быть в монашеской одежде (поистине, как сказал Господь, «в чем застану, в том и сужу»).
Отец Кирилл был не только духовником – он был совестью монастыря. И мы понимали, на что Батюшка никогда никого из нас не благословит. И сам никогда не будет поступать против совести. Даже подходить не надо было – достаточно было представить его в некой ситуации и понять, что вот он бы так никогда не сделал.
Фото: из личных архивов Владимира Ходакова и архимандрита Мелхиседека (Артюхина)
Мелхиседек (Артюхин)
Тезоименитство — в последнее воскресенье декабря, в неделю праотец.
Биография
В 1984 году поступил в Московскую Духовную Семинарию, где проучился четыре года.
29 ноября 1986 года во время учёбы в семинарии пострижен в монашество с именем Мелхиседек архимандритом Алексием (Кутеповым), наместником Свято-Троице-Сергиевой Лавры, в Троицком соборе.
30 ноября 1986 года архиепископом Дмитровским Александром (Тимофеевым) хиротонисан во иеродиакона в той же обители.
19 декабря 1987 года рукоположен во иеромонаха высокопреосвященным Архиепископом Дмитровским Александром (Тимофеевым), в Смоленском храме Лавры.
В 1988 году окончил Московскую духовную семинарию и поступил в Московскую Духовную Академию на заочный сектор.
В 1988 году Указом Патриарха Пимена переведён в монастырь Оптина Пустынь. Нёс послушание эконома монастыря. Был благочинным несколько лет.
15 апреля 1990 года возведён в сан игумена.
В 1992 году окончил Московскую духовную академию.
Указом Патриарха Алексия II от 30 января 1997 года назначен настоятелем в храм святых первоверховных апостолов Петра и Павла в Ясеневе года Москвы.
С 20 декабря 1999 года Указом Патриарха, в связи с переводом подворья ставропигиального мужского монастыря Свято-Введенская Оптина Пустынь из храма Живоначальной Троицы в Останкине в храм святых апостолов Петра и Павла в Ясеневе г. Москвы, назначен настоятелем подворья монастыря.
По Указу Патриарха от 18 декабря 1997 года в дополнение к несомому послушанию назначен настоятелем домового храма Воскресения Христова при пансионате N6 ветеранов труда по ул. Островитянова, д.10.
В 2005 году Указом Патриарха от 2 декабря 2005 года назначен настоятелем по строительству храма Покрова Пресвятой Богородицы в Ясеневе по ул. Айвазовского. Строительство храма начато в 2008 году.
Архимандрит Мелхиседек (Артюхин)
Сейчас на сайте чел.
Всего записей 3245
Архимандрит Мелхиседек (Артюхин; р. 1962)
В миру Артюхин Павел Дмитриевич.
В 1984 году поступил в Московскую духовную семинарию, которую окончил в 1988 году.
29 ноября 1986 года был пострижен в монашество с наречением имени в честь Мелхиседека, царя Салимского, наместником Троице-Сергиевой лавры архимандритом Алексием (Кутеповым) в Троицком соборе лавры. 30 ноября 1986 года рукоположен в сан иеродиакона в Троице-Сергиевой лавре ректором МДАиС архиепископом Дмитровским Александром (Тимофеевым). 19 декабря 1987 года рукоположен в сан иеромонаха тем же архиереем в Смоленском храме лавры.
С 1988 по 1992 год обучался заочно в Московской духовной академии.
В 1988 году был переведён в Оптину пустынь. Нес послушание эконома монастыря, несколько лет был благочинным монастыря.
15 апреля 1990 года возведён в сан игумена.
30 января 1997 года был назначен настоятелем в храм святых первоверховных апостолов Петра и Павла в Ясеневе города Москвы. 18 декабря 1997 года в дополнение был назначен настоятелем домового храма Воскресения Христова при Московском пансионате №6 ветеранов труда.
С 20 декабря 1999 года в связи с переводом Московского подворья Оптиной пустыни в Петропавловский храм в Ясеневе был назначен настоятелем подворья.
2 декабря 2005 года был назначен настоятелем храма Покрова Пресвятой Богородицы в Ясеневе города Москвы.
22 мая 2013 года возведен в сан архимандрита патриархом Московским и всея Руси Кириллом в Преображенском соборе Николо-Угрешского ставропигиального монастыря.
Игумен Мелхиседек (Артюхин): Cчастье ‒ это талант жить для другого
Духовник православного молодежного объединения «Покров» игумен Мелхиседек (Артюхин) рассказал молодежи о трех составляющих любви, как найти своего близкого человека и что лежит в основе счастливой семьи. На встречу с отцом Мелхиседеком, известным своими беседами на духовные темы на телеканале «Союз», в Культурном центре «Вдохновение» в Ясенево собралось около 300 молодых людей. Встреча длилась более трех часов и включала в себя показ фильмов, выступление батюшки, его ответы на волнующие аудиторию вопросы.
Отец Мелхиседек начал свой монолог с истории про пятилетнего мальчугана, которого спросили, нужна ли семья, нужно ли жениться и для чего нужна жена. «Если б не было семьи и меня не было, ‒ ответил ребенок. ‒ Хочешь-не хочешь, а жениться придется. И жена нужна. Она что-нибудь, да принесет». По сути, все последующее выступление священника строилось на том, чтобы доказать слушателям обратное. Жена или муж нужны не для того, чтобы что-то «приносить», а для того, чтобы служить друг другу. Для того, чтобы стремиться сделать счастливыми своего спутника. И что в основе семейного счастья лежит жертвенность. Почему же тогда в России на 100 браков приходится 70 разводов? Потому что люди выходят замуж и женятся совсем с другими целями и не хотят совершенствоваться в любви в семейной жизни.
Вступление отца Мелхиседека было наполнено яркими примерами, евангельскими и святоотеческими изречениями, зал ни раз взрывался смехом и слушал батюшку затаив дыхание.
«У греков слово „любовь“ имеет три составляющих, ‒ напомнил выступающий. ‒ Первая ‒ эрос, плоская, физическая близость, привязанность и влечение. Но у человека есть и душа. И когда появляется интерес к душе другого человека, общие интересы, взгляды, планы, вера, книги ‒ это единство не по телу, а по душе. Такая дружеская любовь именуется словом филео. И наконец высшее проявление любви ‒ это духовная форма любви ‒ агапэ. Возвышенная, жертвенная любовь». Когда все эти три составляющие объединятся, тогда и можно говорить о настоящей любви. По мнению священника, человеку проще обрести семейное счастье, если он ищет того, кому может что-то отдать, того, кому может себя посвятить. Счастье ‒ это талант жить для другого. А в 90% разводов главная причина ‒ эгоизм.
Семейное счастье не дается как данность, оно выращивается собственным трудом на протяжении всей жизни. В качестве примера священник привел такую историю. Одной женщине приснился сон, будто бы она оказалась в небесном магазине. Там она увидела двух ангелов, которые спросили, что она хочет? Женщина перечислила все от здоровья и хорошего мужа до материальных благ. Ей вынесли небольшую коробочку. В ответ на ее удивление, ангелы сказали: «А разве вы не знаете, что здесь мы выдаем только семена. Вся жизнь человека уходит на то, чтобы все это поливать и взращивать».
То есть для счастливой семейной жизни нужны предпосылки, нужен фундамент. Как, например, в фундамент дома закладывается треть его стоимости. И от качества этого фундамента зависит и вся дальнейшая совместная жизнь. Игумен Мелхседек перечислил основные из составляющих фундамента счастливой семейной жизни.
Первое ‒ это уважение к супругу. Многие женщины хотят быть первыми в семье, однако Богом в заложена другая иерархия. Основная ответственность за семью возложена на мужа. Поэтому жена должна уважать его мнение и прислушиваться к нему.
Второе. В жизни нужно учиться уступать друг другу («кто уступает, тот больше приобретает», Амвросий Оптинский). Умение найти в себе ошибку при конфликте в семье ‒ это беспроигрышный вариант. Слабый ищет виноватого, сильный ищет Бога. Третье ‒ это доброта. Умение благодарить за то доброе, что делают тебе твои близкие люди: сначала мама, бабушка, другие родственники, а затем ‒ твой муж или жена. Нужно понять, что любовь (например, родительская) ‒ это не долг, а жертва. «Иногда слышу, как жена сетует о своем супруге ‒ какой он все-таки черствый. Никогда не похвалит за вкусный обед или не оценит мою новую кофточку, ‒ отметил отец Мелхиседек. ‒ Один из мудрых людей как-то сказал: доброта такое явление, которое слышит глухой и видит слепой». Четвертое ‒ это долготерпение. И на это нужно настраиваться заранее, если хотите, чтобы в семье были мир и счастье. И, наконец, пятое ‒ доверие и верность. Отец Мелхиседек привел в пример двух женщин: жену Грибоедова ‒ Нину Чавчавадзе и жену генерала Тучкова. Первая вышла замуж в 15 лет и в 17 лет стала вдовой. Вторая стала вдовой в 30 лет, а на месте гибели мужа построила женский монастырь. Обе до конца жизни остались верны своим мужьям. «Я бы посоветовал искать себе мужа и жену не глазами, а слезами», ‒ заключил отец Мелхиседек, пояснив, что готового супруга не бывает, что такими становятся в процессе совместной жизни, что его или ее нужно вымаливать у Бога.
Он так же добавил, что проще всего найти свою пару в каких-то совместных проектах, например, в паломнических и миссионерских поездках, в служении ближним в детских или психо-неврологических интернатах, в помощи заключенным, в театральной студии. Все эти проекты реализует православная молодежная организация «Покров», которая действует при храме в честь святых апостолов Петра и Павла в Ясеневе. К слову, за 10 лет его существования в Центре «Покров» сложилось 33 семейные пары.
Русская Православная Церковь
Официальный сайт Московского Патриархата
Главные новости
В Неделю 21-ю по Пятидесятнице Святейший Патриарх Кирилл совершил Литургию в Александро-Невском скиту
Святейший Патриарх Кирилл принял участие в Международном съезде учителей и преподавателей русской словесности
Святейший Патриарх Кирилл принял руководителя Правового управления Московской Патриархии игумению Ксению (Чернегу)
Назначен и.о. заместителя председателя Финансово-хозяйственного управления Московского Патриархата
Назначен и.о. генерального директора художественно-производственного предприятия Русской Православной Церкви «Софрино»
Архив
Архимандрит Мелхиседек (Артюхин): Сайт монастыря должен быть уникальным
Зачем монахам Интернет, должен ли у каждого монастыря быть свой сайт и почему нельзя сторониться социальных сетей, журналу «Монастырский вестник» рассказывает пресс-секретарь Синодального отдела по монастырям и монашеству архимандрит Мелхиседек (Артюхин).
Приобретенный опыт
— Отец Мелхиседек, Ваша биография достаточно известна, есть в открытом доступе. Единственное, что интересно было бы узнать, какое послушание для Вас было самым сложным?
— Думаю, что послушание благочинного Оптиной пустыни. Представьте: ответственность за каждодневное течение жизни обители, за дисциплину многочисленной братии, за их отношение к послушаниям. Плюс к этому — постоянные встречи по делам обители, переговоры, разъезды. А ведь нужно же еще и за своей собственной душой следить, молиться, не рассеиваться помыслами. Словом, это был настоящий «курс молодого бойца». Но я благодарен Богу, что все это было в моей жизни. Теперь на новых послушаниях весь этот приобретенный опыт помогает мне.
— Кто из подвижников прошлого и настоящего оказал на Вас, Ваше мировоззрение самое ощутимое влияние?
— Мне посчастливилось встретиться со многими подвижниками нашего времени. Из них особенно близкое общение было с духовниками Троице-Сергиевой лавры архимандритом Кириллом (Павловым) и архимандритом Наумом (Бойбородиным), архимандритом Иоанном (Крестьянкиным), протоиереем Николаем Гурьяновым, схиархимандритом Зосимой (Сокуром), духовником Тульской епархии схиархимандритом Христофором (Никольским), наместником Оптиной пустыни архимандритом Венедиктом (Пеньковым).
— Расскажите о Вашем сегодняшнем послушании на посту пресс-секретаря Синодального отдела по монастырям и монашеству.
— В первую очередь Священноначалием была поставлена задача формирования единого информационного пространства и координации работы сайтов монастырей. Это сейчас и является одним из основных направлений работы. Пока есть такая возможность, интернет-пространством надо пользоваться во благо Церкви, во благо монастырей. Как это сделать лучше, качественнее — этими вопросами мы и занимаемся.
Рабочие контакты
— За то время, пока Вы являетесь пресс-секретарем Синодального отдела по монастырям и монашеству, уже успели вычислить наилучшую формулу работы со СМИ? Можете ли Вы дать какие-то практические советы в этой области?
— Не думаю, что у меня накопился обширный и обстоятельный опыт в этом деле, но некоторые моменты я бы отметил. Во-первых, монастырям важно составить список всех тех средств массовой информации, которые уже с ними взаимодействуют и которые потенциально являются их «соработниками» на ниве информационной работы. Это то, что на светском языке называется составить пресс-пул. Не думаю, что нужно стремиться к как можно большему числу СМИ, к максимальному охвату аудитории, — надо помнить не только о количестве медиапартнеров, но и о качестве их контента. Со всем пулом необходимо постоянно поддерживать рабочие контакты, связь должна быть стабильной.
Во-вторых, надо обязательно контролировать те сюжеты и новости, которые выходят о монастырях и Церкви вообще. Об ошибках или некорректно поданной информации нужно сразу заявлять в соответствующее СМИ или надзорный орган. Здесь важно тесно сотрудничать с епархиальными структурами Отдела по взаимодействию с обществом и СМИ. Если мы сами промолчим о недостоверной новости, то многие люди могут этим соблазниться и впасть в смущение.
В-третьих, целесообразно расписать медиаплан на год-два вперед, чтобы всегда перед глазами были важные события в жизни обители и постепенно к ним готовиться. Этот план должен быть и у редакторов СМИ. Вообще сотрудничество с медиаструктурами «стимулирует» монастыри к более активной социальной работе. В тех случаях, когда это не вредит духовной жизни, такая активность может рассматриваться как продолжение миссии.
И еще я бы отметил такой нюанс. Монастырям не всегда надо идти «на поводу» у СМИ и принимать их повестку дня, их акценты в информационной картине окружающего мира. Иногда важно «переламывать» тенденции, то есть предлагать свои, душеполезные темы для сюжетов. Главное, делать это естественно, без лишнего нажима и навязчивости — никаким СМИ не понравится, если монастыри захотят вести диалог с ними с позиции всезнающих учителей. Больше чуткости и доброты — и результат будет.
— На Рождественских чтениях в этом году обсуждали проблему использования Интернета и мобильной связи (вообще электронной коммуникации) в монастырях. Ваш взгляд на этот вопрос?
— В целом я согласен с теми тезисами, выводами, которые прозвучали на Чтениях. Интернет и мобильная связь должны использоваться для выполнения конкретных послушаний и лучше теми, кто имеет достаточный духовный опыт противостоять стихиям мира сего. Польза от Интернета несомненна, и об этот тоже было довольно много сказано. Но если потенциальный вред перевешивает пользу, то лучше свести к минимуму электронную коммуникацию. Сохранение монастыря как семьи, сохранение иноческого духа в обители в конечном счете важнее даже тех медиапроектов, которые, казалось бы, приносят пользу обществу. Поэтому здесь необходимо действовать с рассуждением.
Идти в сети
— Какие информационные проекты монастырей сейчас самые востребованные? Насколько активно эти проекты — сайты, порталы, соцсети — монастыри должны «продвигать»? Возможно ли здесь использование классических схем продвижения и рекламы?
— Анализ посещаемости монастырских сайтов свидетельствует: востребованы проекты, которые рассказывают о законах духовной жизни. И это хороший сигнал: значит, собственно жизнь души, ее участь в вечности беспокоят людей, они хотят об этом знать и менять свою жизнь. Многим интересна сама жизнь монастырей, их прошлое и настоящее. Такой интерес вообще характерен для русского народа, обители всегда притягивали его умственный и сердечный взор. Не оставляют равнодушными и новые направления в этой области. Так, например, на сайте Оптиной пустыни продолжает развиваться уникальный проект постишного (по стихам) толкования Священного Писания. Подобные толкования, расширяя миссионерскую деятельность монастыря и приобщая к изучению Евангелия все больше людей, не нарушают при этом его уединенности. Инициативы такого рода достойны подражания.
На сайте Соловецкого монастыря начал функционировать проект «Духовенство Русской Православной Церкви в XX веке», цель которого совместными усилиями верующих создать общедоступную, как можно более полную базу биографий духовенства Русской Церкви прошлого столетия, а также полную и яркую базу материалов о формах его служения. На сайтах Зачатьевского и Богородице-Рождественского монастырей можно увидеть, как в рассказах о старицах, насельницах, духовниках монастыря раскрывается красота монашества, преемственность традиций во времени и пространстве. На сайте Марфо-Мариинской обители создается раздел, содержащий практические наставления и помощь (текстовые, фото- и видеоматериалы) по уходу за тяжелобольными людьми.
Сложно сказать насчет использования классических схем продвижения. Понятия рекламы и PR (в их современных коннотациях) не вяжутся с природой Церкви, однако это совершенно не означает, что все подобные коммуникационные наработки, что называется, отданы на откуп врагу. Почему достойное доброе дело не заслуживает рассказа о себе? Не агрессивного продвижения на рынке ради зарабатывания денег, а именно спокойного честного рассказа? Конечно, кто-то может сказать, что это реклама или какой-то монастырь начинает «пиариться». Но такие рассуждения, как правило, — откровенные передергивания людей, мало разбирающихся в церковной действительности. Поэтому, если сайт достойный, полезный, его можно продвигать, главное на этом пути — не начать путать цель со средством и сохранять дух мирен. А все, что касается технического инструментария, то да, это можно использовать, лишь бы не увлекаться формой сайта в ущерб содержанию.
Работа в социальных сетях сейчас необходима. Большая часть молодого поколения проводит значительное время — буквально «живет» — именно в соцсетях. Упускать их из виду, лишать евангельского слова, пастырского окормления — огромная ошибка. Однако стоит помнить, что этим должны заниматься подготовленные — прежде всего духовно — люди, потому что можно, что называется, увлечься и забыть, зачем ты посещаешь эти соцсети. Думаю, логично искать помощников в этом деле среди своих прихожан, трудников и паломников монастырей.
Сайт — для общения
— Сейчас почти у каждого монастыря и даже прихода есть свой сайт. Насколько велика практическая польза от них? На 90% они состоят из схожей информации. Не лучше ли создать централизованные порталы и вложить деньги в повышение их качества?
— Дело в том, что сайт каждого монастыря и каждого прихода может и должен быть уникален. Это требует усилий, творческого подхода, этому надо учиться. Но такое возможно, и это доказывают отдельные примеры, которые были приведены раньше. Кроме того, «свой» сайт для прихожан — это продолжение приходской, общинной жизни, частичка их храма, помогающая не только узнать расписание служб, но и почувствовать свою сопричастность к общему делу. Централизованные же порталы аккумулируют информацию, которая имеет более глобальное, обобщенное значение. Не будешь же вывешивать на нем подробный рассказ о местночтимом святом или новость районного масштаба? Но и это направление надо развивать и улучшать, вкладывать в него средства. В том числе и для того, чтобы более мощные централизованные ресурсы помогали людям открывать для себя локальные сайты. Сайты должны максимально использоваться в качестве информационной площадки для общения как между монастырями, так и между монашествующими и мирянами.
— Насколько принципиальными являются рейтинги посещаемости монастырских сайтов?
— Статистика помогает определиться и принять решение насчет внешней оптимизации сайта. В какой-то степени показатели, определяющие степень популярности, привлекают посетителей. И установленные счетчики — это один из инструментов продвижения сайта. Важно проанализировать статистику посещаемости отдельных разделов и статей, чтобы определить, какое направление нужно развивать, на чем сосредоточить усилия. Однако необходимо учитывать не только количество людей, посетивших сайт, но и сколько просмотров приходится на одного пользователя, сколько было уникальных гостей за какой-либо период времени, каково поведение посетителей на сайте. Одним из самых полезных показателей в счетчике является среднее время пребывания посетителей на сайте. Если данный показатель слишком низкий, то необходимо искать причину и, прежде всего, задуматься о качественных характеристиках статей. Возможно, слабым звеном являются подборка тем, форма подачи, предсказуемость, банальность информации и прочее. Все эти «нарушения» надо выявлять и принимать меры. Важно знать, с каких страниц посетители переходят на сайт — с поисковых систем или с закладок. Если переходы осуществляются, в основном, с поисковых систем, то стратегия продвижения интернет-ресурса находится на верной траектории. Для оптимизации необходимо знать, по каким фразам посетители приходят на сайт. Определив таковые, надо стараться продвигать не слишком популярные фразы, чтобы сайт находился на высоких поисковых строках по разным позициям.
— Какую помощь может оказать Синодальный отдел по монастырям и монашеству различным обителям в создании их собственных сайтов?
— Информационный отдел Синодального отдела по монастырям и монашеству оказывал и оказывает помощь в создании новых сайтов. В прошлом году были созданы сайты двух монастырей, обратившихся в отдел: Николо-Вяжищского ставропигиального женского и Свято-Троицкого Александро-Невского ставропигиального женского монастырей. Оказывается консультационная помощь по улучшению информационного наполнения и развитию структуры сайтов. Непосредственная работа с ответственными за сайты ставропигиальных монастырей стала приносить существенные плоды: значительно улучшилась структура многих сайтов, повысилось качество публикуемой информации, приобретен опыт по работе с информационными потоками. На многих сайтах ставропигиальных монастырей самостоятельно принимаются решения о развитии и активно, с творческим подходом разрабатываются и внедряются интересные уникальные проекты. При необходимости мы стараемся оказать посильную консультационную помощь в реализации этих решений
— Какую информацию целесообразно размещать на монастырских сайтах, помимо традиционных рубрик?
— Можно посоветовать более активно развивать разделы сайта, посвященные миссионерской, социальной, образовательной деятельности монастыря; разделы, рассказывающие о монастырской жизни, надо стараться делать нетривиальными, не «сухими» и однообразными. Это довольно сложно, но поработать над стилем подачи важно. Особое внимание я бы уделил беседам известных духовников с насельниками обителей: как правило, верующие очень ждут таких бесед и стараются внимательно их прослушать.
Нельзя забывать об информации для паломников. Подробная карта, маршруты, расписание автобусов, электричек, наличие мест в гостиницах, телефоны «горячих линий», возможные трудности — все это должно быть указано на сайте. Ну и, конечно, ответы на звонки должны быть исчерпывающими и точными, надо быть готовым к разным вопросам.
Часто люди не могут приобрести ту или иную духовную литературу, поэтому полезно публиковать фрагменты как хрестоматийных произведений, так и новинок (даже, возможно, делать обзоры этих новинок). Будет прекрасно, если с сайта можно заказать понравившуюся книгу.
Надо помнить о том, что наша Церковь полиэтнична, поэтому в тех ситуациях, когда это целесообразно, не лишним будет размещать перевод материалов на английский, украинский, молдавский, сербский и другие языки. Для людей старшего поколения, плохо видящих, должна быть специальная опция, увеличивающая масштаб, четкость текстов.
Вообще же сайты надо стремиться делать простыми в использовании, интуитивно понятными, чтобы они были полезны и опытным интернет-пользователям, и новичкам.
Чтобы понять, какие еще рубрики будут востребованы, надо спрашивать об этом самих верующих, посетителей сайтов, проводить интерактивные опросы.